Исправление кадастровой ошибки не меняет базу земельного налога предшествующих периодов

13.01.2021
 10212

Исправление кадастровой ошибки не меняет базу земельного налога предшествующих периодов

Pixabay

Исправить ошибку в кадастровой стоимости недвижимости стало гораздо проще. С 1 января вступил в силу ряд приказов Росреестра, регулирующих проведение государственной кадастровой оценки.

Как сообщили в Росреестре, теперь заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любое физическое или юридическое лицо в отношении любого объекта недвижимости.

В одном заявлении можно будет указать сразу несколько объектов.

Подать его можно как на бумаге, подписав каждый лист, так и в электронном виде, заверив документ усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Также  гражданин может подать в региональное бюджетное учреждение, которое проводит кадастровую оценку в регионе, обращение с просьбой разъяснить, на каком основании была установлена та или иная кадастровая стоимость объекта недвижимости. В ходе рассмотрения такого обращения может быть установлено, что при определении кадастровой стоимости была допущена ошибка.

Ранее Росреестр утвердил форму заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и требования к ее заполнению.

Использовать форму можно будет только тогда, когда заработает новый механизм внесудебного установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

По общему правилу этот момент наступит с 1 января 2023 года, но в каждом регионе может быть установлен более ранний срок. 

Изменения связаны с принятым в июле 2020 года федеральным законом 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он нацелен на обеспечение прозрачности и публичности процедур определения справедливой кадастровой стоимости объектов недвижимости, с тем чтобы сами правообладатели недвижимости могли влиять на оценку до утверждения ее результатов.

Концепция закона исходит из принципа: любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости. Так, если исправление привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен исправленной. Если стоимость увеличилась, она будет применяться только со следующего года. 

К примеру, собственник земельного участка выявил, что в рамках кадастровой оценки была допущена ошибка. По заявлению собственника такая стоимость будет изменена бюджетным учреждением. При этом, поясняют в Росреестре, уменьшенная кадастровая стоимость будет применяться с момента исправления, чтобы граждане не платили повышенный налог.

В соответствии с 269-ФЗ у правообладателей появится возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной без необходимости процедуры оспаривания. Решение будет принимать государственное бюджетное учреждение, которое проводит в регионе кадастровую оценку недвижимости.

Проект изменений в Закон о кадастровой оценке ч. 3: нарушение равенства и запрет на ретроспективный пересчет арендной платы

Исправление кадастровой ошибки не меняет базу земельного налога предшествующих периодов

Яёи Кусама — Дождь. 1952

Госдума приняла в первом чтении проект изменений в Закон о кадастровой оценке (далее также Проект). Данный проект был внесен правительством еще в октябре 2019 года, однако принят в первом чтении только в начале июня 2020.

На настоящий момент идет его доработка ко второму чтению, поэтому крайне важно обратить внимание законодателей на те проблемные моменты, которые, безусловно, нужно поправить до принятия закона.

В этой и других заметках я опишу те проблемы, которые мне представляются наиболее значимыми, и предложу возможные способы их решения

Карточка законопроекта — https://sozd.duma.gov.ru/bill/814739-7

  • Текст Закона о кадастровой оценке с учетом изменений — https://yadi.sk/i/tJRfYFFAuqhRNg
  • Остальные заметки:
  • — Проект изменений в Закон о кадастровой оценке ч.1: неудачная модель актуализации КС
  • — Проект изменений в Закон о кадастровой оценке ч.2: мнимая отмена права на оспаривание кадастровой стоимости
  • Случаи нарушения равенства
  • В Проекте встречается несколько случаев, когда разработчики без каких-либо разумных оснований предлагают разное регулирования для однородных отношений, что в одних ситуациях приводит к нарушению прав частных лиц, а в других – к нарушению публичных интересов. 

1. Запрет на пересчет арендной платы за прошлые периоды при исправлении кадастровой стоимости (ч. 6 ст. 4 Проекта).

Как известно, кадастровая стоимость (далее также КС) применяется не только для расчета имущественных налогов, но также определения арендной платы за пользование публичным имуществом, платы за сервитуты, административных штрафов и т.д.

Проект предполагает, что, например, при исправлении ошибки, допущенной в ходе кадастровой стоимости и приведшей к завышению КС, новое сниженное значение КС применяется ретроспективно с самого начала применения ошибочной КС (аналогичный подход применяется и сейчас). И правообладатель имеет право на возврат излишне уплаченных налогов, административных штрафов и т.д.

При оспаривании КС в судебном порядке новое значение КС, приведенное в соответствие с рыночной стоимостью (далее также РС), аналогично применяется ретроспективно – с дата начала применения оспоренной КС (для целей налогообложения).

Однако эти правила касаются всех целей применения КС, за исключением её применения для расчета арендной платы. Согласно проекту, если КС используется для расчета аренды, то её значение «заблокировано для ретроспективного изменения.

Это означает, что даже если арендатору удается доказать, что КС была рассчитана с арифметической ошибкой, приведшей к её завышению в 100 раз, или что рыночная стоимость ниже кадастровой в 10 раз, новое «правильное» значение КС будет применяться только на будущее время.

Арендатор не сможет претендовать на пересчет арендной платы за прошлые периоды, когда действовала ошибочная кадастровая стоимость, и не сможет претендовать на возврат или зачет излишне уплаченной аренды.

Это совершенно абсурдное правило, которое не выдерживает никакой критики.

У государства нет оснований настаивать на применении недостоверной (ошибочной завышенной) кадастровой стоимости в периоды, предшествующие её оспариванию (кроме понятного, но незаконного бюджетного интереса в получении экономически необоснованной арендной платы).

И нет никаких оснований отступать от общих правил применения во времени исправленной кадастровой стоимости именно для случаев её применения для целей расчета арендной платы за пользование публичным имуществом.

Решение проблемы: описанное правило должно быть удалено из Проекта.

2. Ретроспективное повышение кадастровой стоимости при исправлении технической ошибки в ЕГРН (п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке в редакции Проекта).

  1. Проект предполагает, что КС, измененная в результате исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, действует во времени по-разному в зависимости от того, в какую сторону корректируется КС:
  2. — если она повышается, то действует перспективно с 1 января года, следующего за годом исправления ошибки (сейчас при исправлении ошибки повышение КС запрещено).
  3. — если она понижается, то действует ретроспективно с момента начала применения исправленной КС (сейчас аналогичный подход).
  4. Однако при исправлении технической ошибки в ЕГРН новое значение КС действует ретроспективно с момента начала применения исправленной КС, даже если исправление ошибки привело к повышению КС.
  5. То есть если исправляется ошибка, допущенная бюджетным учреждением при расчете кадастровой стоимости, то увеличенное значение КС действует только перспективно, а если исправляется ошибка, допущенная в ЕГРН, то повышенное значение КС будет действовать и ретроспективно.

Как сейчас? В ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности содержится норма, согласно которой при исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине КС, новое значение КС применяется ретроспективно. Схожие пложения включены в Налоговый кодекс РФ (п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п.

2 ст. 403 НК РФ), однако они касаются только технической ошибки в самих значениях кадастровой стоимости.

На практике наиболее часто данная норма применялась при «исправлении» удельного показателя КС (руб/м2), применимого к конкретному объекту недвижимости, и определяемого исходя из отнесения вида разрешенного использования объекта к определенной стоимостной группе.

В Проекте, по существу, хотят воспроизвести данную норму в Законе о кадастровой оценке и расширить её действие на любые технические ошибки в ЕГРН, которые влияют на значение КС, не ограничиваясь только ошибками в самом значении КС.

Однако исходя из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 28.02.

2019 N 13-П (по делу общества Парус), налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных включением в ЕГРН недостоверных сведений в результате действий (бездействия) публичных органов.

Напомню, что в данном деле речь шла о внесении в ЕГРН неактуального значения КС, однако Конституционный Суд РФ защитил права налогоплательщика на применение этого значения КС, поскольку налогоплательщик был вправе полагаться на данные ЕГРН.

Согласно закону о государственной регистрации недвижимости техническая ошибка – это ошибка, допущенная органом регистрации прав.

В этой связи исправление технических ошибок в ЕГРН, по общему правилу, не должно приводить к ухудшению положения налогоплательщика за прошлые периоды и влечь доначисление сумм недоимки и пени.

Если исправление технической ошибки привело к увеличению КС, то новое значение может применяться только на будущее время.

Сведения о кадастровой стоимости налогоплательщик получает из данных ЕГРН. Сами эти сведения являются результатом взаимодействия множества государственных и муниципальных органов и организаций в ходе процедур определения кадастровой стоимости.

В свете принципа достоверности ЕГРН для налогоплательщика не имеет правового значения, чьи незаконные действия послужили причиной включения в ЕГРН недостоверных значений ЕГРН – незаконные действия бюджетного учреждения или незаконные действия органа регистрации прав.

И те, и другие – это незаконные действия государства, определяющего базу для начисления налогов. И те, и другие нарушают принцип достоверности ЕГРН, создают угрозу для планирования хозяйственной деятельности налогоплательщика при увеличении суммы налоговых обязательств за прошлые периоды.

Читайте также:  Каков порядок применения налоговых вычетов по акцизам?

Поэтому они не могут приводить к ухудшению положения налогоплательщика и влечь ретроспективный пересмотр КС.

Решение проблемы: синхронизировать действие во времени КС, измененной в сторону увеличения, для случаев исправления технической ошибки в ЕГРН и исправления ошибки, допущенной бюджетным учреждением.

Повышенное значение КС в обоих случаях должно применяться с 1 января года, следующего за годом исправления ошибки. Также требуется внести соответствующие изменения в НК РФ (п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст.

403 НК РФ).

3. «Изменчивость» кадастровой стоимости, утвержденной самим бюджетным учреждением.

По общему правилу КС рассчитывается бюджетным учреждение, а утверждается уполномоченным органом субъекта РФ. Однако в определенных случаях, предусмотренных ст. 16 Закона о кадастровой оценке, бюджетное учреждение самостоятельно и рассчитывает, и утверждает значения КС:

  •  — при появлении в ЕГРН нового объекта недвижимости уже после проведения кадастровой оценки.
  •  — при изменении указанных в ЕГРН характеристик объекта недвижимости после проведения кадастровой оценки, если эти характеристики влияют на КС.
  • По совершенно неясной причине разработчики Проекта решили, что подобные значения КС, установленные самим бюджетным учреждением, должны иметь иной правовой режим их изменения по сравнению со значениями, рассчитанными учреждением, но утвержденными органом субъекта РФ.

3.1. При обнаружении ошибки КС может быть изменена самим учреждением без заявления правообладателя или иного заинтересованного лица и даже без их уведомления (ч. 19 ст. 21 Закона о кадастровой оценке в редакции Проекта).Для всех прочих значений КС наличие соответствующего заявления обязательно.

Вполне допустимо, чтобы ошибка в определении КС могла быть исправлена вопреки воле правообладателя объекта, который может иметь экономический интерес в сохранении недостоверного значения КС, и соответственно, без его заявления.

Условной фигурой заявителя может быть даже само учреждение, которое выявило ошибку.

Довольно глупо в таком случае требовать от учреждения уведомлять о найденной ошибке орган субъекта и исправлять ошибку только после получения заявления от данного органа. НО:

 — Почему без заявления заинтересованного лица не может быть исправлена КС, утвержденная в общем порядке уполномоченным органом? Это невозможно объяснить тем более с учетом того, что в соответствии с Законом о кадастровой оценке если при рассмотрении обращения по конкретному объекту недвижимости учреждение выявляет системную ошибку, влияющую на КС прочих объектов, то оно вправе исправить КС этих прочих объектов, даже в отсутствие заявления правообладателей данных объектов. Иными словами КС, утвержденную уполномоченным органом, бюджетное учреждение вправе исправить только заодно, если выявит системную ошибку, а вот если оно выявит единичную ошибку в данной КС, то оно не вправе её исправить. Данное замечание относится как к Проекту, так и к действующей редакции Закона о кадастровой оценке.

— Исправление кадастровой стоимости не может происходить без уведомления правообладателя объекта недвижимости иначе нарушаются его права на защиту и на планирование своей хозяйственной деятельности.

Решение проблемы: предусмотреть, что любая ошибка, допущенная бюджетным учреждением, может быть исправлена по инициативе самого учреждения без заявления правообладателя и иных лиц.

Во всех случаях, когда бюджетное учреждение намеревается исправить ошибку в КС объекта недвижимости, правообладатель которого не обращался за исправлением ошибки (это случаи выявления ошибки самим учреждением, исправления системных ошибок, а обращения за исправлением ошибки публичных органов), учреждение обязано уведомить правообладателя и дать ему право на предоставление возражений. 

3.2. При исправлении КС в сторону увеличения она действует с момента внесения в ЕГРН (п. 5 ч. 2 ст.18 Закона о кадастровой оценке в редакции Проекта).

То есть если исправление ошибок, допущенных учреждением при определении кадастровой стоимости в порядке ст. 16 Закона о кадастровой оценке, привело к повышению кадастровой стоимости, то новое занчение действует сразу с момента внесения его в ЕГРН.

Остается загадкой, почему по мысли разработчиков ошибка, допущенная учреждением при расчете кадастровой стоимости по общим правилам (новое значение КС действует с 1 января следующего года), и ошибка, допущенная тем же учреждением при расчете кадастровой стоимости по правилам ст.

16 Закона о кадастровой оценке, приводят к разным последствиям для налогоплательщика в части действия во времени нового значения КС. Никакого разумного объяснения тому нет.

Решение проблемы: синхронизировать действие во времени КС, измененной в сторону увеличения, для случаев исправления ошибки, допущенной бюджетным учреждением при определении КС по общим правилам и по правилам ст. 16 Закона о кадастровой оценке. Повышенное значение КС должно применяться с 1 января года, следующего за годом исправления ошибки.

Судебная практика к статье 388 Налоговый кодекс РФ. Об устранении кадастровой ошибки, обязании произвести перерасчет земельного налога

Законы и кодексы » Налоговый кодекс Российской Федерации — часть вторая » Раздел X. Местные налоги и сборы » Глава 31. Земельный налог » Статья 388. Налогоплательщики » Дело N32-КГ16-33.

Об устранении кадастровой ошибки, обязании произвести перерасчет земельного налога.

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • от 16 февраля 2017 г. N 32-КГ16-33
  • Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Александрова В.Н.,

судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.

при секретаре Холодцовой Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Спиридоновой Е.А.

об устранении кадастровой ошибки в государственном кадастре недвижимости и понуждении произвести перерасчет земельного налога, по кассационной жалобе Спиридоновой Е.А. на решение Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 г.

и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Саратовской области Малинко Е.Ю., Смирнова С.Л., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Спиридонова Е.А.

обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании наличия кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденной руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 г. (далее — Приложение к оценочной описи), в части указания в период с 2011 по 2013 г. удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , об обязании федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области (далее — Кадастровая палата) исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Саратовской области (далее — Налоговая инспекция) произвести перерасчет земельного налога за 2011 — 2013 годы.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 г. заявленные требования удовлетворены в части признания наличия кадастровой ошибки и возложения обязанности на Кадастровую палату исправить кадастровую ошибку.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 3 сентября 2015 г. решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 марта 2015 г. отменено.

Административное дело направлено на рассмотрение в Саратовский областной суд.

Решением Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 г., отказано в удовлетворении административного искового заявления Спиридоновой Е.А.

Определением судьи Саратовского областного суда от 29 июля 2016 г. административному истцу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Спиридонова Е.А. ставит вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены состоявшихся судебных актов.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2016 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

  1. Налоговой инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу.
  2. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
  3. В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
  4. Такие нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Отказывая в удовлетворении требований о признании наличия кадастровой ошибки, суды пришли к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на момент обращения административного истца в суд не являлась актуальной и не затрагивала права Спиридоновой Е.А.

Читайте также:  Когда платить НДФЛ с подарков?

, так как уже действовала новая кадастровая стоимость данного земельного участка, подлежащая применению при определении налоговой базы по земельному налогу.

Также в рамках данного административного дела судами рассмотрены требования истца об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимого имущества и о пересчете платежей по земельному налогу.

Судебная коллегия находит данные выводы судов ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, Спиридоновой Е.А. с октября 2011 г. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью кв. м, расположенный по адресу: .

Постановлением Правительства Саратовской области от 28 марта 2005 г. N 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области» (далее — Постановление N 108-П) удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, входящих в состав СНТ «», установлен в размере 57,85 руб. за 1 кв. м.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 г.

N 1185-р (далее — Распоряжение N 1185-р), которым утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области, удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков, входящих в состав СНТ «», установлен в размере 74,01 руб. за 1 кв. м, кадастровая стоимость названного земельного участка составила 29 604 руб.

Вместе с тем в государственном кадастре недвижимости в период с 1 января 2010 г.

и до внесения сведений согласно Распоряжению N 1185-р содержались перенесенные из Приложения к оценочной описи данные о кадастровой стоимости названного земельного участка в размере 2 248 800 руб.

, что не соответствует кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с утвержденным Постановлением N 108-П удельным показателем.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, Налоговой инспекцией была определена сумма земельного налога, подлежащая уплате Спиридоновой Е.А. за 2011 — 2013 годы. Судом первой инстанции установлено, что административным истцом получены налоговые уведомления в 2014 году.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г.

N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее — Постановление N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

  • Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
  • Вместе с тем требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
  • Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом .

Для налогоплательщиков — физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество ( пункт 4 статьи 391 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами ( пункт 3 статьи 396 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления ( пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов в сроки, установленные статьей 48 НК РФ.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.

, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

Согласно редакции данного пункта , действующей с 1 января 2017 г., изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у административного истца возникла только с момента получения налоговых уведомлений в 2014 году и до момента ее исполнения административным истцом либо принудительного взыскания налоговыми органами в судебном порядке сумм недоимки и пени, исходя из налоговой базы по земельному налогу за 2011, 2012 и 2013 годы, исчисленной на основании не оспоренной кадастровой стоимости, у Спиридоновой Е.А. сохранялась возможность пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка в целях расчета налоговой базы по земельному налогу за указанные периоды.

Выводы судов первой и второй инстанций о том, что оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала прав административного истца, сделаны без выяснения, какого рода была допущена ошибка при определении кадастровой стоимости согласно Приложению к оценочной описи и имелась ли возможность применения для налоговых правоотношений кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, являвшейся архивной на дату обращения административного истца в суд.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления N 28, в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей ( пункт 15 статьи 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

  1. Вместе с тем требования административного истца об обязании Налоговой инспекции произвести перерасчет земельного налога за 2011 — 2013 годы рассмотрены в рамках дела об оспаривании кадастровой стоимости.
  2. Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения в применении и толковании норм материального права и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, состоявшиеся по делу судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением материала на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
  3. При новом рассмотрении судам следует разрешить спор с учетом изложенных в настоящем определении положений о применении норм материального права, обеспечив установление всех необходимых для разрешения спора фактических обстоятельств, и принять по его результатам законные и обоснованные судебные акты.
  4. На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 — 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
  5. определила:

решение Саратовского областного суда от 25 ноября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 25 февраля 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Читайте также:  НДС при импорте услуг: как правильно платить налог?

Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком.

Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды).

Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.

31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст.

395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога.

Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит: 2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит: 2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. — (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость.

На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н.

сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения.

Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога.

Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *