Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей

Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей Антон Силуанов (слева) и Максим Орешкин (справа)

( Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)

Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства.

Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года.

Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).

Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.

Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса, пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей.

А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания.

Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.

Два варианта

Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

«Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс.

показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».

Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.

Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются.

Здесь нужен отдельный закон.

Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.

Боязнь налоговых санкций

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития.

«Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства.

С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.

Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин.

«Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д.

, будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей Сергей Катырин

( Владимир Смирнов / ТАСС)

В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи.

Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК.

Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.

«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.

Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится.

Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться.

На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.

«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.

Зачем нужен свой реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень.

В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д.

Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб.

, сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП.

Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих.

Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года.

Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами.

По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей.

«А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.

В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию.

Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов.

При подготовке госбюджета на 2018–2020 годы бизнес жаловался на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки.

Шесть неналоговых платежей хотят внести в НК // Итоговый перечень подготовил Минфин

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежейВ Налоговом кодексе (НК) могут появиться шесть неналоговых платежей. Это плата в систему «Платон», за негативное воздействие на окружающую среду, экологический, утилизационный (за транспортные средства) и курортный сборы, а также отчисления операторов связи. Поступления от них в бюджет в 2017 году составили 255 млрд руб. О готовности Минфина внести эти платежи в НК рассказал «Коммерсант».

Платежи, которые должны попасть в НК, поступают в федеральные и региональные бюджеты, что отличает их от других сборов, которые поступают в учреждения, их взимающие. Так объясняет Минфин свой выбор шести платежей для внесения в кодекс. Когда именно они появятся НК, ведомство не уточняет. Администрировать платежи будет ФНС.

Еще одна причина — объем средств, которые бюджет получает от этих платежей. Например, за 2017 год от утилизационного сбора поступило 205,9 млрд руб. — самое большое поступление из всех шести платежей. На втором месте — плата с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам.

Читайте также:  Как предоставить имущественный вычет, если работник обратился за ним не с начала года?

Она принесла бюджету 19,8 млрд руб. От платы за негативное воздействие на окружающую среду поступило 14,2 млрд руб., а от отчислений операторов связи — 13,8 млрд. Меньше всего принес бюджету экологический сбор (1,3 млрд).

Данных по курортному сбору пока нет, так как он будет введен с мая этого года.

Впрочем, это не единственные неналоговые платежи, которые могут попасть в НК. Минфин не исключает, что следующим шагом станет установление в кодексе патентных пошлин, платы за сведения из госреестров, платежа при маркировке алкоголя и табака и других.

Наконец, есть еще ряд платежей, которые Минфин также хочет урегулировать, но не внесением в НК, а принятием отдельного закона об их регулировании.

Среди них — плата за госэкспертизу, плата бюджетным учреждением за услуги и разные платежи на региональном и муниципальном уровне.

Дополнительно к закону будет составлен перечень неналоговых платежей, и после июля 2020 года платежи, которых нет в этом списке, взиматься не будут.

Вопрос о платежах, которые носят фискальный характер, но не установлены в НК, обсуждается уже давно. Например, в 2016 году Конституционный суд три раза решал вопрос об их законности. В частности, КС признал взносы за капремонт, установленные Жилищным кодексом, соответствующими Конституции.

КС решил, что взносы — не налоги, не сборы, а обязательные платежи, которые не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты конкретных работ (см. здесь).

Также КС признал законность платежей в системе «Платон» и не стал рассматривать запрос группы депутатов Госдумы, просивших признать поправки о торговом сборе неконституционными (см. здесь).

Минфин отложил на год перевод неналоговых платежей в Налоговый кодекс :: Экономика :: РБК

Перевод неналоговых платежей в НК может произойти в 2021 году, а не в 2020-м, как планировалось ранее, сообщил Минфин. Против нововведений выступает бизнес-сообщество, которое опасается роста фискальной нагрузки

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей

Антон Силуанов ( Владислав Шатило / РБК)

Если перевод шести неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК) будет одобрен, то он вступит в силу с 2021 года, сообщил журналистам представитель первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова Андрей Лавров. В текущей версии законопроекта, о которой писал РБК, датой вступления нововведений в силу указан 2020 год.

Соответствующая договоренность была достигнута на совещании у Силуанова, в котором приняли участие представители бизнес-ассоциаций, Минфина, Минэкономразвития, Счетной палаты, Госдумы и Совета Федерации.

«Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям», — отметил Лавров.

Пакет поправок планируется внести в Госдуму в весеннюю сессию.

Минфин планирует перенести в Налоговый кодекс утилизационный, экологический и курортный сборы, плату за негативное воздействие на окружающую среду, сборы с грузовиков по системе «Платон» и с операторов связи.

В России свыше 70 сборов, которые регулируются разрозненными отраслевыми актами. Изначально навести порядок с квазиналоговыми платежами просил бизнес, который выступал за их кодификацию в отдельном документе.

Однако Минфин предложил перенести неналоговые платежи в Налоговый кодекс. Инициатива вызвала сопротивление бизнеса, так как ответственность за нарушение Налогового кодекса серьезнее — штрафы, пени, аресты счетов и уголовная ответственность за неуплату в крупном размере.

По мнению четырех крупнейших бизнес-объединений, которые написали письмо президенту Владимиру Путину, платежи должен регулировать отдельный рамочный закон.

Торопиться с переносом налоговых платежей в НК не нужно, говорил глава РСПП Александр Шохин в ходе встречи крупного бизнеса с Путиным.

Согласно последней версии от 1 апреля, законопроект должен был вступить в силу с 2020 года. Впрочем, директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская уже допускала перенос реформы. «Спешки у нас никакой нет.

Было бы, наверное, хорошо, если бы с 2020 года получилось что-то сделать.

Но если по объективным причинам придется перенести вступление в силу с 2021 года, это не будет какой-то глобальной проблемой», — отмечала Лебединская на Налоговом форуме Торгово-промышленной палаты в ноябре.

Неналоговые платежи станут налогами? — Минфин предлагает дополнить НК новым налогом и сборами

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей

Новая редакция кодекса предполагает перевод платы за получение выписок и иных обязательных документов в разряд госпошлин, а утилизационного сбора в статус налогового платежа. Также предлагается ввести новый налог на операторов связи, призванный заменить ныне действующий платеж операторов в резерв универсального обслуживания, и вместо курортного сбора установить местный гостиничный сбор.

Причем данные нововведения должны вступить в силу уже со следующего года.

В прошлом году в похожий перечень поправок входили также экологический налог, который хотели ввести вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор и платежи с большегрузов в систему «Платон».

Как сообщил Сергей Катырин, возглавляющий Торгово-промышленную палату (ТПП), от них пока решили отказаться. По его словам, экологические платежи вызвали множество вопросов у предпринимателей, поскольку их введение привело бы к существенному росту фискальной и административной нагрузки на бизнес.

Что касается «Платона», то здесь бюджет потратил бы уйму денег на штрафы и неустойки из-за расторжения концессии с оператором системы.

На данный момент в НК предлагают зафиксировать четыре платежа. Бизнес не возражает только против одного из них — перевода в статус госпошлины платы за выдачу справок и копий документов.

Также президент ТПП отметил, что большой вопрос относительно включения всех новых платежей в кодекс вызывает их экономическая целесообразность. При этом он подчеркнул, что никаких расчетов Минфин не представил, поэтому оценить целесообразность их взимания невозможно.

Как пример Катырин привел планируемое введение гостиничного сбора. По его словам, в настоящий момент не были подведены итоги по курортному сбору, который действует в качестве эксперимента. Нет данных, которые бы позволили оценить эффективность планируемого нововведения.

По мнению главы ТПП, много неясного и по другим предлагаемым платежам. Что касается платежей операторов в резерв универсального обслуживания, то эти деньги «Ростелеком» тратит на установку средств телефонной связи в удаленных деревнях. Однако неизвестно, пользуется ли ими кто-либо, отметил Катырин.

Так или иначе, расчета целесообразности сбора и расходования этих средств не представлено. Президент ТПП считает такой подход к реформированию не выверенным. Несколько лет назад палата предлагала определить правила введения неналоговых платежей, а также отменить излишние.

Однако вопрос по-прежнему остается нерешенным.

Читать ещё •••

Видео дня. В Минэкономразвития назвали причины скачка цен на продукты

Другое
,

Новые налоги
,

Торгово-промышленная палата
,

Минфин

Минфин РФ существенно откорректировал проект закона о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс

Минфин хочет урегулировать установление неналоговых платежей

Изначально планировалось включить в НК шесть платежей: плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор, экологический сбор, курортный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, а также плату в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн («Платон»).

Как сообщил источник «Интерфакса» в финансово-экономическом блоке правительства, по итогам проведенных консультаций решено на первом этапе — с 2021 года — включить в НК только три платежа: утильсбор на автомобили, отчисления операторов связи и курортный сбор. Доклад по этому вопросу Минфин направил в правительство, сказал собеседник агентства.

Что касается «Платона», то его включение в НК в виде налогового сбора потребовало бы передачи налоговым органам полномочий по его администрированию и внесения существенных изменений в концессионное соглашение между Росавтодором и оператором системы — ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», отмечает Минфин. Поэтому ведомство предлагает дождаться окончания срока действия концессии (2027 год) и уже тогда принимать решения о добавлении «Платона» в Налоговый кодекс.

— Реклама —

При включении в НК РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора (в части товаров и упаковки) и передаче функций по их администрированию налоговым органам нужно учитывать, что основные технологические процессы «имеют отраслевой характер и для проверки правильности их исчисления требуются специальные знания и оборудование, которыми в настоящее время обладают сотрудники Росприроднадзора», отмечает Минфин. Возникнет дублирование функций, что приведет к допрасходам бюджета.

Кроме того, с 2014 года «начата масштабная работа по реализации проектов, направленных на улучшение экологической ситуации в РФ», пишет ведомство.

«В связи с этим в условиях незакончившейся трансформации системы экологического нормирования, перехода российской промышленности на принципы наилучших доступных технологий с изменением действующего порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (…) включение в НК РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду и экологического сбора представляется преждевременным», — отмечает Минфин. К этому вопросу ведомство предлагает вернуться в 2026 году.

Первую версию законопроекта о переносе ряда неналоговых платежей в НК Минфин внес в правительство в марте. Представители крупного бизнеса не раз высказывали обеспокоенность этим законопроектом, тема, в частности, обсуждалась на съезде РСПП с участием президента Владимира Путина.

В начале апреля первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов провел совещание с участием глав бизнес-объединений, по итогам которого была достигнута договоренность о том, что перевод регулирования неналоговых платежей в НК в случае его одобрения парламентом должен вступить в силу не ранее 1 января 2021 года.

Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах

2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей.

Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.

Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров.

По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года.

Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

Читайте также:  Внесены изменения в порядок обложения НДФЛ процентов по облигациям и др.

Зачем это нужно и почему бизнес выступает против? 

Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.

За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.

  Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:

— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);

— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;

— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).

Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.

В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.

 

Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.

 В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.

Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.

Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.

 Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.

Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.

Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.

Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).

Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.

С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.

А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.

Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.

В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.

Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.

Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.

Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.

Если  власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.

Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.

После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.

Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса. 

Минфин предложил включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Минфин России предложил включить в Налоговый кодекс ряд неналоговых платежей, среди которых — плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и курортный сборы, а также плата за пользование различными государственными реестрами и регистрами и другие. Об этом сообщается в пятницу в материалах, опубликованных на сайте министерства.

«Доработан и представлен в правительство для обсуждения законопроект, предусматривающий включение в Налоговый кодекс РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования, платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утилизационного, экологического и курортного (туристического) сборов», — указали в Минфине.

При этом министерство предложило установить 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после того, как они будут внесены в налоговый кодекс, указали в пресс-службе Минфина.

«При подготовке законопроекта о включении этих неналоговых платежей в Налоговый кодекс будет установлен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в Налоговый кодекс, а также увеличен лимит неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности», — говорится в тексте.

Кроме того, Минфин предложил рассмотреть вопрос о включении в Налоговый кодекс таких «квазиналогов», как плата за пользование различными государственными реестрами и регистрами. «Инвентаризация выявила около двух сотен таких реестров.

По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть — осуществляется бесплатно, часть — за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет, — отметили в Минфине.

— Такие платежи должны быть «погружены» в Налоговый кодекс РФ».

В министерстве также указали на необходимость проанализировать экономическую обоснованность размеров данных платежей, особенно в случаях, когда информация предоставляется в электронной форме.

Минфин также выявил в отдельных случаях наличие скрытых платежей, которые могут предшествовать, например, формально бесплатному включению в реестр.

«По таким платежам требуется дальнейшая помощь бизнеса и работа с отраслевыми ведомствами по их выявлению и недопущению скрытой нагрузки на бизнес», — заключили в Минфине.

Как отметили в ведомстве, внесение неналоговых платежей в Налоговый кодекс призвано обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей и не допустить роста нагрузки на бизнес.

«Правительством РФ поставлена задача по сокращению избыточного государственного регулирования, в рамках данной работы должна быть проработана и снята существенная часть проблем, связанных с обязательными неналоговыми платежами бизнеса», — указали в Минфине.

Минфин сведет неналоговые платежи в один кодекс

Минфин разработал законопроект по классификации и определению неналоговых платежей бизнеса. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 г.

Нововведения предполагают установление жесткого диапазона для всех подобных платежей — сейчас «потолка» по некоторым из них не существует, что отрицательно сказывается на деловом климате, отмечают «Известия».

Кроме того, по новому закону плательщики получат право на бесплатные консультации и справки по платежам, а также на их возврат — в случае переплаты.

Окончательный ведомственный проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 26 июля был разослан с письмом замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации для обсуждения.

История вопросаКак сообщали «Вести. Экономика», президент РФ Владимир Путин в декабре 2015 г. в ходе встречи с главой Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергеем Катыриным одобрил снижение налоговой нагрузки на бизнес за счет создания единого реестра неналоговых платежей. В регионах есть различные неналоговые нагрузки для бизнеса, которые не попали в сферу регулирования Налоговым кодексом.

«На сегодняшний день мы насчитали более 50 таких неналоговых, некодифицированных сборов. Это очень серьезная нагрузка на бизнес. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, масштаб этих сборов приближается к 1% ВВП. Они по сути своей близки к тому, что их можно называть налогами: они публичны, обязательны и безвозвратны», — отметил Катырин.

Например, в порту собирают корабельный сбор, маяковый сбор, навигационный сбор. По экологии собирают экологический сбор, сбор за утилизацию и так далее. И практически на каждый один сбор по несколько разных ответственных администраций.

Читайте также:  Работодателей обязали платить ПФР за неправильные пенсионные справки

Путин согласился, что «нагрузка увеличивается, а контроля за тем, как это происходит, фактически нет». К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. При этом реестр таких платежей будет утвержден в отдельном законе.

Минфин предлагает прежде всего четко определить порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. В частности, в законопроекте содержится инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января следующего года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Другое важное новшество — закрепление предельного размера платежей, которые сегодня во многих случаях не определены. В частности, статья 5 законопроекта определяет установление предельного размера платы обязательного платежа.

Также документ определяет и права плательщиков. Например, вводится право бизнеса получать бесплатную информацию о принятых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные платежи, порядке их исчисления и уплаты.

Предпринимателей могут наделить и правом зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата — это одна из наиболее актуальных проблем для бизнеса, ведь иногда такие платежи «сгорают».

Среди новых обязанностей для бизнеса законопроект вводит, например, обязательство четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Источник: Вести Экономика

Неналоговым платежам повышают статус

Минфин обнародовал для обсуждения законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Таким образом, ведомство реализует свое давнее обещание кодифицировать основные действующие неналоговые платежи — несмотря на возражения крупнейших предпринимательских объединений.

Сегодня на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект Минфина о кодификации неналоговых платежей — для публичного обсуждения и его антикоррупционной экспертизы. Документ переносит в Налоговый кодекс (НК) действующее регулирование основных неналоговых платежей — пока без изменения ставок и правил уплаты.

Четыре платежа пополнят перечень федеральных налогов. Им будут посвящены новые главы НК:

  • «Экологический налог»,
  • «Утилизационный сбор»,
  • «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»
  • «Налог на операторов сети связи общего пользования».

«Гостиничный сбор» появится в разделе кодекса о местных налогах.

Минфин готовил этот законопроект более года. В начале марта ведомство объявило, что документ предполагается внести в правительство в ближайшее время (см. “Ъ” от 4 марта).

Бизнес, полагая, что такой шаг приведет к росту фискальной и административной нагрузки, на съезде РСПП 14 марта обратился к Владимиру Путину с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в НК.

Пожелание «не спешить с этим вопросом» Владимир Путин перенаправил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову. Тем не менее на коллегии Минфина 26 марта инициатива обсуждалась в качестве одного из ключевых направлений работы Минфина. Тогда же Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что внесение неналоговых платежей в НК не приведет к увеличению фискальной нагрузки.

Бизнес надеется, что пожелание президента «не спешить» будет закреплено в его поручениях по итогам съезда РСПП (их все еще нет), и не считает вопрос о кодификации «неналогов» окончательно решенным.

Впрочем, восприятие предпринимателями инициатив Минфина меняется. В ноябре 2018 года ведомство дополнило законопроект главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки.

Это вызвало шквал негодования у бизнеса, у которого сейчас есть выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые отходы.

Бизнес посчитал, что это предложение противоречит сути реформы управления отходами, отменяя возможность самостоятельной утилизации отходов компаниями.

В свою очередь, за самостоятельную реализацию ответственности бизнеса за отходы всегда выступало и Минприроды. Компании уже начали создавать отраслевые ассоциации для самостоятельного сбора и утилизации отходов и инвестировать в инфраструктуру, а признание их плательщиками сбора без исключений лишало такие инвестиции смысла, указывали представители ассоциаций.

Новый драфт документа оставляет принцип самостоятельной утилизации компаниями отходов от использования товаров и упаковки в формате налоговых вычетов из суммы сбора.

Так, вычету подлежит масса отходов от использования товаров и упаковки, которая утилизируется компаниями. Сумма будет вычитаться из сбора на основании договора с региональным оператором или компанией и самих актов утилизации.

«Мы поддерживаем перевод платежа в НК, но важно, что сохранилась возможность самостоятельной реализации ответственности производителями и импортерами,— говорит представитель ассоциации РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов.

— Это помогает решить проблему с отходами, ведь изначальная цель — не налог, а возможность обеспечить утилизацию».

Кроме включения сборов в Налоговый кодекс Минфин предлагает «погрузить» в него в качестве госпошлины еще ряд платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений из госреестров (госрегистров), таких, например, как внесение изменений, просмотр сведений и так далее. Против включения таких платежей в Налоговый кодекс бизнес не возражает.

Дарья Николаева, Анна Васильева

Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2018 году стал рекордным за последние пять лет — 23%, или плюс почти 4 трлн руб., сообщил в январе в ходе расширенной коллегии ФНС глава службы Михаил Мишустин.

В этом году налоговики намерены продолжить отраслевые проекты по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. После успеха такой работы в аграрном секторе особое внимание планируется уделить обелению лесной отрасли.

Читать далее

Минфин предложил сделать налогами шесть неналоговых платежей

Минфин 1 апреля опубликовал обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс и начал процедуру его общественного обсуждения (текст документа был размещен здесь, после 20:00 мск стал недоступен).

Основным новшеством финальной версии законопроекта стало предлагаемое включение в налоги и сборы:

  • платы с грузовиков массой свыше 12 т (система «Платон»);
  • обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования;
  • курортного (гостиничного) сбора.
  • Кроме того, в Налоговый кодекс предлагается включить утилизационный сбор и экологический налог (сейчас это плата за негативное воздействие на окружающую среду).

Плата за проезд большегрузов по федеральным трассам станет «сбором за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования». Ставка сбора будет установлена в размере 3,73 руб. на один километр пути (сейчас действует льготный тариф 1,91 руб.) и будет подлежать ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

Росавтодор и оператор системы «РТ-Инвест Транспортные системы» в 2014 году заключили концессионное соглашение сроком на 13 лет, в рамках которого компания стала администратором взимания платы с грузовиков.

«Учитывая обязательства Российской Федерации в рамках заключенного концессионного соглашения законопроектом предлагается сохранить полномочия оператора по исчислению и взиманию сбора, а также полномочия Росавтодора за деятельностью оператора, возложив на налоговые органы обязанность по взысканию задолженности по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором», — отмечается в пояснительной записке Минфина.

Текущие отчисления операторов сети связи общего пользования предлагается преобразовать в «налог на операторов сети связи общего пользования».

Сейчас операторы связи ежегодно отчисляют по 1,2% своих доходов в «резерв универсального обслуживания».

Налоговой базой предлагается установить доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам, ставку налога — установить в размере 1,2%.

Уголовная ответственность

Включение этих неналоговых платежей в федеральные (в случае с гостиничным сбором — местные) налоги и сборы будет означать, в частности, распространение уголовной ответственности на случаи уклонения от их уплаты в крупном размере.

Что касается налоговой ответственности по Ст.

122 Налогового кодекса, Минфин предлагает на период по 31 декабря 2029 года применять в отношении неуплаты экологического налога и утилизационного сбора штраф в размере 10% от неуплаченной суммы налога/сбора, вместо законодательно установленных 20%.

Минфин, в частности, отмечает, что в настоящее время неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, и «в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». «Установление экологического налога позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему Российской Федерации и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей», — говорится в пояснительной записке.

Ранее, 1 марта Минфин указывал, что предлагает «обеспечить общественное обсуждение, доработку и скорейшее внесение в правительство законопроекта» о включении основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Против этой идеи выступает бизнес. Так, на съезде РСПП в марте деловые объединения попросили президента Владимира Путина не торопиться с включением квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс.

Иван ТКАЧЕВ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *