Срок вручения решения о проведении ВНП не влияет на дату ее начала

Ошибки проверяющих, которые помогут оспорить решение налоговой проверки

Если своим решением по итогам налоговой проверки налоговая инспекция доначислила вашей компании недоимку, пени и штрафы, и вы с этим не согласны, то вам полезно будет узнать ошибки проверяющих, которые помогут отменить такое решение.  Для подготовки защитной позиции вашей компании следует использовать как формальные основания, связанные с процессуальными нарушениями налоговиков при проведении налоговой проверки, так и возражения по существу, связанные с неверным определением налоговиками действительных обязательств вашей компании перед бюджетом.Срок вручения решения о проведении ВНП не влияет на дату ее начала

Для проверки не было оснований

Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.

Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .

В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно .

В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .

Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :

  • не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
  • не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.

В этой связи решение о назначении ВНП за ранее проверенный период незаконно , а решение по итогам такой проверки в части доначислений, пеней и штрафов по повторно проверенному периоду подлежит отмене .

Следует отметить, что данные ограничения не распространяются при назначении повторной ВНП в следующих случаях (п.10 ст.89 НК РФ): контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего; подача уточненной декларации с суммой налога в размере меньшем, чем ранее заявленная.

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

В свете изложенного доначисление налоговиками недоимки, пеней и штрафов по итогам камеральной проверки за налоги и периоды, которые не были отражены в представленной вашей компанией в инспекцию отчетности, можно успешно оспорить в суде . Аналогично при выездной налоговой проверке: если налоговики доначислили недоимку, пени и штрафы по налогу и за период, который не могли проверять, например, вынесли решение с учетом задолженности, образовавшейся перед бюджетом на 1 января года, который является первым из трех лет проверяемого периода, то решение в части доначисления суммы этой задолженности, а также соответствующих пеней и штрафа незаконно . Отметим, что «глубина» ВНП не запрещает инспекции проверять налоговые и отчетные периоды текущего календарного года, в котором было принято решение о проведении ВНП . При этом проверка в отношении незавершенных налоговых периодов, как правило, не целесообразна, т.к. у налогоплательщика еще окончательно не сформирована налоговая база и не исчислен налог. В этой связи ФНС России рекомендует инспекциям включать в период ВНП только целые числа налоговых периодов по всем налогам и сборам и назначать ВНП не ранее наступления сроков сдачи налоговой отчетности . Ранее налоговики практиковали принятие решение о проведении ВНП в конце календарного года, «застолбив» таким образом три предшествующих года. Затем приходили в следующем году с решением о внесении изменений в решение о проведении ВНП , включив в проверяемый период календарный год, в котором была назначена ВНП. При этом к моменту окончания срока проведения ВНП наступал срок сдачи отчетности за вновь включенный год, а, следовательно появлялся предмет для проверки — налог.  Вместе с тем такая практика неправомерна, т.к. согласно абз.7 п.2 ст.89 НК РФ проверяемые налоговиками периоды должны быть заранее указаны в решении о проведении ВНП. Внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо . Как указал в одном деле суд, нормами ст. 89 НК РФ не предусмотрено изменение периодов ВНП после вынесения руководителем инспекции решения и начала проведения проверки, а решение, увеличивающее период проверки, следует рассматривать в качестве самостоятельного акта, который должен по своему содержанию соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ . В этой связи если период проверки оканчивается ранее календарного года, который налоговики фактически проверяют полностью с учетом сданных по итогам года налоговых деклараций, то подобные действия проверяющих должны расцениваться как выход за пределы проверки, а доначисления в это части — подлежать отмене Если проверка проведена налоговиками обоснованно и в установленных пределах, то есть еще одна возможность оспорить решение по формальным основаниям — это нарушение проверяющими процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.  

НК РФ выделяет существенные нарушения процедуры, влекущие безусловную отмену решения инспекции по итогам налоговой проверки, а именно (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):

  • обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения,и прочие нарушения процедуры, которые могут являться основаниями для отмены решения налогового органа, если только они привели или могли привести к принятию неправомерного решения (абз. 1, 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Существенность ошибок проверяющих при рассмотрении материалов налоговой проверки оценивается в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела. 

В судебно-арбитражной практике ошибки признаются существенными при обоснованности, в частности, следующих выводов: 

  1) налоговики не приняли исчерпывающие меры по извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.  Такой вывод можно сделать, например, если налоговики, не доказав уклонение общества от вручения ему акта камеральной налоговой проверки и уведомления о рассмотрении материалов налоговой проверки, направили документы по почте согласно почтовому реестру инспекции, причем данные по представленным инспекцией идентификаторам почтовых шифров отсутствуют на официальном сайте ФГУП «Поста России» . При этом данный вывод применим, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов ;   2) налоговики не ознакомили налогоплательщика с доказательственными материалами. Такая ситуация имеет место, например, когда материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля по истребованию информации (документов) по налогоплательщику у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ) не содержат сведений об ознакомлении налогоплательщика с полученной информацией (документами) ;   3) в акте проверки налоговики не указали выводы об установленных правонарушениях, за совершение которых налогоплательщик привлечен к ответственности. В подобной ситуации налогоплательщик просто лишен возможности подготовить свои возражения и дать объяснения в процессе рассмотрения материалов проверки;   4) выводы налоговиков в акте проверки и впоследствии в решении по итогам налоговой проверки сделаны налоговиками без ссылки на подтверждающие документы или сведения. Указанное обстоятельство принимается судами, если влияет на объективность рассмотрения материалов проверки и лишает налогоплательщика возможности в полной мере реализовать право на защиту своих интересов. Распространенной процедурной ошибкой налоговиков является вынесение решения по итогам камеральной налоговой проверки после истечения установленного срока ее проведения, который в общем случае составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). Данная ошибка не является существенной и потому сама по себе не влечет отмены итогового решения . 

В то же время существенное нарушение срока камеральной проверки может быть учтено судом в совокупности с другими обстоятельствами, такими, как, например:

  • налогоплательщик располагал документальным подтверждением вычетов по НДС, а непредставление их инспекции было вызвано истребованием документов после истечения срока камеральной проверки ;
  • налоговики не сообщили о выявленных в представленных налогоплательщиком документах недостатках, в связи с чем у него не было возможности представить свои пояснения и внести исправления ;
  • налоговики не направили уведомление о рассмотрении материалов проверки .

В случае, если в обоснование своих выводов проверяющие ссылаются на доказательства, полученные по результатам отдельных мероприятий налогового контроля, рекомендуем оценить допустимость таких доказательств. Ведь доказательства, которые получены с нарушением закона, налоговики не вправе потом учесть при вынесении решения по итогам налоговой проверки в силу абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, а суд — принять в качестве доказательства на основании ч. 3 ст. 64 АПК РФ.

В ходе налоговой проверки налоговики вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • допрос свидетеля (ст.90 НК РФ);
  • производство осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (ст.92 НК РФ);
  • истребование документов у налогоплательщика (ст.93 НК РФ);
  • истребование документов о налогоплательщике у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ);
  • выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);
  • проведение экспертизы (ст.95 НК РФ);
  • привлечение специалиста (ст.96 НК РФ);
  • привлечение переводчика (ст.97 НК РФ);
  • инвентаризация (п.13. ст.89 НК РФ) (только в рамках ВНП).

В отношении каждого из указанных мероприятий налогового контроля НК РФ установлены основания и порядок их проведения. 

Перечислим ошибки при проведении отдельных мероприятий налогового контроля, в результате которых полученные проверяющими доказательства признаются в судебно-арбитражной практике недопустимыми:

  1) налоговики не ознакомили налогоплательщика с постановлением о проведении экспертизы или не могут доказать обратное ;   2) налоговики не разъяснили налогоплательщику его права при назначении и производстве экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ), или разъяснили, но не могут это доказать ;   3) налоговики привлекли для дачи заключения вместо эксперта специалиста, несмотря на то, что специалист не проводит исследований, не дает заключений, его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта ;   4) почерковедческая экспертиза проведена по копиям документов .   5) налоговики ссылаются на экспертное заключение, составленное с нарушением требований ст. 95 НК РФ, например: 

  • вопросы для экспертизы сформулированы налоговиками за пределами специальных познаний эксперта в науке, искусстве, технике или ремесле ;
  • в заключении не указано, какие документы были переданы эксперту и им исследованы ;
  • в заключении эксперт сделал вероятностный вывод по заданному вопросу ;
  • заключение дано не тем экспертом, который указан в постановлении о назначении экспертизы ;
  • заключение не соответствует федеральным стандартам оценки .
Читайте также:  Зарплата работников - белорусов с 1-го дня работы облагается НДФЛ по ставке 13%

  1) нарушение налоговиками требований об участии в осмотре:

  • понятых (любых незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ)) ;
  • налогоплательщика ;

  2) нарушения налоговиками правил составления протокола о проведении осмотра:

  • протокол осмотра не оформлен ;
  • в протоколе отсутствует подпись одного из инспекторов, участвовавших в осмотре, и (или) понятых .
  1. нарушение налоговиками требований Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 ;
  2. проведение инвентаризации в рамках камеральной проверки .

Выездная налоговая проверка — как проходит, чего ждать?

Рассчитывать на то, что именно ваш бизнес не будут проверять очень рискованно. Сейчас контролеры используют современные системы электронного учета, позволяющие вычислять налогоплательщиков с высокой категорией риска. К примеру, внезапно нагрянуть с проверкой могут, даже если вы только год ведете бизнес. Разберемся в процедуре выездной налоговой проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (далее-ВНП) являются налоги, сборы и страховые взносы, которые были уплачены в проверяемом периоде. Инспекторы проверят, правильно ли вы их рассчитали и вовремя ли заплатили. 

ВНП может быть комплексной (по всем налогам, сборам и взносам) либо тематической (один конкретный налог, сбор, взнос). В большинстве случаем проводят комплексные проверки, к тематических прибегают крайне редко. 

Предмет проверки всегда указывают в решении о проведении ВНП. Менять предмет в ходе проверки или выходить за рамки запрещено кодексом.

  • Для некоторых ВНП есть ограничения по предмету проверки.
  • Для участников региональных инвестиционных проектов (РИП) (в том числе бывших) предмет проверки особый — у них дополнительно могут проверить, соответствуют ли показатели реализации проекта требованиям НК РФ и региональных законов.
  • Также имеется ряд ограничений по предмету ВНП:
  • -при отдельных проверках филиалов и представительств проверяют только региональные и местные налоги.

-при проверки КГН могут проверить только налог на прибыль по этой группе. Но это не значит, что у участников КГН не могут проверять другие налоги. Могут, но в рамках отдельных проверок. 

  1. — в случае если налогоплательщик (либо КГН) не выполнил мотивированное мнение инспекции в рамках налогового мониторинга, могут проверить только расчет и уплату налогов в соответствии с вынесенным мотивированным мнением.
  2. -при ВНП, если подана уточненная декларация, проверить могут только внесенные изменения по налогу, по которому она подана. Точно такое же ограничение при повторной ВНП, которую назначили, если налогоплательщик подал уточненную декларацию на уменьшение
  3. За какой период могут проверить налоги при ВНП
  4. По общему правилу максимальный период, который могут охватить выездной проверкой — не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении 

Например, если решение о ВНП приняли в декабре 2018 г., то проверить налоги (сборы, страховые взносы) могут с 2015 г., но не раньше.

Есть случаи, когда:

— период могут проверить, даже если он за пределами трех лет;

— период не могут проверять. Например, при подачи уточненной декларации за период, который выходит за пределы обычной ВНП, причем могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации уменьшали налог либо увеличили убыток. (это один из примеров)

С какой периодичностью проводят выездные налоговые проверки

Налоговые органы могут проводить у вас в течение календарного года не больше двух ВНП, а также до двух самостоятельных проверок филиала или представительства. Но есть исключения.

При этом они должны соблюдать ограничения по предмету проверки и по проверяемому периоду.

На налоговые проверки не действуют ограничения, которые устанавливает Закон о защите прав юридических лиц и ИП (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 этого Закона). О котором мы с вами говорили в предыдущей статье.

Это не говорит о том, что у вас непременно будет по две ВНП в год.

В одну проверку в основном включают сразу все налоги за проверяемый период и в последствии могут долгое время Вас не проверять, на самом деле все зависит от вас от ведения учета о своевременной оптимизации , строгая проверка контрагентов на добросовестность, с которыми вы работаете и постоянные консультации у специалистов для того, что минимизировать количество критериев риска по которым инспекции отбирают кандидатов на проверку.

  • Выездную проверку назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель.
  • Копию решения вам должны вручить.
  • Назначить ВНП могут любой организации, ИП или физлицу, кого налоговый орган посчитает целесообразным проверить, но в рамках ограничений по предмету проверки, проверяемому периодуи количеству проверок за год.

Инспекции не могут проверять всех подряд, так как налогоплательщиков очень много. Поэтому они отбирают кандидатов на ВНП по критериям риска.

Можно ли найти план ВНП ?

Нет, налоговая служба не публикует никаких планов выездных проверок. О назначенной ВНП вы можете узнать, только когда инспекция вручит вам решение о ее проведении или пригласит для его вручения.

  1. В Налоговом кодексе РФ нет такого понятия, как «план выездных проверок», как нет и обязанности для налоговых органов такой план составлять и публиковать.
  2. Если инспекции и составляют такой план, то только для своего служебного пользования.
  3. В какой срок проводят выездную налоговую проверку

По общему правилу срок ВНП — два месяца. Он начинает течь со следующего дня после вынесения решения о ВНП. Проверка должна быть окончена через два месяца в день, который соответствует дате этого решения. 

Например, если решение о проведении ВНП принято 20 июня 2019 г., то проверка закончится не позже 20 августа 2019 г. В этот день инспекция составит справку.

Если в последнем месяце проверки нет соответствующего числа, то закончить проверку должны в последний день этого месяца. Например, если решение о ВНП приняли 31 декабря, то закончить проверку должны не позднее 28 (29) февраля следующего года.

Если последний день срока проверки выпал на выходной или праздник, то ее могут закончить на следующий рабочий день.

Для некоторых ВНП есть специальные сроки.

Проверку могут приостанавливать и продлевать. Из-за этого она может закончиться гораздо позже, чем через два месяца.

У меня на практике ВНП одной финансовой организации длилось 1 год и 8 месяцев естественно с приостановлениями и продлениями в связи с запросами дополнительных материалов, за это время успевала отменять незаконно вынесенные решения о приостановлении операции по расчетным счетам организации

Как проходит выездная проверка

Проверка должна проходить у вас в офисе. Но если вы не располагаете рабочим и местами и дополнительной оргтехникой, то проверяющие буду проводить проверку у себя на территории в налоговой инспекции. Но тогда все документы вам придется отвозить туда.

При выездной проверке у инспекторов самые широкие полномочия — они могут проводить практически все мероприятия налогового контроля, в частности:

истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);

требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);

допрашивать свидетелей, в том числе ваших работников (ст. 90 НК РФ);

осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);

изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);

проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);

привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

Как заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ВНП. Справку вам должны вручить. После ее составления у них будет два месяца, чтобы оформить акт ВНП. Акт выездной проверки по КГН оформляют три месяца.

Акт и прилагаемые к нему документы вам также должны вручить. Получив акт, вы можете подготовить по нему возражения. На это у вас есть месяц. Если проверка была по КГН, то возражения можно подать в течение 30 рабочих дней.

  • Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. 
  • Как налоговый орган принимает решение по результатам выездной проверки
  • Итоговое решение принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки.
  • Срок на рассмотрение и на вынесение решения — 10 рабочих дней со дня, как истечет срок на подачу возражений по акту. 

На рассмотрение материалов вас пригласят. Вы можете принять активное участие в этой процедуре: приводить доводы в свою защиту, представить дополнительные документы и другие доказательства, заявить ходатайство о снижении штрафа.

  1. Руководитель (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, если решит, что материалов в деле недостаточно и нельзя сделать окончательный вывод, есть нарушения налогового законодательства или нет.
  2. В этом случае срок рассмотрения материалов проверки продлят, а итоговое решение примут уже после того, как инспекторы проведут дополнительные мероприятия, оформят дополнение к акту и дадут вам возможность представить по нему возражения.
  3. Продлить рассмотрение материалов могут и по другим причинам.
  4. Руководитель (его заместитель) примет окончательное решение после того, как рассмотрит все материалы проверки, дополнительных мероприятий и ваши возражения. Решение может быть:
  5. о привлечении к ответственности (если есть основания назначить вам штраф);
  6. об отказе в привлечении к ответственности (если нет оснований для штрафа).
  7. После итогового решения налоговый орган может принять обеспечительные меры, если у него есть обоснованные подозрения, что вы не исполните это решение.

Анастасия Шевченко Юрист-консультант  Адрес: г. Новороссийск, наб. Адмирала Серебрякова, 24 тел. 8 914 932 19 99

e-mail: prokurator-nvrs@mail.ru

Нарушение процессуальных сроков налоговым органом: последствия, возможности | «Правовест Аудит»

В нашей юридической практике довольно часто встречаются ситуации, когда налоговые органы не соблюдают сроки на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней.

Рассмотрим, есть ли у налогоплательщика в этом случае шансы оспорить решение по результатам проверки в суде и когда затягивание «проверочного процесса» может быть в дальнейшем использовано налогоплательщиком в его пользу.

  • Для начала напомним, в какие сроки налоговый орган обязан провести все необходимые действия в рамках налоговой проверки, на этапе рассмотрения материалов указанной проверки и принятия решения по ней, а также на этапе вступления в силу такого решения Нормы части первой НК РФ предусматривают, в частности, следующие процедурные сроки:
  • При этом на основании нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки.
  • Налоговое законодательство к подобным существенным нарушениям по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ относит следующие ситуации:
  • когда налогоплательщику не была обеспечена возможность участия в рассмотрении материалов налоговой проверки,
  • когда налогоплательщику не обеспечена возможность для представления объяснений, то есть для представления своих письменных (устных) возражений на изложенные в акте проверки налоговые претензии,
  • иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только подобные нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения по итогам налоговой проверки.
  1. Следует отметить, что в настоящее время повсеместно распространены ситуации, когда налоговые органы допускают нарушения тех или иных приведенных выше процедурных сроков.
  2. Однако арбитражные суды полагают, что такие нарушения не влекут для налогового органа негативных правовых последствия, способных повлиять на законность итогового решения по результатам налоговой проверки в смысле применения пункта 14 статьи 101 НК РФ.
  3. В частности, иллюстрацией данного суждения может служить одно из дел, рассмотренных не так давно в московском округе.
Читайте также:  Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?

Постановление АС Московского округа от 23.05.2019 по делу №А40-222695/2018

  • Фабула дела
  • Общество обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным бездействие налогового органа, которое выразилось в нарушении срока вынесения решения по итогам выездной налоговой проверки, а также обязать налоговый орган вынести такое решение.
  • При рассмотрении данного дела Обществом были заявлены доводы о нарушении налоговым органом процессуальных сроков проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, о нарушении сроков вынесения самого решения по итогам проведенной выездной налоговой проверки.
  • Однако арбитражные суды трех инстанций посчитали позицию Общества неправомерной и встали на сторону налогового органа, обратив внимание на следующее:
  • срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по ее итогам не является пресекательным, а истечение такого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию;
  • ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, арбитражные суды отметили, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ (нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки);
  • в рассматриваемом деле налоговым органом были соблюдены нормы пункта 14 статьи 101 НК РФ, поскольку налогоплательщику было предоставлено как право ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, так и право на представление своих возражений до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки.
  1. Также суды трех инстанций в рассматриваемом деле отметили, что несоблюдение налоговым органом сроков вынесения итогового решения было связано с проведением мероприятий налогового контроля с целью объективного и правильного установления всех обстоятельств касательно вопроса наличия нарушений либо отсутствие таковых в деятельности налогоплательщика за проверяемый период.
  2. Комментарий
  3. Следует отметить, что в настоящее время имеется негативная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика относительно того, что нарушение налоговым органом различных процедурных сроков, связанных с проведением мероприятий налогового контроля, оформлением их результатов, рассмотрением дел о налоговых правонарушениях, не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа по пункту 14 статьи 101 НК РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
  4. В этой связи необходимо признать, что обжалование налогоплательщиком разного рода бездействия налоговых органов, связанных с нарушением процедурных сроков на этапе рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по ней, а также оспаривание итогов самой налоговой проверки по подобным основаниям в настоящее время не имеет какого-либо практического смысла.

Между тем необходимо отметить, что нарушение налоговым органом рассматриваемых процессуальных сроков может быть даже на руку налогоплательщику, поскольку при определенных обстоятельствах это может привести к утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания налоговой задолженности.

Примером этого может служить налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018)

Фабула дела

24.07.2017 налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки;

Выездная налоговая проверка: стратегия, тактика и некоторые приемы защиты

«Использование сил противника против него самого. Даже человек, не обладающий огромным ростом и силой, может защитить себя от нападения. Это не агрессивный вид спорта, так как все приемы направлены на защиту, а не на нападение на противника.»

Основной принцип Айкидо.

Выездная налоговая проверка (ВНП)

 – наиболее агрессивный вид налогового контроля, следствием которого могут явиться как серьезные финансовые санкции в отношении проверяемого субъекта, так и уголовно-правовые последствия для его уполномоченных лиц. В ходе ВНП проверяются правильность, полнота исчислений и своевременность уплаты одного или несколько налогов за определенный промежуток времени, который не может превышать трехлетний период, предшествующий году вынесения решения о назначении ВНП. Есть неофициальные данные, что фонд оплаты труда проверяющих зависит от количества выявленных нарушений, а также сумм взысканных по ним недоимок.

Задача налогоплательщика:

— избежать уголовно-правовых последствий для уполномоченных лиц; — минимизировать финансовые санкции; — постараться сохранить бизнес.

ВНП – серьезная проблема. Чем раньше она диагностируется (то есть в полной мере осознается наличие рисков наступления негативных последствий), и чем адекватнее определяет бюджет ее решения, тем ниже будут совокупные потери.

Можно сказать, что это легитимный рэкет, которым государство в лице Федеральной Налоговой Службы вытрясает из карманов налогоплательщиков то, что по мнению законодателя неправомочно там осталось. Однако, никто не запрещает использовать налогоплательщику все формы и приемы защиты, предусмотренные действующей системой права.

Практика показывает, что полное осознание уполномоченных лиц налогоплательщика (директора, учредителей, главного бухгалтера) приходит либо уже на стадии возбуждения уголовного дела по налоговому преступлению, либо в момент получения копии заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве налогоплательщика, либо в судебном разбирательстве о компенсации причиненных бюджету убытков в порядке применения фискалами ст. 15 ГК РФ.

Ни миграции, ни реорганизации, ни «продажи компаний» не работают, когда субъектом предпринимательской деятельности уже в полной мере заинтересовались налоговые инспекторы.

Банкротство компании с бюджетным долгом – специфическая, достаточно скользкая тема, которая будет освещена отдельно.

Бюджетные долги не уходят «в никуда», системно перебираясь из отрицательных сальдо лицевых счетов юридических лиц в свежеотпечатанные исполнительные листы с красивыми гербовыми печатями, выданными в отношении лиц уже физических, волею законодателя попавшим под диспозицию статьи 10 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Проведение выездной налоговой проверки:

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки (какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать) (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений.

Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом . Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП.

Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоров .

Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Рассказываем юристу

В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дела .——————————— Пункт 14 ст. 101 НК РФ. Пункт 67 Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. Пункт 4 ст. 89 НК РФ.

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей ВНП . Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначении . А вот уже с решением вас должны ознакомить .

Это может быть сделано так:(или) ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т.д.

;(или) руководителя организации вызовут в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;(или) решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) .Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки.

И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам ВНП . Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысла .

На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Примечание

Повторная налоговая проверка вышестоящим органом

18 апреля 2019

Многие бизнесмены уверены, что налоговая инспекция имеет право проверять любое предприятие не чаще, чем один раз в год, и если в текущем году проверка уже прошла, то до следующего года беспокоиться больше не о чем.

Действительно, согласно п. 5 ст. 89 НК РФ, за один и тот же период по тем же самым налогам более одной проверки в год производить запрещено.

Но далее, в той же самой статье указано, что в некоторых, оговоренных законодательством случаях, независимо от того, когда сотрудники налоговой службы проверяли организацию, они могут проверить компанию еще раз.

Такая проверка называется повторной выездной налоговой проверкой (ВНП). Повторную ВНП можно проводить по тем же налогам и по тем периодам, которые уже проверялись.

Читайте также:  Счет-фактура на металлолом в 2021 году

Кто имеет право проводить

Выездную налоговую проверку имеют право проводить:

  Выплата аванса раньше установленного срока

  1. Вышестоящий налоговый орган. В этом случае проверяется работа территориальной налоговой инспекции, которая проводила первую ВНП.
  2. Территориальная налоговая инспекция. В этом случае повторная ВНП назначается только в тех ситуациях, когда компания передала налоговикам уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога уменьшается. Причем, предметом повторной ВНП в этом случае могут быть только те обстоятельства, в соответствии с которыми сумма начисленного налога уменьшилась.

Основания для проведения

Итак, решение о повторной ВНП в любой компании фискальные службы могут вынести только по двум, указанным выше, основаниям. Рассмотрим их подробнее.

  • Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) принял решение проконтролировать работу инспекции, проводившей первую проверку
  • Кто проводит проверку. В этом случае проверяющими становятся сотрудники регионального управления, но допустимо параллельное участие сотрудников той инспекции, в отношении которой принято решение о проверке.
  • За какой период. Контролируется тот же период и те же налоги, что и при первичной ВНП.
  • Предмет проверки. Те же документы, те же обстоятельства и за тот же период, что и при первой проверке. Но результат повторной ВНП может быть совсем другим.
  • Компания сдала уточненную декларацию, где сумма налога уменьшилась
  • Кто проводит проверку. Та же налоговая инспекция, которая проводила первичную ВНП. Это правило действует даже для тех случаев, когда компания после проведения первых контрольных мероприятий поменяла территориальную принадлежность.
  • За какой период. Контролируется только тот период, за который организация сдала уточненную налоговую декларацию.
  • Предмет проверки. В этом случае проверяется только тот налог, который уточнялся и только те обстоятельства и сведения, которые послужили основанием для корректировки. К примеру, если компания уточнила в сторону увеличения какие-либо расходы, повлекшие за собой уменьшение суммы определенного налога, то сотрудники фискальной службы могут проверить только эти расходы, и ничего более. Даже если они повторно проверят другие, не относящиеся к уточненным налогам и уже проверенные ранее обстоятельства, и при этом обнаружат какие-либо нарушения, то никаких доначислений или других санкций к предприятию они назначать не вправе.

Также, согласно письму ФНС от 03.09.2010 года № АС-37-2/[email protected], сюда можно отнести ситуации, когда компания сдала уточненную декларацию, где была увеличена сумма убытка. Причина – увеличенная сумма убытка изменит налоги будущего периода в сторону уменьшения.

Повторная ВНП может быть успешно предотвращена, если неточности в налоговой декларации были замечены вовремя и уточнения были переданы в территориальный орган ИФНС до того, как будет составлен акт ВНП, либо, еще лучше, до того, как ВНП была закончена.

Повторная проверка для контроля работы налоговиков

Как же проходит повторная проверка вышестоящим налоговым органом? Для контроля качества службы районного отделения инспекции руководитель вышестоящего налогового органа, например регионального, может принять решение о назначении повторной проверки предприятия. В контролирующей комиссии часто снова работают специалисты районной инспекции.

Но, кроме них, там обязательно должны быть сотрудники региональной организации. Иначе получится, что налоговое отделение само проверяет свою работу. Если комиссия все-таки состоит лишь из сотрудников районного отделения, то выходит, что они проводят повторную проверку предприятия по одним и тем же налогам за один и тот же интервал времени без оснований.

А это нарушение закона – статьи 89 НК РФ.

Перед приходом на предприятие комиссия составляет план проверки. Для проведения выездной проверки у них должна быть справка, подписанная руководителем налоговой инспекции или его заместителем. В ней отмечается, какие налоги и за какой период будут проверяться, а также перечисляются назначенные для этой работы сотрудники. Инспекция может охватывать все налоги и страховые сборы.

Некоторые нюансы повторной ВНП, проводимой вышестоящим налоговым органом

Предмет проверки

Назначение повторной ВНП дает право вышестоящей организации снова в полном объеме проинспектировать работу компании за тот же период, который уже проверялся.

При повторном исследовании тех же документов и обстоятельств, что и при первичном инспектировании, выводы могут кардинально отличаться. Случается, что при повторной ВНП обнаруживается незаконность каких-либо доначислений и штрафов.

Но могут быть выявлены и новые, иногда более серьезные недоимки, на которые, соответственно, могут быть начислены более серьезные пени.

Необходимо помнить, что штрафовать компанию за нарушения, пропущенные при первом исследовании и выявленные только при повторной ВНП, фискальные органы не вправе.

Но это касается только тех случаев, когда ошибки при проверке были допущены сотрудниками территориальной фискальной службы не намеренно, а по невнимательности.

Если же будет доказан сговор проверяемой организации с налоговиками, то штраф (иногда и более серьезные санкции) неминуем.

Если результаты первичной ВНП обжалованы в вышестоящий налоговый орган

Даже если компания уже обжаловала акт ВНП, повторная инспекция сотрудниками вышестоящих фискальных служб вполне возможна, даже если этот вышестоящий орган после рассмотрения жалобы компании отменил решение по акту.

Но в некоторых ситуациях назначение повторной ВНП может быть оспорено. Это происходит в тех случаях, когда первичная инспекция компании была признана незаконной.

Например, на тот момент, когда было принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации, последняя уже находилась под юрисдикцией другого территориального органа ИФНС и указанный территориальный налоговый орган не имел право ее инспектировать.

Таким образом, если первичная ВНП была проведена без соблюдения территориальной принадлежности, то есть, незаконно, то и все последующие перепроверки, по сути, незаконны.

Если результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Судебное решение не может стать помехой в проведении повторной ВНП, но с оговоркой: не могут быть переоценены обстоятельства, которые уже были исследованы и оценены в судебных слушаниях по искам компаний к ИФНС. В таких ситуациях повторное исследование организации возможно только при выявлении новых обстоятельств, не обнаруженных налоговиками ранее.

По этому поводу Верховный апелляционный суд указывает, что в каждом конкретном случае, при назначении повторной ВНП, фискальные службы должны определиться – не приведет ли эта проверка к вынесению решения, которое будет противоречить уже вынесенному решению суда.

К примеру, основанием для отмены решения налоговых органов в суде стали выявленные процессуальные нарушения, допущенные сотрудниками ИФНС при проведении ВНП.

Таким образом, суд не давал никаких оценок обстоятельствам, которые стали причиной доначисления налогов, а также наложения штрафов и пени. В этом случае назначение повторного исследования компании законно.

Но если судебное решение принято после оценки судом обстоятельств, приведших к доначислениям, то повторное обследование по этому же периоду и этому же налогу недопустимо.

Нюансы повторной ВНП при подаче уточненной декларации

Если компания, в отношении которой уже была проведена ВНП, предоставила в ИФНС уточненную декларацию, причем за тот же период, за который она проверялась, то в случае значительного снижения суммы налога может быть назначена повторная проверка. Такое же правило действует, если в уточненной декларации значительно увеличена сумма убытка организации.

Период проведения проверки

Перепроверить можно только тот период, за который предприятие предоставило уточненную декларацию. В этом случае ограничение, когда налоговики не могут проверять компанию за период, находящийся за пределами трех лет, предшествовавших году вынесения решения о проведении ВНП, не действует.

Предмет проверки

Допускается проверка только тех данных и обстоятельств, изменение которых послужило поводом для корректировки налогов в сторону уменьшения. К примеру, ИФНС в 2020 году провела в компании выездную налоговую проверку за 2020 год, проверялся налог на прибыль.

Затем компания подала уточненную декларацию, в которой были заявлены новые, упущенные при составлении декларации расходы. В этом случае сотрудники территориальной ИФНС могут проверить только налог на прибыль за 2020 год и только по вновь заявленным расходам.

  Все, что нужно знать про штатное расписание

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

Так же, как и в первом случае, повторное исследование организации возможно только по тем обстоятельствам, которые не исследовались в судебных слушаниях.

То есть, никакая повторная выездная проверка не может переоценивать принятое судебное решение и менять уже озвученные судом налоговые последствия для компании.

Доначисления возможны только по тем обстоятельствам, которые не рассматривались в суде.

К примеру, при проверке налоговой декларации предприятия сотрудники ИФНС пришли к выводу, что один из контрагентов организации является недобросовестным и сняли расходы по этому контрагенту на том основании, что сделка не является реальной.

Компания обжаловала решение ИФНС в суде, который отменил постановление налоговой инспекции, признав сделку с контрагентом реальной, соответственно, признав реальными все расходы по нему. Немного позже организация подала уточненную декларацию, в которой расходы по спорному контрагенту были значительно увеличены.

В этом случае повторная ВНП может быть проведена только по вновь заявленным расходам, а ссылка на то, что сделка является нереальной, будет незаконна, так как вступившее в силу решение суда это заявление уже опровергло.

Ранее представлявшиеся документы и вызов свидетелей

В решении от 23.09.2019 № СА-4-9/[email protected] ФНС России рассмотрела жалобу компании, связанную с затягиванием налоговиками выездной налоговой проверки.

Претензия компании

Инспекция 27 сентября 2020 г. вынесла решение о проведении в компании выездной налоговой проверки. Срок ее проведения был продлен на четыре месяца решением от 23 мая 2020 г. Основанием для этого явились:

  • непредставление компанией в установленный срок истребуемых документов;
  • неявка и уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.

Компания посчитала данное решение необоснованным. Она указала, что за время проверки в ответ на выставленные требования она направила все необходимые документы и ею соблюдены все установленные сроки их представления. Это подтверждается отсутствием сведений о привлечении компании к ответственности по ст. 126 НК РФ.

В отношении продления проверки из-за неявки свидетеля компания отметила, что за такое деяние предусмотрена ответственность по ст. 128 НК РФ. Однако работники компании к ответственности по этой статье не привлекались.

Вердикт федералов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *