Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Правонарушения » Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

  • Однократное нарушение установленного порядка предусматривает взыскание штрафа.
  • Содержание
  • Для осуществления максимального налогового контроля, законодательство данной сферы устанавливает специальные правила учета доходов, контроля расходов и объектов налогообложения, которые являются обязательными для исполнения абсолютно всеми налогоплательщиками. Данный порядок устанавливается в следующих целях:
  • контроль над своевременностью подачи необходимых налоговых документов налогоплательщиками, соблюдение процедур сдачи отчетности, очередности и существующих этапов;
  • обеспечение максимального грамотного проведения процедур налогообложения налогоплательщиками, контроль над исчислением и уплатой налогов, сведение к минимуму возможных нарушений и различных негативных последствий;
  • разработка различных дополнений и осуществление редакции существующих правил с целью упрощения процедуры учета доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщиками;
  • сведение к минимуму рисков, которые могут образовываться по причине несвоевременного представления необходимых документов налогоплательщиками, либо представления неверной информации, неправильно заполненных бумаг и т.д. Нередко подобное нарушение может вести к пропуску всех установленных сроков для сдачи отчетности и, соответственно, к применению определенных санкций, например, денежных штрафов в отношении налогоплательщиков.

Понятие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение существующих правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой невыполнение налогоплательщиком определенных обязательств, которые содержат положения действующего налогового кодекса. В соответствии с существующей статистикой, санкции за данные нарушения являются наиболее распространенными.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает точного понятия, которое содержало бы в себе перечисленные позиции, являющиеся грубым нарушением. По умолчанию, грубое нарушение правил учета и контроля доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой отсутствие первичной отчетности, которая обязательно должна быть представлена налогоплательщиком, а также ряд иных нарушений.

При выявлении и определении грубого нарушения, важнейшим фактором будет выступать частота данного нарушения, его периодичность в определенный налоговый период.

Например, если какое-либо нарушение было совершено налогоплательщиком дважды, но в разные периоды, санкций за данное несоблюдение действующих норм можно избежать. Но если налоговый орган выяснит, что подобное нарушение совершалось уже не в первый раз, за один установленный налоговый период, к налогоплательщику обязательно будет применен соответствующий вид наказания.

Помимо этого, грубое нарушение контроля и правил осуществления учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть выражено в следующем:

  • указание заведомо ложных сведений в документах бухгалтерской отчетности, либо непреднамеренные ошибки, содержащиеся в данных бумагах;
  • неправильно оформление и проведения различных хозяйственных операций на предприятии, либо в организации;
  • неправильное осуществление процедуры распределения денежных средств, материальных ценностей и иных финансовых вложений налогоплательщика.

Санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения могут быть применены и в иных случаях, в зависимости от определенных обстоятельств, ситуации, а также от характера совершенного налогового нарушения и степени его непосредственной тяжести.

Последствия грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

  1. Доказанный факт того, что грубое нарушение действующих правил контроля и учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно имелось, всегда влечет за собой определенные негативные последствия для налогоплательщика.

  2. Как правило, они выражаются в применении определенных санкций и меры ответственности за несоблюдение норм и правил действующего налогового законодательства России.

  3. Объектом нарушения всегда будут выступать установленные порядок и правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в отношении которого и были направлены неправомерные действия со стороны налогоплательщика.

  4. Объективная сторона будет представлять собой непосредственный состав преступления и те последствия, которые появились после того, как налогоплательщиком было допущено данное грубое нарушение.

  5. В роли субъектов правонарушения могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона в данном налоговом преступлении всегда выражается в виде вины налогоплательщика, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующими фактами и доказательствами.

В случае отсутствия у налогового органа неоспоримых доказательств того факта, что грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно было совершено налогоплательщиком, он не может быть привлечен абсолютно ни к какой ответственности и последствиям.

При этом непосредственная обязанность по доказыванию и установлении вины всегда будет лежать на заинтересованном лице – представителе налогового органа, который должен обратиться в соответствующее учреждение.

Последствия грубого нарушения, как правило, всегда выражаются в определенных денежных убытках, которые терпит налогоплательщик. Их точных размер, порядок уплаты и иные нюансы устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с конкретным нарушением, степенью его тяжести, а также иными дополнительными обстоятельствами, которые могут иметь значение в данном деле.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Статья 120 действующего НК РФ устанавливает определенные виды ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в отношении виновного налогоплательщика.

При этом ответственность, содержащуюся в данной статье, можно назвать специальной. Это означает, что если занижение налоговой базы, либо иное налоговое нарушение, произошли по причине непосредственного несоблюдения установленного порядка учета, ответственность налогоплательщику будет назначена в соответствии с положениями статьи 120 НК РФ.

Но в том случае, если данное правонарушение произошло на основании иных факторов, данные о которых отсутствуют в вышеуказанной статье, процедура установление той или иной ответственности в отношении налогоплательщика будет осуществляться на основании действующих положений статья 122 НК РФ.

Ответственность по статье 120 НК РФ может быть применена к налогоплательщику только при наличии его подтвержденной вины в данном деянии.

В том случае, когда непредставление установленных налоговых документов было связано с особыми обстоятельствами, например, кражей данных бумаг, либо утерей в связи с природными явлениями и катастрофами, применение ответственности по данной статье будет неправомерным.

Ответственность в отношении налогоплательщика может быть назначена в соответствии со следующими квалифицирующими признаками:

  • установленный факт грубого нарушения существующего порядка учета в течение нескольких налоговых периодов;
  • в соответствии с определенными налоговыми последствиями, которые являются результатом ранее совершенного нарушения. Например, незаконные действия налогоплательщика, повлекшие за собой дальнейшее уменьшение общей налоговой базы.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки муниципального казённого учреждения выявил, что в результате грубого нарушения организацией правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения произошло занижение налоговой базы по ряду подлежащих уплате налогов, и образовалась по ним недоимка в размере 5 100 000 рублей.

Кроме того, налоговым органом было установлено, что муниципальное казённое учреждение осуществляет деятельность, которая не предусмотрена в его учредительных документах. Налоговый орган вынес решение о взыскании задолженности по налогам с налогоплательщика, пеней и штрафов в бесспорном порядке.

Правомерны ли действия налогового органа с точки зрения налогового законодательства?

Мария30.05.2019 14:16

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Необходимо подробно изучить решение налогового органа и какие конкретно основания принятия такого решение в нем указаны. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы.

Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Читайте также:  Заявление на получение налогового уведомления: бланк снова обновили

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович30.05.2019 16:59

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна31.05.2019 10:45

Задать дополнительный вопрос

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)

  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
  • 1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
  • влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.
  • 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,
  • влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
  • 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),
  • влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.
  • Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментарий к ст. 120 НК РФ

Налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность организаций вести в установленном порядке учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых в процессе их деятельности. За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена ответственность по статье 120 НК РФ.

  1. Законодатель оговаривает признаки грубого нарушения правил учета непосредственно в рассматриваемой статье. В соответствии с ней грубым нарушением признается:
  2. отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
  3. систематическое несвоевременное и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

1. Объектом деяний, предусмотренных пунктами 1 — 3 комментируемой статьи, являются установленные правила учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения.

При этом виновный нарушает не только нормы настоящего Кодекса, но и правила других нормативных актов о налогах, посвященных отдельным видам налога, а также нормы законодательства о бухучете (Закона о бухучете, Положения о бухучете и т.д.).

Опасность всех указанных выше налоговых правонарушений состоит в том, что они не только нарушают работу действующей системы учета и отчетности, но и затрудняют деятельность налоговых органов по осуществлению налогового контроля, создают условия для совершения других налоговых правонарушений и даже налоговых преступлений.

2.

При рассмотрении объективной стороны налоговых правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, обращаем ваше внимание на то, что в ней представлены три самостоятельных вида налоговых правонарушений, причем друг от друга они отличаются именно объективной стороной, а налоговые правонарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 НК РФ, — и своим объектом, так как в последнем случае нарушение правил учета доходов и расходов конструктивно связано с занижением налоговой базы.

  • 3. Объективная сторона налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 комментируемой статьи, состоит:
  • а) в грубом нарушении организацией правил учета расходов и доходов, а также объектов налогообложения. Для начала следует определиться со следующими понятиями:
  • — доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ);
  • — под расходом понимаются затраты (в любой форме), осуществленные для получения дохода и принимаемые (для целей налогообложения) либо в пределах нормативов, установленных законодательством о налогах, либо в полном объеме (для целей бухучета);
  • — объекты налогообложения — это имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ);

б) в том, что упомянутые грубые нарушения допущены в течение одного налогового периода (т.е. календарного года или иного периода — применительно к отдельным налогам, — по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — ст. 55 НК РФ);

4. В комментируемой статье дается определение «грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», что имеет важное значение для характеристики объективной стороны налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Анализируя это определение, нужно учесть следующее:

а) отсутствие первичных документов означает, что у виновного фактически нет оправдательных документов, которыми оформляются хозяйственные операции. На основании этих документов ведется бухучет. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм.

Если в этих альбомах форма документа не предусмотрена, он должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой он составлен, содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц (ст. 9 Закона о бухучете);

б) регистры бухучета призваны систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухучета и в бухгалтерской отчетности.

Они ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, распечатках, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях (ст.

10 Закона о бухучете);

в) счета-фактуры составляются организациями-поставщиками (подрядчиками) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на имя организаций-покупателей (потребителей, заказчиков) в двух экземплярах, первый из которых не позднее пяти дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуг или предоплаты) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) НДС в установленном законом порядке. Нарушение состоит в том, что у виновного упомянутые регистры и счета-фактуры отсутствуют;

г) систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств (иных объектов, о которых говорится в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи) означает, что виновный допускает указанные нарушения более двух раз. При этом:

— несвоевременное отражение означает, что виновный, нарушая пункт 4 статьи 9 Закона о бухучете, составляет первичный учетный документ не в момент совершения операции (а если это невозможно — непосредственно после ее окончания), а в другие сроки (например, спустя шесть дней). Кроме того, нарушаются требования пункта 2 статьи 10 Закона о бухучете о том, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухучета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухучета;

Читайте также:  Новые разъяснения фнс по имущественному вычету

— неправильное отражение означает, что виновный искажает в первичных учетных документах, регистрах бухучета как содержание хозяйственной операции, так и ее измерители, неверно указывает размеры денежных сумм, количество материальных ценностей и т.д.;

д) хозяйственные операции — это сделки (договоры поставки, комиссии, подряда, залога, аренды и т.д.), трудовые договоры (контракты), выдача зарплаты и т.п. операции, совершаемые организацией в ходе ее повседневной деятельности;

е) денежные средства — это находящиеся на банковских счетах (расчетном, текущем, валютном и т.п.) либо в кассе организации денежные суммы (как в рублях, так и в иностранной валюте).

При этом следует учесть, что бухучет имущества, обязательств, хозяйственных операций, денежных средств осуществляется в рублях (ст. 8 Закона о бухучете).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителями организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами (п. 3 ст. 9 Закона о бухучете);

ж) материальные ценности. Это, во-первых, основные средства организации, т.е.

совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные приборы, транспортные средства, вычислительная техника, иное имущество, указанное в п. 46 Положения о бухучете.

Во-вторых, средства в обороте, к ним относятся предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы, стоимость которых на дату приобретения не превышает предельных значений, указанных в п. 50 Положения о бухучете (в настоящее время — не более 100 МРОТ, а для бюджетных организаций — не более 50 МРОТ);

з) нематериальные активы — это используемые в хозяйственной деятельности (в течение периода, превышающего 12 месяцев) и приносящие доход права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, объекты смежных прав, программы и базы данных ЭВМ, из патентов на изобретения, промышленные образцы, из прав ноу-хау, другие активы, указанные в пункте 55 Положения о бухучете;

и) финансовые вложения — это инвестиции в государственные ценные бумаги, облигации, иные ценные бумаги других организаций (например, акции), в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы (п. 43 Положения о бухучете).

В деянии виновного налицо объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1 — 3 комментируемой статьи, при совершении хотя бы одного из перечисленных нарушений (например, систематическое несвоевременное отражение на счетах бухгалтерского учета отчетности денежных средств организации (они ведутся в соответствии с Планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утв. Приказом Минфина РФ)).

5. Объективной стороне деяния, предусмотренного пунктом 2 комментируемой статьи, свойственно (наряду с признаками, присущими объективной стороне деяния, указанного в п. 1 ст. 120 НК) наличие такого конструктивного признака, как грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения в течение более одного налогового периода.

6. Конструктивным признаком объективной стороны деяния, предусмотренного пунктом 3 комментируемой статьи, является то, что грубое нарушение правил учета (указанное в п. 1 ст. 120 настоящего Кодекса) повлекло за собой занижение дохода.

Иначе говоря, в данном случае мы встречаемся с «материальным составом» налоговых правонарушений: для привлечения лица к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ необходимо наступление данного последствия (при этом размер занижения дохода роли не играет).

Этим правонарушение, указанное пунктом 3 комментируемой статьи, существенно отличается от деяний, предусмотренных в пунктах 1, 2 статьи 120 НК РФ, когда ответственность наступает и при отсутствии последствий, т.е. налицо «формальный состав» налогового преступления.

Все деяния, предусмотренные статьей 120 настоящего Кодекса, в основном совершаются в форме действий. Однако возможно совершение некоторых из этих деяний и путем бездействия (например, отсутствие регистров бухучета может явиться следствием того, что виновный просто их не составлял).

7. Субъектом деяний, предусмотренных пунктами 1 — 3 комментируемой статьи, могут быть только организации. В то же время следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

привлечение самой организации к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не освобождает ее руководителя (других лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (см. п. 4 ст. 108 НК РФ);

привлечение организации к ответственности по статье 120 НК РФ не освобождает ее от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (п. 5 ст. 108 НК РФ).

8. Субъективная сторона деяний, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины (ст. 110 НК РФ).

9. Перечислим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

а) за налоговое правонарушение, указанное в пункте 1 статьи 120 НК РФ, применяется штраф в размере 5 тыс. руб.;

б) за деяние, указанное в пункте 2 статьи 120 НК РФ, — штраф в размере 15 тыс. руб.;

в) за деяние, указанное в пункте 3 статьи 120 НК РФ, — штраф в размере 10% от суммы неуплаченного (вследствие занижения дохода) налога (но не дохода), однако в любом случае не менее 15 тыс. руб.

Необходимо обратить ваше внимание на ряд важных обстоятельств:

— размеры налоговых санкций подлежат уменьшению или увеличению по правилам статей 112, 114 НК РФ;

— при совершении виновным двух и более деяний, предусмотренных статьей 120 НК РФ, налоговые санкции взыскиваются за каждое налоговое правонарушение без поглощения менее строгой санкции более строгой. Для правильного применения налоговой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ, необходимо также учитывать нормы пункта 4 статьи 81 НК РФ.

Судебная практика по статье 120 НК РФ

Статья 120. НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

У нас в компании была недавно выездная проверка.

Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат.

Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?

Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?

Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.

У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?

Читайте также:  Правильно оформленные документы – не гарантия принятия расходов для налогообложения

Мы с компаньоном решили закрыть наше ООО. После того как начали процедуру ликвидации, налоговая назначила выездную проверку, но дело в том, что она уже проводила выездную проверку полгода назад, причем она охватила всю нашу финансовую деятельность. Но ведь проведение повторной выездной проверки за такой короткий период запрещен законом.

Я зарегистрирован как ИП. Недавно я сдал принадлежащий мне магазин в аренду вместе с землёй (также принадлежащей мне) на которой он расположен. Подскажите должен ли я платить по УСН как владелец земельного участка?

ИП зарегистрирован в Москве, а свою деятельность осуществляет в другом регионе, где и состоит на налоговом учёте. Подскажите, пожалуйста, при оформлении справки 2НДФЛ, какой код ОКАТО следует указывать — места регистрации или ведения деятельности?

Подскажите, пожалуйста, какая сумма налогового вычета должна мне предоставляться в связи с тем, что у меня имеется шестилетний ребёнок, а также возможно ли произвести возврат этой суммы за шестилетний период, поскольку в бухгалтерии такой вычет не делался?

Наша компания в собственных интересах направляет на прохождение обучения представителя нашего заказчика, который с нашей компанией не связан трудовым контрактом или договором ГПХ. Подскажите, пожалуйста, возможно ли траты, связанные с обучением представителя учесть в налогообложении компании?

Четыре года назад я продала принадлежащую мне квартиру за девятьсот тысяч рублей и, после чего перечислила налог с продажи. Подскажите, пожалуйста, имею ли я право возвратить перечисленный налог, направив в ИФНС декларацию на вычет при продаже, и имеется ли по поводу этому срок давности?

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

  • Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
  • Пример
  • Фирма получила от двух покупателей авансы под будущую поставку товара, но бухгалтер не отразил их в учете и не начислил на них НДС.
  • Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по этому налогу.
  • Пример
  •  Бухгалтер фирмы дважды не отразил выручку от реализации в учете:
  • — первый раз в I квартале;
  • — второй раз в III квартале.
  • В этом случае этот факт будет считаться грубым нарушением правил учета доходов.
  • Налоговая ответственность
  • НК РФ установлена ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в виде штрафа в размере:
  • — десяти тысяч рублей — если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;
  • — тридцати тысяч рублей — если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;
  • — в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей — если представленные выше нарушения повлекли занижение налоговой базы.
  • При этом к ответственности за нарушения  привлекаются не только организации, но и индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты в тех случаях, когда у них существует обязанность по ведению учета и доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения.
  • Условия освобождения от Налоговой ответственности
  • В случае грубого нарушения правил учета, повлекшего занижение налоговой базы, можно избежать ответственности, если представить уточненную налоговую декларацию. Условия освобождения от ответственности:
Период представления уточненной декларации (расчета) Условия освобождения от ответственности
До истечения срока подачи декларации Налоговая декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации.
После истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
После истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Условия таковы: до представления уточненной декларации уплачиваются недостающая сумма налога и соответствующие пени.
Уточненная декларация представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены не отражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
  1. Административная ответственность
  2. В некоторых случаях за совершение грубого нарушения учета доходов и расходов налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.
  3. Согласно КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  4. Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
  5. При этом, уточнено, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
  6. -занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  7. -искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  8. -регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  9. -ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  10. -составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  11. -отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
  12. При этом к ответственности могут быть привлечены не только организации, но и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
  13. Условия освобождения от Административной ответственности
  14. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:
  15. -представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней;
  16. -исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  17. Таким образом, чтобы избежать штрафа, следует:
  18. — исправить ошибку в бухгалтерском учете;
  19. — исправить ошибку в налоговом учете;
  20. — доплатить недостающую сумму налога (сбора);
  21. — уплатить соответствующие суммы пеней;
  22. — представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *