Когда не платят ндс с аренды госимущества?

Когда не платят НДС с аренды госимущества?

Konstantin L / Shutterstock.com

В рассмотренном примере организация просит дать разъяснения по поводу необходимости исполнения ей функций налогового агента по НДС при оплате услуг по договору аренды имущества муниципального образования. При этом организация арендует часть нежилого помещения у Администрации города, причем в договоре отражено, что здание закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением. Арендодателем по договору аренды является Администрация города, а участие казенного учреждения в качестве третьей стороны договора не предусмотрено.

В ответе финансисты напомнили, что в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения НДС при предоставлении на территории РФ органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, согласно которому налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами – арендаторами имущества (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса).

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено.

Поэтому при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения).

В то же время выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В связи с этим услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения данным налогом.

В свою очередь налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, представленного в аренду на территории РФ органами госвласти и органами местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Оплата НДС при аренде муниципального имущества

Дата документа 01.07.2006
Метки Статья

НДС ПРИ АРЕНДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Эксперт М.И. Филипенко

Ндс при аренде государственного имущества плательщиком усн | контур.ндс+

Когда не платят НДС с аренды госимущества?

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС.

В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре.

То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Расчет НДС при аренде государственного и коммерческого имущества

Арендаторы, взявшие во временное пользование муниципальное имущество, обязуются уплатить НДС. При этом договор аренды государственного имущества необходимо заключить с департаментом недвижимости либо оформить его как трехстороннее соглашение. В данном случае арендодатель, выступающий как владелец муниципального имущества, не несет на себе налоговую нагрузку.

Расчет НДС при аренде государственного имущества при ОСН и УСН

Для расчета НДС сумма оплаты за временное пользование с учетом налога берется за налогооблагаемую базу. Если договор гласит, что в цену аренды включен НДС, то эта сумма и будет облагаться налогом по ставке 18/118.

Если в договоре указана цена аренды, не включая НДС, то налог накручивается на эту сумму и уплачивается за счет средств организации по ставке 18%. При этом расходы по оплате НДС не соотносятся с издержками по оплате налога.

Читайте также:  Можно ли признать в налоговом учете расходы на аренду жилого помещения под офис?

Оплата НДС происходит в обязательном порядке за период, в котором он был начислен, не позднее 20-го числа последующего месяца. НДС уплачивается при общем и упрощенном режиме налогообложения с выпиской счета-фактуры в течение 5 дней с момента оплаты.

Если учтены услуги по аренде или арендатор сам себе выставил счет-фактуру, то арендатор, использующий общую систему налогообложения, может вычесть сумму уплаченного НДС в том периоде, в котором была произведена выплата за прошлый квартал. Если арендатор использует упрощенную схему налогообложения, то он может отнести на расходы сумму уплаченного НДС вместе с услугами по аренде.

Сумма НДС при временном пользовании государственным имуществом рассчитывается индивидуально по каждому объекту аренды по ставке, прописанной в Налоговом кодексе. Налоговым периодом признается 1 месяц. Обязательства по выплате НДС автоматически снимаются с организации, если она не платит за аренду имущества в течение налогового периода, равного календарному месяцу.

Сумма НДС должна отчисляться с бюджета одновременно с перечислением платы за временное пользование государственным имуществом арендодателю.

Расчет НДС при аренде коммерческого имущества при ОСН и УСН

При аренде коммерческого имущества при обеих системах налогообложения за налоговую базу принимают сумму арендной платы. При этом арендодатель должен выставить арендатору соответствующий счет-фактуру в течение 5 дней с момента оказания услуги. Счет-фактура выписывается последним календарным днем месяца. Налогоплательщик имеет право вычесть уплаченную сумму НДС.

Чтобы принять выплаты по НДС к вычету, взятое во временное пользование имущество должно использоваться исключительно в производственных целях, а его арендную плату необходимо отразить в бухгалтерском учете. Вычет осуществляется только после уплаты НДС и выписки счета-фактуры.

Счет-фактура составляется с учетом суммы арендной платы минус НДС по ставке 18/118. Сумма НДС идет в счете-фактуре отдельной строкой. После вычета НДС дается проводка с Дебета 68 счета на Кредит 19.

Когда плата за аренду земельного участка не облагается НДС и наоборот? Правила и порядок расчета

Каждый в своей жизни когда-то сталкивался или ещё столкнётся с ситуацией, когда нужно что-то арендовать.

Это может быть что угодно: квартира для дальнейшего проживания, здание для собственного магазина или сооружение под маленький цех.

В большинстве случаев люди даже не задаются вопросом о том, облагается ли взятая во временное владение собственность налогом на добавочную стоимость или нет.

Облагается ли арендованная земля налогом на добавленную стоимость?

Это зависит от того, кто является арендодателем. В его качестве может выступать как государство в форме органов местного самоуправления, так и отдельные лица и компании, находящиеся в собственности у определённого человека или круга лиц, которые не имеют отношения к власти федерации.

О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.

Передается право на землю, находящуюся в муниципальной собственности

Аренда земли не облагается сборами, если она является государственной или муниципальной собственностью.

Основываясь на ст.9 Конституции РФ, п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, собственность, представленная земельным участком, относится к природным ресурсам. Благодаря этому закону платежи в бюджет за пользование участком земли, взимаемые государством, органами местного самоуправления, иными уполномоченными лицами, не облагаются налогом.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ арендуемое имущество должно принадлежать органам субъектов Российской Федерации. Собственность также может быть федеральной или муниципальной.

Арендодателем должен выступать орган государственной власти и управления (местное самоуправления) непосредственно или вместе с балансодержателем имущества, который не имеет никакого отношения к госвласти.

Если в сделке участвует балансодержатель, то обязан быть заключён договор между тремя представленными сторонами. В том случае если арендодатель, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, вступает в дело договор субаренды.

Таким образом, фактический субарендатор не выступает в роли налогового агента и не несёт его обязанностей: он переводит плату за аренду, учитывая НДС, балансодержателю, который должен самостоятельно уплатить данную пошлину в бюджет. Данная информация была представлена в Письме ФНС России от 18.06.2015 N ГД-3-3/2391@.

При условии того, что участок находится во владении частного собственника, в его аренду будет входить НДС.

Важно! Существует очень занятный момент: при субаренде земельных наделов у муниципалитета арендатор не уплачивает налог на наддобавочную стоимость. В такой ситуации текущий владелец имеет право сдать часть владения, тогда новый владелец должен будет оплатить пошлину, так как он взял в пользование участок непосредственно у частного лица.

Порядок исчисления обязательства

  • Для того чтобы рассчитать сумму налога на арендуемую у государства землю, нужно умножить налоговую базу на текущую ставку.
  • База налога определяется определённо каждым субъектом.
  • С 1ого января 2019 года ставка налога на добавочную стоимость составляет 20 процентов, вместо 18-ти.

При плате за арендованное муниципальное имущество НДС в 2019 году делится на три равные части и уплачивается не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, которые идут в след за периодом отчёта. При задержке оплаты НДС арендатор должен заплатить сумму, указанную в неустойке.

Если в счёте обнаружена ошибка в расчёте ставки, следует обратиться в налоговую службу за дальнейшими разъяснениями.

Читайте также:  Обновлен перечень медтоваров, освобожденных от НДС

В течение пяти дней, начиная с дня перечисления суммы, направленной на погашение арендной платы, налоговый агент обязан составить счет-фактуру (согласно п. 3 ст. 168 НК РФ). Данный счёт в последующем должен быть отмечем в книге продаж.

Несмотря на то что в НК нет конкретного срока, в одном из писем ФНС порекомендовала ориентироваться на общепринятый срок для выставления счетов-фактур, если дело касается вопросов об обложении или освобождении арендных платежей за землю.

Подводя итоги, следует напомнить, что:

  • Аренда собственности, находящейся во владении государства РФ, не облагается налогом.
  • В субаренду земли, которая принадлежит частному владельцу, не входит сумма НДС.
  • Главным фактором является то, что следует учитывать, что участок на временное пользование вы берёте у текущего арендодателя, а не у законного владельца. Учитывая это, вы поймёте, облагается ли дополнительными сборами арендуемая земля или нет.

О том, как рассчитать налог на аренду земли, как оплатить и для кого возможны льготы при сдаче муниципальных участков, читайте здесь.

В том случае, если у вас присутствуют сомнения на тему того, должны ли вы оплачивать указанную в статье пошлину, вам следует обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

Ндс при аренде муниципального имущества

При ведении основной деятельности юридическое лицо или частный предприниматель могут арендовать собственность у государства или муниципальных властей.

В этом случае они становятся налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по выплате НДС. Но из этого положения есть ряд исключений.

Предлагем разобраться, кто и каким образом оплачивает НДС при аренде государственного или муниципального имущества?

Что является государственной и муниципальной собственностью?

Конечно, проще всего было бы приобрести необходимое имущество в собственность, но не каждая организация, тем более индивидуальный предприниматель имеют такую возможность. Поэтому часто приходится брать объекты во временное пользование. Это можно сделать не только у другой компании, но и у государства или у региональных органов власти.

Понятие собственности и права на неё регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 212 ГК существует:

  • частная;
  • государственная;
  • собственность муниципалитета.

Государственным имуществом согласно статье 214 ГК являются:

  • объекты федеральной собственности;
  • объекты, принадлежащие субъектам РФ.

Согласно статье 215 ГК владением муниципалитета являются предметы, принадлежащие городским и сельским муниципальным образованиям. На правах собственности владельцы могут распоряжаться своей собственностью, в том числе сдавать её во временное пользование.

Кто является налоговым агентом?

Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом. В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость. Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.

Если арендный договор составляется с предприятием, которое принадлежит муниципалитету, то арендатор НДС не выплачивает. В этом случае такая обязанность ложится на арендодателя.

Например, это касается бюджетных организаций, таких как школы или больницы.

То же самое происходит, когда орган регионального самоуправления подтверждает полномочия своей организации, но при этом сам арендодателем не считается.

А вот в случае, если организация арендует владения непосредственно у муниципалитета, то она становится агентом. Следовательно, на неё ложатся обязанности по выплате НДС.

Арендуемые предметы можно передавать в пользование другим компаниям. Такая форма отношений называется субарендой.

Расчёт и выплата НДС

Налоговый агент обязуется оплатить пошлину на добавочную стоимость в ФНС до 20 числа месяца, который следует за отчётным кварталом. Отчётность и налог выплачиваются в налоговый орган по месту нахождения арендуемого владения. Важно правильно указать статус плательщика — 02 «налоговый агент».

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается с помощью умножения налоговой базы на ставку. В 2017 году была принята ставка 18/118, ею надо пользоваться при учете оплаты.

В случае, если налог на добавочную стоимость включен в оплату за временное пользование, то формула следующая: Ндс при аренде муниципального имущества рассчитывается как произведение стоимости платы за аренду с учётом налога и ставки 18/118.

Рассмотрим на примере. Допустим, частный предприниматель арендует недвижимость у муниципалитета за 67 тыс. рублей. Следовательно, 67 000 :118х118=10 220 рублей. Исходя из этого, 56 780 рублей компания перечисляет в качестве арендной платы государственному органу, а 10 220 рублей уходят в бюджет в качестве налога.

Ту сумму, которую организация платит в качестве налога на добавочную стоимость можно вычесть из общего, который начисляется по остальным объектам налогообложения. Чтобы оформить вычет необходимо:

  1. Арендованную собственность использовать в том виде деятельности, которое облагается по закону пошлиной.
  2. Организация должна являться агентом.
  3. У арендатора должны быть на руках платёжные документы об уплате и счёт-фактура.
  4. Счёт-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок.

В случае, если объект арендован для осуществления предпринимательской деятельности, которая будет реализоваться на территории иностранного государства, то вычет произведён не будет.

Счёт-фактура

Счёт-фактура является одним из основных документов при арендных отношениях. Именно по нему осуществляется расчёт пошлины на добавочную стоимость и производится последующий вычет. Что указывается в документе:

  1. Полная сумма платы за аренду, указанная в договоре.
  2. Строка с указанием пошлины на добавочную стоимость.
  3. Назначение бумаги — договор о временном пользовании предметами владения, принадлежащего органам власти.
  4. Реквизиты организации-арендатора.

Счёт-фактура составляется в двух экземплярах. Одна бумага хранится у арендатора, она считается основанием для получения вычета. Её нужно занести в книгу покупок.

Читайте также:  Отозваны две банковские лицензии

Второй экземпляр выдаётся арендодателю и вносится в книгу продаж с пометкой о выплате денег агентом. Эти записи нужно вносить в книгу только после того, как была отдана арендная плата.

Счёт-фактура оформляется в течение 5 дней после выплаты арендной суммы. После проведения всех выплат в налоговый орган подаётся декларация.

Если досконально изучить законодательство, то аренда имущества у государства может стать выгодным решением для бизнеса.

Арендуем у государства

Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство.

Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены. Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.

По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества. Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

Арендодатель госимущества: возможны варианты

Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.

На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.

Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.

Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.

Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.

Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.

Когда арендатору быть агентом

Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).

Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.

Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.

А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».

То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.

На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.

№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *