Минфин хочет закрыть налоговые схемы при реорганизации

УСН | НЕ ДЕЛАЕМ ОШИБОК

Минфин хочет закрыть налоговые схемы при реорганизации

Максакова Е.Н.,Практикующий бухгалтер

Реформа акционерных обществ, необходимость обязательного ведения реестра акционеров и судебные споры с акционерами в отношении раскрытия информации побуждают все большее количество акционерных обществ преобразовываться в общества с ограниченной ответственностью. Привлекательность ООО очевидна – это и меньший размер уставного капитала, и отсутствие необходимости отчитываться перед акционерами, и отсутствие публичности и необходимости проводить обязательные аудиторские проверки.

Реорганизация имеет свои особенности, такие как вступительная и годовая отчетность, отчетность в фонды и в налоговую.

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Реорганизация акционерного общества в форме преобразования представляет собой смену организационно-правовой формы общества.

Для целей бухгалтерского учета важно помнить о двух моментах:

  • о передаточном акте;
  • о вступительной бухгалтерской отчетности.

Вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику при изменении в результате реорганизации в форме преобразования организационно-правовой формы собственности, подлежат урегулированию в передаточном акте (п. 41 приказа Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций») (далее – Методические указания).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Передаточный акт утверждается общим собранием участников одновременно с утверждением решения о реорганизации общества. Решение принимается единогласно всеми участниками.

Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности организации, реорганизуемой в форме преобразования (п. 43 Методических указаний).

Заключительную бухгалтерскую отчетность реорганизуемая организация составляет на день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникшем юридическом лице.

На указанную дату она закрывает счет учета прибылей и убытков и распределяет (направляет на определенные цели) чистую прибыль в соответствии с решением учредителей (п. 42 Методических указаний).

На дату государственной регистрации возникшая организация формирует вступительную бухгалтерскую отчетность. В нее переносятся показатели из заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации (п. 43 Методических указаний).

Показатели заключительной бухгалтерской отчетности прекратившего существование АО переносятся в учет нового юрлица. ООО вправе самостоятельно разработать методику переноса и закрепить ее в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

ПОЗИЦИЯ СУДА

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного общества влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

— Постановление Восемнадцатого ААС от 20.04.2012 № 18АП-2495/12.

Налоговые последствия при реорганизации

  • Минфин хочет закрыть налоговые схемы при реорганизации
  • В данной статье автор рассмотрел понятие «реорганизация» с точки зрения гражданского и налогового законодательства, отметил характерные налоговые последствия.
  • Реорганизация — достаточно распространенный механизм, применяемый для решения множества задач, стоящих перед бизнесом.

Прежде всего, это инструмент оптимизации бизнес-процессов в компаниях и холдингах, который направлен на расширение сфер деятельности, увеличение объемов продаж, освоение новых рынков сбыта и т.п. Особенно это важно в условиях жесткой конкуренции, поэтому следствием своевременной и продуманной реорганизации является увеличение прибыли компании.

  1. Реорганизация также является одним из распространенных инструментов налогового планирования.
  2. При этом реорганизация — это сложный многоэтапный процесс, обладающий рядом специфических особенностей в сфере налогообложения.
  3. Понятие и формы реорганизации

Реорганизация — это преобразование, переустройство организационной структуры и управления предприятием, компанией при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятий. Этот процесс регламентирован гл. 4 ГК РФ.

В п. 1 ст. 57 ГК РФ поименованы пять форм реорганизации компаний: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (см. табл. 1). Правопреемство при реорганизации юридических лиц установлено ст. 58 ГК РФ (см. табл. 2).

Таблица 1

 Правовая суть форм реорганизации

Вид реорганизации Суть реорганизации Схема
Слияние Объединение двух или нескольких компаний в одну для образованиянового юридического лица Компания А + Компания В = Компания С
Присоединение Присоединение одного или нескольких юридических лиц кдругому юридическому лицу Компания А + Компания В = Компания А1
Разделение Разделение одного юридического лица на несколько юридических лиц для образования новогоюридические лица Компания А = Компания Б, Компания С, КомпанияД…
Выделение Выделение из одного юридического лица одного или несколькихюридических лиц Компания А = Компания А, Компания Б, КомпанияВ…
Преобразование Изменение одной организационно- правовой формы хозяйствующегосубъекта в другую ЗАО в ООО, ЗАО в ОАО и т.д.

Таблица 2

 Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации

Вид реорганизации Особенность правопреемства
Слияние Все права и обязанности каждого юридического лица переходят к новому юридическому лицу на основаниипередаточного акта
Присоединение Все права и обязанности присоединенного юридического лица переходят к присоединяющему его юридическому лицуна основании передаточного акта
Разделение Все права и обязанности делящегося юридического лица переходят к новым юридическим лицам на основанииразделительного баланса
Выделение К каждому из выделенных юридических лиц переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица наосновании разделительного баланса
Преобразование Все права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к сменившему организационно-правовуюформу юридическому лицу на основании передаточного акта

Следует отметить, что во всех случаях активы и обязательства (в т.ч. налоговые) реорганизованных предшественников частично или полностью переходят вновь созданным компаниям (правопреемникам).

Передаточный акт и разделительный баланс — это обязательные документы при реорганизации юридических лиц.

Передаточный акт (разделительный баланс) должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (разделительный баланс).

Непредставление этих документов в регистрирующие органы и отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица являются нарушением условий п. 2 ст. 57 ГК РФ и влекут за собой обязательный отказ в государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица определены в ст. 60 ГК РФ.

При этом следует учесть, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ).

Так, компании, стоимость активов которых (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам на установленную дату превышает 3 млрд руб., могут провести реорганизацию лишь с согласия антимонопольных органов (ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Независимо от условий заключенных договоров и сделок кредиторы реорганизуемой организации имеют полное право прекращения или требования досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков должником, по которым является это реорганизуемое юридическое лицо.

Налоговые правопреемники

Гарантии прав государства по налоговым обязательствам при различных формах реорганизации определены в ст. 50 НК РФ.

Главной чертой всех форм реорганизации является тот факт, что реорганизация не создает каких-либо новых налоговых обязательств, но и не отменяет ранее возникших: обязанность по уплате налогов во всех случаях исполняет правопреемник (п. 1 ст. 50 НК РФ). Исключение составляет выделение с рядом оговорок.

Обязанность по уплате налогов возникает независимо от того, осведомлен правопреемник о наличии у реорганизованной компании задолженности перед бюджетом или нет (п. 2 ст. 50 НК РФ).

  • В таблице 3 приведен перечень правопреемников налоговых обязательств перед бюджетом при различных видах реорганизации.
  • Таблица 3
  •  Правопреемники налоговых обязательств
Виды реорганизации Правопреемник по уплате налоговых обязательств
Слияние Возникшее в результате слияния новое юридическое лицо
Присоединение Юридическое лицо, присоединившее к себе другое юридическое лицо (лица)
Разделение Возникшие в результате этого разделения новые юридические лица согласно долям по разделительномубалансу (передаточному акту)
Выделение Правопреемство не возникает, кроме случаев, когда налогоплательщик не может в полном объеме исполнить все налоговые обязанности перед бюджетом, в т.ч. когда реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов и пени. По решению суда вновь образованные в результате выделения юридические лица могут солидарно исполнять обязанности по уплате налоговреорганизованного лица
Преобразование То же юридическое лицо, но в другой организационно-правовой форме

Правопреемник пользуется всеми правами и исполняет все обязанности для налогоплательщиков, которые установлены НК РФ.

Читайте также:  Как заполняется строка 080 раздела 2 декларации по НДС

При этом сроки уплаты налогов у правопреемника юридического лица не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). Это возможно, если точно определен период (месяц), в котором реорганизация завершится.

В случаях, если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника, в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

Особенности налогообложения при реорганизации организаций

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Виды налогов » Особенности налогообложения при реорганизации организаций

В зависимости от формы реорганизации определяется правопреемник, на кого переводятся обязанности по уплате.

Содержание

Весь объем правил, применяемых относительно налоговых платежей, связанных со случаями реорганизаций хозяйствующих субъектов, отражен в ст. 50 НК РФ.

При проведении слияния, обязанность по выплате налоговых платежей переходит к компании, которая образовалась в результате проведения реорганизационных процедур.

В случае присоединения, весь спектр налоговых обязательств субъекта переходит к тому лицу, которое добавило его к себе.

В случае выполнения разделения, со стороны бухгалтерии составляется разделительный баланс, который и определяет доли отдельных участников. В практической деятельности существовали судебные решения, которым обязанность по выплате налогов возлагалась на новые юридические лица солидарно.

Необходимо отметить, что со стороны налогового органа абсолютно законным и обоснованным будет выступать требование о погашении начисленных обязательств как к отдельному субъекту, так и ко всем тем лицам, которые были созданы по завершению процесса реорганизации.

Для выделения нового предприятия установлен законодательный запрет, относящийся к погашению налоговых начислений, что свидетельствует об отсутствии правопреемников.

Все обязанности, которые возникли еще до момента реорганизации, закрепляются за тем субъектом, в отношении которого она была проведена. В данном случае, работа выделенного субъекта является полностью самостоятельной, что выражается в отдельной работе с налоговыми органами и отчетностью перед ними.

Процедура реорганизации, выражаемая в выделении, имеет особенность.

В тех случаях, когда предприятие, в отношении которого проведены реорганизационные процедуры, не имеет возможности исполнять собственные обязательства по выплате налогов, относительно той его части, которая выделяется, действия по реорганизации могут признаваться направленными на уклонение от существующих налоговых обязанностей.

  • Как результат, суд имеет законодательную возможность вменить обязанность по погашению существующих обязательств солидарно, путем вынесения процессуального решения.
  • При преобразовании, весь объем обязательств возлагается на созданное лицо, что обосновано отсутствием смены собственника хозяйствующего субъекта.
  • Лица, ставшие правопреемниками предприятий, прошедших реорганизацию, являются носителями обязанностей по выплате налоговых платежей и сборов общеобязательного значения.
  • Не являются исключением и те случаи, в которых о наличии таковой задолженности им стало известно уже после фактического проведения всех юридических процедур.
  • На уровне законодательство определены особенности налогообложения при реорганизации организации. Такие особенности касаются каждого отдельного налога, среди них:
  • отсутствие обязанности по уплате НДС при передаче имущества реорганизованной компанией ее правопреемнику;
  • практически все общие налоговые ежемесячные вычеты, касающиеся НДФЛ, осуществляются текущим работодателем, с учетом тех начислений заработных плат, которые были выполнены с начала отчетного года. В данной ситуации к расчету должны быть приняты и те суммы, начисления которых осуществляли иными компаниями за текущий год;
  • при определении и уплате сумм налога на прибыль осуществляется конвертация долей, ранее принадлежавших компании, которая была реорганизована. Данные суммы начисляются новыми предприятиями пропорционально перешедшим к ним долям.

Вычеты сумм налога

  1. Возможность возмещения сумм налогов, имеющихся у реорганизованного предприятия и подлежащие возврату ему, должны быть направлены правопреемнику на общих основаниях.

  2. В тех случаях, когда правопреемник не является единоличным, общая сумма делиться между всей их совокупностью, в соответствии с тем процентным соотношением, который указан в разделительном балансе.

  3. Для того чтобы претендовать на «входной» налог, предприятие-правопреемник, должно иметь ряд первичных документов, которые потребуются для предъявления налоговым органам.

К таковым относятся счета-фактуры, которые были предъявлены поставщиками, а также платежные документы, которые подтверждают фактическое проведение оплаты выставленных счетов. Данная документация должна быть направлена налоговикам в копиях.

  • Налоговые органы могут осуществить вычет НДС, который осуществляется в отношении аванса правопреемника, который был получен предприятием, прошедшим реорганизацию.
  • В тех ситуациях, когда выплата и получение аванса осуществлялись до фактического ее проведения, а факт выполнения договоренностей был зафиксирован со стороны правопреемника уже по завершению реорганизационных процедур, средства, направленные на уплату НДС могут быть использованы правопреемником в качества вычета.
  • Порядок осуществления вычета определяется в зависимости от способа, использованного для реорганизации.
  • Правопреемство по вычетам НДС недопустимо в случае проведения выделения нового предприятия.
  • Лишь в тех случаях, когда в отношении правопреемника осуществляется перевод долга, компания, созданная в результате выделения, имеет право принять к вычету тот объем налога, который был направлен для выплаты из суммы авансового платежа.

Право требования при реорганизации организации

К обязанностям юридических лиц, принявшим решение о собственной реорганизации, относится письменное уведомление органа государственной регистрации о проведении будущих юридически значимых мероприятий.

Такие действия должны быть выполнены на протяжении 3 трудовых дней, которые следуют за днем принятия вышеуказанного решения.

Вместе с этим, реорганизуемый субъект является носителем обязанности по помещению в СМИ официальной информации о предстоящей реорганизации. Такое информирование позволяет кредиторам юридических лиц предъявить требования, которые возникли в то время, когда предприятие выполняло весь объем функций.

Процесс реорганизации, как правило, влечет за собой и обязанность по досрочному исполнению тех обязательств, которые имеются у него перед кредитором.

В тех случаях, когда досрочное исполнение не может быть выполнено, кредитор имеет возможность осуществить действия по прекращению существующих обязательств, вместе со взысканием всего объема убытков, причиненного таким изменением организационной структуры.

Права по истребованию долга возникают существуют у кредиторов на протяжении 30 дней, отсчет которых осуществляется с даты опубликования завершительного официального уведомления, содержащего информацию о проведении реорганизационных процедур.

Наличие таких требований не может стать причиной для приостановления реорганизационных действий. Положения ГК обязывают субъекта хозяйствования, находящегося в стадии реорганизации, обеспечить исполнение ранее принятых обязательств в полном объеме.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как платить налоги при реорганизации — НалогОбзор.Инфо

Кто платит

При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования, разделения права, обязательства и имущество организации переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованную организацию налоги (пени, штрафы) платит правопреемник (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ).

Если происходит реорганизация, перечислить налоги (сборы, пени, штрафы) должна:

  • организация, возникшая при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • организация, возникшая при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • организация, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • организации, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

Если происходит реорганизация в форме выделения, правопреемства по отношению к реорганизованной организации в части уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) не возникает. Организация, из состава которой при разделении выделилась другая, продолжает действовать и платить налоги в обычном порядке.

Из этого правила есть исключение. Если организация, из которой при разделении выделяются другие, не может полностью рассчитаться с бюджетом, то по решению суда выделившиеся организации будут обязаны заплатить налоги (пени, штрафы) за реорганизованную организацию.

Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Какие налоги платить

Правопреемники должны заплатить за реорганизованную организацию все налоги, а также пени и штрафы, не уплаченные ею до реорганизации (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ). При слиянии, присоединении или преобразовании задолженность по налогам переходит к правопреемникам (п. 1 и 2 ст. 58 ГК РФ). Если проводится разделение или выделение, то составляется передаточный акт (п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ).

Правила начисления НДС при реорганизации установлены статьей 162.1 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как начислить НДС при реорганизации.

Правопреемник может получить имущество, имущественное и неимущественное право или обязательство, приобретенное реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. С их стоимости платить налог на прибыль вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций не нужно. Такие правила установлены в пункте 3 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Читайте также:  Профстандарты для главного бухгалтера с 2016 года

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) реорганизуемой организации, представлен в таблице. Не применяет эти правила организация, из состава которой выделяются или к которой присоединяются одна или несколько организаций (абз. 4 п. 3 ст. 55 НК РФ). Для нее действуют общие правила определения налогового периода.

Порядок уплаты

В связи с реорганизацией сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ).

Перечислить недостающие суммы налогов правопреемник должен в бюджеты (федеральный, региональный, местный) по местонахождению реорганизованной организации. Такой вывод следует из писем ФНС России от 19 сентября 2005 г. № 02-4-12/73, от 12 мая 2005 г. № 02-4-12/25, УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 09-14/060023.

Пример установления срока представления налоговой декларации и уплаты налога на прибыль при реорганизации в виде присоединения

Непубличное акционерное общество «Альфа» реорганизовано (внесена запись в ЕГРЮЛ) 3 марта 2015 года. Реорганизация проведена в форме присоединения. В связи с этим обязанности по представлению декларации за налоговый период и по уплате налога на прибыль возложены на правопреемника организации.

Срок представления декларации за налоговый период и уплаты налога на прибыль – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так как сроки исполнения правопреемником обязанности по представлению налоговой декларации и уплате налога не меняются, он подает налоговую декларацию и платит налог на прибыль не позднее 28 марта 2016 года.

Отчетность

О порядке сдачи налоговой отчетности при реорганизации см. Кто должен сдавать налоговую отчетность в инспекцию.

Переплата по налогам

Если до реорганизации образовалась переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения задолженности реорганизованной организации по другим обязательным платежам в бюджет (если она есть).

Налоговая инспекция самостоятельно производит зачет не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации. Такие правила установлены в абзаце 1 пункта 10 статьи 50 Налогового кодекса РФ. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам) (абз. 2 п. 10 ст.

 50 НК РФ). Для зачета переплаты правопреемнику подавать заявление не нужно (абз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у реорганизованной организации нет задолженности по налогам (пеням, штрафам), переплату возвратят правопреемнику на расчетный счет. Срок возврата – не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены в абзаце 3 пункта 10 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация, созданная в результате реорганизации, применять упрощенку, если реорганизованная организация применяла этот спецрежим?

Да, может, если будут выполнены все условия перехода.

Поскольку в результате реорганизации образуется новая организация (кроме реорганизации в форме присоединения) (ст. 58 ГК РФ), на нее распространяется такой же порядок перехода на упрощенку, как для вновь созданных организаций.

В частности, чтобы начать применять спецрежим, нужно в течение 30 календарных дней после постановки на учет подать заявление в налоговую инспекцию (абз. 1 п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Подробнее об этом см. Как начать применять УСН. Такую же позицию высказывает и Минфин России (письма от 5 декабря 2008 г.

№ 03-11-04/2/192, от 23 мая 2006 г. № 03-11-04/2/116 и от 9 ноября 2006 г. № 03-11-04/2/233).

Ситуация: может ли организация, при смене организационно-правовой формы сохранить за собой прежний банковский счет?

Да, может.

Если организация меняет организационно-правовую форму, то она проходит процесс преобразования. При этом к организации, возникшей в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованной организации. Об этом говорится в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Договор банковского счета расторгается по основаниям, предусмотренным статьей 859 Гражданского кодекса РФ.

При этом если изменяются реквизиты, позволяющие банку идентифицировать клиента, то клиент (организация) предоставляет в банк новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.

Такую карточку при желании сохранить прежний банковский счет должна предоставить в банк организация, созданная в результате преобразования.

При этом банк обязан сообщить в налоговую инспекцию об изменении реквизитов банковского счета организации (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-02-07/1-469.

2.4. Зачет (возврат) налогов при реорганизации юридического лица

2.4. Зачет (возврат) налогов при реорганизации юридического лица

Процесс реорганизации организации может проходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Инициаторами реорганизации могут выступать учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица регламентированы ст. 50 НК РФ.

Обязанности по уплате налогов и сборов, таможенных платежей реорганизованного юридического лица возлагаются на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Эта норма части второй п. 2 ст. 50 НК РФ фактически означает, что штрафы, начисленные реорганизуемой организации, не перекладываются после ее реорганизации на правопреемника.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ).

Особенности правопреемства зависят от формы реорганизации.

Так, реорганизация в форме слияния предусматривает объединение двух или нескольких организаций в одну. При этом права и обязанности каждой из этих организаций переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая организация является правопреемником и в части исполнения обязанности организации по уплате налогов (ст. 58 ГК РФ, п. 4 ст. 50 НК РФ).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Это же правило действует и в части исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 50 НК РФ).

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Новые юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица и по обязанностям по уплате налогов.

Причем при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 58 ГК РФ, п. 6, 7 ст. 50 НК РФ).

Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Но правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает (ст. 58 ГК РФ, п. 8 ст. 50 НК РФ).

Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

Читайте также:  Обратиться в ВС РФ можно через систему "Мой Арбитр"

Пример.

Открытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к налоговому органу о признании недействительным решения ответчика и об обязании налогового органа возместить НДС в сумме 2 364 960 руб.

Открытое акционерное общество выделилось из состава закрытого акционерного общества, последнее до реорганизации уплатило в бюджет сумму НДС, которую открытое акционерное общество сочло возможным предъявить к возмещению из бюджета. Налоговый орган в возмещении НДС отказал, ссылаясь на п. 8 т 50 НК РФ.

Суд отказал открытому акционерному обществу в иске по тем основаниям, что в соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемство по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает.

Открытое акционерное общество сослалось на ст. 58 ГК РФ, в соответствии с п. 4 которой при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица согласно разделительному балансу.

В связи с этим истец полагал, что, поскольку ему по разделительному балансу были переданы как активы, так и пассивы, он был вправе пользоваться налоговой льготой (возмещение из бюджета сумм НДС, уплаченных закрытым акционерным обществом) в той части имущества, в которой оно было ему передано по разделительному балансу.

Между тем ГК РФ, в том числе его ст. 58, не могут применяться к данным отношениям исходя из правила п. 3 ст.

2 НК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В данном случае подлежит применению п. 8 ст. 50 НК РФ, согласно которому при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает.

Таким образом, в отношении налоговых обязанностей п. 8 ст. 50 НК устанавливает прямо противоположное правило, нежели ст. 58 ГК РФ.

Истец полагал, что по настоящему делу спор возник не о передаче налоговых обязанностей, а о возникновении права на возмещение НДС из бюджета, и ссылался при этом на ст. 8 НК РФ, раскрывающую понятие налога.

Между тем данная статья НК РФ подлежит применению с учетом ст. 52 НК РФ, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Таким образом, исходя из общего принципа обязанность конкретного налогоплательщика по уплате налога касается и его права на уменьшение налогооблагаемой базы и налога (налоговые льготы, вычеты).

Что же касается НДС, согласно положениям п. 1 и 2 ст.

173 НК РФ о том, что налоговые вычеты являются неотъемлемой составной частью при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, суммы НДС, уплаченные третьим лицом (а не истцом), после реорганизации юридического лица и государственной регистрации истца в силу п. 8 ст. 50 НК РФ не могут быть предъявлены истцом к возмещению из бюджета. (по материалам постановления ФАС Московского округа от 29.01.2003 по делу № КА-А40/9126-02)

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом и правопреемником в налоговой сфере признается вновь возникшее юридическое лицо (ст. 58 ГК РФ, п. 9 ст. 50 НК РФ).

Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Данный зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации.

Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (то есть реорганизация завершена), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Именно от этих дат и должен вестись отсчет упомянутого в п. 10 ст. 50 НК РФ месячного срока, отпущенного налоговому органу для зачета переплаты правопреемнику.

Решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных или взысканных налогов в пользу правопреемника принимается налоговым органом по месту его учета, а не налоговым органом по месту учета реорганизованной организации.

Пример.

ОАО «Н» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений ИФНС России по г. Москве № 45, которой 26 мая 2006 года были приняты решения о зачете сумм НДС и налога на имущество ОАО «Ф» в счет переплаты налогов.

Между тем ОАО «Ф» было реорганизовано в форме разделения, и в результате реорганизации были созданы ОАО «Н» и ОАО «С». Реорганизация была завершена 21 апреля 2005 года.

Одновременно с этим ОАО «Ф» было снято с учета в ИФНС России по г. Москве № 45.

Тем не менее 26 мая 2006 года этот налоговый орган самостоятельно принял решение о зачете переплаты налогов несуществующей организации в счет ее же задолженности по другим налогам по прошествии более года с момента прекращения деятельности организации, мотивируя свое решение тем, что у нее на момент реорганизации имелась кредиторская задолженность перед бюджетом.

Налоговый орган счел необоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что, учитывая факт нахождения ОАО «Н» на налоговом учете в ИФНС России по г.

Москве № 5, только данный налоговый орган имел право принимать решения о зачете сумм НДС в отношении ОАО «Н», поскольку, по его мнению, обжалуемые решения о зачете НДС были приняты в отношении ОАО «Ф», но не в отношении заявителя.

Кроме того, налоговый орган оспаривал вывод суда об отсутствии у заявителя недоимки по налогу на имущество организаций на момент принятия решения о зачете суммы 376 473 руб. 88 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

При этом на основании ст. 11 НК РФ организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью.

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Судом было установлено, что ОАО «Н», правопреемник ОАО «Ф» по НДС и по налогу на имущество организаций, состоял на налоговом учете в ИФНС России по г. Москве № 5, поэтому право принимать решения о зачете (возврате) сумм налога в отношении ОАО «Н» имел только этот налоговый орган по месту учета.

В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Суд кассационной инстанции установил, что у заявителя по состоянию на 26 мая 2006 года отсутствовала недоимка по налогу на имущество организаций по декларации за I квартал 2005 года, поскольку сумма налога на имущество организаций, начисленная по вышеуказанной декларации, была уплачена ОАО «Н» в ИФНС России по г. Москве № 5 – налоговый орган по месту своего учета.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *