Расчет платежей за пользование недрами можно не заверять печатью, если ее нет

Расчет платежей за пользование недрами можно не заверять печатью, если ее нет

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Виды лицензии

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы.

Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования.

Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые.

Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода.

Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Лицензии на право добычи и разведки природных ресурсов, строительство сооружений и образование охраняемых объектов выдаются только на те участки земных недр, которые прошли официальную экспертизу.

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Какие требования предъявляются, в какие органы обращаться?

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Какие нужны документы?

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Отказ в приёме заявки

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Механизм выдачи и сроки

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.
Читайте также:  Какова ответственность генерального директора ООО за долги?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

Стоимость

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

Наказание за использование недр без лицензии

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании.

Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный.

Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже.

Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии.

И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Платеж за пользование недрами не подлежит возврату // Интересные дела Президиума ВАС 4 февраля

Президиум ВАС рассмотрел два дела, грозившие значительными тратами для бюджета и страховых компаний.

В одном деле решался вопрос о возможности вернуть единовременный платеж за пользование недрами в случае прекращения лицензии (ВАС-13782/13). С 2013 года законодательство такой возврат запрещает.

Однако для лицензий, выданных до этого периода, вопрос остается актуальным.

Такие платежи могут достигать миллиардов рублей, и их безусловный возврат при досрочном прекращении лицензий может дорого обойтись бюджету.

Страховые компании в конце 2013 года жаловались на то, что судебная практика складывается не в их пользу (см. здесь).

Чтобы исключить преждевременные претензии к страховщикам, Минфин недавно предложил запретить уступку прав на выплату возмещения по ОСАГО (см. здесь).

На этом фоне Президиум ВАС рассматривал дело, в котором страховщика пытались привлечь к административной ответственности за нарушение условий лицензирования. Причиной стало нарушение срока выплаты по ОСАГО (ВАС-13004/13).

Другие важные дела сегодняшней повестки касались судебных расходов. ВАС должен был определить, можно ли взыскивать с проигравшей стороны «гонорар успеха» (см. здесь) и допустимо ли получение судебных расходов с третьего лица (см. блог Романа Тараданова здесь). Оба дела переданы на новое рассмотрение в первую инстанцию. Правовая позиция ВАС неизвестна.

При прекращении права пользования недрами по вине добывающей компании единовременный платеж за пользование недрами не подлежит возврату

ООО «Симбирскцемент» заплатило в федеральный бюджет разовый платеж за право пользования недрами в сумме 500 млн руб. Право предоставляется на аукционе тому участнику, который предлагает наибольшую сумму разового платежа. 

Условия пользования недрами определены соглашением, заключенным «Симбирскцементом» и региональным управлением по недропользованию. В срок, установленный соглашением, общество не подготовило технический проект освоения участка. Поэтому управление своим приказом прекратило право пользование недрами.

«Симбирскцемент» обратился с суд с иском о взыскании из федерального бюджета 442 млн руб. как неосновательного обогащения. Сумма рассчитана как часть разового платежа, приходящаяся на неиспользованный период действия лицензии — до 2027 года.

Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении иска отказал, сославшись на вину «Симбирскцемента» в прекращении лицензии. Однако вышестоящие суды требования удовлетворили.

Они посчитали, что к лицензионному соглашению должны применяться не публичные, а гражданско-правовые нормы и что разовый платеж — это плата за пользование недрами, которую нельзя рассматривать как платеж за приобретение лицензии.

Коллегия судей ВАС, передавая дело в Президиум, отметила расхождение в судебной практике. Например, в Северо-Западном округе суды отказались возвращать лицензионный платеж из-за того, что право пользования недрами было прекращено по вине разработчика полезных ископаемых.

Президиум ВАС оставил в силе решение суда первой инстанции.

Нарушение страховщиком срока выплаты страхового возмещения по ОСАГО является нарушением условий лицензии, за него можно привлечь к административной ответственности

Дело, рассмотренное сегодня Президиумом ВАС, грозит страховщикам дополнительными штрафами.

Перед судами поставлен вопрос, является ли несоблюдение условий договора страхования, предусмотренных в законе, нарушением условий лицензирования.

Положительный ответ на него позволил бы привлекать страховщиков не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности при нарушении многих норм Закона об ОСАГО.

ООО «БИН Страхование» нарушило сроки выплаты страхового возмещения по ОСАГО потерпевшему в результате ДТП. Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам оценило это как нарушение условий лицензирования и обратилось в суд, требуя привлечь страховщика к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суды двух первых инстанций заявление не удовлетворили, посчитав, что допущенное страховщиком нарушение может быть основанием лишь для гражданско-правовой ответственности.

Читайте также:  Код вида операции в книге продаж

Состава вменяемого административного правонарушения суды в действиях «БИН Страхование» не усмотрели.

Они указали, что требования к лицензиатам содержатся в законах об организации страхового дела и ОСАГО и касаются таких вопросов, как квалификация работников, вид юридического лица, формирование страховых резервов и т.п.

Передавая дело в Президиум, коллегия судей ВАС отметила, что в судебной практике встречается иной подход. В соответствии с ним несоблюдение срока выплаты страхового возмещения — это нарушение лицензионных требований, образующее состав административного правонарушения.

С этим вопросом связан другой — о сроке привлечения страховщиков к административной ответственности по данному нарушению.

Несоблюдение условий лицензирования может быть оценено как нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности. В таком случае применяется трехмесячный срок давности.

Если относить к этому правонарушению также несоблюдение сроков выплаты возмещения, то это уже нарушение прав потребителей. Тогда срок давности составит один год.

Президиум ВАС оставил обжалуемые судебные акты без изменения.

                                                                               Авторы Владимир Багаев и Бажена Данилюк

Кто и как рассчитывает регулярные платежи за пользование недрами — НалогОбзор.Инфо

  • 1. Кто рассчитывает
  • 2. Как рассчитать

Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз. 2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Кто рассчитывает

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).

Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Как рассчитать

Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений) = Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов Площадь горных отводов Площадь возвращенной части участка

На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе поиска и оценки месторождений) = Площадь участка недр Площадь открытых месторождений Площадь возвращенной части участка

Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:

Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же.

Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368.

Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?

Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15954 (документ размещен на официальном сайте налоговой службы).

Возможна ситуация, когда облагаемая площадь участка недр в течение квартала была уменьшена.

В этом случае при расчете регулярного платежа за этот отчетный период ничего менять не нужно, то есть площадь участка возьмите, как если бы она не уменьшалась. Новую (уменьшенную) площадь принимайте в расчет начиная со следующего квартала.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-06-05-01/23449, ФНС России от 6 августа 2013 г. № ЕД-4-3/14318.

Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет.

Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

В 2014 году ООО «Альфа» получило лицензию на пользование недрами УДЭ № 00420 БР для поиска, разведки и добычи рудного золота на участке, расположенном в Окинском районе Республики Бурятии.

Весь 2015 год «Альфа» занималась разведкой золота на участке. Ставка регулярного платежа за этот вид работ установлена в размере 10 200 руб. за 1 кв. км.

Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

Ежеквартальный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» рассчитал так: 17,92 кв. км × 10 200 руб.: 4 = 45 696 руб.

Регулярные платежи за пользование недрами. Расчет регулярных платежей за пользование недрами Регулярные платежи за пользование недрами

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.
Читайте также:  Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.
  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению!
Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению!
За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

  • По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).
  • Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.
  • Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:
  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению!

Статья 41. Платежи за пользование недрами. С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях

Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади.

Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска.

Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи.

Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.

Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей.

Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при исполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть восьмая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)Комментарий к статье 41

Порядок и условия взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна, а также критерии определения ставок этих платежей, помимо указанной нормы, закреплены в Положении о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна . ———————————

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. N 828.Как известно, платежи за право пользования недрами включают плату за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они взимаются со всех пользователей недр.

В 1996 г. в госбюджет в качестве платежей за пользование недрами поступило 11,7 трлн. руб., в том числе 9,7 трлн. руб. — в бюджеты территорий; 37,5 трлн. руб. — акцизов при добыче нефти и газа; 5,6 трлн. руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы . Кроме того, 4,4 трлн. руб.

оставлено горнодобывающим предприятиям для осуществления геологоразведочных работ. Налоги за недропользование (59,2 трлн. руб.) способны стать мощным экономическим механизмом рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, охраны окружающей среды при пользовании недрами.

———————————

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *