Что является основными принципами социального партнерства?

  • 13 Октября, 2018
  • Термины
  • Ольга Ивановна

Трудовые отношения — это сложная система взаимодействий и взаимных влияний, которая требует непрерывного регулирования. Именно это является целью существования социального партнерства. Его участниками являются не только работники и работодатели, но также представители государственной и муниципальной власти, и общественных организаций.

Что является основными принципами социального партнерства?

Определение

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.

Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:

  • специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
  • механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
  • социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.

Что является основными принципами социального партнерства?

Представители сторон

В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:

  • профсоюзы;
  • объединения профсоюзов;
  • профкомы;
  • лица или организации, выбранные работниками в соответствии с положениями законодательства о труде.

Представителями работодателя могут быть:

  • руководитель предприятия;
  • лица, уполномоченные руководителем предприятия.

Принципы

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и представителями органов власти на различных уровнях. Она функционирует на основе следующих принципов:

  • Равноправие сторон — каждый из участников партнерства в равной степени имеет право выступать в роли инициатора переговоров. Гарантируемые равные права на соблюдение интересов, не противоречащих закону.
  • Уважение интересов — в ходе переговоров должны быть приняты во внимание и соблюдены интересы всех сторон. Но учитывая, что интересы работников и работодателей, как правило, расходятся, задача партнерства — привести их к гармоничному равновесному состоянию. При этом у работников есть приоритетное право выдвигать волнующие вопросы на рассмотрение.
  • Заинтересованность в договорных отношениях — ряд вопросов, не имеющих четкой трактовки в законодательстве, остается на усмотрение сторон, которые должны прийти к «общему знаменателю».
  • Государственное содействие — создание специальных органов, обеспечивающих урегулирование споров и выполнение договоренностей.
  • Соблюдение трудового законодательства — каждая из сторон, выдвигая те или иные требования, должна руководствоваться нормативно-правовыми актами.
  • Полномочность представителей — представители каждой из сторон на переговорах должны быть утверждены документально, а их полномочия — подтверждены соответствующим приказом.
  • Свобода выбора вопросов — представители не ограничены перечнем вопросов, представленных в Трудовом Кодексе, а могут предлагать собственные.
  • Добровольность — стороны принимают на себя обязательства исключительно по собственной воле, а не под принуждением или давлением.
  • Реальность — принимаемые решения и возложенные обязательства должны быть выполнимыми.
  • Обязательность — решения, обозначенные в коллективных договорах, обязательны к исполнению всеми сторонами.
  • Контроль — специально созданные надзорные органы должны следить за воплощением в жизнь достигнутых договоренностей.
  • Ответственность — за невыполнение сформулированных в ходе переговоров положений договоренности предусмотрена административная ответственность.

Что является основными принципами социального партнерства?

Функции

В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:

  • Прямые — направлены на установление и поддержание социального мира и равновесия в обществе.
  • Косвенные — воздействие на формирование общества и экономики.

Основные формы

Можно выделить такие основные формы социального партнерства:

  • Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
  • Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
  • Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
  • Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.

Коллективные переговоры

Одна из форм социального партнерства — это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.

Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении.

Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку.

В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.

Что является основными принципами социального партнерства?

Участие работников в управлении организацией

Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:

  • учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
  • проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
  • получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
  • коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
  • участие в разработке шаблона коллективного договора.

Коллективный договор

Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства — это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:

  • размеры и формы оплаты труда наемных работников;
  • особенности выплаты компенсаций и пособий;
  • механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
  • прием, высвобождение и переобучение работников;
  • соотношение времени труда и отдыха;
  • вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
  • улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
  • соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
  • обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
  • вопросы организации и оплаты питания;
  • оздоровление работников и членов их семей;
  • порядок контроля за выполнением коллективного договора.

Что является основными принципами социального партнерства?

Уровни

Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:

  • федеральный — установление основ трудовых отношений в рамках государства;
  • региональный — установление основ трудовых отношений в пределах субъектов РФ;
  • отраслевой — установление основ трудовых отношений в пределах одной или нескольких отраслей;
  • территориальный — установление основ трудовых отношений на муниципальном уровне;
  • организационный — установление основ трудовых отношений в рамках конкретной организации.

Органы партнерства

Органы социального партнерства — это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).

На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.

На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.

Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение — подготовка и заключение отраслевых соглашений.

Что является основными принципами социального партнерства?

Международный опыт

Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:

  • В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.
  • В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.

Состояние вопроса в России

В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника — работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере.

В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс.

Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.

По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.

Что является основными принципами социального партнерства?

Заключение

Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума.

Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития.

Читайте также:  Пониженные тарифы взносов при УСН: если льготных видов деятельности два

Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности :

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями.

В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем.

Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

Что является основными принципами социального партнерства?

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями.

Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку.

Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

Что является основными принципами социального партнерства?

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда.

Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира.

Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Что является основными принципами социального партнерства?

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Что является основными принципами социального партнерства?

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов.

Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда).

Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Что является основными принципами социального партнерства?

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу.

Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот.

Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме.

Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним.

Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

Что является основными принципами социального партнерства?

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

Что является основными принципами социального партнерства?

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Основные принципы социального партнерства

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Основные принципы социального партнерства

Соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Содержание

Понятие «социальное партнерство» определено пунктом 1 статьи 23 Трудового кодекса.

В сфере труда соцпартнерством считается система отношений, которые появляются между работниками и работодателями (или лицами, которые их представляют), структурами госвласти/местного самоуправления.

При этом данное соцпартнерство направлено на реализацию согласования интересов обеих сторон в вопросах, которые касаются урегулирования взаимоотношений в сфере труда и смежных областях.

Чтобы точнее сформулировать понятие социального партнерства, как понятие юридического характера, к описанию, имеющемуся в Трудовом кодексе, следует добавить следующее: взаимоотношения между различными субъектами соцпартнерства в сфере труда, которые урегулированы нормами трудового законодательства, становятся правоотношениями соцпартнерства. Данное понятие глубже помогут раскрыть основные принципы социального партнерства и формы его реализации.

Вам нужна помощь юриста по трудовым спорам?

Основы взаимодействия социальных партнеров

На уровне законодательных актов определяются стороны и участники соцпартнерства. Одной стороной является работодатель, а другой — работники, в том числе в виде представителей, которые получают свои полномочия в определенном порядке.

Читайте также:  Репатриация резидентами иностранной валюты в РФ - это…

Социальное партнерство имеет несколько форм реализации. К ним относятся:

  • двусторонние отношения, в которых участвуют работодатель или его представитель и представители работников;
  • трехсторонние отношения, в которые кроме вышеперечисленных участников вовлечены структуры госвласти или местного самоуправления.

Во втором случае властные структуры участвуют в системе соцпартнерства, поскольку они призваны защищать интересы общества в целом, отвечают за координацию развития коллективно-договорного регулирования связей в сфере труда на разных уровнях и т.д.

Поэтому они не относятся к сторонам соцпартнерства, за исключением ситуаций, когда именно эти органы могут представлять работодателей (статья 34 ТК России).

  Также госорганы могут выступать в качестве работодателя, если речь идет о взаимоотношениях с работниками, которые заняты непосредственно в таких структурах.

Принципы соцпартнерства

Ведущие принципы соцпартнерства зафиксированы в 24 статье Трудового кодекса России.

В сфере труда основными принципами социального партнерства являются:

  • равные права участвующих сторон. Это проявляется в том числе в том, что каждая из них может выступать инициатором переговоров.
  • Уважение сторон, а также их интересов, для согласования которых используется такая форма взаимодействия, как переговоры.
  • Наличие заинтересованности в использовании договорных отношений. На законодательном уровне решение множества вопросов и проблем предоставляется на усмотрение сторон, в связи с этим им приходится достигать договоренности.
  • Содействие со стороны государства в развитии на демократических основах различных форм реализации соцпартнерства. Для этого в сфере труда создаются структуры, которые призваны урегулировать отношения социально-трудового характера.
  • Стороны должны соблюдать трудовое законодательство и прочие нормативные документы, которые содержат соответствующие нормы. Это подразумевает, что любая сторона, которая подписывает соглашение или контракт, обязуется выполнять прописанные в нем условия.
  • Наличие полномочий у представителей: полномочия представителей работников подтверждаются протоколом общего собрания (конференции), на котором они избираются; работодатели же определяют своих представителей соответствующим приказом.
  • При обсуждении проблемных вопросов, которые входят в сферу труда, должна иметь место свобода выбора. Трудовым кодексом предусмотрена возможность выбирать любые вопросы, а не только рекомендуемые.
  • Стороны берут на себя обязательства добровольно, принуждения и угрозы в любой форме не допускаются.
  • Обязательства, которые они на себя берут, должны быть реальными для исполнения.
  • Коллективные договора и соглашения носят для реализации обязательный характер.
  • За выполнением колдоговоров и соглашений осуществляется контроль, за который несут ответственность органы надзора.
  • Стороны в случае невыполнения колдоговоров и соглашений несут ответственность административного характера.

Стоит отметить, что социальное партнерство является частью рыночного общества, возникающей, когда оно достигает определенной зрелости, вместе с развитием сферы труда и появлением профсоюзов, которые выступают в качестве представителей прав и интересов работников.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Принципы социального партнерства

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 6

Принципы социального партнерства — это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. Эти принципы впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.

К основным принципам социального партнерства относятся:

а) равноправие сторон.

В Конвенции МОТ N 144 предусмотрены, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнерским отношениях это означает, что:

  • — каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора;
  • — для ведения коллективных переговоров стороны создают на равноправной основе комиссию из уполномоченных представителей;
  • — примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе;
  • б) уважение и учет интересов сторон.

Сфера труда — сложный, диалектически противоречивый процесс, в котором могут иметь место и различие, и совпадение интересов, следовательно, конфронтационные и консенсусные отношения. В зависимости от конкретных социально-трудовых, производственных ситуаций может выступать на передний план то одна, то другая сторона этих отношений.

Противоположность интересов наемных работников и нанимателей, взаимодействующих в социально-трудовой сфере, вытекает из самой их природы, целей и задач, которые они ставят перед собой, вступая в трудовые отношения.

Так, собственник-работодатель, получающий доходы от использования наемного труда на принадлежащих ему средствах производства, кровно заинтересован в высокой прибыли, эффективном использовании нанятых наемных работников. Наемный же работник получает вознаграждение за продажу своей рабочей силы.

Он заинтересован прежде всего в высокой оплате своего труда, в комфортных условиях трудовой деятельности.

Пути достижения благополучия собственника могут включать экономию на оплате условий труда наемного работника.

Отсюда — возможность конфликтов между сторонами, конфронтация и противоборство, особенно когда они перестают искать пути компромисса, односторонне преувеличивая значимость своих интересов. В то же время наниматель и наемные работники имеют и общий интерес.

Оба партнера заинтересованы прежде всего в функционировании самого производства как необходимом условии их существования и жизнеобеспечения.

Взаимоотношения и взаимодействие между работодателями и работниками могут быть выражены в образе «рукопожатия». Этот образ является наиболее приемлемым и конструктивным для осуществления интересов как работников, так и работодателей;

в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

Данный принцип выражает организующий характер коллективно-договорных отношений и направлен на обеспечение интересов обеих сторон этих отношений и общества в целом.

Зафиксированные в ходе договорных отношений условия найма работника позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль; для работника же они являются определенными гарантиями удовлетворения его собственных интересов.

Все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам всего общества в целом. В свою очередь, по мере роста эффективности экономической деятельности возникают возможности для повышения социальных гарантий и их закрепления в договорах;

г) содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Этим принципом подчеркивается, что третьим участником в системе социального партнерства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Эти органы — стороны социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченным на представительство законодательством или работодателями, в других случаях, предусмотренных федеральным законом и данным Кодексом.

Государство можно рассматривать как независимый регулятор социально-трудовых отношений. Оно способно устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формировать законодательную базу функционирования системы социального партнерства.

  1. Государство является одним из крупных собственников, его политика в государственном секторе оказывает большое влияние на трудовые отношения в целом;
  2. д) полномочность представителей сторон.
  3. Полномочие — это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности.
  4. Рекомендация МОТ N 163 «О коллективных переговорах» предусматривает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов.
  5. Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий;
  6. е) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.
  7. При ведении договорного процесса стороны свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;
  8. ж) добровольность принятия обязательств.
  9. Данный принцип означает право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений;
  10. з) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.

Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон.

И воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает эти возможности;

и) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать разные цели, иметь несовпадающие интересы.

Они не должны уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений.

Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договоренность или не исполнившая обязательство, должна понести ответственность;

  • к) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.
  • Результативность действия этого принципа зависит от того, как организован контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений;
  • л) ответственность сторон, их представителей за невыполнения по их вине коллективных договоров, соглашений.
  • Наряду с контролем важным принципом обеспечения реального выполнения коллективных договоров, соглашений является устанавливаемая в отношении его сторон ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств.
  • А.Зубкова

Д. э. н.,

  1. профессор,
  2. заслуженный экономист
  3. Российской Федерации
  4. Ф.Мусоев
  5. Аспирант
  6. Московской академии
  7. Государственного
  8. и муниципального управления
  9. Подписано в печать

25.05.2008

стороны социального партнерства

§ 3. Основные принципы социального партнерства

Принципы социального партнерства — это
основополагающие идеи, на базе которых
возникают, существуют и реализуются
взаимоотношения между работниками (их
представителями), работодателями (их
представителями), органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
связанные с договорным регулированием
социально-трудовых и иных непосредственно
связанных с ними отношений. В этих идеях
отражены цивилизованные правила
вступления в социально-партнерские
взаимоотношения, процедура ведения
коллективных переговоров, порядок
разрешения возможных разногласий,
оформление достигнутых соглашений,
обязательность их выполнения и
ответственность за нарушение обязательств,
принятых на себя сторонами социального
партнерства.

Читайте также:  Безопасная доля вычета НДС за 2-й квартал… и другие интересные новости за неделю (09.07.2018–13.07.2018)

Интересно отметить, что объективно
существующее противостояние между
трудом и капиталом, сопровождающееся
стачками и забастовками, наносящими
убытки предпринимательской деятельности,
побуждало предпринимателей уже в далекие
прошлые годы нашей истории к установлению
определенных правил ведения своей
предпринимательской деятельности.

Эти
правила носили ограниченную, корпоративную
сферу применения и по своему существу
являлись нравственными принципами
деловой этики предпринимателей. Так,
еще в 1912 г. российскими предпринимателями
было выработано семь принципов ведения
дел в России. Они касались различных
сторон предпринимательской деятельности.

В качестве примера приведем лишь один
из указанных принципов, затрагивающий
отношение предпринимателей к наемным
работникам. Он назван «Люби и уважай
человека», согласно которому «любовь
и уважение к человеку труда со стороны
предпринимателя порождает ответную
любовь и уважение».

В таких условиях
«возникает гармония интересов, что
создает атмосферу для развития у людей
самых разнообразных способностей,
побуждает их проявлять себя во всем
блеске» .

———————————

См.: Журнал «Социальное
партнерство». 2003. N 2. С. 9.

Несмотря на некоторую наивность
приведенной формулировки данного
принципа, в нем, на наш взгляд, выражено
самое главное — необходимость устанавливать
отношения между предпринимателем и
работником на основе уважения человека
труда со стороны предпринимателя,
создания обеим сторонам условий для
гармонии их интересов при участии в
предпринимательской деятельности, для
морального и материального стимулирования
труда работников.

В начале XX в.

проблемы социального
партнерства в сфере труда стали предметом
законодательного регулирования, ибо
поддержание нормальных взаимоотношений
между работодателями и работниками
требовали учета не только идеологических
и нравственных принципов, но и использования
правовых средств, обеспечивающих
взаимовыгодные решения для каждой из
сторон трудового правоотношения, а
также и государства.

Впервые принципы социального партнерства
на международном уровне были закреплены
в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской
Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г.
с последующим развитием их в конвенциях
и Рекомендациях МОТ и в национальном
законодательстве, а также в
коллективно-договорной практике.

В российском законодательстве они были
закреплены сначала в ст.
4Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О
коллективных договорах и соглашениях».

В процессе подготовки ТК РФ эти принципы
были включены в него в качестве основных
принципов социального партнерства вст.
24ТК РФ.

Учитывая установленный
объем данного учебного пособия, в нем
названы закрепленные в ТК РФ принципы
с краткой характеристикой их содержания.

  • В соответствии со ст.
    24ТК РФ основными принципами
    социального партнерства являются:
  • — равноправие сторон;
  • — уважение и учет интересов сторон;
  • — заинтересованность сторон в участии
    в договорных отношениях;
  • — содействие государства в укреплении
    и развитии социального партнерства на
    демократической основе;
  • — соблюдение сторонами и их представителями
    трудового законодательства и иных
    нормативных правовых актов, содержащих
    нормы трудового права;
  • — полномочность представителей сторон;
  • — свобода выбора при обсуждении вопросов,
    входящих в сферу труда;
  • — добровольность принятия сторонами на
    себя обязательств;
  • — реальность обязательств, принимаемых
    на себя сторонами;
  • — обязательность выполнения коллективных
    договоров, соглашений;
  • — контроль за выполнением принятых
    коллективных договоров, соглашений;
  • — ответственность сторон, их представителей
    за невыполнение по их вине коллективных
    договоров, соглашений.

Первоочередное место среди указанных
принципов социального партнерства
занимает принцип равноправия сторон
(работников и работодателей).

Он
обеспечивает каждой из сторон возможность
выступить инициатором заключения,
изменения или дополнения коллективного
договора (соглашения); сформулировать
и обосновать свои предложения; на
равноправной основе участвовать в
создании комиссии (путем выделения
равного числа представителей, обладающих
одинаковыми правами, свободами и
обязанностями) для ведения коллективных
переговоров; образовывать из представителей
сторон на равноправной основе
примирительные комиссии для разрешения
коллективного трудового спора.

Второй принцип — уважение и учет интересов
сторон, без соблюдения которого невозможно
обеспечить их нормальные взаимоотношения
по урегулированию сложных вопросов в
сфере социально-трудовых отношений.

Действие этого принципа должно
обеспечиваться на всех стадиях
переговорного процесса по заключению
коллективных договоров и соглашений,
а также при реализации других форм
социального партнерства, например при
обеспечении участия работников в
управлении организацией.

Третий принцип — заинтересованность
сторон в участии в договорных отношениях.
Поскольку в процессе ведения переговоров
затрагивается достаточно широкий круг
важных вопросов, связанных с организацией
труда, охраной здоровья работников,
уровнем оплаты за труд, обеспечением
стабильности трудовых отношений и др.

,
то необходимой предпосылкой их решения
является взаимная заинтересованность
сторон, вступивших в переговоры. Обычно
более заинтересованной стороной в
урегулировании названных вопросов
выступают работники.

Но они важны и для
работодателя, заботящегося об обеспечении
нормального ритма работы на своем
производстве, о должном соблюдении
договорных условий о труде работников,
исключающем возможность незаконных
забастовок работников в период действия
коллективного договора.

Четвертый принцип — содействие государства
в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической основе.

Реализация этого принципа осуществляется
органами исполнительной власти
государства, в функции которых входит
формирование социальной и экономической
политики государства; гарантированное
соблюдение законодательных норм о
правах и свободах граждан в сфере труда;
развитие и повышение эффективности
социального партнерства.

Пятый принцип — соблюдение сторонами и
их представителями трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы
трудового права, обеспечивает законность
взаимоотношений между социальными
партнерами при строгом соблюдении ими
правил и процедур, установленных в
соответствующих законах и иных нормативных
правовых актах. Это одно из важных
условий предупреждения возможных
разногласий в процессе коллективных
переговоров между социальными партнерами,
которые негативно влияют на заключение
коллективных договоров и соглашений.

Шестой принцип — полномочность
представителей сторон. Одним из
необходимых условий признания
коллективного договора или соглашения
в качестве правового акта является
правомочность сторон на его заключение.

Поэтому независимо от уровня переговоров
по подготовке указанных правовых актов
необходима обязательная проверка
легитимности (законности) полномочий
у каждой из сторон социального партнерства
на основе соответствующих документов,
определяющих их содержание.

Седьмой принцип — свобода выбора при
обсуждении вопросов, входящих в сферу
труда — в своей основе опирается на
положения Конвенции МОТ N 98 «О праве
на организацию и на ведение коллективных
переговоров».

Он означает, что каждая
из сторон свободна в выборе круга
вопросов, относящихся к сфере труда,
которые требуют обоюдного обсуждения
и решения.

Именно этот принцип учтен
законодателем при определении круга
вопросов, включаемых в коллективные
договоры и соглашения (ст.
41,46ТК).

Восьмой принцип — добровольность принятия
сторонами на себя обязательств —
органически взаимосвязан с принципами
равноправия сторон социального
партнерства, свободы выбора вопросов,
касающихся социально-трудовых отношений
для обсуждения в процессе коллективных
переговоров с последующим заключением
коллективного договора или соглашения
о принятых на себя добровольно
согласованных обязательств. Действующее
законодательство исключает возможность
какого-либо давления на стороны
социального партнерства. Так, в
соответствии со ст.
40ТК РФ при недостижении согласия
между сторонами по отдельным положениям
проекта коллективного договора стороны
в течение трех месяцев со дня начала
коллективных переговоров стороны должны
подписать коллективный договор на
согласованных, добровольно принятых
на себя обязательств, а по поводу
несогласованных условий одновременно
составить протокол разногласий.

Девятый принцип — реальность обязательств,
принимаемых на себя сторонами, —
обеспечивает эффективность
коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых и иных тесно с ними
связанных отношений. Реализация этого
принципа требует обоснованной аргументации
предлагаемых условий, выдвигаемых
каждой стороной социального партнерства.

Десятый принцип — обязательность
выполнения принятых коллективных
договоров, соглашений — является одним
из основополагающих в договорном праве.
Он означает признание сторонами
социального партнерства юридических
последствий заключения коллективных
договоров и соглашений как предусмотренных
в ст.
9ТК РФ важнейших способов
регулирования социально-трудовых
отношений в договорном порядке.

Одиннадцатый принцип — контроль за
выполнением принятых коллективных
договоров, соглашений — способствует
своевременному устранению фактов их
невыполнения.

Его четкая организация
и последовательное осуществление
обеспечивает своевременное выявление
и устранение причин невыполнения
коллективных договоров и соглашений,
контроль за выполнением которых
осуществляется сторонами социального
партнерства, их представителями,
соответствующими органами по труду
(ст.
51ТК РФ).

При проведении указанного
контроля представители сторон обязаны
предоставлять друг другу, а также
соответствующим органам по труду
необходимую для этого информацию.

И, наконец, двенадцатый принцип —
ответственность сторон, их представителей
за невыполнение по их вине коллективных
договоров, соглашений.

Наличие этого
принципа в системе социального партнерства
логически вытекает из действия всех
вышеизложенных принципов. Его юридическая
значимость и виды ответственности
связаны с ответственностью в договорном
праве.

Она возлагается на субъектов,
допустивших виновное невыполнение
договорных обязательств с учетом
характера соответствующих нарушений.

В процессе практического применения
основных принципов социального
партнерства важно учитывать, что они
органически взаимосвязаны и
взаимообусловлены и требуют их
последовательного учета при реализации
любой формы социального партнерства и
на всех его уровнях (ст.
26ТК РФ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *