Изменения в валютном законодательстве с 2017 года

А. Гордон

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

*Вы читаете эту публикацию в 2018г.

С момента первой публикации произошли значительные изменения валютного резидентства, валютного контроля, отчетности по валютным операциям и других положений валютного законодательства РФ.

 Так же существенное влияние на валютные обязательства оказывают законы Об амнистии капитала 2018, утверждены Гос Думой РФ 09.02.2018г. (Законы об амнистии читайте здесь)

  •  
    Изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.
  • Как и в других отраслях российского законодательства валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.
  • Например, в рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.
     

Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная  таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов

Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

  • Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.

Валютные резиденты Российской Федерации в 2017

Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.

В 2017 году валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.

Физические лица:

Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц —  место и длительности проживания или пребывания.

  1. Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.
  2. Гражданин России НЕ БУДЕТ валютным резидентом России (не резидент) если будет выполнено хотя бы одно условие:
  3. 1.  Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;
  4. 2. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,

3. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.

Иностранные граждане (или лица без гражданства) становятся валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство в России.

Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России НЕ быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.

Выводы:

Каждый гражданин России, как обладатель российского паспорта, заведомо валютный резидент России. И российские контролирующие органы, в первую очередь налоговая служба, вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства.  Прежде всего это касается зарубежных счетов.

Правила российского валютного законодательства на гражданина России не распространяются только при прекращении резидентства России. Доказывать прекращение резидентсва обязан гражданин России.

Для иностранцев — наоборот, российская налоговая служба доказывает, что у иностранцев возникло валютное резидентство России.

Обязанности валютного резидента России

Валютные резиденты России  обязаны, если они располагают банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации,  уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

  1. об открытии каждого банковского счета (вклада) за границей России,
  2. о закрытии зарубежного счета (вклада),
  3. об изменении реквизитов зарубежных банковских счетов (вкладов),
  4. о движении денежных средств по каждому зарубежному счету.
  • Изложенное не касается граждан России не являющихся валютными резидентами России.
  • И эти обязанности должны будут выполнять иностранцы, ставшие валютными резидентами России.
  • Внимание:
  • Разрешение гражданину иметь зарубежные счета (вклады) не означает полную свободу распоряжаться этими счетами !

Российский валютный закон допускает (считает законными) россиянам совершать только конкретный ограниченный  перечень операций по зарубежному счету. Об этом читайте ниже, в разделе об изменении валютного законодательства в 2015-16 годах.

Изнения валютного закона с 2018 

  1. В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны улучшить положение физических лиц-резидентов России, но в случае принятия этих поправок – ухудшат.

  2. В частности, Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан – из закона убрать.

  3. Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России  граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и движению денег по ним.

Но, что гораздо важнее, Минфин в период постоянного  проживания гражданина в течение календарного года за пределами России допускает нахождение гражданина на территории России кратковременно общим сроком до 3-х месяцев за календарный год. То есть, в отличие от действующего сейчас правила, при посещении гражданином России ее территории валютное резидентство России не возникает.

  • Следует так же признать положительными и другие изменения.
  • Одновременно Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства.
  • Учитывая необходимость для гражданина –резидента представить в налоговый орган  не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.

Так Минфин готов освободить от отчетности проживающих за границей россиян «с периодами возвращения в совокупности менее 183 дней в истекшем календарном году». Кроме того, от уведомлений освобождаются те граждане, которые на 31 декабря 2017 года резидентами являться не будут и при этом не возвратятся на родину к 1 марта 2018 года – крайней дате уведомления.

Еще одно послабление заключается в снятии для валютных резидентов необходимости отчитываться по закрытым до 31 декабря 2014 счетам, поскольку истечет трехлетний срок хранения документов, подтверждающих открытие и совершение операций по ним.

Касательно юридических лиц:

Валютными резидентами России признаются юридические лица, созданные по законодательству  Российской Федерации и находящиеся в России.

Например, это российские Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества, некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т.д.

Так же валютными резидентами России признаются находящиеся за пределами территории России филиалы и представительства российских юридических лиц.  По законодательству России филиал и представительство российского юридического лица является их обособленными подразделениями,  но не отдельными юридическими лицами.

Отдельно закон определяет валютный статус дипломатических представительств России за рубежом, международных организаций, субъектов Российской федерации и т.д.

  1. Не являются валютными резидентами:
  2. Физические лица – не обладающие вышеуказанными признаками физических лиц резидентов.
  3. Организации — юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и не находящиеся в России.
  4. Организации – НЕ юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и НЕ находящиеся в России.

Текст изменений Валютного закона, утвержденных Гос Думой в 1 чтении, и комментарии здесь

Что будет за нарушение валютного законодательства?

«Закон, как известно, шутить не любит».  Исполнение закона обеспечивается принудительно силой государства. Это в полной мере относится к исполнению закона «О валютном регулировании и валютном контроле.

  • Пока в России нарушения валютного законодательства отнесены к административным правонарушениям, ответственность за которые установлена в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.
  • По административному кодексу правонарушители валютных правил могут «отделаться» штрафами.
  • Кого будут привлекать из физических лиц:
  • Физических лиц – валютных резидентов России, в том числе:
  • — граждан (частных лиц)
  • — индивидуальных предпринимателей
Читайте также:  Как получить ЭЦП для участия в электронных торгах?

— физических лиц занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (адвокаты, нотариусы и т.д.)

Что, почем:

Для описанных выше «валютчиков» в КоАП РФ предусмотрена статья 15.25. Всего одна, совсем не большая, и очень емкая по возможностям применения. Статья была расширена в 2014 и 2015 годах одновременно с установлением новых обязанностей для резидентов (о своих обязанностях вы уже прочитали выше).

Если не упоминать ответственность за «незаконное» использование зарубежных счетов (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ), наиболее существенное изменение с 2016 года: введена ответственность за повторность нарушений – повторное не сообщение об открытии(закрытии) счетов, изменений реквизитов счетов. И еще большая ответственность за повторное не сообщение о движении  по счетам.

Валютных резидентов России физических лиц будут привлекать:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции.

— За представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации,  к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации,  к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 5 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.

— За повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф  20 000 руб.

В конце августа 2017 ФНС России опубликовало письмо с революционными разъяснениями по вопросам нарушений при открытии зарубежных счетов и их использовании. Позиция ФНС носит просто инквизиторский характер — нарушителей ожидает штрафы в сумме до 100% операций за не сообщение об открытии счета и не предоставление отчета.

Владельцы зарубежных счетов, Обязательно прочитайте новость конца августа 2017:

Используете зарубежный счет? — можете заплатить крупный штраф. Новая позиция ФНС России. Читайте здесь

Срок давности для привлечения к ответственности, увеличен?

Следует ответить «да», и это касается валютных нарушений юридических лиц. Законодатель внес изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Касательно

Валютные резиденты России могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть  2 этой же статьи), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов а так же не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • Принят Государственной Думой 25 октября 2017 года
  • Одобрен Советом Федерации 8 ноября 2017 года
  • Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972; N 48, ст. 6716; 2016, N 27, ст. 4218) следующие изменения:

1) часть 11 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«11. В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

  1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
  2. 1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
  3. 2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).»;
  4. 2) абзац четвертый части 5 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона, положения других актов валютного законодательства Российской Федерации, со ссылкой на соответствующее положение акта валютного законодательства Российской Федерации, которому проведение такой операции противоречит, а также в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе.».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40, 45; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст.

2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2259; N 30, ст.

3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 15, ст. 1751; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст.

5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290; N 30, ст. 4584, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6601, 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст.

3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4329, 4330; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; N31, ст. 4191; N 43, ст. 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст.

6161, 6163, 6165; N 49, ст. 6327, 6343; N 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст. 6961, 6980, 6986, 6994, 7002; 2014, N 6, ст. 557, 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст. 3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 48, ст.

Читайте также:  Ликвидность дебиторской задолженности (нюансы)

6636, 6638, 6643, 6651; N 52, ст. 7548, 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 29, 35, 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1804, 1811; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3945, 3950, 3972; N 29, ст. 4354, 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710, 6716; N 51, ст. 7249, 7250; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63, 84; N 7, ст. 918; N 10, ст.

1323; N 11, ст. 1481, 1490, 1491; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3877, 3881, 3884, 3887; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2456, 2457; N 18, ст. 2664; N 22, ст. 3069; N 23, ст. 3227; N 24, ст.

3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738,4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828) следующие изменения:

1) примечание к статье 2.4 после цифр «15.241,» дополнить цифрами «15.25,»;

  • 2) в статье 3.5:
  • а) в пункте 2 части 1 слова «ставки рефинансирования» заменить словами «ключевой ставки»;
  • б) в части 3 слова «ставки рефинансирования» заменить словами «ключевой ставки»;
  • 3) в статье 15.25:
  • а) абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
  • «влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;
  • б) абзац второй части 4 изложить в следующей редакции:
  • «влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;
  • в) абзац второй части 41 изложить в следующей редакции:
  • «влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;
  • г) абзац второй части 5 изложить в следующей редакции:
  • «влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в Российскую Федерацию таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.»;
  • д) дополнить частью 51 следующего содержания:
  • «51. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 41 и 5 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
  • влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.»;
  • е) примечание 1 признать утратившим силу;
  • ж) в примечании 5 слова «ставки рефинансирования» заменить словами «ключевой ставки»;
  • з) в примечании 6 слова «ставки рефинансирования» заменить словами «ключевой ставки»;

4) часть 1 статьи 23.1 после слов «статьи 15.231,» дополнить словами «частью 51 статьи 15.25,»;

5) в части 1 статьи 23.60 слова «статьей 15.25» заменить словами «частями 1 — 21, 4 — 5 и 6 — 65 статьи 15.25».

  1. Статья 3
  2. Признать утратившими силу:
  3. 1) абзац восемнадцатый пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3533);

2) подпункт «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6163);

3) пункт 2 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 212-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3881).

  • Статья 4
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации
  • В. Путин

О внесении в госдуму законопроекта по вопросам валютного контроля в отношении физических лиц

17 октября 2017 07:15

Распоряжение от 14 октября 2017 года №2251-р.

Законопроект направлен на устранение избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц – резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов, открытых ими в банках за пределами России; расширение перечня разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц – резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные банки; установление особенностей выполнения физическими лицами – резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, а также по представлению отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам таких физических лиц, если срок их пребывания за границей в течение календарного года в совокупности составил более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом календарном году.

Проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном
контроле”» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Анализ правоприменения Федерального
закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), определяющего понятие
«резидент», выявил неоднозначность его понимания в отношении российских
граждан, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее
одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным
органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо
временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года
на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года
или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного
года. Федеральный закон №173-ФЗ относит такую категорию граждан России к
нерезидентам в целях проведения валютных операций.

Такое определение затрудняет
российским банкам проведение валютных операций по поручениям физических лиц.

В
соответствии со статьёй 849 Гражданского кодекса операции по списанию средств
со счёта должны быть выполнены банком не позднее дня, следующего за днём
поступления в банк соответствующего платёжного документа.

Таким образом, банк
должен определить, является ли физическое лицо резидентом, и правильно
применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента
представления клиентом платёжного документа.

Кроме того, при правоприменении
этой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения
правила о совокупности виз, а также допустимо ли прерывание годичного срока
пребывания гражданина России за границей по разным обстоятельствам
(краткосрочные поездки в Россию и т.д.).

Также формулировка этой нормы
создаёт проблемы для российских банков с определением статуса граждан России,
пребывающих в иностранном государстве, с которым у России установлен безвизовый
режим въезда и пребывания.

В связи с этим законопроектом
предлагается исключить требование об обязательном представлении физическим
лицом – резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления
налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) с
отметкой о принятии уведомления. Отмена этого требования обусловлена
подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных
органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014
года. В рамках этого Соглашения налоговые органы Сторон обмениваются
информацией о счетах, открытых на их территории резидентами других стран –
участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Предлагаемое законопроектом
изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц
– резидентов, так и для уполномоченных банков.

***

Статьёй 83 Налогового кодекса
установлены требования в отношении налогового учёта организаций и физических
лиц в налоговых органах.

С целью реализации требований статьи 12 Федерального
закона №173-ФЗ и обеспечения прав физических лиц – резидентов в случае
отсутствия у них места учёта в налоговом органе, в том числе по причине
отсутствия места жительства (пребывания) на территории России, отсутствия
недвижимого имущества на её территории, предлагается установить требования к
определению налоговых органов по месту учёта резидентов (юридических и
физических лиц) только для целей Федерального закона №173-ФЗ.

Читайте также:  Форма единой (упрощенной) декларации изменится

***

Законопроектом предусматриваются
также отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием
счетов (вкладов) в банках за пределами России сотрудниками дипломатических
представительств, консульских учреждений, постоянных представительств
Российской Федерации при международных (межгосударственных,
межправительственных) организациях.

С учётом этих особенностей часть 5 статьи
12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается дополнить положениями в части
использования юридическими и физическими лицами – резидентами своих банковских
счетов для получения от нерезидентов сумм, причитающихся в качестве возмещения
налога на добавленную стоимость и выплачиваемых компетентными органами
государства пребывания таких сотрудников.

  • ***
  • Также расширяется перечень
    разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц –
    резидентов, открытые ими в банках за пределами России, минуя уполномоченные
    банки. К таким разрешённым случаям предлагается отнести зачисление денежных
    средств на счета физических лиц – резидентов, открытые в банках за пределами России,
    минуя уполномоченные банки, от следующих операций:
  • — продажа нерезиденту
    принадлежащих физическому лицу – резиденту на праве собственности за пределами
    России транспортных средств;
  • — продажа нерезиденту
    принадлежащего физическому лицу – резиденту недвижимого имущества, если такое
    недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства,
    входящего в ОЭСР или ФАТФ, и это иностранное государство присоединилось к
    многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене
    финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеет с Российской
    Федерацией действующее двустороннее международное соглашение, предусматривающее
    автоматический обмен финансовой информацией, и при этом счёт физического лица –
    резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного
    государства.
  • ***
  • С целью устранения
    неопределённости в правоприменении в части оплаты физическими лицами –
    резидентами товаров, работ, услуг на территории России с помощью банковских
    платёжных карт, эмитированных иностранными банками, за счёт средств,
    зачисленных на их счета, открытые в банках за пределами России, к которым
    привязаны эти банковские платёжные карты, предлагается внести соответствующее
    изменение в часть 6 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ, предусматривающее
    возможность такой оплаты.
  • ***
  • Законопроектом также расширяется
    перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами России, за
    счёт разрешения всех валютных операций между гражданами, срок пребывания
    которых за границей в течение календарного года составит более 183 дней.
  • ***
  • Законопроектом предлагается
    освободить российских граждан от выполнения обязанностей по уведомлению
    налоговых органов об их счетах, открытых в банках за пределами России, от
    ограничений на совершение операций, а также от необходимости представления
    отчётов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам физических
    лиц – резидентов, если срок их пребывания за границей в течение календарного
    года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на
    территорию России в этом календарном году.
  • В целях устранения избыточных
    обременений физических лиц – резидентов, связанных с обязанностью представления
    в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации уведомлений и
    отчётов о движении средств по счетам в банках, расположенных за границей, в
    разные сроки, часть 8 статьи 12 Федерального закона №173-ФЗ предлагается
    дополнить новой нормой, в соответствии с которой для физических лиц –
    резидентов устанавливается единый срок представления уведомлений – до 1 июня
    календарного года, следующего за истекшим календарным годом, если в истекшем
    календарном году срок их пребывания за пределами России в совокупности составил
    183 дня и менее.

Предлагаемый законопроектом
совокупный срок пребывания российских граждан за границей (более 183 дней в
течение каждого календарного года) определён с учётом анализа возникающих у
разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Россию в связи с
отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во
время каникул и др.), а также с целью сближения правового статуса граждан
России, являющихся валютными резидентами, с их статусом налоговых резидентов в
соответствии с требованиями статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что постановлением Правительства от 12
декабря 2015 года №1365 «О порядке представления физическими лицами –
резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам в банках за
пределами территории Российской Федерации» установлена обязанность физических
лиц – резидентов представлять налоговым органам такие отчёты ежегодно до 1 июня
года, следующего за отчётным, предлагается установить срок вступления
законопроекта в силу 1 января 2018 года.

Законопроект
рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
Российской Федерации 12 октября 2017 года.

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства

Извините, регистрация на это мероприятия уже закончилась. Вы можете выбрать другое мероприятие из
нашего каталога>>

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:
Генеральное руководство, Финансовый консалтинг, Финансы, Работа с финансовыми институтами, Расчетно-кассовое обслуживание

ОТРАСЛЬ:
Фондовый рынок, инвестиционные и управляющие компании

ФОРМАТ:
Открытый

31 Декабря 2017 с 10.00 до 17.30

ПРОГРАММА

Новое в системе валютного регулирования в РФ.

  • Нормативно-правовая база валютного регулирования в Российской Федерации
  • Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний
  • Действие федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 173-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу в 2015 году и вступающими в силу в 2016 г.)
  • Проекты будущих изменений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

Валютное законодательство Российской Федерации.

  • Базовые понятия и принципы валютного регулирования и их практическое применение
  • Основные положения валютного регулирования и их использование в практике экономической деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей
  • Особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами
  • Порядок открытия и ведения счетов резидентов за пределами территории РФ
  • Режим зарубежных счетов и правила осуществления резидентами валютных операций за счет средств, находящихся на счетах в банках за рубежом
  • Репатриация валютной выручки: правила, особенности, практика и ответственность за нарушения. Особенности требования репатриации при финансовых операциях

Валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, получением и предоставлением кредитов и займов.

  • Паспорт сделки: правила открытия, оформления, ведения, перевода и закрытия. Досье по паспорту сделки
  • Справка о валютных операциях: особенности ее формирования, сроки и правила ее представления в уполномоченный банк при осуществлении операций в иностранной и национальной валюте
  • Справка о подтверждающих документах при осуществлении внешнеторговой деятельности
  • Подтверждающие документы, статистическая форма учета перемещения товаров — порядок представления агентам валютного контроля
  • Особенности валютного контроля в неторговом обороте
  • Ведомость банковского контроля

Особенности валютного контроля, осуществляемого с участием таможенных органов.

  • Технологии таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК)
  • Информационный обмен между ФТС РФ и уполномоченными банками
  • Взаимодействие с другими органами и агентами валютного контроля

Классификация и содержание правонарушений валютного законодательства с учетом последних изменений нормативной правовой базы.

  • Органы и агенты валютного контроля: особенности деятельности и организация взаимодействия
  • Организация государственного финансового контроля за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами в связи и изменением структуры надзорных органов РФ
  • Выявление и пресечение нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  • Понятие сомнительных операций, их классификация, нормативное регулирование и необходимость учета в практике внешнеэкономической деятельности
  • Изменения нормативно-правовой базы валютного контроля (Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другие нормативные правовые акты), а так же планируемые изменения указанных нормативных актов

Ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

  • Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля необходимых документов и информации
  • Отдельные вопросы используемых в сфере валютного контроля информационных технологий
  • Минимизация рисков, связанных с проведением валютных операций при осуществлении внешнеэкономической деятельности
  • Предупреждение правонарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Нормы административной и уголовной ответственности
  • Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля. Место внутрифирменной системы валютного контроля в организационной структуре предприятия (организации)
  • Требования законодательства к условиям заключаемых во внешнеторговой деятельности договоров (контрактов)

Практические вопросы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

  • Анализ типичных ситуаций в сфере валютных операций
  • Решение практических бизнес-кейсов
  • Обобщение практики валютного регулирования и валютного контроля

СТОИМОСТЬ:
11800
руб.

Контакты

КОНТАКТНОЕ ЛИЦО:
Менеджер по работе с клиентами УМЦ «ФинКонт»

КОНТАКТНЫЙ EMAIL:
seminar@fcaudit.ru

КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН:
8 (800) 234-55-22

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *