Введен штраф за неуплату экологического сбора

Введен штраф за неуплату экологического сбора Иллюстрация: Rebecca Zisser/Axios

Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП). Изменения вызваны необходимостью конкретизации состава экологического правонарушения и касаются ответственности в области охраны окружающей среды, соблюдения требований обращения с отходами производства и потребления и в части ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор.

Обращение с отходами и предоставление отчетности

Ранее нарушение требований в области обращения с отходами подпадало под действие ст. 8.2 КоАП РФ «О несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами».

За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность и максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь статья 8.2 КоАП РФ изложена в новой редакции и состоит из 12 частей вместо 1, а Кодекс дополнен новыми статьями, содержащими по несколько составов административных правонарушений.

Так введена ответственность по:

  1. ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);
  2. ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);
  3. ст. 8.2.

    3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

Помимо этого, новой статьей 8.5.

1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.

Организации грозит штраф за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., для ИП — от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

В случае если отчетность представлена в неполном объеме, или в ней содержатся недостоверные сведения, то в отношении должностных лиц предусмотрены штрафы в размере от 3000 до 6000 руб.

, в отношении ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 руб.

В отношении юридических лиц предусмотрены санкции в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 руб.

Охрана окружающей среды и экологический сбор

Также КоАП РФ претерпел изменения в части ответственности за неуплату в срок экологического сбора. В Кодекс добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение. В отношении должностных лиц сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 руб.

, для ИП — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 000 руб., для организаций — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 000 руб. Помимо этого, изменения коснулись ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды.

Введены в действие составы административных правонарушений при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ), при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.

2 КоАП РФ), при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ).

В данном случае величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от того, совершено ли это же нарушения в течение года повторно и был ли причинен вред здоровью людей или окружающей среде либо возникновения эпидемии или эпизоотии, распространения инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на значительной территории (если указанные действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Также организациям нужно учесть, что действующая статья 8.

7 КоАП РФ дополнена частями 3 и 4, которыми предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, а также ответственность за применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Введены штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор

Введены штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор

24 июня 2019 Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

Если плательщик экологического сбора не отчитается в установленный срок, ему грозит значительный штраф: для ИП — до 70 тыс. рублей, для организации — до 150 тыс. рублей.

А при неуплате экологического сбора санкции будут еще серьезнее. В этом случае минимальный штраф для ИП составит 250 тыс. рублей, для организации — 500 тыс. рублей.

Эти и другие изменения в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 17.06.19 № 141-ФЗ, который вступил в силу с 17 июня.

Как известно, плательщиками экологического сбора являются организации и предприниматели, которые занимаются производством или импортом товаров (упаковки), подлежащих обязательной утилизации после утраты ими потребительских свойств, и не утилизируют эти изделия самостоятельно (либо утилизируют их в меньшем объеме, чем установлено нормативом).

Экосбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ об отходах производства). При этом ранее штраф за неуплату экологического сбора установлен не был.

Согласно комментируемым поправкам, неуплата в установленный срок экологического сбора повлечет штраф в следующих размерах (ст. 8.41.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

Непредставление экологической отчетности

Помимо этого, КоАП РФ дополнен новой статьей 8.5.1. В ней установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Так, если отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) не представлены или сданы с опозданием, проверяющие выпишут штраф в следующем размере:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

А если такая отчетность или декларации представлены в неполном объеме либо отчетность содержит недостоверные сведения, то штрафы для ИП и юрлиц будут еще больше:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

Напомним, что декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Санкции за другие нарушения

Кроме этого, комментируемым законом введены статьи, в которых установлена ответственность за нарушение требований:

  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой (ст. 8.2.1 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 8.2.2 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства (ст. 8.2.3 КоАП РФ);
  • санитарно-эпидемиологических при обращении с отходами производства и потребления (ст. 6.35 КоАП РФ).

Заполняйте и сдавайте отчетность по экосбору через сервис «Отчетность в Росприроднадзор» Подать заявку

Штраф за неуплату экосбора появился в КоАП

С 17 июня вступили в силу поправки КоАП, которые установили штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление экологической отчетности. Так, за неуплату сбора юрлицо могут оштрафовать более чем на 500 000 рублей. Поправки внес закон № 141-ФЗ от 17.06.2019 года.

Экологический сбор установлен для производителей или импортеров упаковки, которая подлежит обязательной утилизации после использования, или товаров в такой упаковке. Платить сбор обязаны те организации и предприниматели, которые не утилизируют эти изделия самостоятельно, или утилизируют их в меньшем объеме, чем установлено нормативом.

Неуплата экологического сбора

Экологический сбор нужно уплатить до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, указано в статье 24.5 закона «Об отходах производства и потребления».

Неуплата сбора в срок влечет штраф по статье 8.41.1 КоАП:

  • для должностных лиц — от 5 000 до 7 000 рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 рублей.

Непредставление экологической отчетности

Поправки дополнили КоАП статьей 8.5.1, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка представления:

  • отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;
  • деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Оба документа сдают до 1 апреля года, следующего за отчетным.

За непредставление или просрочку отчета установлены штрафы:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
  • для ИП — от 50 000 до 70 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей.

Если отчетность представлена в неполном объеме либо содержит недостоверные сведения, то штрафы будут больше:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 рублей.

Другие нарушения

Кроме этого, в КоАП теперь прописана ответственность за другие правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • в статье 8.2 КоАП — при обращении с отходами производства и потребления;
  • в статье 8.2.1 КоАП — при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой;
  • в статье 8.2.2 КоАП — при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ;
  • в статье 8.2.3 КоАП — при обращении с отходами животноводства.

Также с 2019 года изменился Закон об охране окружающей среды. Появились новые правила экологического контроля предприятий и организаций, узнать о них можно в статье «День Земли: законы и экология».

Читайте нас на astral.ru

Госдума ввела полумиллионный штраф за неуплату экологического сбора

За игнорирование требований по уплате экосбора организации придется заплатить административный штраф в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, будет установлен ряд отдельных штрафов за неправильное обращение с отходами. Депутаты Госдумы проголосовали за соответствующий законопроект в третьем, окончательном чтении.

Государственная дума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект № 176187-7 с поправками в КоАП РФ, который конкретизировал административные санкции за неуплату представителями бизнеса экологического сбора.

Депутаты считают, что такие серьезные санкции, как предусматривает законопроект, должны стимулировать бизнес к самостоятельной переработке отходов производимой продукции, а также к повышению платежной дисциплины по экологическому сбору.

Кстати, для тех организаций, которые занимаются переработкой отходов самостоятельно, штрафы намного меньше.

Штраф за неуплату экосбора и другие санкции

До сих пор в нормах КоАП РФ не было ответственности за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов. Ответственности не было, а нарушители были, поэтому Росприроднадзор привлекал их к административной ответственности по другим статьям:

При этом максимальный размер штрафа составлял всего 80 000 рублей, чего, по мнению чиновников, недостаточно. Поэтому они решили ввести в КоАП ряд отдельных статей для того, чтобы дифференцировать составы административных правонарушений в сфере отходов.

Разные санкции будут предусмотрены не только за неуплату экосбора, но и за несоблюдение норм при сборе и размещении мусора на полигоне, а также за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.

Размеры штрафов для организаций предполагается установить такие:

  • за неправильную транспортировку отходов — максимум 500 000 рублей;
  • за несоблюдение норм при захоронении мусора — максимум 700 000 рублей;
  • за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов и отсутствие мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах — максимум 500 000 рублей;
  • за несвоевременное предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов для компаний — от 70 000 до 150 000 рублей;
  • за предоставление некорректных сведений или не в полном объеме — минимум 250 000 рублей;
  • за неуплату экологического сбора — максимум 500 000 рублей.

Напомним, по действующему законодательству с 2015 года у производителей и импортеров товаров есть выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов произведенной (поставленной) продукции либо уплачивать экологический сбор.

Для должностных лиц также предусмотрены штрафы за неуплату экосбора в размере трехкратной суммы ставки сбора, но не менее 250 000 рублей.

Минприроды выступает исключительно за вовлечение бизнеса в утилизацию отходов, а не за установление огромных штрафов.

Однако эксперты опасаются, что в нынешней ситуации причиной для больших штрафов, которые даже могут привести небольшие организации к банкротству, может стать недостаточное регулирование самого экосбора и отчетности по нему.

Некоторые компании до сих пор не могут разобраться, являются ли они плательщиками экосбора. Такие сомнения возникают у небольших кондитерских, магазинов или парикмахерских, которые не уверены, что тоже должны отвечать за отходы упаковки своей продукции.

Кроме того, до сих пор нет ясности, как именно должны выглядеть отчетные документы по экосбору и утилизации, а штрафы за ошибки в них уже введены. При этом такие штрафы в 2-3 раза выше, чем сама ставка экологического сбора, поэтому создают значительные риски для бизнеса.

Чтобы поправки в КоАП РФ начали действовать, законопроект должен утвердить Совет Федерации и подписать Президент России.

Штраф за неуплату экологического сбора с 2020 года

Как и любой обязательный платёж, сумму экологического сбора обязанные лица должны вносить в бюджет в установленный законом срок. С 2019 года в КоАП РФ появился штраф за неуплату экологического сбора. С 2020 года она начинает действовать.

На основании п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивают производители и импортёры по каждой группе товаров или группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 этого ФЗ.

При этом срок внесения экологического сбора – до 15 апреля года, идущего за отчетным периодом.

Новая ответственность

Административную ответственность за неуплату экологического сбора с 2020 года устанавливает новая статья 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Её в середине 2019 года сюда внёс Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

С учётом установленного законом срока уплаты экологического сбора, проверяющие начнут применять её уже с середины апреля 2020 года.

Само нарушение заключается в неуплате до 15 апреля сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров обязанными лицами. То есть производителями и импортерами товаров, которые самостоятельную не утилизируют отходы от использования товаров.

Ответственность за просрочку сбора предусмотрена только в виде административного штрафа. Его суммы внушительны и различаются в зависимости от статуса нарушителя:

Должностные лица 5000-7000 рублей
ИП 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 250 000 рублей
Организации 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей

С учётом немых сумм, желательно не допускать просрочек уплаты экологического сбора.

Отметим, что Законом № 141-ФЗ также в КоАП РФ добавлена ст. 8.5.1, которая устанавливает ответственность за:

  • несдачу или несвоевременную сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров/упаковки товаров, включенных в перечень подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;
  • сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или указанных деклараций в неполном объеме либо с недостоверными сведениями.

Штрафы за эти нарушения несколько ниже, но тоже не маленькие.

Также см. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2020 году».

Госдума ввела штрафы за неуплату экосбора и сокрытие данных о выпущенной упаковке

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг приняла в третьем чтении поправки в КоАП РФ, которые ввели ответственность за сокрытие или предоставление недостоверной информации по расширенной ответственности производителей и за неуплату экологического сбора.

Институт расширенной ответственности производителей (РОП) действует в России с конца 2014 года. Он подразумевает, что производитель товаров, оборачивающихся на территории РФ, должен сам переработать часть своей упаковки, вышедшей из употребления, поручить это специализированной компании или заплатить за нее государству экологический сбор.

РОП базируется на нормативе утилизации разных фракций мусора и ставке экологического сбора.

Участники мусороперерабатывающего рынка выражали мнение, что сейчас этот институт в России представляет собой атавизм, поскольку норматив и ставка сборов слишком низкие, чтобы подталкивать производителей к организации переработки отходов, и не было ответственности за непредставление данных об объеме выпущенной упаковки и неуплату экосбора.

Принятые в четверг поправки в КоАП ввели штрафы от 3 до 6 тыс. рублей для должностных лиц и от 70 до 150 тыс. рублей для юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление данных о вышедших из оборота товарах.

При передаче неполной или недостоверной информации виновник может заплатить от трех до шести тысяч рублей, если это должностное лицо, или двукратный размер экологического сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 тыс. рублей, если это юридическое лицо.

Если компания не заплатила экологический сбор в срок, то ей предъявят штраф, в три раза превышающий сумму сбора, но не менее 500 тыс. рублей.

Также появился штраф за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, перевозке, переработке и обезвреживанию промышленного и коммунального мусора: для граждан он составит от двух до трех тысяч рублей, для юридических лиц — от 250 до 350 тыс. рублей. За нарушения при размещении отходов производства и потребления с человека смогут взыскать от трех до пяти тысяч рублей, с должностного лица — от 40 до 50 тыс. рублей, с компании — от 60 до 70 тыс. рублей (или предприятие приостановят на срок до 90 суток).

За размещение мусора на полигонах сверх утвержденных лимитов юридические лица будут вынуждены заплатить от 200 до 350 тыс. рублей. Также операторов полигонов смогут наказывать за непроведение экологического мониторинга на своих объектах: ответственность для должностных лиц составит от 20 до 40 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 350 тыс. рублей.

Отдельными статьями прописаны штрафы за нарушения при обороте веществ, разрушающих озоновый слой, отходов животноводства, при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных микроорганизмов и химических веществ, в том числе радиоактивных, и при рекультивации отработанных карьеров коммунальным мусором.

О последствиях за неуплату экологического сбора

09.12.2019

Ответ

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.

2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке (пункт 2 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (пункт 9 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее — администратор экологического сбора) (пункт 3 Правил взимания экологического сбора).

В соответствии с пунктом 2 Правил взимания экологического сбора[1] исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее — плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р (далее — перечень товаров).

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке.

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (пункт 6 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах (пункт 6 Правил взимания экологического сбора[2]).

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7 Правил взимания экологического сбора).

За нарушение правил обращения с отходами будут штрафовать жестче

Проблема утилизации мусора производственными предприятиями и связанные с этим экологические проблемы становятся все острее.

А поскольку на сознательность надеяться не приходится, вопрос решается с помощью введения более крупных штрафов для бизнесменов. Недавно было ужесточено наказание за нарушение правил обращения с отходами.

Соответствующие поправки внесены в КоАП РФ. Подробнее об изменениях в КоАП и о том, насколько выросли штрафы, узнайте в нашей статье.

Что изменилось в правилах обращения с отходами?

Для стимуляции отечественных предпринимателей к более серьезному отношению к утилизации отходов и сдаче отчетности, Минэкологии инициировало внесение поправок в КоАП РФ. Было сформулировано несколько новых составов правонарушений в этой области. Поправки закреплены в обновленной версии КоАП РФ федеральным законом №141-ФЗ от 17.06.2019.

Введена дополнительная ответственность предпринимателей за нарушения в области:

  • организации учета и проведения классификации отходов;
  • проведения инвентаризации мест их размещения;
  • ведения экологического мониторинга в местах складирования отходов.

Для привлечения бизнесменов к ответственности за подобные нарушения, в обновленную редакцию КоАП РФ были добавлены следующие статьи:

  • 6.35 (нарушение санитарных требований);
  • 8.2.и 8.2.3. (нарушение требования в области охраны окружающей среды, в т.ч. при обращении с отходами животноводства);

Также одним из нововведений является штраф за неуплату экосбора.

Напомним, что плательщиками экологического сбора являются те организации и ИП, которые не в состоянии утилизировать отходы своего производства самостоятельно или объем производимой утилизации меньше норматива.

В этом случае обязанность уплачивать экологический сбор вводится для компенсации затрат государства за выполнение этой работы за предпринимателя. Ранее КоАП РФ штрафов за неуплату ежегодного экосбора не предусматривал.

Как изменились суммы штрафов?

Ответственность за нарушения, предусмотренные ст. 6.35 КоАП РФ, составляют:

  • для должностных лиц 20-40 тыс. руб.;
  • для ИП 50-60 тыс. руб.;
  • для организаций 250-350 тыс. руб.

За нарушения ст. 8.2. и 8.2.3. соответственно:

  • для должностных лиц 10-30 (30-40) тыс. руб.;
  • для ИП 30-50 (50-60) тыс. руб.;
  • для организаций 100-250 (250-350) тыс. руб.

Отметим, что сумма максимального штрафа для организаций существенно выросла (с 250 тыс. руб. с прежней редакции до 350 тыс. руб. в новой).

Что касается нового штрафа за неуплату экологического сбора, то его размер составит:

  • для должностных лиц 3-7 тыс. руб.;
  • для ИП – трехкратная сумма сбора по каждой группе (упаковке) товаров, требующих утилизации, минимум 250 тыс. руб.;
  • для организаций – аналогично ИП, но минимум 500 тыс. руб.

Чтобы вы могли прочитать тексты нужных нормативных документов, получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня.

При этом, уплата штрафа, разумеется, не отменяет обязанности по уплате основной суммы сбора. Обновления вступили в силу с 17.06.2019, а так как сбор ежегодный, необходимо не забыть своевременно уплатить его в 2020 г. Это же распространяется и на своевременность сдачи отчетности «по экологии».

Итоги

Ужесточены штрафы за нарушение правил обращения с отходами. Особенно крупным штрафам подвергнутся организации. Также введен штраф за неуплату ежегодного экологического сбора, который ранее не был предусмотрен КоАП РФ.

О новостях, касающихся экологического налога, узнайте в нашей рубрике «Экологической налог».

Экосбор соберут в административном порядке

В четверг Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который впервые конкретизирует санкции за неуплату экологического сбора. Теперь для компаний, которые не занимаются самостоятельной утилизацией отходов, минимальный штраф составит 500 тыс. руб. Отраслевые эксперты заявляют, что столь серьезные санкции не будут стимулировать бизнес к переработке отходов производимой продукции.

Принятый депутатами закон вводит новый состав правонарушения в КоАП.

Теперь производителей и импортеров товаров, которые не занимаются самостоятельной утилизацией отходов, ждут санкции за неуплату экологического сбора.

Напомним, согласно законодательству, с 2015 года у производителей и импортеров товаров есть выбор: обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов произведенной (поставленной) продукции либо уплачивать экосбор.

Впрочем, сейчас нет норм, предусматривающих ответственность за его неуплату и непредставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов.

Несмотря на это, Росприроднадзор может привлечь через суд бизнес к ответственности, но по другим статьям — за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП) или непредставление сведений (ст.

 19.7 КоАП). По ним максимальное наказание — 80 тыс. руб.

Согласно поправкам, для должностных лиц размер штрафа составит трехкратную сумму ставки сбора, но не менее 250 тыс. руб. А для юридических — не менее полумиллиона.

Также закон вводит штрафы за несвоевременное предоставление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов для компаний — от 70 тыс. до 150 тыс. руб., а за предоставление некорректных сведений или не в полном объеме — не менее 250 тыс. руб.

Введение нового состава правонарушения создаст «более или менее понятную картину» для добросовестного бизнеса, считает Антон Гуськов из Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники.

Впрочем, по его мнению, некоторые компании могут решить отказаться от самостоятельной утилизации своей продукции, поскольку поправки создают значительные риски для бизнеса.

«До сих пор нет, например, точного понимания, как должны выглядеть отчетные документы, в этих условиях любая ошибка приведет к штрафу в два-три раза больше, чем сама ставка экологического сбора,— заявил “Ъ” Антон Гуськов.— В результате компании выберут платить сбор, что не вяжется с основной задачей реформы».

В свою очередь, за то, чтобы бизнес принимал участие в утилизации отходов, традиционно выступает Минприроды.

Любовь Меланевская из ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия», «Пепсико холдингс», «Проктер энд Гэмбл», «Тетра пак») указывает, что сам механизм расширенной ответственности исполнителя до сих пор не понятен многим компаниям.

«Сейчас может получиться так, что установленные поправками достаточно высокие штрафы за некорректно заполненную декларацию обанкротят какую-нибудь пельменную или булочную лишь потому, что они не поняли, что они тоже должны отвечать за отходы упаковки своей продукции, или непреднамеренно ошиблись при расчете объемов своих отходов»,— говорит госпожа Меланевская.

Помимо этого закон дифференцирует составы административных правонарушений в сфере отходов. Теперь за несоблюдение норм при сборе и размещении мусора на полигоне, а также за нарушение санитарно-эпидемиологических требований предусмотрены разные санкции.

Например, при неправильной транспортировке отходов максимальный штраф для юрлиц составит 500 тыс. руб., а за несоблюдение норм при захоронении мусора компанию могут оштрафовать на 700 тыс. руб.

Также поправки вводят ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов и отсутствие мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах.

Анна Васильева

Более 30 компаний мира — производители продуктов питания, потребительских товаров, упаковки, ритейлеры и др.— впервые раскрыли данные о том, сколько пластика они производят ежегодно.

Еще более 120 компаний обязались сократить объемы производства пластика в рамках инициативы Ellen MacArthur Foundation по переходу к новой глобальной экономике, где не производится и не используется не подлежащий переработке или повторному использованию пластик.

Читать далее

Новые штрафы по экологии в 2019 году

Поправки в КоАП, вступившие в силу в середине июня 2019 года, не только существенно ужесточают размеры экологических штрафов для юридических и физических  лиц, но и расширяют состав административных правонарушений, связанных с обращением с отходами производства и потребления. Все изменения касаются Главы 8 КоАП РФ.

Теперь отдельным составом административного правонарушения является несоблюдение требований законодательства при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и при размещении отходов производства и потребления.

По многим административным правонарушениям добавлено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток:  (ч. 1−6 ст. 8.2, ч. 1, 2 ст. 8.2 ч. 1 — 3 ст. 8.2, ч. 1 — 6 ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.7 КоАП РФ).

Ужесточены штрафы за нарушения в области обращения с отходами и законодательства об экологической экспертизе (ч. 1, 2 ст. 8.4 КоАП РФ).

Штрафы в сфере экологии и природопользования

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства 1 000 – 2 000 руб. 2 000 – 5 000 руб. 20 000 – 100 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления   1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 1 000 – 2 000 руб. 10 000 – 30 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — 2 000 – 3 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 250 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 3 000 – 4 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 70 000 – 80 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 400 000 – 500 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, — 3 000 – 5 000 руб. 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 300 000 – 400 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — 5 000 – 6 000 руб. 40 000 – 50 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 500 000 – 600 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 6 000 – 7 000 руб. 50 000 – 60 000 руб. 60 000 – 70 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 600 000 – 700 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления — 20 000 – 40 000 руб. 40 000 – 60 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 200 000 – 350 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — 2 000 – 2 500 руб. 10 000 – 20 000 руб. 100 000 – 250 000 руб.
3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы — 5 000 – 10 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, — 500 – 1 000 руб. 3 000 – 6 000 руб. 20 000 – 80 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год 1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, — 3 000 – 6 000 руб. 50 000 – 70 000 руб. 70 000 – 150 000 руб.
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, — 3 000 – 6 000 руб. в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей; на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не 250 000 рублей.
КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования 1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты — 500 – 1 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 20 000 – 30 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 80 000 – 100 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений — 1 500 – 2 000 руб. 30 000 – 40 000 руб. 80 000 – 120 000 руб.
КоАП РФ Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — 2 000 – 2 500 руб. 40 000 – 50 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 180 000 – 250 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — 1 500 – 2 000 руб. 10 000 – 20 000 руб. 30 000 – 50 000 руб. 80 000 – 100 000 руб.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры — 1 000 – 2 000 руб. 1 000 – 2 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток 10 000 – 20 000 руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток

Скачать Таблицу со штрафами в сфере промышленной экологии и природопользования

Скачать Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Проверьте, какие нарушения могут быть на вашем предприятии

  • Чтобы не попасть на новые огромные штрафы, проведите у себя комплексный экологический аудит с целью проверки соблюдения современных экологических норм и требований по более 100 пунктам с подробнейшим отчетом по результатам.
  • Узнать подробнее про экологический аудит с отчетом
  • Скачать экспресс чек-лист для самостоятельной проверки

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *