Комментарий к статье 80 НК РФ

Комментарий к статье 80 НК РФ

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

Налоговые расчеты: виды и определения

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Итоги

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

Итоги

Источник: https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/kommentarij_k_state_80_nk_rf/

Ст 80 НК РФ

Комментарий к статье 80 НК РФ

Глава 13. Налоговая декларация

Практический к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Комментарий, разъяснение, статья от 10 сентября 2009 года

Комментарий к статье 80 НК РФ

  •      В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.     
  •      В пункте 2 статьи 1 НК РФ закреплено, что НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;     
  • 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;     
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;     
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;     
  • 5) формы и методы налогового контроля;     
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;     
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.     
  •      Таким образом пункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию НК РФ.
  • Нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 1 НК РФ основаны на части 3 статьи 75 Конституции, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
  •      В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Читайте также:  Похищенное нельзя включить в расходы по УСН

     Пунктом 4 статьи 1 НК РФ установлено, что законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

  1.      В соответствии с пунктом 5 статьи 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
  2.      В пункте 6 статьи 1 НК РФ содержится “техническая” норма, в соответствии с которой указанные в статье 1 НК РФ законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте НК РФ “законодательство о налогах и сборах”.
  3. “Актуальная проблема”     
  4.      Автор отмечает, что положения, содержащиеся в статье 1 НК РФ, безусловно неся большую теоретическую нагрузку имеют сугубо практическое значение.
  5.      Устанавливая в статье 1 НК РФ состав законодательства о налогах и сборах, законодатель тем самым “очерчивает” сферу применения норм НК РФ и других актов законодательства о налогах и сборах.

          Это имеет практическое значение.           Так, налогоплательщик не вправе отражать в качестве расходов в целях исчисления налога на прибыль временную разницу, возникающую, например, в результате того, что сумма амортизации, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с нормами главой 25 НК РФ, превысила сумму амортизации, рассчитанную в целях бухгалтерского учета.      

     Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль” ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.

2002 N 114н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее – бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

     Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, и налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

     Следует отметить, что в силу подпункта “б” пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 129-ФЗ) указанное Положение по бухгалтерскому учету разработано и утверждено в целях правового регулирования бухгалтерского учета, определенных Законом N 129-ФЗ.

  •      В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
  • Очевидно, что Закон N 129-ФЗ в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относится к законодательству о налогах и сборах.
  •      С учетом изложенного ПБУ 18/02 также не относится к законодательству о налогах и сборах, следовательно, суммы, отраженные в бухгалтерском учете в связи с формированием по правилам ПБУ 18/02 суммы текущего налога на прибыль, не уменьшают размер налоговой базы для исчисления налога.
  •      Таким образом, включение временной разницы, предусмотренной ПБУ 18/02 и образовавшейся вследствие применения разных способов начисления амортизации, в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль неправомерно.

     Правомерность подобных выводов подтверждает и ФАС Восточно-Сибирского округа, в Постановлении от 15.08.2006 N А78-12022/05-С2-28/809-Ф02-3821/06-С1 разъяснив, что положениями главы 25 НК РФ уменьшение налоговой базы на сумму каких-либо разниц, возникающих вследствие различного учета активов и обязательств, в бухгалтерском и налоговом учете не предусмотрено.

     “Внимание!”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902183436

Комментарии к СТ 80 НК РФ

  • Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация
  • Комментируемая статья регламентирует особенности представления декларации.
  • Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, в связи с чем положения статьи 80 НК РФ занимают одно из центральных мест в НК РФ.
  • Пункт 1 статьи 80 НК РФ устанавливает определение налоговой декларации, расчета авансового платежа, расчета сбора, а также указывает на представление налоговыми агентами налоговых расчетов.
  • Заслуживает внимания то обстоятельство, что указанные документы представляются в налоговый орган либо в письменной форме, либо в электронной форме (в этом случае они должны быть переданы по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи).

Вместе с тем, как свидетельствует судебная практика, налоговая декларация не может служить основанием для исчисления налога, поскольку в силу статьи 80 НК РФ декларация сама является документом, фиксирующим результат исчисления налога, и подлежит проверке. Основанием для исчисления дохода являются первичные документы, которые могут оцениваться в совокупности с данными расчетного счета и иной информацией о налогоплательщике, как указано в статье 31 НК РФ.

Данная позиция отражена, например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.10.2012 N А32-36306/2010.

Пункт 2 статьи 80 НК РФ регулирует ситуации, в которых налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налога, — налоговые декларации (расчеты) в таких случаях в налоговые органы не представляются.

В ситуации же, когда налогоплательщик практически не осуществляет деятельность, т.е. не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет объектов налогообложения, Кодекс возлагает на него обязанность представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Указанные в пункте 2 статьи 80 НК РФ обстоятельства следует отличать от ситуаций, когда у налогоплательщика отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках.

Например, если у организации, признаваемой налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется.

Внесены поправки в часть первую НК РФ: когда налоговая декларация будет считаться непредставленной и другие новшества

Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ внес поправки в часть первую НК РФ, которыми скорректированы положения о том, когда налоговая отчетность считается непредставленной, о пояснениях при применении налоговых льгот, о сроке направления требований об уплате задолженности и внесены другие точечные изменения.

  • Случаи, когда налоговая отчетность считается непредставленной

С 1 июля 2021 года в ст. 80 НК РФ будет закреплен перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых налоговая декларация или расчет (далее – отчетность) считается непредставленной.

  • Речь идет о следующих обстоятельствах, выявленных в ходе камеральной проверки:
  • 1) установлен факт подписания отчетности неуполномоченным лицом;
  • 2) физлицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшее отчетность, дисквалифицировано на дату сдачи отчетности в налоговый орган;
  • 3) отчетность подписана умершим лицом (в базе ЗАГС дата смерти значится раньше, чем дата подписания отчетности);
  • 4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего отчетность, в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений раньше даты сдачи отчетности в налоговый орган;
  • 5) в отношении налогоплательщика-организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юлица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) раньше даты сдачи отчетности в налоговый орган;

6) в случае несоответствия показателей декларации по НДС контрольным соотношениям (перечень таких КС будет утвержден дополнительно) или наличия в РСВ ошибок, указанных в п. 7 ст. 431 НК РФ (с такими ошибками РСВ и до внесения поправок считался непредставленным).

Читайте также:  Каково назначение сертификата ключа ЭЦП?

При установлении хотя бы одного из этих обстоятельств налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее пяти рабочих дней о том, что отчетность считается непредставленной. Форму и формат уведомления утвердят позднее. Отметим, что для деклараций по НДС установлены особые правила уведомления и исправления несоответствий.

В день направления данного уведомления камеральная налоговая проверка данной отчетности прекращается.

Если такая отчетность была уточненной, то по ранее представленной налогоплательщиком отчетности камеральная проверка возобновляется.

В этом случае в срок проведения камеральной проверки по ранее представленной отчетности не включается срок камеральной проверки, прекращенной в связи с тем, что уточненная отчетность признана непредставленной.

Новые положения применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 1 июля 2021 года.

  • Полномочия представителя при подписании отчетности

К 1 июля 2021 года ФНС России утвердит формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по ТКС. Такой документ будет прикладываться к налоговой декларации, подписанной уполномоченным представителем налогоплательщика.

  • Пояснения при применении налоговых льгот

С 1 июля 2021 года установлено, что при применении налоговых льгот налогоплательщик может представить пояснения по требованию налогового органа в виде электронного реестра подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронной форме будут утверждены позднее.

  • Срок направления требования об уплате задолженности по пеням

В п. 1 ст. 70 НК РФ внесено уточнение, согласно которому установлен срок направления требования об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки.

Требование об уплате задолженности по пеням должно быть направлено не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 тыс. руб.

Поправка действует с 23 декабря 2020 года.

  • Выплата ИФНС процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога

С 23 декабря 2020 года установлено, что проценты за несвоевременный возврат, которые инспекция начислила на дату вынесения решения о возврате переплаты, заплатят и без заявления налогоплательщика. А вот в иных случаях заявление потребуется.

  • Обязанности потребительских кооперативов

С 1 июля 2021 года потребительские кооперативы обязаны сообщать сведения о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное своим членам и иным лицам, имеющим право на паенакопления. Сообщить об этом нужно в УФНС по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня полного внесения соответствующего паевого взноса.

Читайте подробнее

Ст 80 НК РФ

1.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечёт применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

  • Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
  • Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок её заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
  • Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

  • налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Читайте также:  Уведомление о выборе ОП для уплаты налога на прибыль: новый бланк

Налогоплательщики, в соответствии со статьёй 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату её получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днём её представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днём её представления считается дата её отправки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

  • 1) вида документа: первичный (корректирующий);
  • 2) наименования налогового органа;
  • 3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
  • 4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
  • 5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
  • 6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьёй, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Статья 80. налоговая декларация. налоговый кодекс российской федерации (нк рф)

Статья 229 НК РФ. Налоговая декларация

Применяя правила п. 1 ст. 229, нужно иметь в виду следующее:

а) налоговая декларация (упомянутая в ст. 229) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога на доходы физических лиц и (или) иных данных, связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц (п. 1 ст. 80 НК);

б) указанная налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Эту форму устанавливает МНС (в настоящее время пока действуют формы налоговой декларации, утвержденные Приказом МНС от 1 ноября 2000 г.

N БГ-3-08/378 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению», но эти формы достаточно часто изменяются МНС, поэтому налогоплательщик должен самостоятельно отслеживать эти изменения и представлять налоговую декларацию на действующем бланке формы налоговой декларации).

Бланки налоговой декларации представляются налогоплательщикам налоговыми органами бесплатно и в необходимых количествах (п. 2 ст. 80 НК);

в) необходимо представлять налоговую декларацию в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т.е. предшествующим календарным годом, см. об этом комментарий к ст. 216 НК). При этом:

— налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган в любой день (за исключением, разумеется, нерабочего дня). Нужно учитывать, что налоговая декларация может быть представлена до 24 часов 30 апреля. Если она была сдана на почту или на телеграф до 24 часов 30 апреля, то срок представления налоговой декларации не считается нарушенным (ст. 6.1 НК);

— налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата ее отправления заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК);

— налоговая декларация представляется с указанием ИНН налогоплательщика. Налоговый орган не вправе требовать от последнего включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц (п. 4, 5 ст. 80 НК) (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 1 НК РФ (изд. 2). С. 317 — 324);

г) налоговая декларация представляется после 1 января 2002 г. (т.е. по доходам, полученным за такой налоговый период, как календарный 2001 г.) только следующими категориями налогоплательщиков:

— индивидуальными предпринимателями и лицами, приравненными (для целей налогообложения!) к ним (например, частными нотариусами). См. об этом комментарий к ст. 227 НК;

— физическими лицами — по суммам вознаграждений (по различным гражданско — правовым сделкам), полученным от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами (подпункт 1 п. 1 ст. 228 НК);

— физическими лицами — налоговыми резидентами при получении ими доходов от источников за пределами РФ (подпункт 2 п. 1 ст. 228 НК);

— физическими лицами, если при получении дохода соответствующий налоговый агент не удержал с них сумму налога на доходы физических лиц (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК) (см. об этом подробный комментарий к ст. 227, 228 НК).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *