Дзен нн: зарплата в конвертах, рост налогов с 2019 г. и др.

Дзен НН: зарплата в конвертах, рост налогов с 2019 г. и др.На сегодняшний день средний доход налоговиков по регионам не превышает 30 000 руб., в Москве средний оклад сотрудников структур по сбору налогов составляет 80 000 руб. Однако текучесть молодых кадров в этой сфере очень высокая. Это связано с тем, что молодежь не заинтересована в трудоустройстве в ФНС из-за высокой нагрузки и небольшого оклада на начальном этапе работы. Начинающий сотрудник в регионах может рассчитывать на заработную плату около 12 000 рублей.

К сотрудникам налоговой инспекции предъявляются высокие профессиональные требования, так как работа связана с высокой ответственностью и требует от человека проявления высоких моральных качеств.

От качества работы ФНС зависит и наполнение бюджета, что положительно сказывается на благосостоянии работников всех отраслей.

Поэтому увеличение заработной платы сотрудникам НС в 2021 году вполне ожидаемо.

Зарплата налоговикам в 2021: новости

В 2021 году запланировано повышение зарплаты всем сотрудникам государственных учреждений. Работники, задействованные в Федеральной налоговой службе, также попали в эту категорию. Начиная с 2017 года, смена кадров в налоговой сфере увеличилась до 40 000 сотрудников в год.

Это указывает на то, что загруженность специалистов этой сферы и условия труда для молодых специалистов не сопоставимы с уровнем заработной платы. По заявлению Антона Силуанова, первого зама Правительства и главы Минфина, уменьшение значимости работы региональных специалистов ФНС негативно сказывается на развитии отрасли в целом.

Поэтому кроме плановой индексации заработной платы необходимо принимать дополнительные меры, стимулирующие налоговиков без опыта работы трудоустраиваться в налоговую службу. Информации о том, будет ли повышение зарплаты квалифицированным кадрам налоговой службы кардинальным, пока нет.

Возможно, в текущем году пройдет только индексация потерь от роста инфляции, но официальных заявлений правительства по этому вопросу пока не было.

Как будет проводиться индексация заработной платы работникам ФНС в 2021 году

В текущем году повышение ежемесячного оклада специалистам Федеральной налоговой службы будет проходить в два этапа:

  • первый этап индексации запланирован на 1-2 квартал текущего года;
  • второй – на 4-й квартал.

В целом в 2021 году прирост к окладу составит 10%. Бюджетных средств недостаточно для проведения масштабной региональной индексации, поэтому прирост к заработной плате налоговиков будет происходить постепенно в виде ежемесячной надбавки. Перерасчет предположительно перекроет растущую инфляцию, а надбавка к заработной плате будет начисляться в формате определенных льгот.

Повышение зарплаты судей и сотрудникам суда

Размер преференции будет начисляться исходя из класса занимаемого чина, а он зависит от:

  • стажа;
  • занимаемой должности;
  • текущая квалификация.

Обязательным пунктом отмечено увеличение оклада молодых специалистов, направленное на привлечение новых квалифицированных кадров.

По словам Силуанова, на повышение престижности профессии налогового инспектора в государственном бюджете заложено 380 млрд. рублей.

Согласно официальным источникам Минэкономразвития, в результате двухэтапной индексации средний оклад налоговика поднимется до 130 000 рублей.

Дзен НН: зарплата в конвертах, рост налогов с 2019 г. и др.Средняя зарплата специалиста будет складываться из трех величин:

  1. Непосредственно установленная ставка дохода – в районе 42 000 рублей.
  2. Надбавка к заработной плате.
  3. Премия.

По мнению аппарата чиновников, двух этапов повышения зарплаты будет достаточно, чтобы вернуть ФНС былую репутацию и престижность, а также сможет приостановить перевод кадров в другие подразделения.

Размеры заработной платы налоговиков: перспективы

Последний раз повышение заработной платы служащим ФНС проводилось в 2006 году, а законопроекты о проведении индексации были заморожены и не рассматривались более 2 лет.

Периодически в СМИ появлялась информации о сокращении штата налоговых служб как единственной мере по повышению суммы оклада федерального специалиста.

Поэтому для сохранения рабочих мест и эффективной работы необходимо как минимум систематически проводить перерасчет зарплаты с учетом уровня инфляции.

По последней информации, в текущем году стоит рассчитывать на увеличение зарплат не более 10%.

Однако сотрудники налоговой отрасли не согласны с таким решением, так как в 2021 году прогнозируется увеличение уровня обесценивания национальной валюты с 5,5% до 12%.

Эффективность перерасчета доходов будет отмечаться только в том случае, если ее поднять на 30%. Соответствующий законопроект уже подан на рассмотрение в Госдуму, но гарантий, что он будет рассмотрен и принят, нет.

Будет ли повышение зарплата в ОАО «РЖД»

Государственный бюджет на 2021 год ограничен, поэтому нет никаких гарантий, что принятая программа индексации зарплат налоговиков в течение года будет реализована в полной мере. Возможно, один из этапов программы будет заморожен и перенесен на 2021 год.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию корпоративного юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Больше налогов, хороших и разных! Новый налог от зарплаты хотят ввести в России

Дзен НН: зарплата в конвертах, рост налогов с 2019 г. и др.

Плодовитость нашей власти в вопросах введения новых налогов, сборов, штрафов и других поборов просто завораживает. Чуть ли каждый день появляются новости о том, что наши чиновники придумали какой-то новый побор. Несмотря на обещания не повышать налоги в стране в течение 5 лет, наши законотворцы в условиях экономического кризиса не устают придумывать различные способы, как обобрать народ и бизнес.

И вот на днях появилась еще одна новость.

В связи с тем, что в России растет число безработных, представители «Единой России» решили проработать возможность введения нового налога в целях финансирования помощи этой категории граждан.

То есть проще сказать, наши власти задумали сбросить с себя еще один балласт – помощь безработным гражданам. Платить пособия им теперь будут за счет взносов с работающих россиян.

Медведев поручил все «обсчитать»

Ввести в России систему страхования занятости, в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, депутаты «Единой России» предложили еще летом, когда в России стремительно выросло число безработных. Но тогда инициатива не нашла поддержки. Новый глава Минтруда Антон Котяков раскритиковал эту идею, и напомнил, что такой же налог, который уже некогда существовал в России, однажды уже убрали, чтобы снизить нагрузку на бизнес.

Но чем хуже ситуация в экономике страны, тем чаще российские власти возвращаются к идее введения новых налогов.

По данным Минтруда, с марта 2020 года официальная численность безработных увеличилась на 1,3 млн. человек и составила почти 5 миллионов.

Видимо эта неутешительная статистика, а так же коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру, вернул в кулуары власти разговоры о введении налога на страхование занятости.

К этому вопросу теперь подключился сам замглавы СовБеза РФ Дмитрий Медведев. Во вторник, 24 ноября, на онлайн-совещании по вопросам совершенствования социально-трудового законодательства он снова вспомнил об этой инициативе и поручил членам правительства все «обсчитать».

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — сказал он.

По словам Медведева, тема эта «сложная и не всегда привлекательная для работодателей». Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах».

Возврат в 90-е?

Напомню, что система страхования занятости в нашей стране не нова. С 1991 по 2001 год она уже действовала в России. В России существовал Государственный фонд занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с заработных плат работников. В 1992 действовала налоговая ставка 1%, в 1993-96 годах — 2%, в 1996-2001 годах — 1,5%. Из ГФЗН выплачивались пособия по безработице.

От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели.

С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Сколько уже можно?

По действующему законодательству в настоящее время работодатели отчисляют за своих сотрудников взносы в ПФР, в фонд ОМС и ФСС. Общий процент взносов составляет 30%. Каждый работник кроме этого платит 13% НДФЛ.

И на такие, далеко немаленькие, взносы еще хотят накинуть налог на страхование занятости. Не трудно представить, к чему приведет увеличение налогового бремени на работодателей. Об этом мягко намекал и сам глава Минтруда Антон Котяков, говоря, что «нечестных схем в трудовых отношениях» будет больше.

То есть, говоря простым языком, зарплаты «в конвертах» будут расти. Хотя они уже и так, по оценкам главы Совета Федерации Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России.

А серые зарплаты означают уменьшение налогов, дефицит бюджета, снижение пенсий, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.

Вся логика введения подобных поборов выглядит, на мой взгляд, ущербно.

Вместо того, чтобы развивать экономику, строить новые предприятия, возрождать сельское хозяйство, создавая новые рабочие места, наши власти опять решили заняться незамысловатым делом.

Тупо отнять деньги у нашего и так уже еле дышащего бизнеса, чтобы отдать эти деньги безработным. Ну и про себя, любимых, конечно, не забудут, оттяпают между делом лакомый кусочек от всего этого. Вот и вся социальная политика в нашей стране.

  • Хочется спросить наших власть имущих — сколько уже можно?
  • Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
  • Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
  • Любая оценка для меня важна!
Читайте также:  Какие налоги платить в фонды в 2018 году - таблица

https://www.youtube.com/embed/pwc4sIM4CNU

Россиянам придется раскошелиться: эксперт о новом этапе повышения налогов

Пандемия коронавируса привела к тому, что доходы бюджета России значительно снизились. Из-за этого властям придется повышать налоги, предупредила экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец.

В прошлом году федеральная казна потеряла 34% нефтегазовых сборов, или 2,7 трлн рублей. В номинальном выражении доходы бюджета от данной сферы экономики сейчас находятся на уровень 2017 года, а в относительном – меньше 5% внутреннего валового продукта (ВВП).

Если сравнивать с 2019 годом, то сырьевая рента принесла в бюджет около 7% ВВП, а 2018 году – больше 8% ВВП, в нулевые этот показатель доходил до 10% ВВП.

Доля нефтегаза в общих доходах также показала рекордные отрицательные значения – 28%. Недобор углеводородной ренты государству пришлось компенсировать путем увеличения ненефтегазовых доходов, а они, вопреки рецессии выросли на 1,224 трлн рублей, до 13,487 трлн.

Донец также отметила, что доля налогов и сборов в структуре ВВП упала почти до исторических минимумов.

«В этой обстановке власти будут повышать налоговую нагрузку для населения, это очевидно», – сказала эксперт.

В конце 2020 года министр финансов Антон Силуанов сказал, что правительство не собирается идти на такой шаг. Объяснил он это тем, что налоги и так частично были повышены. Однако Донец предупреждает, что подобные обещания уже были озвучены ранее, но это не остановило власти.

Так, в 2018 году власти провели пенсионную реформу, чтобы сэкономить на ежегодном трансферте в Пенсионном фонде. С 2019 года до 20% был повышен налог на добавленную стоимость (НДС) ради финансирования «майских указов» Владимира Путина стоимостью 25 трлн рублей.

А в 2020 году Россия и вовсе побила все рекорды, повысив налог в условиях экономического кризиса – на такой шаг не пошла ни одна страна в период пандемии. Напомним, что была введена прогрессивная шкала НДФЛ (налог для физических лиц): если человек получает более 5 млн рублей в год, то он платит 15%, а не 13%.

Также был введен налог на доход с банковских вкладов. В 3,5 раза повышается НДПИ для металлургов и производителей удобрений, на 20% – акциз на сигареты. Таким образом бюджет страны пополнится дополнительными 2 трлн рублей за три года.

Серебро дороже золота: как можно заработать на драгметаллах?

По прогнозам Донец, налоги повысят во многих секторах экономики, не только в нефтегазовом.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Дзен НН: зарплата в конвертах, рост налогов с 2019 г. и др.

Полина ТрояноваКорреспондент

Источник: Bankiros.ru 13 884 просмотра

Почему в России все еще выплачивают зарплату в конвертах — МК Нижний Новгород

Более 160 млн рублей дополнительно поступило в бюджет Нижегородской области благодаря работе комиссий по легализации заработной платы во втором квартале 2019 года. Более чем из полутора тысяч работодателей, приглашенных на эти комиссии, 61 процент повысил заработную плату своим работникам – в среднем почти на треть.

Но чем обусловлена эффективность этого механизма? Отсутствием других, более нормальных механизмов.

Мы видим, что у значительной части бизнеса и работников существует огромный стимул выводить зарплату в тень, делать ее недоступной статистическому учету. Предприниматели не платят соответственно 26 процентов на страховые взносы, а работники – 13 процентов НДФЛ.

Государство, конечно, пытается с этим бороться. Но выясняется, что у него нет для этого других рычагов, кроме административного давления и угроз: «Мы отлично понимаем, что у вас рыльце в пушку, что вы законы нарушаете, что платите часть зарплаты в конверте, а по ведомости показываете минимальную зарплату в 10–12 тысяч. Мы вас выведем на чистую воду».

Бизнес не может себе позволить ссориться с властью слишком сильно и вынужден идти на уступки, когда предпринимателей собирают и начинают вот так давить. (А чаще к ним приходят и говорят: «Не будете платить нормальную зарплату – мы вас накажем, причем, возможно, не по закону, просто найдем повод, а суд нас поддержит, и вы понесете урон».)

Это просто ручное административное управление, которым власть пытается компенсировать отсутствие нормальных экономических стимулов. И в значительной степени это дает результат.

Предприниматели уступают давлению госорганов и повышают зарплату – хотя бы до такого уровня, чтобы от них отвязались. Нет, речь не идет о том, что они всю зарплату будут платить легально и откажутся от выплат в конвертах.

Изменения будут иметь разумные масштабы, предпринимателям главное – не раздражать контролирующие органы, не привлекать внимания Рострудинспекции: и волки сыты, и овцы целы.

И такую картину мы видим уже не первый год.

К сожалению, у государства пока не находится более действенного механизма выведения денежных потоков на свет. Слишком велик стимул их утаивать. Тем более что в малом и микробизнесе возможности для этого больше, чем в крупном.

Многие работники также считают выгодным для себя получать зарплату в конверте, хотя во многом это иллюзия.

Потому что если они получают зарплату в конверте, у них нет никаких пенсионных накоплений, и когда они выйдут на пенсию, они об этом вспомнят.

Но большинство людей об этом не думают, отчасти потому, что не верят в то, что когда они выйдут на пенсию, государство о них всерьез позаботится.

А что происходит с пенсионными делами, вы знаете – правила игры постоянно пересматриваются, в этом году правила начисления пенсий снова изменились. Все это страшно подрывает веру граждан в то, что государство выполнит свои пенсионные обязательства. (Я уже не говорю о повышении пенсионного возраста, которое еще больше подорвало это доверие.)

Что касается тех 39 процентов работодателей, которые не поддались давлению комиссий по легализации заработной платы, то они или не боятся мер, которые к ним могут быть применены, или у них просто нет выхода – иногда показать реальные зарплаты означает для бизнеса потерять прибыли, достаточные для выживания. И две эти группы причин могут действовать одновременно. Для воздействия на таких предпринимателей требуются еще более серьезные угрозы, еще более сильное давление. Но если эти угрозы будут осуществлены, часть работодателей просто уйдет с рынка.

Конечно, комиссии по легализации зарплат продолжат свою работу, которая имеет и позитивные последствия в виде роста поступлений в бюджет. Но они не устраняют причин, которые подталкивают к выплате зарплаты в конверте. А давление, оказываемое при этом, ставит очень многих предпринимателей в очень сложное положение.

Александр Мазин, доктор экономических наук

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №40 от 25 сентября 2019

Заголовок в газете: В отсутствие нормальных механизмов

Медведев поддержал новый налог на зарплаты. К чему готовиться россиянам

В России может появиться новый налог на зарплатные выплаты бизнеса. За его счет будут финансировать пособия безработным, число которых в стране за год выросло почти на четверть и достигло 4,3 млн человек. Как это может быть устроено и к чему приведет?

Медведев призвал все «обсчитать»

Вернуться к системе «страхования занятости», в рамках которой пособия по безработице платятся за счет взносов с работодателей, еще летом предложили депутаты «Единой России». 24 ноября эту идею поддержал и поручил «обсчитать» председатель партии, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев.

Он признал, что «тема сложная, действительно, не всегда привлекательная для работодателей» (цитата по ТАСС). Однако «это все-таки цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах», подчеркнул Медведев.

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — сказал он.

По словам Медведева, новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса.

Назад, в 90-е

Страховая система помощи безработным действовала в России с 1991 по 2001 год. Пособия выплачивались из Государственного фонда занятости населения (ГФЗН), который наполнялся взносами с зарплат: в 1992 это было 1%, в 1993-96 годах — 2%, в 1996-2001 годах — 1,5%.

От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели. С 1996 года фонд начал испытывать трудности, а после дефолта 1998 года перестал справляться с выплатами и спустя три года был ликвидирован. Отчисления на пособия включили в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 года.

Читайте также:  Не облагаемые НДС расходы подрядчика не помешают зачесть налог заказчику СМР

Совсем не забытое старое

Вновь эта тема появилась на повестке дня в 2017 году. Тогда с идеей вернуться к прежней системе выступил занимавший тогда пост главы Минтруда Максим Топилин. По его задумке, размер взноса мог бы составить 1% с каждой зарплаты. Идея Топилина быстро утонула, поскольку казалась радикальной, а экономическая ситуация в стране была пусть не очень хорошей, но стабильной.

Однако коронавирусный кризис, проевший в бюджетной системе дыру размером 6,6 триллиона рублей, вернул эту историю к жизни. В августе 2021 года первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил, что страхование занятости повысит финансовую нагрузку на работодателей, но может принести им и очевидные выгоды.

Ведь работодатель при увольнении персонала несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать бывших работников, потом начислить им выходное пособие. А в случае введения страхования занятости эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, заявил Исаев. И компании хорошо, и уволенному тоже – не нужно бегать за бывшим боссом и вытрясать из него деньги.

Однако против такого подхода выступили в правительстве. Глава Минтруда Антон Котяков, выступая на совещании единороссов, новацию раскритиковал. Страховую систему «убрали для снижения административной нагрузки на бизнес», напомнил он.

«Ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей. Если у бизнеса не будет стимула к открытому порядочному диалогу, и мы не создадим рычага контроля и стимулирования работодателей, то могут появиться неправедные и нечестные схемы в трудовых отношениях», — заявил тогда Котяков.

Больше налогов, хороших и разных

Несмотря на обещания не менять налоговый режим в стране в течение пяти лет, власти в условиях жесткого экономического кризиса стараются денег с бизнеса и граждан то тут, то там урвать. То налог на проценты по депозитам введут, то поднимут ставку НДФЛ на большие зарплаты.

И вот красивое выражение «страхование занятости». А по сути – обычный налог на бизнес. Который и так уже отчисляет за сотрудников взносы в пенсионный фонд, в фонд ОМС и соцстрахования. Ну и НДФЛ, конечно, платит. А тут еще один процент хотят накинуть – на безработных.

И это с учетом того, что значительная часть российских предпринимателей и так еле дышат в условиях эпидемии, а вскоре могут перестать дышать вовсе.

Очевидно, что введение такого налога приведет к появлению, как это мягко назвал министр Котяков, «нечестных схем в трудовых отношениях». А говоря простым языком – начнут быстро расти выплаты зарплат «в конвертах».

Хотя они уже и так, по оценкам главы Совфеда Татьяны Матвиенко, составляют 30-40% от всего фонда оплаты труда в России.

А серые зарплаты – это значит меньше налогов, ниже пенсии, незащищенность работающих и все прочие прелести теневой экономики.

Да и стратегически логика поборников нового налога выглядит ущербно.

Вместо того чтобы развивать рынок труда, создавать новые рабочие места, переобучать людей, помогать им с переездом на новое место жительства, где есть работа, российские власти хотят просто и тупо собрать денег на пособия безработным.

Почему так? Есть нехорошее ощущение, что больше они просто ничего не умеют делать. Денег отняли, денег раздали. Но отняли больше. Вот и вся социальная политика.

Хочешь понять, что происходит на самом деле?

Читай Телеграм канал и Яндекс. Дзен канал «Ясно Понятно».

Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике.

Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.

Власти вводят новый налог на зарплаты россиян | Капитал страны

25 Ноября 2020 8715 0 Экономика

Российские власти нашли способ помочь миллионам безработных, которые лишились рабочих мест из-за отказа самих властей оказать финансовую помощь экономике и населению. Но помогать безработным будет не правительство, у которого есть резервы в 9 трлн руб., а работающие россияне. На них предполагается возложить еще один налог под благовидным названием – «страхование занятости».

Россиян «обсчитают» новым побором

  • Проработать введение нового налога на зарплаты россиян поручил замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев, о котором граждане начали забывать. На встрече с партией «Единая Россия», в которой он занимает пост председателя, бывший премьер распорядился «обсчитать» новый налог, чтобы у России был «цивилизованный путь» решения вопроса безработицы.
  • Дело в том, что только по официальным данным безработица из-за действий властей выросла на 1,2 млн человек. В действительности число безработных гораздо больше – более 6 млн человек. Глава правительства Михаил Мишустин предлагает сделать их всех «самозанятыми» и избавить государство от необходимости социальных выплат. Медведев же выступил с более «цивилизованным» вариантом – ввести «страхование занятости» и собирать деньги на безработных с работающих россиян.
  • При этом Медведев признал, что «тема сложная» и «не всегда привлекательная для работодателей». Поэтому он поручил «это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы». Также Медведев призвал сделать идею «привлекательной» для бизнеса, «поговорив» с коллегами, которые «представляют работодателей».
  • Россия отказалась от страхования занятости в 2001 году. В течение десяти лет в стране работал Государственный фонд занятости населения, куда поступали взносы с зарплат – в разное время от 1% до 1,5%. Вместе с тем силовики, РПЦ и индивидуальные предприниматели не платили взносы. Фонд уже на пятом году существования перестал сводить концы с концами, а после дефолта в 1998 году окончательно загнулся. До 2010 года с россиян брали «страховку», включив ее в единый социальный налог.
  • Чем хуже становится ситуация в экономике, тем чаще российские власти возвращаются к идее налога. Впервые ее озвучил в 2017 году бывший министр труда Максим Топилин. Он предложил увеличить пакет социальных взносов на 1% – до 31% с зарплаты. Таким образом, учитывая отчисления в Пенсионный фонд, Обязательное медицинское страхование, Фонд соцстрахования и подоходный налог в 13% россияне отдавали бы 44% зарплаты государству.
  • «Единая Россия» вспомнила об инициативе в августе. И хотя она не нашла одобрения нового министра труда Антона Котякова, который позаботился об интересах – нет, не россиян, а бизнеса, всем известная партия продолжает продавливать новый налог на россиян и уже заручилась поддержкой выпавшего из политики Медведева. Впрочем, для Медведева это очень плохой способ вернуться в публичную политику.

Ваш комментарий успешно отправлен на модерацию и вскоре будет опубликован в случае отсутствия нарушений правил комментирования.

Благодарим за Ваше мнение.

При отправке произошла ошибка.

Попробуйте повторить позднее.

Триллионы в конвертах: в России растет теневой сектор

ФНС России обнаружила несоответствие расходов и доходов россиян. Об этом было заявлено во вторник, 8 октября, в Саратове на совещании ведомства, посвященном реализации федеральной программы по легализации теневой заработной платы. Итоги его обнародованы на официальном сайте ведомства.

«Данные Росстата и ФНС России отражают серьезное превышение расходов над доходами граждан, даже при учете фактора закредитованности населения. Так, в Республике Татарстан оно составило 44,8%, или 458 миллиардов рублей в 2017 году, а в Саратовской области — 31,5%, или 141 миллиард рублей», — сообщила замглавы ведомства Светлана Бондарчук.

Этим грешат и большие и малые

По ее словам, в большинстве регионов работают комиссии по легализации налоговой базы по НДФЛ.

«Но тем не менее обеление экономики идет медленными темпами», — подчеркнула Бондарчук.

По ее словам, проблема «серых» зарплат актуальна для всех регионов России. При этом темпы поступления в бюджет НДФЛ и страховых взносов, или «зарплатных платежей», существенно отстают от темпов поступления остальных налогов, а уровень официальной зарплаты на предприятиях часто оказывается ниже МРОТ — минимального размера оплаты труда. Сейчас МРОТ составляет 11 280 рублей в месяц.

Более того, зарплаты, как часто бывает, ниже прожиточного минимума, устанавливаемого органами власти субъектов, отметила замглавы ФНС.

В налоговой службе предупреждают, что выплата работникам зарплаты явно ниже рынка становится одним из поводов для проверки компании на предмет соблюдения налогового законодательства.

Судя по данным Росстата, ситуация, при которой начисленная зарплата ниже минимального прожиточного уровня и ниже МРОТ, вполне возможна. Обычно это случаи, когда человек работает на полставки или даже четверть ставки.

По данным Росстата, зарплату ниже минимального размера оплаты труда по итогам 2018 года получало 775,5 тыс. человек. Из них 47%, или 368 тысяч человек, работали на полставки или менее.

По данным ФНС, «серые зарплаты» выплачиваются не только на малых и средних предприятиях, но и в крупных компаниях с числом работников более 2,5 тысячи человек.

«Следовательно, существенная часть доходов граждан находится в серой зоне, а значит не работает на развитие экономики регионов», — заключила Бондарчук, призвав переломить «этот негативный тренд».

В конвертах уходит 10 трлн рублей

Объем «серых» зарплат, с которых не идут отчисления и не уплачиваются налоги, достигает 10 трлн рублей в год. Такие оценки содержатся в бюджетном прогнозе на 2020-2022 годы. Аналогичную цифру называл и глава Минфина Антон Силуанов на заседании расширенной коллегии ведомства.

Среди возможных решений проблемы глава Минфина указывал на повышение ставки косвенных налогов и понижение ставки прямых. Из других возможных инструментов чиновник упомянул повышение прозрачности операций бизнес-структур. В противном случае такая ситуация ведет к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков.

Читайте также:  Правила освобождения от НДС ввоза медицинских товаров могут измениться

В середине июля вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что по серым схемам деньги получают порядка 15 миллионов россиян.

«Более-менее адекватная цифра — 15 миллионов, нам так кажется», — сказала Голикова.

Ранее вице-премьер подчеркивала, что до середины 2019 года правительство представит механизм «обеления» зарплат.

Эксперты видят корень проблем в очень высоком уровне «зарплатных налогов». Не столько с физических лиц, сколько с компаний, которые платят социальные взносы.

«Понятно, что компаниям часто выгоднее расплачиваться «серыми» зарплатами. И если спрос на рынке труда на рабочую силу низкий, то есть претендентов на должность много, то компания очень легко может продавить эту схему», — пояснила мотивацию работодателей руководитель лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Светлана Патель.

В «серой» схеме заинтересованы все

При этом большинство граждан винят не себя, а государство и работодателей в существовании серых зарплат. Это показал опрос Фонда общественное мнение, проведенный в конце прошлого года. Более половины работающих россиян (69%) получают свою зарплату официально. Порядка 10% получают всю зарплату неофициально, а 12% по смешанной схеме.

Из опроса следует, что треть опрошенных (33%) из тех, чей труд оплачивается официально, не отказались бы получать часть зарплаты «в конверте», если бы работодатель повысил ее на 10-15%.

Вместе с тем 53% респондентов винят в существовании «серых» зарплат именно правительство, которое устанавливает очень высокие налоги. Еще 31% предъявляют претензии работодателям, которые не хотят платить налоги.

Эксперты при этом оценивают, что ненаблюдаемые Росстатом доходы составляют порядка 5,4 трлн руб. Это доходы, которые Росстат не может классифицировать. В неучтенные доходы могут входить и преступные, и коррупционные, и прочие доходы. И соответственно разница между доходами и расходами не дает реальной картины «серых зарплат».

Надо учитывать, что механически вычитать из суммы расходов так называемые «белые зарплаты» и считать разницу, как теневые доходы или «серые зарплаты» нельзя. В структуре доходов еще есть доходы от собственности (4,2% по итогам 2018 года), доходы от предпринимательской деятельности (6% по итогам 2018 года), социальные выплаты, составляющие почти 20%, отмечают эксперты.

Данные Росстата за 2018 год показывают, что к «серым зарплатам», то есть выплатам, которые производятся в конверте сотрудникам, устроенным в штат или работающим по договорам, можно отнести 10 трлн 497 млрд рублей.

Налог на зарплаты сделает россиян еще беднее

Похоже, наша фискальная нагрузка на население в скором времени прирастет еще одним немаленьким налогом. Еще летом в недрах «Единой России» родилась идея ввести новый сбор с работодателей, чтобы деньгами налогоплательщиков финансировать помощь потерявшим работу гражданам, армия которых за время пандемии, согласно официальным данным, выросла на 1,2 млн. человек.

В августе представители партии власти, по-благородному окрестив эту новацию «системой страхования занятости», заявили, что она принесет очевидные выгоды бизнесу.

«При сокращении производства, например, как это было в период пандемии, работодатель несет ощутимые издержки: он должен еще два месяца содержать персонал, потом начислить им выходное пособие.

В случае введения страхования занятости, эта финансовая нагрузка могла бы лечь на службу занятости, предоставив компаниям большую свободу маневра.

Да и работники будут уверены, что свои деньги они получат, никто не будет уговаривать их уйти „по собственному желанию“ и лишиться положенных выплат, чтобы сократить свои издержки», — сыпал тогда аргументами один из авторов Трудового кодекса РФ, первый замруководителя думской фракции «ЕдРа» Андрей Исаев.

И вот, спустя три месяца, в конце ноября с.г., идею о внедрении «системы страхования занятости» поддержал сам председатель партии, бывший премьер-министр российского кабмина, нынешний замглавы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев. Причем не просто одобрил, но и уже поручил детально ее проработать.

«Полностью поддерживаю идею это все обсчитать, провести так называемые актуарные расчеты, провести экспертизы, проговорить это с коллегами, которые представляют работодателей», — заявил функционер, отметив, что это цивилизованный путь решения задачи, который применяется во многих странах, хотя и не всегда привлекательный для самих работодателей.

Интересно, что аналогичную меру озвучивал еще в 2017 году Максим Топилин, занимавший в то время пост главы Минтруда, предлагавший направлять на эти цели 1% с каждой выплачиваемой в стране заработной платы.

Тогда это предложение было очень быстро затерто в информационной повестке.

Как предполагают некоторые аналитики — по причине того, что решалась судьба пенсионной реформы, метко прозванной в народе «людоедской», правительство, предвидя мощный социальный взрыв, не решилось усугублять ситуацию.

Однако на фоне того, что коронавирус и падение мировых цен на нефть пробили в государственной бюджетной системе солидную «дыру» в 6,6 трлн. рублей, это предложение, вероятно, вновь стало актуальным.

Но, очевидно, оно вызывает энтузиазм только у членов «Единой России», у самих же предпринимателей, экономистов и финансовых аналитиков такая новелла вызывает исключительно негативную реакцию.

— С социальной точки зрения эта идея выглядит достаточно любопытно, но, на мой взгляд, она совершенно не продумана.

Это очередная попытка решить проблемы людей за счет самих людей, а не за счет какой-то оптимизации и повышения эффективности самой государственной системы управления, — выразил консолидированное мнение опрошенных «Свободной прессой» экспертов аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев.

— Все же упирается в то, за чей счет, так сказать, будет проводиться этот банкет. В данном случае платить предлагается самому же конечному потребителю. То есть я сам должен оплачивать себе страховку, которую будет мне отчислять работодатель, на случай, если он меня же и уволит.

— Кстати, новый министр труда Антон Котяков тоже раскритиковал эту идею.

Напомнив о том, что в свое время подобную страховую систему убрали, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, он подчеркнул — ее возвращение потребует понимания объема дополнительных расходов работодателей.

И если не будут созданы рычаги контроля работодателей, то это может привести к появлению неправедных и нечестных схем в трудовых отношениях. Он прав в своей оценке?

— Работодатели, естественно, без особой радости воспримут идею о том, чтобы платить страховку, ведь у них и без того сейчас дела идут неважно. Вы посмотрите, сколько у нас предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, на грани закрытия или банкротства.

Добрая четверть, если не треть, всего бизнеса работает в теневой сфере, платя зарплаты в конвертах. Так теперь им еще предлагают откладывать некие деньги, чтобы в случае увольнения сотрудника выплачивать ему страховку.

Причем непонятно, насколько долго эту страховку должны получать уволенные? Ведь они могут годами сидеть без работы. Куда в таких условиях деваться работодателям?

— Однако Дмитрий Медведев, оценивая идею о налоге на зарплаты, как ее уже успели окрестить в народе, отметил, что новый механизм нужно сделать «привлекательным» для бизнеса. Каким образом этого можно достичь?

— Лично я не имею об этом совершенно никакого представления. Если бы я был работодателем, я не вижу никаких вариантов, которые бы сделали эту новацию для меня привлекательной. Пойти на это, пожалуй, работодателя можно разве что директивно заставить. Как сделали в свое время с отчислениями в социальные фонды, так могут поступить и на этот раз.

Но в этом случае работодателям ничего другого не остается, кроме как понизить конечную заработную плату сотрудников на размер этого отчисления. Ведь платить-то им придется, исходя из размеров фонда оплаты труда, выйти за его рамки не получится.

Если его увеличить, то тогда поползут вверх все операционные показатели в расходной части, и предприятие быстрее разориться и обанкротиться. Вот и посчитайте, на сколько упадут размеры зарплат, если отчисления составят хотя бы 10−15 процентов.

— Но ведь если фонд оплаты труда работодатели вынуждены будут понижать, значит, неизбежно стоит ожидать и снижения отчислений в фонды медицинского и пенсионного страхования. А учитывая, что сравнительно недавно они были понижены, в перспективе это приведет и к росту их дефицита?

— Вот об этом-то и речь! Получается, мы хотим помочь работнику в случае потери зарплаты и занятости, но за его же счет. Тогда он в конечном итоге вообще, как говорится, зубы на полку положит. Где же здесь логика?

— Основываясь на том, что предложение прозвучало из недр партии власти, а одобрил эту идею бывший премьер-министр, работу которого президент Путин оценил очень высоко, можно ли предположить, что государство активно дрейфует в сторону политики «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»? И в случае введения «налога на зарплаты» центры занятости уже не будут помогать безработным за счет бюджетных средств?

— Я думаю, что предполагается помощь, так сказать, пятьдесят на пятьдесят. Частично помощь будет оказываться за счет средств бюджета, а частично — за счет средств работодателя, что по сути означает — из кошелька самого работника.

— Пока, слава богу, «налог на зарплаты» — это всего лишь одно из предположений, и еще не известно, будет ли оно реализовано хоть в какой-то форме. Однако участившееся в последнее время число предложений о введении каких-либо дополнительных акцизов и сборов вызывает тревогу.

Под эгидой заботы о здоровье людей недавно предложили ввести налог на сахар и соль вкупе с тортами и пельменями. Под лозунгом развития инфраструктуры звучало предложение ввести побор за движение по рекам, где она модернизируется.

Не следует ли нам в 2021 году ожидать усиления налогового бремени?

—  Я думаю, не мытьем, так катаньем налоги постараются увеличить. Однако давайте вспомним историю России — в ней были и «соляные бунты», и «медные бунты», каких только не было. Но, видимо, кто-то явно прогуливал школу в свое время и не помнит этого. А надо бы помнить. Ведь начинались-то все эти народные волнения с того же самого — с повышения налогов на то, что людям крайне необходимо.

Принимая во внимание тот факт, что перед «Единой Россией» стоит задача во что бы то ни стало сохранить за собой конституционное большинство в Государственной Думе по итогам предстоящих парламентских выборов, последнее высказывание Алексея Коренева, пожалуй, меняет свой оттенок с ироничного на апокалиптический. Ведь при таком раскладе в ближайшие годы «ЕдРо» получает возможность без оглядки на кого-либо протаскивать через этот законодательный орган любые, самые фантастические законопроекты.

И как после этого прикажете расценивать слова спикера Госдумы Вячеслава Володина, которыми он сопроводил результаты принятия в третьем, итоговом чтении законопроекта о федеральном бюджете страны на 2021 год и плановый период 2022—2023 годов?

«Пандемия принесла кризис в экономике, причем не только в нашей стране, во всем мире. Наша страна его преодолевает.

Преодолевает не за счет народа, как это было и в 1990-е, и раньше, когда всех заставляли подписываться на займы.

Это все было за счет людей», — заявил он, уточнив, что президент сделал всё для того, чтобы все социальные обязательства перед гражданами были выполнены за счет государства.

Право слово, так и тянет переспросить: «За счет кого?»

svpressa.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *