Экологические платежи могут уменьшиться

Экологические платежи предприятия устанавливаются государством для того, чтобы предприятие могло компенсировать вред, наносимый в процессе своей деятельности окружающей среде (Статья 16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002).

Экологические платежи поступают в государственный бюджет по мере зачисления их на специально выделенные для этого счета территориальных органов Росприроднадзора. Зачисляется экологические платежи ежеквартально, не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца.

Если организация не вносит экологические платежи, то за такое нарушение законодательством предусмотрены штрафные санкции (КоАП РФ, глава 8, Статья 8.41- «Не внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Это нарушение может полечь за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3.000 до 6.000 рублей; на юридических лиц — от 50.000 до 100.000 рублей.

Все предприятия, вне зависимости от сферы своей деятельности, находящиеся на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица обязаны вносить экологические платежи. Организации обязаны уплачивать:

  • Экологические платежи, взимаемые за выбросы вредных веществ от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха;
  • Экологические платежи, взимаемые за выбросы вредных веществ от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха;
  • Экологические платежи, взимаемые за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды;
  • Экологические платежи, взимаемые за размещение на полигонах отходов производства и потребления.
  • Расчет экологических платежей производится в зависимости от фактического объема сбросов, выбросов и размещения отходов.
  • Могут ли быть минимизированы на предприятии экологические платежи?
  • Что касается экологических платежей за загрязнения поверхностных вод и/или атмосферного воздуха вредными веществами, то нормативы платы на сегодняшний день является мизерными, и соответствующие экологические платежи для подавляющего большинства предприятий и организаций являются небольшими (другое дело, что снижение самих выбросов и сбросов уменьшит негативное воздействие на окружающую среду; но рассмотрение этого вопроса – не тема настоящей статьи).
  • А можно ли минимизировать экологические платежи за другой вид негативного воздействия — за размещение опасных отходов на полигонах?
  • Начнем с того, что установлены следующие источники экоплатежей за загрязнение окружающей природной среды:
  • — Экологические платежи в пределах лимитов размещения отходов. Они платятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
  • — Экологические платежи за превышение лимитов на размещение отходов, которые платятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
  • Соответственно, если предприятие разрабатывает всю необходимую природоохранную документацию (ПДВ, НДС, ПНООЛР) и получает соответствующие разрешения на сброс, выброс, размещение отходов, то и экологические платежи осуществляет в пределах допустимых воздействий, без учета коэффициента «5» за сверхлимитные сбросы, выбросы и размещение отходов.

Необходимо упомянуть о том, что нормативы платы существуют только на те отходы, которые предприятие размещает на полигон, т.е. передает на захоронение.

Если же предприятие передает отходы транспортной организации (или сама транспортирует отходы) не для последующего захоронения на полигоне ТБО, а для передачи на пункты сортировки отходов или на мусоросжигательные заводы, то в этом случае экологические платежи вообще не платятся.

Что касается размещения отходов, то чем меньше их количество, тем меньше предприятие будет платить экологические платежи.

Поэтому отходы, пригодные для вторичного использования (чистые древесные отходы, бумага, картон, полиэтилен, в некоторых случаях – пластик) вместо размещения на полигоне рекомендуется передавать специализированным организациям для использования или переработки.

Один из путей уменьшения размеров экологических платежей – организация раздельного сбора отходов, образующихся при уборке бытовых помещений, объектов торговли, складов. В этом случае такие отходы, как бумага, картон, полиэтилен и т.п.

, уменьшат общее количество отходов, передаваемых на захоронение, и – соответственно – уменьшатся экологические платежи. Передача отходов для вторичного использования не только поможет предприятию уменьшить суммы экологические платежи (а в некоторых случаях даже принесет прибыль), но и вернет ценное сырье обратно в производственный процесс.

Еще одна тонкость — норматив платы за размещение на полигоне отходов, имеющих четвертый класс опасности составляет 248,4 руб. за тонну, а за пятый класс опасности — от 8 по 15 руб. за тонну. Из этих цифр становится понятным, что выгоднее платить за 5 класс опасности при размещение отходов.

Но как это сделать? При разработке проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР) стоит обратить внимание на то, что некоторые отходы, не включенный в ФККО, но не обладающие опасными свойствами, можно классифицировать как 4-м классом опасности, так и 5-м классом.

Сложность заключается в том, даже если будет проведен анализ компонентного состава отхода и расчет класса опасности определит 5-й класс, то без проведения специального исследования – биотестирования (которое не является дешевым) – отходу будет присвоен 4-й класс опасности.

Наиболее наглядный пример — отход «Смет с территории», который образуется при уборке территории предприятия или организации. Как правило, этот отход классифицируется 4-м классом.

Но очевидно, что у многих предприятий (например, у тех, где количество проезжающего автотранспорта невелико; у которых установлено эффективное пылегазоочистное оборудование; которые расположены вдали от автотрасс и т.п.) этот вид отхода не будет содержать в своем составе нефтепродукты и другие опасные вещества.

В этом случае, если хотите уменьшить будущие экологические платежи, можно обратиться за помощью в специализированную лабораторию, которая проведет биотестирование отходов, установит точный класс опасности, с последующей возможностью присвоения 5 класса.

Тогда предприятие сможет сократить экологические платежи за негативное воздействие от размещения этого отхода более чем в 15 раз. Наглядный пример показывает, насколько уменьшатся экологические платежи.

Предположим, на предприятии ежегодно образуется 20 тонн отхода «смета с территории» (в соответствии с нормативами, такое количество может образоваться при уборке примерно 4000 кв.м твердых покрытий). При нормативах платы 248,4 руб. за тонну (за 4 класс опасности) и 15 руб. за тонну (за 5 класс опасности), а также при неизменных для конкретной зоны коэффициентах экологического значения 1,6 и ежегодно изменяющихся коэффициентах инфляции (для данного примера коэффициент инфляции за 2011 г. — 1,93 для 4 класса опасности и 1,58 для 5 класса опасности), уплачиваемые экологические платежи составят 15341,18 руб. (если отходу присвоили 4 класс опасности) и 758,4 руб. (если отходу присвоили пятый класс опасности). Как видно из расчета, экологические платежи уменьшатся в 20 раз.

Таким образом, как Вы видите, минимизировать экологические платежи можно. Кроме того, проведение ряда мероприятий (раздельный сбор отходов, передача отходов на вторпереработку) не только уменьшит экологические платежи, но уменьшит и само негативное воздействие на окружающую среду.

Экологические платежи могут уменьшиться: нюансы

Не очень популярное, но вполне экономически оправданные решение для снижения затраты на охрану окружающей среды.

В среднем затраты на содержание эколога составляют в районе 30 000 рублей в месяц (вместе с социальными отчислениями) затраты же на аутсорсинг могут быть от 5 до 15 тыс. рублей в месяц в зависимости от предприятия.

Даже если вопросами экологии у вас занимается специалист по ОТ, то вы ему платите как минимум 10 тыс. рублей, что в 2 раза выше затрат на аутсорсинг.

Тут же можно отметить и снижение налоговой нагрузки на предприятие. Налоговые и социальные отчисления составляют еще 30−40% ФОТ.

Экономия на лицо.

Главное найти грамотного и надежного подрядчика

V. Затраты связанные с экологическим сбором

Снизить суммы экологического сбора можно и вариантов тут несколько:

Первый вариант: предприятие может самостоятельно осуществлять сбор, обработку упаковки и товаров, потерявших потребительские свойства. Например, наладить производство упаковки из вторсырья либо закупать упаковку из вторсырья, использовать возвратную тару (например, за поддоны платит только их производитель).

Второй вариант: осуществлять утилизацию самостоятельно или с помощью уполномоченных организаций по сбору, транспортировке и утилизации отходов.
Вступить в ассоциацию производителей и импортеров, которые совместными усилиями и собственными силами осуществляют выполнение нормативов по утилизации ваших отходов.

Сейчас в РФ уже много ассоциаций, которые предлагаю Вам выполнить ваши нормативы утилизации за определенную плату. По факту эти нормативы выполняют компании, которые входят в ассоциацию и имеют лицензии. Вы можете напрямую заключить с такими компаниями договор.

По опыту суммы, которые получает компанию утилизатор — в разы меньше чем суммы, которые вы бы потратил на оплату экологического сбора.

А вот занижать объемы везенных товаров не нужно. РПН вместе с ФТС РФ всегда проверят вас камерально, и придется заплатить штраф.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.
Читайте также:  Если налоговики опоздали с вручением акта – это не повод для отмены решения по проверке

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.).

Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы.

Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов.

Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913.

При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами.

Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

I. Снижение категории предприятия

Уже всем известно, что предприятия категории с 1 января 2019 года должны будут оформлять комплектное экологическое разрешение, а часть из этих предприятий в ближайшие годы должно будет оснастить свои производства средствами автоматического контроля выбросов. Это мероприятие поведет за собой большие затраты и капитальные вложения. Так же в процессе эксплуатации приборов потребуется их постоянная поверка, что так же делается сертифицированными центрами на платной основе.

Но в некоторых случая категорию предприятия можно смело понизить, ведь когда в конце 2016 года вы ставили предприятие на учет была иная эконмическая обстановка в стране (смотрите Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029)

Например: производства, где выпускаются огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более) но мощность завода меняется от тех или иных параметров, часть оборудования уже вышла из строя, или заменена на иное. Следовательно, проектная мощность изменилась, что не так и сложно доказать.

– Реклама –

  • Или продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более).
  • Если снизить показатель ниже указанного предала, ты вы попадете уже во вторую категорию предприятий что уже снижает на вас административную и финансовую нагрузку.
  • Для этих же целей можно разделить вполне легальными способами предприятия на несколько цехов с разными Юридическими лицам, однако надо помнить, что при постановке на учет учитывается, что координаты разных объектов оказывающих НВОС не должны пересекаться.

IV. Издержки при ведении мониторинга водных объектов

Вы точно знаете, что только для Вашего предприятия установлен фоновый створ на водном объекте? А если нет. То спешите обратится к своим соседям по предприятию, быть может Росгидромет установил для Вас единый фоновый створ как для группы предприятий. Если да, то смело объединяйтесь с другими предприятиями по одинаковым показателям и платите за анализы вскладчину.

Кроме того если вы оформили договоры на пользование водными объектами, то у вас там прописаны ежеквартальные показатели для контроля, н тут можно сэкономить при контроле в 1 квартале (по средней полосе РФ, так как весь 1 квартал движения на водном объекте акватории не происходит и следовательно на анализах можно сэкономить

Так же можно не проводить анализы воды при паводковых явлениях, когда Вашу сбросную трубу затапливает повышением уровня водохранилища или паводка. Если это есть — тогда в этом квартале можно тоже не делать анализы воды, написав советующее письмо в отдел водных ресурсов вашего региона с причинами отсутствия контроля на сбросе

Еще одно решение, касающееся сбросов — это обоснование невозможности установки счетчиков на сбросных коллекторах.

Очень часто на старых коллекторах для сброса сточных вод отсутствуют какие-либо приборы учета и установить их без перестройки всей системы и больших затрат на монтаж приборов учета не обойтись, тем более что с нашим зимними погодными условиями — что бы защитить водомерный узел от промерзания надо озаботится его утеплением, и своевременным снятием прибора при наступлении отрицательных температур.

Так что смело ищите организацию, которая может вам выдать подобное заключение и вперед за согласованием этого решения в отделе водных ресурсов вашего края.

III. Снижение расходов на утилизацию отходов

  1. Как вы знаете что одна из самых важных затрат сегодня это утилизации отходов, которая относится к каждому предприятию и организации.

  2. Какие способы есть по снижению этой статьи затрат:
  3. — реализация отходов за плату (это может относится к таким отходам как масла, бумага и картон, пленка и другие отходы, которые могут попасть под категорию вторсырья);

— понижение класса опасности отходов с 4 до 5 (по отходам, направляемым на полигон). Это снизит Вам плату за негативное воздействие на ОС (если отходы не ТКО).

  • Как известно сейчас ставка платы за отходы 4 класса опасности составляет — 663,2
  • А за отходы 5 класса опасности — 17,3 рублей (кроме добывающей и перерабатывающей промышленности).
  • Так же многие мусоровывозящие компании разделяют плату за ТКО и плату за другие виды отходов (за частую промышленные), за которые плата выше (именно плата за сам вывоз).
  • Перевес в сторону менее дорогих отходов можно оформить расчетом и доказать оператору (либо транспортировщику) что доля ТКО у вас выше чем других отходов тем самым снизить сумму ежемесячного расчета за вывоз отходов можно в 2−3 раза (проверено на собственном опыте).

Пути снижения экологических платежей

В настоящей статье сделаем акцент на биологической очистке сточных вод от азота и фосфора и рассмотрим пути снижения экологических платежей, способы их осуществления и финансовые перспективы по каждому этапу.

В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации все предприятия, имеющие в своем составе или в зоне своей ответственности канализационные очистные сооружения (далее — КОС), должны вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при сбросе в водоемы загрязняющих веществ с очищенными сточными водами.

Если говорить о БПКполн и биогенных элементах (азотная группа: азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов — и фосфор фосфатов), то ставки платы за сброс этих загрязняющих веществ с очищенными сточными водами в водоемы (табл. 1) установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»[1]:

Таблица 1. Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Параметр Ставка платы (2017 г.), руб./т ПДК на сброс в водоем рыбохозяйственного назначения, мг/л (г/м3) Базовая оплата с коэффициентом К1 = 1 для ПДК, руб./т Дополнительная оплата с коэффициентом К2 = 25 для превышения ПДК, руб./т
БПКполн 243 3,0 243 6075
Аммоний-ион 1190,2 0,5 1190,2 29 755
Нитрат-анион 14,9 40,0 14,9 372,5
Нитрит-анион 7439 0,08 7439 185 975
Фосфаты (по фосфору) 3679,3 0,2 3679,3 91 982,5

В качестве примера рассмотрим городские КОС, запроектированные на расход поступающих сточных вод Q = 21 000 м3/сут., которые в настоящее время работают с фактическим среднесуточным расходом поступающих сточных вод QADF = 12 000 м3/сут.

Для каждого параметра i сумма годового экологического платежа Si рассчитывается по формуле:

Si = K1 × fi × QADF × 365 × ПДКi + K1 × fi × QADF × 365 × ПДКi + K2 × fi × QADF × 365 × ∆i,

где K1, K2 — коэффициенты (см. табл. 1);

fi — базовая ставка платы для параметра i, руб./т (см. табл. 1);

  • QADF — производительность КОС, м3/сут.;
  • ПДКi — нормативное значение показателя очистки для параметра i, мг/л;
  • ∆i — разница между фактическим показателем очищенной воды по параметру i и значением ПДКi для параметра i, мг/л.
  • Например, сумма годового экологического платежа для параметра БПКполн составит:
  • SБПКполн = 1 × 243 × 12 000 × 365 × 3,0 / 1 000 000 + 25 × 243 × 12 000 × 365 × БПКполн / 1 000 000 = 3193 + 26 609 × БПКполн.
  • Итак, сумма годового экологического платежа для рассматриваемых КОС составит (табл. 2):
  • Таблица 2. Расчет суммы годового экологического платежа
Параметр ПДК на сброс в водоем рыбохозяйственного назначения, т/м3 Сумма базовой оплаты с коэффициентом К1 = 1 для ПДК, руб./год Сумма дополнительной оплаты с коэффициентом К2 = 25 для превышения ПДК, руб./год
БПКполн 3,0 / 1 000 000 3193 26 609 × ∆БПКполн
Аммоний-ион 0,5 / 1 000 000 2606 130 327 × ∆NH4
Нитрат-анион 40 / 1 000 000 2610 1632 × ∆NO3
Нитрит-анион 0,08 / 1 000 000 2606 814 571 × ∆NO2
Фосфаты (по фосфору) 0,2 / 1 000 000 3223 402 883 × ∆PO4
Итого 14 238
Читайте также:  Налог по имуществу за 2 квартал 2021 года - расчет и уплата

Таким образом, при сбросе в водоемы загрязняющих веществ с очищенными сточными водами при условии достижения качества очищенной воды сумма годового экологического платежа за НВОС (по рассматриваемым параметрам) составит 1187 руб. в месяц, что является минимальным «экологическим налогом» с точки зрения экономики предприятия или города. Однако требуют внимания суммы дополнительных платежей в случае превышения ПДК.

Для того чтобы понять, из чего состоят данные суммы и как они могут отличаться от базового экологического платежа, рассмотрим показатели работы КОС одного из городов Российской Федерации, запроектированных на производительность 21 000 м3/сут., которые в настоящее время работают с фактическим среднесуточным расходом поступающих сточных вод 12 000 м3/сут.[2]

По рассматриваемым параметрам результаты работы данных КОС будут следующими (табл. 3):

Таблица 3. Результаты работы КОС по рассматриваемым параметрам

Параметр Концентрация в поступающей сточной воде, мг/л ПДК на сброс в водоем рыбохозяйственного назначения, мг/л Концентрация в очищенной воде перед сбросом в водоем рыбохозяйственного назначения, мг/л
БПКполн 236 3,0 14,3
Аммоний-ион 44 0,5 3,3
Нитрат-анион 0,8 40,0 62
Нитрит-анион 0,1 0,08 2,2
Фосфаты (по фосфору) 2,9 0,2 2,3

Теперь вернемся к расчетам платежей за НВОС (табл. 4):

Таблица 4. Расчет суммы годового экологического платежа для КОС

Параметр Сумма базовой оплаты с коэффициентом К1 = 1 для ПДК, руб./год Сумма дополнительной оплаты с коэффициентом К2 = 25 для превышения ПДК, руб./год
БПКполн 3193 26 609 × (14,3 – 3,0) = 300 682
Аммоний-ион 2606 130 327 × (3,3 – 0,5) = 364 916
Нитрат-анион 2610 1632 × (62 – 40) = 35 904
Нитрит-анион 2606 814 571 × (2,2 – 0,08) = 1 726 890
Фосфаты (по фосфору) 3223 402 883 × (2,3 – 0,2) = 846 054
Итого 14 238 3 374 446

Как видим, суммарный годовой экологический платеж (по рассматриваемым параметрам) вырос от минимального (при достижении ПДК) до весьма существенного для экономики небольшого предприятия и составил порядка 3,4 млн руб. в год.

В завершение расчета напомним, что с 01.01.2020 при превышении ПДК плата за НВОС будет рассчитываться с применением повышающего коэффициента К3 = 100, и суммарный экологический платеж для рассматриваемых КОС (если их работа не будет улучшена) вырастет до 13,5 млн руб. в год.

Следует отметить, что задача по реконструкции КОС для соответствия качества очищенных сточных вод нормативам сброса в водоемы рыбохозяйственного назначения поставлена уже давно (и с разнесенным по времени вводом повышающих коэффициентов), но до сих пор реализована лишь на незначительной их части.

Причиной такого неудовлетворительного положения дел является то, что современные требования по биогенным элементам недостижимы без принципиального изменения технологической схемы и без реализации современных технологий биологической очистки сточных вод от соединений азота и фосфора.

Подавляющее большинство действующих КОС запроектированы и построены в те времена, когда требования предъявлялись к достижению показателей биологической очистки сточных вод только по органическим загрязнениям и взвешенным веществам.

Блоки биологической очистки этих КОС были рассчитаны под проектные расходы и качество поступающих сточных вод, а размеры (объемы) построенных аэротенков и вторичных отстойников соответствовали тому, чтобы реализовывать проектные биохимические процессы (только окисление органических загрязнений) для достижения нужного (на то время) качества очистки.

Воздуходувное оборудование и аэрационные системы также закладывались для обеспечения проектных биохимических процессов, т.е. только для процессов аэробного окисления органических соединений.

С тех пор принципиально изменились состав сточных вод и требования к показателям очищенной воды (в первую очередь по биогенным элементам), а блоки биологической очистки очистных сооружений остались прежними.

Понимание того, что для достижения современных требований к очищенной воде нужна реализация технологий не только окисления органических загрязнений, но и удаления биогенных элементов, приводит к необходимости модернизации или реконструкции, прежде всего, основного блока КОС — блока биологической очистки.

Конечно, любая реконструкция требует затрат, и в условиях, когда нет (и не предвидится) проектного финансирования или выделения средств из городского бюджета, задача реконструкции КОС представляется невыполнимой (особенно если предполагать дорогостоящее строительство новых дополнительных резервуаров — аэротенков и/или вторичных отстойников).

На наш взгляд, гораздо перспективнее начинать двигаться по пути снижения сумм платежей за НВОС — поэтапно, с гарантированным достижением (и контролем) результатов по каждому этапу, соотнося затраты на реализацию этапов с текущими и будущими экологическими платежами. Тем более что затраты на реализацию обоснованных мероприятий по оптимизации и модернизации (реконструкции) КОС с целью достижения ПДК могут вычитаться из начисляемых экологических платежей.

Для большинства КОС, в которых запроектирована и реализована технологическая схема блока биологической очистки только на аэробное окисление органических соединений, существует четыре пути снижения экологических платежей.

 

[2] Подобную ситуацию можно считать типовой для многих городов и поселков.

С.В. Харькин, директор компании «Архитектура Водных Технологий» (watertec.ru)

Как снизить сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду? — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Каждое предприятие, ведущее хозяйственную и коммерческую деятельность, оказывает определенное негативное воздействие на состояние окружающей среды и экологию региона. Проявляться это негативное воздействие может через образование опасных отходов производства, выброс загрязняющих веществ в воздух, сброс сточных вод в водоемы и на почву.

Все это оказывает прямое влияние на экологическую обстановку в стране. В качестве компенсации за вред, наносимый экологии, в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды», с природопользователей взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду. При этом экологические платежи – это не налог, а фиксированные компенсационные выплаты в бюджет.

Расчет суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

При этом экономическая обоснованность работы каждого предприятия направлена на снижение расходов и затрат. Соответственно, руководители предприятий заинтересованы в том, чтобы уменьшить суммы регулярных экологических платежей. Специалисты компании «Экобезопасность» знают, как это сделать с минимальными затратами для предприятия.

Способы уменьшения суммы экологических платежей     

Размер экологических платежей определяется интенсивностью негативного влияния деятельности предприятия на состояние окружающей среды. Платежи должны вноситься ежеквартально и рассчитываются по определенной законом формуле. В расчете учитываются три пути загрязнения окружающей среды:

  • загрязнения атмосферы вредными химическими выбросами от стационарных и передвижных источников выбросов;
  • образование и размещение отходов производства и потребления;
  • сброс загрязняющих веществ в виде сточных вод в поверхностные водные объекты.

Важно отметить, что плата взимается в том числе и с организаций, которые в ходе своей деятельности используют арендованное оборудование и взятые в аренду помещения.

Существует три ключевых способа снизить сумму экологических платежей предприятия:

  1. Способ №1 – Грамотная разработка и согласование нормативной документации. В соответствии с действующим законом, на каждом предприятии должны быть разработаны проекты нормативов допустимых сбросов (НДС),  предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). При этом некоторые предприятия игнорируют эти положения закона, что приводит к многократному повышению суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС при расчете экологических платежей применяется коэффициент, увеличивающий сумму в 25 раз. Если на предприятии нет согласованного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, экологические платежи возрастают минимум в 5 раз. Чтобы избежать такого повышения тарифов, важно привлечь профессионалов в сфере экологии, которые грамотно разработают и согласуют проекты НДС, ПДВ и ПНООЛР.
  2. Способ №2 – Переработка и повторное использование отходов.  Оплата за негативное воздействие на окружающую среду по установленным для предприятия лимитам начисляется за каждую тонну отходов, переданную на размещение. Если предприятие прибегает к несанкционированному размещению отходов, на него будут наложены внушительные штрафы, которые могут существенно ударить по бюджету предприятия. Чтобы снизить плату за размещение отходов, их можно передать на повторную переработку. Такой переработке подлежат макулатура, стеклотара, полиэтилен, черный и цветной металлолом. Обезвреженные и переработанные отходы не представляют опасности для жизни и здоровья человека и не облагаются экологическими платежами. Такой вариант предполагает существенное снижение суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
  3. Способ №3 – Установка очистных сооружений на предприятии. Модернизация предприятия с целью снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду – дорогостоящий, но самый эффективный путь с точки зрения экологической безопасности. Приобретение и установка на предприятии современных очистных сооружений позволяет в несколько раз снизить загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы. Соответственно, снижаются и суммы экологических платежей. При этом грамотное оформление и согласование с природоохранными органами процесса установки очистных механизмов требует привлечения профессионала в области экологического законодательства.
Читайте также:  Выгодно ли брать отпуск в январе 2021 года

Специалисты компании «Экобезопасность» составят подробный перечень мер, принятие которых поможет предприятию снизить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Также наши эксперты обладают большим опытом внедрения и реализации этих мер на предприятиях различного профиля.

Первый год мусорной реформы. Переработка растет, платежи уменьшаются

МОСКВА, 26 декабря. /ТАСС/. Реформа отрасли обращения с отходами, которая началась в России 1 января 2019 года, призвана решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор мусора и значительно сократить вывозимые на полигоны объемы.

Основные показатели реформы определены паспортом нацпроекта «Экология» — например, на переработку к 2024 году должны отправлять 36% бытового мусора, а на сортировку — 60%. Портал «Будущее России.

Национальные проекты» подвел итоги первого года реформы.

Первые оценки

Нацпроект предусматривает увеличение к концу 2019 года направленной на переработку доли отходов с 3% до 7%, а на сортировку для извлечения вторсырья — с 7% до 12%. И этих показателей удалось достичь, заявил порталу заместитель главы «Российского экологического оператора» (РЭО), головной компании отрасли обращения с отходами Алексей Макрушин.

«Наши предварительные оценки, построенные на опросе [профильных] ассоциаций, показывают, что да, мы утилизируем необходимое количество отходов. Что касается обработки отходов, то к концу года мы соберем статистику, сколько объектов было введено, и тоже ожидаем, что этот план будет выполнен», — сказал Макрушин.

Однако, отходы остаются самым сложным направлением нацпроекта «Экология», считает глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Из достижений года он выделил создание РЭО.

«Проревизировали всю страну, достигли четкого понимания, что делать в последующие годы. Планируем в 2020 году поучаствовать в строительстве 21 крупного объекта обращения с отходами.

Частный сектор вложил в этом году в строительство инфраструктуры по обращению с отходами 27 млрд рублей, что является неплохим показателем.

Ликвидировали 16 незаконных свалок, в том числе объекты крупные и серьезные, а также 17 объектов накопленного вреда, среди которых три очень тяжелых в Нижегородской области», — заявил министр на форуме «Чистая страна».

Неустойчивые регионы

Ревизия РЭО выявила первую десятку регионов, на которые можно равняться, — это Тюменская, Ярославская, Брянская, Липецкая, Саратовская, Мурманская, Московская, Белгородская области, Татарстан и Удмуртия. В список критериев вошли активность взаимодействия органов власти с региональными операторами, представителями отрасли и населением, ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры.

Однако, развитие отрасли происходит неравномерно: так, по данным РЭО, близки к прекращению вывоза отходов сегодня 20 операторов в 17 регионах.

Причинами же этого зачастую становятся несбалансированные тарифы и нормативы накопления, низкая собираемость платежей, уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз мусора, появление отходов в большем объеме, чем это предусмотрено территориальной схемой.

В список отстающих, по данным Минприроды, вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Инвестиции пошли

По данным РЭО, к 1 декабря было введено 43 объекта по обращению с отходами: мощности по обработке выросли на 3,4 млн тонн в год, по утилизации — на 1,9 млн тонн. Идет строительство еще 11 объектов по обработке мощностью 2,3 млн тонн, по утилизации — 0,7 млн тонн. Их ввод запланирован уже в декабре.

В 2019 году бизнес инвестировал в отрасль порядка 27 млрд рублей. При этом в целом, чтобы выстроить систему обращения с отходами в стране, по оценкам РЭО, необходимо около 370 млрд рублей. Помимо средств инвесторов, нужна и финансовая поддержка со стороны государства, чтобы предотвратить рост тарифов для населения выше предельных значений, отмечают в компании.

К сегодняшнему дню правительство России одобрило уже два механизма финансирования инвестиционных проектов — участие в уставных капиталах инвесторов и предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов.

Всего в РЭО поступило 317 инвестиционных проектов в 73 регионах страны на сумму 214,6 млрд рублей. Среди них 123 мусоросортировочных комплекса, 37 заводов по утилизации, 99 комплексов по переработке, 44 полигона, 14 экотехнопарков.

Из 317 проектов только 20 предварительно могут быть определены в качестве пилотных. Источниками их финансирования, предположительно, станут собственные средства инвесторов, также деньги будут привлечены из банков и РЭО.

Тарифы под контролем

С начала года для перехода на новую систему были установлены новые тарифы на вывоз мусора, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов и современный подход к обращению с отходами.

Однако, в некоторых регионах уровень тарифов был определен с нарушениями и вызвал некоторую социальную напряженность, на что обратил внимание президент РФ Владимир Путин. Он сказал, что рост тарифов «не должен быть галопирующим», а если это неизбежно, то необходимо реагировать таким образом, чтобы «регионы не хулиганили, а вовремя, своевременно и взвешенно принимали решения».

Расходы на транспортировку составляют до 70% от тарифа, и в этом году Федеральная антимонопольная служба вместе с Минприроды занималась легализацией мест размещения отходов, рассказал на форуме «Чистая страна» замглавы службы Виталий Королев.

«Если мы закроем все полигоны, то придется мусор везти дальше, и это, конечно, очень дорого для потребителей», — объяснил он.

По словам Королева, с 1 июля тарифы в 47 регионах остались на прежнем уровне, а где-то даже снизились.

Также уменьшился средний платеж за вывоз отходов: если в середине года он был около 94 рублей с человека в месяц, то к декабрю опустился ниже 90 рублей. При этом в 40 регионах тарифы ниже этого уровня.

В ФАС также напомнили, что 1 января 2020 года тарифы не вырастут, их изменение возможно только в июле.

Кадровые перестановки

  • Год начался с создания головной компании отрасли по обращению с отходами: президент России 14 января подписал указ о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор».
  • Госкомпания обладает широким инструментарием: может формулировать предложения по изменению законодательства, проводить экспертизу региональных схем по обращению с мусором и выстраивать их в единую схему в масштабе всей страны, разрабатывать проекты федеральных госпрограмм, поддерживать инвестиции, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и доли в других компаниях.
  • В феврале правительство назначило гендиректором РЭО Дениса Буцаева, бывшего зампреда правительства и министра инвестиций и инноваций Московской области.
  • В ноябре уволился замглавы Минприроды России Владимир Логинов, курировавший реформу отрасли почти год, и его сменил Константин Румянцев, бывший помощник вице-премьера страны Алексея Гордеева.

В конце ноября Буцаева отправили в отставку. Как объяснил в беседе с тележурналистами премьер-министр Дмитрий Медведев, это связано с тем, что решения в РЭО принимались недостаточно быстро, а в этом деле нужно «больше энергии».

25 ноября Гордеев объявил, что место Буцаева займет аудитор Счетной палаты, бывший глава Минстроя Михаил Мень, и отметил, что для успешного функционирования отрасли необходима более качественная и публичная работа с людьми, региональными и муниципальными властями. Позднее Гордеев, однако, уточнил, что у правительства есть несколько кандидатов на пост главы РЭО.

Итак, в 2020 год совсем молодая отрасль обращения с отходами входит хотя и без руководителя, но на подъеме. Скоро изменятся правила сжигания мусора — это не считается его утилизацией.

Госдума одобрила поправку о возможности использования отходов как возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов.

И кроме того, к концу 2020 года утилизация бытовых отходов должна вырасти с 7% до 16,2%, а обработка — с 12% до 27%.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *