Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Принцип формирования и внесения платежей за НВОС, который действует в настоящее время, является несовершенным, ведь зачастую субъекты вынуждены переплачивать. В связи с этим власти приняли решение об изменении ситуации и предоставлении плательщикам права выбора.

Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

В конце сентября 2018 года Комиссия, осуществляющая работы в сфере создания законопроектов, одобрила норму, созданную Министерством природы, связанную с изменениями порядка выявления суммы авансов за НВОС. Согласно ФЗ №7 от 10.01.

2002 года предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе осуществления коммерческой деятельности негативно влияют на ОС, компенсируют это финансами.

Физические лица, использующие природные ресурсы в личных целях, подобные выплаты не осуществляют.

В 2018 году внесение авансовые платежи за НВОС осуществлялось по следующей схеме: предприятия, применявшие природные ресурсы, вносили авансы по кварталам в сумме 25% от величины платы за НВОС. Не распространяется данное требование на субъекты малого и среднего бизнеса.

Однако в итоге практика показала, что такой подход неверный, так как влечет за собой переплату. Это оказывает негативное влияние на финансовые показатели фирмы, а также влечет повышение трудовых затрат работников Росприроднадзора. Поэтому целью нового законопроекта стала минимизация переплаты в процессе внесения авансовых сумм.

Изменения способа уплаты

В рамках нового законопроекта предусмотрена возможность выбора оптимального способа расчета между налогоплательщиком и государством. Чтобы сумма платы была максимально предсказуемой, в ст. 16.4 ФЗ №7 будут внесены изменения. В рамках этих перемен появится возможность совершения авансовых платежей и определения их сумм тремя способами:

  • в сумме 25% от выплаты за НВОС за предыдущий отрезок времени, как и ранее;
  • в величине ¼ платы НВОС, в процессе исчисления которой платежной базой является объем (масса) совершенных выбросов;
  • в размерном показателе какой-то фиксированной части суммы платы за НВОС.

Методика определения суммы квартального аванса при этом подбирается организациями в самостоятельном порядке. Она определяется конкретным видом негативного воздействия и степенью данного параметра.

В связи с этим после выбора методики определения размера квартального платежа на предстоящий период потребуется отразить в декларации все изменения, чтобы сдать ее в Росприроднадзор в правильной форме.

В качестве базового регламента, в рамках которого определяются ключевые аспекты расчета сумм платежей, выступает ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Именно в нем предусматривается обязательство для юридических лиц, не имеющих отношения к субъектам малого и среднего бизнеса, вносить плату авансов за НВОС на протяжении текущего года.

По завершении этого отрезка времени произойдет уменьшение общей величины выплаты.

Начисление и уплата авансовых платежей осуществляется трижды в год, когда завершается 1, 2, 3 квартал. Происходит это до 20 числа следующего месяца, что прописано в рамках п. 3 ст. 16.4 ФЗ №7.

Определить окончательную величину авансовых платежей достаточно просто. Каждый из них будет составлять ¼ от общего объема выплат.

В данном случае было бы нерационально говорить о платежах, внесенных в рамках прошлого периода.

Ведь в качестве суммы, от которой определяется выплата, выступает суммарный объем начисленных к уплате величин. Ведь на практике нередко возникают ситуации, в которых величина авансов окажется больше, чем интегрированный платеж. Именно о вопросах такой переплаты речь ведется в Письмах Росприроднадзора от 15 марта 2017 года №АС-06-02-36/5195 или №АА-06-02-36/6198.

Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

17 октября 2018 года в государственную думу произошло внесение законопроекта №568200-7. В соответствии с ним к нынешнему порядку выявления суммы добавится еще два алгоритма:

  • 25% от величины платежа, определенного в соответствии с объемом/массой выбросов;
  • часть суммы платы, определенной в соответствии с данными экологического контроля.

За плательщиком сбора сохраняется право самостоятельного выбора способа уплаты. Но в настоящее время действует порядок, в соответствии с которым размер поквартально уплачиваемых авансов будет определен на базе общей суммы выплат по НВОС, которые были начислены в рамках 2019 года.

Определение суммы выплат, которые устанавливаются по году, происходит в декларации. В ее составе присутствуют следующие элементы:

  • титульный лист;
  • раздел, включающий сводные итоги расчетов, в котором начисленные величины подлежат сокращению за счет затрат, способствующих снижению негативного влияния, а также авансов, внесенных на протяжении года;
  • три раздела специального назначения в соответствии с количеством основных видов источников загрязнения.

Расчетные действия осуществляются в соответствии с правилами, перечень которых детально прописан в Приказе Минприроды России №3 от 9 января 2017 года. Также речь об этом аспекте ведется в Постановлении Правительства РФ №255 от 3 марта 2017 года. Оба этих регламента включают в себя информацию о требуемых значениях, используемых в расчетах коэффициентов.

  • Формула, в соответствии с которой определяется размер авансового платежа, выглядит так:
  • Платежная база * Ставка * Дополнительные коэффициенты – Расходы на устранение негативных последствий – Авансы, которые были уплачены – Плана за НВОС, внесенная в предыдущем году
  • Ставки берутся из Постановления Правительства РФ №913 от 13 сентября 2016 года.
  • Дополнительная инструкция по составлению декларации за НВОС в «Модуле природопользователя» представлена ниже на видео.

Сроки для платежей

Оплата авансов юридическими лицами, за которыми закрепляется обязательство по внесению подобных платежей, осуществляется трижды в год. Завершение расчетов по году происходит еще одним платежом – итоговой суммой, которая была получена в разделе, где указываются сводные данные. В связи с этим для предприятий установлено два основных направлениях сроков.

  1. Для авансовых платежей. Истечение их в 2020 году произошло соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября. Однако во всех новых месяцах этот срок передвигается на более ранний период времени. В связи с этим платежи нужно было совершить до 19 апреля, 19 июля и 18 октября. Происходит это по той причине, что 20-е числа – выходные дни.
  2. Для окончательного итога по годовому периоду. В данном случае речь ведется о предельной дате данного срока. Она имеет соответствие 1 марта года, который наступает за отчетным периодом. То есть, если вести речь о платеже за 2019 год, по нему нужно было рассчитаться до 1 марта 2020 года. Если говорить о выплате за 2020 год – до 28 февраля 2021 года.

Организации, за которыми не установлено обязательство по выплате авансов, вносят платежи за НВОС разово по итогам года. То есть в их отношении устанавливается исключительно один срок, то есть 1 марта. Общим для всех юридических лиц, исходя из масштабов их предпринимательской деятельности, является период, действующий для предоставления декларации. Он завершается 10 марта следующего года.

Как и куда платить

Место, в которое вносится та или иная выплата, зависит от типа выбросов. В п. 1 ст. 16.4 указаны следующие аспекты:

  • за выбросы плата осуществляется в бюджет по месту нахождения источника, негативно влияющего на окружающую среду;
  • за размещение отходов она вносятся в месте, где оно фактически производится.

В связи с этим значение ОКТМО для платы, вносимой в отношении различных видов загрязняющих объектов, может быть неодинаковым. И этот факт стоит принять во внимание не только в процессе оформления декларации, но и в ходе внесения в государственный бюджет авансовых сумм. Неодинаковыми, в свою очередь, будут и показатели КБК, прописанные в платежной документации.

Наряду с выплатами по НВОС на практике применяются иные экологические платежи. Их официальное наименование, фигурирующее в документации – «экологические сборы». Регулирование таких сумм производится посредством прочих нормативных актов.

В частности, речь идет о Федеральном законе №89 «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года. В отличие от «загрязняющих» платежей суммы по НВОС имеют следующие особенности:

  • круг налогоплательщиков включает в себя лиц, которые производят или импортируют изделия, подразумевающие последующую утилизацию;
  • значение налоговой базы представляет собой объем товара, который утилизируется, важную роль играет его корректирование в соответствии с нормой утилизации;
  • показатель ставки пребывает в зависимости от разновидности изделия;
  • крайний срок, который действует для внесения сбора и является единственным, совпадает с моментом подачи отчетности, это дата 15 апреля следующего года.

Уплата авансовых платежей по экологическому сбору в нормах действующего законодательства не предусмотрена.

  1. Различия заключаются, во-первых, в налоговой базе. Для НВОС она представляет собой объем вещества загрязняющего типа. Для экологического сбора – объем утилизируемого товара, включая его упаковочный материал.
  2. Во-вторых, во внимание принимаются основания для уплаты. В первом случае в качестве их выступают сбросы или отходы производства. Во второй ситуации учитывается утилизация позиций, утративших потребительские качества.
  3. В-третьих, авансовые платежи для НВОС уплачиваются по окончании 1, 2, 3 квартала, для ЭС они просто-напросто не предусмотрены.
  4. В-четвертых, срок уплаты для первого случая – до 1 марта 2020 года, для второй ситуации  — до 15 апреля 2020 года.

Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Данные для расчета и КБК

В процессе определения окончательной суммы платы во внимание принимаются следующие сведения:

  • нормативы максимально допустимых уровней загрязнений;
  • лимиты на отходы (утверждены силами Росприроднадзора);
  • порядки временно согласованных выбросов и сбросов;
  • лимиты платы за загрязнение окружающей среды (Постановление Правительства РФ №344);
  • инфляционный коэффициент;
  • фактическое массовое значение сбросов и выбросов;
  • показатель повышающего коэффициента.

Внесение платежей производится в бюджет по месту расположения источника или на территории выброса отходов, что прописано в п. 1 ст. 16.4 ФЗ №7.

Коды бюджетной классификации прописаны в Приказе Минфина №65н от 01 июля 2013 года. За размещение производственных отходов используется значение 048 1 12 01041 01 6000 120. За ТКО последние цифры – 01042 01 6000 120, за загрязнение атмосферы — 01010, за загрязнение воды – 01030.

Начисляемые штрафные санкции

Если опоздать с внесением платы за НВОС, последует начисление штрафных санкций и пеней в размере 1/300 от ставки Центробанка, которая действует на момент уплаты пени. Задолженность может быть взыскана в судебном порядке. Для физических лиц штраф равен 3000 — 6000 руб., для предприятий – 50 000 — 100 000 руб.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду? Ответ — ниже на видео.

Читайте также:  Какой срок уплаты налога на имущество в 2017-2018 годах?

Рекомендуем другие статьи по теме

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году это похоже новый квест для бедных экологов. Модулем пользоваться нельзя, прием расчета платы будет производиться только через личный кабинет природопользо

вателя. При том, что база забита именно в МП, а в личном кабинете надо перебивать все заново.

Изменен порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Исчисление платы за негативное воздействие на ОС.

Для кого-то прописные истины, но всё же.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС»*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик — региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ » Об охране окружающей среды») за отчетный период.

  1. Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
  2. Сбросы загрязняющих веществ — по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
  3. Размещенные отходы — по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.

При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:

  • в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
  • в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды

Сверхлимитное загрязнение окружающей среды — это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.

На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы

статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Разъяснения для ОНВОС 3 категории — что нашла:

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.

2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Авансовые платежи платы НВОС

         Авансовые платежи за НВОС — особый порядок расчётов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренный законодательством для юридических лиц — крупных субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства.

         Авансовые платежи за НВОС начисляются и уплачиваются три раза, в течение текущего года — по завершении первого, второго и третьего кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.

4 «Порядок и сроки внесения платы за НВОС» закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). По завершении года сумма этих платежей вычитается из общей величины платы, начисленной за год в декларации по НВОС.

Каждый платёж равен одной четвёртой от общего объема платежей за НВОС, уплаченных за предшествующий год. Часто у предприятий возникают случаи переплаты. В связи с этим, Государственными органами было принято решение о разработке гибкого подхода к этому вопросу.

Результатом стали два альтернативных способа для расчета авансовых платежей:

   1. Авансовый платеж признается равным сумме платы за НВОС, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале текущего или прошлого календарного года на основе данных производственного экологического контроля;

   2. Авансовый платеж исчисляется в размере 1/4 части суммы платы, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления в текущем году.

         При этом действующий способ расчета авансового платежа также сохраняется. Так плательщики получают возможность выбора и должны указывать в составе декларации о плате за НВОС, какой именно способ расчета платежа они намерены использовать в будущем году.                              

         Помимо декларации о внесении платы за НВОС организация, также, предоставляет в соответствующую инстанцию отчет. В этом отчете подробно описывается, как производился расчет платы за НВОС на этом предприятии. Содержание отчета:

   1. Титульный лист;

   2. Раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;

   3.

Три специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения — «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами», «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты», «Размещение отходов производства и потребления»), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

К сожалению, не все виды деятельности человека благотворны или хотя бы нейтральны по отношению к окружающей среде.

Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие.

Но совсем устранить его на данном этапе развития технологий не представляется возможным. Поэтому установлена система компенсации этого вреда путем наложения на предпринимателей дополнительного финансового бремени.

  • Как регламентируется внесение платы за воздействие на окружающую среду?
  • Сколько именно нужно платить?
  • Какие документы понадобятся для оформления экологических платежей?
  • Как часто и кому именно их требуется вносить?

Внесем ясность также в порядок расчетов.

Закон «Об охране окружающей среды»

Платное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) устанавливает Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

В нем приводятся все виды воздействия, несущие отрицательное влияние на недра, атмосферу, водные ресурсы и т.д. Но не каждое из них подразумевает обязательное внесение платы: внесение изменений в ст.

16 в 2016 году уточнило список воздействий, подлежащих данному сбору.

Конституционный суд 10 декабря 2002 г. № 284-О в своем определении установил, что данный платеж:

  • является публично-правовым;
  • обязательным;
  • индивидуально-возмездным;
  • компенсационным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плата за НВОС – это не налог, а фискальный сбор. Это значит, что его уплата обязательна для получения соответствующей лицензии или разрешения.

Кто обязан платить?

Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора.

При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер.

Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:

  • предприятия;
  • учреждения;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • россияне и подданные других государств.

За что взимается плата?

С января текущего года плата за НВОС начисляется за следующие виды отрицательного влияния:

  • попадание в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных источников;
  • проникновение жидких фракций вредных веществ в различные водные объекты;
  • вредные отходы деятельности, размещаемые различными способами.

К СВЕДЕНИЮ! Из данного перечня убраны вредные выбросы в атмосферу из мобильных объектов, оставлены только стационарные.

Читайте также:  В каких случаях указывается стоимость с и без НДС?

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ!
Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС.

Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата.

Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.


Коэффициент
Особенности размещения отходов
1 Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
2 0,3 Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
3 0,33 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
4 0,49 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
5 0,5 Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
6 0,67 Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2016 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Расчет платежа НВОС

Чтобы правильно рассчитать сумму сбора НВОС, нужно учитывать следующие данные.

  1. Нормы и лимиты вредных выбросов, стоков и размещенных отходов, установленные Росприроднадзором и актуальные на текущее время.
  2. Ставки платежа за НВОС, установленные Постановлением Правительства РФ.
  3. Коэффициент инфляции и размещения отходов.
  4. Размер НВОС: в пределах установленных норм и сверх них.

В настоящее время существуют специальные онлайн-сервисы, помогающие произвести расчет платежа НВОС.

ПРИМЕР РАСЧЕТА. ООО «Приор» получило разрешение на осуществление выброса сажи в окружающую среду.

В 2016 году выброс сажи в I квартале 2016 года не превысил нормативного лимита. Базовая ставка для учета выброса сажи была принята в 2005 году, поэтому применимый к ней коэффициент составляет 1,98. Базовая сумма ставки за выброс сажи, установленная Росприроднадзором, составляет 80 руб.

Рассчитаем, сколько должно заплатить ООО «Приор» за выбросы сажи, осуществляемые стационарными установками, в I квартале 2016 года. Для этого нам необходимы данные о фактическом количестве выброшенной в атмосферу сажи (примем его за 0, 0040 т, как это значится в документах ООО «Приор»).

Сначала определим ставку, по которой будет считаться платеж конкретно для ООО «Приор». Для этого нужно умножить значение базовой ставки на коэффициенты, соответствующие деятельности ООО. 1,9 (региональный коэффициент за выбросы в атмосферу) х 1,98 = 3,76. Умножим эту цифру на базовую ставку 3,76 х 80 = 300,96.

Теперь вычислим сумму согласно дифференцированной ставке: количество фактически выброшенной в атмосферу сажи умножим на полученный коэффициент: 0,0040 х 300,96 = 1,2 руб.

Эту сумму ООО «Приор» должно перечислить в качестве авансового платежа НВОС за I квартал 2016 года. Платеж должен быть совершен не позже 20 апреля 2016 года.

Когда платить авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

По законодательству Российской Федерации авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду необходимо оплачивать в определенные законодательством сроки. В данной статье мы более подробно рассмотрим понятие о платежах за негативное воздействие на окружающую среду, сроки оплаты и куда необходимо оплачивать данный вид платежей.

Общее понятие об авансовых платежах за негативное воздействие на окружающую среду

В Российской Федерации существует закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, данный закон регулирует все вопросы, которые возникают при расчете или сроке уплаты платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Так же данный закон обязывает всех юридических лиц оплачивать данный вид платежей своевременно.

К данным платежам можно отнести основные причины, по которым предприятие обязано оплачивать платеж за загрязнение, так раньше назывался данный вид платежей:

  • Загрязнение поверхностных вод и водоемов, в результате производства;
  • Выброс отравляющих веществ, в результате хозяйственной деятельности;

То есть, если предприятие оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, то заплатить платеж за негативное воздействие, оно обязано. Уплату данного вида платежей контролирует Федеральная служба по надзору з природопользованием.

Важно!!! Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что оплата платежей за НВОС должна перечисляться три раза в год, по истечению первого, второго и третьего квартала, не позднее 20 числа отчетного месяца.

статью ⇒ Авансовые платежи по налогу на прибыль в 2021: кто платит и порядок расчета.

Кто является плательщиком НВОС?

Платеж за негативное воздействие на окружающую среду – это одна из основных мер, по которым государство может регулировать сохранность природы и ее ресурсов.

На основании Федерального закона Российской Федерации, каждое предприятие, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду обязано в течении года производить оплату.

С 2010 года данные платежи так же обязаны вносить и бюджетные организации, не в зависимости от того, что у них может быть заключен контракт на утилизацию и вывоз вредных веществ, данный контракт не освобождает их от уплаты платежей по НВОС.

По законодательству Российской Федерации от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду могут быть освобождены следующие виды организаций:

  • На предприятии не осуществляется выброс негативных веществ;
  • Вредные вещества данной организации, не превышают десяти тонн, в расчете за год;
  • Деятельность организации не наносит негативное воздействие на поверхностные воды и водоемы.
  • Для того, что бы доказать, степень влияния на окружающую среду, необходимо провести инспекцию на данном предприятии, данным вопросом занимается  Рос Природ Надзор.
  • После проведения данной инспекции выносится решение, которое позволяет освободить предприятие от данного платежа или же предоставить определенную категорию, которая будет определять суммы платежа.
  • При определении категории необходимо учитывать следующие факторы:
  • Уровень негативного воздействия на природу;
  • Отрасль и вид деятельности предприятия;
  • Уровень опасности веществ, которые выброшены в окружающую среду;

На основании данных факторов определяется уровень негативного влияние на природу и соответственно присваивается категория влияния на природу, данное значение варьируется от единицы до четырех. Четвертая категория является наиболее безопасной для окружающей среды, а первая категория соответственно, оказывает наиболее негативное влияние.

Для того, чтобы оплачивать данный вид платежей необходимо встать на учет в Рос Природ Надзор, по месту регистрации организации. Данный орган, проведя экспертизу, устанавливает размер налога, который необходимо оплачивать в течение года.

Более подробно о сроках оплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду мы рассмотрим в следующем пункте данной статьи.

Сроки оплаты налога за негативное воздействие на окружающую среду

Законом Российской Федерации с 2002 года предусматривалась оплата данного налога один раз в год, а точнее не позднее первого марта, следующего за отчетным периодом.

В 2016 году были приняты поправки к данному закону, что позволило большим организациям вносить авансовые платежи в течение года, к сожалению малый бизнес это не затронуло.

В  2021 году предусмотрено вносить авансовые платежи три раза в год, по истечению первого квартала, не позднее 20 апреля, за второй квартал необходимо оплатить не позднее 20 июля и за третий квартал необходимо заплатить не позднее 20 октября.

Так же с 2016 года изменилась и форма отчетности, которую обязаны заполнять организации перед оплатой данного налога. В декларации на негативное воздействие необходимо заполнить несколько разделов, которые связаны с непосредственной деятельностью организации.

Важно!!! Ставка налога на негативное воздействие на природу меняется ежегодно, прописан данный тариф в Постановлении Правительства Российской Федерации № 913.

Для более четкого понимания о сроках уплаты данного налога, представим в виде таблицы сроки оплаты НВОС за 2021 год:

Налог на негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году
Аванс за первый квартал Аванс за второй квартал Аванс за третий квартал
Данная сумма уплачивается в размере 25% от налога, который был начислен в 2017 году. Оплатить необходимо до двадцатого апреля 2021 года. Размер авансового платежа составляет 25% от налога, начисленного в 2017году. Оплатить необходимо до двадцатого июля 2021 года. Данная сумма налога уплачивается в размере 25% от налога, который был начислен в 2017 году. Оплатить необходимо до двадцатого октября 2021 года.

В данной таблице мы представили основные сроки, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для своевременной оплаты авансовых платежей по налогу на негативное воздействие на окружающую среду. Каждое предприятие в обязательном порядке обязано оплачивать данный налог, согласно срока, предусмотренным законом.

статью ⇒ Авансовые платежи по ЕСХН в 2021 году: особенности расчета и уплаты, проводки.

Читайте также:  Как в форме 6-НДФЛ отражается материальная выгода?

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1

Что предусматривает закон «Об охране окружающей среды»?

Ответ: Если предприятие оказывает отрицательное влияние на окружающую среду, то заплатить платеж за негативное воздействие, оно обязано.

Уплату данного вида платежей контролирует Федеральная служба по надзору з природопользованием.

К данным платежам можно отнести основные причины, по которым предприятие обязано оплачивать платеж за загрязнение, так раньше назывался данный вид платежей:

  • Загрязнение поверхностных вод и водоемов, в результате производства;
  • Выброс отравляющих веществ, в результате хозяйственной деятельности;
  1. Вопрос №2
  2. Кто освобождается от уплаты налога на негативное влияние на природу?
  3. Ответ: По законодательству Российской Федерации от уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду могут быть освобождены следующие виды организаций:
  • На предприятии не осуществляется выброс негативных веществ;
  • Вредные вещества данной организации, не превышают десяти тонн, в расчете за год;
  • Деятельность организации не наносит негативное воздействие на поверхностные воды и водоемы.
  • Для того, что бы доказать, степень влияния на окружающую среду, необходимо провести инспекцию на данном предприятии, данным вопросом занимается  Рос Природ Надзор.
  • Вопрос №3
  • Основные сроки для оплаты налога?

Ответ: Законом Российской Федерации с 2002 года предусматривалась оплата данного налога один раз в год, а точнее не позднее первого марта, следующего за отчетным периодом.

В 2016 году были приняты поправки к данному закону, что позволило большим организациям вносить авансовые платежи в течение года, к сожалению малый бизнес это не затронуло.

В  2021 году предусмотрено вносить авансовые платежи три раза в год, по истечению первого квартала, не позднее 20 апреля, за второй квартал необходимо оплатить не позднее 20 июля и за третий квартал необходимо заплатить не позднее 20 октября.

О порядке исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

3 марта 2017 20:00

Постановление от 3 марта 2017 года №255. Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов. Направлено на повышение эффективности федерального государственного экологического контроля.

Справка

Подготовлено Минприроды России.

  • Постановление от 3 марта 2017 года №255 в действующей редакции

Федеральными законами от 21 июля 2014 года №219-ФЗ и от
29 декабря 2015 года №404-ФЗ в
законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование
системы платы за негативное воздействие на окружающую среду и стимулирование
субъектов хозяйственной и другой деятельности к снижению негативного
воздействия на окружающую среду посредством выполнения природоохранных
мероприятий и внедрения наилучших доступных технологий. В соответствии с этими
изменениями Правительство России устанавливает порядок исчисления и взимания
платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Подписанным постановлением
утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду (далее соответственно – Правила, плата).

Правила
устанавливают порядок исчисления и взимания платы, контроля за правильностью её исчисления, полнотой и
своевременностью её
внесения.

Правилами предусмотрено, что плата взимается за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих
веществ в водные объекты, за размещение отходов.

В соответствии с Правилами
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические
лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся хозяйственной или другой
деятельностью на территории России, континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, если эта деятельность оказывает
негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма не распространяется на
хозяйствующие субъекты, которые ведут хозяйственную или другую деятельность
только на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на
окружающую среду (объектах IV
категории).

К плательщикам платы за
размещение отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, отнесены юридические лица и
индивидуальные предприниматели, при хозяйственной или другой деятельности
которых образовались отходы.

К плательщикам платы за размещение твёрдых коммунальных отходов – региональные операторы по
обращению с твёрдыми
коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, занимающиеся их
размещением.

В связи с тем, что в настоящее
время действует налог акцизного типа на автомобильное и дизельное топливо в
зависимости от класса топлива (чем экологически безопаснее топливо, тем ниже на
него налог), в состав
видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата,
не включены выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников. Таким
образом, двойная плата
за такое воздействие исключается.

В целях стимулирования
хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду
и внедрению наилучших доступных технологий Правилами предусмотрено, что к
ставкам платы могут применяться стимулирующие коэффициенты.

Принятые решения направлены на
повышение эффективности федерального государственного экологического контроля.

Расчет оплаты за негативное воздействие (НВОС) и заполнение декларации за 2018

Согласно Ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие следующее воздействие на окружающую среду:

  • выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники;
  • или выбрасывают загрязняющие вещества в водные объекты;
  • или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов,

обязаны осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Обратите внимание на следующие моменты:

  1. В расчет принимаются только выбросы от стационарных источников, передвижные источники выбросов не учитываются уже давно.
  2. Если организация только образует отходы, и у нее заключен договор на вывоз отходов, то право собственности на эти отходы никуда не переходит. Т.е. организация должна платить НВОС за свои же отходы, размещенные на полигоне. Исключение составляет плата за ТБО при наличии соответствующего договора с региональным оператором.
  3. Обязанность по оплате НВОС возникает независимо от того, является ли организация собственником производственного объекта или арендует его.

Как считать сумму НВОС?

Расчет суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду зависит от следующих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Для расчета суммы оплаты за НВОС применяется следующая методика (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Сумму оплаты за НВОС можно рассчитать в Модуле приропользователя.

Скачать Инструкцию по расчету платы за НВОС в модуле природопользователя

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Новый порядок расчета авансовых платежей за НВОС с 2020 года

С 1 января 2020 года действуют изменения в Федеральный закон об охране окружающей среды. Помимо прочего, они ввели новый подход к расчету авансовых платежей за НВОС с 2020 года. Приводим все новые способы в этой консультации.

Также смотрите:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ внёс изменения, в частности, в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). Он расширил положения ст. 16.4, которая регулирует порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А именно: лица, обязанные вносить плату, получили с 2020 года право выбирать один из трёх способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата.

Это нововведение принято для минимизации случаев переплат при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

СПРАВКА

До 2020 года указанная проблема носила массовый характер и достигла существенного масштаба. По данным Росприроднадзора за 2016 год и первое полугодие 2017 г., от компаний поступило почти 19 000 заявлений на зачет или возврат излишне уплаченных сумм платы на общую сумму порядка 4,3 млрд рублей.

Для крупных компаний речь идет о значительных суммах отвлекаемых средств – миллионах рублей.

Напомним, что срок внесения квартальных авансов (кроме IV кв.) – не позднее 20-го числа месяца, идущего за последним месяцем соответствующего квартала.

Варианты расчета авансовых платежей с 2020 года

1 1/4 платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год (с учетом корректировки в соответствии с п. 10-12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ)
2 1/4 платы за НВОС
При этом платёжную базу определяют исходя из объема или массы

  • выбросов загрязняющих веществ;
  • сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов;
  • временно разрешенных выбросов;
  • временно разрешенных сбросов;
  • лимитов на размещение отходов производства и потребления.
3 ПЛАТЁЖНАЯ БАЗА × СТАВКА ПЛАТЫ
При этом:

  • платежную базу определяют на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода;
  • к соответствующим ставкам платы применяют коэффициенты, установленные ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

До 2020 года обязанные лица рассчитывали квартальные авансовые платежи одинаковым способом: как 1/4 часть платы за предыдущий год.

Любой из этих способов можно выбрать для каждого вида негативного воздействия, за который нужно платить. При этом его нужно отразить в декларации на будущий год (год, следующий за отчетным).

По закону малый и средний бизнес квартальные авансовые платежи за НВОС не делают.

Квартальные авансовые платежи не вносят в текущем отчетном периоде лица, обязанные вносить плату, в случае начала ведения хозяйственной и/или иной деятельности в течение данного отчетного периода.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *