Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налога

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налогаhttps://www.znak.com/2020-06-25/lobbist_progressivnoy_shkaly_ndfl_obyasnil_znak_com_pochemu_putin_vernul_nalog_na_bogatstvo

2020.06.25

В 2001 году во время своего первого президентского срока Владимир Путин отменил в России «налог на богатство», или, говоря профессиональным языком, прогрессивную шкалу подоходного налога. До этого момента чем больше зарабатывал человек, тем выше была ставка его отчислений в бюджет. К примеру, в 2000 году минимальная ставка НДФЛ составляла 12%, максимальная — 40%.

Но Владимир Путин уравнял обязательства и ввел плоскую шкалу налога — одинаковую для всех ставку 13%. Три дня назад, спустя почти 20 лет, президент объявил о возврате к прогрессивной шкале, хотя такой разницы ставок не будет. Объявлено лишь, что налог на доходы свыше 5 млн рублей вырастет с 13% до 15%.

Многие политики и экономисты все эти годы добивались введения в России прогрессивной шкалы подоходного налога, приводя в пример развитые страны, где самые состоятельные граждане платят существенно больше бедных: 37% НДФЛ — в США, 57% в Швеции, 56% — в Японии.

Одним из таких лоббистов был депутат Госдумы Валерий Гартунг, который считает, что одинаковая для всех ставка НДФЛ не только не справедлива, но и губительна для экономики. Журналист Znak.com поговорил с депутатом о причинах и последствиях предстоящих изменений. 

Прогрессивная шкала подоходного налога существовала в России с 1812 года, но в 2001 году Владимир Путин уравнял обязательства бедных и богатых Яромир Романов/Znak.

com

 — Валерий Карлович, Вы несколько лет выступаете за ввод прогрессивной шкалы налога на доходы населения.

И вот Владимир Путин озвучил, что состоятельные граждане, получающие больше 5 млн рублей доходов, будут отчислять государству не 13%, а 15% НДФЛ сверх этой суммы. Это то, чего вы добивались? 

— Отчасти то, чего я добивался. Я рад, что нам (здесь и далее имеется в виду фракция «Справедливая Россия» в Госдуме РФ — прим. ред.) удалось достучаться до президента. Но мне кажется, что надо идти дальше.

Нужно сделать так, чтобы после выплаты подоходного налога люди получали зарплату не меньше прожиточного минимума. Сумму отчислений, которая делает зарплату меньше прожиточного минимума, надо возвращать.

 

— То есть это половинчатое решение? 

— Оно не половинчатое, это первый шаг в данном в направлении. В принципе, прогрессивную шкалу можно сразу сделать огромной — бабахнуть 40%, но тогда убегут все. Я бы к предложению, которое озвучил президент, добавил возврат налога для бедных, о котором сказал выше, а также снизил бы ставку страховых платежей с 30% до 15%, как это сейчас сделано для малого и среднего бизнеса. 

Надо уменьшать нагрузку на фонд оплаты труда, вводя прогрессивную шкалу подоходного налога и снижая ставку страховых платежей. Причем шкалу страховых платежей можно сделать плоской. Сейчас на зарплаты свыше 1,1 млн рублей в год страховая ставка 10%, а до 1,1 млн — 30%. 

— На прошлой неделе в прессу просочились данные, что правительство обсуждает возможность повысить налог для состоятельных граждан. Стало ли для вас неожиданным позавчерашнее заявление президента и озвученные параметры? 

— Да, оно было неожиданным. Мы на днях уже в 14-й раз внесли предложение о вводе прогрессивной шкалы, начиная с доходов больше 24 млн рублей [в год] и увеличения ставки на 2%.

По нашему мнению, потом со 100 млн рублей надо еще 2% налога добавить, и от 250 млн рублей — еще 1%. Таким образом, самые богатые платили бы подоходный налог на 5% больше, чем сейчас,  — то есть 18%.

Люди, которые получают больше 250 млн рублей, — далеко не бедные, таких у нас мало, и они могут себе позволить заплатить такой налог. Возможно, это будет последующим шагом. 

— Почему вы предлагали сумму в 24 млн рублей? 

— 5 млн рублей — это очень большая сумма, если речь идет только о заработной плате. Но если это доход индивидуального предпринимателя, то это уже небольшие деньги. А платить придется сверх 5 млн уже по повышенным ставкам. 

Да, мы предлагали начать с суммы 24 млн рублей. Но учитывая, что по предложению президента ставка увеличится не на 5%, а всего на 2%, то мы считаем, что это приемлемый вариант. 

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налогаВалерий ГартунгНаиль Фаттахов/Znak.com

— Для регионов порог доходов в 5 млн рублей — достаточно высокий, есть оценки, что принятое решение — не столько экономическое, сколько политическое, так как особого экономического эффекта в регионах от него не будет. Как вы считаете? 

— Оно частично экономическое, частично — политическое. Но самое главное — оно справедливое. 

— Не случится ли так, что через какое-то время всех опять уравняют, повысив НДФЛ с 13% до 15%? Значит ли это, что Россия точно отказалась от плоской шкалы налогообложения?

— Место для глупости и ошибок есть всегда, но я надеюсь, что здравый смысл возобладает. Я думаю, что поднимать НДФЛ для людей, которые имеют небольшие доходы, нет смысла, это неправильно. Если будет предложен такой вариант, я буду выступать против, потому что для людей, получающих небольшие доходы, нельзя поднимать НДФЛ.  

— После предложения президента удастся ли хоть как-то сократить разрыв в доходах бедного и богатого населения в России? 

— Разрыв в доходах сократится только в пределах статистической погрешности, к сожалению. Это слишком маленький шаг, нужен целый комплекс шагов. Не надо переоценивать масштабов этого действия. 

Если говорить о справедливости, то ставку страховых платежей надо делать плоской для всех, и тогда можно еще немного поднять ставку по НДФЛ для очень высоких доходов.

При этом освободить от уплаты НДФЛ людей, которые получают зарплату на уровне прожиточного минимума.

Вот когда все три решения будут приняты в комплексе, тогда это отчасти повлияет на ситуацию — богатые будут платить немного больше, а для бедных это станет существенным снижением.

— На ваш взгляд, не будет ли сложностей с тем, чтобы «окрасить» поступившие средства и направить их на лечение детей? 

— Сколько было идей с «окрашиванием» денег, но ни одна не сработала. Фонд национального благосостояния создавался специально для софинансирования пенсионных накоплений граждан, а также для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Но прошло несколько лет — и про это забыли. 

Главное в будущем не менять позицию. Если президент сказал, что приоритет — лечение детей, оплата дорогих операций, то так и должно остаться в будущем.

Конечно, стыдно в стране, где в Фонде национального благосостояния накоплено 12 трлн средств, собирать деньги на лечение детей через интернет. Президент правильно на это отреагировал.

Но важно, чтобы человеческая реакция президента закрепилась в поведении чиновников, не забылась через пару лет.  

— Вы всегда были сторонником прогрессивной шкалы налогообложения? Каковы плюсы и минусы каждого из вариантов? 

— Я всегда был сторонником прогрессивной шкалы налогообложения. Мало того, она же раньше была в России. Я начал заниматься бизнесом в 1989 году, когда мы с супругой открыли кооператив. Сначала мы платили 3%, потом по прогрессивной ставке я и 35% НДФЛ платил.

Я прошел через все изменения налоговой системы и не вижу проблем в том, чтобы состоятельные люди платили налоги по повышенной ставке. Более того, все эти годы, когда была плоская шкала, я тратил деньги на благотворительность. Зачем человеку деньги? Чтобы их тратить.

А куда? Чтобы сделать кого-то счастливым, кому-то помочь. 

В плоской шкале налогообложения я не вижу никаких плюсов. Среди стран «Большой двадцатки» только в России плоская шкала налогообложения. В других странах ставки налогов [для богатых] доходят до 80%. Даже после ввода прогрессивной шкалы по заявлению президента в России останется самая низкая ставка подоходного налога.    

  • Плоская шкала налогообложения даже вредна для нашей экономики. 
  • — Почему? 
  • — Если бы у нас были низкими налоги для бизнеса, эффективная система управления, я бы понял — стране не нужны налоги, поэтому они невысокие у всех и ставка НДФЛ у всех одинаковая — 13%. 

Но в реальности у нас бизнес платит сумасшедшие налоги. Чтобы заплатить рабочему 1 рубль зарплаты, ты должен еще 65 копеек бюджету отдать в виде налогов как минимум.

При этом если ты себе забираешь деньги, ты платишь с 1 рубля всего 33 копейки налогов — то есть 33%: 13% НДФЛ плюс 20% налог на прибыль. И это ненормально.

Должно быть наоборот: если ты себе берешь, то платишь 65%, а если рабочему даешь — то 33%. 

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налогаЛозунги о повышении НДФЛ для богатых часто звучат на акциях протестаЯромир Романов/Znak.com

Так работает система в Германии. Пока деньги находятся в бизнесе, предприятие мало платит налогов, но как только собственник выводит деньги себе в виде дивидендов, он платит серьезные налоги. Таким образом стимулируется оборот денег в бизнесе. Если ты хочешь на себя любимого деньги потратить — пожалуйста, бери без ограничений, но заплати высокий налог.

Германия — мировой лидер в экспорте с развитой промышленностью. Там развиваются технологичные производства, потому что у бизнеса меньше затрат. У нас же низкие затраты только у сырьевиков. У нас сырьевики и финансисты — в шоколаде. Вот мы экономику построили: труба и сберкасса, которая ее обслуживает! А все остальные нищенствуют.

Это что, нормально? Что это за экономика такая? 

— Почему предложения о вводе прогрессивной шкалы так долго отвергались правящей верхушкой? 

— Да они и сейчас отвергаются.

На самом деле то, что предпринял президент, — это не результат аналитической работы правительства, а результат изучения общественного мнения, так как граждане считают несправедливым отсутствие в стране прогрессивной шкалы подоходного налога. И президент прислушался к населению. А вообще было бы правильно, если бы правительство, анализируя экономическую информацию, принимало взвешенные, экономически выверенные решения. Вот с этим проблема. 

— Когда можно ожидать принятия изменений в Налоговый кодекс РФ? 

— Раз президент об этом сказал, думаю, в ближайшее время мы получим проект, внесенный правительством. Видимо, на следующей неделе или через неделю мы его обсудим.  

— В процессе подготовки могут появиться какие-то детали? Интересно, придется ли платить повышенный налог со всех доходов, не только с зарплаты, но и продажи акций, квартиры, с полученных дивидендов? Возможны ли все-таки исключения? 

Читайте также:  Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

— Вполне возможно, какие-то нюансы будут, потому что доходы люди получают не только в виде заработной платы, но и от продажи имущества, процентов по вкладам, по акциям. Посмотрим, что внесет правительство, и тогда будем обсуждать.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Анонс либеральных реформ с похоронами прогрессивной шкалы? Почему в повестку вернулся вопрос повышения НДФЛ

Новость о готовящемся повышении налога на доход физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15% вбросили в повестку анонимные источники. Первые же комментарии вскрыли реальных заказчиков – реформу практически открыто поддержали представители либерального блока Правительства. С одной стороны, после выборов президента можно забыть об обещаниях неповышения налоговой нагрузки и возобновить обсуждение ставок НДС, введения торговых сборов и других фискальных и нефискальных мер. В конце концов, основной кандидат по традиции дал много предвыборных обещаний (в этот раз они назывались посланием Федеральному собранию), на которые потребуется 1,5% ВВП. С другой – такая непопулярная мера, как повышение НДФЛ, анонсированное до официальных итогов выборов, – слишком откровенно дезавуирует якобы имеющуюся заботу властей о росте доходов граждан и при этом никак не помогает в поиске необходимых казне триллионов.

Рост НДФЛ якобы был среди тем вчерашнего совещания у премьера Дмитрия Медведева. Открывая его, глава кабмина отметил, что система нуждается в «некоторой надстройке», если верить источникам «Ведомостей», элементами надстройки вместе с ростом подоходного налога может стать налоговый маневр 22/22, реинкарнация налога с продаж и отмена ряда льгот по НДС.

Первым тему официально прокомментировал вице-премьер Аркадий Дворкович, он заявил, что «разница в числах небольшая», и в 2% «нет ничего критичного». Интригу подогревает Минфин: в январе 2018 г.

ведомство опровергало предложение повысить подоходный налог, сейчас же оставляет тему без комментариев.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил обсуждение идеи, но решений, по его словам, не принято.

Увеличение ставки вряд ли принципиально скажется на доходах бюджета, однако будет негативно воспринято в обществе, считает директор аналитического департамента ГК «Альпари» Александр Разуваев.

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налога

«Нам идея рассматриваемой новации в целом не нравится. С нашей точки зрения, на законодательном уровне лучше оставить все как есть. Необлагаемый минимум – это очень плохая идея, прекрасный повод зарплатам снова вернуться в тень, просто подарок для теневого сектора экономики.

Увеличение ставки вряд ли принципиально скажется на доходах бюджета, однако будет негативно воспринято в обществе. Говоря простым языком, людей это просто разозлит. С нашей точки зрения, Правительству следует работать над расширением налогооблагаемой базы, выводом экономики из тени. По оценкам Всемирного банка, размер теневого сектора России составляет примерно $300 млрд.

Очень неплохая сумма, с которой при желании можно взять налоги. Для этого нужна лишь политическая воля», – говорит он.

Однако за разговором о повышении ставки НДФЛ экономисты увидели новое оформление старой идеи – введения прогрессивной шкалы налогообложения. Когда вы хотите похоронить какую-нибудь идею, с которой несогласны, вы высказываете ее в предельно маразматической и пугающей общество форме, говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Информаторы «Ведомостей» действовали именно по этой схеме и преподнесли рост НДФЛ для плательщиков с высокими заработками в новой, нелицеприятной для большей части общества обертке. Напомним, реформа ряда налогов обсуждалась в 2017 г. В рамках так называемого «бюджетного маневра» предлагалось, в том числе, повысить ставку НДФЛ до 15-16% для доходов в размере 7-10 млн руб.

в год при параллельном введении необлагаемого минимума. Тогда социальный блок Правительства РФ называл сумму, равную одному МРОТ (7,5 тыс. руб.). Фактически, это движение в сторону прогрессивной шкалы, но вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая сегодня в РЭУ им.

Плеханова, отдельно подчеркнул, что кабмин не рассматривает введение прогрессивной шкалы и практически поддержал рост НДФЛ.

«Обсуждаемая мера – это очень недостаточный, робкий и непоследовательный и половинчатый шаг, но к абсолютно правильному делу – к прогрессивной шкале доходов населения. Сейчас она у нас регрессивная, из-за этого, чем человек беднее, тем больше он платит государству, и мы видим, что многие вынуждены уходить в тень.

Но российские либералы неоднократно заявляли, что они категорически против мировой практики подобного рода и не хотят, чтобы в России она применялась просто потому, что сами не хотят платить налоги.

Сейчас таким методом они хотят похоронить идею прогрессивной шкалы НДЛФ, о которой даже Медведев был вынужден заикаться», – рассказал Накануне.RU Михаил Делягин.

НДФЛ поступает в региональные бюджеты, несмотря на это, Правительство имеет возможность вносить поправки в Налоговый кодекс, касающиеся подоходного налога, без каких-либо консультаций. Однако попытки внести элемент социальной справедливости в сегодняшнюю шкалу приведут к перекосу в доходах регионов.

«Регионы, где живет и работает наибольшее число высокооплачиваемых работников, а это, в первую очередь, столица и регионы-доноры, будут получать больше доходов бюджета. А большая часть регионов-реципиентов, где уровень жизни невысокий и часть населения освободят от подоходного налога, окажется в проигрыше.

Тут стоит задача перераспределения бюджетных средств из регионов, где будет рост поступлений, в другие субъекты, с упавшими доходами.

Отчасти наличие этой проблемы объясняет нежелание бюрократии вводить элементы прогрессивной шкалы, это приводит к тому, что чиновникам придется работать, вносить изменения в бюджетный процесс, а этого никто делать не хочет», – объясняет Накануне.RU известный экономист, профессор Никита Кричевский.

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налога

Стоит отметить, что способ распределения налога не дает потратить дополнительные средства от повышения ставки на здравоохранение (получает средства из госказны и Фонда ОМС) и федеральное финансирование инфраструктуры – то, чего потребовал президент в послании. Другой аргумент – о снижении доходов населения из-за роста налогов, с учетом роста ставки лишь для высокодоходной части плательщиков – тоже не выдерживает критики.

По словам Кричевского, идею введения прогрессивной шкалы в том или ином виде сейчас продавливает президент, и несмотря на попытки сопротивления, которые предпринимает либеральная часть Правительства, уйти от прогрессивной шкалы не получится.

«У нас сегодня не то, чтобы монополия на предоставление экономической информации, но нечто вроде приоритета либеральной прослойки на подачу и интерпретацию экономической информации.

Это попытка выразить свое «фи», облегчить свое бюрократическое положение и ввести общество в заблуждение относительно целей, ради чего все делается.

Похоронить или отсрочить введение прогрессивной шкалы невозможно», – говорит Кричевский.

Правительство вернулось к идее прогрессивного налога

Внеся проект бюджета в Госдуму, правительство заговорило о возможности в будущем введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Но принятие решения, которое обсуждается уже несколько лет, может быть отложено до 2018 года

Российские министры, еще в прошлом году наотрез отвергавшие возможность введения прогрессивной шкалы подоходного налога, сегодня начинают осторожно высказываться в ее пользу.

Так, вице-премьер Ольга Голодец заявила о поддержке перехода к прогрессивному налогу, отметив, «что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов, у нас эта мера просчитана, мы ее сегодня обсуждаем», — приводит ее слова РИА «Новости».

По ее словам, введение такой шкалы позволит освободить от этого налога группы населения с самыми низкими доходами.

Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налога сайт Президента РФ

По утверждениям депутатов Госдумы от партий системной оппозиции, внедрение прогрессивной шкалы подоходного налога повысит доходы бюджета. В правительстве до последнего времени утверждали, что это только затруднит его собираемость и в конечном счете «уведет» зарплаты в «тень».

Нынешняя плоская шкала в 13% была введена в 2001 году. До нее подоходный налог взимался по прогрессивной шкале со ставками от 12% до 60%. В то время многие потрясения, в том числе дефолт 1998 г., связывали со слабой собираемостью налогов.

В минувшую пятницу глава финансового ведомства Антон Силуанов, представляя в Госдуме проект бюджета, сказал, что в нынешних сложных условиях вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц «нецелесообразно», но не исключил, что этот вопрос может быть рассмотрен после 2018 года.

«Мы сами сейчас считаем, что в нынешних особо сложных условиях, когда действительно снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, — сейчас говорить о таком увеличении, изменении порядка налогообложения НДФЛ, наверное, это просто стимулировать к уходу в тень заработной платы», — сказал министр.

Тем не менее глава финансового ведомства сообщил, что Минфин будет готовить предложения по изменению налоговой системы, в том числе по прогрессивной шкале налогообложения к 2018 году. «Делать это надо аккуратно и в рамках единого подхода к изменению налоговой системы. Такие предложения мы будем готовить к 2018 году», — сказал он.

Говоря, что ранее правительство и слышать не хотело о прогрессивном налоге на доходы физлиц, стоит уточнить, что в ноябре прошлого года оно «поставило крест» сразу на двух законопроектах, предлагавших ввести прогрессивную шкалу. Оба были разработаны в «Справедливой России».

Один из них предлагал применять прогрессивную шкалу, начиная с дохода в 24 млн руб. в год. Все, кто не дотягивает до этого уровня, по-прежнему должны были платить налог по ставке в 13%.

Доходы с 24 млн до 100 млн руб. в год предлагалось облагать по ставке в 25%, доходы с 100 млн до 200 млн руб. в год — по ставке в 35%, а с доходов, превышающих 200 млн руб.

, гражданин должен был отдавать в бюджет половину.

Авторы законопроекта обращали внимание на тот факт, что прогрессивная шкала используется в странах Западной Европы. Так, во Франции доходы свыше €1 млн в год облагаются по ставке 75%. В Германии налог на доходы, превышающие €250 тыс. в год, составляет 45%. Высокие ставки подоходного налога действуют в Швеции, Бельгии, Дании и других странах Европы.

Правда, в этих странах высокие ставки налогов сочетаются, с одной стороны, с высоким уровнем социального обслуживания рядовых граждан, с другой — со скромностью поведения официальных лиц.

В Мюнхене можно часто увидеть, как премьер-министр Баварии едет на работу на велосипеде. На этом же устройстве передвигался по Лондону его бывший мэр, а ныне министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон.

Психологи отмечают, что уровень налогов, реально действующий в стране, в целом зависит от степени доверия граждан к власти.

В правительстве полагают, что переход к прогрессивной шкале налогообложения НДФЛ может привести к возобновлению практики занижения реальных сумм заработной платы и появлению «серых» схем.

Читайте также:  Все больше регионов переходят на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости

Если решение о введении прогрессивной шкалы налогообложения и будет принято, то не в угоду оппозиции — для этого будут другие резоны. В 2015 г.

налог на доходы физлиц был основной статьей в доходах консолидированных бюджетов регионов. В частности, в поступлениях в казну Москвы и Санкт-Петербурга доля НДФЛ превышает 40%.

Поэтому гибкость правительства в вопросах налогообложения физлиц, по-видимому, является следствием давления региональных администраций.

По заключению аналитиков компании «ФинЭкспертиза», которые подвергли анализу данные российского казначейства, если для федерального бюджета основной источник — это нефтегазовые доходы, то для региональных бюджетов — это доходы населения. В среднем по стране их вес составил 30,2%. Налог на прибыль организаций имеет меньший вес — 22,6%. На межбюджетные субсидии и трансферты приходится только 18,1%.

Парадоксально, но регионы, которые должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы их жители больше получали, а значит, должны способствовать развитию предпринимательства, в реальности зачастую сами ставят бизнесменам палки в колеса, создавая административные барьеры. Но заинтересованность во введении прогрессивной налоговой шкалы регионы проявляют.

Глава профсоюзных организаций Саратовской области, депутат Облдумы Михаил Ткаченко обратился к коллегам из Госдумы с просьбой принять закон о совершенствовании фискальной политики России. «Надо вводить прогрессивную шкалу налогов — это позволит нам пополнить бюджет», — утверждает он.

Правда, пока о прогрессивной шкале политики говорят лишь как о проекте будущего. В любом случае Минфин прогнозирует уход зарплат в «тень», а это «мы больше всего боимся», говорит Силуанов.

Налог на доходы физлиц. История и дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о повышении ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до 15% на доходы, превышающие 5 млн рублей. История этого налога —  в материале ТАСС.

Прогрессивная шкала в 1990-х годах

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше налога он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс.

При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей — 144 тыс.

540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки — ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе «северные надбавки».

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году — до 10 млн рублей, в 1996 году — до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей.

В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс.

рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) — с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13%, которая действует до сих пор.

При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и др.).

Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и т. д.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению «черных» зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком.

Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите «Группы двадцати» в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века», хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года. 30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменении ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога «оказалась очень удачной».

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: «фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно».

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2020 года повышенную ставку налога на доходы физлиц для граждан с доходами более 5 млн рублей в год — 15% вместо стандартной 13%.

При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

Глава государства подчеркнул, что дополнительные средства от повышения НДФЛ будут направлены на лечение детей с тяжелыми хроническими и орфанными (редкими) заболеваниями.

Соответствующий законопроект правительство РФ внесло в Госдуму 17 сентября 2020 года.

В ходе обсуждения поправок комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил скорректировать перечень доходов, подпадающих под 15%. В частности, прежняя ставка в 13% сохранится для доходов от продажи имущества и долей в нем, страховых выплат, выплат по пенсионному обеспечению и др.

11 ноября 2020 года закон был принят Госдумой, 18 ноября — одобрен Советом Федерации. Ожидается, что поступления от увеличенного НДФЛ должны составить в 2021 году 60 млрд рублей, а к 2023 году достичь 68,5 млрд рублей.

Думские фракции поддержали введение прогрессивной шкалы НДФЛ

Все фракции Государственной Думы поддержали идею ввести в России дифференцированную шкалу подоходного налога.

В «Единой России» введение повышенной ставки НДФЛ назвали оправданным. Во фракции всегда считали, что «плоская шкала — это не навечно», сообщил руководитель ЕР в Госдуме Сергей Неверов.

«Мы всегда говорили о том, что в перспективе возможно введение прогрессивной шкалы подоходного налога»,

отметил Сергей Неверов.

По словам депутата, «если заработная плата выше 2-3 млн рублей, подоходный налог будет чуть выше, чем с плоской шкалы, — это вполне нормально». При этом нужно определить сумму, начиная с которой будет применена повышенная ставка.

Ранее несколько законопроектов о введении прогрессивной шкалы налогообложения вносила фракция ЛДПР, но инициативы не были поддержаны, отметил председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Мы считаем, что прогрессивная шкала — это когда есть ставка 0% для тех, кто получает мало, и есть ставка в разы больше, чем 13%, для тех, кто получает по миллиону в день»,

сказал Ярослав Нилов.

В КПРФ также всегда выступали за прогрессивную шкалу, отметил зампредседателя ЦК партии, первый замглавы Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Афонин. «Богатые должны платить больше», а тех, кто получает минимальную зарплату, необходимо вообще освободить от НДФЛ, подчеркнул в комментарии «Интерфаксу» депутат.

«Это конечно, небольшой шаг, но все же фактически отказ от либеральной догмы, что у нас должна быть плоская шкала. В качестве следующих шагов нужно расширить и ввести еще несколько параметров в зависимости от уровня благосостояния граждан»,

считает Юрий Афонин.

Первый замглавы фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сообщил, что СР всегда выступала за дифференцированную шкалу. Как и Сергей Неверов, депутат указал на необходимость установить сумму, с которой можно ввести увеличенную ставку.

«Вопрос — в том, с какой суммы должна начинаться эта прогрессия. Мы считаем, что прогрессивная шкала, прогрессивный налог должен касаться именно богатых, а не среднего класса, и в тех проектах, которые мы предлагаем, прогрессия начинается с доходов от 2 млн рублей в месяц»,

сказал Михаил Емельянов.

В СР предлагали, в частности, повысить ставку до 15% при ежемесячном доходе в 2 млн рублей и до 25% при сумме выше 10 млн. Если законопроект о прогрессивном НДФЛ поступит в Думу и будет соответствовать инициативам фракции, депутаты от «Справедливой России» его поддержат, добавил Емельянов.

Ранее Forbes со ссылкой на свои источники сообщил, что российское правительство обсуждает возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Отмечалось, что ставка может вырасти с 13 до 15% для граждан, годовой доход который превышает 2-3 млн рублей.

Напомним, Минфин поддержал инициативу депутата Госдумы Олега Быкова об оперативном начислении вычетов по НДФЛ гражданами России. В пандемию, по словам парламентария, для людей особенно важно как можно скорее получить эти средства.

Кроме того, в апреле текущего года депутаты от ЛДПР предложили освободить от НДФЛ граждан с доходом менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Читайте также:  Ст. 61 ТК РФ: вопросы и ответы

Правительство вернулось к обсуждению прогрессивной шкалы НДФЛ

Правительство вернулось к обсуждению введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%.

Вместе с этим обсуждается и повышение НДС (налог на добавленную стоимость). Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства.

Вместе с тем в готовящийся бюджет 2017–2019 годов такая мера, вероятно, не войдет, а будет отложена до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков, говорят собеседники «Известий».

Эксперты полагают, что подобная мера может сильно задеть средний класс, который не успел окончательно сформироваться, из-за одновременного повышения налоговой нагрузки и цен из-за увеличения НДС.

Источники «Известий» подчеркивают, что обсуждение этого вопроса в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет.

Наиболее реалистичная дата запуска обновленного налога, который поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год.

Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены чиновники. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.

— В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами, — поясняет источник «Известий», близкий к Минфину.

Сейчас бюджет на трехлетку входит в активную стадию проработки, и «предложений по балансировке огромное множество, в том числе по НДС и НДФЛ», сообщает другой источник «Известий». 

Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему).

В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц.

В нынешних обсуждениях со ставкой и величиной дохода пока не определились. Один из собеседников «Известий» говорит о том, что один из вариантов — 20%.

Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п.

в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно.

Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.

— За счет того, что доходы субъектов вырастут, можно будет сократить трансферт регионам, — говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в 2017 году (согласно действующему закону о бюджете). При этом трансферты получают практически все субъекты (71 из 85).

Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в июле сообщала, что Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%.

Такую меру ведомству удалось бы реализовать безболезненно для регионов, если увеличить их доходы за счет роста налоговых поступлений. В России, свидетельствуют данные Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг более 100% доходов.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит бюджетов регионов России в текущем году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может вырасти до 2,4 трлн рублей.

Однако при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом, а также не допустить ухода налогоплательщиков в тень.

— В принципе, у нас давно назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, чтобы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и добавляет, что важно, каким образом будет реализовано это решение. — Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша.

Как полагает эксперт, чтобы повышение НДФЛ было эффективным с точки зрения бюджета, его нужно распространить на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. В целом Минфину, уверена она, необходимо тщательнее искать баланс.

  • — Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, то есть снижать располагаемый доход, а другой рукой повышать НДС, то есть располагаемый доход снизится еще сильнее, потому что цены вырастут, — предостерегает она.
  • Минфин не ответил на запрос «Известий».
  • Росфинмониторинг отказался от создания госреестра бенефициаров
  • ФАС запретила ритейлерам публично прогнозировать ситуацию с ценами

Депутаты-коммунисты во главе с Г.А. Зюгановым внесли в Госдуму законопроект о прогрессивной шкале налогообложения для физлиц

По замыслу коммунистов, ежемесячный доход до 400 тыс. руб. (до 4,8 млн. руб. в год) будет облагаться налогом по ставке 13%. Налог с ежемесячных доходов от 400 тыс. руб. до 1 млн руб. (от 4,8 до 12 млн. в год) — по ставке 30%. Налог на ежемесячный доход свыше 1 млн руб. (свыше 12 млн. руб. в год) составит 50%.

Предполагается, что закон вступит в силу с начала отчетного налогового периода, следующего за периодом, в котором официально опубликован закон.

В пояснительной записке депутаты-коммунисты перечисляют различные исторические примеры внедрения прогрессивного налогообложения, которое, по словам авторов, «вошло в практику в результате классовой борьбы, благодаря давлению рабочего класса и аграриев».

Разработчики также приводят примерные расчеты экономического эффекта от возможного принятия поправок. В этом случае, по их мнению, доходы бюджета увеличатся до почти 4 трлн рублей, то есть в 1,7 раза.

При этом не изменится уплата НДФЛ гражданами, получающими до 400 тыс. руб., то есть «средний класс» и бедные не пострадают.

В то же время сверхбогатые будут облагаться повышенным налогом, что сопоставит их реальный доход с производительностью труда.

  • «Принятие закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы и в общем целом не понижать жизненный уровень населения страны», — заключают коммунисты.
  • Сейчас для налогообложения большинства видов доходов физлиц установлена единая ставка НДФЛ в размере 13%.
  • * * *
  • Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
  • Прогрессивное налогообложение вошло в практику в результате классовой борьбы, благодаря давлению рабочего класса и аграриев.

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании премьер-министром Уильямом Питтом  в декабре 1798 года. Оно начиналась с 2 пенсов за фунт (1/120) на доходы размером более 60 фунтов и увеличивалось до максимального значения 2 шиллинга  за фунт (1/10) на доходы размером более 200 фунтов.

Значительно позднее, 14 июля 1893 года в Пруссии  была проведена реформа налогообложения (также называемая «Реформа Микеля» по имени тогдашнего министра финансов Иоганна Микеля). Новый прогрессивный подоходный налог начинался с 0,62 % (для годового дохода 900 — 1050 марок) и увеличивался до 4% (для годового дохода более 100 000 марок)[3].

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода.

К началу ХХ века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки  прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года.

Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие.

В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге».

Сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае.

Действующая в настоящее время в России плоская шкала налога на доходы физических лиц не соответствует потребностям экономического и социального развития России. Известно, что одним из основных принципов налогообложения является способность к уплате налога, а размер дохода, получаемого налогоплательщиком, характеризует его возможность платить определённый уровень налога.

Установленная для всех налогоплательщиков единая ставка налога не отвечает требованиям данного принципа, так как не позволяет взимать со сверхвысоких доходов налог по более высокой ставке с целью его дальнейшего перераспределения. В этой связи налог на доходы физических лиц свою распределительную функцию выполняет не в полном объёме.

Вносимая шкала ставок налогообложения доходов физических лиц

Сумма месячного дохода Процент налога
до 400 000 руб. 13%
от 400 000 рублей до 1 000 000 рублей 13%-30%
доход свыше 1 000 000 рублей 50%

Примерный расчёт экономического эффекта при использовании предлагаемой шкалы налогообложения доходов с использованием данных Федеральной службы государственной статистики, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономического развития, негосударственных статистических источников (РБК, Росбалт и другие деловые издания) свидетельствует, что доходы бюджета увеличатся до 3 972,9 млрд. руб., то есть в 1,7 раза. Не изменится уплата НДФЛ гражданами, получающими в месяц до 400 000 тыс. руб., то есть «средний класс» и бедные не пострадают. Сверхбольшие доходы будут облагаться повышенным налогом, что сопоставит их реальный доход с производительностью труда.

Принятие настоящего закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы и в общем целом не понижать жизненный уровень населения страны.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *