Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

  • Споры по поводу того, насколько законным является сбор налогов на имущество, ведутся уже очень давно, потому что система налогообложения в данном вопросе сама себе противоречит.
  • Более того, подобная проблема существует во всем мире, хотя стоит сказать, что мало стран на самом деле приняло решение отказаться от данного налога или хотя-бы сократить его размер.
  • Пока практически отказались от налогообложения собственности граждан только Великобритания, Ирландия, Монако, Лихтенштейн и Мальта, а россияне все также ищут информацию о том, каким будет новый налог на имущество организаций и физических лиц в 2019 году.

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

Имущество – это…

Имуществом принято называть совокупность тех или иных вещей, которые находятся в собственности определенного лица (юридического или физического), и его принято делить на движимое и недвижимое (такое деление было присуще еще римскому праву). Несложно догадаться о том, что движимое имущество способно свободно перемещаться, собственно говоря, с тем лицом, которому оно принадлежит, а недвижимое лишено такого преимущества.

В соответствии со 130 статьей Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относят:

  • все участки, которые связаны с землей и построенные на их территории объекты, перемещение которых невозможно;
  • воздушные и морские суда, а также суда, предназначенные для внутреннего плаванья и принадлежащие к государственной регистрации;
  • жилые и нежилые помещения, гаражи, недостроенные здания.

Любые другие вещи, которые не относятся к недвижимости (а также денежные средства и ценные бумаги) считаются движимым имуществом, и регистрация их в соответствии с законодательством РФ (за некоторыми исключениями) не требуется. Подобная классификация делит собственность как физических лиц, так и организаций, и официальный расчет налога на имущество учитывает данный факт.

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

Юридический парадокс

Законность налоговых сборов на собственность возникает на фоне того, что факт налогообложения недвижимости РФ сам по себе противоречит нормам современной конституции. Статья 35 дает каждому гражданину гарантии и право на приобретение и использование собственности, и она же говорит, что никто не может лишить человека этого права.

Однако данная информация не совсем верна, потому что во время покупки собственности гражданин уже оплачивает все необходимые налоговые сборы (они включаются в стоимость самых «мелких» покупок), и именно здесь вступает в силу некоторый парадокс. Дело в том, что любой человек является собственником квартиры, но, по факту, не считается ее владельцем, ведь при наличии долгов по налогам государство может изъять ее у него.

Здесь нарушается право из 35 статьи конституции РФ на собственность. Споры по этому поводу ведутся уже не один года, и, возможно, в будущем система налогообложения РФ будет настроена таким образом, чтоб принять во внимание и исправить этот момент.

Налогообложение недвижимости

Официальный налог для всех видов организаций (в т.ч и на УСН) и физических лиц на недвижимое имущество останется без особенных изменений в будущем году.

Стоит напомнить о том, что реформа изменения налоговых выплат для недвижимости была запущена еще в 2015 году, но власти справедливо решили, что сразу и намного поднимать налоги не стоит, поэтому они пришли увеличивать налоговую нагрузку постепенно на протяжении пяти лет.

В 2015 году коэффициент повышения нагрузки равнялся 0,2, потом показатель ежегодно повышался, и в 2018 году он достиг отметки в 0,8. Однако примечательна то, что на 2019 год такого повышения не запланировано, а уже в 2020 году россияне полностью перейдут на новую систему налогообложения недвижимости.

Интересная информация! В 2017 году самый большой налог на имущество заплатил владелец здания, которое находится в центре Москвы, и сумма налоговых выплат для него составила 30 миллионов рублей.

Официальный налог для физических лиц будет составлять 0,1% от той стоимости объекта, которая внесена в кадастр, и стоит отметить то, что в данном случае довольно серьезные полномочия в формировании ставок именно представителям региональной власти. Регионы могут увеличивать ставки до 0,3% или снижать их до минимума (хотя последнее нововведение точно никому не выгодно, потому что тогда местный бюджет недополучит финансовых средств).

  • Налоговые льготы по количеству квадратных метров недвижимости остаются такими же, как и ранее, но стоит помнить о том, что пользоваться ими можно только для одного объекта недвижимости (плательщик сам может выбрать объект, по отношению к которому будут применяться льготы).
  • Эксперты говорят о том, что новая система налогообложения недвижимости больше всего проблем принесет гражданам, которые владеют постройками старого типа (в особенности в том случае, если они находятся где-то в центральных областях страны), потому что для них налоги вырастут в 8, а то и 10 раз.
  • Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы
  • Относительно организаций, для них налоговые взносы будут составлять 2% от той цены, которая указана в кадастре за объект стоимостью от 300 миллионов рублей, и 0,5% будет ставка для всей остальной недвижимости.

Льготы и их особенности

Льготы в системе налогообложения имущества россиян останутся такими же, как и раньше, и если обсуждать налог на имущество для пенсионеров в 2019 году, то стоит сказать, что льготы для данной категории населения распространяются только на один объект их имущества, все остальные оплачиваются в соответствии с общими правилами.

Важная информация! Отдельного внимания заслуживает информация о том, платят ли налоги на имущество жители Крымского полуострова.

На сегодняшний день жители Крыма не оплачивают налоговые взносы, потому что власти еще не успели полностью наладить налоговую систему на полуострове и сформировать кадастровый реестр.

После того, как все объекты будут зарегистрированы, крымчане будут платить налоговые взносы наравне со всеми остальными россиянами.

Движимое имущество

  1. Отдельного внимания заслуживают изменения в системе налогообложения движимого имущества, ведь если ранее на него налагалась льгота, то сегодня такой закон отменяется.

  2. Причем налоговые выплаты становятся обязательными в каждом регионе РФ (исключение – власти могут принять закон о продлении льготы на региональном уровне, и максимальная ставка налога на имущество в данном случае составит 2,2%).

  3. Такие цифры запланированы именно на 2019 год, потому что в 2018 год размер ставки составлял 1,1%.

Важная информация! Налоговые выплаты на движимость оплачиваются только предприятиями, потому что они могут использовать такую собственность в качестве источника получения прибыли (физические лица оплачивают только недвижимость в соответствии с правилами 32 статьи Налогового кодекса РФ).

381 статья Налогового кодекса России представляет россиянам перечень тех организаций, которые освобождаются от уплаты налоговых выплат на движимую собственность (в результате налоговых льгот). Также в ней содержится информация о том, что для некоторых организаций допустимые ставки для некоторых видов оборудования, используемых предприятиями.

Соответственно, налог на имущество организаций с 2019 года будет включать в себя еще и строку о налогообложении движимой собственности, а платить его должны будут те, кто находиться на общей системе налогообложения (упрощенщики от этого освобождаются).

Расчет налоговых выплат состоит из нескольких шагов, на первом из которых нужно выбрать объекта налогообложения и составить налоговую базу, потому уточняется информация о применении льготы и определяется ставка. Оплачивается он сразу за год, но практикуются и авансовые платежи для каждого квартала.

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

Небольшой вывод

В завершение стоит сказать о том, что общественность встретила новости по поводу отмены льготы на движимую собственность неоднозначно, и большинство организаций огорчены, ведь им придется тратить дополнительные средства. Однако для местных бюджетов такая новость является положительной, потому что этот факт позволит им наполнять бюджет.

Независимые эксперты говорят о том, что льготы на налог на имущество в 2019 году для организаций, возможно, и не стоило вводить прямо сейчас, и больше всего от подобного нововведения пострадают те предприятия, которые закупили для работы высокотехническое оборудования, потому что ставки для них будут большими. Однако стоит рассматривать данный факт как способ привлечения дополнительных инвестиций в бизнес, что по предварительным данным позволит поднять экономику регионов на новый уровень развития.

Читайте также:  Минфин не хочет снижать ставку НДС на фрукты и ягоды

Налог на движимое имущество для организаций могут вернуть

Эксперты предлагают создать отдельные тарифы для малого, среднего и крупного бизнеса

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

В 2019 году государство отменило налог на движимое имущество для организаций, теперь в Правительстве РФ задумались о его возвращении. Министр экономического развития Максим Решетников созовет рабочую группу, которая до марта 2021 года должна решить, целесообразно ли вновь обременять бизнес уплатой сборов с движимого имущества или налог будет продолжать взиматься только с недвижимости.

Вопрос о возвращении налога возник в связи с тем, что после его отмены региональные бюджеты лишились части дохода. В Совете Федерации выступают за отмену этой льготы.

В Министерстве финансов осторожно заявили, что ведомство нуждается в консультации со стороны бизнес-сообщества.

В частности, был предложен компромиссный вариант: налог на движимое имущество возвращают, но общая ставка снижается на 50 %.

Одной из причин исключения налога на движимое имущество стало увеличение ставки НДС с 2019 года и, как следствие, возросшая налоговая нагрузка на бизнес, напомнил Иван Бычков, руководитель тюменского офиса Бюро адвокатов «Де-юре».

В данном случае отмена налога сыграла роль своеобразного компенсационного буфера от негодования предпринимателей. Но, по словам юриста, сейчас, спустя почти 2 года, можно подытожить, что не все получилось так, как планировалось.

«Немного, но участились споры, в том числе судебные, о том, какое имущество относится к движимому, а какое — нет. Налоговые органы иногда стали причислять к недвижимости различное технологическое оборудование. Отмена обсуждаемого налога повлекла недовольство крупного бизнеса в основном из-за ответного повышения в ряде регионов ставки налога на недвижимость до максимально возможной. Фактически бизнес, обладающий крупной недвижимостью, потерял прежнюю льготу», — подчеркнул Иван Бычков.

При этом малый и средний бизнес, как правило, не обладающий столь крупными вложениями в недвижимость, доволен отменой налога на движимое имущество.

Юрист указал, что споры, связанные с налогом на имущество организаций, ведутся постоянно. Так, с 2014 года действовала льгота по этому налогу, предусмотренная п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

В 2016 году поправками к закону установлено, что такая льгота не будет применяться для взаимозависимых лиц, в том числе при получении имущества от таких лиц (взаимозависимость определена п. 1 ст. 105.1 НК РФ). В 2018 году налог был возвращен с понижением максимальной ставки до 1,1 %, окончательный размер которой был отдан на откуп регионам.

Внутри регионов происходила неразбериха: одни бизнесмены оплачивали такой налог в полном размере, а другие не оплачивали его вовсе. Все зависело от отнесения бизнеса и имущества к определенной категории.

Представитель Бюро адвокатов «Де-юре» считает, что было бы неплохим решением применение вариативного тарифа для налога на имущество организаций.

Например, предприниматели, которые хотят продолжать пользоваться льготой в отношении движимого имущества, могли бы платить максимальные 2,2 % с недвижимости.

А те, кого это не устраивает, могли бы оплачивать налог по усредненному льготному тарифу со всего имущества.

Подробнее >>>

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионыВопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионыhttps://www.youtube.com/embed/T5HMUB6mSjk

Льгота по движимому имуществу принята «задним числом». Советы бухгалтеру

С 1 января 2018 года каждый регион сам решает вопрос о применении льготы по движимому имуществу. Ввести льготу могут в течение года «задним числом». Бухгалтеру надо быть начеку и правильно отразить льготу в отчетности.

До 2018 года вопрос о применении льготы в отношении движимого имущества решали федеральные власти. Сравним механизм налогообложения движимого имущества до 1 января 2018 года и после.

Льгота по движимому имуществу: до и после 2018 года

В 2017 году С 1 января 2018 года
У всех организаций есть льгота по движимым основным средствам 3 — 10 амортизационных групп, принятым на учет после 1 января 2013 года. Они облагались налогом, только если получены в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ). По общим правилам, облагаются все движимые ОС, которые относятся к 3 — 10 амортизационным группам. Это, например, автомобили, мебель медицинская, парикмахерские кресла. Не облагаются движимые ОС только, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий соответствующую льготу. Регионы, которые решили не продлевать освобождение от обложения налогом на имущество движимых ОС, вправе установить ставку налога, не превышающую этот максимум.

Что относить к движимому имуществу? – ФНС России рекомендует руководствоваться письмом Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12

С 2018 года регионы действуют по одному из следующих вариантов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

  • освобождают от налога на имущество движимое имущество (при наличии определенных условий);
  • для всего движимого имущества вводят льготную ставку (максимум — 1,1%);
  • вводят сочетание этих двух правил (как в примере, приведенном далее в статье).

Регионы могут оказаться в числе «молчунов» — тогда для компании действует общий порядок: движимые ОС входящие в 3 — 10 амортизационные группы, принятые на учет после 1 января 2013 года, облагают по ставке 1,1%. Исключение одно — для Крыма и Севастополя действует ставка 1%.

Что делать, если регион неожиданно ввел льготу по движимому имуществу с 2018 года

Сдавайте налоговую отчетность правильно

Будьте в курсе изменений и актуальных вопросов учета по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам

Экспресс-курс

Если ваш регион принял льготу по движимому имуществу в течение 2018 года, то, по сути, она принята «задним числом». Если вы узнали об этом в середине года, то не надо переделывать расчет авансового платежа по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды. Можно будет учесть льготу за налоговый период при сдаче декларации.

Если решите не переделывать расчеты с учетом льготы, то при проверках это ничем не грозит. Переплата по авансовому платежу примется в зачет по итогам за налоговый период.

Пример, как правильно считать авансовый платеж при льготе и ставке 1,1%

Условие: средняя стоимость ОС 3 -10 амортизационных групп за полугодие — 50 000 000 руб., в т.ч. движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013, — 10 000 000 руб.

По региональному закону льготируется имущество с даты выпуска которого прошло не больше 3 лет. Средняя стоимость такого имущества — 2 000 000 руб. Остальное движимое имущество облагается по ставке 1,1%.

Общая ставка налога — 2,2%.

Решение: 

  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 1,1% — 8 000 000 руб. (10 000 000 руб. – 2 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 1,1% — 22 000 руб. (8 000 000 руб. x 1,1% / 4);
  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 2,2%, — 40 000 000 руб. (50 000 000 руб. – 2 000 000 руб. – 8 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 2,2% — 220 000 руб. (40 000 000 руб. x 2,2% /4);
  • общая сумма платежа за полугодие — 242 000 руб. (220 000 руб. + 22 000 руб.). 

Коды льгот по налогу на имущество: порядок отражения в Расчете и декларации

Код льготы в Расчете Код льготы в декларации Комментарий эксперта
Строка 130 «Код налоговой льготы» Строка 160 «Код налоговой льготы» В первой части укажите код льготы в соответствии с Приложением № 6 к Порядку заполнения расчета. Например:

  • код льготы 2014000 указывают, если применяют льготу на основании международного договора;
  • 2012000, если льгота установлена на региональном уровне, за исключением льгот в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога (код льготы 2012500).

Только при указании льготы 2012000 заполняйте вторую часть строки 130 (160) — номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которыми установлена льгота. По льготам с кодами 2012400 и 2012500 строку 130 (160) не заполняйте.

Строка 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) Строка 200 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) Заполняйте по региональному законодательству.

  • в первой части — код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота.

Если ваша организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота в виде понижения ставки, в этой строке ставьте прочерк.

Строка 190 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» Строка 240 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» Заполняйте только, если закон субъекта РФ установил для отдельной категории налогоплательщиков налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

  • в первой части показателя укажите код налоговой льготы 2012500;
  • во второй части — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота.

Куда делся код льготы 2010257 с 2018 года?

Обращаем внимание, что код льготы 2010257 применялся для федеральной льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Федеральная льгота действовала до 1 января 2018 года.

С 2018 года движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождено от налога на имущество только в том случае, если региональное законодательство предусматривает эту льготу.

Таким образом, код льготы 2010257 больше не используется (письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@).

Вместо этого для льготы по движимому имуществу, принятому к учету после 1 января 2013 года, используется код 2012000.

Также в связи с передачей из федеральной в регионы льгот и по п. 21 ст. 381 НК РФ нельзя в 2018 году применять коды:

  • 2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;
  • 2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222.

Рекомендации бухгалтерам по сдаче отчетности по налогу на имущество

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

Помним, что в ряде регионов льгота по движимому имуществу имеет ограниченный срок действия. Пока законодатели обсуждают отменить или нет взимание налога на имущество с движимого имущества, бухгалтеру надо хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. А в условиях быстро меняющегося механизма налогообложения имущества, надо также знать законодательство за прошлые годы, дабы дать грамотное пояснение своих действий налоговикам при налоговой проверке.

Дополнительно по теме: письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786 «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов в Контур.Школе. Обновите знания и получите документ об обучении.

Льготы на налог с движимого имущества будут определять регионы :: Новости

Добавлено 12 декабря 2016 Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

С 2018 года в некоторых регионах компании могут потерять льготы по налогу на движимое имущество. Правда, окончательное решение по этому вопросу будут выносить регионы.

Минфин предлагает оставить вариант, когда льготы, обозначенные в Налоговом кодексе, будут действовать лишь в случае, если их одобрит регион. Все льготы также предложено разделить на несколько категорий в зависимости от сроков их применения: на 5, 3 и 1 год. Это сроки, когда льгота должна быть обязательной. После истечения данного период сам регион должен решить: оставлять ли ее или убирать.

В качестве проверки данного механизма отработать его решили на налоге на движимое имущество. В 2015 году бизнесу удалось на данном налоге сохранить 110,8 млрд рублей.

Однако сэкономленные средства для бизнесменов, многие из которых могут иметь регистрацию фирмы в Москве, отразились и на бюджете. Некоторые регионы не дополучили в общей сложности 60 млрд рублей.

Для Москвы потери в 2016 году составили 25,8 млрд. У 11 регионов «недостача» стала около 2 млрд рублей.

Еще один проект, внесенный в Госдуму, предлагает с 2017 года ограничить возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли на прошлые убытки на 30%. Хотя экспертный совет предлагает данный порог повысить до 50%. Правда, тут речь пойдет лишь о тех убытках, которые случились после введения закона.

Данная льгота была введена в 2012 года и касалась имущества, поставленного на баланс после 2013 года. Таким образом правительство планировало простимулировать модернизацию и покупку компаниями нового оборудования. И данный ход сработал, так как многие компании обновили свои фонды.

Однако если оставить за регионами право, будет ли действовать льгота или нет, то скорее всего они выберут последнее. А это дополнительная нагрузка на бизнес. Так, например, купленное оборудование еще не пущено в ход, а налоги уже за него придется платить.

Эксперты опасаются, что отказ от льгот приведет к тому, что возрастут тарифы и цены для конечного потребителя.

Возможен и другой вариант, что бизнес будет переселяться в регионы, где сохранились льготы. Тогда получится, что все движимое имущество окажется на балансе конкретного региона. Сделать это не сложно, тем более, что налог на движимое имущество платится по месту регистрации компании, а использоваться может, где угодно.

Правительство планирует вернуть налог на движимое имущество

Вопрос об имущественной льготе на движимость будут решать регионы

Отмена налога на движимое имущество привела к постоянным спорам бизнеса и налоговиков /АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ / ВЕДОМОСТИ

Правительство планирует восстановить налог на движимое имущество, который был отменен с 1 января 2019 г.

Об этом сообщил замминистра финансов Алексей Лавров на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями.

Он напомнил, что задача проработать вопрос отказа от льготы содержится в одобренных правительством основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021–2023 гг.

Эксперты называют возрождение налога на движимое имущество вполне оправданным: ожидаемого эффекта в виде обновления основных фондов компаний достичь за эти два года так и не удалось. Зато региональные бюджеты из-за этого налогового послабления потеряли ощутимую долю доходов.

«Получился такой своеобразный дуэт негативных факторов – выпадение доходов и недостижимость цели льготирования, поскольку ввиду сложной экономической ситуации в стране предприятия воздерживаются от вложения свободных средств в технику без крайней необходимости», – поясняет председатель центра правовой защиты «Дело жизни» Иван Соловьев.

«Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло, – заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Освободить от налога стоило только новое оборудование, приобретаемое компаниями, но нас не послушали, все освободили».

Выпадающие доходы регионов в 2019 г. оценивались Минфином в 183 млрд руб. Компенсировать их предлагалось повышением норматива перечислений от акцизов на крепкий алкоголь с 50 до 80%. «Нас заверяло Министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, – напомнила Матвиенко.

– Но расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза. И даже выпадающие доходы, рассчитанные Минфином, так и не были компенсированы».

В условиях дефицитного федерального бюджета и повсеместного уменьшения доходов региональных бюджетов идея о пересмотре этой льготы кажется ожидаемой, констатирует член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.

Кроме того, отмена налога на движимое имущество привела к постоянным спорам бизнеса и налоговиков о том, что относится к этой категории, а что нет. «Начиная с 2019 г.

налоговая признавала недвижимостью даже то, что никакого отношения к недвижимости не имеет, – рассказывает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

– По сути дела, сложился подход, что любое оборудование, которое имело хоть какое-то отношение к зданию, является частью этого здания и, соответственно, недвижимостью». «Мы настаивали, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество, – отмечает Матвиенко. – Но этого сделано не было, потому что это крайне сложно сделать».

Однако простое возвращение движимого имущества в налоговую базу имущественного налога стало бы серьезным ударом для многих предприятий. «Отмена этой льготы может понизить конкурентоспособность и без того не самого устойчивого малого и среднего бизнеса, – говорит Бибаров-Государев.

– А с точки зрения региональных бюджетов – думаю, не во всех регионах его возвращение сможет заметно исправить ситуацию». Свой вариант решения проблемы предложил глава Минфина: снизить вдвое ставку налога как на движимое, так и на недвижимое имущество.

«Возврат к идее налогообложения всех основных средств с одновременным понижением ставки налога является правильным», – уверен Федюкин. Правительство должно определиться со своим решением к марту 2021 г., сообщил Лавров.

Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу

14.03.2018

Ларцева Л. , редактор журнала

Нормы НК РФ

Пунктом 25 ст. 381 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года данная налоговая льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Стоит отметить, что регионы вправе освободить от налого­обложения перечисленное имущество полностью либо установить в отношении него пониженную налоговую ставку. Причем такая ставка в 2018 году не должна превышать 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого имущества от налогообложения (п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

Региональное законодательство

Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в отношении движимого имущества переданы на региональный уровень, приведем обзор законов субъектов РФ, из которых выясним, какие налоговые ставки по указанному имуществу определены в регионах на 2018 год.

№ п/п Субъект РФ Нормативный акт субъекта РФ Ставка налога на 2018 год (в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года) Примечание
1 Владимирская область Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ 0 % Льгота распространяется на все организации
2 Волгоградская область Закон от 29.11.2017 № 116‑ОД 1,1 % Пониженная ставка распространяется на все организации
3 Вологодская область Закон от 28.12.2017 № 4269‑ОЗ 1,1 % Освобождаются от уплаты налога организации, осуществляющие инвестиции в объекты основных средств в объеме не менее 100 млн руб. в год
4 Еврейская автономная область Законы от 30.11.2017 № 194‑ОЗ, от 20.12.2017 № 196‑ОЗ 0,5 % Более низкие ставки установлены для организаций здравоохранения области и организаций, получивших статус резидентов территории опережающего развития
5 Ивановская область Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ 0 % Льгота распространяется на все организации
6 Калининградская область Закон от 28.11.2017 № 118 1,1 % От уплаты налога освобождаются организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, спорта, строительства и прочих областях, перечисленных в региональном законе, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общем объеме выручки
7 Камчатский край Закон от 02.10.2017 № 147 0,6 % Пониженная ставка распространяется на все организации
8 Курская область Закон от 24.11.2017 № 78‑ЗКО 1,1 % Пониженная ставка распространяется на все организации
9 Ленинградская область Закон от 29.12.2017 № 92‑ОЗ Не установлена При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет
10 Город Санкт-Петербург Закон от 29.11.2017 № 785‑129 Не установлена
11 Липецкая область Закон от 14.09.2017 № 106‑ОЗ 0 % Льгота распространяется на все организации
12 Московская область Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ 0 % Льгота распространяется на все организации
13 Нижегородская область Закон от 08.11.2017 № 152‑З Не установлена При этом в данном регионе установлена льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду. Однако такая льгота действует только для определенных организаций, например для учреждений, финансируемых из областного или местных бюджетов
14 Пензенская область Закон от 20.12.2017 № 3127‑ЗПО 0,55 % Пониженная ставка распространяется на все организации
15 Республика Татарстан Закон от 22.12.2017 № 97‑ЗРТ 1,1 %
16 Смоленская область Закон от 15.11.2017 № 144‑З 1,1 %
17 Тульская область Закон от 30.11.2017 № 82‑ЗТО 0,55 %
18 Тюменская область Закон от 24.10.2017 № 74 0,55 %
19 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Закон от 20.12.2017 № 92‑оз 1,1 %
20 Чеченская Республика Закон от 27.11.2017 № 45‑РЗ 0 % Льгота распространяется на все организации
21 Чукотский автономный округ Закон от 19.12.2017 № 103‑ОЗ 0 % Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов (органов местного самоуправления), а также казенных, бюджетных и автономных учреждений, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чукотского автономного округа
22 Ярославская область Закон от 31.10.2017 № 44‑З 1,1 % При этом освобождены от уплаты налога организации в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2016 года. Таким образом, ставка 1,1 % применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года по 2015 год

Анализируя таблицу, можно отметить, что из 22 субъектов РФ решение о сохранении льготы на 2018 год приняли лишь шесть регионов (Владимирская, Ивановская, Липецкая, Московская области, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ). Причем в Чукотском автономном округе данная льгота установлена только в отношении государственных органов и учреждений госсектора.

Другие регионы предпочли определить в отношении движимого имущества пониженную ставку от 0,5 до 1,1 %.

В отдельных субъектах по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, налоговая ставка не установлена, при этом введено освобождение от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого на учет в более поздние сроки, например:

  • в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге освобождается от уплаты налога движимое имущество учреждения, с даты выпуска которого прошло не более трех лет;
  • в Нижегородской области – движимое имущество учреждения, принятое на учет с 1 января 2016 года, за исключением объектов, переданных в аренду (для отдельных организаций).

Если льгота не продлена, пониженная ставка не установлена…

На сегодняшний день не по всем регионам изданы нормативные акты, регулирующие порядок взыскания налога на имущество в отношении движимого имущества.

И даже в тех законах, которые уже приняты, зачастую приводятся ставки не по всему движимому имуществу, принятому на учет в 2013 – 2018 годах. Например, установлена ставка 0 % в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2016 года, а по имуществу, учтенному с 2013 года по 2015 год, ставка налога не определена.

Что делать в этих случаях, какую налоговую ставку применять?

Согласно официальным разъяснениям, если в субъекте РФ в 2018 году не будет законодательно предусмотрено продление действия льготы по движимому имуществу, принятому на учет с 2013 года, и не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то в отношении указанного имущества налог и авансовые платежи по нему за налоговый период (отчетные периоды) 2018 года будут исчисляться по ставке, установленной региональным законодательством в пределах 1,1 %, или по ставке 1,1 % (если законодательством субъекта РФ не будет определена ставка по п. 3.3 ст. 380 НК РФ) (письма ФНС РФ от 20.12.2017 № БС-19-21/327, Минфина РФ от 19.12.2017 № 03‑05‑05‑01/84676, от 22.12.2017 № 03‑05‑04‑01/85757).

О применении льготы по имуществу, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Как упоминалось выше, согласно п. 2 ст. 381.1 НК РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

К примеру, такая льгота в виде полного освобождения от налогообложения введена в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге (см. п. 9, 10 таблицы).

При применении данной льготы возникает вопрос: что признается датой выпуска имущества? Ответ на него содержится в Письме Минфина РФ от 23.01.2018 № 03‑05‑04‑01/3204. В нем разъясняется, что под термином «выпуск промышленной продукции» в нормативных правовых актах РФ понимается «изготовление продукции».

Так, Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18 утверждены Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения.

Р 50‑605‑80‑93 (далее – Рекомендации), которые содержат термины и определения основных понятий, применяемых в системе разработки и постановки продукции на производство при создании, производстве и эксплуатации или потреблении продукции. Согласно п. 1.5.

6 Рекомендаций предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции, рассматривается как изготовитель (продукции). При этом под объемом выпуска (продукции) (п. 1.1.

14 Рекомендаций) понимается количество изделий определенных наименований, типоразмеров и исполнений, изготовляемых или ремонтируемых предприятием или его подразделением в течение планируемого периода времени (ГОСТ 14.004‑83).

Кроме того, п.

19 Порядка заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137, установлено, что в целях классификации товара и (или) исчисления таможенных и иных платежей под датой выпуска товара понимается дата изготовления товара.

В судебной практике момент выпуска товара в обращение обусловлен по времени датой изготовления товара (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 № 09АП-7491/2017‑ГК, от 16.08.2017 № 09АП-32129/2017).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.

2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя, которая закрепляется на заметном, легкодоступном месте техники и не подлежит замене в процессе эксплуатации. Указано, что если в технической документации и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более трех лет.

На основании вышеизложенного Минфин сообщает, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме дают пояснения по установлению даты выпуска в отношении объектов движимого имущества, изготовленных собственными силами. Сообщается, что дата выпуска такого имущества определяется датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основного средства.

* * *

Льгота по налогу на имущество учреждения в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года в качестве основного средства, с 1 января 2018 года устанавливается законами субъектов РФ. Исходя из уже принятых региональных законов, не все субъекты сохраняют льготу.

Скорей всего, это связано с тем, что не каждый регион может себе позволить отказаться от дополнительных поступлений в бюджет, ведь налог на имущество учреждения является региональным налогом, следовательно, собранная сумма налога увеличивает доход соответствующего бюджета субъекта РФ.

В случае неосвобождения указанного имущества от налогообложения субъект РФ определяет по нему пониженную налоговую ставку, которая не должна превышать 1,1 %.

Если решение об установлении налоговой льготы по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 2013 года, не принято в субъекте РФ, в 2018 году по данному имуществу применяется предельная налоговая ставка в размере 1,1 %.

Помимо названной льготы, регионы могут вводить дополнительные льготы, например, в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

В случае применения такой дополнительной льготы стоит отметить, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Если же движимое имущество учреждения изготовлено собственными силами, то его датой выпуска признается дата постановки объекта на бухгалтерский учет в качестве основного средства. 

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2018 год

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *