Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения

Информация о материале 08 сентября 2020 Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту - есть полезные разъяснения

Специалисты финансового ведомства рассмотрели очередную порцию вопросов по теме осуществления внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. № 02-02-05/67647, Письмо Минфина России от 28 июля 2020 г. № 02-02-05/66143):

  • Передача полномочий по осуществлению ВФА: как оформить отказ от их принятия?
  • Бюджетный кодекс РФ и Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита:
  • В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их – закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.
  • Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.

Минфин России отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий.

При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено.

Нужно ли составлять план аудиторских мероприятий и проводить эти мероприятия при упрощенном ВФА?

При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА.

Вместе с тем, согласно положениям Стандарта «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:

  • структурное подразделение ВФА не создается,
  • аудиторские мероприятия не проводятся,
  • план проведения аудиторских мероприятий не создается и не утверждается;
  • программы аудиторских мероприятий не утверждаются,
  • эксперты и/или работники органа/учреждения к выполнению аудиторских мероприятий не привлекаются,
  • подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности руководителя органа/ учреждения по самостоятельному проведению ВФА не осуществляется.

Можно ли к осуществлению ВФА привлекать работников ревизионного отдела?

В структуре органов власти и органов местного самоуправления, как правило, есть подразделения, осуществляющие ведомственный контроль, – ревизионные (контрольные) отделы или управления. Насколько правомерным будет привлечение сотрудников этих структурных подразделений к осуществлению ВФА?

Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии положениями Бюджетного кодекса РФ, в то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя в отношении подведомственных учреждений) регулируются Законами № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях», № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.

При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», в том числе принцип функциональной независимости.

Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить.

Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, – только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА.

Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.

Как проводить ВФА, если полномочия по учету и отчетности переданы централизованной бухгалтерии?

Ведение бюджетного учета и формирование отчетности – это лишь одно из бюджетных полномочий. Внутренний финаудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

Напомним, одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Поэтому орган или казенное учреждение, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация:

  • о надежности внутреннего финансового контроля;
  • о наличии или отсутствии фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.

Эта информация будет собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам:

  • правильности составления первичных учетных документов и своевременности передачи их в ЦБ;
  • инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;
  • передачи в ЦБ информации/ документов/ сведений, необходимых для обеспечения полноты и нейтральности данных Пояснительной записки (ф. 0503160).

При этом орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий.

Кто должен подписывать реестр бюджетных рисков?

Одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации.

Для этого в соответствии со Стандартом «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков.

Помимо прочего он содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.

Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется

Источник: http://www.garant.ru/news/1410469/#ixzz6XRS4Jvnb

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности «упрощенца»

Вышли традиционные рекомендации Минфина по годовому аудиту - есть полезные разъяснения

Свиридова Т. В., руководитель аудиторской фирмы, консультант по налогам и сборам, судебный эксперт

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит бухгалтерской отчетности. Применение УСН не освобождает организацию от аудита. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Исчерпывающий список условий, при которых необходимо проводить обязательный аудит, приведен в ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Помимо этого, на сайте www.minfin.ru  содержится полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих (Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2016 г. № ИС-аудит-1).

В отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательный аудит проводится, в частности, в следующих случаях:

  • организация является акционерным обществом;
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн руб.

Как правило, предприятия на «упрощенке» являются субъектами малого бизнеса и, соответственно, имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, показатели в которых укрупнены.

Однако в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.

2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерской учете» организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Таким образом, компаниям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

Читайте также:  Трубная продукция может стать «несырьевой»

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Порядок упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для СМП описан в информационном письме Минфина России от 01.11.2012 № ПЗ-3/2012.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Как указано в ч. 2 ст. 1, ст.ст. 3, 4 Закона № 307-ФЗ, обязательный и инициативный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Исключение предусмотрено только в отношении организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Минфином даны рекомендации по проведению аудита годовой отчетности за 2020 год

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции» (приложение N 2 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 N 56)

  • Отмечено, что данные рекомендации следует использовать с учетом конкретных обстоятельств аудируемого лица и аудиторского задания.
  • Сообщается, что вероятность и масштаб потенциального влияния условий COVID-19 на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица зависят от следующих факторов:
  • — относится ли отрасль осуществления деятельности аудируемого лица к наиболее пострадавшим отраслям экономики;
  • — насколько волатильность на рынках капитала, товарных и валютных рынках влияет на финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица.
  • Определен ряд вопросов, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых, например, оценка руководством способности аудируемого лица продолжать непрерывно деятельность в условиях COVID-19; обесценение нефинансовых активов; простои в использовании объектов основных средств и пр.
  • Аудитору необходимо обеспечить активное взаимодействие с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, с целью понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица.
  • В условиях COVID-19 могут усилиться факторы риска недобросовестных действий, указанные в МСА 240.

Особое значение приобретают кибер-риски. Возрастает количество кибератак на ИТ-системы аудируемых лиц. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Также обращается внимание на возможность повышения рисков ОД/ФТ/ФРОМУ. Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ОД/ФТ.

  1. Перейти в текст документа »
  2. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  3. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 23.12.2020

Поделиться ссылкой:

Новости

Опубликованы рекомендации аудиторским организациям по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции. С данными рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно, чтобы понимать, на что аудиторы будут обращать особое внимание.

Общая тенденция документа одна: аудиторам советуют уделить больше внимания оценке сложившейся ситуации и дополнительным рискам. Минфин указывает, что выходившие в течение года рекомендации не потеряли актуальности, в частности, для оценки влияния пандемии на отчетность надо понять две вещи:

— относится ли организация к пострадавшим (видимо, это понятие нужно трактовать шире, чем перечень официально пострадавших отраслей);

— насколько изменения в экономике влияют на финансовое положение и результаты деятельности конкретной организации (аудируемого лица), в том числе, простои, обесценение активов, неустойки по договорам и т.д.

Напомним, что в июне 2020 года Советом по аудиторской деятельности предложен образец аудиторского заключения в условиях, когда непрерывность деятельности под сомнением (речь идет о модификации мнения аудитора).

Текущие рекомендации аудиторам также описывают возможные сбои в работе внутреннего контроля аудируемого лица, в том числе из-за сокращений штата, ограничений на общение и передвижение, ослабления прямого надзора за работниками аудируемого лица, предоставления ненадлежащих прав доступа к данным и т.д. Аудитору может потребоваться дополнительное время, чтобы оценить риски и сообщить руководству о недостатках системы внутреннего контроля.

Кроме того, в условиях пандемии особое значение приобретают кибер-риски – возрастает количество кибератак, хищений идентификационных данных у работников, работающих удаленно.

ИТ-система может быть подвержена влиянию пандемии: например, если системы сильно зависят от небольшого количества лиц или если существенные ИТ-функции переданы на аутсорсинг, а также в других случаях.

Соответственно, возрастает риск ненадлежащего или несанкционированного доступа к ИТ-системам, в которых хранятся финансовые данные. Аудитору следует, в частности, рассмотреть, какими мерами руководство аудируемого лица снижает данный риск.

Минфин напоминает и про риски недобросовестных действий из-за пандемии. МСА 240 предписывает аудитору определенным образом применять некоторые другие стандарты в условиях недобросовестных действий.

Аудитору может понадобиться привлечь эксперта, провести дополнительные процедуры, разделить риски недобросовестных действий на уровне отчетности и на уровне предпосылок, дополнительно протестировать бухгалтерские записи и их корректировки, относящиеся ко всему отчетному периоду (а не только на его конец).

Также в документе упоминается об усилении рисков по «антиотмывочному» закону 115-ФЗ, в основном, это напоминание общих обязанностей аудитора при проверке. Обращено внимание на сбор аудиторских доказательств, информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление, контроль качества при выполнении аудиторского задания.

Если у вас возникли вопросы – обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону: (4822) 65-64-00.

Вышли традиционные рекомендации минфина по годовому аудиту — есть полезные разъяснения. Методические рекомендации и указания минфина россии Рекомендации минфина

В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

Вход в здание Минфин. Фото ИА «Клерк.Ру»

Обязательный аудит в 2021 году: отмена “обязаловки” для СМП | «Правовест Аудит»

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Читайте также:  Отозвана лицензия у «Межтопэнергобанка»

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

  • Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):
  • строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
  • Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.

Изменилась структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, проведение обязательного аудита

  • акционерных обществ — предписывается п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»
  • в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.

Т.е. бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Таким образом, если компания имеет организационную форму АО, она обязана проводить аудит, даже если относится к субъектам малого предпринимательства и у нее не выполняются критерии для проведения обязательного аудита по доходам (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е.

начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е.

организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Рассчитать стоимость аудита

  1. Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.
  2. И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!
  3. Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:
  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Макрос

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте .

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Не ошибиться в подсчете Чср поможет материал «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

О нововведениях в аудиторском законодательстве, информационное сообщение минфина россии от 18 января 2021 года №ис-аудит-38

Определены направления дальнейшего развития аудиторской деятельности

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации.

  • Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:
  • повышение качества аудиторских услуг;
  • повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
  • укрепление престижа аудиторской профессии.
  • Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:
  • развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);
  • совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);
  • консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);
  • повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);
  • совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);
Читайте также:  Акт приема-передачи документов при смене директора

повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.

Результатом реализации Концепции станет повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов, а следствие ее реализации — повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Принятая Концепция заменяет Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные приказом Минфина России от 29 ноября 2019 г. N1592, обеспечивая преемственность целей, задач и мер совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Уточнен порядок признания международных стандартов аудита

Порядок признания международных стандартов аудита (МСА) подлежащими применению на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 576. С целью совершенствования этого порядка постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2414 в него внесены следующие изменения.

МСА, вводимые в России, могут дополняться особенностями применения на территории Российской Федерации.

Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие на территории Российской Федерации.

В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации, в том числе МСА.

Официальным опубликованием МСА считается первая его публикация на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ранее — в официальном печатном издании, определенном Минфином России, или на его официальном Интернет-сайте). Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2414 вступило в силу 17 января 2021 г.

Рекомендации по аудиту в условиях COVID-19

Совет по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.

одобрил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В документе обобщены основные подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности, рекомендовано:________________

Размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность/Стандарты и правила аудита/Разъяснения и рекомендации»

  1. активно взаимодействовать с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, с целью получения понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица, процесс подготовки и сроки представления им бухгалтерской отчетности;
  2. рассматривать, каким образом условия COVID-19 влияют на оценку риска недобросовестных действий, включая рассмотрение того, присутствуют ли факторы риска совершения недобросовестных действий и возросла ли их значимость, и как это влияет на выявление аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности вследствие недобросовестных действий на уровне этой отчетности и на уровне предпосылок;
  3. рассматривать, внесло ли руководство аудируемого лица изменения в процесс подготовки бухгалтерской отчетности и бизнес-процессы, а также в связанные с ними автоматизированные и общие средства контроля ИТ-систем, имея в виду отсутствие или недостаточность физического доступа к системам и удаленный (дистанционный) режим работы работников;
  4. оценивать надежность аудиторских доказательств.

Особое внимание должно быть обращено на кибер-риски. Это обуславливается тем, что кибер-преступники находят новые способы проведения фишинговых атак, включая для целей хищения идентификационных данных у работников, работающих удаленно.

Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Утвержден новый регламент проверок саморегулируемой организации аудиторов

Приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. N 265н утверждена новая редакция Административного регламента по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ранее — Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н).

  • Основными новациями Административного регламента стали:
  • 1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;
  • 2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;
  • 3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • 4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.

Уточнен порядок аудита отчетности саморегулируемой организации аудиторов

Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.

Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.

Проверки аудиторских организаций Федеральным казначейством в 2021 году

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. аудиторские организации были освобождены от проверок, проводимых Федеральным казначейством в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

В 2021 г. Федеральное казначейство будет осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в обычном порядке.

Основание: постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

N 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Департамент регулирования бухгалтерского учета,финансовой отчетности, аудиторской деятельности,валютной сферы и негосударственных пенсионных фондовМинфина России

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:Официальный сайтМинфина Россииwww.minfin.ru, 18.01.2021

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *