Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?

Бухгалтерия организации ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или специальным картам.

Не касаясь специфики формирования первоначальной стоимости ГСМ и учета НДС, скажем, что бухгалтер на основании первичных документов (авансовых отчетов, накладных и др.) приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. ГСМ учитываются на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». Это предусмотрено Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Рекомендуется в зависимости от местонахождения материалов использовать следующие группировки аналитического учета:

  • «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;
  • «Оплаченные талоны на бензин (дизельное топливо, масло)»;
  • «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей» и др.

Поскольку разновидностей ГСМ много, то для их учета открывают субсчета второго, третьего и четвертого порядков, например:

  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-98»;
  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-95».

Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.

Бухгалтер записывает поступление ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ, которая утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruВ организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ

Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают на себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций).

Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Предприятия, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».

Читайте

Учет расходов на горюче-смазочные материалы

Применение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования автомобилей. Например, если грузовой автомобиль перевозил грузы по заказам сторонней организации, то затраты на ГСМ отражаются на счете 20, а если легковой автомобиль использовался для служебных поездок, связанных с управлением организацией, то затраты отражаются на счете 26.

  • Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruПрименение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования авто
  • В учете списание ГСМ отражается бухгалтерской проводкой
  • Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 10-3 «Топливо» (аналитический учет: «ГСМ в баках транспортных средств» и др. соответствующие субсчета)
  • в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.

При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • по себестоимости единицы запасов,
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО),
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО),
  • по средней себестоимости.

Последний способ является наиболее распространенным. Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.

Обращаем внимание бухгалтеров на то, что как правило, в баках автомобилей всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток нужно и далее учитывать на счете отдельном субсчете «Бензин в баках автомобилей» (в аналитическом учете по материально-ответственным лицам (водителям).

Ежемесячно бухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств.

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruБухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов ежемесячно

Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете будет различна (например, в связи с превышением водителем норм, принятых в организации для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства. Таково требование пункта 7 указанного положения, которое утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Приведем пример бухгалтерского учета ГСМ на примере учета бензина для конкретного водителя.

Пример расхода на ГСМ

Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.

Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.

Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.

3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.

  1. 1, 2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7,10 и 11 литров бензина.
  2. Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
  3. С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя:
Дата Приход Расход Остаток
количество цена стоимость количество цена стоимость количество цена стоимость
Остаток на 01.04 18 10 180
01.04 7 10 70 11 10 110
02.04 10 10 100 1 10 10
03.04 20 11 220 11 10,95 120,48 10 10,95 109,52

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:

1 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 70 руб. — списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;

2 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 100 руб. — списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;

3 апреля:

Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»

— 220 руб. — оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

-120,48 руб. — списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.

Арендованный транспорт

Получить транспортное средство (автомобиль, грузовик, гусеничный экскаватор, фронтальный погрузчик) во временное владение и пользование можно, заключив договор аренды транспортного средства с юридическим или физическим лицом.

По договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 646 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть смешанные условия оплаты аренды в виде фиксированной доли (непосредственно арендная плата) и оплаты компенсации на текущее содержание арендованного имущества, которая может меняться в зависимости от внешних факторов.

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruЕсли а расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного ТС

В случае, когда расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного транспортного средства. Просто учитывается такой автомобиль не в составе основных средств, а на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, принятой в договоре.

За его использование начисляется арендная плата, а амортизация не начисляется. Арендная плата учитывается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией вне зависимости от того, у кого арендуется автомобиль — у юридического или физического лица (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В то же время статус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам. Так, если автомобиль арендуется у физического лица, у него возникает налогооблагаемый доход. Что касается ЕСН, то нужно различать аренду транспортного средства с экипажем и без него (п. 1 ст. 236 и 3 ст. 238 НК РФ).

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruСтатус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам

На арендованную машину выписывается путевой лист на время работы, поскольку распоряжается машиной организация. А пп.2 п.1 ст.

253 НК РФ разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, все средства, истраченные на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества, которое используется в производственной деятельности. Это касается и ГСМ, которые используются на арендованном автомобиле.

Безвозмездное пользование автомобилем

  • Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем (ссуды), согласно которому ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.
  • Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.
  • Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruОрганизация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем
Читайте также:  Введен штраф за неуплату экологического сбора

К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.

Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля.

Компенсации работникам

Работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Часто по приказу работнику выплачивают компенсацию по норме, установленной Правительством РФ и сверх этого расходы на бензин.

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?Источник фото: exkavator.ruРазмер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора

Бухучет ГСМ по топливным картам: возмещение расходов

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ? Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?

Учет ГСМ по топливным картам (бензин) в 2018 году — бухгалтерский по топливным картам, как вести, в НКО

Что такое горюче-смазочные материалы. Как вести учет ГСМ по топливным картам (бензин) в 2018 году. Что такое топливные карты. Особенности учета ГСМ в НКО и бюджетных организациях

Работа любого предприятия состоит из множества процессов,каждый из которого в результате приводит к получению прибыли.

В них могут быть задействованы средства, которые прямо или косвенно относятся к производственному процессу, оказанию услуг и выполнению работ. Но иногда возникает вопрос, как правильно их учитывать.

Основные моменты

Вся работа предприятия предусматривает использование разнообразных ресурсов. Одним из них выступает бензин.

Цель его применения определяется родом деятельности предприятия. Он может относиться к производственным запасам или нет.

Если же бензин используется как средство обеспечения передвижения лица, имеющего определенное поручение, связанное с нуждами предприятия, то такие расходы учитываются, но не влияют на прибыль.

Он может применятся для заправки рабочего оборудования, такого как бензиновый триммер или пилка.

Но в случае, когда данные приборы являются средством получения прибыли, он относится к производственным затратам.

Как видите, данный вопрос содержит массу нюансов, в которых стоит более детально разобраться.

Определения

В данной статье будет использован ряд терминов, не относящихся к финансовой сфере, но имеющих непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу. Рассмотрим их значение.

Топливная карта Это технический расчетный инструмент, в который встроен процессор. Она дает право владельцу на получение топлива в количестве, которое было заранее оплачено
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) Это нефтепродукты, которые используются в качестве топлива и смазки для транспорта или специального оборудования
Бензин Это бесцветная жидкость, относящаяся к ГСМ, получаемая путем переработки нефти

С какой целью ведется

  • Горюче-смазочные материалы, в частности бензин,являются материалами, без которых сложно сегодня представить работу любого предприятия.
  • В зависимости от того, с какой целью используется материал, его можно отнести к производственным, что позволит уменьшить налоговую базу, увеличить себестоимость продукции и правильно высчитать окончательную цену товара, поставляемого предприятием своим потребителям.
  • Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что учет ГСМ, как и других материалов, ведется с целью правильного расчета финансовых результатов, осуществления финансового планирования, а также расчетов с бюджетом в виде налоговых платежей.

Правовая база

При работе с учетом горюче смазочных материалов по топливным картам используется следующая нормативная база:

Также для ведения учета используются правила бухгалтерского учета и план счетов.

Бухгалтерский учет ГСМ по топливным картам

Определение топливной карты мы уже давали в одном из предыдущих пунктов. Рассмотрим какие бывают их виды.

Их различают по наличию ограничений:

Лимитированные Установлено определенное количество средств, которые необходимо использовать за определенный период
Не лимитированные Пользование средствами, внесенными на карту.Не ограничено их величиной и временем применения

Еще одним методом классификации является учетная единица. По этому признаку различают:

Литровые Это карта, которая выдается на заранее оплаченный объем топлива
Денежная На карте содержится денежная сумма, из которой в последствии ведется вычет при оплате материалов

Использование топливных карт – удобный и выгодный способ расчета. Поэтому он часто используется юридическими лицами. При этом важно, чтобы на предприятии велся правильный учет средств.

Для этого используют план счетов, а также разработанная учетная политика, которая должна содержать информацию о:

  • стоимости ГСМ;
  • методе учета расходов на ГСМ;
  • о методах внесения карт на баланс предприятия;
  • создании специального учетного журнала;
  • наименование места хранения ГСМ.

Для учета используются специальные листы.

Какими проводками отображается

Учет топливных карточек ГСМ ведется на основании договора на поставку топлива или товарной накладной.

Для этого используется счет 10.6 – «Прочие материалы». Но прежде, чем сумма будет внесена на данный счет, необходимо провести ряд хозяйственных операций.

Рассмотрим более подробно, какие используются проводки для учета топливной карты:

Дебит Кредит Хозяйственная операция
60 51 Перечисление средств за изготовление карт
10 60 Отображение карты в составе товарно-материальных ценностей
19 60 Учет НДС
68 19 Принятие к вычету НДС
20, 26, 44 10 Списание стоимости карты на расходы

Карта для использования выдается водителю, который должен получать по ней назначенные ГСМ. Важно, что эта операция не подтверждается бухгалтерской проводкой.так как лицо не получает на руки денежные средства.

Какие операции проводятся до списания материалов на расходы, вы может просмотреть в таблице, представленной ниже:

Дебит Кредит Операция Документ
60.2 51 Перечисление поставщику оплаты за ГСМ Выписка из банка
10.3 60.1 Принятие к учету ГСМ Договор о поставке,товарная накладная,отчет
19 60.1 Учтен НДС Счет фактура
68 19 Вычет НДС Счет фактураКнига закупок
60.1 60.2 Учет предоплаты Бухгалтерская справка
20, 26, 44 10.3 Списание приобретения топлива, используемого по карте Бухгалтерская справаПутевой лист

Документальное оформление

Учет и списание ГСМ по топливным картам должны подтверждаться документально. Он изготавливается предприятием, обеспечивающим поставку бензина.

Для его расчета используется счет-фактура, а для вычета – книга закупок. Все затраты, которые несет предприятие в связи с изготовлением карты, относятся к расходам, которые фиксирует бухгалтерская справка.

Как именно они применяются, вы можете увидеть в таблице, представленной в пункте выше.

Помимо бухгалтерского учета на предприятии в обязательном порядке ведется налоговый учет ГСМ и топливных карт. Предприятие, как потребитель, уплачивает НДС с такого товара как топливная карта.

Вычет производится в случае, если операции, для которых приобретена карта, облагаются НДС. Эта операция проводится после принятия карты на учет и получения счета-фактуры.

Топливо может быть внесено в расходные материалы и его стоимость уменьшит налогооблагаемую базу в случае, если оно применялось непосредственно с целью получения дохода, что подтверждено документально.

Возникающие нюансы

Представленный выше пример учета ГСМ используется для большинства коммерческих организаций и предприятий.

Но для отдельных видов организаций используется несколько другой учет. Рассмотрим это более подробно.

В НКО

В некоммерческих организациях не предусмотрено получение дохода. Поэтому учет они осуществляют несколько другими методами. НКО не оплачивает налог на прибыль, следовательно, не ведется налоговый учет.

Видео: учет путевых листов и ГСМНо так как их расход не связан с производством, то использование бензина отражается на счете 26 – «общехозяйственные расходы». В остальном проводки имеют такой же вид, как и у коммерческих предприятий.

Бюджетном учреждении

Отдельным вопросом можно вынести учет топлива на государственных предприятиях, которые именуются как бюджетные организации. Для них используется другой план счетов.

Порядок учета ГСМ по топливным картам в бюджетном учреждении представлен ниже:

Дебит Кредит Операция
1201055101302022830 1302022730120101610 Отражение стоимости закупленных топливных карт
120822560 120105610 Отражение карт, выданных ответвленным лицам
110503340 120822660 Отображение стоимости материалов, аванс за которые проводился денежной картой
110503340 120822660 Отображение стоимости материалов, оплаченных картой литровой
140101222 140101272 110503340 Перенесение стоимости ГСМ на текущие расходы
110601310 110503340 Отражается сумма средств,используемых для ведения предприятием основной деятельности

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод, что учет ГСМ на бюджетных предприятиях значительно отличается от частных.

Горюче-смазочные материалы, а именно бензин, это одно из средств, которые чаще всего используется на предприятиях.

Поэтому важно правильно вести учет данного средства, для чего используется счет 10.3. «Топливо». К каким расходам относятся данные затраты, зависит от специфики предприятия.

Для упрощения расчетов с поставщиками ГСМ используется топливные карты. Они могут различаться между собой по учетным единицам и лимитированию. Их учет ведется на счету 10.6.

С сайта: http://jurist-protect.ru/uchet-gsm-po-toplivnym-kartam/

Как правильно оформить списание ГСМ по топливным картам

Топливные микропроцессорные карты (так называемые смарт-карты) — это удобный и надежный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов.

Читайте также:  Подписан закон о повышении федерального МРОТ

Держателями карт являются в основном юридические лица. Эти карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. В настоящее время у средних и крупных компаний возрастает спрос на этот вид карт.

Учет бензина по топливным картам

Документальное сопровождение

Если транспорт лишен системы, то путевые листы подтвердят пробег, а справка от бухгалтерии покажет расход топлива.

Если в транспорте контролируется только пробег, то заверенные ответственным за эксплуатацию автомобиля бумажные отчеты из системы и бухгалтерская справка будут являться основанием для учета ГСМ.

При оснащении автомобиля системами контроля над пробегом и расходованием ГСМ хватит подписанных отчетов из системы ответственным лицом.

ГСМ при учете налогов

Налоговое законодательство не требует вести обязательное нормирование расходов ГСМ.

Если было принято решение в пользу нормирования, то, чтобы проводить в дальнейшем списание топлива в расходы, надо принять во внимание следующее:

  • При ОСНО весь потраченный объем ГСМ вносится в графу «Расходы» в последний рабочий день месяца (ст. 264 НК РФ). НДС, который указан в счете-фактуре поставщика, учитывается в вычете, когда отражена стоимость купленных ГСМ на дебиторском счете 10 «Материалы» (письмо Министерство финансов № 03-07-11/335).

Ответ недели: подтверждаем расходы на бензин

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?

Если ИП работает один, занимается грузоперевозками, система налогообложения — УСН 15%, какими документами он может подтвердить расходы на бензин? (расплачивается и наличными, и банковской картой). И обязательно ли ИП на самого себя оформлять путевой лист?

Сообщаю Вам следующее:

Документами, подтверждающими расходование ГСМ, являются путевые листы.

В целях налогообложения прибыли стоимость ГСМ включают в материальные или в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, основание пп. 2, 5 п. 1 ст. 254, пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

При применении УСН стоимость ГСМ признают в материальных расходах или в расходах на содержание служебного автотранспорта при условии их фактической оплаты (в том числе при отсутствии задолженности перед подотчетным лицом) (пп. 5, 12 п. 1, п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В бухгалтерском учете операции по приобретению бензина через подотчетное лицо отражают на основании авансовых отчетов и кассовых чеков. В налоговом учете стоимость приобретенного за наличный расчет бензина формируют в обычном порядке — исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, без учета НДС (п. 2 ст. 254 НК РФ).

  • В бухгалтерском учете приобретение бензина по топливным картам отражают на основании подтверждающих документов, полученных от поставщика (обычно это товарная накладная и реестр операций по топливным картам).
  • Оформление путевых листов на самого себя (на индивидуального предпринимателя) обязательно, так как документом подтверждающим расходование ГСМ являются путевые листы.
  • Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Готовое решение КонсультантПлюс, 23.06.2020

Как учитывать горюче-смазочные материалы

Приобретение и списание горюче-смазочных материалов (ГСМ) учитывают в обычном порядке. Но для списания топлива нужен путевой лист или иной документ, подтверждающий его использование.

Если же вы применяете УСН, то стоимость ГСМ можете признавать в расходах на дату оплаты независимо от использования.

Планирование и анализ затрат на ГСМ

  • Виды топлива, их классификация
  • Расчет, нормирование и анализ расхода ГСМ для автомобилей, машин и механизмов
  • Распределение расходов на ГСМ по видам услуг
  • Расчет остатков бензина на конец отчетного периода и анализ фактических расходов по сравнению с нормативными
  • Топливо — это вещество, способное выделять энергию в ходе определенных процессов, которую можно использовать для технических целей.
  • Виды топлива:
  • по агрегатному состоянию:

– твердое — древесина, горючий сланец, уголь, торф и т. д.;

– жидкое — дизельное топливо, мазут. керосин, бензин, масла, спирты и т. д.;

– газообразное — пропан, водород, сжатый природный газ, бутан и т. д.,

  1. – природное (уголь, нефть, газ);
  2. – искусственное.
  3. Затраты на ГСМ относятся к материальным затратам организации.
  4. Материальные затраты — это затраты на приобретение сырья и материалов для создания готовой продукции.
  5. Затраты на покупку ГСМ отражаются в смете расходов. Они зависят от:
  • количества единиц транспорта каждого вида;
  • его технических характеристик;
  • норм пробега и норм расхода ГСМ;
  • стоимости ГСМ;
  • поправочных коэффициентов к нормам расхода, установленных в зависимости от климатической зоны, места использования автомобиля и т. д.
  • Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе транспорт.
  • Обратите внимание!
  • Для целей налогового учета такие затраты признаются только при условии, что приобретение ГСМ обосновано и документально подтверждено — чеками АЗС, счетами-фактурами, путевыми листами (документы, подтверждающие поездки транспорта, в ходе которых приобретенное горючее было использовано).

Путевой лист — основной первичный документ учета работы водителя, пробега автомобиля, маршрута его следования. Выдается водителям транспортных средств ежедневно.

В путевых листах обязательно указывают:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • расстояние, пройденное автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в поездках.

Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в бензине, газе или дизельном топливе для различных видов транспорта на конкретный километраж или в час работы.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых транспортных средств в соответствии с условиями их работы согласно классификации и назначению.

Нормы расхода ГСМ для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на горюче-смазочные материалы, контролировать перерасход, списывать ГСМ со счетов предприятия (организации) согласно законодательству.

Нормы необходимы также:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости конкретной перевозки и себестоимости всей перевозочной работы;
  • правильного расчета налогов и т. д.

Нужно ли нормировать расходы на приобретение ГСМ?

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т. д.

), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах Правил дорожного движения.

Устанавливается на 100 км пробега.

  1. Транспортная норма (норма на транспортную работу) зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или конкретной массы перевозимого груза.
  2. Эксплуатационная норма устанавливается на месте эксплуатации автотранспорта на основе базовой или транспортной норм с использованием поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия эксплуатации.
  3. Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
  4. Он = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
  5. где Он — нормативный расход топлив, л;
  6. Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
  7. S — пробег автомобиля, км;
  8. D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
  9. К сведению

Приобретение ГСМ: законодательство и 1С

Приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) имеет свои особенности. Закупка топлива может производиться по-разному: оплатой наличными и банковской картой, по талонам, картам, ведомостям. В зависимости от выбранного способа методы принятия к учету ГСМ будут тоже отличаться.

Из статьи вы узнаете:

  • какие способы приобретения топлива существуют;
  • как правильно оформить и внести в 1С документы по покупке ГСМ;
  • что делать с НДС, предъявленным поставщиком, и когда принимать налог к вычету рискованно.

Нормативное регулирование

Бухгалтерский и налоговый учет

Как и все материалы, ГСМ принимаются к учету в сумме фактических затрат на их приобретение (п. 5, п. 6 ПБУ 5/01). В целях налога на прибыль фактическая стоимость МПЗ определяется исходя из покупных цен (без учета входящего НДС и акцизов) и иных затрат на их приобретение (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Приобретение ГСМ может происходить как за наличный расчет, так и безналичный.

В безналичной форме выделяют:

  • прямую безналичную оплату: по банковской карте или через расчетный счет;
  • косвенную безналичную оплату: по топливным картам, талонам, ведомостям, другим документам, позволяющим получить определенное количество заранее оплаченного топлива.

Поступление ГСМ и дальнейший его учет производится на счетах (план счетов 1С):

  • 10.03.1 «Топливо на складе»;
  • 10.03.2 «Топливо в баке».

Для контроля за его движением необходимо организовать учет по местам хранения и материально ответственным лицам (МОЛ) в разрезе различных видов ГСМ.

НДС

Вопрос принятия НДС к вычету при покупке ГСМ стоит особенно остро там, где имеется большой автопарк и затраты на ГСМ занимают значительную долю в структуре общих затрат.

При приобретении материалов НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ) :

  • материалы должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
  • в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
  • материалы приняты на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Причем, если говорить о безналичной оплате, то эти три условия выполняются при заключении любого из договоров поставки топлива: на оптовый склад покупателя, по топливным картам, талонам, ведомостям. По каждому из указанных договоров покупатель получает от поставщика накладную и счет-фактуру.

Читайте также:  Наличие переплаты по налогу не даст оштрафовать за его неуплату

В случае приобретения ГСМ за наличные принять НДС к вычету может быть проблематично.

Можно ли принять к вычету НДС по кассовым чекам, полученным на АЗС и приложенным к авансовому отчету?

Нормы расходов на ГСМ для налогового учета

Некоторые фирмы обязаны нормировать расходы на ГСМ при их отражении в бухгалтерском учете. Соответствующие лимиты разработаны Минтрансом РФ. Применять их должны автотранспортные компании. И тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, стоит ли делать то же самое в налоговом учете? А во-вторых, распространяются ли данные правила на организации других сфер деятельности?

Затраты на содержание служебного автотранспорта для расчета налога на прибыль организаций относятся к прочим расходам. Причем налоговым законодательством какие-либо нормы для их отражения в налоговом учете не предусмотрены.

Тем не менее существуют законодательные нормы, которые требуют отражения затрат на ГСМ в лимитированном размере в бухучете. Речь идет о пункте 40 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв.

приказом Минтранса России от 24 июня 2003 г. № 153) и Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р (далее — Методические рекомендации), которыми установлены соответствующие нормативы.

Вот тут и возникает вопрос: вправе ли фирма при исчислении налога на прибыль учитывать стоимость топлива при ее превышении норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые приведены в Методических рекомендациях?

Право или обязанность?

По мнению финансового министерства, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации. К такому выводу финансовое министерство пришло в письме от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097.

Как видим, учет упомянутых Методических рекомендаций Минфином рассматривается как право, а не обязанность налогоплательщика. Таким образом, фирма может учитывать сверхнормативные расходы на топливо для служебного автотранспорта при исчислении налога на прибыль.

Не стоит забывать, что затраты на приобретение топлива для служебного автотранспорта для учета их в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

Отметим, ранее финансовое министерство придерживалось противоположной позиции. Согласно ей, затраты на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в пределах норм, установленных Методическими рекомендациями. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15.

Кроме того, в письме от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61 Минфин России рекомендовал налогоплательщикам в отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Выводы о том, что при определении налога на прибыль расходы на топливо необходимо учитывать в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, содержатся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. № Ф04-7500/2008 (16942-А27-37) по делу № А27-4577/2008.

Как видим, сейчас Минфин изменил свою точку зрения.

Мнение о том, что в целях налога на прибыль нужно учитывать расходы на топливо и смазочные материалы в размере фактически произведенных затрат, представлено в письме УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2006 г.

№ 20-12/29007.

В частности, в нем указано, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретение смазочных материалов исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях.

Интересно, что и эта позиция поддерживается в судебных инстанциях. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 28 сентября 2007 г.

№ КА-А41/9866-07 указано, что Налоговый кодекс не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на приобретение ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Аналогичной позиции придерживаются судьи ФАС Центрального округа в постановлении от 4 апреля 2008 г. по делу № А09-3658/07-29.

Отмечено, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер. Примечательно, что определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 9586/08 было отказано в передаче этого дела в Президиум.

Экспертиза Минэкономразвития

Экспертизу на распоряжение Минтранса России № АМ-23-р провело Минэкономразвития России (заключение от 20 апреля 2012 г.).

По мнению министерства, в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые устанавливают обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива. А к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Другое дело — расходы на использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Таковые определяются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92.

Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, Налоговый кодекс не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с названным постановлением.

Кроме того, Минтранс не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ). А потому установленные им рекомендации в целях налогообложения применять не нужно.

Минэкономразвития в заключении обращает внимание на то, что с 2009 года было рассмотрено 60 судебных дел в отношении применения положений распоряжения.

К числу возможных положительных эффектов от использования подхода, предполагающего нормирование затрат организаций в целях учета базы по налогу на прибыль, по мнению министерства, может быть отнесено упрощение процедур администрирования (в т. ч. проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль.

К негативным может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении базы по налогу на прибыль. Это увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

По результатам экспертизы распоряжения Минэкономразвития России считает необходимым:

  • исключить из пункта 3 распоряжения упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности;
  • указать на рекомендательный характер распоряжения.

Подтверждение расходов

Подтверждением того, что приобретенное топливо израсходовано в производственных целях, является путевой лист.

Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем фирмы в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты (наименование и дата составления, величина измерения, подписи, фамилии, должности). Они перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

справочно

Закон № 402-ФЗ устанавливает следующие обязательные реквизиты для первичных документов:

  • название документа и дата его составления;
  • наименование фирмы или ИП, составивших документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • название должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления или за правильность оформления свершившегося события, и его подпись.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов также приведены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. Так, в путевом листе обязательно проставляют наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе.

В том числе в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания спидометра при выезде и возвращении в гараж.

На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.

При решении вопроса о документальном подтверждении расходов для определения базы по налогу на прибыль принимаются любые, даже косвенные доказательства.

Сведения из путевых листов (пробег, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы и в совокупности с иными первичными документами, оформленными надлежащим образом, подтверждают их экономическую оправданность. Такой вывод есть в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 ноября 2009 г. № А56-4991/2009.

22 Октября 2013, 18:00

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *