В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке

Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Рассказываем, за какую работу платят допвзносы в ПФР в 2021 году, как и по каким ставкам их рассчитывают.

В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке

Особенности работы во вредных условиях труда

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки.

Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»

На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

Начислять взносы в ПФР по доптарифам нужно и в отношении «вредников», которые уже получают льготную пенсию по старости, но продолжают работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

  • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
  • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке

Ставки доптарифов по результатам СОУТ

Как начислять взносы по доптарифам

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

За месяц, в котором сведения появились во ФГИС СОУТ, доптарифы по результатам спецоценки рассчитывают не со всех выплат, а начиная со дня появления сведений в системе и до конца месяца.

На выплаты работникам из пунктов 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начисленные до этой даты, взносы за «вредность» считают по общим ставкам — 6% или 9%.

Если в результатах СОУТ есть сведения, которые нельзя разглашать (государственная или иная охраняемая законом тайна), доптарифы можно применять со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки.

Начислять допвзносы нужно, как и обычные страховые взносы в ПФР — на все облагаемые выплаты отдельно по каждому работнику, с начала календарного года по конец каждого месяца нарастающим итогом. Но есть и особенности.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Когда и как уплачивать

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Что будет, если не платить взносы за «вредников»

За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

  • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
  • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
  • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Какую отчётность сдавать

Сведения о допвзносах на выплаты «вредникам» входят в несколько отчётов.

Расчёт по страховым взносам

РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

  • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
  • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

4-ФСС

В отчёте для соцстраха на титульном листе заполняют численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и таблицу 5.

Перечень льготных профессий

Эту отчётность сдают только те, у кого работают «вредники». Она не регламентируется нормативно-правовыми актами, но её требует Пенсионный фонд.

Отчёт состоит из двух документов.

  1. Перечень льготных должностей, профессий и рабочих мест, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовых пенсий.
  2. Поимённый список льготников с указанием «льготного» периода работы по каждому из них.

Для формирования отчёта по льготникам ПФР предлагает скачать на официальном сайте фонда программу «Перечень ЛП».

В разных регионах требования по представлению отчётности по льготным профессиям могут отличаться, так как общего документа с правилами нет. Свяжитесь с отделом оценки пенсионных прав вашего отделения ПФР и уточните следующие моменты:

  • в какие сроки нужно представить отчёт;
  • как заполнять Перечень ЛП и поимённый список — нарастающим итогом или отдельно за каждый отчётный период;
  • какие подтверждающие документы нужно прикладывать (штатное расписание, табель учёта рабочего времени, наряды на выполнение работ, список используемого оборудования).

Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Вы используете неактуальную версию браузера!

Ваша версия браузера не поддерживает современные технологии, поэтому некоторые страницы могут отображаться некорректно. Предлагаем Вам скачать самые современные браузеры. Они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

  • Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera
  • Internet Explorer
Читайте также:  Какие берутся начисления для расчета больничного?

Нет, спасибо!
В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке

Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Расскажем, за какую работу платят допвзносы в ПФР, как и по каким ставкам их рассчитывают.

В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке Забудьте о взносах, налогах, отчислениях и отчётах — мы сделаем всё за вас!

Специалисты на аутсорсинге «Моё дело» возьмут на себя всю бухгалтерию. Вы не заплатите налогов больше, чем того требует государство

Узнать подробнее

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки.

Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

Разбираем вопрос — что такое СОУТ

Действующее трудовое законодательство РФ придает большое значение понятию «охрана труда». Под данным термином, преимущественно, понимается комплекс различных организационных мер, направленных на обеспечение безопасности работников и минимизацию воздействия негативных производственных факторов на здоровье сотрудников.

Статья 212 Трудового кодекса РФ устанавливает, что обязанность по обеспечению охраны труда лежит в полной мере на работодателях – организациях и частных предпринимателях, имеющих наемных работников.  При этом государство в лице уполномоченных на то органов осуществляет соответствующий надзор.

Что такое СОУТ

Аббревиатура СОУТ расшифровывается как «специальная оценка условий труда». Под ней следует понимать установленную законодательно процедуру, в рамках которой эксперты оценивают конкретные рабочие места в организациях на предмет соблюдения норм охраны труда.

Кроме этого, в рамках соответствующей экспертизы специалисты определяют степень негативного воздействия на здоровье и трудоспособность сотрудников, занимающих проверяемые рабочие места.

Обязательность осуществления СОУТ установлена действующим федеральным законодательством. Так, порядок и процедура специальной оценки регламентирована Федеральным законом от 28. 12. 2013 года № 426-ФЗ. Нормативный акт вступил в силу с января 2014 года.

Было установлено, что закон затрагивает широкий спектр хозяйствующих субъектов, а выполнение его требований предполагает наличие определенных организационных и материальных ресурсов.

В этой связи был предусмотрен специальный переходный период, когда организации могли не проводить СОУТ на срок действия аттестации рабочих мест, которую они осуществили ранее – до принятия вышеупомянутого федерального закона.

Важно!На момент начала 2020 года переходный период истек, а организации обязаны проводить проверку условий труда на имеющихся у них рабочих местах в соответствии с Федеральным законом от 28. 12. 2013 года № 426-ФЗ.

Следует отметить, что государство, обязав работодателей проводить СОУТ, предусмотрело довольно серьезные штрафные санкции за неисполнение законодательства по охране труда в этой части. Так, юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч рублей. Должностные лица за нарушения заплатят до 10 тысяч рублей, равно как и индивидуальные предприниматели.

За повторные нарушения санкции еще более жесткие: до 40 тысяч рублей заплатит ИП или должностное лицо организации, а юрлица могут быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей. Кроме этого, контролирующий орган вправе вынести решение о приостановлении деятельности на срок до 90 дней.

Следует отметить, что провести СОУТ будет необходимо в любом случае, в том числе и после выплаты штрафов за фиксированное нарушение.

В ПФР нужно сдать сведения о спецоценке

Кто должен проводить оценку

Федеральное законодательство устанавливает, что обязанность по проведению СОУТ распространяется на организации всех видов собственности, где имеются рабочие места. Кроме этого, те же требования распространяются и на индивидуальных предпринимателей, которые организуют рабочие места и имеют наемных сотрудников.

Саму оценку проводят исключительно специализированные организации. Требования к ним установлены действующим законодательством. Основным их них является государственная аккредитация. Таким образом, допуск к осуществлению СОУТ имеют только организации, которые допущены к такому виду деятельности.

Кроме непосредственно фирм, которые могут проводить спецоценку, жесткие требования распространяются и на экспертов, непосредственно проводящих данные замеры. Так, закон устанавливает квалификационные требования к таким лицам (уровень образования и опыт работы), а также определяет обязательность наличия у них соответствующей аттестации и сертификата.

Справка! Экспертом, проводящим СОУТ, может быть лицо с опытом работы в сфере охраны труда, имеющее высшее образование и прошедшее профессиональную подготовку по программам, предусматривающим изучение вопросов, связанных с оценкой условий труда.

Отмечено, что имеют место быть неправомерные действия в сфере СОУТ, когда данные услуги осуществляют организации, не имеющие соответствующих разрешений и аккредитаций.

В этой связи было предусмотрено создание специального реестра, куда вносятся сведения обо всех организациях и экспертах, имеющих право на осуществление мероприятий, связанных со спецоценкой.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минтруда России.

 Для кого является обязательным, а для кого нет

Установлено, что осуществить мероприятия, связанные с СОУТ, должны все организации, имеющие оборудованные рабочие места. Соответственно, в ряде случаев осуществлять спецоценку нет необходимости. Разберем их подробнее.

  1. При наличии удаленных сотрудников. В данном случае речь идет о работниках, находящихся в штате, однако осуществляющих свои трудовые функции без привязки к конкретному рабочему месту, к примеру, надомниках.
  2. При отсутствии сотрудников. В первую очередь, это касается индивидуальных предпринимателей. Однако юрлица также могут функционировать без сотрудников.
  3. В рамках отношений, не регулируемых трудовым законодательством. Рабочие места по определению не могут быть созданы для физических лиц, с которыми у организации заключены гражданско-правовые договора (подряда и т. п.).

Кроме этого, СОУТ не проводится для рабочих мест с открытыми вакансиями в силу невозможности осуществить соответствующую экспертизу.

Особенности проведения оценки

В процедуре спецоценки можно выделить следующие этапы, которые должны выполнить организации и ИП в соответствии с законодательством:

  1. Создание комиссии по СОУТ. В первую очередь, руководитель организации должен издать приказ о создании комиссии по СОУТ. Она разрабатывает специальный график проведения спецпроверки. В состав комиссии должно входить нечетное количество членов. Наиболее оптимальное число участников – трое.
  2. Заключение договора с экспертной организацией. После заключения договора экспертная организация обязана зарегистрировать компанию или ИП в реестре ФГИС и передать ей специальный идентификационный номер, присваиваемый системой. Это нововведение возникло с 2020 года и позволяет отсечь недобросовестных исполнителей.
  3. Проведение СОУТ. Эксперты оценивают рабочие места и уровень вредных производственных факторов, осуществляется их идентификация и необходимые замеры. После выполнения всех работ компании предоставляется отчет о СОУТ.
  4. Декларирование. При отсутствии вредных факторов компания подает декларацию об этом в контролирующий орган.
  5. Подача отчетных документов в контролирующие органы и ФСС.
  6. Ознакомление работников с итогами проверки.
Читайте также:  Управленческий учет производственных запасов (нюансы)

Факты ознакомления сотрудников должны фиксироваться в письменном виде. В целом, процедура СОУТ может растянуться до 1-2 месяцев и более в зависимости от количества рабочих мест.

Полезно также почитать: Кому положена пенсия по вредности

Периодичность проведения

Законодательно установлено, что СОУТ должна проводиться каждые 5 лет. При этом следует отметить, что если структура рабочих мест и функциональные обязанности сотрудников остались прежними, то декларация продлевается еще на 5 лет автоматически.

Однако может возникнуть необходимость осуществить спецоценку внепланово.

Так, это касается следующих случаев:

  • существенные изменения характеристик рабочего места;
  • открытие новых рабочих мест;
  • факты травматизма и возникновения профессиональных заболеваний;
  • выявленные нарушения законодательства об охране труда.

Кроме этого, провести СОУТ обязаны все вновь открывшиеся предприятия и зарегистрированные ИП (при наличии работников).

Как применяются результаты оценки

По результатам проверки эксперт выносит решение о присвоении класса условий труда. Всего их выделяется четыре.

Так, оптимальные и допустимые условия не требует каких-либо дополнительных решений со стороны работодателя. Вредные (делящиеся на подклассы) и опасные должны быть рассмотрены особо. Так, сотрудники, осуществляющие трудовую деятельность в неблагоприятных для здоровья условиях, имеют право на получение дополнительных материальных выплат, отпуска и иных льгот.

В свою очередь, работодатель уплачивает дополнительные суммы страховых взносов во внебюджетные формы в размере, зависящем от класса (подкласса) условий труда.

В каких случаях возможна досрочная пенсия на основании карты соут

Действующее законодательство устанавливает, что правом выхода на пенсию досрочно, кроме прочих, могут воспользоваться работники, которые трудятся в условиях опасных и вредных для здоровья, что значительно снижает их уровень трудоспособности. Соответственно, речь идет о рабочих местах, которые по результатам СОУТ признаны как «вредные» или «опасные».

Кроме этого, законом установлено, что в специальный стаж, наличие которого предоставляет право выйти на пенсию досрочно, входят только те периоды, в которые работодатель вносил повышенные страховые взносы в государственный пенсионный фонд. Размер дополнительных взносов зависит от степени вредности неблагоприятных производственных факторов, установленной по итогам специальной оценки.

Специальная оценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, связанных с экспертизой рабочих мест, позволяющей выявить неблагоприятные производственные факторы и степень влияния их на здоровье сотрудников. Проводится СОУТ только имеющими аккредитацию организациями на основании соответствующего договора.

Специальная оценка условий труда

Человек проводит на работе большую часть своего времени и, конечно, каждому хочется, чтобы условия его работы были комфортными или, как минимум, не создавали неудобств при осуществлении трудовой функции. Обязанность обеспечивать нормальные и безопасные условия труда предусмотрена для всех без исключения работодателей.

На сегодняшний день единственным инструментом достоверного определения условий труда на рабочих местах  является специальная оценка условий труда.  Ее результаты имеют универсальный характер. На основании результатов спецоценки работодатель определяет, как именно надо улучшать условия труда, какими средствами защиты обеспечить работников.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Офисный сотрудник точно также, как, например, и нефтяник, подвержен влиянию факторов внешней среды, по причине которых ухудшается состояние здоровья.   

Специальная оценка условий труда делится на два этапа. Если эксперт на первом этапе определил, что в офисе вредных факторов нет, ну, и хорошо, работники продолжают спокойно трудиться. Но если выявляются потенциально вредные факторы, то  исследования продолжаются, и дальше идут измерения, которые этот вредный или опасный производственный фактор определяют.

Во исполнение Федерального закона от 28.12.2013г № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в 2016 году в Отделении ПФР по Пермскому краю проведена специальная оценка условий труда 280 рабочих мест.

Проводили специальную оценку условий труда в Отделении ПФР специалисты ООО «Центр исследования условий труда «Территория безопасности» (г. Чебоксары). При проведении измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса отклонений от установленных нормативов  экспертами  не выявлено.

Комиссия Отделения ПФР по проведению специальной оценке условий труда, познакомившись с заключением экспертов, подписала отчет и акт сдачи-приемки оказанных услуг. Все необходимые документы представлены в Государственную инспекцию труда в Пермском крае.

  • В целом  по итогам прошедшего года специальная оценка условий труда, согласно профсоюзному мониторингу, в Прикамье прошла почти в 700  трудовых коллективах.
  • Результаты проведения специальной оценки условий труда в Отделении ПФР по Пермскому краю
  • Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда -2019
  • Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда — 2020
  • Результаты проведения специальной оценки условий труда в территориальных органах ПФР Пермского края
  • ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре  Пермского края (межрайонное)

Отчет по «вредникам» в ПФР

Все работодатели начисляют страховые взносы на выплаты своим сотрудникам по общеустановленным тарифам. Но для некоторых категорий работающих законом предусмотрены тарифы дополнительные. Их рабочие места отличаются особыми, опасными и вредными условиями, в связи с чем таким сотрудникам дано право выйти на пенсию по старости досрочно.

Для контроля за правильностью применения доптарифов? дополнительно сдается отчет по «вредникам» в ПФР. О нем и пойдет речь в нашем материале.

Отчетность по вредным и тяжелым работам

Получить пенсию раньше остальных работников могут те лица, чьи профессии перечислены в списках 1 и 2 (пп.1 и пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Необходимые условия при этом: достижение нужного возраста, определенный стаж работы, а также перечисление работодателем страховых взносов по доптарифу за весь период «вредной» работы.

Размер дополнительного тарифа зависит от того? насколько опасна и вредна работа, а также от класса, присвоенного условиям труда в результате спецоценки. Чем выше эти показатели, тем выше будет тариф пенсионных начислений.

Контроль за правильностью применения доптарифа осуществляется через так называемый отчет по «вредникам». В ПФР его сдают все страхователи (организации и ИП с работниками), имеющие рабочие места по профессиям, перечисленным в списках 1 и 2 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Заполнить такой отчет можно с помощью программного обеспечения, выложенного на официальном сайте ПФР. Эта бесплатная программа называется «]]>Перечень льготных профессий]]>». Там же можно скачать программу проверки внесенных данных «]]>Сверка ИС и Перечней]]>».

Отчет по «вредникам» в ПФР включает в себя перечень льготных должностей и поименный список работников, которые имеют право на получение пенсии по старости досрочно. Составлять его нужно по каждому подразделению, где имеются рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда.

В перечень вносятся все подобные профессии, имеющиеся у работодателя, штатная и фактическая численность работающих «вредников», указываются основания для применения пенсионной льготы. Также следует отразить дату проведения спецоценки, присвоенный класс трудовых условий.

Обязательно указываются документы, подтверждающие наличие вредных работ – приказы, наряды на такую работу, штатное расписание и т.п. Их копии сдаются вместе с отчетом как приложение.

В поименном списке, как это следует из названия, перечисляются данные работников-льготников: ФИО, СНИЛС, должность, дата начала и окончания работы во вредных условиях, а также предполагаемая дата выхода работника на пенсию.

Показатели отчета за 2016 год должны соответствовать данным расчета РСВ-1, а в 2017 году, начиная с отчета первого квартала, показателям нового единого Расчета по страховым взносам в части индивидуальных сведений. Также, по окончании 2017 года в первый раз будет сдаваться годовой отчет о страховом стаже, очевидно, что отчет по «вредникам» должен будет соответствовать и его показателям.

Срок сдачи отчета по «вредникам» в ПФР

Единого срока подачи отчета по льготным профессиям не существует, отделения ПФР определяют его самостоятельно. Как правило, этот отчет сотрудники ПФР просят предоставлять ежеквартально, заранее, перед сдачей отчетности по страховым взносам.

Должен ли работодатель предоставлять в территориальный орган пфр карты специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • на проведение специальной оценки условий труда
  • труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Читайте также:  Оплата больничного после сокращения с работы работника

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Запросы от центров занятости населения

Сразу после принятия закона работодатели стали получать письма из центров занятости (в личном кабинете работодателей на официальном сайте регионального центра занятости или Роструда, а также в программах сдачи электронной отчетности) с просьбой (не требованием!) предоставить сведения об организации и численности работников, не являющихся пенсионерами. Так, в 2018 году необходимо подать информацию о работниках-мужчинах 1959 года рождения и работниках-женщинах 1964 года рождения. Как правило, речь идет о предоставлении информации ежеквартально. В разосланных письмах также указан срок подачи данных – в разных регионах он различается, например, в Рязанской и Московской областях необходимо предоставлять сведения до 5 числа месяца, следующим за отчетным, в Москве – до 3 числа, а в Санкт-Петербурге – до 8.

Кадровики активно в Интернете обсуждают законность данного требования, вопрос о том, нужно ли подготавливать данный “отчет” или нет, а также какие последствия для работодателя повлечет его непредоставление. Попробуем разобраться.

Для чего нужен отчет о “предпенсионерах”?

При этом между дискуссией о необходимости и правомерности предоставления такого отчета для центров занятости населения мало кто из работодателей задумывается, для чего нужен данный отчет.

Из неофициального общения с представителями центров можно предположить, что путем сбора информации государство пытается посчитать количество работников предпенсионного возраста с целью формирования бюджета.

Бюджет нужен для выделения средств на случаи потери работы по любым законным основаниям, а также на возможное и необходимое переобучение сотрудников предпенсионного возраста и направление их на работу.

Ведь в настоящее время планируется выплачивать пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста, максимальный размер которого может составить 11 280 руб., и выплачивать его не менее одного года. Согласитесь, это существенные затраты. И планировать такие расходы Правительство РФ просто обязано.

Обязан ли работодатель отчитываться о проведении СОУТ?

Обязан ли работодатель отчитываться о проведении специальной оценки условий труда?

Работодатель не обязан предоставлять отчёт о проведении СОУТ в Государственную инспекцию труда. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда в течение десяти рабочих дней со дня его утверждения передает в Государственную инспекцию труда организация, проводящая СОУТ. С 1 января 2016 г.

этот отчёт будет передаваться в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

Если работодатель не предоставил организации, проводящей СОУТ, информацию о страховом номере индивидуального лицевого счёта работника или работников, занятых на данном рабочем месте, отчёт о проведении спецоценки условий труда работодатель передаёт самостоятельно в указанные выше органы (системы).

  • 2. В информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
  • 1) в отношении работодателя:
  • а) полное наименование;
  • б) место нахождения и место осуществления деятельности;
  • в) идентификационный номер налогоплательщика;
  • г) основной государственный регистрационный номер;
  • д) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  • е) количество рабочих мест;
  • ж) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
  • з) распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;
  • 2) в отношении рабочего места:
  • а) индивидуальный номер рабочего места;
  • б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
  • г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;
  • д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;
  • е) основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии);
  • ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;
  • з) сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям настоящего Федерального закона в случае проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда);
  • 3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:
  • а) полное наименование;
  • б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • в) идентификационный номер налогоплательщика;
  • г) основной государственный регистрационный номер;
  • д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);
  • е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
  • ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче сведений о результатах проведённой специальной оценки условий труда, работодатель вправе передавать отчёт о проведении СОУТ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме. В этом случае территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения о проведённой спецоценке условий труда.

Сведения, содержащиеся в информационной системе учета, используют: Минтруд России, Роструд, Роспотребнадзор и его управления в субъектах РФ. Кроме того, указанные сведения используются страховщиками, которыми выступают Фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды).

Возникает вопрос, обязан ли работодатель отслеживать передачу отчета о проведении специальной оценки условий труда организацией, проводившей оценку.

Каким образом работодатель должен узнавать о факте передачи или непередачи сведений.

По мнению ряда территориальных органов государственной инспекции труда, у работодателя есть обязанность контролировать процесс передачи сведений.

Согласно другой позиции обязанность контролировать передачу сведений в информационную систему учета возлагается на органы, использующие данные сведения, – Минтруд России, Роструд и координируемые ими внебюджетные фонды.

В обеспечении безопасности труда в равной степени заинтересованы работники, работодатель и государственные органы. Поэтому работодатель вправе контролировать передачу сведений о результатах проведения оценки в уполномоченный орган самостоятельно.

В то же время, если результаты не были переданы специализированной организацией, а работодатель не был об этом извещен, привлечение последнего к какой-либо ответственности неправомерно, так как прямая обязанность работодателя отслеживать передачу информации законодательно не установлена.

У работодателя могут и не быть все сведения об оценке, а значит, сведения в информационной системе будут не полные, что ограничивает возможность их передачи в систему учета.

Напротив, ответственность организации, проводившей оценку, за нарушение порядка ее проведения действующим законодательством предусматривается в ст.14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в КоАП РФ, применяются с 1 января 2015 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *