Планируемые сделки можно будет согласовывать с налоговиками

Статья актуальна на 23 июня 2020

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2020 году.

Планируемые сделки можно будет согласовывать с налоговиками

иллюстратор — Дарья Привалова 

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.  

В обычной деятельности Решение не требуется: 

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ). 
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе. 

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих  — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.  

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. 

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.

Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения 

Назовем шесть правил: 

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника,  он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола:  заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.    В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.   Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».   Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы. 

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Предварительное согласование сделки с ФНС

Планируемые сделки можно будет согласовывать с налоговиками

С 1 июня вступают в силу поправки в Налоговый кодекс. Бизнес может заранее согласовать сделки с Налоговой службой, что поможет защититься от изменения позиции Минфина или судебной практики.

Использовать новые поправки в Налоговом законодательстве смогут компании, заплатившие не менее 300 млн руб. налогов, если их доходы и активы превышают 3 млрд руб.

Кроме того, у них должно быть соглашение с Налоговой службой о горизонтальном мониторинге: компания предоставляет доступ к бухгалтерским и налоговым данным в обмен на консультации по спорным вопросам.

До сих пор они касались только совершенных сделок, теперь их можно согласовать до заключения контракта.

Компания и налоговые органы должны согласовать разъяснение и подписать соглашение, и, если после заключения сделки Минфин поменяет позицию или судебная практика изменится, налоговые органы не смогут доначислить налоги по сделке или оспорить ее.

Например, компании часто использовали внутригрупповые займы от иностранных «сестринских» компаний, с 2011 г. судебная практика начала кардинально меняться в пользу налоговиков. Если бы такие займы согласовывались с ФНС, по новым правилам, то изменение судебной практики не повлияло бы на них.

Бизнес и сейчас обращаются к налоговикам за разъяснениями, но это неформальные договоренности, и никаких обязательств и гарантий они не дают.

Налоговый орган сможет оспорить соглашение, если компания представит неполные или недостоверные данные. Компания также может не согласиться с мотивированным мнением и пройти согласительную процедуру в ФНС.

Но если стороны договорятся по соглашению, оно становится обязательным для них. Правда, налоговые органы все равно смогут заявить, что не все существенные обстоятельства сделки были представлены.

Или компания разбила сделку на несколько частей и заключила соглашение только по одной из них, продолжает он.

Для Российского бизнеса это отличная новость, в мировой практике такие правила пользуются большой популярностью. Инструмент будет пользоваться спросом, но пока остается главный риск – отсутствие доверия между налоговиками и компаниями.

Подробнее: Ведомости http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/05/20/641727-biznes-smozhet-zaranee-soglasovat-sdelki-fns

Как компании с выгодой вступить в расширенное взаимодействие с налоговиками

Во многих странах мира налогоплательщики имеют право воспользоваться для снижения своих налоговых рисков так называемым институтом предварительного заключения.

Когда относительно планируемой сделки или нескольких взаимосвязанных хозяйственных операций компания заранее может узнать мнение налогового органа об их законности и налоговых последствиях.

Более того, по отдельным видам сделок получать предварительное заключение не право, а обязанность компании.

В том же направлении движутся и российские налоговики.

В настоящее время ФНС России подведены итоги пилотного проекта по внедрению расширенного информационного взаимодействия налоговых органов и крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того, уже прошел первое чтение проект федерального закона № 529630–6 от 23.05.14, раскрывающий особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга.

Планируется, что воспользоваться возможностями горизонтального мониторинга некоторые компании смогут уже в 2015 году. Расширенное взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом будет закрепляться специальным соглашением.

Такое соглашение даст налоговикам доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени. То есть инспектор сможет удаленно получать данные из бухгалтерских программ компании.

Однако, прежде чем ввязываться в такого рода сотрудничество с налоговиками, важно разобраться, какие нюансы необходимо при этом учитывать и к каким негативным последствиям это может привести.

Пока к горизонтальному мониторингу привлекают только крупный бизнес

В ближайшее время соглашения о расширенном информационном взаимодействии с налоговиками не смогут заключать представители малого и среднего бизнеса. Это не вполне соответствует мировому опыту. То ли налоговики планируют, как это было с главой о трансфертном ценообразовании, сначала потренироваться на крупном бизнесе.

То ли вообще не заинтересованы в подобного рода «партнерстве» с небольшими компаниями. Однако факт остается фактом: согласно пояснительной записке к законопроекту № 529630–6 от 23.05.

14, реализация закона планируется в рамках штатной численности налоговых органов, а это значит, что для большинства компаний выездные налоговые проверки в ближайшие годы еще останутся реальностью.

Касаемо самих критериев соответствия (см. подверстку ниже) следует отметить, что они являются одними из самых суровых в мировой практике.

Так, в США к компании, претендующей на «партнерство», предъявляются следующие требования: публичность, ежегодный аудит, размер активов более 10 млн долларов и отсутствие в отношении нее уже назначенной выездной налоговой проверки или судебных налоговых споров. То есть в США, напротив, к расширенному информационному взаимодействию привлекается в основном средний бизнес.

В Нидерландах же участие в горизонтальном мониторинге возможно даже для ИП. На начало 2014 года этим воспользовались 35 процентов голландских предпринимателей. При этом расширенное взаимодействие с малым и средним бизнесом нидерландские налоговики осуществляют через посредников — сертифицированные ассоциации бухгалтеров и аудиторов.

  • На текущий момент налоговиков интересует онлайновый доступ к бухучету тех компаний, которые за предшествующий подписанию соглашения календарный год одновременно соответствуют следующим критериям:
  • — совокупная сумма уплаченных в бюджет федеральных налогов — не менее 500 млн рублей;
  • — суммарный объем полученных доходов — не менее 5 млрд рублей;
  • — совокупная стоимость активов на 31 декабря — не менее 10 млрд рублей.
Читайте также:  Выдано в подотчет на командировочные расходы - проводка

Получить консультацию немедленно не получится

Один из недостатков законопроекта состоит в том, что на заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии может уйти значительное время.

Сначала до 1 июля компания подает заявление о заключении соглашения с приложением документов. Затем до 1 ноября налоговый орган принимает решение о его заключении. И до 31 декабря стороны соглашение подписывают.

А действовать оно начнет лишь в следующем году.

То есть оперативно согласовать налогообложение каких-то сделок у компании не получится. Компании, заключившие соглашения в 2015 году, смогут консультироваться у налоговиков только с 2016 года в течение одного, двух или трех лет в зависимости от того, какой срок будет прописан в соглашении.

Сроки вынесения мотивированного мнения по запросу о неопределенной правовой позиции налогоплательщика в мировой практике варьируются от 28 до 90 дней. В России налоговики должны будут дать ответ в течение одного месяца со дня получения запроса.

В пилотном проекте принимало участие несколько крупных компаний

Нужно сказать, что ФНС в течение 2012–2014 годов уже проводила пилотный проект по расширенному информационному взаимодействию с несколькими крупными компаниями. По итогам этого проекта компании, в нем участвовавшие, оценили эффективность партнерства в среднем на 4 балла по 5-балльной шкале.

К положительным моментам заключения соглашения о расширенном информационном взаимодействии можно отнести не только устранения неопределенности в спорных налоговых ситуациях, минимизирование времени на аудит, но и снижение трудозатрат.

Во внутреннем докладе ФНС России по итогам проведения пилотного проекта (письмо от 23.04.14 № СА-4-9/8043@) отмечается сокращение объема истребуемой информации у отдельных компаний на 18 процентов. А бумажный документооборот снизился более чем на 30 процентов.

Естественно, при этом электронный документооборот вырос практически на ту же величину.

Редакции «ПНП» удалось на условиях анонимности получить комментарий от представителя одной из компаний, участвовавших в пилотном проекте ФНС.

дословно

Наша компания давно задумывалась о желаемых для нас изменениях в вопросе налогового администрирования. Статус крупной компании и многомиллионные налоги, которые мы платим, сами по себе свидетельствовали о том, что наша компания — серьезный и ответственный налогоплательщик. И может вполне обойтись без позиции «наздираемого» в налоговых отношениях.

Поэтому в конце 2012 года мы подписали с нашей инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам соглашение о расширенном информационном взаимодействии (горизонтальном мониторинге) при исчислении и уплате налогов и сборов. Это позволило перейти на совершенно иные условия взаимоотношений с налоговым органом — к сотрудничеству с ним.

Нельзя сказать, что такой шаг дался нам легко. Естественно, что для нас это могло обернуться дополнительным риском. Ведь в рамках соглашения о горизонтальном мониторинге инспекторы получали доступ к системе ведения бухгалтерского и налогового учета нашей компании в режиме реального времени. А также к нашим базам данных, ко всей первичной документации, в том числе по еще готовящимся сделкам.

И в то же время это снижало налоговые риски. Более тесное взаимодействие с налоговым органом имело свои плюсы. Мы получили уникальную возможность проконсультироваться у налоговиков по той или иной совершаемой сделке.

А если следовать полученным рекомендациям, то даже в случае изменения позиции Минфина по какому-либо вопросу мы будем застрахованы от неблагоприятных последствий в виде налоговой ответственности.

Поэтому решение все же было принято в пользу соглашения.

ФНС в своем внутреннем документе отмечает, что в течение года у каждой компании, участвовавшей в пилотном проекте, возникла необходимость в направлении запроса о неопределенной правовой позиции в среднем чуть более 10 раз. При этом описывались совершенные операции, позиция налогоплательщика со ссылками на письма Министерства финансов РФ и судебную практику.

Помимо направления запросов, каждая из компаний имела возможность принять участие в среднем в 12 совместных встречах с представителями налогового органа.

В ходе таких встреч были урегулированы не только текущие или перспективные вопросы, но и споры, находящиеся в стадии судебного разбирательства.

Что позволило сократить количество судебных споров в период действия соглашения по отдельным компаниям до пяти раз.

Все личные встречи в рамках горизонтального мониторинга проводились на территории налогового органа. После вступления федерального закона в силу для приема представителей компаний, заключивших соглашение, ФНС планирует организовать специальные комнаты на территории инспекций. Чтобы не пугать компании перспективой частого присутствия налоговиков на их территории.

Соглашение о взаимодействии содержит скрытые опасности

Пакет документов, прилагаемых к заявлению о заключении соглашения о расширенном информационном взаимодействии, можно было бы назвать небольшим (проект соглашения, сведения о физических и юридических лицах, прямо или косвенно участвующих в организации, информация об основных видах деятельности и учетная политика для целей налогообложения), если бы там не было оговорки о возможности запроса иных документов.

Данный аспект примечателен тем, что такая расплывчатая формулировка может стать основанием для сбора в отношении компании интересующей налоговиков информации, которая позднее может повлечь отказ от заключения соглашения и выездную налоговую проверку.

Прописанных в законе оснований для отказа предостаточно: начиная от представления документов в неполном объеме до иных непоименованных оснований.

Поэтому если в ходе ведения переговоров по вопросу заключения соглашения возникают подобного рода сомнения, компании стоит воспользоваться правом отзыва заявления.

Соглашение о расширенном информационном взаимодействии устанавливает как период действия соглашения, так и порядок предоставления налоговому органу доступа к сведениям бухгалтерского и налогового учета, иной информации, необходимой для осуществления налогового контроля. А также сроки, форматы и объем предоставляемых документов и информации.

Естественно, в ходе переговоров о заключении соглашения эти вопросы будут для налоговиков первоочередными. ФНС России, исходя из опыта пилотного проекта, будет настаивать на максимально широком доступе к бухгалтерским данным и документации компании.

Вплоть до отказа от заключения соглашения, если предлагаемые представителями компании условия, по мнению налоговиков, недостаточны.

Компании, принявшей решение заключить соглашение о расширенном информационном взаимодействии, стоит учитывать, что в рамках налогового мониторинга налоговый орган:

  • не вправе давать мотивированные мнения по вопросам трансфертного ценообразования. Для этого необходимо заключить с налоговым органом отдельное соглашение о ценообразовании для целей налогообложения;
  • имеет право проводить камеральную проверку по представленным налогоплательщикам декларациям, а также истребовать необходимые документы и пояснения в связи с уплатой налога в обычном режиме;
  • при подготовке ответов на запросы будет исследовать не только документы, представленные компанией в электронном виде, но и запрашивать дополнительные первичные документы и регистры бухгалтерского учета;
  • может использовать собранную информацию для проведения выездной налоговой проверки в ряде случаев, приведенных в статье 89 НК РФ в новой редакции. В частности, в случае досрочного прекращения такого соглашения, невыполнения мотивированного мнения налогового органа, выявления налогового правонарушения в период действия соглашения или подачи уточненной декларации, уменьшающей сумму налога, после прекращения действия соглашения.

За рубежом существуют иные варианты взаимодействия

Далеко не весь зарубежный опыт взаимодействия с налогоплательщиками в рамках института предварительных заключений нашел отражение в российских нормах.

В Нидерландах в рамках горизонтального мониторинга к налоговой отчетности компания прикладывает дополнительный пакет информации (расшифровка, аналитика, копии первичных документов и договоров).

А в крупных компаниях США фискальные органы создают налоговый пост с постоянным присутствием инспектора для оперативного доступа к данным и консультаций.

Во многих странах мира с компаний взимают плату за участие в расширенном информационном взаимодействии. Более того, например, в Канаде, стоимость разных видов взаимодействия разная.

Так, возможность получения налогоплательщиком платных предварительных консультаций в формате телеконференции (они проходят в течение трех недель с момента обращения) обходится дешевле, чем получение письменных ответов.

В порядке исключения может быть организована и встреча с представителем налогового органа.

В российском же законопроекте услуги налоговой службы пока бесплатны. Однако рассматривается вопрос о возможности взимания госпошлины за факт заключения соглашения.

Российское законодательство не предусматривает опубликования полной или сокращенной версии постановлений налогового органа.

Тогда как в Канаде, несмотря на то, что информация, предоставляемая налоговой службе, носит конфиденциальный характер, сокращенная версия постановления может быть опубликована в ознакомительных целях.

Все, что может сделать налогоплательщик, — это указать, какую информацию нужно удалить из текста и причину ее удаления.

По российскому законодательству институт предварительного заключения в отношении конкретной компании не распространяет последствия принятых налоговым органом решений на взаимосвязанных лиц.

Но, к примеру, во Франции позиция, принятая налоговой администрацией в ходе рассмотрения документов, обязательна не только для самого налогоплательщика, а и для всей группы компаний в аналогичной ситуации.

Крупнейшие налогоплательщики смогут заранее согласовывать сделки с ФНС

Для этого надо будет раскрыть бухгалтерию и заплатить не менее 300 млн рублей налогов

 Крупнейшие налогоплательщики смогут согласовывать свои сделки с Федеральной налоговой службой (ФНС) еще до их заключения – и не получать претензий, даже если изменится налоговая практика. Такие поправки в Налоговый кодекс Госдума рассмотрит во втором чтении в среду. Законопроект внесен правительством.

ФНС поддерживает проект, сказал замруководителя службы Сергей Аракелов. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Воспользоваться новым правилом смогут крупнейшие налогоплательщики – компании, выплатившие за предыдущий период не менее 300 млн руб. налогов, а кроме того, имеющие и доходы, и активы на сумму свыше 3 млрд руб.

Такие компании и раньше могли подписать с ФНС соглашение о горизонтальном мониторинге: компания предоставляет налоговым органам доступ к бухгалтерским и налоговым данным в обмен на консультации по спорным вопросам.

До сих пор они касались только совершенных сделок, и подобных соглашений ФНС заключила уже шесть – с МТС, «Мегафоном», банком HSBC, «Заполярнефтью», «Интер РАО» и Unilever.

 Двадцать-тридцать компаний хотели бы заключить соглашение по новым правилам, содержащимся в законопроекте, говорит федеральный чиновник, а всего под критерии подпадает 2000 юридических лиц. Со временем ФНС может распространить новое правило на более широкий круг компаний, продолжает федеральный чиновник: снизить пороги для таких соглашений.

Сейчас по соглашениям с ФНС компании могут получить разъяснение только по уже совершенным сделкам, а законопроект распространит эту возможность и на будущие сделки. Компания сможет направить запрос в межрегиональную инспекцию с описанием существенных обстоятельств сделки, сроками платежей, информацией о контрагентах и деловой цели сделки.

В мотивированном мнении налоговые органы ответят, сколько компания должна выплатить налогов, объяснят, какими будут последствия, полагает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.

Читайте также:  Сколько раз ИП перерегистрировался, столько раз и сдает декларацию по УСН

Компания и налоговый орган должны согласовать разъяснение и подписать соглашение, и, если после заключения сделки Минфин поменяет позицию или судебная практика изменится, налоговые органы не смогут доначислить налоги по сделке или оспорить ее. Компании и сейчас обращаются к налоговикам за разъяснениями, но это «неформальные договоренности», говорит сотрудник налоговых органов, и никаких обязательств и гарантий они не дают.

 Оспорить соглашение ФНС сможет – если компания представит неполные или недостоверные данные, предупреждает чиновник.

Для бизнеса это отличная новость, говорит Калинин: в мировой практике такие правила пользуются большой популярностью. Бизнес ждал законопроект давно, подтверждает партнер PwC Екатерина Лазорина. Компании смогут получать разъяснения по каждой конкретной сделке, поддерживает партнер KPMG Михаил Орлов: сколько платить налогов.

Компании будут защищены от изменений судебной практики, считает Калинин: компании часто использовали внутригрупповые займы от иностранных «сестринских компаний», но в 2011 г. Высший арбитражный суд (ВАС) кардинально изменил позицию в пользу налоговых органов – и все внутригрупповые займы оказались незаконными.

Если бы они согласовывались с ФНС, на такие сделки решение ВАСа не повлияло бы, объясняет Калинин. Законопроект направлен на сокращение споров с бизнесом, компании еще до подачи декларации смогут получить разъяснения по планируемым сделкам и операциям, говорит Аракелов.

Бизнес снизит налоговые риски и избежит претензий налоговых органов, надеется он, а принцип обязательности повысит правовую определенность и даст гарантии бизнесу.

 Но отдельные риски для компаний остаются, говорит топ-менеджер: например, соглашение не гарантирует защиты от изменений в Налоговом кодексе. Кроме того, на практике оспорить такое соглашение все равно можно, говорит Орлов.

Налоговые органы смогут придраться, что не все существенные обстоятельства сделки были представлены, предупреждает Вадим Зарипов из «Пепеляев груп», или компания разбила сделку на несколько и получила заключение только по одной из них.

МТС законопроект поддерживает и будет пользоваться возможностью предварительно согласовать сделки, говорит директор департамента налогового администрирования и казначейства компании Дмитрий Корнев.

«Мегафон» также поддерживает введение механизма в отношении планируемых сделок, сказал представитель компании.

Представители HSBC, «Заполярнефти», «Интер РАО» и Unilever не ответили на запросы «Ведомостей».

Как ФАС контролирует Ваши сделки

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты часто совершают сделки, которые могут оказать влияние на состояние конкуренции на товарном рынке. Однако далеко не каждый предприниматель знает о том, что ряд сделок подлежит согласованию с антимонопольным органом.

Что согласовывать? В каком порядке? 

Сделки, подлежащие контролю ФАС:

Федеральный закон «О защите конкуренции» исчерпывающим образом определяет перечень сделок и действий, подлежащих контролю со стороны ФАС (ст. 26.1 – 29). К ним относятся:

  • Сделки по созданию и реорганизации (слияние, присоединение) компаний при определенных условиях.
  • Соглашения между субъектами-конкурентами о совместной деятельности.
  • Сделки с акциями (долями), имуществом (вкладами) коммерческих организаций при определенных условиях.

Отдельные примеры сделок, которые нужно согласовать с ФАС:

  1. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если количество таких акций в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 25, 50 и 75%.

  2. Сделки по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если количество таких долей в сумме с теми, которыми лицо (группа лиц) уже распоряжалось до заключения сделки, превышает 1/3, 1/2 и 2/3.

Если установленные значения не превышаются, согласия ФАС на её совершение не требуется.

Пример: лицо имеет 40% голосующих акций и приобретает 20% голосующих акций. В результате сделки получает право распоряжаться 60% голосующих акций. Пороговое значение превышается, значит требуется согласие ФАС. Если бы лицо приобретало 8% процентов голосующих акций, согласие бы не требовалось, поскольку в результате сделки общее количество голосующих акций, которыми владеет лицо, не превысило бы 50%.

Особые правила установлены антимонопольным законодательством в отношении сделок, предметом которых являются акции или доли компании, зарегистрированной на территории иностранного государства.

  1. Сделки, в результате которых лицо получает право определять условия осуществления предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа (доверительное управление, передача полномочий управляющей компании).

Так, в холдинговых структурах и группах компаний для удобства управления осуществляется передача функций генерального директора управляющей организации. Такая сделка подлежит контролю со стороны антимонопольной службы.

Чтобы не нарушить антимонопольное законодательство, в установленные законом  сроки требуется подать в ФАС:

  1. ходатайство о даче согласия антимонопольным органом на совершение сделки
  2. уведомление о совершении сделки.

Что будет, если не получить согласие ФАС или не уведомить её о сделке

За нарушение порядка совершения сделок, установленного антимонопольным законодательством, установлена административная ответственность в соответствии со ст. 19.8. КоАП РФ.

Непредставление в антимонопольные органы ходатайств о даче согласия на совершение сделки, неуведомление об их совершении влекут наложение административных штрафов, размеры которых для юридических лиц составляют от 300 000 до 500 000 рублей.

Чтобы избежать применения к Вам мер административной ответственности, уберечь свой бизнес от обременительных штрафов, за юридической поддержкой рекомендуем обращаться к юристам КГ ЭТАЛОН.

Когда согласие ФАС не нужно и достаточно уведомления

По общему правилу на совершение сделки требуется согласие антимонопольного органа. Однако при наличии определенных условий достаточно последующего уведомления ФАС.

Так, уведомления антимонопольного органа будет достаточно, если сделка совершается лицами, входящими в одну группу лиц, при условии что перечень участников группы лиц был предоставлен в антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделки.

Юристы антимонопольной практики Консалтинговой Группы ЭТАЛОН готовы оказать Вам следующие услуги:

  • Предоставление устных и письменных консультаций по вопросам получения согласия ФАС на совершение сделок;
  • Правовой анализ планируемой Доверителем сделки на предмет необходимости получения согласия антимонопольного органа на ее совершение или уведомления; подготовка заключения;
  • Подготовка ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделок;
  • Подготовка уведомления ФАС о совершении сделок;
  • Составление списка лиц, входящих в одну группу по правилам Закона о защите конкуренции;
  • Защита интересов Доверителя по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Стоимость услуг

Наименование услуги Стоимость
Консультация юриста антимонопольной практики  3 000 руб./час
Подготовка списка лиц, входящих в одну группу от 15 000 руб.
Правовой анализ сделки, подвядающей под контроль ФАС от 15 000 руб.
Подготовка  ходатайств в ФАС о даче согласия на совершение сделок от 30 000 руб.
Подготовка  уведомления ФАС о совершении сделок от 30 000 руб.

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)

Напишите электронное письмо на адрес etalon@etalon-cons.ru с описанием Вашей проблемы или интересующего Вас вопроса.

В 2021 году вклады и счета, сделки с недвижимостью попадут под ужесточенный контроль

С 1 января 2020 года на Федеральную налоговую службу (ФНС) возлагается обязанность по начислению НДФЛ на доход с банковских вкладов (на основании поправок в Федеральный закон от 1 апреля 2020 года №102-ФЗ).

Под налог попадают все вклады и другие счета независимо от суммы, срока и давности открытия, если их доходность превышает произведение 1 миллиона рублей и ключевой ставки Банка России.

Таким образом, заплатить налог придется вкладчикам, которые в 2021 году получат суммарный доход с вкладов, превышающий 42,5 тысячи рублей.

Рассчитывать налог будет налоговая служба на основании данных о вкладах гражданина, которые банки отсылают налоговикам.

Подробнее о методике расчета налога на вклады можно прочитать в отдельном материале.

Налог на вклады не раскрывает источников средств, поступивших на него, налоговики могут затребовать эту информацию только в случае проведения налоговой проверки. Однако в 2021 году вступают в силу поправки, которые облегчат «задачу» налоговой.

При открытии вклада, счета, банковской карты банки в течение 3 рабочих дней направляют уведомления в ФНС (в соответствии со статьей 86 НК РФ). Посмотреть список счетов, о которых знает ФНС можно в личном кабинете налогоплательщика (вкладка «Сведения о банковских счетах»).

«Сведения о банковских счетах» в личном кабинете ФНС

Также ФНС с июля 2020 года располагает сведениями об электронных кошельках граждан.

Читайте также:  Изменения 4 квартала, действия работодателя, если работник заболел covid-19… и другие интересные новости за неделю (26.10.2021–30.10.2021)

Контроль за сделками с недвижимостью

С 10 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 года №208-ФЗ, согласно которому банки станут обязаны контролировать сделки с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей.

Контролироваться будут как безналичные расчеты, так и через банковскую ячейку.

Если в договоре купли-продажи указать одну сумму, а положить в ячейку сумму больше, данные о сделке будут переданы в контролирующий орган.

Мера поможет усложнить продавцам возможность ухода от уплаты налога с продажи жилья дороже 3 миллионов рублей. Для покупателей недвижимости это может обернуться увеличением ее стоимости, но сделка становится более прозрачной.

Почтовые переводы и оплата связи

Согласно документу, под контроль также попадут почтовые переводы от 100 тысяч рублей. Интерес вызовут и операции по оплате услуг связи на такую же сумму (например, если на баланс мобильного телефона пришла сумма более 100 тысяч рублей и абонент снял деньги).

Лизинг

Контролироваться будут операции зачисления или списания на вклад (счет) по договору лизинга, если сумма операции составляет от 600 тысяч рублей.

Расчетные счета

С 10 января 2021 года будут контролироваться операции с наличными деньгами по расчетным счетам предпринимателей на сумму от 600 тысяч рублей. Речь идет как о зачислении, так и снятии наличных. Банки будут интересоваться, куда и зачем предприниматель снимает деньги.

Стоит отметить, что закон предусматривает контроль не только операций, но и деятельности клиентов (физических и юридических лиц). Так если у банка будут сомнения в источнике происхождения средств, сведения о клиенте будут переданы в Росфинмониторинг.

Физическим лицам, которые ведут предпринимательскую деятельность и желают работать в «белую», но не имеют достаточного дохода для содержания ИП, могут получить статус самозанятого. Данный статус позволяет не платить страховые взносы, размер налога с дохода составляет 4-6%. При этом для самозанятых есть налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей.

Currencyhistory.ru

Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС

С 1 июля 2020 года существенно изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания закупки несостоявшейся (был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»). Расскажем, как было принято раньше и что теперь нужно учитывать в работе.

В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?

  • Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
  • Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:
  • — на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;
  • — только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;
  • — ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;
  • — комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;
  • — только одна  заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.

  1. Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:
  2. — закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  3. — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  4. — электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  5. — электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;
  6. — запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.

Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.

И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?

Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган.

Сделать это необходимо  не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.

Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.

Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.

Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?

ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;

контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы  (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *