Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

1 из 10

Семь строчек из десяти рейтинга самых богатых чиновниц России занимают депутаты Госдумы. Возглавила список также представительница нижней палаты парламента, депутат от «Единой России», заслуженный врач Российской Федерации Татьяна Соломатина. Ее совокупный доход за минувший год составил 52,2 миллиона рублей.

© РИА Новости / Александр Натрускин

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

2 из 10

На втором месте списка журнала Forbes оказалась член Совета Федерации РФ Людмила Нарусова. Ее задекларированный доход за прошлый год составил 28,7 миллиона рублей.

© РИА Новости / Пресс-служба Совета Федерации РФ

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

3 из 10

Тройку лидеров списка замыкает заместитель председателя Государственной думы РФ Ольга Епифанова. Ее доход за 2016 год составил 24,5 миллиона рублей.

© РИА Новости / Владимир Федоренко

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

4 из 10

Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заняла четвертое место рейтинга с доходом в 22,9 миллиона рублей.

© РИА Новости / Максим Блинов

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

5 из 10

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Елена Панина, заработавшая в прошлом году 16,5 миллиона рублей, заняла пятое место рейтинга самых богатых чиновниц России.

© РИА Новости / Илья Питалев

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

6 из 10

На шестом месте списка с доходом в 15,7 миллиона рублей оказалась член комитета Госдумы по энергетике Наталья Назарова.

© РИА Новости / Илья Питалев

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

7 из 10

Заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, заработавшая в прошлом году 15,6 миллиона рублей, занимает седьмую строку рейтинга Forbes.

© РИА Новости / Дмитрий Астахов

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

8 из 10

На восьмой позиции — заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Светлана Савицкая с доходом в 15,4 миллиона рублей.

© РИА Новости / Владимир Федоренко

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

9 из 10

Первая в мире женщина-космонавт, заместитель председателя комитета ГД по международным делам Валентина Терешкова заняла девятое место списка. Ее задекларированный доход за прошлый год составил 12,3 миллиона рублей.

© РИА Новости / Илья Питалев

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛ

10 из 10

Замыкает десятку самых богатых чиновниц России член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Валентина Рудченко, заработавшая в 2016 году 10,5 миллиона рублей.

© Фото : партия «Единая Россия»

1 из 10

Семь строчек из десяти рейтинга самых богатых чиновниц России занимают депутаты Госдумы. Возглавила список также представительница нижней палаты парламента, депутат от «Единой России», заслуженный врач Российской Федерации Татьяна Соломатина. Ее совокупный доход за минувший год составил 52,2 миллиона рублей.

© РИА Новости / Александр Натрускин

2 из 10

На втором месте списка журнала Forbes оказалась член Совета Федерации РФ Людмила Нарусова. Ее задекларированный доход за прошлый год составил 28,7 миллиона рублей.

© РИА Новости / Пресс-служба Совета Федерации РФ

3 из 10

Тройку лидеров списка замыкает заместитель председателя Государственной думы РФ Ольга Епифанова. Ее доход за 2016 год составил 24,5 миллиона рублей.

© РИА Новости / Владимир Федоренко

4 из 10

Председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заняла четвертое место рейтинга с доходом в 22,9 миллиона рублей.

© РИА Новости / Максим Блинов

5 из 10

Депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Елена Панина, заработавшая в прошлом году 16,5 миллиона рублей, заняла пятое место рейтинга самых богатых чиновниц России.

© РИА Новости / Илья Питалев

6 из 10

На шестом месте списка с доходом в 15,7 миллиона рублей оказалась член комитета Госдумы по энергетике Наталья Назарова.

© РИА Новости / Илья Питалев

7 из 10

Заместитель председателя правительства России Ольга Голодец, заработавшая в прошлом году 15,6 миллиона рублей, занимает седьмую строку рейтинга Forbes.

© РИА Новости / Дмитрий Астахов

8 из 10

На восьмой позиции — заместитель председателя комитета Государственной думы по обороне Светлана Савицкая с доходом в 15,4 миллиона рублей.

© РИА Новости / Владимир Федоренко

9 из 10

Первая в мире женщина-космонавт, заместитель председателя комитета ГД по международным делам Валентина Терешкова заняла девятое место списка. Ее задекларированный доход за прошлый год составил 12,3 миллиона рублей.

© РИА Новости / Илья Питалев

10 из 10

Замыкает десятку самых богатых чиновниц России член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Валентина Рудченко, заработавшая в 2016 году 10,5 миллиона рублей.

© Фото : партия «Единая Россия»

Лоббист прогрессивной шкалы НДФЛ объяснил Znak.com, почему Путин вернул «налог на богатство»

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛhttps://www.znak.com/2020-06-25/lobbist_progressivnoy_shkaly_ndfl_obyasnil_znak_com_pochemu_putin_vernul_nalog_na_bogatstvo

2020.06.25

В 2001 году во время своего первого президентского срока Владимир Путин отменил в России «налог на богатство», или, говоря профессиональным языком, прогрессивную шкалу подоходного налога. До этого момента чем больше зарабатывал человек, тем выше была ставка его отчислений в бюджет. К примеру, в 2000 году минимальная ставка НДФЛ составляла 12%, максимальная — 40%.

Но Владимир Путин уравнял обязательства и ввел плоскую шкалу налога — одинаковую для всех ставку 13%. Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет. Объявлено лишь, что налог на доходы свыше 5 млн рублей вырастет с 13% до 15%.

Многие политики и экономисты все эти годы добивались введения в России прогрессивной шкалы подоходного налога, приводя в пример развитые страны, где самые состоятельные граждане платят существенно больше бедных: 37% НДФЛ — в США, 57% в Швеции, 56% — в Японии.

Одним из таких лоббистов был депутат Госдумы Валерий Гартунг, который считает, что одинаковая для всех ставка НДФЛ не только не справедлива, но и губительна для экономики. Журналист Znak.com поговорил с депутатом о причинах и последствиях предстоящих изменений. 

Прогрессивная шкала подоходного налога существовала в России с 1812 года, но в 2001 году Владимир Путин уравнял обязательства бедных и богатых Яромир Романов/Znak.

com

 — Валерий Карлович, Вы несколько лет выступаете за ввод прогрессивной шкалы налога на доходы населения.

И вот Владимир Путин озвучил, что состоятельные граждане, получающие больше 5 млн рублей доходов, будут отчислять государству не 13%, а 15% НДФЛ сверх этой суммы. Это то, чего вы добивались? 

— Отчасти то, чего я добивался. Я рад, что нам (здесь и далее имеется в виду фракция «Справедливая Россия» в Госдуме РФ — прим. ред.) удалось достучаться до президента. Но мне кажется, что надо идти дальше.

Нужно сделать так, чтобы после выплаты подоходного налога люди получали зарплату не меньше прожиточного минимума. Сумму отчислений, которая делает зарплату меньше прожиточного минимума, надо возвращать.

 

— То есть это половинчатое решение? 

— Оно не половинчатое, это первый шаг в данном в направлении. В принципе, прогрессивную шкалу можно сразу сделать огромной — бабахнуть 40%, но тогда убегут все. Я бы к предложению, которое озвучил президент, добавил возврат налога для бедных, о котором сказал выше, а также снизил бы ставку страховых платежей с 30% до 15%, как это сейчас сделано для малого и среднего бизнеса. 

Надо уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, вводя прогрессивную шкалу подоходного налога и снижая ставку страховых платежей. Причем шкалу страховых платежей можно сделать плоской. Сейчас на зарплаты свыше 1,1 млн рублей в год страховая ставка 10%, а до 1,1 млн — 30%. 

— На прошлой неделе в прессу просочились данные, что правительство обсуждает возможность повысить налог для состоятельных граждан. Стало ли для вас неожиданным позавчерашнее заявление президента и озвученные параметры? 

— Да, оно было неожиданным. Мы на днях уже в 14-й раз внесли предложение о вводе прогрессивной шкалы, начиная с доходов больше 24 млн рублей [в год] и увеличения ставки на 2%.

По нашему мнению, потом со 100 млн рублей надо еще 2% налога добавить, и от 250 млн рублей — еще 1%. Таким образом, самые богатые платили бы подоходный налог на 5% больше, чем сейчас,  — то есть 18%.

Люди, которые получают больше 250 млн рублей, — далеко не бедные, таких у нас мало, и они могут себе позволить заплатить такой налог. Возможно, это будет последующим шагом. 

— Почему вы предлагали сумму в 24 млн рублей? 

— 5 млн рублей — это очень большая сумма, если речь идет только о заработной плате. Но если это доход индивидуального предпринимателя, то это уже небольшие деньги. А платить придется сверх 5 млн уже по повышенным ставкам. 

Да, мы предлагали начать с суммы 24 млн рублей. Но учитывая, что по предложению президента ставка увеличится не на 5%, а всего на 2%, то мы считаем, что это приемлемый вариант. 

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛВалерий ГартунгНаиль Фаттахов/Znak.com

— Для регионов порог доходов в 5 млн рублей — достаточно высокий, есть оценки, что принятое решение — не столько экономическое, сколько политическое, так как особого экономического эффекта в регионах от него не будет. Как вы считаете? 

— Оно частично экономическое, частично — политическое. Но самое главное — оно справедливое. 

— Не случится ли так, что через какое-то время всех опять уравняют, повысив НДФЛ с 13% до 15%? Значит ли это, что Россия точно отказалась от плоской шкалы налогообложения?

— Место для глупости и ошибок есть всегда, но я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Я думаю, что поднимать НДФЛ для людей, которые имеют небольшие доходы, нет смысла, это неправильно. Если будет предложен такой вариант, я буду выступать против, потому что для людей, получающих небольшие доходы, нельзя поднимать НДФЛ.  

— После предложения президента удастся ли хоть как-то сократить разрыв в доходах бедного и богатого населения в России? 

— Разрыв в доходах сократится только в пределах статистической погрешности, к сожалению. Это слишком маленький шаг, нужен целый комплекс шагов. Не надо переоценивать масштабов этого действия. 

Если говорить о справедливости, то ставку страховых платежей надо делать плоской для всех, и тогда можно еще немного поднять ставку по НДФЛ для очень высоких доходов.

При этом освободить от уплаты НДФЛ людей, которые получают зарплату на уровне прожиточного минимума.

Вот когда все три решения будут приняты в комплексе, тогда это отчасти повлияет на ситуацию — богатые будут платить немного больше, а для бедных это станет существенным снижением.

Читайте также:  Фнс объяснила, почему плательщику не надо сразу в суд при возврате налога

— На ваш взгляд, не будет ли сложностей с тем, чтобы «окрасить» поступившие средства и направить их на лечение детей? 

— Сколько было идей с «окрашиванием» денег, но ни одна не сработала. Фонд национального благосостояния создавался специально для софинансирования пенсионных накоплений граждан, а также для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Но прошло несколько лет — и про это забыли. 

Главное в будущем не менять позицию. Если президент сказал, что приоритет — лечение детей, оплата дорогих операций, то так и должно остаться в будущем.

Конечно, стыдно в стране, где в Фонде национального благосостояния накоплено 12 трлн средств, собирать деньги на лечение детей через интернет. Президент правильно на это отреагировал.

Но важно, чтобы человеческая реакция президента закрепилась в поведении чиновников, не забылась через пару лет.  

— Вы всегда были сторонником прогрессивной шкалы налогообложения? Каковы плюсы и минусы каждого из вариантов? 

— Я всегда был сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Мало того, она же раньше была в России. Я начал заниматься бизнесом в 1989 году, когда мы с супругой открыли кооператив. Сначала мы платили 3%, потом по прогрессивной ставке я и 35% НДФЛ платил.

Я прошел через все изменения налоговой системы и не вижу проблем в том, чтобы состоятельные люди платили налоги по повышенной ставке. Более того, все эти годы, когда была плоская шкала, я тратил деньги на благотворительность. Зачем человеку деньги? Чтобы их тратить.

А куда? Чтобы сделать кого-то счастливым, кому-то помочь. 

В плоской шкале налогообложения я не вижу никаких плюсов. Среди стран «Большой двадцатки» только в России плоская шкала налогообложения. В других странах ставки налогов [для богатых] доходят до 80%. Даже после ввода прогрессивной шкалы по заявлению президента в России останется самая низкая ставка подоходного налога.    

  • Плоская шкала налогообложения даже вредна для нашей экономики. 
  • — Почему? 
  • — Если бы у нас были низкими налоги для бизнеса, эффективная система управления, я бы понял — стране не нужны налоги, поэтому они невысокие у всех и ставка НДФЛ у всех одинаковая — 13%. 

Но в реальности у нас бизнес платит сумасшедшие налоги. Чтобы заплатить рабочему 1 рубль зарплаты, ты должен еще 65 копеек бюджету отдать в виде налогов как минимум.

При этом если ты себе забираешь деньги, ты платишь с 1 рубля всего 33 копейки налогов — то есть 33%: 13% НДФЛ плюс 20% налог на прибыль. И это ненормально.

Должно быть наоборот: если ты себе берешь, то платишь 65%, а если рабочему даешь — то 33%. 

Депутаты обещали подумать о прогрессивной ставке НДФЛЛозунги о повышении НДФЛ для богатых часто звучат на акциях протестаЯромир Романов/Znak.com

Так работает система в Германии. Пока деньги находятся в бизнесе, предприятие мало платит налогов, но как только собственник выводит деньги себе в виде дивидендов, он платит серьезные налоги. Таким образом стимулируется оборот денег в бизнесе. Если ты хочешь на себя любимого деньги потратить — пожалуйста, бери без ограничений, но заплати высокий налог.

Германия — мировой лидер в экспорте с развитой промышленностью. Там развиваются технологичные производства, потому что у бизнеса меньше затрат. У нас же низкие затраты только у сырьевиков. У нас сырьевики и финансисты — в шоколаде. Вот мы экономику построили: труба и сберкасса, которая ее обслуживает! А все остальные нищенствуют.

Это что, нормально? Что это за экономика такая? 

— Почему предложения о вводе прогрессивной шкалы так долго отвергались правящей верхушкой? 

— Да они и сейчас отвергаются.

На самом деле то, что предпринял президент, — это не результат аналитической работы правительства, а результат изучения общественного мнения, так как граждане считают несправедливым отсутствие в стране прогрессивной шкалы подоходного налога. И президент прислушался к населению. А вообще было бы правильно, если бы правительство, анализируя экономическую информацию, принимало взвешенные, экономически выверенные решения. Вот с этим проблема. 

— Когда можно ожидать принятия изменений в Налоговый кодекс РФ? 

— Раз президент об этом сказал, думаю, в ближайшее время мы получим проект, внесенный правительством. Видимо, на следующей неделе или через неделю мы его обсудим.  

— В процессе подготовки могут появиться какие-то детали? Интересно, придется ли платить повышенный налог со всех доходов, не только с зарплаты, но и продажи акций, квартиры, с полученных дивидендов? Возможны ли все-таки исключения? 

— Вполне возможно, какие-то нюансы будут, потому что доходы люди получают не только в виде заработной платы, но и от продажи имущества, процентов по вкладам, по акциям. Посмотрим, что внесет правительство, и тогда будем обсуждать.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Надежда на олигархов: депутаты предложили ввести прогрессивную шкалу налогообложения

Фракция Госдумы от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесли в нижнюю палату парламента законопроект о введении в стране уже с 1 января 2019 года прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Законопроект размещен в среду, 28 марта, в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента.

В тот же день документ был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы.

 Из пояснительной записки к законопроекту следует, что депутаты-коммунисты предлагают установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для тех, чьи доходы составляют менее 100 000 рублей в год. 

Для лиц с доходами свыше 3 млн рублей в год ввести повышенные ставки НДФЛ от 15 до 25%. При этом с граждан, доход которых в год составляет от 100 001 до 3 млн рублей, предлагается взымать НДФЛ в размере 5000 рублей плюс 13% с суммы, превышающей 100 000 рублей.

НДФЛ для граждан, получающих ежегодный доход в размере от 3 млн до 10 млн рублей, предложено увеличить до 382 000 рублей плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн рублей.

И для граждан, получающих в год более 10 млн рублей дохода, НДФЛ предложено увеличить до 1 642 000 рублей плюс 25% с суммы, превышающей 10 000 000 рублей. 

В настоящее время в России действует единая ставка НДФЛ в 13% со всех доходов налогоплательщиков независимо от уровня их доходов.

Депутаты от КПРФ в пояснительной записке напоминают, что до 2001 года в России действовала прогрессивная шкала ставки этого НДФЛ в диапазоне от 12 до 35% с учетом уровня доходов физических лиц.

С введением в 2001 году в действие Налогового кодекса Российской Федерации вместо прогрессивной шкалы НДФЛ была установлена единая (плоская) ставка.

Объяснялось это в том числе необходимостью вывода доходов из теневой сферы экономики.

В результате, отмечают коммунисты, богатые люди получили дополнительные доходы и в 2016 году численность лиц, имеющих доход свыше $1 млрд, выросло до 96 человек, и позволило им войти в список самых богатых людей в мире по данным Forbes. 

«Надежды, что сверхдоходы олигархи направят на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест в стране за последние 15 лет, не оправдались. Наоборот, по разным каналам сверхдоходы из России выведены за рубеж и в офшоры на общую сумму более 60 трлн рублей», — отмечают авторы инициативы.

По данным авторов документа, ставка НДФЛ 13% сохранится для большинства налогоплательщиков — 58,02 млн человек (86,08% от общей численности плательщиков НДФЛ). Введение прогрессивной шкалы ставок выше 13% с 2018 года в основном коснется около 484 100 человек, что составляет всего 0,72% от общей численности налогоплательщиков. 

Авторы законопроекта признают, что в связи с предлагаемым снижением ставки налога на доходы малообеспеченных граждан с 13% до 5%, сумма выпадающих доходов в бюджетах субъектов Российской Федерации и в муниципальных бюджетах составит 71,168 млрд рублей.

Но общая сумма доходов при введении прогрессивной шкалы ставки НДФЛ свыше 13%, с учетом выпадающих доходов субъектов России по НДФЛ, в 2019 год может превысить 1 трлн 159 млрд рублей.

И это позволит регионам «более активно решать экономические и социальные задачи, отнесенные к их полномочиям».

Депутаты от КПРФ также сообщают, ссылаясь на опросы населения, что более 70% населения считают плоскую шкалу налогообложения главным источником неравенства в стране. И лишь 14% выступают против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. 

В правительстве предложенный коммунистами законопроект не поддержали. «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении кабинета министров на законопроект.

По данным Федеральной налоговой службы, поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 году составили 2 трлн 688,7 млрд рублей, в 2015 году — 2 трлн 806,6 млрд рублей, 2016 году — 3 трлн 17,3 млрд рублей.

В самом правительстве ведется обсуждение возможного изменения налоговой системы, в том числе повышения ставки подоходного налога. 22 марта вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что не исключает повышения НДФЛ в России с нынешних 13% до 15%.

«Если будет понимание справедливости новых подходов по сравнению с нынешним, это будет консенсус в обществе, тогда это действительно имеет смысл, ничего страшного я в этом не вижу, мы жили с 13% налогом достаточно долго и если дополнительные 2% будут направляться например на здравоохранение, это точно будет в плюс», — сказал Дворкович (цитата по РИА Новости).

Главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик считает, что нынешнее обсуждение изменения ставки НДФЛ является продолжением дискуссий прошлого года относительно возможности введения прогрессивной шкалы налогообложения. Он напомнил о международном опыте ряда стран Центральной и Восточной Европы, например, Словакии, где удалось достаточно успешно перейти от плоской к прогрессивной шкале налогообложения. 

При этом он подчеркнул, что подобные меры сопряжены с определенным риском. «Если что-то работает, и работает хорошо, а собираемость НДФЛ серьезно выросла с момента введения плоской шкалы налога, то изменения, связанные с введением прогрессивной шкалы, могут привести к обострению рисков, связанных с уходом базы налогообложения в теневой сектор», — пояснил Лисоволик. 

То, что тема повышения НДФЛ поднята и обсуждается на разных уровнях, он объяснил тем, что доходная база бюджета еще не полностью адаптировалась на протяжение последних нескольких лет к масштабному снижению цен на нефть. «Даже несмотря на некоторое восстановление цен за предыдущие годы, потребность в такой адаптации сохраняется», — отметил Лисоволик. 

По его словам, отдача от налоговой системы во многом достигалась за счет собираемости налога. «Когда есть потребность в дополнительных доходах в связи с недофинансированием растущих потребностей экономики, такого рода сценарии, при которых мы увидим некоторое увеличение налогообложения, исключать нельзя», — добавил экономист. 

Читайте также:  Выписка из приказа о приеме на работу: когда нужна, как оформить, образец заполнения

В думе готовы подумать над поправками о росте ндфл при доходах свыше 12 млн рублей

МОСКВА, 6 ноября. /ТАСС/.

Предложение экспертов ВШЭ поднять НДФЛ до 20-24% для получающих свыше 12 млн и 24 млн рублей в год является справедливым, соответствующие поправки могут быть внесены ко второму чтению законопроекта о росте НДФЛ до 15% для лиц, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год. Об этом заявила в беседе с ТАСС первый зампред комитета Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению Ирина Гусева («Единая Россия»).

«Я считаю, что это справедливо, чем больше ты получаешь, тем больше должен платить налог. Это предложение нужно отработать, взвесить.

Если президент внес предложение про 15% НДФЛ, и мы четко понимаем, куда эти деньги идут, четко знаем, какая это будет сумма — эти деньги пойдут на больных ребятишек, болеющих редкими заболеваниями, то и здесь надо понимать, какая это будет сумма.

Предложение, с моей точки зрения, имеет правильное направление, идея замечательная, теперь нужно считать, теперь нужно все это взвешивать и понимать, куда идут эти деньги, то есть они должны иметь целевое назначение», — сказала депутат.

Гусева отметила, что готова вносить соответствующую поправку ко второму чтению законопроекта о росте ставки НДФЛ. «Лично эту поправку как человек я готова вносить, но мы должны ее обсудить и выверить. Потому что идея правильная. Мысли правильные, но дальше нужно все просчитать. Это продолжение темы дискуссии о прогрессивном налоге, этого ожидают в обществе», — отметила Гусева.

По ее словам, вопрос о прогрессивном налогообложении часто поднимался и было много вариантов этой идеи, но эта тема поднимается «не просто ради какого-то дешевого пиара, а это ради того, чтобы была достигнута какая-то цель».

«Я абсолютно готова это поддержать, потому что сейчас уже мы видим, что 15% — это те, кто 5 миллионов получает, такая категория есть, но теперь следующая категория — те, кто получает больше 12 миллионов».

Гусева выразила надежду, что часть средств от роста налогов могла бы пойти «на те же муниципальные территории, на решение государственных задач, потому что их очень много».

Ранее эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в заключении на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.

посчитали возможным повышение налогового бремени на неинвестируемые высокие личные доходы граждан и на неинвестируемые свободные средства корпораций. Речь шла о ставке подоходного налога в 20-24% для доходов физических лиц в объеме свыше 12 млн руб. и 24 млн руб.

в год, а также о возвращении к ставке налога на прибыль на уровне 24% или даже 30% в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета.

Президент РФ Владимир Путин в ходе обращения к россиянам 23 июня предложил с 1 января 2021 года повысить с 13% до 15% налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год. Он отмечал, что повышенным налогом будет облагаться только сумма, превышающая 5 млн рублей. Соответствующий законопроект Госдума одобрила в первом чтении 21 октября.

Думские фракции поддержали введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Все фракции Государственной Думы поддержали идею ввести в России дифференцированную шкалу подоходного налога.

В «Единой России» введение повышенной ставки НДФЛ назвали оправданным. Во фракции всегда считали, что «плоская шкала — это не навечно», сообщил руководитель ЕР в Госдуме Сергей Неверов.

«Мы всегда говорили о том, что в перспективе возможно введение прогрессивной шкалы подоходного налога»,

отметил Сергей Неверов.

По словам депутата, «если заработная плата выше 2-3 млн рублей, подоходный налог будет чуть выше, чем с плоской шкалы, — это вполне нормально». При этом нужно определить сумму, начиная с которой будет применена повышенная ставка.

Ранее несколько законопроектов о введении прогрессивной шкалы налогообложения вносила фракция ЛДПР, но инициативы не были поддержаны, отметил председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Мы считаем, что прогрессивная шкала — это когда есть ставка 0% для тех, кто получает мало, и есть ставка в разы больше, чем 13%, для тех, кто получает по миллиону в день»,

сказал Ярослав Нилов.

В КПРФ также всегда выступали за прогрессивную шкалу, отметил зампредседателя ЦК партии, первый замглавы Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Афонин. «Богатые должны платить больше», а тех, кто получает минимальную зарплату, необходимо вообще освободить от НДФЛ, подчеркнул в комментарии «Интерфаксу» депутат.

«Это конечно, небольшой шаг, но все же фактически отказ от либеральной догмы, что у нас должна быть плоская шкала. В качестве следующих шагов нужно расширить и ввести еще несколько параметров в зависимости от уровня благосостояния граждан»,

считает Юрий Афонин.

Первый замглавы фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сообщил, что СР всегда выступала за дифференцированную шкалу. Как и Сергей Неверов, депутат указал на необходимость установить сумму, с которой можно ввести увеличенную ставку.

«Вопрос — в том, с какой суммы должна начинаться эта прогрессия. Мы считаем, что прогрессивная шкала, прогрессивный налог должен касаться именно богатых, а не среднего класса, и в тех проектах, которые мы предлагаем, прогрессия начинается с доходов от 2 млн рублей в месяц»,

сказал Михаил Емельянов.

В СР предлагали, в частности, повысить ставку до 15% при ежемесячном доходе в 2 млн рублей и до 25% при сумме выше 10 млн. Если законопроект о прогрессивном НДФЛ поступит в Думу и будет соответствовать инициативам фракции, депутаты от «Справедливой России» его поддержат, добавил Емельянов.

Ранее Forbes со ссылкой на свои источники сообщил, что российское правительство обсуждает возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Отмечалось, что ставка может вырасти с 13 до 15% для граждан, годовой доход который превышает 2-3 млн рублей.

Напомним, Минфин поддержал инициативу депутата Госдумы Олега Быкова об оперативном начислении вычетов по НДФЛ гражданами России. В пандемию, по словам парламентария, для людей особенно важно как можно скорее получить эти средства.

Кроме того, в апреле текущего года депутаты от ЛДПР предложили освободить от НДФЛ граждан с доходом менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Расчет доходов, сроки уплаты и исключения из правил

Вот кому придется платить больше и куда должны пойти эти деньги.

Обычная ставка для НДФЛ — 13%. Это для большинства доходов резидентов. Налог с материальной выгоды или призов может составить 35%, с процентов по облигациям с ипотечным покрытием — 9%. А нерезиденты платят НДФЛ по ставке 15% с дивидендов, 30% — с других доходов и 13% — в некоторых случаях, например если они граждане ЕАЭС или высококвалифицированные специалисты.

Повышение ставки касается того НДФЛ, что начисляется по ставке 13% с обычных доходов, например зарплат или подработок на общей системе.

В налоговом кодексе появилось новое понятие: совокупность налоговых баз. Это те виды доходов, что учитываются при расчете превышения. В общем порядке пороговое значение в 5 000 000 Р применяется именно к совокупности налоговых баз, а не к каждому доходу отдельно. Но в 2021 и 2022 годах применяется особое правило.

Перечень доходов для нерезидентов содержится в п. 2.2 ст. 210 НК РФ в редакции 2021 года. В отличие от резидентов, в их доходах будет учитываться продажа имущества и подарки.

Считать эти базы нужно отдельно.

С 2021 года к одним и тем же доходам нужно применять две ставки НДФЛ:

  1. если доход за год меньше или равен 5 000 000 Р — 13%;
  2. если доход больше 5 000 000 Р за год — 650 000 Р плюс 15% с суммы превышения.

То есть повышение ставки касается не всей суммы дохода, а только превышения.

А если доход за год меньше 5 000 000 Р, то вообще ничего не меняется. Под действие закона попадут только те, кто зарабатывает больше 417 тысяч в месяц. В России таких людей совсем немного: по разным оценкам, около 1%. Хотя было бы здорово, если бы больше россиян зарабатывали такие суммы — и тогда пусть даже их коснулось бы повышение ставки.

Например, Егор зарабатывает 80 000 Р в месяц. В год — 960 000 Р. Повышение ставки его не касается.

Анна зарабатывает 250 000 Р. Ее доход за год — 3 000 000 Р. Ставка НДФЛ для Анны составит 13%, как обычно.

Виктор зарабатывает 430 000 Р в месяц. Это 5 160 000 Р в год. Его доход превышает 5 млн, поэтому НДФЛ надо считать так: 650 000 Р + (5 160 000 Р − 5 000 000 Р) × 15% = 674 000 Р.

Без повышения ставки Виктор заплатил бы 670 800 Р, то есть повышение НДФЛ при зарплате 430 000 Р в месяц составит 3200 Р за год, или 267 Р в месяц.

В 2021 и 2022 годах для расчета превышения налоговыми агентами будет учитываться не совокупность налоговых баз, а каждая отдельно. При соблюдении лимита по каждой из них повышенная ставка не применяется. С этой формулировкой не все понятно.

Например, сможет ли налоговая потом сама начислить НДФЛ по повышеной ставке, если совокупность баз окажется больше 5 млн рублей? Эта формулировка может означать, что налоговым агентам немного упростят расчеты, а доплачивать налог все равно придется на основании уведомлений.

Но доначислений по ставке 15% в таком случае вполне может и не быть, потому что ничего в законе на это не указывает. Пока разъяснения на этот счет ясности не внесли.

Считать налог в основном будут налоговые агенты — те организации и ИП, что должны удерживать НДФЛ при выплате дохода. Чаще всего это работодатели, иногда доход нужно декларировать самим. Каждый налоговый агент сможет учесть только свою часть доходов, а не общую сумму. Зарплата на одном месте работы может быть меньше 5 000 000 Р, а на нескольких — больше.

Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю

Если есть доход из нескольких источников, каждый налоговый агент удерживает налог только со своей части, не учитывая совокупности налоговых баз в целом по налогоплательщику. Например, две компании платят по 3 000 000 Р. Они удерживают НДФЛ по ставке 13%, хотя общий доход за год больше 5 000 000 Р.

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% ввели отдельный КБК — 182 1 01 02080 01 1000 110.

Если налоговый агент ошибется в расчетах, то за первый квартал 2021 года его не накажут штрафом и пенями. Но при условии, что до 1 июля недоимка будет погашена.

К этому закону еще немало вопросов, поэтому наверняка будут дополнительные разъяснения. Например, непонятно, будут ли отдельно считаться налоговые базы, которые входят в одну группу «Иные доходы»: зарплата и доходы от предпринимательства. От этого зависит расчет налога за 2021 и 2022 годы.

При расчете совокупной налоговой базы у резидентов не учитываются доходы от крупных сделок:

  1. Продажи имущества, кроме ценных бумаг, — например участка или квартиры.
  2. Подарков в виде имущества, например машины или доли в доме.
  3. Страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

При продаже квартиры за 6 000 000 Р повышенная ставка не применяется. Если тетя подарила участок за 8 000 000 Р, ставка для резидентов тоже составит 13% — без повышения.

Обычно НДФЛ распределяется между бюджетами и идет на обычные расходы: ЖКХ, больницы, спорт, дороги, культуру.

Но налог по повышенной ставке будет собираться и тратиться отдельно. Эти суммы планируют использовать на конкретную цель: как дополнительное финансирование для лечения детей с редкими и опасными заболеваниями.

Всего за 2021 год таким способом планируется получить около 60 млрд рублей. Этого могло бы хватить примерно на 375 уколов препарата «Золгенсма» — самого дорогого лекарства в мире, которое спасает жизни детям со спинальной мышечной атрофией. Сейчас на это лекарство собирают деньги родители и благотворительные фонды, а медлить с лечением нельзя.

За три года дополнительный доход от НДФЛ может составить 190 млрд рублей.

Читайте также:  Проверить маркировку станет проще

Если повышение налога и правда пойдет на такие благородные цели, получится, что самые богатые люди страны принудительно скинутся на лечение детей — и будут отдавать ничтожную часть своего дохода.

При зарплате 1 000 000 Р в месяц дополнительный налог составит около 1% от совокупного годового дохода. То есть из заработанного миллиона нужно отдать около 10 тысяч для спасения чьей-то жизни.

Как будут тратиться эти деньги, дойдут ли они до регионов и конкретных людей, удастся ли детям получить реальную помощь — это другой вопрос. Хочется надеяться, что процесс финансирования из нового источника будет простым и понятным.

Прогрессивная шкала обойдет имущество

Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о введении повышенной ставки НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год.

Сразу после этого Минфин сообщил о своих поправках уже ко второму чтению проекта: в интересах «социальной справедливости» ведомство предлагает уточнить, что ставкой в 15% будут облагаться только регулярные активные доходы — зарплаты, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг.

Средства от продажи личного имущества (недвижимость, автомобили и так далее), а также страховые выплаты под повышенную ставку не попадут. Впрочем, в большом числе случаев граждане с таких доходов подоходный налог сейчас вовсе не платят, так что уточнения Минфина отчасти носят симоволический характер.

Законопроект, превращающий плоскую шкалу подоходного налога в прогрессивную, был инициирован президентом и внесен в Госдуму правительством.

В среду же Минфин сообщил, что поправки, уже подготовленные им ко второму чтению проекта, сузят перечень доходов, подпадающих с 2021 года под новую ставку в 15%. Это будут лишь периодические и активные доходы граждан свыше 5 млн руб.

в год, которые возникают непосредственно по итогам трудовой деятельности (включая зарплату и дивиденды).

Для нерегулярных же доходов останется ставка в 13% — речь идет о средствах от продажи любого личного имущества граждан (за исключением ценных бумаг) и о страховых выплатах.

Без такого уточнения повышенный налог «пришлось бы в том числе платить людям с невысоким уровнем доходов, что в целом противоречит концепции введения новой ставки налогообложения и принципу социальной справедливости», пояснил Минфин.

Например, пришлось бы применять ставку НДФЛ в 15% при продаже дома или квартиры.

Партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек отмечает, что такой подход Минфина не должен распространяться на индивидуальных предпринимателей на общем режиме налогообложения (они платят НДФЛ) в отношении их бизнес-операций по купле-продаже движимого и недвижимого имущества — то есть с таких доходов, превышающих 5 млн руб., следует взимать налог по ставке 15%, считает эксперт.

Отметим, что в отношении продажи домов и квартир физлицами уточнение Минфина будет действовать лишь в малой мере.

Граждане стараются продавать имущество после истечения трех- или пятилетнего срока владения, что позволяет им совсем не платить НДФЛ с таких доходов.

Исключение, напоминает Донат Подниек, составляет продажа имущества (кроме жилья, садовых домов и транспортных средств), используемого в предпринимательской деятельности.

Такие доходы надо декларировать и платить налог с разницы между полученным доходом и расходами на приобретение.

Эксперт считает, что аналогичный порядок должен применяться и для определения того, как облагать такие доходы далее — по ставке 13% или 15% (с превышения порога в 5 млн руб.).

«Потому что, к примеру, продажа торгового центра, принадлежащего физическому лиц, вполне может квалифицироваться как нерегулярный доход, но вряд она должна попадать в доход, облагаемый налогом по ставке только 13%, исходя из задачи повышения социальной справедливости налогообложения, о которой говорит Минфин»,— считает он.

В свою очередь, выведение страховых выплат из-под действия прогрессивной ставки НДФЛ тоже вряд ли можно назвать новой льготой.

«Страховые выплаты в редких случаях облагаются НДФЛ — например, когда страховщик по решению суда платит клиенту штраф и неустойку. Выплаты же по ОСАГО, страхованию жизни, пенсионному страхованию не идут в расчет базы для НДФЛ.

Поэтому что 13%, что 15% к возмещению убытков в страховании не применяется»,— пояснили “Ъ” во Всероссийском союзе страховщиков.

Татьяна Гришина, Вадим Вислогузов

Часть расплаты: в правительстве обсуждается повышение НДФЛ для богатых

В кабмине обсуждают повышение ставки НДФЛ до 15% для россиян с годовым доходом свыше 3 млн рублей. Об этом «Известиям» сообщили три источника, знакомых с ситуацией.

Впрочем, консенсуса по этому вопросу нет, поскольку чисто экономическая целесообразность такой меры под вопросом, утверждают собеседники. В пресс-службе правительства уверяют, что в профильный департамент эта инициатива не поступала.

С 2001 года, когда была введена единая для всех ставка НДФЛ, Госдума рассмотрела около 10 законопроектов о повышении налога для богатых.

13 пишем, 2 в уме

Рост ставки НДФЛ на 2 п.п. для россиян с ежегодным доходом от 3 млн рублей принесет в казну примерно 60 млрд, уточнил «Известиям» близкий к кабмину собеседник.

По его словам, вырученные средства пойдут на борьбу с бедностью. Повышение налога затронет примерно 1% населения.

Он отметил, что с чисто фискальной точки зрения, большого смысла у такого маневра нет, поскольку дополнительный налог крайне сложно администрировать.

— Человек может получать доходы из разных источников — и каждый в отдельности не будет приносить ему более 3 млн рублей ежегодно. Для работодателя отследить все финансовые потоки своего сотрудника нереально. ФНС может это сделать, но затраты на мониторинг и администрирование будут примерно такими же, как и доходы от повышения ставки, — пояснил собеседник «Известий».

Тем не менее вероятность одобрения прогрессивной шкалы НДФЛ на этот раз значительно выше, чем в предыдущие годы, поскольку нынешняя ситуация — беспрецедентная, добавил другой собеседник «Известий», близкий к правительству.

В пресс-службе кабинета министров на просьбу «Известий» подтвердить обсуждение повышения налога сообщили, что такие инициативы на проработку в профильный департамент не поступали. В Минфине и ФНС на аналогичные вопросы не ответили.

Справка «Известий»

С 1992 по 2001 год в РФ в том или ином формате применялась прогрессивная шкала НДФЛ. В последний раз перед отменой ее корректировали в 1998-м.

Тогда налоговый кодекс предусматривал ставку в 12% для доходов до 50 тыс. рублей, до 150 тыс. россияне перечисляли 6 тыс. и 20% с суммы сверх 50 тыс. рублей. Свыше этого порога налог составлял 26 тыс.

и 30% от суммы более 150 тыс. рублей.

С 2001 года Россия перешла на плоскую шкалу — с тех пор все россияне платят НДФЛ по ставке 13%. После перехода на единый налог его собираемость существенно увеличилась — примерно в семь раз, оценивал в декабре 2016 года Владимир Путин на большой пресс-конференции.

Вопрос 20-летия

С 2001 года депутаты по крайней мере 10 раз вносили законопроекты о возобновлении прогрессивной шкалы НДФЛ. Только в конце 2019 года Госдума отклонила два их варианта — от партий «Справедливая Россия» и КПРФ.

Первые предлагали сохранить действующую ставку для граждан с доходами до 24 млн рублей в год. Для россиян, получающих больше этой суммы, предусматривался налог в 18%.

Вторые инициировали более сложную схему: пониженную ставка в 5% для граждан с доходами до 100 тыс. рублей в год. При годовой «выручке» до 3 млн рублей уровень возрастал до 5 тыс.

рублей плюс 13%, а до 10 млн — 382 тыс. рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн.

Аналогичная конструкция предполагалась для граждан со сверхвысокими доходами: россияне с зарплатой от 10 млн должны были бы платить 1,6 млн рублей плюс 25% с суммы свыше 10 млн.

Оба документа были отклонены под предлогом экономической нецелесообразности и сложности администрирования.

Впрочем, у населения идея возобновления сбора налогов по дифференцированным ставкам пользуется популярностью. По данным опроса ЦСР, опубликованного в конце мая, 61% россиян выступает за прогрессивную шкалу подоходного налога и имущественных налогов.

В феврале глава Минфина Антон Силуанов в интервью РБК отметил, что правительство может вернуться к обсуждению перехода на дифференцированные ставки подоходных налогов после 2024 года.

На тот момент правительство таких маневров не рассматривало, подчеркивал он.

Министр напомнил, что в России уже действуют так называемые налоги на роскошь — прогрессивные ставки налогов на автомобили дороже 3 млн рублей и квартиры стоимостью выше 300 млн рублей и площадью более 300 кв. м.

Аналогичную точку зрения министр высказывал и в мае в интервью «Ведомостям».

— Мы уже фактически ввели прогрессию — налог на процентный доход от больших депозитов. Дополнительные предложения увеличить налоги не рассматриваются, — сообщил он в ответ на соответствующий вопрос.

Ранее был одобрен закон, согласно которому доходы граждан с вкладов объемом более 1 млн рублей облагаются налогом по ставке в 13%. Правила начинают действовать с 2021 года.

НДФЛ — ключевой для регионов источник доходов, он занимает более трети их «выручки», напомнил эксперт группы региональных рейтингов АКРА Максим Першин.

Из-за пандемии, спровоцировавшей увольнения и снижение зарплат, поступления в бюджеты субъектов серьезно сократились, и предусмотреть какой-то способ компенсации было бы логично, отметил он.

Однако повышение ставки НДФЛ для россиян с доходом более 3 млн в год вряд ли решит эту проблему, полагает эксперт.

Он считает, что введение повышенной ставки едва ли возможно в нынешнем году, а в следующем — ситуация с доходной базой российских регионов и муниципалитетов уже может стабилизироваться и не требовать замещения.

Если решение о введении прогрессивной шкалы примут, то скоро появятся инициативы о повышении ставки для более высоких заработков или о введении большей дифференциации в зависимости от уровня годового дохода, добавил партнер КПМГ в России и СНГ Донат Подниек. Вместе с тем нынешняя редакция Налогового кодекса не в полной мере учитывает современные возможности контроля за доходами налогоплательщиков и семей, резюмировал он.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *