Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджет

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджет

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон.

Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря.

По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетРасчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытковНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджет Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджет

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Читайте также:  Календарь бухгалтера на 25 июля 2019 года

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Нарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетНарушили условия контракта с белорусским покупателем? Налог на прибыль со штрафа пойдет в российский бюджетТакже поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.

  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.

Организация уплатила штраф по договорам с резидентами России и Украины: что следует учесть при удержании налога на доходы?

«Наша организация оказывает услуги по перевозке грузов в международном сообщении. По заказу резидента РФ осуществлялась перевозка товара из России покупателю,расположенному на территории Украины. По объективным причинам срок доставки товара был нарушен.

За нарушение условий договора заказчик перевозки (резидент РФ) выставил нам штрафные санкции.

По условиям договора 50 % штрафа подлежит перечислению на счет заказчика перевозки (резидента РФ), а 50 % – на счет покупателя товара (резидента Украины).

Оба нерезидента представили нашей организации подтверждение постоянного местонахождения на территории иностранного государства для применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

1. Каким образом исчислить и уплатить налог на доходы с такого вида дохода, как штраф?

2. Имеет ли право наша организация как налоговый агент при выплате дохода иностранной организации сумму налога на доходы не удерживать у иностранного контрагента, а уплатить в бюджет за счет собственных средств?

3. Какие статьи соглашений об избежании двойного налогообложения применяются в данном случае и при каких условиях?

4. Каким образом данные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?

  • Валентина Сергеевна, бухгалтер»
  • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы
  • Рассмотрим поочередно Ваши вопросы, Валентина Сергеевна, и для начала обратимся к Налоговому кодексу РБ (далее – НК).

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы определен гл. 15 НК. В ней указано, что плательщиками налога на доходы признают иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).

Перечень объектов обложения налогом на доходы представлен в п. 1 ст. 146 НК и является исчерпывающим. Так, согласно положениям подп. 1.7 п. 1 ст. 146 НК объектом обложения налогом на доходы являются в т.ч. доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров.

  1. Следовательно, в нашем случае в соответствии с нормами НК плательщиками налога на доходы будут признаваться резидент России и резидент Украины, получающие доходы в виде штрафа, а не белорусский перевозчик.
  2. Д-т 90-4 – К-т 20
  3. – отражена себестоимость оказанных услуг по перевозке;
  4. Д-т 62 – К-т 90-1
  5. – отражена выручка по оказанным услугам;
  6. Д-т 90-8 – К-т 62
  7. – отражена сумма выставленных заказчиком штрафов*.
  8. ___________________________
  9. * Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.

Ставка налога на доходы для рассматриваемого вида доходов установлена в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК).

Для расчета с бюджетом налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы налоговый агент должен представить в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Им признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы. Налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст.

 150 НК).

Налоговый агент обязан уплатить налог на доходы из средств, причитающихся нерезиденту

Налог на доходы исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет юридические лица, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица признают налоговыми агентами, которые имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 3 ст. 150 НК).

При этом налоговый агент обязан исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины), т.е. исполнять налоговое обязательство (подп. 3.1 п. 3 ст. 23, пп. 2, 4 ст. 37 НК).

  • Д-т 62 – К-т 68
  • – начислен налог на доходы из средств, причитающихся нерезиденту;
  • Д-т 68 – К-т 51
  • перечислен в бюджет исчисленный налог.

Справочно: исполнение налогового обязательства – уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо. Если обязанность по исчислению и удержанию налога, сбора (пошлины) возложена на иное обязанное лицо, то налоговое обязательство плательщика считается исполненным со дня уплаты суммы налога, сбора (пошлины) этим обязанным лицом в бюджет.

Таким образом, если налоговый агент (белорусская организация) своевременно перечисляет в бюджет Республики Беларусь налог на доходы плательщика (иностранной организации), то в данном случае он исполняет налоговое обязательство плательщика (нерезидента РБ).

Однако если перечисление налога на доходы в бюджет налоговый агент осуществляет за счет собственных средств, то им не выполняется возложенное на него налоговое обязательство по удержанию налога на доходы из суммы дохода, полученного иностранной организацией на территории Республики Беларусь. А за невыполнение налоговым агентом в определенный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины) установлена административная ответственность по ст. 13.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях.

  1. Д-т 90-8 – К-т 68
  2. – начислена сумма штрафа за нарушение налоговых обязательств;
  3. Д-т 68 – К-т 51
  4. – уплачена сумма исчисленного штрафа.
  5. При исчислении налога на доходы следует применять нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства.

Если положениями международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то применяют нормы международного договора, если иное не определено положениями международного права (ст. 5 НК).

Для целей применения положений международных договоров по вопросам налогообложения иностранные организации, которые являются фактическим владельцем дохода (резиденты России и Украины), должны представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что они имеют постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым Республика Беларусь имеет действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (ст. 151 НК).

Читайте также:  Как произвести разовую сдачу отчетности через интернет?

Справочно: форма и порядок подтверждения установлены Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – Инструкция № 82).

Подтверждение постоянного местонахождения представляется в виде заявления по формам согласно приложению 1 или приложению 2 к Инструкции № 82, или справки, составленной в произвольной форме, или справки (иного документа) по форме, согласованной с компетентным органом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет международный договор по вопросам налогообложения, либо справки (иного документа) по форме, установленной в иностранном государстве.

Итак, мы рассмотрели нормы национального законодательства. А теперь проанализируем положения международных соглашений с Россией и Украиной.

Так, на основании ст. 18 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (заключено в г. Москве 21.04.

1995; далее – Соглашение с Россией) виды доходов, возникающие из источника в договаривающемся государстве (в данном случае – в Республике Беларусь), о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве, т.е. в Республике Беларусь.

Статьей 20 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (подписано 24.12.1993  в г.

Ашгабате; далее – Соглашение с Украиной) предусмотрено следующее: «Вiды даходаў рэзiдэнта Дагаворнай Дзяржавы (резидента Украины. – Прим. авт.

), незалежна ад месца iх узнiкнення, спецыяльна не названыя ў папярэднiх артыкулах дадзенага Пагаднення, абкладаюцца падаткамi толькi ў гэтай Дагаворнай Дзяржаве», т.е. только в Украине.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами соглашений доход резидента РФ, полученный в виде штрафа за нарушения условий договоров, будет облагаться налогом на доходы в Республике Беларусь независимо от наличия либо отсутствия подтверждения его постоянного местопребывания в Российской Федерации. А доходы резидента Украины в виде штрафа в данном случае на территории Республики Беларусь будут освобождаться от налога на доходы при представлении подтверждения.

Дополнительно в отношении резидента РФ отмечу, что ст.

 20 Соглашения с Россией предусмотрена возможность иностранной организации вычесть по месту своей регистрации в Российской Федерации сумму налога на доходы, уплаченную в Республике Беларусь, из суммы налога, взимаемого с нее в связи с таким доходом в Российской Федерации. При этом данный вычет не должен превышать сумму налога на такой доход в Российской Федерации, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством.

Справочно: сумму удержанного и перечисленного в бюджет Республики Беларусь налога на доходы иностранной организации подтверждают справкой налогового органа по месту постановки на учет налогового агента по форме согласно приложению 9 к постановлению МНС РБ от 31.12.

2010 № 99 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 февраля 2009 г.

№ 11 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Бухгалтерский и налоговый учет

Сумма штрафа за нарушение организациейперевозчиком условий договора перевозки является для нее расходами по текущей деятельности, учитываемыми на субсчете 90-8 «Прочие расходы по текущей деятельности» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Поскольку в данном случае организация признала штраф в добровольном порядке, то в бухгалтерском учете указанную сумму следует отразить в составе расходов в месяце ее признания в сумме, признанной организацией (пп. 13, 38 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Что касается налогового учета, то внереализационными расходами признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).

При этом в состав внереализационных расходов включают в т.ч. суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров (подп. 3.1 п. 3 ст. 129 НК).

  • Таким образом, суммы штрафов за нарушение условий договора, признанные Вашей организацией, для целей бухгалтерского учета являются прочими расходами по текущей деятельности, а для целей налогообложения они уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов.
  • Надеюсь, мои ответы помогли Вам.
  • Искренне Ваша, Ольга Павловна

Особенности налогообложения штрафных санкций по внешнеэкономическим договорам

Нарушение обязательств между партнерами встречается повсеместно и в коммерческой сфере деятельности, и в обыденной жизни. Та сторона договора, которая допустила нарушение, должна понести за это ответственность, обычно в виде уплаты дополнительных денег потерпевшей стороне.

Штрафные санкции за нарушение условий договора с нерезидентом имеют ряд особенностей при налогообложении.

Так, доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров, получаемые иностранными компаниями от белорусских субъектов хозяйствования, признаются объектом налогообложения налогом на доходы на территории Республики Беларусь, если эти компании не осуществляют деятельность в Беларуси через постоянное представительство (п. 1.7 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

Ситуация 1

Белорусская организация (ООО) несвоевременно выполнила обязательства по оплате товара, поставленного российской компанией.

ООО признало претензию иностранного поставщика и согласно уплатить штрафные санкции в связи с нарушением условий договора.

В результате российской компанией в адрес ООО была направлена претензия, согласно которой санкции предлагалось уплатить в адрес представительства этой российской компании, открытого в Республике Беларусь.

Необходимо ли в таком случае удерживать налог на доходы иностранной организации?

В данной ситуации правоотношения складываются между белорусской организацией и российской компанией, так как именно они являются контрагентами по договору, в соответствии с которым производится уплата санкций.

То есть обязательство по уплате санкций исполняется ООО непосредственно перед российской компанией.

То, что санкции перечисляются на счет третьего лица, является надлежащим исполнением обязательства перед российским контрагентом.

При этом для целей исчисления и уплаты налога на доходы не имеет значения факт указания российской компанией на необходимость перечисления причитающихся ей денежных средств представительству. То есть налог на доходы должен быть удержан в общеустановленном порядке.

При учете налогообложения штрафных санкций необходимо помнить, что в НК не поясняется, какие виды выплат относятся к другим видам санкций за нарушение условий договоров.

При этом в целях налогового законодательства термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 1 ст. 13 НК).

Гражданское законодательство также не раскрывает понятие «санкции».

В целях исчисления налога на доходы сумма возмещаемого убытка не является санкцией и, следовательно, не подлежит налогообложению в Республике Беларусь. При этом если указанные выплаты были произведены в связи c нарушением условий договоров, то объект налогообложения возникает.

Ситуация 2

Предприятие — резидент Республики Беларусь на основании решения Международного арбитражного суда обязано уплатить иностранному юридическому лицу неустойку за нарушение договорных условий, а также возместить расходы по уплате арбитражного сбора.

В данной ситуации обложение налогом на доходы будет производиться только с суммы неустойки.

Налогообложение суммы арбитражного сбора, подлежащей возмещению истцу (нерезиденту Республики Беларусь), действующим налоговым законодательством не предусмотрено.

В связи с этим при возмещении предприятием — резидентом Республики Беларусь арбитражного сбора предприятию — нерезиденту Республики Беларусь удержание налога на доходы не производится.

Налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы по рассматриваемому виду доходов выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от неустойки имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (п. 3.1, 3.2, 3.4 ст. 189 НК).

Читайте также:  Помощь сторонней организации с уплатой взносов за негативное воздействие на окружающую среду можно учесть для УСН

При начислении либо выплате неустойки иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (п. 1.3 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (п. 1.5 ст. 192 НК).

Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

Необходимо помнить, что до 2019 г. по доходам в виде неустоек и санкций за нарушение условий договоров порядок определения дня начисления дохода (платежа) не был установлен.

Налоговые агенты руководствовались разъяснениями специалистов налоговых органов и исчисляли налог на доходы на дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты такого дохода (п. 2.3 ст. 148 НК-2018).

С 2019 года НК установлено, что налог по таким доходам следует исчислять по наиболее ранней из дат:

С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся

20 июля 2020 года принят ФЗ N 218, предусматривающий поправки в КоАП РФ, направленные, в том числе, на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности

Действующее российское валютное законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушения требований валютного контроля. Экспортеры согласно положениям статьи 19 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязаны получать валютную выручку на свои российские счета строго в сроки, предусмотренные контрактами.

Нарушение этого порядка может повлечь претензии со стороны контролирующих органов, за которыми может последовать привлечение нарушителя к административной ответственности по п.4 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случаях совершения нарушения в крупном размере – к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Российские предприниматели получают штрафы даже за незначительные нарушения сроков возврата выручки, при этом во многих случаях задержки происходят из-за контрагентов, на которых экспортер не может повлиять. Из-за указанного требования законодателя экспортеры находятся в зависимости от своих контрагентов и несут дополнительную финансовую нагрузку.

В целях снижения избыточного административного давления на российских экспортеров был принят ФЗ N 218, которым вносятся изменения в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ, вступающие в силу с 31.07.2020 г.

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.

2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

2. Отмена ответственности

С 31.07.2020 г. в статью 15.25 КоАП РФ включены п. 7-9., устанавливающим обстоятельства, при наличии которых административная ответственность по указанной статье не наступает:
• Согласно п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам, заключившим с нерезидентом внешнеторговый договор, сумма обязательств по которому равна или не превышает 200.

000 рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);
• Согласно п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам по правонарушениям, связанным с валютными операциями по внешнеторговым договорам, расчеты по которым производились минуя счета в уполномоченных банках.

В установленном примечанием случае ответственность не применяется в отношении суммы частично зачисленных денежных средств.

Также в статью 15.

25 КоАП РФ вносится дополнение в пункте 9, согласно которому ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям наступает только по истечении 45 дней после окончания установленного срока. Следовательно, если задержка составила менее 45 дней, к ответственности компанию или ИП не привлекут.

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей. Установлена ответственность для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности за следующие нарушения:
• незачисление на счета денежных средств. Предусмотрены предупреждения или штрафы в размере от 3 до 5% размера суммы не зачисленных средств (п. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218);
• невыполнение в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В качестве санкций за такие нарушения предусмотрены предупреждение или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 20.000 до 30.000 рублей (п. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218). Резюмируя сказанное можно сделать вывод: несмотря на установление новых мер ответственности, положения ФЗ № 218 направлены на улучшение положения экспортеров. Особенно важно значение для предпринимателей имеет существенное снижение административных штрафов за незачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств. Вместе с тем, вносимые изменения направлены на повышенние административной ответственности резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

1. Вносятся изменения, смягчающие ответственность в части установления обстоятельств, позволяющих избежать назначения административного наказания. Также смягчаются санкции, предусмотренные за неисполнение обязанности репатриации.
2. Ряд изменений, наоборот, предполагают установление административной ответственности по новым составам.

В целом, стремление к смягчению ответственности за совершение валютных нарушений, можно рассматривать как положительную тенденцию. Вместе с тем, растет сложность и запутанность конструкций норм, устанавливающих ответственность.

Необходимо помнить и тот важный факт, что, согласно п. 2 ст. 1.

7 КоАП РФ закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, данные положения ФЗ-218 позволят многим резидентами уменьшить назначенное административное наказание, или отменить ответственность за его нарушение вовсе.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *