Кто является плательщиками страховых взносов?

Своевременные отчисления в ПФР, на медицинское и социальное страхование — это обязанность всех граждан России.

Индивидуальные предприниматели платят сами за себя, а за сотрудников, работающих по трудовому договору, взносы делает работодатель.

Рассказываем, сколько каждый месяц тратят россияне на обязательные страховые выплаты, в какие сроки нужно уплачивать их, какую отчётность сдают работодатели и наказывает ли государство за просрочки.

Что такое страховые взносы и кто их платит

Страховыми взносами называются целевые обязательные сборы, которые уплачивают граждане России в целях накопления пенсии или медицинского страхования. Эти платежи не являются налогами, но их своевременное внесение строго контролируется законом. За сроки и объёмы отвечают работодатели или сами индивидуальные предприниматели (когда платят за себя).

Цель таких сборов — формирование фондов выплат пенсий, больничных, пособий по рождению ребёнка, а также оплаты медицинских услуг. Так как в течение фактически всей жизни граждане уплачивают эти взносы, называть пенсию «государственной», а медицину «бесплатной» не совсем корректно.

Плательщики страховых взносов названы в 419 статье НК РФ. Обратите внимание, несмотря на то, что выплаты в ФСС, ФОМС и пенсии не относятся к налогам, их регулирует Налоговый кодекс. К плательщикам по факту относятся все граждане:

  • граждане России — физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • организации;
  • лица, производящие выплаты другим гражданам.

Кто является плательщиками страховых взносов?Отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС за работника делает работодатель, а ИП платят сами за себя

Граждане, работающие по трудовому договору, не платят взносы самостоятельно. За них это делает работодатель, используя при этом их или собственные средства (мнения по этому вопросу расходятся).

Проще говоря, вычитает из возможной оплаты или расходует часть своего заработка. Безработные люди не платят.

Страховые взносы работодателей также обязательны, как налоги, потому что стратегически важны для государства.

Тарифы

Страховые выплаты индивидуальных предпринимателей и физических лиц отличаются. ИП платят фиксированные суммы, а граждане — процент от дохода. Размер отчислений в пенсионный фонд отличается по аналогичному принципу: у работников процент от зарплаты, у предпринимателей — одинаковая сумма + дополнительный взнос. Учредители ООО не являются плательщиками страховых взносов.

Куда и сколько платят ИП:

  • в ПФР — 26 545 рублей в год + 1% от дохода свыше 300 тысяч;
  • на медицинское страхование — 5 840 рублей в год;
  • отчисления в ФСС — добровольно.

Что платят граждане:

  • накопления в ПФР — 22% зарплаты ежемесячно;
  • взносы в ФОМС — 5,1% зарплаты ежемесячно;
  • взносы в ФСС — 2,9% зарплаты, ежемесячно.

Для граждан отчисления в фонд социального страхования обязательны, так как из них формируются пособия по листам нетрудоспособности и для отпуска по беременности и родам, уходу за ребёнком. ИП вправе не платить в ФСС за себя, но обязательно должен вносить деньги за каждого своего сотрудника.

Отдельные категории налогоплательщиков имеют льготы при начислении пенсионных и страховых выплат. В частности, 20% в ПФР и 0% в ФОМС и в фонд социального страхования платят:

  • организации и предприниматели на упрощённом налогообложении (по отдельным направлениям деятельности, утвержденным региональной властью);
  • аптеки на ЕНВД;
  • предприниматели на патентном налогообложении (кроме торговли, общественного питания и аренды);
  • некоммерческие организации на упрощённом налоговом режиме.

Суммы, не подлежащие обложению

Обложение страховыми взносами касается доходов граждан и предпринимателей. Доходами в таком случае являются зарплаты и прибыль от бизнеса. Не каждая сумма, которую получает гражданин, облагается страховыми взносами. Такими выплатами не облагаются:

  • государственные пособия;
  • компенсации за ущерб здоровью;
  • компенсация расходов на обучение или профессиональную переподготовку;
  • материальная помощь после стихийных бедствий и ЧС;
  • материальная помощь от работодателя, до 4 тысяч в год.

Кто является плательщиками страховых взносов?Всего на страховые выплаты уходит 30% от зарплаты гражданина

Порядок уплаты страховых взносов

Накопления на пенсию, отчисления в соцстрах и на медицинское страхование уплачиваются в определённые законом сроки. За их нарушение назначаются штрафы, поэтому рекомендуется строго следить за графиком платежей.

Проще всего ИП без работников: они вправе заплатить за страхование когда угодно в течение года (дополнительный взнос при превышении дохода в 300 тысяч рублей — до конца июня следующего года). Наличие работников усложняет ситуацию: платить взносы и оформлять документы придётся ежемесячно.

При уплате все взносы указываются в рублях с копейками.

Пенсионное страхование

Взносы в ПФР «съедают» 22% зарплаты работника или денег работодателя. Со средней ежемесячной зарплаты в 20 000 рублей гражданин заплатит 4 400 в месяц и 52 800 рублей в год. Все эти деньги гражданин никогда не получает на руки, их переводит в ПФР работодатель в срок до 15 числа ежемесячно.

Перевод взносов в ПФР осуществляют одним платёжным поручением. Его легко создать на сайте nalog.ru. Все реквизиты для заполнения документов также нужно узнать на официальном сайте налоговой службы в разделе «Определение реквизитов ИФНС». ИП могут воспользоваться мобильным приложением «Сбербанк Онлайн», а организациям придётся обращаться в банк.

Медицинское страхование

На эти цели расходуется 5,1% от заработной платы сотрудника. Например, при заработной плате в 20 тысяч, придётся ежемесячно вносить 1 020 рублей, а за год израсходуется 12 240 рублей. Платить эти взносы также будет работодатель.

Платёжное поручение формируется на сайте ФНС, КБК 182 1 02 02101 08 1013 160. Получателем платежа будет Федеральное казначейство, но в скобках необходимо указать наименование местного отделения ФНС. При электронном формировании поручения вероятность ошибок меньше, рекомендуется пользоваться таким способом.

Социальное страхование

Размер выплат по основному социальному страхованию равен 2,9% от заработной платы. Среднестатистический работник с зарплатой в 20 тысяч расходует на ФСС 580 рублей в месяц или 6 960 рублей в год.

Для опасных производств, работа на которых сопряжена с травматизмом и вредом здоровью, предусматривается дополнительное страхование от несчастных случаев. Его размер — от 0,2 до 8,5%.

Определятся индивидуальными характеристиками предприятия.

Выплата происходит по тем же правилам, что в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования — через платёжное поручение, сформированное на сайте налоговой службы.

Кто является плательщиками страховых взносов?Ежемесячно на страховые выплаты работодатель расходует 30% от доходов каждого сотрудника

Порядок перечисления средств

Рассмотрим, какие образом следует перечислять деньги за себя и работников, чтобы не нарушить многочисленные требования контролирующих органов. Если сотрудников много, желательно поручить контроль за выплатами и подготовку документов отдельному доверенному лицу. В противном случае обязательно возникнут просрочки, ошибки в вычислениях и, как следствие, штрафы.

Сроки

Все взносы без исключений уплачиваются в срок до 15 числа текущего месяца. Если 15-е — праздник или выходной, период продлевается до следующего рабочего дня. За нарушение сроков — штраф, поэтому рекомендуется строго регламентировать подсчёт размеров платежей, оформление отчётности и перечисление средств государству.

Отчетность по страховым взносам

Недостаточно просто уплачивать страховые взносы за себя или работников, нужно своевременно отчитываться за них перед контролирующими органами. В противном случае грозит штраф. Всю отчётность можно классифицировать и распределить следующим образом.

ФНС

Несмотря на то, что страховые взносы не относятся к налогам, их расчёт придётся предоставлять налоговому инспектору каждый квартал, точнее до конца следующего за кварталом месяца.

Расчёт подаётся по унифицированной форме КНД 1151111. Включает минимум 2 листа, где заполняются данные о налогоплательщике и приводятся расчёты взносов. К бланку прикладывают подтверждающие документы, например, платёжные поручения.

ПФР

Перед ПФР отчитываются только ИП и ООО с работниками, но гораздо чаще — 1 раз месяц, до 15-го числа месяца, следующего за отчётным. Форма С3В-М представляет собой бланк с большой таблицей в нижней части страницы.

Налогоплательщик указывает своё наименование и реквизиты, отчётный период, а главное — перечень работников. В таблице указывают их имена, номера СНИЛС и ИНН. Штраф за непредоставление — 500 рублей.

Читайте также:  МСФО № 40 Инвестиционная собственность (нюансы)

ФСС

По итогам квартала в Фонд социального страхования сдают отчёт на бланке 4-ФСС. Срок — 20/25 число следующего месяца (для бумажной/для электронной). Это довольно объёмный бланк, в котором нужно указать среднесписочную численность работников, количество инвалидов, расчёты по страхованию от несчастных случаев, зафиксировать случаи травматизма.

Заключение

Выплата страховых и пенсионных взносов сопряжена не только с постоянными расходами, но и с активной отчётностью. Штраф за непредоставление отчётов почти такой же, как наказание за неуплату. Эти платежи не являются налогами, но отчитываться за них придётся и перед ФНС. За работников платит работодатель, ИП уплачивают взносы самостоятельно.

Что такое администрирование страховых взносов

До 2017 года работники ПФ занимались расчетами и контролем над уплатой страховых взносов со стороны работодателей и частных лиц. Но теперь данная обязанность переложена на представителей ФНС, которые занимаются администрированием страховых взносов, для чего разработаны специальные методики и правила.

Понятие

Администрирование страховых взносов ПФР представлено контролем над полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов. Это относится как к пенсионным, так и социальным выплатам.

На основании ФЗ №243 и №250 с 2017 года контроль осуществляется налоговыми инспекторами, а не представителями ПФ.

На работников налоговой службы возложены следующие полномочия:

  • постановка на учет физлиц и предприятий, представленных плательщиками страховых взносов;
  • прием специальных расчетов, в которых определяется размер страховых взносов;
  • контроль над тем, чтобы плательщики взносов своевременно вносили средства на пенсионное страхование застрахованных лиц;
  • взыскание долгов по страховым взносам, которые появляются при несвоевременных платежах;
  • определение излишне уплаченных взносов;
  • взаимодействие с другими фондами и инстанциями.

Справка! Представители ФНС обязаны применять разные меры администрирования, направленные на информирование застрахованных лиц, а также на своевременную уплату ими страховых взносов.

Если предприниматели или частные лица по разным причинам отказываются вносить плату в установленные сроки, то это становится основанием для применения разных мер принудительного взыскания.

Полезно также почитать: Реквизиты для оплаты страховых взносов ИП

На кого возложена обязанность

С 2017 года данная обязанность возложена на работников ФНС. Ранее процедурой занимались представители ФСС и ПФ. Для управления администрированием в каждом подразделении налоговой службы созданы специальные отделы.

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица:

  • компании, ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также выплачивающие физлицам зарплату или иные виды вознаграждений;
  • адвокаты, ИП или иные граждане, которые специализируются на частной практике, но при этом не перечисляют средства другим физлицам, поэтому платят страховые взносы только за себя.

Правила учета физлиц и компаний приводятся в положениях ст. 83 НК. Отдельно не требуется становиться на учет в ФНС, поэтому во время регистрации фирмы или ИП производится автоматическая регистрация. Но при найме работника работодателю придется передавать сведения о нем представителям ФНС.

Администрирование представлено контролем за своевременное и полное представление расчетов по взносам, а также проверкой достоверности полученной информации. Расчеты плательщиками, которые официально трудоустраивают граждан, должны передаваться представителям налоговой службы до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

Внимание! Так как в 2020 году ухудшилась эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением коронавируса, то срок сдачи расчетов продлен за первый квартал до 15 мая.

После получения документов, работники ФНС занимаются проверкой полученной информации. При необходимости направляются уведомления об ошибках или непредставлении тех или иных сведений. На основании ст. 431 НК налогоплательщик обязан в установленные сроки передать правильные расчеты.

Порядок процедуры

Работники налоговой службы пользуются разными способами администрирования, направленными на получение страховых выплат и проверки правильности расчетов.

Процедура взаимодействия с плательщиками взносов делится на этапы:

  • в установленные сроки работодатели и ИП передают представителям ФНС правильные расчеты;
  • производится проверка полученной документации;
  • при необходимости запрашиваются уточнения;
  • плательщики перечисляют средства по правильным реквизитам.

Если в установленный срок не поступают средства от работодателей, то применяются разные методы администрирования, взыскания и наказания.

Представители ФНС могут пользоваться следующими способами:

  • Проведение выездных или камеральных проверок. Процедура регламентируется положениями ст. 88 НК. Во время камеральных проверок инспектор может потребовать от работодателя разные документы и данные, имеющие отношение к страховым взносам. С их помощью подтверждается обоснованность сумм, которые отражаются в расчетах. Выездная проверка проводится на территории плательщика взносов, а также правила ее реализации приводятся в ст. 89 НК.
  • Зачет или возврат сумм. Процедура выполняется при излишне уплаченных страховых взносах. Если выясняется, что работодатель заплатил больше, но у него имеются непогашенные долги по страховым взносам, то производится зачет.
  • Принудительное взыскание средств. Плательщики могут отказаться от своевременного перечисления взносов по разным основаниям. Это связано с плохим финансовым состоянием, непрофессионализмом бухгалтера или иными причинами. Если предприниматель отказывается добровольно выплачивать деньги, то налоговые органы могут воспользоваться принудительными методами взыскания. К ним относится начисление штрафов и пени, а также наложение ареста на счета и имущество. При применении таких мер приостанавливаются операции по карточкам и счетам, принадлежащим компании или бизнесмену. Представители ФНС могут начать исполнительное производство, поэтому средства взыскиваются приставами. Исполнители могут накладывать арест на счета или имущество должника, а также накладывать запрет на пересечение границы России. Предприниматели рискуют не только имуществом, используемым для ведения деятельности, но и личными ценностями.
  • Взаимодействие с внебюджетными фондами. Сведения о поступивших взносах передаются работникам ФСС и иных государственных органов. На основании этой информации проводятся дополнительные проверки предпринимателей. Сведения о полученных взносах передаются представителям ПФ для отражения на индивидуальных счетах граждан. Ежеквартально в фонд медицинского страхования передаются специальные отчеты о полученных суммах.

Из-за пандемии правила работы налоговой инспекции изменены, поэтому инспекторам приходится учитывать ограничения относительно выездных проверок, что привело к переносу сроков. Дополнительно в период самоизоляции изменены сроки, в течение которых допускается направлять требования об уплате налогов и иных платежей, поэтому они увеличиваются на 6 месяцев.

Так как занимается администрированием ФНС, то за нарушение требований взимаются крупные штрафы. Например, при нарушениях во время сдачи электронной отчетности взимается 1 тыс. руб.

Полезно также почитать: Обязательные взносы ИП в ПФР

Фсс — единый социальный налог краткая справка

  • ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
  • Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
  • Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

  1. Плательщики налога
  2. Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
  3. — ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.
  4. В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

  • Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
  • Объект налогообложения
  • Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:
Читайте также:  Увольнение по статье за недоверие: пошаговая инструкция, образцы документов

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см.

Плательщики налога):- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.

  1. Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
  2. для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
  3. для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
  4. Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).
  5. В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см.

Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см.

Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

  • Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом
  • Ставки единого социального налога
  • Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:
  • в Пенсионный фонд РФ 20 %;
  • в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования  2 %.
  • Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1.

Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования ?того
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
До 280000 рублей 20,0 процента 3,2 процента 0,8 процента 2,0 процента 26,0 процента
От 280001 рубля до 600000 рублей 56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей 81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей 12480 рублей 3840 рублей 7200 рублей 104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования ?того
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5 6
До 280000 рублей 15,8 процента 2,2 процента 0,8 процента 1,2 процента 20,0 процента
От 280001 рубля до 600000 рублей 44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей 69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей 9680 рублей 3520 рублей 5280 рублей 88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом Федеральный бюджет Фонды обязательного медицинского страхования ?того
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5
До 280000 рублей 7,3 процента 0,8 процента 1,9 процента 10,0 процента
От 280001 рубля до 600000 рублей 20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей 29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей 3840 рублей 6600 рублей 39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом Федеральный бюджет Фонды обязательного медицинского страхования ?того
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования территориальные фонды обязательного медицинского страхования
1 2 3 4 5
До 280000 рублей 5,3 процента 0,8 процента 1,9 процента 8,0 процента
От 280001 рубля до 600000 рублей 14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей 22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей
Свы?е 600000 рублей 23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей 3840 рублей 6600 рублей 33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

 Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г.

Читайте также:  Минфин напомнил условия учета в расходах премии покупателю за объем закупки

202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;4) расходов, подлежащих зачету;5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.

01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства.

Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Взносы вместо ЕСН. Как это будет и что за этим последует

Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г.

№ 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ признана утратившей силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2010 года Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводятся страховые взносы:

  • – в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;
  • – в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

При этом действие Закона № 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые по-прежнему регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования установлены отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с заменой ЕСН на страховые взносы вносятся изменения в главы 23, 25, 26.2, 26.3 НК РФ и различные федеральные законы.

  1. Поэтому внимательно следите за текстом .
  2. Плательщики страховых взносов
  3. Плательщиками страховых взносов являются страхователи.
  4. При этом категории страхователей те же, что и налогоплательщики ЕСН:
  5. 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  6. а) организации;
  7. б) индивидуальные предприниматели;
  8. в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  9. 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
  10. Так же, как и по ЕСН, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
  11. Лица, производящие выплаты физическим лицам
  12. Объект обложения страховыми взносами

Объект обложения страховыми взносами абсолютно идентичен объекту налогообложения ЕСН, установленному п. 1 ст. 236 НК РФ.

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов будет определятся в порядке, аналогичном установленному ст. 237 НК РФ.

  • С 1 января 2010 года устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов.
  • Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
  • С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут.
  • В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов не индексируется.

А с 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

В настоящее время суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН, перечислены в ст. 238 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, практически аналогичен перечню, установленному ст. 238 НК РФ.

Поэтому весь перечень приводить не будем, рассмотрим только отличия.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника.

  1. С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованный отпуск будут облагаться страховыми взносами.
  2. Налогообложению ЕСН не подлежат суммы компенсаций, связанных с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.
  3. Страховыми взносами не будут облагаться также компенсации, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
  4. Не облагаются страховыми взносами, как и ЕСН, компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

По мнению Минфина РФ, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению ЕСН

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *