Налог, уплаченный третьим лицом до 30.11.2016 г., засчитывается налогоплательщику

Налог, уплаченный третьим лицом до 30.11.2016 г., засчитывается налогоплательщику

ФНС России разработала перечень требований для плательщиков налогов – «иных лиц». Их соблюдение необходимо в целях правильной идентификации плательщика и отражения денежных средств по назначению в информационных ресурсах налоговых органов (информация ФНС России от 20 декабря 2016 г. «Налоговые платежи разрешено уплачивать иными лицами»).

В частности, в целях обеспечения правильного учета налоговых платежей, перечисленных иным лицом, разработаны Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджет РФ.

В них предусмотрено, что «плательщиками» налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей являются не те лица, которые осуществляют платеж, а те лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется.

В частности, в платежных документах указываются следующие реквизиты:

  • ИНН плательщика, то есть лица, чья обязанность по уплате налогов исполняется;
  • КПП плательщика;
  • «Плательщик». Здесь указывается информация о лице, которое вносит деньги в счет уплаты налога (для юрлиц – это наименование организации, для физлиц – ФИО);
  • «Назначение платежа». Указывается ИНН и КПП (для физлиц только ИНН) лица, осуществляющего платеж, и наименование (ФИО) плательщика, чья обязанность исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак «//»;
  • «Статус плательщика». Здесь указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджет исполняется. Для юрлица статус «01», для ИП – «09», нотариуса, занимающийся частной практикой – «10», адвоката, учредившего адвокатский кабинет – «11», главы крестьянского (фермерского) хозяйства – «12», физлица – «13», ИП производящего выплаты физлицам – «14».

Кредитные и почтовые организации, в свою очередь, в случае принятия платежа в бюджет от «иных лиц», должны указывать соответствующие реквизиты.

Напомним, что со следующего года у налогоплательщиков появилось право платить налоги не только самостоятельно, но и с помощью других лиц (подп. «а» п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Вопросы уплаты налога за третьих лиц

OBprod / Shutterstock.com

В конце прошлого года в налоговом законодательстве появилась новая норма: уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Разбираемся, кто может быть этим «иным лицом» и что делать в случае излишней уплаты или ошибочности платежа, ведь иное лицо не вправе требовать возврата уплаченного налога.

Норма о том, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ; Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ), по мнению автора, необходима и назрела.

Обычной является ситуация, когда счета налогоплательщика длительное время фактически заблокированы (ведется спор с налоговым органом, расследуется уголовное дело об уклонении об уплате налогов, возбуждено дело о банкротстве) или у него просто не хватает средств на расчетном счете. Заем (кредит) получить в этом случае невозможно, так как даже при поступлении средств затруднительно будет их направить на конкретные цели. Налогоплательщик даже лишается прямой возможности обратиться в суд, так как не в состоянии уплатить госпошлину.

Суд изыскивает возможность в рамках правового поля найти выход из ситуации.

Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена, вместе с тем налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст.

26 НК РФ). Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого (пост. Пленума ВАС РФ от 11.07.

2014 № 46).

Налоговая служба предлагает разрешить уплачивать налоги за 3х лиц

ФНС разработала законопроект, разрешающий добровольную уплату налогов за третьих лиц, сейчас документ находится на согласовании с заинтересованными федеральными органами, сообщил начальник правового управления ФНС Олег Овчар.

Статья 45 НК РФ – «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора»,  не позволяет добровольно уплачивать налоги за кого-либо другого — только сам и только свои налоги.  Законопроект, который подготовила ФНС, позволяет это сделать.

«Необходимость внесения указанных изменений в ст. 45 НК РФ обсуждается давно, они позволят минимизировать объем недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Бывает, что у директора компании как у «физика» на счету деньги есть, а у компании — нет, например, он не знает, как рассчитаться с налоговой», — отметил Овчар.

«После, надеемся, положительного заключения правительства документ пойдет в Госдуму», — добавил он.

Более подробно см. здесь.

Комментарий от Брызгалина А.В.:

Как шутят американские налогоплательщики: «При демократии мы, слава богу, сами решаем, как платить налоги – наличными, чеком или платежным поручением».

И вот меня всегда поражала некая замшелая инертность нашей бюрократической налоговой системы. Вот казалось бы, ну какая разница, кто за кого уплачивает налоги? Лишь бы деньги  шли и были в бюджете. Так нет ведь.

Аж сам Конституционный Суд РФ высказывался по этому поводу сказав, что «Низзя…», только сам, лично, своими руками, из своего кармана…

Как было указано в Определении Конституционного суда РФ от 22.01.2004 № 41-О: «Положения п.1 и 2 ст. 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств».

  • Ну и зачем?
  • Тем более, что из этого общего правила о необходимости личной уплаты налога, была масса разных исключений.
  • И совершенно правильно, что ФНС, наша сервисная организация по оказанию содействия отечественным налогоплательщикам расставаться с собственными деньгами, подняла эту тему и выступила с инициативой об изменении существующего порядка.

Поправки в Налоговый кодекс: новые правила расчета пеней, НДФЛ для нянь и помощниц по хозяйству, уплата налогов третьими лицами при УСН и ЕСХН

Законодатели внесли в Налоговый кодекс большое количество поправок (федеральный закон от 30.11.16 № 401-ФЗ, опубликован  30 ноября). Многие новшества являются весьма существенными для налогоплательщиков. Так, в частности, налоги и взносы теперь можно платить не только за себя, но и за других лиц.

При этом налоговые последствия такой уплаты будут зависеть от статуса налогоплательщика и применяемого им режима налогообложения. А размер пеней, которые придется платить организациям, будет зависеть не только от суммы неуплаченных налогов, но и от периода просрочки.

Об этих и других поправках в НК РФ читайте в настоящей статье, которая открывает серию комментариев, посвященных федеральному закону № 401-ФЗ.

В пункте 1 статьи 45 НК РФ появилось одно крайне важное дополнение, состоящее из двух фраз: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога».

Данное новшество вступает в силу со дня официального опубликования комментируемого закона, то есть оно уже действует с 30 ноября 2016 года. А на страховые взносы названная норма распространится с января 2017 года.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

НДФЛ

Также в новой редакции Кодекса есть ряд указаний относительно того, как платежи, сделанные иным третьим лицом за налогоплательщика, повлияют на налогооблагаемую базу последнего.

В частности, в пункте 5 статьи 208 НК РФ теперь сказано, что налоги, взносы, пени и штрафы, уплаченные за гражданина другим физическим лицом, не являются облагаемыми доходами этого гражданина.

О ситуации, когда за гражданина платит организация, ничего не говорится.

Однако можно предположить, что в этом случае гражданину придется учесть сумму уплаченного налога в качестве налогооблагаемого дохода и заплатить НДФЛ.

ЕСХН

Если налоги и взносы уплачены за плательщика единого сельхозналога, нужно руководствоваться обновленным пунктом 2 статьи 346.5 НК РФ. Там подробно освещена следующая ситуация: сначала третье лицо переводит в бюджет деньги, а затем плательщик сельхозналога возмещает этому лицу потраченную сумму.

При подобных обстоятельствах учесть налоги и взносы в расходах плательщика ЕСХН нельзя, а сумму возмещения — можно. Исключение составляет сам сельхозналог, а также НДС, который был уплачен в связи с выставлением счета-фактуры. Возмещение суммы, потраченной на уплату этих налогов, в затраты не включается.

Данное правило вступает в силу с 1 января  2017 года.

УСН

Аналогичные положения добавлены и в подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ, посвященный упрощенной системе налогообложения.

Согласно поправкам, компании и предприниматели на УСН с объектом «доходы минус расходы» смогут принять к затратам только те налоги и взносы, которые они уплатили самостоятельно.

Если же деньги перечислены в бюджет иным лицом, расходы «упрощенщика» возникают только в момент погашения соответствующей задолженности перед этим лицом. Данная норма вступает в силу с 1 января 2017 года.

Новые правила расчета пеней

Еще одно важное новшество касается алгоритма расчета пеней. До тех пор, пока комментируемые поправки не вступили в силу, пени за каждый день прострочки для всех категорий налогоплательщиков вычисляются одинаково, а именно — в процентах от неуплаченной суммы налогов и сборов. Процентная ставка составляет одну трехсотую действующей ставки рефинансирования Центробанка.

С октября 2017 года начнет действовать новая редакция пункта 4 статьи 75 НК РФ. Согласно ей физические лица и организации станут рассчитывать пени по-разному. Для физлиц (включая предпринимателей), сохранится процентная ставка, равная одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка.

Для организаций ставка будет зависеть от периода просрочки:

  • если период просрочки составляет 30 календарных дней и менее, то процентная ставка составит 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка;  
  • если период просрочки превышает 30 календарных дней, то процентная ставка составит 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно + 1/150 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей в период, начинающийся с 31-го дня просрочки.
Читайте также:  Расчет НДС при импорте товаров - пример

Обновленные правила расчета пеней будут применяться в отношении просрочки, образовавшейся с начала октября 2017 года.

Поправки для консолидированных групп

Законодатели скорректировали требования, которые предъявляются к организациям при вступлении в консолидированную группу налогоплательщиков. Исправлен подпункт 2 пункта 3 статьи 25.

2 НК РФ, где прежде говорилось, что в отношении компании-участника не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Сейчас в нем появилось следующее уточнение: данное производство не должно быть возбуждено на дату регистрации договора о создании консолидированной группы, либо на дату присоединения к группе.

Помимо этого добавлено новое условие. Согласно ему вступить в группу может только организация, в отношении которой не возбуждена ни одна из процедур банкротства, кроме наблюдения.

Также уточнены причины, по которым консолидированная группа прекращает существование.

Теперь одна из причин — это введение в отношении ответственного участника какой-либо процедуры банкротства, кроме наблюдения (прежним условием было возбуждение производства по делу о несостоятельности).

Все перечисленные поправки вступают в силу с 30 ноября и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Новшества для репетиторов и нянь

После вступления в силу комментируемого закона в Налоговом кодексе появился ряд положений для россиян, работающих по найму. Речь идет о гражданах, не зарегистрированных в качестве ИП и оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и подсобных нужд без привлечения наемных работников. К таким гражданам относятся, в частности, репетиторы, няни и помощники по хозяйству.

Такие граждане должны встать на налоговый учет в ИФНС по месту жительства, а при его отсутствии — по месту пребывания. В момент завершения деятельности следует сообщить о ее прекращении.

При этом уведомление о постановке на учет, равно как и о снятии с учета, инспекторы не выдадут, а сам факт регистрации сохранят в тайне (вновь созданный п. 7.3 ст. 83 НК РФ и новая редакция п. 2 ст.

 84 НК РФ).

Доходы, полученные такими лицами от занятий репетиторством, уборкой и ведением домашнего хозяйства, присмотром за детьми, стариками, больными и другими лицами, нуждающимися в уходе, освобождены от НДФЛ.

Региональные власти вправе продлить «льготный» перечень, включив в него и другие виды деятельности. Это закреплено во вновь созданном подпункте 70 статьи 217 НК РФ, который вступает в силу с 1 января 2017 года.

Правда, освобождение от налога распространится только на доходы, полученные в 2017 и в 2018 годах. В более поздние периоды НДФЛ, возможно, придется платить.

Страховые взносы на доходы от указанных выше видов деятельности тоже платить не нужно (вновь созданный подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ, вступит в силу с 1 января 2017 года). Но и это освобождение относится только к доходам за 2017 и 2018 годы. Добавим, что учитывать свои доходы и отчитываться по ним няни, домработницы и прочие физлица, работающие по найму, не обязаны.

Другие поправки, внесенные в первую часть НК РФ Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ

Суть поправкиСоответствующее положение НК РФ
С 2017 года страхователи должны сообщать в ИФНС не только о наделении российского филиала полномочиями по начислению выплат физлицам, но и о лишении таких полномочий подпункт 7 пункта 3.4 статьи 23 (вступит в силу 1 января 2017 года)
Установлено, что с 2017 года налоговики в ходе «камералки» вправе истребовать у страхователя документы, подтверждающие применение пониженных тарифов и обоснованность сумм, необлагаемых взносами пункт 8.6 статьи 88 (вступит в силу 1 января 2017 года)
У налоговиков появилась новая обязанность: предоставлять налогоплательщику документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ подпункт 16 пункта 1 статьи 32 (вступит в силу 1 июля 2017 года)
Установлено, что платеж по взносам в ПФР можно уточнить только в случае, если взносы еще не учтены на индивидуальном лицевом счете пункт 9 статьи 45 (вступит в силу 1 января 2017 года)
В случае неуплаты налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, ИФНС вправе взыскать налог с поручителя во внесудебном порядке (ранее взыскать налог с поручителя можно было только через суд) новая редакция пункта 3 статьи 74 (вступит в силу 1 января 2017 года), применяется в отношении договоров поручительства по уплате налогов, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года
Добавлены нормы, касающиеся сумм возмещения ущерба лицами, совершившими уголовное преступление по ст. 198 — 199.2 УК РФ:

  • такие суммы считаются уплаченными со дня предъявления в банк платежки. Далее сумма возмещения ущерба засчитывается в счет уплаты налога;
  • такие суммы не признаются излишне уплаченным налогом и не подлежат зачету и возврату
подпункт 7 пункта 3 статьи 45 (вступит в силу с 30 декабря 2016 года) пункт 13.1 статьи 78 (вступил в силу с 30 ноября 2016 года)
В перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, добавлены:

  • предоставление гарантий (поручительств), если все участники сделки являются российскими компаниями и не являются банками’
  • предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, если все стороны и выгодоприобретатели сделки зарегистрированы, либо проживают в РФ
подпункты 6 и 7 пункта 4 статьи 105.14 (вступают в силу 1 января 2017 года)

Как платить налоги за третьих лиц? (Баразненок Н.)

Дата размещения статьи: 06.03.2017

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Однако с недавних пор на законных основаниях можно заплатить налоги и за третьих лиц, а «чужие» взносы — с 1 января 2017 года.

Разберемся, как должна быть оформлена платежка на уплату «чужих» налогов, и выясним, не опасно ли платить налоги за третьих лиц.

На практике нередко возникают ситуации, когда компания не может в срок заплатить налог. Причины на то могут быть различными. К примеру, у банка, в котором у организации открыт единственный «расчетник», отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

На открытие счета в другом банке и на поиск денег уйдет какое-то время. Предположим, что на этот период выпадает срок уплаты того или иного налога. Выходов из ситуации несколько.Во-первых, можно подождать, пока ситуация с «расчетником» и поиском денег разрешится.

Соответственно, стоит быть готовым к тому, что заплатить придется не только сумму налога, но и набежавшие пени, а также штрафные санкции.Во-вторых, налог может заплатить директор компании или ее уполномоченный представитель наличными.

В-третьих, налог может заплатить контрагент организации, ее материнская компания и т.д.

Второй и третий варианты объединяет одно: налог уплачивается за третьих лиц. Закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ, можно сказать, узаконил такую возможность.

Предыстория вопроса

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса (в ред. до 30 ноября 2016 г.) было закреплено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Но что следует понимать под словом «самостоятельно»?С одной стороны, Конституционный Суд в определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал буквально следующее.

Положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса (далее — Кодекс) в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик должен самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.

При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств.

Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком.

С другой стороны, на практике уплата налога третьими лицами становилась целой проблемой. Как минимум требовалось доказать, что на уплату налога направлены именно собственные средства налогоплательщика. А что, если его собственные средства «заморожены» в банке? Выходит, что при таких обстоятельствах он просто вообще не сможет вовремя исполнить свою обязанность по уплате налога?

Налоговый исход

Очевидно, что при таком положении вещей в накладе остается не только сам налогоплательщик, но и бюджет, в который средства либо не поступают вовсе, либо поступают с запозданием.

В связи с этим вполне логичным представляется решение законодателя дать возможность уплачивать налог за налогоплательщика третьими лицами. Закон от 30 ноября 2016 г.

N 401-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Кодекса фразой: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога».

Таким образом, обозначенная проблема решена. Однако теперь осталось только правильно оформить платежное поручение, чтобы налог ушел в «нужном направлении» и обязанность по уплате налога налогоплательщиком, за которого налог был уплачен, считалась исполненной.

Внимание — на реквизиты

Правила заполнения платежных поручений на перечисление средств в виде налогов и взносов утверждены Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. На момент вступления в силу Закона N 401-ФЗ в части, касающейся открывшейся возможности уплачивать налоги за налогоплательщика третьими лицами, в Правила изменения внесены не были.

Однако это вовсе не значит, что пока эта возможность остается лишь на бумаге.В информационном сообщении ФНС разъяснено, что должны учесть третьи лица, перечисляющие налоги за налогоплательщиков.Так, в полях платежного поручения «ИНН плательщика» и «КПП плательщика» указываются реквизиты лица, чьи налоговые обязанности исполняются.

Обратите внимание! Если налог уплачивается за «физика», у которого нет ИНН, то в соответствующем поле ставится «0», но при этом обязательно должно быть заполнено поле «Код» — в нем нужно вписать уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В любом случае в поле «КПП налогоплательщика» в этом случае ставится «0».

В поле «Плательщик» вписываются данные о лице, которое фактически уплачивает налог (взносы). А в графе «Назначение платежа» указываются ИНН и КПП (для физлиц — только ИНН) лица, производящего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность перед бюджетом по уплате налога (взносов) исполняется.

Для выделения информации о плательщике используется знак «//».Обратите внимание на поле 101 «Статус плательщика».

До внесения изменений в Правила в нем нужно указать статус того лица, за которое налог уплачивается:- «01» — налог платится за юрлицо;- «09» — за ИП;- «10» — за нотариуса, занимающегося частной практикой;- «11» — за адвоката, учредившего адвокатский кабинет;- «12» — за главу крестьянского (фермерского) хозяйства;- «13» — за физлицо;- «14» — за налогоплательщика, производящего выплаты физлицам.

До внесения изменений в Правила следует четко следовать рекомендациям ФНС. Это необходимо для того, чтобы налоговики могли правильно идентифицировать плательщика и правильно «разносить» платежи в своих информационных базах.

Читайте также:  Бланк заявления для подачи 3-ндфл

На заметку

Между тем необходимо отметить, что Минфин уже подготовил проект изменений в Правила. И они несколько отличаются от рекомендованных ФНС. В частности, речь идет о порядке заполнения поля 101 «Статус плательщика».

Предполагается, что в нем нужно будет указывать статус именно плательщика, а не лица, за которое уплачивается налог.

С этой целью в Минфине предполагают ввести новые коды, определяющие статус плательщика («28» — законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; «29» — иные юрлица; «30» — иные физлица).

Кроме того, в поле «Назначение платежа» согласно минфиновскому проекту нужно было бы помимо всего прочего приводить реквизиты доверенности (номер и дату), если налоги и взносы уплачиваются уполномоченным представителем налогоплательщика. Однако это пока только проект — документ официально не утвержден.

Оборотная сторона медали

Конечно, в том, что законодатель дал право третьим лицам платить налоги и взносы за налогоплательщиков, есть много положительного. Как минимум теперь нет необходимости «гонять» средства, например от дружественной компании, дочернего или материнского предприятия и т.п.

, с тем, чтобы непременно самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако у этой медали есть и оборотная сторона. Если компании регулярно будут платить налоги друг за друга, есть риск, что налоговики обнаружат в этом признаки взаимозависимости со всеми, что называется, вытекающими.

Плюс ко всему необходимо учитывать, что на сегодняшний день это довольно новый способ исполнения обязанности по уплате налога и он еще не обкатан (даже в Правила заполнения платежек изменения еще не внесены). Так что велика вероятность, что налоги уйдут «не туда».

Поэтому подобные платежи настоятельно рекомендуется отслеживать во избежание возникновения каких-либо недоразумений.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

3 февраля 2021 г.Проект Федерального закона № 1105153-7 «О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Цель законопроекта — установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 

30 января 2020 г.Проект Федерального закона № 1103069-7 «О внесении изменения в статью 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Цель законопроекта — внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

25 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1099900-7 «О внесении изменений в статьи 195 и 196 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — усиление ответственности арбитражного управляющего, либо председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неправомерные действия при банкротстве, а также усиление мер ответственности за неправомерные действия при банкротстве и преднамеренное банкротство, совершенные с использованием служебного положения, а также группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

19 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1096135-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»

Законопроектом предлагается внесение изменений в статьи 26 и 37 Федерального закона «Об электроэнергетике». Законопроект разработан с целью уменьшения штрафных санкций для теплоснабжающих организаций, а также организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, допустивших просрочки исполнения платежей перед сетевыми организациями за услуги по электроснабжению.

6 января 2021 г.Проект Федерального закона № 1087686-7 «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками»

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции.

Целями законопроекта являются содействие устойчивому развитию сельского хозяйства; развитие  нутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности произведенных на территории РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.

Метод оценки рисков в концепциях и актах стратегического планирования национальной безопасности и противодействия коррупции (Инкина М.В.)

Кто и как может уплатить налоги за организацию и ИП — Финансы на vc.ru

Индивидуальные предприниматели и юридические лица не всегда могут самостоятельно уплатить налоги, страховые взносы и сборы. НК допускает, что за них это могут сделать иные лица. Рассказываем, как правильно оформлять уплату налогов за индивидуального предпринимателя и организации, подтверждать совершение платежей, заполнять платёжное поручение.

401-ФЗ вносит дополнение в НК (п. 2 ст. 45), согласно которому заплатить налоги за налогоплательщика может иное лицо.

Это удобно, когда на расчётном счете ИП или юрлица недостаточно денег, они заблокированы налоговыми органами, бизнес требует срочного исполнения других денежных обязательств или у банка возникли проблемы с лицензией.

Новая норма налогового законодательства позволяет делегировать уплату обязательств перед бюджетом, если нет возможности или желания платить самостоятельно.

  • граждане Российской Федерации;
  • лица без гражданства;
  • иностранные граждане;
  • другие индивидуальные предприниматели;
  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • юридические лица, созданные на территории России;
  • международные компании;
  • международные организации;
  • иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, обладающие гражданской правоспособностью;
  • представительства, филиалы международных организаций и юридических лиц, созданные на территории Российской Федерации.

Здесь и далее «иные лица» — «третьи лица».

Физическими лицами, уплачивающими налоги за ИП и организации, могут стать:

  • сам предприниматель — за счёт использования собственных средств;
  • учредитель юридического лица;
  • сотрудники ИП или организации;
  • родственники, друзья, знакомые и посторонние люди, добровольно согласившиеся на внесение платежей.

В этих случаях деньги перечисляют с лицевого счёта физического лица в банке.

Другие предприниматели и юридические лица уплачивают налоги и страховые взносы за налогоплательщиков в качестве контрагентов. Они могут исполнять обязательства по внесению платежей в бюджет в счёт предстоящей оплаты услуг или товаров, погашать дебиторскую задолженность. При этом налоги уплачивают с расчётного счета.

В НК нет требований по заключению договора с третьими лицами, которые вносят за налогоплательщиков платежи в бюджет. Для учёта поступающих страховых и налоговых платежей не важны их гражданско-правовые основания.

При этом юридическим лицам нужно отражать в бухгалтерской отчётности движение средств на расчётных счетах. Без подтверждающих документов здесь не обойтись. ФНС рекомендует придерживаться норм гражданского законодательства.

ИП и другие организации могут выступать иными лицами при уплате налогов, не будучи контрагентами. В этих случаях для определения сроков и порядка уплаты налогов заключают договор займа или поручения.

Такой способ внесения налоговых платежей не противоречит нормам гражданского законодательства. Региональное управление федерального казначейства не может отказать третьему лицу в исполнении обязательства, если оно было возложено на него должником (п. 1 ст. 313 ГК).

По договору займа иное лицо передаёт деньги налогоплательщику, который обязуется вернуть их в том же объёме заимодавцу (п. 1 ст. 807 ГК). В тексте документа уточняют:

  • срок выдачи займа;
  • способ предоставления займа — перечисление средств третьему лицу;
  • наличие процентов по займу.

На практике при уплате налогов, страховых взносов и сборов третьим лицом заключают договор беспроцентного займа. При этом сумма экономии на процентах считается доходом, и с неё нужно заплатить налог.

Образец договора беспроцентного займа.

В договоре поручения, где ИП или организация — доверитель, а третье лицо — поверенный, важно предусмотреть:

  1. Сроки уплаты налогов, страховых взносов и сборов.
  2. Ответственность третьего лица за их несвоевременное внесение в бюджет.
  3. Способ возврата денег третьему лицу, если у ИП или организации их не было или было недостаточно на момент платежа. Доверитель обязан возместить поверенному издержки и обеспечить средствами для исполнения поручения (п. 2. ст. 975 ГК).

У договора поручения нет унифицированной формы, но его положения должны соответствовать нормам главы 49 ГК.

Образец безвозмездного договора поручения.

По ГК, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором поручения не предусмотрено иное (п. 1 ст. 972 ГК РФ). Но при уплате налогов третьим лицом в текст договора можно включить пункт о его безвозмездном характере и компенсации доверителем затрат поверенного на исполнение обязательств.

Налоговые органы внимательно относятся к исполнению безвозмездных договоров поручения и иногда признают их договорами дарения. Дарение между юрлицами и индивидуальными предпринимателями недопустимо.

Признание уплаты налогов по договору поручения между юридическими лицами или ИП дарением влечёт за собой недействительность сделки. В этом случае действуют нормы ст. 166–168 ГК. Признание сделки недействительной обязывает каждую сторону договора вернуть другой все полученное по этой сделке.

Беспроцентный заём влечёт за собой проблемы: получателю придётся заплатить НДФЛ с экономии на процентах по займу. Для налоговиков сам факт передачи чего-либо бесплатно — сигнал, что нужно «копать» глубже и тщательнее.

Но и обычный «процентный» заём в данном случае не сильно лучше. Ведь его нужно потом отдавать, да ещё с процентами. А чем отдавать, если деньги ушли на уплату налога?

Читайте также:  Обзор программ для учета расходов и доходов организации

Таким образом, заём «зависнет», и здесь возможны следующие варианты:

1. Налоговики при проверке признают его доходом получателя со всеми вытекающими последствиями в виде доначисленных налогов, штрафов, пеней.

2. Будет заключен договор прощения долга. Но для получателя займа это опять-таки будет облагаемый доход, разве что без штрафов.

То есть с займом в данном случае лучше вообще не связываться.

Безвозмездный договор поручения тоже не лучший вариант, ведь инспекторы очень внимательно анализируют все безвозмездные сделки. Чтобы не создавать себе проблем, лучше заключить такой договор, предусмотрев минимальную оплату.

В отношениях с контрагентом можно ограничиться письмом-просьбой о внесении платежей в бюджет. В нем указывают назначение платежа и идентификаторы налогоплательщика. Письмо можно написать и физическому лицу.

Образец письма-просьбы к контрагенту об уплате налогов

Если в заключенном с контрагентом договоре прописан другой порядок оплаты товаров или услуг, стороны могут подписать дополнительное соглашение. В нём указывают, какую сумму в счёт уплаты каких налогов контрагент вносит в бюджет, а не на расчётный счет или кассу ИП, организации. Подписанное обеими сторонами договора соглашение не требует составления письма-просьбы.

Образец дополнительного соглашения к договору поставки.

Уплата налогов, страховых взносов и сборов третьим лицом не влечёт для него ответственности перед налоговыми органами и бюджетом Российской Федерации. При этом на внесение платежей есть ограничения.

Иные лица могут уплачивать за индивидуального предпринимателя и организацию любые взносы, налоги, госпошлины, штрафы, которые администрирует ФНС РФ. Самостоятельно налогоплательщики вносят платежи тогда, когда на это есть прямое указание в законе.

Например, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти страховые взносы администрирует Фонд социального страхования РФ, поэтому налогоплательщик платит их самостоятельно. Указание на это есть в п. 3 ст. 2 НК и п. 1.1 ст. 22 125-ФЗ.

При уплате налогов, страховых взносов и сборов иными лицами есть и другие ограничения:

  1. Иное лицо не может потребовать возврата из бюджета средств, которые были внесены за налогоплательщика.
  2. Нельзя перезачесть в пользу ИП или организации переплату по налогам третьего лица. Суммы излишне уплаченных налогов оно может зачесть только в пользу своих недоимок и предстоящих платежей или вернуть себе же по личному заявлению.
  3. Нельзя уплатить НДС по конкретной хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров и услуг иному лицу. Внесение платежа возможно только по итогам налогового периода. Если ИП купит у ООО «Фирс-Групп» партию меховых шапок на 150 тысяч рублей, то не сможет уплатить НДС за продавца по этой сделке (письмо Минфина).

При уплате налогов иным лицом можно:

  1. Погасить недоимку ИП или юрлица за прошедший период, даже предшествующий внесению изменений в ст. 45 НК.
  2. Учесть сумму внесённых платежей в расходах налогоплательщика, но только после погашения задолженности перед лицом, заплатившим за налогоплательщика (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК).
  3. Вернуть сумму излишне уплаченного иным лицом налога. Сделать это может только сам налогоплательщик, обратившись в налоговый орган по месту регистрации.

При внесении налоговых платежей за ИП и организации третьему лицу не нужно подтверждать происхождение денежных средств.

Уплату налогов третьими лицами ИП и организации отражают в бухгалтерском учёте проводками. Счета дебета и кредита зависят от обоснования платежей.

В письменной форме ООО «А» обращается к контрагенту ООО «Б» с просьбой об уплате налогов в счёт погашения имеющейся перед ним задолженности за поставку товаров. Размер налогового платежа составляет 10 251 рубль, сумма долга — 10 тысяч рублей.

Проводка ООО «А» (налогоплательщик)

Проводки в бухгалтерском учете налогоплательщика

Проводка ООО «Б» (третье лицо)

Проводки в бухгалтерском учете контрагента

При недостаточности денежных средств на счете ООО «А», его генеральным директором был заключен договор беспроцентного займа с контрагентом ООО «Н». Сумма займа в размере 15 550 рублей была предоставлена ООО «А» на срок 10 месяцев с перечислением денежных средств в бюджет для уплаты налогов.

Проводка ООО «А» (налогоплательщик)

Проводки в бухгалтерском учете налогоплательщика

Проводка ООО «Н» (третье лицо)

Проводки в бухгалтерском учете третьего лица

Беспроцентный заём не отражают по дебету счета 58.3, так как он не приносит доход. Движение денежных средств по договору займа не учитывают в составе доходов и расходов (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК). Для фиксации в проводке долгосрочного займа (на срок более 12 месяцев) используют счёт 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» вместо 66.

У ООО «А» на расчётном счете нет денег для уплаты налогов, при этом достаточная сумма в размере 12 520 рублей есть на лицевом счёте его учредителя. Он вносит собственные средства на расчётный счёт и уплачивает налоги.

Проводки в бухгалтерском учете ООО «А»

Суммы налогов, которые за предпринимателя уплатило третье лицо, не считаются доходом. Они не отражаются в книге учёта доходов и расходов (КУДиР) или книге доходов предпринимателя и не облагаются налогом на прибыль.

Для уплаты налогов за ИП или организацию третье лицо заполняет платежное поручение по утверждённой форме. Правила заполнения поручения содержатся в приложениях к приказу Минфина.

При заполнении платёжного поручения важно понимать, где должна быть информация о налогоплательщике, на которого законом возложена обязанность по внесению налоговых платежей в бюджет, и третьем лице, уплачивающем за него налоги.

Генеральный директор ООО «Веду дело» в письме-просьбе контрагенту ООО «Альфа» попросил уплатить аванс по земельному налогу за третий квартал 2018 года в сумме 9 500 рублей в счёт внесения авансового платежа по договору поставки товаров № 311 от 9 октября 2018 года. Бухгалтер ООО «Альфа» заполнил платёжное поручение.

Основные поля платежного поручения при уплате налогов третьим лицом

Статус налогоплательщика, за которого вносят платёж, указывают кодом из двух цифр (приложение № 5 приказа Минфина). Когда третье лицо уплачивает налоги за индивидуального предпринимателя, использует код «09». При совершении платежа за организацию применяют код «01».

Данные налогоплательщика, за которого уплачивают налоги — указывают ИНН и КПП. У индивидуального предпринимателя нет КПП.

Наименование или ФИО третьего лица — данные зависят от того, кто выступает третьим лицом. Физическое лицо указывает ФИО, полное наименование организации, другой индивидуальный предприниматель — ФИО физического лица, зарегистрировавшего соответствующий статус, с пометкой «ИП» в скобках.

Назначение платежа— через разделяющий знак «//» указывают ИНН, КПП третьего лица (для физлиц — только ИНН), наименование налогоплательщика, какой налог уплачивают и обоснование платежа.

При неправильном указании третьим лицом номера счёта Федерального казначейства и наименования банка-получателя сумма не перечисляется на соответствующий счет в бюджетную систему РФ. В этом случае обязанность по уплате налога считается неисполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК).

Если ошибка в платёжном поручении не стала препятствием к перечислению средств, то только сам налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о ее допущении.

К нему прикладывают документы, подтверждающие уплату налогов. Независимо от того, кто вносил налоговые и страховые платежи, копия платежного поручения должна быть направлена ИП или юрлицу.

До 30 ноября 2016 года индивидуальные предприниматели и юридические лица исполняли обязанности по уплате налогов, страховых взносов и сборов самостоятельно. Внесённые в НК изменения создали для ИП и организаций «подушку безопасности» в виде возможности переложить исполнение обязательств на иное лицо.

Для исполнения обязательства перед бюджетом, недопущения пропуска сроков по уплате налогов и отсутствия вопросов у налоговых органов грамотно оформляйте свои отношения. Письмо-поручение и договор займа — надлежащие обоснования внесённых платежей при налоговых проверках.

Для идентификации платежей в пользу налогоплательщика третьим лицом важно правильно заполнить платёжное поручение.

Статья-инструкция для тех, у кого не всегда есть возможность уплатить налоги с расчетного счета. Законная возможность передать обязанность по уплате налога третьему лицу — прекрасный выход из положения. Используя этот способ, вы не допустите просрочки налоговых платежей, если у вас заблокирован счёт в банке, имеется картотека № 2, нет денег на расчётном счете или вовсе нет расчётного счета.

На начальном этапе организации бизнеса часто не хватает денег. Поэтому предприниматели стараются обойтись без открытия банковских счетов. Экономят на расчётно-кассовом обслуживании обычно и те, кто не работает с юридическими лицами. Это способ для них.

Организуя оплату налогов третьими лицами, проследите за правильностью оформления сделки. Необходимо учесть все нюансы в заполнении платежного поручения. Если же по какой-то причине ваш платёж не зачислен, а повис в невыясненных платежах — подайте письмо об уточнении платежа. Такое заявление подаёт непосредственно налогоплательщик, в чьих интересах была осуществлена оплата.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *