Ваш рекламщик – иностранец? Вы — налоговый агент

Ваш рекламщик – иностранец? Вы - налоговый агентhttps://www.znak.com/2019-12-06/vo_skolko_oboydetsya_rossiyaninu_priznanie_ego_inoagentom_priblizitelnyy_chek

2019.12.06

Попадание в список иноагентов, которое в России теперь грозит даже физическим лицам (то есть обычным гражданам), обернется для них не только репутационными издержками.

Обязанность принять на себя обидное клеймо «иностранного агента», которую устанавливает только что принятый федеральный закон, будет сопряжена и с довольно ощутимыми финансовыми расходами.

Мы попытались подсчитать, к каким минимальным тратам стоит приготовиться рядовому россиянину, если у государства вдруг возникнет уверенность, что в лице этого гражданина оно столкнулось с иностранным влиянием.

Яромир Романов / Znak.com

Регистрация: от ₽20 000

Чувствительные для кошелька денежные обязательства возникнут практически сразу, как только государство решит, что имеет дело с иноагентом. Ведь резонансный федеральный закон (426-ФЗ от 02.12.

2019), принятый вопреки протестам не только правозащитников, но и юридического сообщества, предписывает гражданину с таким статусом создать и зарегистрировать юридическое лицо. А регистрация юрлиц в России — платная, оплачивается государственной пошлиной.

Ее размер — общий для всех типов организаций: 4 тыс. рублей.

Правда, с 1 января 2019 года при подаче заявления на проведение регистрационных действий онлайн госпошлина не взимается.

Но это касается лишь коммерческих юрлиц, которые регистрируются в Федеральной налоговой службе.

К юридическому лицу, которое должно будет создать физлицо-иноагент, согласно принятому закону, должно применяться законодательство о некоммерческих организациях (НКО). И тоже со статусом иностранных агентов. 

Регистрацией НКО занимается Минюст, а это ведомство пока не созрело до предоставления регистрационной услуги онлайн. А значит, избежать уплаты госпошлины не удастся.

Но это полбеды. Если регистрация обычного юрлица в ФНС — мероприятие сегодня уже довольно простое, то в случае с НКО, а тем более юрлицом-иноагентом, это может превратиться в труднопроходимый квест.

Главной сложностью станет подготовка устава автономной некоммерческой организации (именно такую форму большинство опрошенных юристов на сегодня считают наиболее подходящей для рассматриваемого случая), а также выбор названия организации — оно должно отражать уставные цели НКО, говорит Елена Орлова, юрисконсульт компании «АС-Консалтинг».

При этом государство установило довольно жесткий срок, в течение которого должен быть собран и отдан на регистрацию этот пакет, — всего один месяц. 

В таких условиях заниматься регистрацией самостоятельно, скорее всего, никто не будет, убеждена Орлова.

Есть, конечно, региональная специфика при регистрации НКО: например, Минюст в Санкт-Петербурге не практикует отказы за недочеты в оформлении предоставленных документов, а указывает на ошибки и ждет их исправления, отмечает Александр Кузнецов, ведущий юрист в GRATA International St.Petersburg.

Но люди, у которых на все эти процедуры нет должной квалификации и опыта, да и просто времени, все равно начнут обращаться в юридические фирмы, которые специализируются на регистрации юрлиц, в том числе НКО, соглашается эксперт ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская. 

Средняя по рынку стоимость пакета таких услуг (без учета размера госпошлины, а также услуг нотариуса, без которых в этом деле, как правило, не обойтись), например, в Екатеринбурге сегодня составляет 15-20 тыс. рублей. В Москве это обойдется уже в 20-25 тыс. рублей.

При том почти во всех прайсах найдется важная пометка — конечная стоимость услуг рассчитывается «в зависимости от сложности», то есть может оказаться и выше. И случай с НКО-иноагентом, скорее всего, будет не из простых.

«Учитывая, что в некоторых регионах НКО вообще регистрируют с трудом, цепляясь к каждой запятой, можно ожидать, что и с юрлицами, создаваемыми по новому закону, будет то же самое», — не исключает Алексей Табалов, руководитель челябинской организации «Школа призывника». В Министерстве юстиции России пока не ответили на запрос Znak.

com, будут ли применяться какие-то штрафные меры к тем физлицам-иноагентам, которые не сумели в 30-дневный срок надлежащим образом подготовить документы на регистрацию своего юрлица.

Ваш рекламщик – иностранец? Вы - налоговый агентJochen Tack / imageBROKER.com / Global Look Press

Ведение бухгалтерии и аудит: от ₽80 000 в год

Раскошеливаться придется и дальше.

Законодательство обязывает любое юрлицо предоставлять отчетность сразу по нескольким адресам, включая Минюст и ФНС, напоминает Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам юридической фирмы «Консулс».

Создается внушительный документооборот, который поставит вас перед необходимостью воспользоваться услугами бухгалтера. И понятно, что не единожды, ведь разного рода отчеты будут регулярными, в случае с организациями-иноагентами — минимум раз в квартал.

Обязательная финансовая отчетность (составление и подача) в зависимости от количества отраженных в ней доходных и расходных операций будет стоить от 10-15 тыс. рублей. Можно договориться о бухгалтерском аутсорсинге: услуги приходящего бухгалтера стоят от 4 тыс. рублей в месяц.

Весьма серьезная и при этом обязательная по закону статья расходов для любого юрлица-иноагента — это ежегодный внешний аудит финансовой деятельности. Даже если за отчетный год деятельности не было никакой.

Чтобы удостоверить это, привлеченный для проверки аккредитованный профессиональным сообществом аудитор возьмет с вас от 30 тыс. рублей. Если же деятельность все-таки была, расходы на аудит могут возрасти минимум в 10 раз, предупреждает Глеб Шевченко.

В «АС-Консалтинг» (Екатеринбург) называют более скромную сумму — около 150 тыс. рублей.

Юрий Гурман, председатель правления межрегионального общественного фонда «Голос-Урал» (организация-иноагент, которая в настоящее время не ведет деятельность из-за большого размера наложенных штрафов), обращает внимание, что далеко не каждый бухгалтер или аудитор сегодня вообще захочет иметь дело с «организацией, выполняющей функции иностранного агента». 

Среда считается токсичной, проблемной, и от нее стараются держаться подальше. А те, кто берется за сопровождение таких НКО, выставляют счет заметно выше среднего по рынку, поясняет Гурман.

Сейчас же придется работать не просто с организациями-иноагентами, а со СМИ-иноагентами (именно к ним законом 426-ФЗ приравниваются граждане, которые постят что-то на своих страницах в соцсетях и при этом уличены в получении каких-то материальных благ из-за рубежа). Уровень «токсичности» еще выше.

«Думаю, для физических лиц, которых признают иностранными агентами и обяжут зарегистрировать НКО, расходы действительно покажутся серьезными. Стоимость обслуживания такого НКО в первый год составит не меньше 100 тыс. рублей», — резюмирует Глеб Шевченко.

Получается, при таком раскладе оправдать эти расходы сможет лишь подпитка извне (если расходы понесет инвестор, жертвователь), констатирует эксперт.

Добавим от себя: во всех ли случаях можно будет всерьез говорить о наличии такой подпитки — конечно, большой вопрос.

Ваш рекламщик – иностранец? Вы - налоговый агентHelloquence / unsplash.com

Штрафы — от ₽10 000, юрист — от ₽20 000 в месяц, ликвидация — от ₽50 000

Но и эти, скажем прямо, уже немалые затраты покажутся каплей в море, если у государства возникнут к выявленному иноагенту новые вопросы, на которые, как показывает практика функционирования НКО с этим статусом, государство само же и отвечает — серьезными штрафами.

Как раз на этой неделе Госдума приняла во втором чтении законопроект о санкциях за нарушение закона о СМИ-иноагентах и приравненным к ним «иным лицам». Минимальный штраф, вообще упомянутый в этом законе, — 10 тыс. рублей (как раз для граждан).

Но нет никакой гарантии, что еще при первом нарушении суд не оштрафует вас сразу на 50 тыс. рублей. Именно такая санкция установлена для должностных лиц, а вы будете таковым в своей же организации-иноагенте. Кстати, само юрлицо может быть оштрафовано уже на 500 тыс.

рублей при первом нарушении и на 1 млн рублей при повторном. 

Законодательство ограждает участников НКО от субсидиарной ответственности по долгам организации: говоря проще, долг по штрафам, наложенным на некоммерческую организацию, не повесят на ее учредителя.

Но в «АС-Консалтинге» не исключают, что судебная практика все-таки может повернуться не в пользу граждан, которые в выступают в НКО не только учредителями, но и руководителями. В коммерческом секторе такое происходит сплошь и рядом.

Впрочем, есть пример и в некоммерческом секторе.

В 2015 году фонд «Голос-Поволожье» (конечно, тоже иноагент) был привлечен к ответу за неуплату НДС с денег, которые были пожертвованы сторонней российской организацией, но, по мнению налоговиков, не имели отношения к осуществлению уставной деятельности (доходы, привлеченные на уставную деятельность, налогами не облагаются). 

В результате долг перед государством в 2,5 млн рублей повис сначала на организации, а затем, по иску ФНС, который был удовлетворен судом, — на руководителе НКО Людмиле Кузьминой.

Юрий Гурман из «Голос-Урал» готов поделиться целым ворохом историй о том, как легко в адрес его организации-иноагента «прилетали» штрафы практически после каждой проверки. На 300 тыс.

рублей организацию оштрафовали после того, как в Томске сторонняя организация стала распространять литературу, напечатанную «Голос-Урала» в то время, когда ей еще не приклеили ярлык «иностранного агента».

В самом фонде «Голос-Урал» об этой раздаче даже не знали, но именно его обвинили в распространении печатной продукции без соответствующей маркировки.

Читайте также:  Производственный календарь на 2021 год (5-дневная рабочая неделя)

Если перенести этот опыт на деятельность СМИ-иноагентов, то выходит, что любое юрлицо, оказавшееся в злосчастном реестре, рискует быть оштрафованным просто потому, что кто-то перепечатал или репостнул его публикацию без сохранения пометки, что автор текста внесен Минюстом в список СМИ-иноагентов. Даже если сам текст был опубликован давным-давно, когда никаких иноагентов в России не выявляли и никак не маркировали. 

Ваш рекламщик – иностранец? Вы - налоговый агентCurtis Potvin / unsplash.com

Очевидно, что для успешного прохождения возможных проверок или хотя бы смягчения их последствий гражданину с зарегистрированным юрлицом-иноагентом придется постоянно тратиться еще и на хорошего юриста. Это еще от 20 тыс. рублей в месяц, однако не забываем о непростой специфике этой правой сферы, за знания и опыт в которой наверняка придется платить дороже. 

Юрист понадобится и в том случае, если гражданин попытается избавиться от навешенного на него ярлыка, а заодно и от недешевого юрлица. Ликвидировать НКО, на которую государство успело навесить штрафов, будет крайне сложно. Но и на возню с «чистой» организацией уйдет не меньше пяти месяцев, свидетельствуют практики.

Это потребует еще порядка 50 тыс. рублей, но в зависимости от «тяжести случая» может перешагнуть и за 200 тыс.

Процедура требует много побочных расходов: например, обязательная публикация в «Вестнике государственной регистрации» (о том, что организация ликвидируется, а все претензии до срока принимаются  по определенному адресу) обойдется в 3-4 тыс. рублей.

Опрошенные эксперты по-прежнему надеются, что практика присвоения статуса иноагента физлицам не получит широкого распространения (то же самое пообещали и разработчики закона). Возможно, уже первые граждане, которых Минюст попытается внести в «черный список» в соответствии с 426-ФЗ, действительно сумеют застопорить все это в судах.

«Определенно, конституционность нормы придется оценить Конституционному суду. Надежда есть, потому что именно так, через Конституционный суд, мы несколько лет назад поправили слишком уж очевидные перекосы в так называемой муниципальной реформе», — напоминает Юрий Гурман. По его мнению, 426-ФЗ противоречит минимум пяти статьям Основного закона.

А в числе самых очевидных его странностей: гражданина вопреки его воли обязывают регистрировать юрлицо и трудоустраиваться в нем, а также вступать в какое-то (пусть и свое) объединение.

Но главное — не вполне понятно, как быть с принципом равенства всех перед законом, если присвоение статуса иноагента физлицу отдается на усмотрение органа исполнительной власти, а основания для таких мер остаются неясными.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Исполнение обязанности налогового агента при оказании рекламных услуг иностранной организацией

Российские производители, желающие вывести свою продукцию на международный рынок, рекламируются в зарубежных СМИ и принимают участие в международных выставках.

Для целей обложения НДС не всегда и не все эти услуги оказываются за пределами РФ. И.А.

Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, рассматривает основные проблемные моменты и дает рекомендации по документальному оформлению отношений с иностранными организациями.

Содержание

Несмотря на значительное количество рекламных и PR-агентств в Российской Федерации, нередко российские организации заинтересованы в распространении рекламной информации за рубежом. Например, иностранные средства массовой информации могут разместить необходимую информацию на страницах своего издания.

Это могут быть сведения о гостиницах, ресторанах и иных местах досуга, представляющих интерес для туристов из-за рубежа. В другом случае, российские организации заинтересованы в организации участия и представлении их интересов при проведении выставок. В таких ситуациях быстрее и проще обратиться за помощью к иностранным организациям.

При приобретении таких услуг неизбежно встает вопрос об исполнении обязанности налогового агента по НДС.

С одной стороны, решение данного вопроса кажется относительно простым.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации рекламных услуг признается территория РФ, если деятельность покупателя услуг осуществляется на территории РФ.

Следовательно, при оказании иностранной компанией рекламных услуг организации, зарегистрированной в РФ, местом реализации признается территория РФ, и такие услуги являются объектом обложения по НДС.

Согласно статье 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Порядок уплаты НДС определен пунктом 4 статьи 174 НК РФ, который предусматривает, что уплата налога производится налоговым агентом (российской организацией) одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщиком.

С другой стороны, основная проблема, возникающая здесь, связана с применением термина «рекламные услуги». Статьей 3 Федерального закона от 13.03.

2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Однако ни законодательством о рекламе, ни законодательством о налогах и сборах в части применения статьи 148 НК РФ не конкретизированы способы и методы распространения информации в рекламных целях, что не позволяет однозначно определить какие расходы могут признаваться рекламными, а какие нет.

В случае размещения рекламной информации на страницах печатных изданий или распространения материалов за рубежом иным способом необходимость исчисления и уплаты НДС бесспорна. Наиболее сложная ситуация складывается в отношении услуг, связанных с участием в выставках, проводимых за пределами РФ.

Будьте готовы податься в «иноагенты». Иначе — штраф и, возможно, пять лет тюрьмы Мы не шутим, вот четыре факта о новых законах (и одна утешительная новость)

Перейти к материалам

Российские сенаторы 25 декабря одобрили закон, позволяющий признавать «иностранными агентами» обычных граждан и организации без юрлица, которые занимаются в России политикой и получают зарубежную помощь. Помощь при этом имеется в виду не только финансовая, а занятие политикой трактуется очень широко. Подаваться в «иноагенты» нужно самостоятельно — в противном случае, согласно еще одному закону, человеку может грозить не только штраф, но и тюремное заключение сроком до пяти лет. Теперь законы должен подписать Владимир Путин, и мы не сомневаемся, что он это сделает. «Медуза» объясняет, почему новое законодательство об «иноагентах» угрожает почти каждому.

Факт № 1. Теперь «иноагентом» могут признать почти любого россиянина: наблюдателя на выборах, участника митинга, автора постов в соцсетях

Люди — «иностранные агенты» появились в российских законах в конце 2019 года.

Тогда было решено, что СМИ-«иноагентом» могут признать не только, собственно, СМИ, но и человека, если он (или она) пишет что-то в интернете и получает — не только за это, а за что угодно — деньги из-за границы.

А просто «иноагентом» — того или ту, кто распространяет информацию от СМИ-«иноагентов». Таких людей Минюст может включить в число «иностранных агентов».

Теперь оснований для попадания в число «иноагентов» станет больше (при этом старые не отменены). Ими будут считаться еще и те, кто на территории страны занимается «политической деятельностью» в интересах .

Определение «политической деятельности» в законе чрезвычайно широкое. Это, в частности, наблюдение на выборах, записи в соцсетях о российской политике, участие в митингах.

  • Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
  • Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
  • участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • финансирование указанной деятельности.
  • К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность. 
Читайте также:  Как в учете отражаются расчеты с дебиторами и кредиторами?

Правда, чтобы стать «иноагентом», на все это нужно получать «поддержку из-за границы». Но это необязательно деньги: по новому закону подойдет и «иная организационно-методическая помощь».

Более того, «помогать» могут не только «иностранные источники», но и их посредники — российские граждане и организации, «действующие в интересах иностранного источника».

Например, если человек работает наблюдателем на выборах, а подготовительную литературу получил у организации, признанной «иноагентом», — это прямо путь в «иноагентский» реестр. Аналогичная история — участие в акции, организованной «иноагентом».

Очевидно, что таким путем один «иностранный агент» может цеплять за собой другого.

Еще одно основание для включения в перечень, помимо «политической деятельности», — это сбор информации о военной и военно-технической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ» (если только человека не обвинят за это в госизмене или шпионаже). 

Самое главное, что человек, который может быть признан «иноагентом» на этих основаниях, должен сам заявить в Минюст о том, что он или она — «агент».

После этого как минимум раз в полгода такой человек должен отчитываться о своей «иноагентской» деятельности, в том числе о расходовании зарубежных денег.

Кроме того, «иноагенты» должны во всех распространяемых ими материалах указывать, что им присвоен этот статус.

Факт № 2. Если не податься в «иноагенты» самостоятельно, это может грозить штрафом и даже тюрьмой

Если потенциальный «иноагент» не заявит о своем статусе сам, его смогут (в случае принятия поправок к Кодексу об административных правонарушениях) оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Но если он не сообщит об «иноагентстве» и после штрафа (и будут приняты поправки уже к Уголовному кодексу), то рискует лишиться свободы на срок до пяти лет.

Причем в случае, если человек занимается сбором военной информации и не сообщает о своем возможном «иноагентстве», уголовная ответственность наступает сразу.

Иными словами, получается, что проще податься в «иноагенты» самому, чем рисковать деньгами и, возможно, свободой.

Аналогичное правило действует для подачи отчетов о деятельности «иноагента». За отсутствие указаний на собственный статус «иноагента» наказания чуть мягче — только штраф на сумму от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Кроме того, «иноагентов» запретят назначать на должности в местном самоуправлении и госорганах.

Факт № 3. Исключения есть, но их мало

Не нужно будет заявляться в «иноагенты» только зарубежным дипломатам и  (при этом Минюст имеет право расширить перечень исключений). Однако новый закон разрешает включить в перечень «иноагентов» и этих журналистов, если, по мнению Минюста, они делают что-то «несовместимое с профессиональной деятельностью журналиста».

Факт № 4. Выйти из «иноагентов» будет сложно

Если человек захочет избавиться от статуса «иноагента», ему придется подать соответствующее заявление в Минюст.

Перед этим нужно прекратить заниматься «политической деятельностью», сбором военной информации и получать «иностранную поддержку».

Минюст должен рассмотреть заявление в течение 60 дней, после чего либо исключить человека из соответствующего реестра, либо дать «мотивированный отказ». Если вы не согласны с позицией Минюста, придется идти в суд.

Относительно утешительная новость (единственная)

В законе вводятся штрафы за неупоминание о том, что у «иноагента» есть этот статус. В первоначальном варианте законопроекта этот пункт звучал так, что оштрафовать теоретически могли бы любого, кто, скажем, поздравит «иноагента» с Новым годом без соответствующей маркировки.

В окончательном варианте закона уточняется: эта норма распространяется только на СМИ. Готовьтесь к тому, что помимо назойливого примечания о том, что та или иная организация признана «экстремистской», скоро журналисты вам будут постоянно напоминать и об «иностранных агентах».

Первоначальная и итоговая формулировки

«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а равно материалов, производимых такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняют функции иностранного агента».

Окончательный вариант

«Запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента».

Кроме того, НКО, объявленным «иноагентами», разрешили выдвигать своих кандидатов в общественные советы при федеральных органах власти — изначально такого права их хотели лишить.

Что в итоге. В России теперь будет три группы людей, которых могут признать «иноагентами». Тех, кто пишут в интернете и получают какие угодно деньги из-за рубежа, могут в любой момент приравнять к СМИ-«иноагентам». Те, кто распространяют информацию от СМИ-«иноагентов», могут сами попасть в перечень «иноагентов». И наконец, те, кто занят сбором военной информации или «политической деятельностью» (под которой понимается что угодно) — и получает любую, не только финансовую «поддержку» этой деятельности из-за рубежа. Это тоже просто «иноагенты». Но людей из первых двух категорий Минюст должен отслеживать сам, а последние должны самостоятельно заявить о собственном «иноагентстве» — под угрозой штрафа и даже уголовного наказания. Всем категориям грозят наказания за непредоставление отчетов о своей деятельности в Минюст.

Физлиц и НКО могут признать иностранными агентами

Добрый день, уважаемые коллеги.

30 декабря 2020 года Владимир Владимирович подписал Федеральный закон от 30.12.2020 №481-ФЗ, и о нем вся наша, условно говоря, либеральная пресса и YouTube очень много говорили.

Это закон о том, что теперь очень легко любую некоммерческую организацию или физлицо сделать так называемым иностранным агентом. Во всех аналитических материалах, которые я смотрел, кроме шума, ничего не было. А меня интересовала нормативная база. Поэтому, естественно, я взял сам федеральный закон и проштудировал его.

Зачем я рассказываю вам об этом федеральном законе?

Многие из вас имеют свои YouTube-каналы, снимают какую-то свою рекламу. И вы, не зная этих тонкостей, можете ляпнуть что-нибудь не то и словить статус иностранного агента. Наверное, скоро мы будем гордиться тем, что тебе присвоили этот статус. Значит, ты нормальный человек! Но, с точки зрения федерального закона, приятного тут мало.

Как физлицу не словить статус иностранного агента, если он занимается бизнесом?

Если ты занимаешься политикой – ради бога, но мы с вами политикой не занимаемся. Я уж точно не собираюсь идти ни в депутаты, ни в президенты, ни куда-то еще; у меня на это есть свои причины.

«Физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)».

Тут вы можете меня оборвать и сказать: «Туров, а я политической деятельности не веду». Ничего подобного, вы ведете политическую деятельность, и я вам сейчас это докажу. То есть любой программист, делающий программы для западных компаний, получая оттуда копейку, автоматически попадает под это определение.

Потому что на него оказывают влияние, ему дают деньги, ему помогают организационно, имущественно и методически. Но должно быть соблюдено условие: нужно еще заниматься политической деятельностью. Я уже сказал, что каждого из вас можно тут же обвинить в том, что вы занимаетесь политической деятельностью.

Налоговый агент по НДС при покупке услуг у нерезидента

Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.

Понятие налогового агента

Налоговый агент (НА) вообще — это экономический субъект, который должен перечислять обязательные платежи за другое юридическое или физическое лицо. Применительно к теме статьи этим «другим лицом» является иностранная компания, которая работает с резидентами РФ.

Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:

  • услуги оказаны в РФ
  • иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно

Важно!

Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.

Читайте также:  Возместить пособие можно и без оригинала больничного

Как платить НДС в 2019 году

Как определить, где оказаны услуги

В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).

В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.

При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.

Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).

А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)

Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).

Кто платит НДС — продавец или покупатель

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Важно!

Как платить налоги с акций иностранных компаний

Вопрос о том, как грамотно платить налог по сделкам с иностранными ценными бумагами, интересует и начинающих инвесторов, и более опытных трейдеров. В этой статье вы узнаете все об общем порядке уплаты налога с зарубежных акций, как рассчитать и заплатить налоги с дивидендов по ним, а также что такое валютная переоценка и как она влияет на НДФЛ.

Налоги по операциям с американскими акциями

Налоги с иностранных акций уплачиваются в двух случаях:

  1. С дохода от продажи;
  2. С дохода по дивидендным выплатам.

Как платить налоги с дивидендов иностранных акций, мы рассмотрим в одном из следующих разделов статьи, а сначала остановимся на торговых операциях.

В инвестиционной среде (мы говорим о простых «физиках» и не касаемся тех, кто на рынке профессионально) принято разделение участников рынка на трейдеров и инвесторов. Первые зарабатывают на кратко- и среднесрочной торговле ценными бумагами, вторые больше ориентированы на долгосрочный рост капитализации эмитентов, в которых они инвестируют.

Деление, конечно, условное. Кто-то совмещает спекулятивную стратегию с инвестиционной, иногда даже не своей воле. Есть такая шутка, что инвестор — это трейдер, у которого не вышло продать акции с прибылью. Нам же важно то, как указанные различия в стратегии могут влиять на налогообложение.

Общая схема, как платить налоги с иностранных акций, такова:

  • Трейдер, который купил и продал ценные бумаги, платит налог с дохода от продажи. То есть посчитать НДФЛ он должен с положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки.
  • Исключительно покупка иностранных акций не влечет за собой налоговых обязательств. Ведь обязанности уплатить НДФЛ не возникает до тех пор, пока акция не продана. Поэтому инвестор, который купил и удерживает ценную бумагу, от обязанности уплачивать налог освобождается, даже если его актив растет в цене.

О порядке и нюансах расчета налога на акции иностранных компаний расскажем далее.

Налогообложение при купле-продаже иностранных акций: нюансы

Налог с продажи иностранных акций физическим лицом взимается с учетом следующих особенностей:

  • НДФЛ по сделкам купли-продажи иностранных акций рассчитывается в отношении каждой сделки отдельно. Налоговой базой является разница между ценой продажи и ценой покупки, также базу можно уменьшить на сумму брокерских комиссий. Ставка НДФЛ — 13% для налоговых резидентов и 30% — для нерезидентов.
  • Иностранные акции торгуются в валюте. Поэтому для целей НДФЛ доходы и расходы нужно пересчитать по курсу ЦБ РФ на дату каждой сделки (доходы — на дату сделки продажи, расходы — на дату покупки). Из-за этого возникает валютная переоценка, о которой поговорим в одном из следующих разделов.
  • Если вы торгуете акциями через российского брокера, то он выступает налоговым агентом: сам рассчитывает НДФЛ, сам подает в налоговую сведения, сам удерживает налог и уплачивает его в бюджет, а в случае невозможности удержания сообщает об этом в налоговую инспекцию. Соответственно, трейдеру, являющемуся клиентом российского брокера, никаких действий по части НДФЛ от купли-продажи акций предпринимать не нужно. Если же торговля идет через иностранную брокерскую площадку, все расчеты и отчетность ложатся на трейдера.

Важно! Рекомендуем проверять расчеты, которые делает брокер, и сведения, которые он сдает налоговикам. Ошибки редки, но все же случаются. Для этого нужно запросить у брокера карточку расчета НДФЛ и проверить поданную им информацию в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС (www.nalog.ru).

Как оформить удалённых сотрудников из других стран и перевести им зарплату — Право на vc.ru

Мы любим дистанционную работу и искренне считаем, что работа в офисе скоро себя изживёт. В штате нашей компании есть удалённые иностранные сотрудники. Для себя мы решили проанализировать, как можно оформить иностранцев на «удалёнку» и как с ними рассчитываться.

Нанять по трудовому договору удалённого сотрудника не получится. Как писал Минтруд в своём Письме от 7 августа 2015 года N 17-3/В-410, ТК РФ не предусматривает возможность заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории РФ.

Сотрудничество с такими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений. Минтруд обосновал свою позицию тем, что согласно ст. 312.3 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников. Для иностранцев, работающих за пределами Российской Федерации, выполнение этого требования не представляется возможным.

Таким образом, по нашему мнению, сотрудничество с этими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.

В зависимости от предмета договора с иностранным гражданином, работающим удалённо на территории своего государства, российская компания может заключить, например, гражданско-правовые договоры:

  • подряда;
  • возмездного оказания услуг.

Примечание: заключение договоров гражданско-правового характера регулирует Гражданский кодекс. Нормы гл. 49.1 Трудового кодекса в данном случае не применяют.

Стороны договора. Сторонами гражданско-правового договора являются заказчик и исполнитель (подрядчик).

Способ взаимодействия. Поскольку стороны удалены друг от друга, в договоре им следует это указать и установить способ делового взаимодействия: по телефону, электронной почте, Skype или с помощью других средств связи.

Необходимо обязательно прописать, что исполнитель (подрядчик) осуществляет выполнение услуг, находясь за пределами Российской Федерации, и в связи с этим заказчик не становится налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ) для исполнителя, а также вознаграждения по договору не признаются объектом обложения страховыми взносами (п. 5 ст. 420 НК РФ).

Обмен документами. Стороны могут обмениваться подписанными экземплярами договора, актов посредством почтовой связи или с применением ЭЦП. Необходимо определить порядок этого обмена. В случае обмена документами в электронном виде необходимо соблюдать требования Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

При заключении договора гражданско-правового характера с иностранца не нужно требовать:

  • трудовую книжку;
  • документы воинского учета;
  • пенсионное страховое свидетельство (снилс);
  • разрешение на работу или патент на право ведения трудовой деятельности в России.

То есть фактически достаточно паспорта и банковских реквизитов.

Предмет договора. Исполнитель обязуется совершить для заказчика определенные действия с целью достижения конкретного результата. Предмет договора (действие, работа, услуга) должен быть исполним удаленно, например «осуществить перевод текста» или «разработать дизайн-макет» и так далее.

Обратите внимание: заказчик не имеет права определять и контролировать режим выполнения работ, вести учет отработанных исполнителем дней, часов.

Начисление и выплата вознаграждения. Размер вознаграждения определяется сторонами договора (ст. ст. 709 и 781 Гражданского кодекса). Оплата производится только по достижении результата или выполнении этапов работ. Эти факты стороны фиксируют подписанием актов выполненных работ (этапов работ).

В договоре должен быть предусмотрен порядок безналичного перечисления денег исполнителю.

Валюта.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *