Как платить налог на имущество, если недвижимость включена в «кадастровый» перечень ошибочно

С 2014 года большое количество компаний столкнулась с проблемой расчета и уплаты налога на имущество, когда в качестве базы для расчета налога берется кадастровая стоимость такого здания или строения в соответствии со статьей 378.

2 Налогового кодекса РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

В результате нового расчета суммы налога у многих московских предприятий налоговая нагрузка выросла в разы, в десятки, а то и сотни раз!

Налоговая нагрузка на организации растет из года в год

Актуальность проблемы заключается в том, что включение зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее в тексте статьи «Перечень»),  производится каждый год с 2014 года.

И данный процесс носит лавинообразный характер, поскольку критерии – площадь строения, рассматриваемого в качестве объекта налогообложения, — ежегодно пересматриваются с целью включения максимального количества предприятий и увеличения налоговой нагрузки на все большее количество организаций Москвы.

Так, в Перечень 2014 года было включено 1816 объектов, на 2015 год — 5386 объектов, на 2016 год — 7183 объекта, а на 2017 год — 23 835 объектов! Дополнительным фактором актуализации проблемы в 2017 году явилось утверждение в ноябре 2016 года Правительством Москвы новых результатов кадастровой оценки земельных участков и зданий, применяемых с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту 2  ст.1.1  Закона  г. Москвы от 05  ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г.

налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том  числе,  в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.

метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В 2016 году критерий площади равнялся от 2000 квадратных метров, а в 2015 рассматривали здания более 3000 квадратных метров.

Имеете на балансе АДЦ —  готовьтесь платить налог по кадастровой стоимости

Величина имущественного налога – это особенно острая проблема для  производственных предприятий города Москвы, когда их заводоуправления, лабораторно-исследовательские корпуса Департаменты Правительства Москвы, Государственная инспекция по недвижимости, а вслед за ними и налоговые органы, рассматривают в качестве административно-деловых центров, в которых размещены офисные помещения, в соответствии с содержанием статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данной статьей установлены особенности определения налоговой  базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом  налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…».

В соответствии с пунктом 3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  • 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
  • — здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • — фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
  • Объект недвижимости: здание, строение, сооружение,  может попасть в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а соответственно и налог на имущество по такому зданию будет исчисляться на основе его кадастровой стоимости в зависимости от двух причин:
  1. вида разрешенного использования арендуемого Вами или Вашего собственного земельного участка, на котором расположено здание;
  2. или здание фактически используется под офисные помещения, объекты торговли, бытового обслуживания, в том числе не только собственником зданий, но и арендаторами.

Рассмотрим оба основания.

Вид разрешенного использования земельного участка под зданием – это важно

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г.

Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества – «общей площадью свыше 3000 кв. метров», — однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято. Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве» пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее — Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии — на основании фактического использования такого земельного участка.

Как платить налог на имущество, если недвижимость включена в «кадастровый» перечень ошибочно

Проанализировав судебную практику, можно выделить три практически существующих случая определения вида разрешенного использования земельного участка:

а) вид разрешенного использования определен договором аренды земельного участка. Подобное характерно для долгосрочных договоров аренды, заключенных в 1990е годы, которые не изменялись впоследствии. В этом случае вид разрешенного использования будет иметь лишь словесное определение – например, «для эксплуатации производственных и административно-деловых зданий»;

б) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Наиболее часты случаи указания следующих видов разрешенного использования – 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; или 1.2.7.

Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; или 1.2.9.

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

в) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540. В этом случае разрешенное использование будет установлено по классификатору. Для примера: «пищевая промышленность» (6.4); склады (6.9); деловое управление (4.1); магазины (4.4) и так далее.

Судебные решения за 2014 – 2017 года выработали подход соотношения вида разрешенного использования конкретного земельного участка со следующими двумя:

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; и

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Если у предприятия в кадастровом паспорте земельного участка, арендуемого или находящегося в собственности, указан хотя бы один из данных двух видов разрешенного использования земельного участка, то располагающееся на нем строение будет включено в Перечень.

Обратим внимание, что фактическое использование предприятием такого строения во внимание не берется – будь в нем хоть производственный цех, всё равно по «земельному» критерию налог будет увеличен.

В качестве примера подобного дела можно привести рассмотрение Верховным судом РФ 30 марта 2017 года дела № 5-АПГ17-25, в котором суд прямо указал, что: «Таким образом, расположение указанного здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, позволяет отнести названный объект недвижимости к торговому центру на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

Читайте также:  Что отражается в строке 070 декларации по НДС

При этом не имеют правового значения доводы *** о фактическом неиспользовании помещения, поскольку здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено Правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Как не переплачивать налог на имущество и землю

Как платить налог на имущество, если недвижимость включена в «кадастровый» перечень ошибочно

Если у вас в собственности есть земля или имущество, которое оценивается по кадастровой стоимости, возможно, вы переплачиваете налог. 

Есть три ситуации, при которых предприниматели платят больше, или вовсе не должны платить. В этой статье расскажем, что это за ситуации, что можно сделать и приведем примеры из судебной практики.

Имущество, которое облагается по кадастровой стоимости, перечислено в статье 378.2 НК РФ.

Это:

  • административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения;
  • нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на земельных участках для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

При этом, согласно НК РФ, административно-деловой центр — это отдельно стоящее здание, которое отвечает хотя бы одному условию:

  • оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • хотя бы 20 процентов площади предназначено или фактически используется под эти цели.

Аналогичное правило действует для торговых центров.
Но этого недостаточно. Должны быть соблюдены еще несколько условий:

  1. Объект недвижимости принадлежит вам на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, праве пользования по концессионному соглашению.
  2. Региональные власти приняли соответствующий закон.
  3. До принятия такого закона в вашем субъекте РФ утвердили результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
  4. Уполномоченный орган определил перечень объектов имущества, облагаемых по кадастровой стоимости; направил этот перечень в налоговое управление и разместил его на официальном сайте.

Но иногда власти руководствуются чисто формальными признаками и необоснованно включают имущество в кадастровый перечень. Бывает, что назначение у земли и здания другое, и используется оно в других целях, а в перечень попало.

Организация разрабатывала парашюты, проводила научные исследования в области парашютостроения и авторский надзор в процессе производства и эксплуатации парашютных систем.

Здание, где всё это делали, попало в кадастровый перечень, хотя земельный участок не предназначался для размещения офисов, назначение и фактическое использования здания тоже были другими. Оказалось, что инспекторы включили его в перечень на основе акта обследования здания.

Причём на самом деле в здание они даже не заходили, а свои выводы делали по фототаблице фасада здания и поэтажному плану, в котором часть помещений обозначена как кабинет.

Суд решил, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что помещение является офисом в том смысле, который использует законодательство для налогообложения. Компания выиграла дело и здание исключили из кадастрового перечня (Решение Московского городского суда от 01.04.2019 по делу N 3а-735/2019).

В этом письме как можно подробнее опишите имущество: адрес, наименование, как вы его на самом деле используете, на каком участке оно находится. Приложите фотографии помещений, здания и прилегающих территорий, а также копии всех документов, которые могут доказать вашу правоту: выписка из ЕГРН, устав и т.д.

Если эти аргументы убедят местные власти, они вынесут решение об исключении имущества из перечня. Если не исключат, а вы уверены в своей правоте, можно обратиться в суд.

Аутсорсинг «Моё дело — Бухобслуживание»

Команда из бухгалтера, юриста, кадровика и бизнес-ассистента возьмёт на себя всю рутину и общение с госорганами

Узнать подробнее

Оценка стоимости имущества или земельных участков, которую массово проводят специалисты от государства, не всегда бывает объективной и не учитывает индивидуальные особенности объектов. Кадастровая стоимость часто завышена по сравнению с рыночной. Соответственно, вы платите больше, чем должны.

Если это ваш случай — вы можете оспорить кадастровую стоимость. Если это удастся, вы не только будете платить меньше в будущем, но и сможете вернуть переплату за последние три года.

По данным Росреестра за 9 месяцев 2020 года в судах рассмотрели 6 198 исков по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости. Подавляющее большинство исков касалось установления кадастровой стоимости в размере рыночной. 5 934 исков суды удовлетворили. В результате суммарно кадастровую стоимость спорных объектов снизили на 136,427 млрд. руб. (53,2 %).

Чтобы узнать, стоит ли затевать процесс пересмотра, закажите оценку имущества или земельных участков у независимых экспертов.

Если окажется, что кадастровая стоимость завышена, обратитесь либо в комиссию территориального подразделения Росреестра, либо сразу в суд.

Раньше до суда нужно было обязательно сначала обратиться в комиссию. Сейчас такого требования нет, при желании можно идти сразу в суд.

Кадастровая стоимость может быть завышена ещё и из-за того, что при оценке использовали недостоверные сведения об объекте, в том числе из-за технической или кадастровой ошибки. Например, площадь помещения 250 квадратных метров, а в сведениях указано 300 метров. В таких случаях тоже нужно обращаться в Росреестр для исправления данных, или в суд.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно с помощью электронного сервиса Росреестра.

Имейте в виду, что оспорить можно только действующую кадастровую стоимость. Госорганы периодически проводят переоценку. Сейчас оценку проводят не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет (не чаще одного раза в 2 года в городах федерального значения). С 2022 года землю будут переоценивать каждые 4 года, а с 2023 года и недвижимость.

Если кадастровая стоимость вашего имущества или земли была завышена, но власти уже провели новую оценку, оспорить старую стоимость и вернуть переплату по налогу вы не сможете.

Поэтому, если сейчас видите, что кадастровая стоимость завышена, не тяните с обращением в суд или комиссию. Главное — успеть подать заявление до переоценки.

Если все получится, вы сможете вернуть переплату за всё время, пока действовала оспоренная стоимость, но только в пределах трёх лет.

Оспорив кадастровую стоимость, можно снизить и арендные платежи, если вы арендуете муниципальное имущество и плата зависит от кадастровой стоимости.

Завод металлоконструкций арендовал земельный участок, который был в муниципальной собственности. Арендные платежи считали от кадастровой стоимости. Обратившись в суд, компания добилась снижения кадастровой стоимости со 109 до 33 миллионов рублей. Соответственно уменьшились и арендные платежи (постановление ВС Республики Татарстан по делу № 3А-401/2019).

Если налог считают со стоимости, которая включает НДС, получается двойное налогообложение.

Верховный суд считает, что так быть не должно (Определения от 15 февраля 2017 г. по делу №5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу №5-КГ18-96) и что НДС из кадастровой стоимости в целях исчисления налога на имущества надо исключать.

Судебная практика по этом вопросу неоднозначная, но можно попытаться добиться, чтобы НДС из стоимости исключили. Сделать это получится только при оспаривании самой кадастровой стоимости.

Попросите оценщика выделить НДС и при оспаривании проследите, чтобы судебная экспертиза тоже в своём отчёте выделила НДС и чтобы в ЕГРН внесли новую стоимость без НДС.

Самостоятельно вычитать НДС при расчёте налога нельзя, его нужно считать строго со стоимости, отражённой в ЕГРН (письмо Минфина от 19 ноября 2018 г. № БС-4-21/22415@).

  • Вы можете снизить платежи по налогу на имущество или землю, если перепроверите, справедливая ли стоимость отражена в кадастровых данных, и оспорите завышенную стоимость в специальной комиссии или в суде.
  • Иногда имущество и вовсе необоснованно включают в кадастровый перечень, и можно добиться его исключения.
  • Для решения этих вопросов обратитесь к грамотному юристу, который всё проверит и поможет собрать документы.

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:

Фнс уточнила, как организации рассчитать налог на имущество, если недвижимость попала в «кадастровый» перечень объектов по ошибке

Фнс уточнила, как организации рассчитать налог на имущество, если недвижимость попала в «кадастровый» перечень объектов по ошибке

14 января 2016 Артем Пилипко Аналитик с опытом работы в налоговых органах

Если региональные власти по ошибке внесли объект недвижимости в перечень объектов, по которым налог на имущество определяется на основании кадастровой стоимости, то такой объект должен быть исключен из этого перечня.

Значит, налог на имущество в отношении данной недвижимости в соответствующем году следует рассчитать исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Такое же правило действует в том случае, когда есть судебное решение о неправомерном включении объекта в перечень, но нет постановления органа власти субъекта РФ об исключении этого объекта из данного перечня. Об этом проинформировала ФНС России в письме от 22.12.15 № БС-4-11/22488@.

Объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для размещения таких объектов.
Читайте также:  Порядок заполнения строки 120 формы 6-НДФЛ

В отношении названных видов объектов недвижимости налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости только в том случае, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень (п. 2, п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Такой перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода. Добавить в этот перечень новые объекты в течение года уже нельзя, поскольку это не предусмотрено статьей 378.2 НК РФ. А вот исключить объект из указанного перечня на соответствующий налоговый период можно.

Дело в том, что на практике бывают случаи, когда объекты недвижимости попадают в указанный перечень по ошибке или неправомерно. В такой ситуации ошибочно (неправомерно) внесенные объекты необходимо исключить из перечня.

При этом соответствующая информация должна быть опубликована на том же сайте, на котором был размещен первоначальный вариант перечня на налоговый период, поясняют авторы комментируемого письма.

Соответственно, если объект недвижимости в течение года был исключен из «кадастрового» перечня, то сумму налога за весь налоговый период следует рассчитать исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в том случае, когда есть судебное решение о неправомерном включении объекта в перечень, но нет постановления органа власти субъекта РФ о том, чтобы исключить объект из данного перечня.  

Налог на имущество: от "кадастрового" к "балансовому" (Егорова Н.)

Дата размещения статьи: 16.12.2015

Внесенные в Налоговый кодекс изменения, которые позволили региональным властям устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости, для многих налогоплательщиков вылились в серьезное увеличение налоговой нагрузки.

Проблема в том, что при формировании перечней объектов, подпадающих под «кадастровый» налог, довольно часто обнаруживаются ошибки. Однако, увы, сами они не исправляются — это требует определенных усилий со стороны налогоплательщика.

В то же время для целей налогообложения они будут оправданными.

В общем случае база по налогу на имущество, в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса (далее — Кодекс), рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Однако п.

2 данной нормы предусмотрено, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется в особом порядке — исходя из кадастровой стоимости объектов по состоянию на 1 января года налогового периода.

Отметим, что установление конкретного перечня объектов недвижимости, в отношении которых налог уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, является прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК).

Причем данный перечень должен быть определен и обнародован региональными властями не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

«Черный» список

На уровне Кодекса особенности определения «кадастровой» налоговой базы, исчисления и уплаты налога закреплены в ст. 378.2 Кодекса.

В соответствии с данной нормой налог на имущество может исчисляться исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;- нежилых помещений, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами техучета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;- недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в России через постоянное представительство, либо объекты, не относящиеся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;

  • — жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
  • Условия для «кадастрового» налогообложения

В то же время тот факт, что компания (ИП) является счастливым обладателем одного из названных объектов, отнюдь не означает, что в их отношении она непременно должна исчислять налог на имущество исходя из их кадастровой стоимости.

Такая обязанность возникает только при одновременном выполнении следующих условий:- недвижимость принадлежит организации (ИП) на праве собственности;- недвижимость включена в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

И что немаловажно, этот перечень должен быть утвержден уполномоченным на то органом исполнительной власти субъекта РФ и опубликован в сети Интернет (либо на официальном сайте этого уполномоченного органа, либо на сайте субъекта РФ) не позднее (!) 1 января отчетного года;- по состоянию на 1 января текущего года определена кадастровая стоимость этого объекта или здания, в которых он находится;

Налог на "несуществующий" в реестре недвижимости объект — Правовед.RU

420 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

Здравствуйте уважаемые юристы.

Имеется объект налогообложения (2 комнаты в общежитии приватизированы по решению суда). В налоговой информация об объекте нал-ния отсутствует. Ни в одном реестре данное общежитие не значится.

Вопрос. Нужно-ли уведомить налоговую об объекте налогообложения. Как рассчитать налог на «несуществующий» объект.

Заранее благодарен всем ответившим.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Александр, добрый день!

Решением суда могут быть установлены права и обязанности лица, в том числе по отношению к недвижимому имуществу. То же самое касается обязанности оплачивать налоги на недвижимое имущество.

  • Однако, право собственности на объект недвижимого имущества возникает с момента государственной регистрации такого права в органах Росреестра.
  • Если право собственности Вами не зарегистрировано, Вы не можете являться налогоплательщиком в отношении указанного имущества, а сведения об объекте в налоговой службе отсутствуют и появятся только после государственной регистрации права в Росреестре.
  • С уважением.
  1. Добрый день!
  2. Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
  3. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:
  4. 1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната);3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс;5) объект незавершенного строительства;
  5. 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ст. 402 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 403 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Таким образом, если Вам не поступило уведомление об уплате налога, Вы не обязаны сами исчислять и уплачивать налог.

Согласно п. 4 ст.

85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированныхв этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а такжеежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1

января текущего года.

Следовательно, после того, как Вы зарегистрируете в Росреестре право собственности на комнаты на основании решения суда и и поставите на кадастровый учет, Росреестр согласно ст.

85 НК РФ сообщит в налоговые органы сведения о Вас и Вашем недвижимом имуществе, и уже после этого налоговый орган исчислит сумму налога исходя из кадастровой стоимости и направит Вам уведомление об уплате налога (по окончании налогового периода, в котором возникло право собственности на недвижимое имущество).

Самостоятельно что-либо рассчитывать и уплачивать (до получения уведомления налогового органа) не следует.

Налог на имущество поправки в 2021 году – оспаривать ли кадастровую стоимость

Ранее имущественный налог физических лиц исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости, а налог на имущество организаций – исходя из балансовой стоимости. В настоящее время имущественный налог исчисляется по кадастровой стоимости, которая максимально приближена к рыночной стоимости.

Однако, в некоторых случаях кадастровая стоимость оказывается выше рыночной цены. Такое случается из-за падения рыночной стоимости, из-за ошибок в расчете или неучтенных индивидуальных особенностей объекта недвижимости.

Из данной статьи «Налог на имущество поправки» вы узнаете, стоит ли торопиться с переоценкой кадастровой стоимости после того, как вступили в силу поправки в законе об имущественном налоге.

Как сейчас производится переоценка кадастровой стоимости при ее оспаривании

Важно! Если кадастровая стоимость объекта недвижимости оказывается выше рыночной цены, собственник данного объекта имеет право на ее оспаривание в целях уменьшения имущественного налога.

Имущественный налог, в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ, взимается со стоимости следующих объектов недвижимости, которыми владеют физические и юридические лица:

  • объектов незавершенного строительства;
  • жилых помещений (комнат, апартаментов);
  • жилых домов (включая строения, возведенные на участках земли категорий ИЖС, садоводства/огородничества, дачного хозяйства, ЛПХ);
  • гаражей, машино-мест;
  • единых недвижимых комплексов;
  • прочих помещений, сооружений, строений и зданий (п. 1 ст. 401 НК РФ).

На сегодняшний день переоценка недвижимости назначается единожды за 3 года, не чаще. Единственным исключением являются объекты недвижимости на территории городов федерального значения – таковые переоцениваются каждые 2 года.

В 2021 году Правительством были утверждены поправки, касающиеся исчисления имущественного налога. С этого момента налог на имущество подлежит перерасчету с даты внесения сведений о его стоимости в реестр – и это не выгодно собственникам.

Читайте также:  Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

По факту, плательщик налога на имущество вынужден платить больше, расплачиваясь за ошибки бюрократической системы, поскольку с даты обнаружения неверно определенной цены объекта до внесения записи о его стоимости в реестр может пройти много времени.

Основания для проведения переоценки стоимости недвижимости

Важно! Посмотреть сведения о кадастровой стоимости объекта можно по интернету. Для этого необходимо узнать адрес и кадастровый номер объекта, после чего ввести эти данные в форму на официальном сайте Росреестра. Чтобы оспорить кадастровую стоимость, придется доказать, что она определена неправильно.

Для того, чтобы инициировать процесс пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, необходимо иметь на это основания. Таковыми являются:

  • наличие ложных данных об объекте недвижимости, которые были использованы для расчета его кадастровой стоимости (ошибки, возникшие в ходе проведения оценки);
  • утверждение рыночной стоимости объекта на день, по состоянию на который была определена его кадастровая стоимость.

Способы внесения правок в ЕГРН

В зависимости от возникшей ситуации, которая привела к необходимости проведения переоценки кадастровой стоимости недвижимости, выбирается один из следующих вариантов переоценки:

  1. По решению суда – если правки, которые требуется отразить в Росреестре, затрагивают интересы третьих лиц, а также в других спорных случаях.
  2. В порядке информационного взаимодействия – если орган кадастрового учета получил сведения об ошибке в Росреестре в порядке информационного взаимодействия.
  3. В установленном Федеральным законом № 218-ФЗ порядке – если орган кадастрового учета получил документы с неверными сведениями от владельца в период постановки земельного участка на учет.

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости недвижимости

Важно! Если было обнаружено завышение кадастровой стоимости объекта, лучше заняться оспариванием ее величины незамедлительно, т.к. время рассмотрения заявления может составить до полугода.

А имущественный налог определяется по данным предшествующего года. Поэтому, опоздав с перерасчетом кадастровой стоимости, придется уплачивать налог за 2021 год исходя из завышенной налогооблагаемой базы.

В связи с изменениями в процедуре оспаривания размера кадастровой стоимости имущества, граждане получают право обращаться за ее пересмотром в:

  • комиссию по рассмотрению споров об итогов установления кадастровой стоимости;
  • суд, где процедура будет проведена в соответствии с указаниями главы 25 КАС РФ.

Если владелец имущества решит обращаться в комиссию, ему следует помнить о следующих моментах:

  • заявление собственника имущества будет рассмотрено комиссией в течение 30 дней;
  • о том, что заявление было принято комиссией, обратившийся узнает в течение 7 дней;
  • владелец имущества получит уведомление в течение 5 дней;
  • решение комиссии можно будет оспорить в судебном порядке.

Если же налогоплательщик сразу подает исковое заявление в суд, он должен помнить о том, что:

  • оспорить кадастровую стоимость разрешается в течение 5 лет с даты внесения оспариваемых результатов оценки в кадастр;
  • время рассмотрения дела – 2 месяца (если случай сложный, может быть добавлен еще 1 месяц);
  • решение суда может быть оспорено в течение 1 месяца.

Переоценка кадастровой стоимости объекта и ее оспаривание в будущем

При исчислении имущественного налога за 2017 года в 2021 году некоторых регионах сегодня применяется коэффициент 0.6, в других – 0.4 или 0.2.

При этом в ряде регионов коэффициент не применяется совсем по той причине, что имущественный налог здесь по-прежнему рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости (при этом внимание обращается на коэффициент-дефлятор).

Из-за того, что кадастровая стоимость резко возросла, и налоговая нагрузка на налогоплательщиков была увеличена, был разработан законопроект, согласно которому от применения региональных коэффициентов можно отказаться, начиная с расчета налога за 4-ый налоговый период применения при исчислении кадастровой стоимости (коэффициент 0.8).

Кроме того, для уменьшения вероятности возникновения споров по поводу кадастровой стоимости недвижимости, вводится новый коэффициент, призванный не позволять сумме налога на имущество физлиц вырастать более чем на 10% в год.

статью ⇒ “Как узнать кадастровую стоимость квартиры онлайн“.

Какие изменения будут внесены законопроектом

Поскольку при применении гл. 31-32 НК РФ у налогоплательщиков возникали нерешенные вопросы, законопроект содержит в себе несколько уточнений, призванных помочь с пониманием сложностей:

  1. Физические лица, являющиеся владельцами машино-мест и гаражей, согласно НК РФ, вправе рассчитывать на уменьшенные налоговые ставки и налоговые льготы. Однако, упомянутые налоговые преимущества не могут приниматься во внимание в случаях, когда недвижимость находится в объектах бытового, офисного и торгового назначения из списка, утвержденного субъектом РФ (согласно изменениям, предусмотренным законопроектом, налоговые льготы и сниженные ставки будут применяться вне зависимости от расположения недвижимости на территории таких объектов).
  2. Владельцы домов, квартир и комнат вправе претендовать на налоговые льготы, вычеты и сниженные размеры ставок при уплате имущественного налога. Однако, части квартир и домов не выделены в качестве самостоятельных объектов обложения налогом, а потому указанные налоговые преимущества не учитываются.
  3. К льготной категории налогоплательщиков в отношении имущественного налога признаются инвалиды с детства, тогда как под данную категорию лиц подпадают только совершеннолетние граждане, а дети-инвалиды являются самостоятельной группой людей с ограниченными возможностями и льгот не получают.

Рассмотрим другие положения законопроекта, призванные снизить налоговую нагрузку с граждан и уменьшить число случаев обращения в комиссию и суды с вопросом об оспаривании стоимости недвижимости:

  1. Если имеет место изменение количественных и/или качественных показателей объектов недвижимости на протяжении налогового периода, налогоплательщики получают возможность пропорционального расчета величины налогооблагаемой базы по налогу на имущество (в зависимости от числа месяцев в периоде).
  2. Если кадастровая стоимость была оспорена, и комиссия (суд) признала ошибку, измененный размер кадастровой стоимости будет применяться в целях налогообложения не с года подачи заявления налогоплательщиком, а с даты начала применения оспоренной стоимости.
  3. Теперь на основании направленных ранее налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды невозможно будет провести перерасчет сумм имущественного и земельного налогов, уплаченных физлицами, кроме случаев снижения размера налога.

Экспертное мнение к вопросу о том, как изменится порядок оспаривания кадастровой стоимости

Важно! Даже если очевидно, что кадастровая стоимость определена неверно, и ее уменьшение снизит налоговое бремя, сперва следует сопоставить налоговую выгоду и размер расходов на оспаривание стоимости недвижимости – возможно, проводить переоценку нецелесообразно.

В настоящее время, до вступления в силу изменений в законодательстве, действует следующий порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта:

  1. Проверка сроков (с момента внесения в реестр кадастровой стоимости должно пройти не более 5 лет).
  2. Сбор требуемых бумаг (документ о наличии прав собственности на объект, выписка из ЕГРН с записью о кадастровой оценке, заключение экспертов о реальной стоимости объекта, сведения об оценке рыночной цены объекта – на электронном и бумажном носителе). Вместо независимых оценщиков оценку будут проводить специализированные бюджетные учреждения, подконтрольные Росреестру.
  3. Ожидание окончания рассмотрения заявления (1-2 недели).
  4. Принятие комиссией решения.
  5. Оспаривание решения комиссии в суде (если решение не устраивает налогоплательщика).

Важно! В 2021 году во внимание принимается кадастровая стоимость, установленная на январь 2014 года, или кадастровая стоимость, уменьшенная позднее в судебном порядке.

Изменения коснутся и порядка перерасчета налога на имущество:

  1. Налог рассчитывается исходя из новой кадастровой стоимости с даты внесения информации в ЕГРН, если менялись качественные и количественные характеристики объекта недвижимости.
  2. Налог можно будет пересчитать за периоды, когда для его определения принималась оспоренная стоимость, если кадастровую стоимость изменили после исправления ошибки или обжалования (появится возможность вернуть излишне уплаченный налог или зачесть его в счет будущих отчислений в бюджет).

статью ⇒ “Оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2021 году“.

Типичные ошибки

  • Ошибка: Гражданин пытается оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости на том основании, что после ее установления произошло резкое падение цен на недвижимость.
  • Комментарий: Резкое снижение стоимости недвижимости не является основанием для уменьшения кадастровой стоимости в целях снижения размера налога на имущество.
  • Ошибка: Владелец недвижимости обращается в комиссию для оспаривания ее кадастровой стоимости в досудебном порядке.

Комментарий: Порядок оспаривания кадастровой стоимости изменился.

Сегодня можно обращаться в суд или в комиссию, на выбор собственника имущества. Ранее требовалось подавать заявление в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости, а затем, в случае отказа, подавать исковое заявление в суд.

Ответы на распространенные вопросы про налог на имущество поправки

Вопрос №1: Как определить кадастровую стоимость, чтобы выяснить, верно ли она определена по отношению к объекту недвижимости?

Ответ: Вам следует войти на официальный сайт Росреестра, найти объект недвижимости по адресу и кадастровому номеру. Затем сравните кадастровую цену с реальной рыночной ценой на день, когда кадастровая стоимость была определена.

К примеру, если на 2017 год она равнялась 5 миллионам рублей, а реальная цена при этом составляла только 3,5 миллиона рублей, превышение составит 1,5 млн.

Если Вы сумеет доказать этот факт, Вам проведут переоценку и снизят базу по начислению налога на имущество.

Вопрос №2: Я владею земельным участком, расположенным в субъекте РФ, где имущественный налог рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости. Могу ли я уменьшить размер налога на имущество, оспорив размер кадастровой стоимости?

Ответ: Поскольку налог на имущество в Вашем регионе по-прежнему исчисляется на основании инвентаризационной стоимости, требовать пересмотра кадастровой стоимости Вы не имеете права.

Вопрос №3: Стоит ли в 2021 году торопиться с оспариванием кадастровой стоимости?

Ответ: Да. На то, чтобы поторопиться, имеется несколько причин – имущественный налог будет пересчитан с периода, в котором налогоплательщик подал заявление; налог на имущество продолжает расти; стоимость услуг оценщиков также растет; имеются предпосылки к введению моратория на кадастровые споры.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *