Какие основные изменения законодательства по НДС с 2014 по 2015 год?

НДС (или налог на добавочную стоимость) — это косвенная форма налога, взимаемая в пользу государственного бюджета специальной федеральной налоговой службой с дополнительной стоимости, добавляемой к товарам и услугам на каждой стадии их производства.

Данный налогсбор представляет собой наиболее легко администрируемый налог, поэтому это один из основных налоговых сборов в Российской Федерации. Однако, главным его плательщиком выступают не индивидуальные предприниматели и иные юридические лица (на основной системе налогообложения), а потребитель, который является последним звеном в цепи товаропроизводства.

Большинство фирм закладывают рассматриваемы побор не в уменьшение своей прибыли, а в увеличение центы товара или услуги.

Рассматриваемый налог впервые был применен в 1 янв. 1992 в соответствии с федеральным законом №1992-1 (от 6 дек. 1991 года). Позднее в 2001 году в налоговый кодекс была включена 21 глава, регламентирующая и разъясняющая НДС по настоящий период времени.

Таблица. Изменение ставки НДС по годам в России:

Год Базовая, в процентах Льготная, в процентах
1992 28 15 и 0
1993 20 10 и 0
1994 20 10 и 0
1995 20 10 и 0
1996 20 10 и 0
1997 20 10 и 0
1998 20 10 и 0
1999 20 10 и 0
2000 20 10 и 0
2001 20 10 и 0
2002 20 10 и 0
2003 20 10 и 0
2004 18 10 и 0
2005 18 10 и 0
2006 18 10 и 0
2007 18 10 и 0
2008 18 10 и 0
2009 18 10 и 0
2010 18 10 и 0
2011 18 10 и 0
2012 18 10 и 0
2013 18 10 и 0
2014 18 10 и 0
2015 18 10 и 0
2016 18 10 и 0
2017 18 10 и 0
2018 18 10 и 0
2019 20 10 и 0
2020 20 10 и 0

*0 — в основном устанавливается для добывающих сырье предприятий (нефте-, газо- добычи и другие ресурсы), а также организации, осуществляющие продажи и поставки за рубеж (регламентировано статьей 164, пункт 1 НК);*10 — в основном применяется при продаже продовольствия, медикаментов, печатной продукции, детские товары и при авиационных перевозках.

График:

Какие основные изменения законодательства по НДС с 2014 по 2015 год?

Из приведенных данных видно, что самое большое значение по анализируемому налогсбору было в 1992 году сразу после распада СССР, который состоялся 25 декабря 1991 г.

 Такой уровень был введен с целью поддержания бюджетного наполнения на период становления Российской Федерации. В 1993 г.

все главные реформы и преобразования в РФ произошли и поэтому правительственный аппарат принял решение о снижении НДС до двадцати процентов, которое продержалось вплоть до 2003 г.

В 2003 году были топовые цены на нефть, а у государства возникла потребность в дополнительных инвестициях для стимулирования экономического роста страны, поэтому с целью улучшения инвестиционного климата было принято решение по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

По мнению многих экономистов и экспертов высокая ставка по этому налогсбору «убивает» производства высокого передела с высокой добавочной стоимостью, так как из-за значительных налоговых поборов по НДС предприниматели вынуждены увеличивать стоимость производимой продукции, которая в современных условиях не может конкурировать с иностранными товарами. Ярким примером такого производства является авиастроение, машиностроение (станки, трактора и так далее) и другие.

Как изменится НДС с 1 октября 2014 года

Как изменится НДС с 1 октября 2014 года

28 июля 2014 Денис Покшан Эксперт «Бухгалтерии Онлайн»

Принят Федеральный закон от 21.07.14 № 238-ФЗ*  (далее — Закон № 238-ФЗ), который вносит в Налоговый кодекс весьма существенные поправки, касающиеся НДС.

Большая часть поправок вступит в силу уже с 1 октября 2014 года.

Кто сможет не составлять счет-фактуру, как надо будет применять вычеты при НДС с авансов, как изменятся правила определения налоговой базы — ответы на эти и другие вопросы в настоящей статье.

Поправка. Уточнено содержание статьи 148 НК РФ «Место реализации работ (услуг)».

Суть изменений.

Реализация работ или услуг облагается НДС, если совершается на территории РФ. В этих целях налоговым законодательством закреплены принципы определения места реализации. Так, место реализации работ (услуг), в зависимости от их вида, может определяться, в частности (подп. 4-5 п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает);
  • по месту нахождения покупателя этих работ (услуг).

Местом реализации работ и услуг может являться место деятельности организации или ИП, которые оказывают эти услуги либо выполняют работы (за исключением перечисленных в подп. 1-4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Это место определяется, в общем случае, по данным государственной регистрации (п. 2 ст. 148 НК РФ).

С 1 октября 2014 года уточняется порядок установления места реализации услуг (работ), которые оказываются (выполняются) филиалом или представительством организации.

В таких случаях местом реализации работ (услуг) будет считаться место, указанное в учредительных документах.

То есть, если, например, в уставе компании закреплено, что филиал (представительство) находится за границей, то приобретение услуг или работ у этого филиала (представительства) за пределами РФ, не будет признаваться объектом обложения НДС.

В пояснительной записке к Закону № 238-ФЗ отмечается: поправка в статью 148 НК РФ направлена на уточнение порядка определения места реализации работ (услуг) в случае, когда такие работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе такого иностранного государства. В целях исключения двойного налогообложения таких операций предлагается не признавать их местом реализации территорию РФ.

Аналогичный порядок с 1 октября 2014 года будет применяться и к определению места нахождения филиала или представительства организации-покупателя некоторых видов работ или услуг (например, по разработке программ для ЭВМ, консультационных, юридических, бухгалтерских) — подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Определение налоговой базы при реализации недвижимости

Поправка. Уточнено содержание пункта 16 статьи 167 НК РФ «Момент определения налоговой базы».

Суть изменений.

Напомним, что момент определения налоговой базы — это, фактически, дата, на которую налоговая база считается сформированной и с неё можно исчислить НДС. По общему правилу налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из двух дат (пункт 1 ст. 167 НК РФ): 1) на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Законом № 238-ФЗ уточнено, что с 1 октября 2014 года при реализации недвижимого имущества датой отгрузки следует считать день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (пункт 16 ст. 167 НК РФ).

Сейчас применятся другое правило: моментом определения базы по НДС является день передачи недвижимости. При такой формулировке получается, что общее правило про более раннюю из дат не действует, и дата поступления оплаты на возникновение налоговой базы не влияет.

Иногда это приводит к спорам, следует ли рассчитывать НДС и перечислять его в бюджет, например, по факту получения аванса.

Внесенные поправки эту неопределенность устраняют: при реализации недвижимости применяются общие правила определения налоговой базы, поэтому положения об исчислении НДС при получении аванса должны применяться.

Вычеты НДС

Поправки. Изложены в новой редакции: — абзац 3 подпункта 3 статьи 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»; — пункт 6 статьи 172 НК РФ «Порядок применения налоговых вычетов».

Суть изменений.

Новшества затрагивают порядок принятия НДС к вычету продавцом и восстановления НДС покупателем в ситуациях, когда расчеты осуществляются по предоплате (полной или частичной). Поясним на примерах.

Предположим, что продавец получил предоплату за товар. Позднее продавец отгрузил товар (или же выполнил работы, оказал услуги или передал имущественные права), стоимость которого оказалась меньше полученного уже аванса.

Если так, то покупатель обязан восстановить НДС только в той сумме, которая фактически указана в счете-фактуре на отгрузку товара. Проще говоря, сумма к восстановлению будет равна величине НДС, предъявленного продавцом.

Такая позиция, кстати, высказывалась и прежде (например, письмо Минфина РФ от 15.06.10 № 03-07-11/251).

При этом новая редакция уточняет: если договором предусмотрено, что предоплата засчитывается в счет платежей за отдельные партии товаров (работы, услуги, имущественные права) в определенном размере, то НДС восстанавливается в сумме, приходящейся на часть аванса, который учитывается при расчетах.

Если продавец получает аванс, то он обязан рассчитать НДС и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 154 НК РФ). С даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав) продавец может принять сумму НДС с аванса к вычету (п. 6 ст. 172 НК РФ).

Новой редакцией пункта 6 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий). Проще говоря, НДС с аванса, принятый к вычету, восстанавливается в сумме, которая начислена не со всего аванса, а именно с аванса, который зачтен в счет оплаты за приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права).

Кто сможет не выставлять счета-фактуры

Поправка. Изложен в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура».  

Суть изменений.

С 1 октября 2014 года налогоплательщик освобождается от обязанности по составлению счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг или имущественных прав) контрагентам, не являющимся плательщиками НДС или налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога. Но только по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Читайте также:  Оплата больничного по бытовой травме в 2021 году

Сейчас по общему правилу налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. Исключение — совершение операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Поправки. Изложен в новой редакции пункт 3.1 статьи 169 НК РФ «Счет-фактура». Уточнено содержание пунктов  5, 5.1 и 5.2 статьи 174 НК РФ. Поправки начнут действовать с 1 января 2015 года.

Суть изменений.

Напомним, что с 1 января 2015 года из НК РФ исключаются положения, обязывающие плательщиков НДС вести журналы учета полученных и выставленных счетов фактур. А сам журнал учета не нужно будет предоставлять при подтверждении права на освобождение от НДС (п. 6 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 20.04.

14 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Однако для некоторых лиц такие обязанности все же сохранятся.

Так, налогоплательщики, которые освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС и лица, которые, в принципе, не являются налогоплательщиками НДС, обязаны будут вести журналы учета, если они являются посредниками (по договорам комиссии или агентским договорам) или же если выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции или при выполнении функций застройщика. При этом счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения при исполнении соответствующих договоров, в журналах можно будет не регистрировать (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Также названные выше лица будут обязаны:

  • представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в электронной форме через оператора электронного документооборота;
  • включать в налоговую декларацию сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур;
  • представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета в электронной форме через оператора ЭДО журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Соответствующие уточнения внесены в пункты 5, 5,1 и 5.2 статьи 174  НК РФ, и начнут действовать с 1 января 2015 года.

*Название закона — «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

Старые и новые проблемы НДС в 2014 — 2015 годах

Семинар предназначен для: главных бухгалтеров, специалистов финансовых и бухгалтерских служб, аудиторов, руководителей, юристов.

Семинар позволит и начинающим бухгалтерам и уже работающим специалистам, повысить свой профессиональный уровень, ознакомиться с наиболее важными аспектами, связанными с налогообложением НДС в 2014 году, решить многие практические задачи в части начисления, восстановления и вычетов НДС, включая внешнеэкономическую деятельность организаций и деятельность экспедиторов и перевозчиков, а также рассмотрит поправки в 21 главе Налогового кодекса, которые вступят в силу с 1 января 2015 г.

Также на семинаре будут проанализированы на примерах наиболее интересные часто встречающиеся в хозяйственной практике ситуации, и связанные с ними позиция ФНС России, Минфина, арбитражная практика. Участникам будет предоставлен уникальный раздаточный материал, что позволит в дальнейшей при его использовании избежать многих ошибок.

В программе:

Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 №162-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования».

  • Особенности принятой с 10 февраля 2014 года дорожной карты Правительства на 2014-2015 гг. (новый НДС. Налог на прибыль, бухучет и т.д.)

Как новые поправки в часть первую НК РФ отразятся на работе бухгалтеров в части налогообложения НДС в 2014-2015 гг.

  • Уточнение правил камеральных проверок в пользу налоговиков
  • Новые штрафы для налоговых агентов, предпринимателей и неплательщиков НДС

НДС 2014 года.

  • ФНС о применении отдельных положений Федеральных законов, связанных с изменением законодательства на 2014 и 2015 гг. в части НДС
  • Новые требования ФНС к отчетности по НДС c 2014 и 2015 гг
  • ФНС о подаче деклараций по НДС в электронной форме и какие категории налогоплательщиков не обязаны сдавать отчетность по НДС в электронном виде
  • Расширение перечня операций, не подлежащих обложению НДС
  • Новые обязанности у посредников и налоговых агентов при работе со счетами-фактурами
  • Ужесточение порядка проведения камеральных проверок по НДС в пользу налоговиков
  • Счета-фактуры по операциям, освобожденным от НДС
  • Новые требования к налоговым агентам, включая индивидуальных предпринимателей по НДС с 2014 года

Новые поправки для НДС вступившие в силу с 1 июля 2014 году.

  • Новый момент определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости
  • Новые счета-фактуры для предпринимателя
  • Новые освобождения от НДС

Новые возможности, предоставленные налогоплательщикам НДС с 1 октября 2014 года.

  • Определение места осуществления деятельности покупателя для ст. 148 НК РФ
  • Возможность не составлять счета-фактуры лицам – неплательщикам НДС, а также освобожденным от обязанностей налогоплательщика НДС
  • Вносить в счет-фактуру, не меняя утвержденной формы, дополнительную информацию, в том числе реквизиты первичного документа
  • Вычет НДС по счету-фактуре, поступившему в следующем налоговом периоде
  • Новые возможности для вычета НДС для Продавца и восстановления НДС для Покупателя в части аванса, непокрытого отгрузкой
  • Можно ли выставлять счета-фактуры раз в месяц?
  • Позиция ФНС России относительно исправленных УПД
  • Появление новой формы УПД: электронной формы и универсального корректировочного документа

Выгодные и невыгодные поправки в 21 главе НК РФ, которые надо будет применять в работе с 1 января 2015 года.

  • Уплата НДС в условиях запрета оптимизации налогообложения. Налоговая и уголовная ответственность за применение в 2015 году обнальных схем
  • Измененный ход камеральной проверке по НДС (ужесточение камеральных проверок по НДС и новые права и требования проверяющих)
  • Особенности ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур посредниками, экспедиторами и застройщиками
  • Новые требования к декларации НДС с 2015 года и неограниченное количество данных из книг покупок и продаж
  • Изменение сроков представления в налоговые органы декларации по НДС

Новые поправки в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 г. №1137. (с 1 октября 2014 года).

Новые формы книги покупок и продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, новые требования к выставлению счетов-фактур при посреднических операциях и другие изменения в правилах заполнения документов, применяемых при расчетах НДС (постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. №735).

Постановления Президиума ВАС РФ и Федеральных арбитражных судов по НДС, рекомендованные ФНС России для использования при налоговых проверках.

На что обращают внимание инспекторы, проверяя декларации по НДС и прибыли – контрольные соотношения.

  • Как составить и сдать декларацию по НДС в 2014 году, включая налогового агента
  • Формат представления декларации по НДС в электронном виде: что изменилось?
  • Порядок представления декларации по НДС филиалами и представительствами иностранных организаций с 1 января 2014 года

Когда необходима самостоятельная корректировка налоговой базы по НДС и суммы этого налога.

Иностранный НДС и НДС по неподтвержденному экспорту-позиция чиновников и ВАС РФ.

Как должен быть организован учет НДС в подразделении (составление счетов-фактур, книги покупок и продаж). Дата отгрузки с целью начисления НДС (в том числе при экспорте) – позиции Минфина и ФНС России. Когда нужен и не нужен раздельный учет НДС.

Как начислить НДС при получении сумм, связанных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) с 1 октября 2013 года до 1 января 2015 года.

  • Простой транспорта. Демередж, Суммовые разницы, Штрафы, пени, неустойки, Компенсация упущенной выгоды
  • Премии от поставщика. Финансовая помощь учредителя. Экономия застройщика Поступления за отсрочку платежа. Выплаты по страховым договорам

О порядке определения налоговой базы по НДС.

  • Переуступка права требования, дарение, безвозмездное пользование, транспортно-экспедиционные услуги, стоимость бесплатного питания для сотрудников при возмещении Покупателем транспортных расходов Продавцу, реализации товаров за иностранную валюту с предварительной оплатой , отгрузка товаров, стоимость которых выражена в условных единицах, в том числе при авансе и т.д.

Налоговые споры: право на вычет НДС с позиции Минфина, ФНС и судебной практики.

  • Безопасная доля вычетов по НДС
  • Проблемы переноса вычета на более поздние сроки
  • Основания для отказа в вычете НДС
  • Особенности вычета НДС при расторжении договора: при выставленном упрощенцем счете-фактуре, при отсутствии транспортной накладной, по нормируемым расходам, по расходам на корпоратив и при предоставлении сотрудникам и посетителям организации чая, кофе , по исправленному счету-фактуре, по таможенному НДС
  • Вычет 18-процентного входного НДС по товарам, приобретенным для производства продукции, реализованной по ставке 10%
  • Вычет НДС у Заказчика по счетам – фактурам экспедитора
  • Возмещение НДС по уточненной декларации в отношении имущества, полученного безвозмездно
  • Спорные вопросы восстановления НДС по экспорту. Несовпадение позиций ФНС, Минфина и ВАС РФ

Про ошибки в счетах-фактурах и не только.

  • Как выставлять счета-фактуры при посреднических сделках
  • Счета-фактуры при оказании услуг по договору транспортной экспедиции
  • Правомерность сводных счетов-фактур экспедитора
  • Правила регистрации опоздавших счетов-фактур
  • Об оформлении счетов-фактур при возврате товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями, в том числе не являющимися налогоплательщиками НДС и другие
Читайте также:  Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Преподаватель:

МЕХАНИКОВА Ирина Марковна

Практикующий, аттестованный аудитор. Опыт налогового планирования, участие в налоговых спорах, подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения.

Сфера профессиональных интересов:

Многолетний опыт проведения аудиторских проверок. Активно представляет интересы налогоплательщиков в налоговых органах. Сфера профессиональных интересов: налоговое, бухгалтерское законодательство, арбитражная практика, внешнеэкономическая деятельность, налоговое планирование.

Образование:

Окончила МВТУ им. Баумана, Академию Менеджмента Инноваций по специальности экономика, бухгалтерский учет, контроль. Преподаватель курсов повышения квалификации для аудиторов, профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов.

Опыт работы:

Практическая деятельность: ведущий аудитор, Заместитель Генерального директора аудиторской компании (2000-2005 гг.); индивидуальный предприниматель Лицензия (Общий аудит) (1996-2000 гг.); финансовый директор (ВЭД, торговля, производство, услуги) (1994-1996 гг.)

  • Автор публикаций по бухучету и налогообложению в ведущих специализированных изданиях: «Главбух», « Семинар для бухгалтера», «Как снизить налоговые риски договора лизинга».
  • Условия обучения:
  • Стоимость участия в семинаре составляет 9 900 рублей, в том числе НДС.
  • При участии двух и более сотрудников от одной компании предоставляются скидки по оплате: 2 человека – 10%, 3 человека и более – 15%.
  • В стоимость обучения входит: методический материал, обеды, кофе-паузы, Курсовой сертификат о прохождении обучения по данной теме.
  • Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения семинара.

Получить более подробную информацию и записаться на семинар можно на сайте организатора, по телефону +7 (495) 978-55-22 или по электронной почте seminar@fcaudit.ru.

Ставки НДС в России по годам (таблица)

Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.

НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.

К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.

Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.

Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.

Размер НДС в России по годам до НК РФ

С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% — забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.

В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.

С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.

Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ

Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.

В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%.

Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров.

Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.

В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.

Ставки НДС в 2019 году — таблица

Предложения об изменении ставки НДС

Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года.

При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж.

По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.

На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения.

Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года.

Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.

В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.

В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.

В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.

К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет.

Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А.

Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.

Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.

Ставки НДС в России по годам – таблица:

Год Основная ставка Льготные ставки
1992 28% 15%, 0%
1993-2003 20% 10%, 0%
2004-2018 18% 10%, 0%
2019 20% 10%, 0%

 Ставка НДС «0» и «Без НДС»: в чем отличие?

Основные изменения в налоговом законодательстве с 2014 года

  • Минимальный размер оплаты труда – изменения в налоговом законодательстве 2014
  • ·         С 1 января 2014 МРОТ увеличен по сравнению с предыдущим показателем на 349 рублей и составляет 5554 рублей в месяц.
  • Пособия  — изменения в налоговом законодательстве 2014
  • ·         Детские пособия с 2014 года увеличены на 1,05.
  •  ОКТМО  — изменения в налоговом законодательстве 2014

·         С 1 января 2014 коды ОКАТО заменяют коды ОКТМО.

Новые коды ОКТМО содержат 11 знаков и более подробно показывают структуру и уровень территориальной организации местного самоуправления.

  1.  НДС  — изменения в налоговом законодательстве 2014
  2. ·         С 1 января 2014 года все декларации, начиная с 1 квартала 2014 года должны представляться в налоговые органы только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  3. ·         С 2014 года отменена обязанность выставлять счета-фактуры, при совершении операций, не облагаемых НДС.
  4. ·         Посредники, не являющиеся плательщиками НДС, с 1 января 2014 года, при выставлении счетов-фактур в рамках своей деятельности, обязаны вести журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур.
  5. ·         С 1 апреля 2014 года прописан расчет пропорции при осуществлении операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

·         С 1 июля 2014 года изменился порядок начисления НДС при реализации недвижимого имущества. С этого момента налоговая база определяется на дату передачи недвижимого имущества, а не на дату государственной регистрации перехода права собственности, как было ранее.

·         С 1 июля 2014 года изменился порядок подписания счетов-фактур ИП. Теперь счета-фактуры могут подписывать не только сами предприниматели, но и уполномоченные представители, действующие на основании нотариальной доверенности.

  • ·         С 1 октября 2014 года при реализации недвижимого имущества вместо момента определения налоговой базы установлена дата отгрузки.
  • ·         С 1 октября 2014 года при реализации покупателям, не плательщикам НДС, счета-фактуры можно не выставлять, при условии письменного соглашения о не составлении счетов-фактур.
  • ·         С 1 октября 2014 года вычет и восстановление  НДС, начисленного (зачтенного) с аванса, производится только с аванса, зачтенного (начисленного) в счет оплаты за отгруженные товары, работы, услуги, имущественные права.
  • ·         С 1 октября 2014 года обновлены формы журнала учета счетов-фактур, книги продаж, книги покупок и дополнительных листов к ним.
  • Налог на прибыль  — изменения в налоговом законодательстве 2014
  • С 2014 года введено ограничение применения повышающих коэффициентов амортизации основных средств, которые используются в условиях агрессивной среды. Их можно применять только в отношении объектов основных средств, принятых на учет до 1 января 2014 года.
  • С 1 января 2014 года установлен льготный порядок налогообложения прибыли для участников региональных инвестиционных проектов.
Читайте также:  Резидентам особых экономических зон готовят льготы

Налог на имущество  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • С 1 января 2014 года регионам предоставлено право взимать налог на имущество с кадастровой стоимости, а не со среднегодовой, как было ранее. Новый порядок может быть введен для таких объектов недвижимого имущества, как административно-деловые, торговые центры, нежилые помещения, предназначенные для офисов, торговых объектов, общепита и пр. Новый порядок может применяться в тех регионах, в которых не позднее 1 января 2014 года были утверждены и опубликованы перечни таких объектов с указанием кадастровых реквизитов и их адресов. В противном случае, налог на имущество 2014 рассчитывается из среднегодовой стоимости.

Акцизы  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • С 2014 года увеличены налоговые ставки практически по всем видам подакцизных товаров.
  • С 1 января 2014 года в налоговые органы необходимо подавать сведения и о максимальных и о минимальных розничных ценах на табачные изделия.
  • С 1 августа 2014 года производители спиртосодержащей продукции могут принимать к вычету акциз, уплаченный при приобретении спирта, ввозимого из стран Таможенного союза.

 Транспортный налог  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • С 1 января 2014 года увеличен транспортный налог в отношении дорогих легковых автомобилей.  Для легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей, введены повышающие коэффициенты.

 УСН  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • Предельный доход за 9 месяцев 2014, при котором ограничивается право перехода на УСН составил 48,015 млн.руб.
  • Предельный доход, при превышении которого утрачивается право применения УСН в 2014 году равен 64,02 млн.руб.

 ЕНВД  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • С 1 января 2014 года – К1 составил 1, 672
  • С 1 июля 2014 года юридические лица – плательщики ЕНВД, обязаны платить налог на имущество по объектам, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость.

Патентная система налогообложения  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • Начиная с 2014 года патентную систему налогообложения можно применять со дня государственной регистрации в качестве ИП

НДФЛ  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • С 2014 года изменен порядок получения имущественного налогового вычета по НДФЛ. При приобретении или строительстве жилья стоимостью менее 2 млн.руб. остаток имущественного вычета может быть использован при приобретении и строительстве других жилых объектов до полного его использования.
  • С 2014 года при покупке жилья в общую совместную собственность, каждый из совладельцев вправе получить имущественный налоговый вычет в пределах 2 млн.руб.
  • С 1 января 2014 года размер вычета по НДФЛ в отношении процентов по ипотечным займам, ограничиваются суммой 3 млн.руб.
  • С 2014 года имущественный налоговый вычет по НДФЛ могут получать родители несовершеннолетних детей.

Страховые взносы  — изменения в налоговом законодательстве 2014

  • В 2014 году увеличен размер предельной базы для начисления страховых взносов до размера 624 000 рублей.
  • С 1 января 2014 года увеличены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии работников. По списку 1 составляет 6 процентов. По списку 2 – 4 процента.
  • С 1 января 2014 года размер минимальной ССЧ, при которой организация может применять пониженные тарифы, составляет 7 человек.
  • С 1 января 2014 года изменился порядок уплаты пенсионных взносов для ИП, уплачивающих взносы за себя. Теперь пенсионные взносы зависят от величины полученного дохода.
  • С 1 мая 2014 года плательщики взносов  не должны информировать Пенсионный фонд и ФСС об открытии и закрытии банковских счетов. А со 2 мая об этом не нужно информировать и налоговые органы.

Как менялся НДС в России — "Коммерсантъ" — Издательский Дом КоммерсантЪ

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%.

Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки.

На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%.

Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты.

В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13%, заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13%. Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС».

Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%.

Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными.

Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%».

По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

Евгения Чернышева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *