Выездные налоговые проверки отменяют из-за коронавируса

Выездные налоговые проверки отменяют из-за коронавируса Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

В статье автор рассматривает вопрос принятия органами государственной власти мер поддержки бизнеса в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции в виде введения моратория на осуществления налогового контроля и применение санкций, а также вопросы фактического соблюдения налоговыми органами введенных запретов, противоречия введенных запретов иным нормативным актам и разъяснениям государственных органов, что свидетельствует о несистемности законодательной техники, и необоснованном позиционировании данных мер в качестве мер поддержки в принципе.

Вопрос поддержки бизнеса и населения Российской Федерации в связи с применением ограничительных мер, введенных в большинстве субъектов в виду угрозы распространения коронавирусной инфекции, стал одним из наиболее актуальных в информационной повестке.

С начала апреля 2020 г. было принято существенное число норм, меняющих налоговое законодательство.

Тем не менее, нельзя сказать, что принятые нормативные акты затрагивают налоговые обязательства большого количества налогоплательщиков, поскольку направленность данных норм имеет два основных критерия: принадлежность налогоплательщика к субъектам малого, среднего предпринимательства и его причастность к наиболее пострадавшим отраслям, определяемым Постановлением Правительства РФ № 434 от 03.04.2020 г. «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». В этой связи, действительное число субъектов, к кому бы относились меры поддержки ничтожно мало.

Вопрос вызывает и содержание принятых норм, так как трудно представить, чтобы отсрочка, рассрочка уплаты налогов, страховых взносов, авансовых платежей, либо отсрочка сдачи налоговой отчетности являлись потенциальными генераторами дохода для предпринимателей, либо снимали с бизнеса установленную обязанность по уплате налогов, страховых взносов, либо авансовых платежей.

Наиболее своеобразным средством поддержки бизнеса можно назвать введенные моратории на осуществление контрольно-надзорных функций государственных органов и применение ряда санкций.

С целью наибольшего погружения в данный вопрос предлагаем обратиться к соответствующей нормативно-правовой базе.

В первую очередь, следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 02.04.

2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов») (далее — Постановление № 409), которым предусмотрено 2 группы норм: первая — в поддержку субъектов предпринимательской деятельности из пострадавших отраслей, вторая — общего характера. Среди норм общего характера обращают на себя внимание пункты 3, 4 и 7 данного Постановления.

В пункте 3 Постановления № 409 продлены сроки сдачи бухгалтерской, налоговой отчетности, отчетности по страховым взносам (но не продлены сроки уплаты налогов), а также продлены сроки для реагирования налогоплательщиков на требования налоговых органов, а именно:

— на 20 рабочих дней продлены установленные ст. 93, 93.

1 НК РФ сроки представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

— на 10 рабочих дней продлен установленный п. 3 ст.

88 НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно.

При этом, Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ Президента РФ № 239) установлены нерабочие дни на период до 30 апреля 2020 года включительно.

В этой связи, логично, что налогоплательщики, не составляющие перечень исключений, отраженных в п. 4 Указа Президента РФ № 239, должны соблюдать введенные ограничительные меры, а значит, находятся в нерабочем режиме. Тем не менее, п.

3 Постановления № 409 допускает направление в адрес налогоплательщиков требований, продляя лишь срок ответа на них, несмотря на введенный Указом Президента РФ № 239 режим нерабочих дней.

У налогоплательщиков в этой связи вопросы простые: каким образом обеспечивать получение требований, если налогоплательщик обязан соблюдать режим нерабочих дней, а также, каким образом налогоплательщику отвечать на данные требования, если окончание срока ответа на требование приходится на нерабочий день.

  • Также на себя обращает внимание пункт 4 Постановления № 409, где Правительство постановило приостановить до 31 мая 2020 г. включительно:
  • — вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • — проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • — течение сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
  • — течение сроков, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ;
  • — инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;
  • — проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства Российской Федерации выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений;

— вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств.

Содержание данного пункта прямо показывает, что налоговые органы вправе продолжать осуществление камеральных налоговых проверок, и соответственно, истребовать необходимые документы (информацию), пояснения, исходя из ст. 88 НК РФ, что опять же входит в некоторое противоречие с установленным в Указе Президента РФ № 239 режимом нерабочих дней до 30.04.2020 г.

Также обращаем внимание, что по вопросам камеральных проверок по декларациям 3-НДФЛ есть специальное Письмо ФНС России от 09.04.2020 № БС-4-11/6022@ «О проведении КНП деклараций 3-НДФЛ», из которого следует прямое указание ФНС продолжать камеральные налоговые проверки по данному виду деклараций.

Конечно же, с точки зрения своевременного получения налогоплательщиками налоговых вычетов по НДФЛ, продолжение камеральных проверок — это разумное решение ФНС, между тем, встает вопрос соотношения данного письма ФНС с Указом Президента РФ № 239, Приказом ФНС России от 20.03.

2020 № ЕД-7-2/181@, если налоговому органу потребуется провести допрос налогоплательщика, контрагентов в условиях введенных ограничительных мер, учитывая, что не все региональные нормативные акты, предусматривающие режим повышенной готовности, обращают внимание на приведенный аспект.

В развитие Постановления № 409 ФНС России издано и доведено до территориальных налоговых органов Письмо от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@, где содержание п. 4 Постановления № 409, диспозиция содержащихся в нем норм, практически полностью переиначена, путем введения следующих указаний ФНС:

— Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

— Приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

— Необходимо учитывать, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 НК РФ, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020.

Например, составить акт выездной налоговой проверки и направить его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка.

В данном случае процессуальный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, для представления лицом, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, возражений на акт налоговой проверки, начинает течь 01.06.2020.

— Также приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 НК РФ, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Таким образом, данное письмо наглядно показывает видоизменение со стороны ФНС России приведенных в п. 4 Постановления № 409 положений о необходимости приостановления проведения каких-либо контрольно-надзорных мероприятий в отношении налогоплательщиков.

Позиция ФНС России основана на устоявшейся, с учетом п. 14 ст.

101 НК РФ, догме о том, что главное не нарушать права налогоплательщика в части возможности предъявления возражений налоговому органу на акт проверки, а также возможности обжалования принятых в порядке п.

7 ст. 101 НК РФ решений о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые органы и ранее пренебрегали установленными в ст. 100, 101 НК РФ сроками, т.к. главный постулат всегда соблюдался: налогоплательщикам давали установленное время на возражения и соблюдали его право на обжалование.

Судебная практика такой подход всегда поддерживала, и выражаем глубокую уверенность, что поддержит она налоговиков и в ситуации с применением п. 4 Постановления № 409.

Читайте также:  МСФО № 37 Резервы, условные обязательства и активы

В этой связи, положения данной нормы Постановления № 409, по сути, носят декларативный характер, что в контексте позиционирования данной нормы, как меры поддержки бизнеса, означает неготовность государства идти навстречу предпринимательскому сообществу даже в такой действительно сложной экономической обстановке.

Уникальность такой поддержки заключается и в том, что Письме ФНС от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ также обращается внимание на то, что до 01.06.

2020 необходимо исключить проведение вне рамок выездных налоговых проверок мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и т.п.).

Данное требование со стороны ФНС России является прямым напоминанием существования Приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, установившего запрет на проведение мероприятий налогового контроля.

Прямое напоминание связано это с тем, что данный приказ повсеместно игнорировался территориальными налоговыми органами вплоть до момента введения в субъектах ограничительных мер на передвижение граждан.

Следовательно, с одной стороны государством создавались меры для предотвращения распространения коронавируса, с другой стороны, само же государство в лице налоговых органов, на протяжении длительного времени, плодило факторы распространения инфекции.

Более того, полагаем, не будет секретом, если сказать, что налоговые органы продолжают осуществление не только камеральных проверок, но и предпроверочных мероприятий, направленных на отбор налогоплательщиков на выездные налоговые проверки.

В рамках данных мероприятий производится не только истребование документов, но и вызов для дачи пояснений налогоплательщиков, их представителей, вызов на допрос свидетелей. Естественно, данные проявления находят не повсеместный характер, но такая практика налогового администрирования имела место быть в практике налогового консультирования.

Помимо этого, встречаются случаи приостановления операций по счетам (хотя это также запрещено, исходя из п. 4 Постановления № 409). Более того, по данному вопросу можно сослаться и на материалы существующей судебной практики.

Так, обратило на себя внимание Определение Арбитражного суда Курганской области от 06.04.2020 по делу № А34-3201/2020 о принятии обеспечительных мер.

Суд приостановил взыскание доначисленных налогов и блокировку счетов налогоплательщика в том числе из-за запрета ФНС России до 31.05.

2020 выносить решения о приостановлении операций по счетам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мер по борьбе с коронавирусом.

Помимо этого, обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении № 409 в отношении моратория на применение налоговых санкций в число правонарушений, ответственность за которые не применяется, при их совершении в период с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно, входит лишь ст.

126 НК РФ, тогда как появившаяся в практике очевидная неопределенность в сроках сдачи отчетности и уплате налогов, зависящая от статуса налогоплательщика, прямо требует также освобождения и неприменения к налогоплательщикам в рассматриваемый период времени санкций, предусмотренных ст.

 119, 122, 123 НК РФ, а также исключения применения ст.

75 НК РФ (начисление пеней) в ситуациях возникшей повсеместно неопределенности в вопросе наличия/ отсутствия у налогоплательщиков права на осуществление деятельности вследствие введения в регионах режима повышенной готовности.

Таким образом, очевидно, что субъекты нормотворчества, а также правоприменители оказались неготовыми к созданию оптимальных условий для работы бизнеса, которые бы действительно можно было квалифицировать в качестве меры поддержки предпринимателей, и принятая нормативно-правовая база, по справедливому замечанию многих представителей юридического сообщества, может быть охарактеризована как «нормативные акты, принятые в состоянии аффекта».

Тем не менее, считаем возможным выразить надежду на дальнейшее развитие нормативных актов и расширение мер поддержки бизнеса в сложившихся тяжелых экономических условиях, которые будут отражать действительное понимание государства текущих проблем бизнеса и искренние намерения в эффективном устранении последствий распространения коронавирусной инфекции и прочих факторов, повлиявших в 1 квартале 2020 г., на устойчивость экономики страны.

Камеральные проверки — 2020: что меняется из‑за COVID‑19

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, до 31 мая 2020 года включительно вынесение решений о назначении выездных налоговых проверок и проведение уже назначенных проверок приостанавливаются.

Также приостанавливаются проверки в области трансфертного ценообразования и валютного законодательства РФ (за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года).

Помимо выездных проверок приостанавливаются и все сроки, которые устанавливает Налоговый кодекс по данным проверкам.

При этом несмотря на то, что сроки предоставления отчетности для ряда налогоплательщиков сдвигаются, камеральные отделы, контрольно-аналитические отделы налоговых инспекций и отделы, которые занимаются предпроверочным анализом, продолжают работать.

Ранее Приказ ФНС РФ от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@ приостановил до 1 мая 2020 года проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Перенос сроков представления документов по требованию

Постановление № 409 внесло некоторые корректировки в процесс камеральных проверок, исполнения требований о представлении документов. И поэтому бизнес, которому поступают любые документы от налоговых органов — уведомления о вызове, повестки о вызове на допрос и т.д., должен знать, что сроки представления документов по требованию налоговиков предлеваются:

  • На такой срок предоставлена отсрочка по представлению документов и пояснений по требованиям, направляемых в рамках камеральных проверок по НСД и полученным с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.
  • На такой срок смещается представление документов и пояснений по всем остальным требованиям, которые получены в этот период.
  • Таким образом, сроки увеличиваются за счет того, что к стандартному сроку, установленному Налоговым кодексом, прибавляется срок, прописанный в Постановлении.

С учетом объявления нерабочих дней до конца апреля, для компаний, которые не работают в указанный период, срок реагирования на требования налогового органа продлевается еще дальше. Однако если компания продолжает осуществлять свою деятельность даже в нерабочие дни, в том числе в режиме удаленки, период нерабочих дней, установленный указом президента, в это срок не включается.

В п. 7 Постановления № 409 указывается на запрет, который налагается на применение санкций за налоговые правонарушения по ст. 126 НК РФ, совершенные в период с 1 марта до 31 мая 2020 года.

То есть если вы, как налогоплательщик, не представили документы в рамках проверки, которая проводится в отношении вашей компании, или не представили документы (информацию) по требованию, направленному в рамках встречных проверок, то ответственность применяться не будет.

Однако при запрете на применение ст. 129.

1 НК РФ, которая имеет отношение к неисполнению требований, направленных вне рамок налогового контроля, то есть по конкретным сделкам, риск привлечения к ответственности остается.

На практике бизнес может столкнуться с проблемой, когда таких требований начнет поступать еще больше. В этих требованиях могут быть завуалированы вопросы, которые обычно налоговые органы задают на допросе.

Налоговый юрист фирмы «Гин и партнеры» Мария Лоецкая, обращая внимание компаний на этот факт на вебинаре «Пандемия COVID‑19: налоги и налоговый контроль», просит внимательнее относиться к таким требованиям и анализировать их законность.

Более того, следует ожидать, что по окончании периода карантина налоговыми органами будет осуществляться усиленный контроль: пандемия повлияет на радикальное сокращение налоговых поступлений, при этом задача пополнения бюджета никуда не денется.

Как отмечают эксперты, несмотря на то, что выездные налоговые проверки приостановлены, на практике компаниям продолжают поступать требования за проверяемый период, но со ссылкой на ч. 2 ст. 93.1 НК РФ. Это незаконно, и если подобные действия предпринимаются в отношении вашей компании, то вы не обязаны такие требования исполнять.  

Как отвечать на требования в период пандемии

Часть компаний перевела сотрудников на удаленный режим работы и продолжает деятельность в объявленные нерабочие дни. Может случиться так, что бухгалтерия получит требование от налоговой о необходимости представления некоторых документов, находящихся в офисе. То есть доступа к документам у бухгалтеров нет.

Будет ли распространяться продление срока предоставления документов по требованию на такую компанию? И каким локальным нормативным актом следует доказать тот факт, что бухгалтерия не могла исполнить требование?

Алгоритм действий

Если компания перевела сотрудников на удаленный режим, у нее должен быть соответствующий приказ.

Поскольку требование направлено не в рамках камеральной проверки по НДС, а документы истребуются вне рамок проверки, то срок его исполнения составляет 10 рабочих дней.

Но как уже было сказано выше, Постановление № 409 продлило сроки представления документов, и поэтому к стандартным 10 рабочим дням прибавляются еще 20. Таким образом, у компании есть 30 рабочих дней на то, чтобы дать ответ налоговикам.

В течение этого срока необходимо сообщить о том, что приказом гендиректора в компании установлен удаленный режим работы для сотрудников бухгалтерии и необходимые документы находятся в офисе, доступа к ним нет.

Если в течение 30 дней режим работы в связи с обстоятельствами не будет отменен, то следует дать ответ о невозможности представления документов в установленный срок. Это необходимо сделать для того, чтобы к компании не применили санкции.

Направлено требование в рамках выездной проверки — что делать?

В такой ситуации логично ссылаться на Постановление № 409, в рамках которого приостановлены все выездные проверки.

Если вы получаете встречное требование по ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки у вашего контрагента или у какого-либо третьего лица, то имеет смысл сослаться на положения Постановления № 409 о том, что все выездные проверки приостановлены, а потому вы в рамках встречной проверки в период с 1 марта по 31 мая ни на какие встречные требования отвечать не обязаны.

Важно помнить еще и о том, что действие принципа приостановки выездных проверок распространяется на все компании, независимо от того, в каком режиме они продолжают работать.

Отменены плановые проверки бизнеса на 2020 год — «Сбербанк»

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса будет действовать до конца 2020 года. По данным Генпрокуратуры, из-за этого в некоторых регионах проверок стало меньше на 70–80 %. В целом по стране общее количество таких мероприятий достигло 11-летнего минимума.

Послабление не касается:

  • ИП и юрлиц, которые занимаются лицензируемой деятельностью, например производством лекарств, перевозками, азартными играми;
  • организаций здравоохранения, образования и социальной сферы;
  • компаний, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения;
  • компаний из сфер, где осуществляется особый государственный надзор, например по обеспечению радиационной безопасности, защиты государственной тайны.

Проводить внеплановые проверки можно, только если причинён вред людям, а также если есть риск ЧС природного или техногенного характера.

По данным исследования РАНХиГС, в период с 2015 по 2017 год более 52 % проверок пришлось на четыре ведомства: налоговую, трудовую, пожарную инспекцию и Роспотребнадзор. Половина опрошенных предпринимателей назвали эти проверки эффективными: после них организациям и ИП удалось повысить качество продукции и улучшить производственные процессы.

Уплату налогов, соблюдение требований по противодействию отмыванию денег (подробнее об этом читайте в нашем материале), правил валютного законодательства и т. д.

Налоговые проверки малого бизнеса бывают двух типов: камеральные (на основе декларации) и выездные. Первая проводится не позднее чем через 3 месяца после сдачи декларации или расчёта. Если инспекторы находят ошибки, расхождения или несоответствие сведений, они сообщают об этом налогоплательщику. В ответ нужно предоставить пояснения или исправить декларацию.

Выездная налоговая проверка проводится не чаще двух раз за календарный год. Внеплановые проверки не считаются: по ним ограничений нет. Инспекторы приезжают лично, привлекают экспертов, анализируют хозяйственные и бухгалтерские документы, осматривают помещения.

У ФНС есть целый ряд критериев, на которые её сотрудники ориентируются, принимая решение о выездном мероприятии. Например, компанию могут проверить, если её налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли, темп роста расходов опережает рост доходов, зарплата на одного сотрудника ниже среднего показателя по рынку.

Мораторий на проверки малого бизнеса действует до конца 2020 года и касается именно плановых выездных мероприятий. Камеральных проверок мораторий не касается.

Но сроки подачи деклараций и расчётов, которые приходятся на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, перенесли на 3 месяца.

Например, декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2020 года можно подать до 28 июля (изначальный срок — 28 апреля).

Как вы соблюдаете санитарные нормы и права потребителей. Плановая проверка проходит раз в три года.

Роспотребнадзор предупреждает о проверке минимум за 3 рабочих дня. Подготовиться к визиту инспекторов можно заранее: ведомство публикует план проверок на новый год ещё в декабре.

Внеплановая проверка проходит в двух случаях: на компанию пожаловались или ведомство хочет проконтролировать, выполнили ли вы вынесенные предписания.

Продуктовые магазины, лавки и супермаркеты могут внепланово проверить без предупреждения — по разрешению прокуратуры. А в ситуации, когда существует реальная угроза здоровью людей и животных, выездная внеплановая проверка проводится без согласования.

Как вы исполняете обязанности по трудовым договорам, вовремя ли платите зарплаты, в каких условиях работают сотрудники. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Подробно о трудовой инспекции мы рассказали в этой статье.

Список интересующих инспекцию компаний можно посмотреть на сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Ведомство проводит и внеплановые проверки: если инспекторы получили жалобу на нарушение или если истёк срок исполнения предписания. Трудовая инспекция уведомляет о проверке не менее чем за 24 часа. Но инспекторы могут приехать и без предупреждения, если, например, есть угроза жизни сотрудника.

Плановые трудовые проверки бизнеса в 2020 году не состоятся благодаря мораторию. При этом внеплановые мероприятия в случае жалоб будут проходить, как и прежде.

Соблюдаете ли вы правила противопожарной безопасности: наличие огнетушителей, запасных выходов, плана эвакуации. Инспекторы также выясняют, проводится ли инструктаж среди сотрудников.

Малый бизнес планово проверяют не чаще одного раза в три года. Узнать, когда очередь дойдёт до вас, можно на сайте регионального управления МЧС. Например, на сайте Главного управления МЧС по Москве расписание опубликовано здесь. Как и у других ведомств, плановые проверки малого и среднего бизнеса пожарной инспекцией в 2020 году отменены.

Внеплановые мероприятия возможны в случае жалоб, связанных с нарушениями. Обычно они согласуются с прокуратурой. Но иногда этого не требуется. Например, если внеплановая проверка проводится по поручению президента, правительства, Генпрокуратуры. О внеплановой выездной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за 24 часа.

Экстренная Горячая линия для бизнеса 2020

  • Подскажите, пожалуйста, как можно сократить расходы на содержание транспорта? У нас в парке автомобиль директора, вахтовый автобус и несколько грузовых автомобилей
  • Почти 50% ФОТ в нашей компании составляют премии, большинство не связаны с исполнением плана по прибыли. То есть если даже компания в убытке, премии плати. Какие антикризисные меры посоветуете?
  • По плану оптимизации затрат мы должны снизить общехозяйственные расходы на 20% за месяц? Что можете предложить? Как поступают другие компании?
  • В соответствии с положением об управлении дебиторской задолженностью, наше предприятие продолжает отгружать товар в долг еще неделю после того, как дебитор не расплатился в срок. Планируем поменять формулировку. У вас есть образец?
  • Мне нужен образец ежедневного отчета о проведенных платежах и прогнозе оплат на завтра. Можете помочь?
  • Слышала, что некоторые компании премируют персонал за антикризисные инициативы. Какие могут быть инициативы и какие премии?
  • Как можно снизить управленческие расходы?
  • Новый клиент требует сразу отсрочку платежа 30 дней. До этого мы предоставляли отсрочку только после 6 мес. сотрудничества. Подскажите, стоит ли давать?
  • Как рассчитать вероятность кассового разрыва?
  • Скажите, пожалуйста, как эффективнее распределить ответственность за антикризисные меры в компании?
  • Чтобы оптимизировать расходы на персонал, мы хотим разделить оклад офисных сотрудников на оклад и премию, ввести KPI. У вас есть KPI для финансовой службы? Может бухгалтерии?
  • У нас за месяц выручка упала на 30%. Как выдержать требования банков к оборотам по счетам?
  • Мы планируем перейти на режим оплаты по вторникам и четвергам, как это лучше донести до всех заинтересованных лиц?
  • У нас большой перерасход по оплатам, что можно сделать в этой ситуации?
  • Из-за нестабильности в компании и удаленки срок согласования заявок на оплату затягивается на неделю. Как его можно сократить без ущерба для компании?
  • Руководитель поставил перед мой задачу провести анализ рисков платежей. У вас есть методика?
  • Из-за ситуации в экономике наш бюджет, который принимали в октябре, устарел. По регламенту должны сверять с ним заявки на оплату и только потом согласовывать. Как лучше пересмотреть этот порядок, чтобы исключить рост внеплановых расходов?
  • Сколько денег нужно оставлять на расчетном счете на следующий день? На критический случай. Как-то можно посчитать?
  • Есть ли формула для расчета предельного срока отсрочки платежа для компаний-дебиторов? Максимального периода?
  • Наша компания отгружает товар с отсрочкой всем клиентам, кроме новых. Хотим как-то гарантировать оплату — просить поручительство собственника или гарантию банка. Как выбрать между этим инструментами?
  • Покупатель просит дополнительную скидку и готов в обмен подписать допсоглашение и сократить отсрочку платежа на 2 недели. Как посчитать размер скидки за 2 недели?
  • Как в текущих условиях рассчитать максимальной размер дебиторской задолженности?
  • У нас стала сильно нестабильной оплата дебиторки, как можно ужесточить контроль поступлений?
  • Из-за весенних нерабочих дней нам не удастся скорее всего распродать демисезонную коллекцию одежды. Как сэкономить — распродать ее с максимальной скидкой, как только карантин закончится, или сохранить до осени?
  • Как реструктуризация задолженности отразится на кредитном рейтинге нашей компании как заемщика?
  • У нас швейное производство, работаем на импортном сырье. После скачка доллара еле покрываем до убытков не дошли, но хочется посчитать риски. Как посчитать, во сколько обойдется перейти на импортное сырье?
  • Как сократить затраты на аренду офиса?
  • Есть идея попросить дебиторов сдвинуть сроки оплаты в нашу пользу — быстрее платить. Как лучше сформулировать, чтобы уговорить? Что другие компании предлагают? Отрасль — производство и торговля продуктами питания
  • Если Путин объявил нерабочие дни до 30 апреля, выплаты по кредитам автоматически перенесутся на первые рабочие дни после этого срока?
  • Как можно сократить затраты на рекламу? Директор опасаются, что просядут продажи
  • У нашей компании есть две газели и три грузовых автомобиля, на которых развозили заказы клиентам. Сейчас из-за нерабочих дней машины простаивают. Может быть машины продать и перейти на аутсорсинг? А что делать потом — снова покупать?
  • Если мы получим помощь от государства — кредитные каникулы, надо ли будет переоформлять залог?
  • До апреля мы работали с покупателями только по оплате. Но сейчас все конкуренты предлагают отсрочки, нам тоже придется. Как перейти на новые условия работы? Как документы потребуются?
  • Наша компания занимается туризмом и из-за запрета на работу из-за коронавируса мне придется сократить половину сотрудников финансовой службы или снизить зарплаты Как донести эту информацию, чтобы эффективность работы не пострадала?
  • Собственник попросил подготовить план оперативных антикризисных мер в компании. У вас есть пример?
  • Как сейчас можно сократить постоянные затраты? У нас упали продажи, переменные сократились, а постоянные все те же
  • Если наша компания получит льготный период по кредиту и остановит платежи банку, не выпишут ли нам штраф или неустойку, как это все будет организовано? Или штрафы тоже обнулятся позже?
  • Как можно сократить расходы на арендную плату? Арендуем торговые площади
  • Посоветуйте, пожалуйста, как действовать. Компания-дебитор, входит в десятку наших крупнейших закупщиков, перестала платить и не идет на переговоры. Что можно сделать в этой ситуации?
  • Наша компания — из малого бизнеса, у нас сеть небольших продуктовых магазинов в Барнауле. Можем ли мы рассчитывать на льготный период по кредитам и займам?
  • Если мы приостановим выплаты по аренде и оплату поставщикам, когда на нас могут подать на банкротство?
  • Обязан ли работодатель предоставлять в службу занятости информацию о мониторинге режима труда и увольнения сотрудников в связи с коронавирусом?
  • Как перевести сотрудников на неполный рабочий день из-за кризиса, так как не можем обеспечить их работой?
  • Мы хотим перевести сотрудников на удаленную работу. Как это оформить?
  • Что означает режим чрезвычайной ситуации и режим чрезвычайного положения?
  • Сотрудник продолжает работать во время карантина и запросил справку с работы. В какой срок нужно выдать ему такую справку?
  • Действует ли мораторий на увольнение сотрудников во время карантина?
  • Как принимать на работу сотрудников во время карантина?
  • Можно ли принять заявление об увольнении сотрудника по собственному желанию во время карантина?
  • Нужны ли пропуска или справки для передвижения по городу, если объявили режим самоизоляции в нерабочие дни из-за коронавируса?

Мораторий на проверки

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

— ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

— Постановление Правительства РФ от 03.04.

2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

  • Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):
  • — Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;- Контроль за обращением медицинских изделий;- Лицензионный контроль;- Санитарно-эпидемиологический надзор;- Надзор по закону о защите прав потребителей;- Пожарный надзор;- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • — Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Запрет на проведение проверок не распространяется на:
  • — Налоговый и финансовый контроль;- Проведение административных расследований;- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

— Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

— Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

  1. Не были приостановлены:
  2. • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.Согласование прокуратуры — требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Согласование прокуратуры — требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.Согласование прокуратуры — требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).Согласование прокуратуры — не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.Согласование прокуратуры — не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.

2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления.

Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *