IT-компании получили налоговые льготы

Вы используете неактуальную версию браузера!

Ваша версия браузера не поддерживает современные технологии, поэтому некоторые страницы могут отображаться некорректно. Предлагаем Вам скачать самые современные браузеры. Они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

  • Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera
  • Internet Explorer

Нет, спасибо!
IT-компании получили налоговые льготы

Бизнесмены, которые работают в сфере информационных технологий, пользуются льготами по налогам и страховым взносам. С 2021 года ИТ-компании получат дополнительные преимущества, но появятся и новые ограничения для применения льгот. Рассмотрим, что меняется и чем это обернётся для ИТ-компаний.

IT-компании получили налоговые льготы Забудьте о взносах, налогах, отчислениях и отчётах — мы сделаем всё за вас!

Специалисты на аутсорсинге «Моё дело» возьмут на себя всю бухгалтерию. Вы не заплатите налогов больше, чем того требует государство

Узнать подробнее

ИТ-компании сейчас пользуются льготной ставкой по страховым взносам за сотрудников: вместо 30% платят 14%. Для этого организация должна выполнять следующие условия (п. 5 ст. 427 НК РФ).

1) Получать не менее 90% дохода от следующих видов деятельности:

  • разработка и продажа программного обеспечения и баз данных (далее по тексту — ПО);
  • установка, тестирование, адаптация, модификация, сопровождение ПО (далее по тексту — обслуживание ПО).

2) Иметь не менее 7 человек наемных работников.

3) Получить аккредитацию в Минкомсвязи. Для этого нужно направить в министерство заявление и справку с кодами ОКВЭД. Документы можно принести лично или выслать заказным письмом. Минкомсвязи в течение 30 рабочих дней проверит информацию и включит компанию в реестр. Платить за аккредитацию не нужно.

С 2021 года ставка страховых взносов для ИТ-компаний будет снижена еще почти в два раза и составит 7,6% (п. 5 ст. 427 НК РФ). Все перечисленные выше условия для применения льготы сохранятся. Кроме того добавятся два новых ограничения.

  1. Компания должна получать 90% дохода от продажи и обслуживания ПО только собственного производства.
  2. ПО не должно быть предназначено для размещения рекламы или обеспечения доступа к ней, поиска покупателей или продавцов и заключения сделок.

Кроме того, льготой по страховым взносам не могут пользоваться индивидуальные предприниматели, даже если они выполнят все перечисленные условия. Это ограничение для ИП действует сейчас, и с начала 2021 года ничего не изменится.

С 2021 года ИТ-компаниям на общей налоговой системе нужно будет платить налог на прибыль только в федеральный бюджет. Таким образом, общая ставка для них снизится с 20% до 3% (п. 4 ст. 1 закона п. 5 ст. 427 НК РФ).

Условия применения льготы по налогу на прибыль с начала 2021 года полностью соответствуют рассмотренным выше ограничениям по страховым взносам:

  1. Доход более 90% от продажи и обслуживания собственного ПО.
  2. ПО не должно быть предназначено для рекламы и торговли.
  3. Аккредитация в Минкомсвязи.
  4. Численность сотрудников — не менее 7 человек.

Одновременно с 2021 года будет отменена «мгновенная амортизация» для крупных ИТ-компаний. Сейчас ИТ-компании с численностью более 50 человек могут единовременно списать на затраты для налога на прибыль стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники (п. 6 ст. 259 НК РФ). В новом 2021 году такой возможности у них не будет.

Вы можете рассчитать налоги и сдать любую отчётность онлайн с помощью сервиса интернет-бухгалтерии «Моё дело» Попробавать бесплатно

В 2020 году все бизнесмены не начисляют НДС при продаже:

  1. Исключительных прав на ПО.
  2. Прав на использование ПО по лицензии.

В 2021 году льгота продолжит действовать, но перечень необлагаемого ПО будет сужен. Под льготу по НДС будут попадать только программные продукты, включенные в российский реестр и не предназначенные для рекламы или торговли (п. 1 ст. 1 закона № 265-ФЗ).

С 2021 года для бизнесменов в сфере ИТ будут существенно снижены ставки по страховым взносам и налогу на прибыль. Однако при этом появятся дополнительные ограничения для применения налоговых льгот.

Привлекающий маневр

Со следующего года IT-компании, работающие в России, смогут претендовать на получение льгот в рамках налогового маневра — речь идет о бессрочном снижении налога на прибыль с 20% до 3%, страховых взносов — с 14% до 7,6%, а также сохранении возможности обнуления НДС для организаций, включенных в реестр отечественного программного обеспечения (ПО). Предполагается, что эта мера повысит привлекательность российской юрисдикции для IT-бизнеса: участники рынка признают, что предложенные льготы действительно интересны. Помимо этого, поддержать экспортный потенциал российских компаний должна новая система грантов.

IT-компании отправят в налоговый рай

С 2021 года в России будет запущен налоговый маневр для IT-сферы, который правительство позиционирует как бессрочную меру поддержки высокотехнологичных компаний.

Так, налог на прибыль будет снижен с нынешних 20% до 3% (за счет обнуления региональной части налога), а страховые взносы — с уже льготных 14% до 7,6% (из них 6% отчисляются в Пенсионный фонд, 1,5% — в Фонд социального страхования, а 0,1% — в бюджет ОМС).

Чтобы претендовать на получение этих льгот, компаниям необходимо иметь госаккредитацию, доля в их выручке от оказания услуг по разработке и реализации ПО должна составлять не менее 90%, а штат — не менее семи сотрудников.

Аналогичные ставки и требования установлены и для организаций, осуществляющих проектирование и разработку электронной продукции — реестр таких компаний будет вести Минпромторг.

Для применения льгот требуется соблюдение этих условий в каждом отчетном периоде — в противном случае компании лишатся права на уплату налогов по пониженным ставкам с начала налогового периода, в котором было допущено нарушение.

По оценкам Минфина, в 2021 году налоговый маневр в IT-сфере обойдется бюджету в 140 млрд руб.

Изначально выпадающие доходы госказны из-за введения таких льгот предлагалось компенсировать возвратом НДС на лицензии — сейчас этот налог не платится с продажи ПО, реализация исключительного права на которое осуществлена по договору об отчуждении, лицензионному или сублицензионному договорам. Но эта практика не касалась российских компаний. Но, …

В итоге применение этой льготы решено было сделать более адресным: нулевой НДС при продаже софта и предоставлении удаленного доступа к ПО и базам данных будет сохранен при условии его включения в реестр российского ПО.

При этом, отметим, эта льгота не применяется при предоставлении права использования ПО для целей рекламы — как ранее разъясняли в EY, это ограничивает возможность освобождения от НДС маркетплейсов и других участников рынка, «монетизация которых основана на рекламной модели».

Это решение, следует из проекта федерального бюджета на новую трехлетку, принесет в госказну около 121,5 млрд руб. в 2021–2023 годах.

В реестр отечественного ПО включаются граждане России и организации, в которых доля прямого или косвенного участия российских физических или юридических лиц составляет более 50%.

Впрочем, в сентябре Минцифры предложило изменить критерии для включения в реестр отечественного софта — ведомство разработало проект постановления правительства, предусматривающий, что в реестр сможет войти ПО российских компаний, бенефициарами которых выступают и иностранные физические и юридические лица.

Пока же, по данным на 7 октября, в реестре российского ПО числится около 7 тыс. записей. Что же касается госаккредитации, которая также необходима для получения льгот в рамках налогового маневра, то ее получило уже более 12 тыс. компаний.

Ранее в Минцифры отмечали резкий рост количества заявок на получение госаккредитации после того, как был анонсирован налоговый маневр. На этом фоне ведомство уже готовится оптимизировать процедуру ее получения, которую уже критиковали за длительность и непрозрачность.

В 2021 году, обещали в Минцифры, время аккредитации IT-компании должно существенно сократиться — сейчас эта процедура занимает 35 рабочих дней.

Основным вызовом, на который должен ответить налоговый маневр, в правительстве называли то, что сейчас разработчикам не выгодно вести свою деятельность в России. Как ранее пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, компании «очень быстро меняют дислокацию, перемещаясь в юрисдикции стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом».

После же внедрения маневра, как заверял премьер, в стране «будут одни из самых низких ставок в мире — развивать проекты в России станет выгоднее, чем за рубежом».

Например, на Кипре ставка налогам на прибыль составляет 12,5% (при этом 80% квалифицирующего дохода не облагается налогом на прибыль), а в Нидерландах — 7%, но с 2021 года будет повышена до 9%.

Кроме того, закон смягчает требования к налоговым резидентам России — так, физлица, находившиеся в России в 2020 году от 90 до 182 дней включительно (по общему правилу — не менее 183 календарных дней), смогут признать себя российскими налоговыми резидентами на основании заявления, подаваемого в налоговую вместе с декларацией по НДФЛ. В Минфине поясняли, что эта мера даст возможность привлечь в страну желающих развивать бизнес и становиться налоговыми резидентами России.

В целом власти с помощью маневра рассчитывают в 12,5 раза увеличить количество занятых в IT-секторе, а также вдвое повысить спрос на российскую продукцию.

Читайте также:  Ст. 91 ТК РФ: вопросы и ответы

Впрочем, по мнению директора по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерины Солнцевой, для того, чтобы стимулировать переход на отечественное инженерное ПО, в Налоговом кодексе необходимо предусмотреть возможность ускоренной амортизации зарубежных продуктов при условии их замены на российские аналоги.

«Важно также создать на базе промышленных предприятий центры тестирования и экспертизы — это позволит объединить усилия по исследованию однотипных решений, сосредоточить экспертизу их развития и внедрения, снизить затраты на стенды, персонал и оборудование»,— считает она.

С грантом на экспорт

Пока же в качестве дополнительной поддержки отрасли Минцифры готовит второй пакет мер поддержки, который должен помочь продвижению российских решений на международном рынке. В результате работы 12 тематических рабочих групп при АНО «Цифровая экономика» был сформулирован широкий перечень предложений от представителей ИТ-отрасли.

Сейчас проходит обсуждение этих мер с органами власти, их доработка и конкретизация для внесения в правительство, сообщили “Ъ” в Минцифры.

Группы были сформированы по 12 сегментам ИТ-отрасли: офисное ПО и операционные системы, системы планирования бизнес-процессов (ERP/CRM/BI), информационная безопасность, системы распознавания, образование, здравоохранение, соцсети, мессенджеры, коммуникации, онлайн-кинотеатры, игры, дата-центры, интеграторы, инженерное ПО.

Такое внимание к IT-сектору понятно — в правительстве ожидают, что он станет одним из драйверов российской экономики.

Кроме того, как ранее пояснял глава Минфина Антон Силуанов, отрасль «в будущем выступит в качестве страховки в случае повторения непредвиденных ситуаций, с которыми столкнулся весь мир, например, в период пандемии, так как все больше экономическая активность будет переходить в онлайн-режим».

Отметим, по данным Минэкономики, доля IT-отрасли в российском ВВП в 2019 году составила 1,8%, однако в текущем году ожидается ее снижение до 1,6%. Со следующего года ведомство прогнозирует возобновление роста — до 1,7%, в 2022-м — до 1,8%, а в 2023-м — до 1,9%.

IT-компании получили налоговые льготы

Помимо налогового маневра способствовать этому должна реализация национальной программы «Цифровая экономика» — в частности, IT-компании могут рассчитывать на государственную поддержку в виде грантов.

Как поясняет замглавы Минцифры Максим Паршин, «задача грантовых программ — поддержать IT-отрасль и компании, внедряющие российские цифровые решения, в текущий непростой для развития бизнеса период».

Так, добавляет он, Минцифры разработало широкую линейку программ, а также снизило уровень софинансирования, требуемый от компаний-заявителей, с 50% до 20%.

Например, осенью Российский фонд развития информационных технологий принимал заявки на участие в конкурсе разработчиков ПО и предприятий, внедряющих отечественные IT-решения — победители могут получить грант в размере от 20 млн до 300 млн руб.

Фонд «Сколково», в свою очередь, провел конкурсный отбор получателей грантов (до 80 млн руб.) на реализацию пилотных проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения отечественных продуктов.

Сейчас оба фонда находятся на этапе рассмотрения заявок.

Также для поддержки внедрения российских цифровых решений в компаниях, рассказывает Максим Паршин, Минцифры запустило программы льготного кредитования с ведущими банками — конечная ставка для заемщиков составляет от 1% до 5%. «Мы рассчитываем, что объем кредитов, по которым будут приняты решения в 2020 году, составит около 30 млрд руб.»,— говорит замминистра.

Мнение

— Факт поддержки IT-индустрии показал, что в России наконец-то начинают осознавать ее важность. Государство продемонстрировало немыслимую прежде вовлеченность в судьбу рынка.

Это касается как июньско-июльских мер президента, так и панельной дискуссии 9 июля в Иннополисе, на которой представители компаний вместе с председателем правительства Михаилом Мишустиным обсуждали, как помочь отрасли.

Налоговый маневр может поспособствовать возвращению IT-бизнеса из-за рубежа в Россию и росту экспорта отечественного ПО. РАЭК и IT-сообщество давно говорили, что парадигму регулирования отрасли пора сменить с охранительно-запретительной на стимулирующую. Эта инициатива вселяет надежду на то, что так и случится.

Но есть и другие направления, на которые необходимо обратить пристальное внимание правительства. Большинству представителей российской интернет-отрасли нужна дополнительная поддержка, так как значительная доля их доходов приходится на несофтверные источники: рекламу, подписку на услуги, продажу виртуальных товаров, передачу прав на объекты интеллектуальной собственности.

Государство оказало значительную поддержку IT-отрасли, но этого недостаточно. Необходимы дополнительные меры. Мы с коллегами из РАЭК разработали план из нескольких десятков важных шагов.

Мы считаем, что необходимо снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда за счет предоставления льгот по страховым взносам для всех компаний «Цифрового контура», установить единую ставку налога на электронные услуги, оказываемые в сети Интернет, стимулировать режим дистанционной работы, увеличить занятость в IT-сегментах, создать условия для комфортной работы, разработать единое описание интернет-отрасли для определения перечня относящихся к ней компаний, чтобы упорядочить представления об экосистеме компаний «Цифрового контура» и унифицировать меры их поддержки.

В свою очередь, IT-компании могут помочь модернизировать государственные органы. Сейчас удачное время для того, чтобы сделать многие более традиционные сферы бизнеса конкурентоспособными на глобальном уровне благодаря технологиям. Многие государственные структуры уже задумались об этом — так, в частности, появился кадровый реестр специалистов цифровой трансформации в органах власти.

Евгения Крючкова

Мы будем жить теперь по-новому: как в 2021 году изменятся ставки налогов и взносов для IT-компаний

С 2021 года многие российские IT-компании смогут воспользоваться рядом налоговых льгот и преференций. При этом претендовать на налоговые послабления, к сожалению, смогут не все игроки рынка информационных технологий. Давайте разберёмся, кто и какие бонусы может получить.

IT-компании получили налоговые льготы

Льготы по страховым взносам для IT-компаний

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса РФ компании, которые работают в сфере информационных технологий, разрабатывают и реализуют программы для ЭВМ и базы данных вправе до 2023 года применять пониженные тарифы страховых взносов.

Это же касается и компаний, которые оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, устанавливают, тестируют и сопровождают данные программы и базы данных.

IT-организации уплачивают страховые взносы по следующим тарифам (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса РФ):

  • на обязательное пенсионное страхование — 8,0%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,0%;
  • на обязательное медицинское страхование — 4,0%.

Причём пониженные страховые взносы могут применяться не только к выплатам в пользу сотрудников самой организации, но и к выплатам персоналу её филиалов.

Дело в том, что обособленные подразделения самостоятельными юридическими лицами не являются.

Поэтому подразделения не являются и самостоятельными плательщиками страховых взносов, а только исполняют возложенные на них организацией полномочия.

Соответственно, IT-компания вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат всем работникам, в том числе занятым и в обособленных подразделениях (письмо ФНС от 01.10.2018 № БС-4-11/19101@).

Вместе с тем, рассчитывать на получение указанных льгот по страховым взносам могут далеко не все организации, занятые в IT-индустрии. Организация должна отвечать некоторым обязательным требованиям, перечень которых установлен в соответствии с п. 5 ст. 427 Налогового кодекса. Такими условиями для IT-организаций являются:

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
  • доля доходов от реализации ПО, IT-услуг и работ должна составлять не менее 90% от всех доходов организации;
  • среднесписочная численность работников за расчётный (отчётный) период — не менее семи человек.

В доле указанных доходов учитываются следующие виды доходов:

  • от разработки и реализации разработанных программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
  • оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных;
  • установки, тестирования и сопровождения программ для ЭВМ и баз данных.

Сейчас ст. 427 Налогового кодекса РФ прямо не устанавливает, что в составе доходов от IT-деятельности должны учитываться доходы от реализации только собственного ПО. Вместе с тем, по мнению Минфина, в целях применения пониженных страховых взносов компании вправе учитывать доходы от реализации ПО именно собственной разработки (письмо от 03.04.2019 № БС-4-11/6075@).

Если по итогам расчётного (отчётного) периода компания не выполняет хотя бы одно из вышеуказанных условий, то она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов. Причём этого права она лишается с начала года, в котором допущено это несоответствие.

Это значит, что если по итогам девяти месяцев 2020 года компания не выполняет условие о доле доходов от IT-деятельности, она лишается права на пониженные тарифы страховых взносов с 1 января 2020 года – и должна пересчитать свои обязательства по уплате взносов с учётом общего тарифа, а также доплатить недостающие взносы и представить уточненные расчёты по страховым взносам за предыдущие отчётные периоды с учётом изменений.

Читайте также:  Налоговые проверки: изменения уже с сентября 2018

Фнс и минфин разъяснили тонкости применения льгот в it-отрасли

IT-компании получили налоговые льготы

IT-индустрии пока не удается просчитать последствия от использования новых льгот /Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство финансов и Федеральная налоговая служба (ФНС) дали разъяснения по налогообложению IT-компаний после вступления в силу послаблений и льгот, предусмотренных налоговым маневром. Речь идет о снижении ставки налога на прибыль до 3% и страховых взносов для производителей программного обеспечения до 7,6%.

Но главное – продажа программного обеспечения, включенного в реестр российских программ, освобождается от НДС. Все эти льготы вступают в силу с 1 января 2021 г. Однако получить их смогут не все компании, работающие в сфере информационных технологий.

«Указанные льготы не распространяются на операции по передаче прав на программы и базы данных, если такие права заключаются в возможности распространять рекламную информацию в сети интернет или получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении и реализации товаров, искать информацию о потенциальных покупателях и продавцах, а также заключать сделки», – указывает директор департамента налогов и права Deloitte Максим Мосейков.

Предполагалось, что льготы дадут отрасли и компаниям стимулы развивать и локализовывать производство программных продуктов на территории России. Однако формулировки закона оказались настолько туманными, что компании попросили Минфин и ФНС разъяснить, кому и в каких случаях эти льготы положены.

Так, закон предусматривает, что реализация «рекламных» ПО и баз данных не подпадает под новые льготы.

«Разумеется, расплывчатое описание признаков «рекламного» программного обеспечения и баз данных вызвало многочисленные вопросы на тему, какие продукты не смогут применять льготу», – отмечает руководитель практики структурирования бизнеса ООО «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова.

Оба ведомства откликнулись на просьбу бизнеса. «Минфин в своем письме № 03-07-07/111669 рассматривает конкретные примеры программных продуктов и отвечает на вопрос, применимы ли к ним льготы. По всей видимости, примеры относятся к конкретным продуктам и компаниям, членам ассоциаций, представителям которых удалось поучаствовать в дискуссии с Минфином и ФНС», – указывает Соколова.

В частности, Минфин объясняет, что права на льготы не имеют маркетплейсы, даже если они продают клиентам или передают по лицензии программное обеспечение, позволяющее размещать предложения о покупке и продаже товаров на данной площадке, участвовать в торгово-закупочных процедурах и заключать сделки по их итогам.

«В этом случае передаваемые по лицензионному договору права, по сути, состоят в получении возможности размещать рекламную информацию и (или) предложения о приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) заключать сделки по таким предложениям.

Таким образом, основания для применения преференций отсутствуют», – говорит Соколова.

А, например, если компании принадлежат исключительные права на программное обеспечение, обеспечивающее функционирование системы электронного документооборота и она продает лицензии на использование этой программы, она имеет право на льготу, поскольку ее программа не связана с размещением объявлений о купле-продаже, поиском потенциальных покупателей и заключением торговых сделок.

Эксперты указывают, что даже такие «неисчерпывающие» письма полезны для применения компаниями на практике. «Письмо Минфина представляет ценность, особенно с учетом примеров, поясняющих, распространяются ли льготы на отдельные виды продуктов», – считает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.

Письмо налоговой службы «О налоговом маневре в IT-отрасли» по структуре еще проще – это список 17 вопросов участников рынка с просьбой разъяснить формулировки закона или рассказать, как будут применяться новые налоговые правила в конкретных ситуациях.

Но и ответов налоговой службы недостаточно для уверенного применения закона на практике.

«Остается ряд неопределенных вопросов, которые волнуют IT-индустрию и не затронуты в письме», – отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Екатерина Бурлянд.

Например, как рассчитывать пропорции 90% субсидий, которые получают IT-компании. Но основная проблема в том, что юридический статус писем иной по сравнению с положениями закона.

«Компании, деятельность которых схожа с примерами из писем Минфина и ФНС, могут ссылаться на него для обоснования своей позиции, – поясняет Бурлянд.

– Однако фактические обстоятельства могут отличаться и риски разногласий при столь общих формулировках закона все равно остаются».

На практике это означает, что результаты применения налогового маневра в IT-отрасли во многом будут определяться судебной практикой. «Плохо еще и то, что при планировании монетизации конкретного продукта бизнесмен не сможет заранее получить ответ, можно ли конкретно ему пользоваться льготой», – констатирует Соколова.

Налоговый маневр в IT: закон принят

23.07.2020

Примерное время чтения: 6 мин.

Мария Никонова Владимир Воинов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственной Думой принят закон, которым реализован налоговый маневр в IT-отрасли[1].

Вот ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание.

1. Льгота по налогу на прибыль для IT-компаний

Закон вводит льготу по налогу на прибыль для IT-компаний – ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 3%.

Критерии для получения этой льготы те же, что и для получения льготы по страховым взносам (сформулированные в ст. 427 НК РФ): компания должна быть разработчиком ПО, быть аккредитованной в Минкомсвязи России, иметь среднесписочную численность не менее 7 человек и получать не менее 90% доходов от определенной деятельности в сфере IT.

Одновременно утрачивает силу п. 6 ст. 259 НК РФ, который предусматривал право IT-компаний единовременно списывать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники, не применяя к ним общий порядок амортизации.

2. Снижение ставки страховых взносов и корректировка условий для применения этой льготы.

Закон снижает ставку страховых взносов до 7,6% и корректирует перечень тех видов деятельности, доходы от которых должны учитываться при определении 90-процентного барьера для получения льготы по страховым взносам (и налогу на прибыль, так как условия сформулированы одинаково).

Что в виды доходов от IT-деятельности добавилось?

Можно учесть доходы от предоставления прав использования ПО по лицензионным договорам, в том числе «путем предоставления удаленного доступа» к ПО по сети «Интернет». Для целей льготы учитываются и доходы от предоставления обновлений к ПО и дополнительных функциональных возможностей.

Можно вспомнить дела «Мэйл.ру Геймз»[2] по льготе по НДС. Компания не платила НДС с тех самых «дополнительных функциональных возможностей». Пользователь скачивал игру и играл в нее бесплатно, однако приобретал дополнительные предметы — доспехи, оружие и прочее. Долгое время компания судилась с налоговиками по поводу возможности применения льготы в отношении этих дополнительных функциональных возможностей ПО, доказывая, что они тоже представляют собой по сути передачу прав на использование программ для ЭВМ. Споры закончились, когда «Мэйл.ру Геймз» получила-таки положительное разъяснение от ФНС[3].

Аналогичный вопрос рано или поздно возник бы в отношении льготы по страховым взносам. Должны ли учитываться для целей льготы доходы от предоставления этих самых дополнительных функциональных возможностей? Закон положительно ответил на этот вопрос.

Что из доходов от IT-деятельности убрали?

Во-первых, в законе прямо предусмотрено, что доходы должны быть получены от реализации экземпляров ПО собственной разработки, предоставление исключительных прав и прав пользования по лицензионным договорам в отношении ПО собственной разработки.

Сейчас такой оговорки в условии о доходах нет, хотя в подп. 3 п. 1 ст.

427 НК РФ сказано, что льгота предоставляется «для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы».

Это давало основание Минфину и ФНС комментировать, что в видах деятельности, от которых должны быть получены доходы, должны учитываться только продажа экземпляров и предоставление прав пользования на разработанное самим налогоплательщиком ПО.

Как толковать это нововведение? Законодатель раньше не имел этого в виду, и можно было учитывать доходы и от несобственного ПО? Или раньше имелось в виду то же самое, просто принятый закон поправил недостаточно четкие формулировки? Посмотрим, как будет складываться практика.

Во-вторых, прямо исключены доходы от предоставления прав использования ПО, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию и (или) получать доступ к ней, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Таким образом, льгот лишены те компании, которые разрабатывают ПО для целей рекламы, заключения сделок на платформе, поиска потенциальных продавцов и покупателей. Не важно, что эти IT-компании разрабатывали программы и базы данных и предоставляли к ним доступ по лицензионному соглашению.

В-третьих, теперь для целей льготы в сумму доходов для определения 90-процентного порога не включаются доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании тех доходов, которые перечислены в перечне учитываемых для целей применения льготы.

Такое дополнение позволит IT-компаниям передать право требования к неоплатившему IT-товары и услуги (работы) должнику, и не лишиться права применять льготу.

Читайте также:  Бланк приказа о создании комиссии по охране труда

3. Льготы для компаний в сфере проектирования и разработки изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Закон также предусматривает льготу по налогу на прибыль (ставку в размере 3%) для компаний, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Условия – включение в определенный реестр, среднесписочная численность не менее 7 человек, получение не менее 90% доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке этих изделий.

Для этих же компаний введена льгота по страховым взносам.

4. Трансформация льготы по НДС.

Наконец, закон корректирует условия для применения льготы по НДС (в отношении передачи исключительных прав и прав на использование программ для ЭВМ и баз данных) согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Самое главное изменение – существенным образом сужены субъекты льготы. Закон предполагает сохранение этой льготы только для ПО, включенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Ведение этого реестра предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.

2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Одно из условий включения ПО в этот Реестр состоит в том, что правообладателем ПО должен быть либо гражданин РФ, либо российское публичное образование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), либо российская коммерческая организация, доля прямого или косвенного участия в которой граждан РФ и/или российских публичных образований составляет более 50%.

Из новой редакции нормы во втором чтении исчезла ссылка на «лицензионный договор» как основание для льготирования передачи прав на использование ПО.

С одной стороны, это дает дополнительные опции для освобождения от НДС операций по использованию российского ПО.

С другой стороны, это потребует от налогоплательщиков тщательного правового анализа в каждом конкретном случае, с тем чтобы убедиться в том, что совершенная операция действительно может рассматриваться как передача права на использование ПО.

Законом дополнена формулировка льготы. В новой редакции будет предусмотрено, что льгота по НДС предоставляется и в том случае, если права на ПО передаются путем удаленного доступа через сеть «Интернет», а также в отношении обновлений к ПО и дополнительных функциональных возможностей.

Еще одно немаловажное изменение – условия применения льготы по НДС, по налогу на прибыль и страховым взносам максимально сближены. Как и в отношении прибыли и страховых взносов, льготу по НДС не получат те компании, которые передают права на ПО с целью получения пользователями возможности распространять рекламу, искать потенциальных продавцов и покупателей и заключать сделки на платформе.

О чем подумать, что сделать

Закон вносит существенные изменения в порядок налогообложения IT-компаний. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. Чтобы подготовиться к ним, мы рекомендуем:

  • проверить, выполняются ли компанией условия для целей применения льгот для IT-сферы и, соответственно, получает и (или) сохраняет ли компания право на льготы с учетом принятого закона;
  • убедиться, что формулировки договоров и первичных документов не препятствуют получению льгот и внести необходимые изменения;
  • осуществить необходимые подготовительные действия для цели применения льгот с 2021 г.

IT-Компаниям, получающим доход от ПО для целей распространения рекламы, поиска контрагентов и заключения сделок, и имеющим в своей структуре собственное подразделение разработчиков ПО, стоит рассмотреть возможные деловые выгоды от выделения такого подразделения в отдельное юридическое лицо. Разумеется, такое выделение должно быть направлено на достижение деловых целей и сопровождаться реальными изменениями в организационном взаимодействии и управлении.

Помощь консультанта

На основе разностороннего опыта консультационной и судебной работы по вопросам налогообложения IT-компаний мы готовы более детально разъяснить содержание новых норм, оценить их применение к конкретным хозяйственным операциям и ситуациям, подготовить обоснование реструктуризации бизнеса и проработать иные вопросы, связанные с адаптацией компаний к налоговому маневру.

[2] https://vc.ru/legal/4318-mailru-tax

[3] https://vc.ru/flood/22135-mrg-ndsgames-free

Налоговые льготы для IT-компаний: Как применять с 2021 года?

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Настоящее соглашение регламентирует отношения между АО «Аналитический центр» и физическим лицом (Пользователь) и вступает в силу с момента принятия Пользователем условий настоящего соглашения.

При несогласии Пользователя с хотя бы одним из пунктов соглашения, Пользователь не имеет права дальнейшей регистрации.

Продолжение процедуры регистрации говорит о полном и безоговорочном согласии с настоящим соглашением.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Регистрация — процедура, в ходе которой Пользователь предоставляет достоверные данные о себе по утвержденной форме регистрации (регистрационная карта). Прохождение процедуры регистрации говорит о том, что Стороны полно и безоговорочно согласились с условиями настоящего соглашения.

Персональные данные Пользователя — данные, используемые для идентификации личности, добровольно указанные Пользователем при прохождении регистрации. Данные хранятся в базе данных на сервере АО «Аналитический центр» и подлежат использованию исключительно в соответствии с настоящим соглашением и законодательством РФ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Мы используем персональные данные Пользователя только для тех целей, которые указываются при их сборе. Мы не используем персональные данные для других целей без согласия Пользователя. Мы можем использовать персональные данные Пользователя для следующих целей:

  • Для организации выдачи Пользователю электронной цифровой подписи в рамках сети Аккредитованных при Некоммерческой организации «Ассоциация Электронных Торговых Площадок» Удостоверяющих центров, а также ее обслуживания и оказания сопутствующих услуг;
  • Для обратной связи с Пользователем в целях предоставления услуги или информации, в том числе посредством рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» на указанную электронную почту. Отказаться от рассылки рекламных, информационных и (или) иных материалов АО «Аналитический Центр» можно нажав на соответствующую кнопку в нижнем колонтитуле любого письма в рамках такой рассылки;
  • Для ответов на запросы Пользователя в службу поддержки;
  • Для выполнения обязательств по договорам.

Для использования персональных данных для любой иной цели мы запрашиваем подтверждение Пользователя. Пользователь соглашается, что АО «Аналитический центр» оставляет за собой право использовать его персональные данные анонимно и в обобщенном виде для статистических целей.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

АО «Аналитический центр» не передает персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей без разрешения Пользователя.

АО «Аналитический центр» может передавать персональные данные Пользователя компаниям, аффилированным по отношению к АО «Аналитический центр», для обработки и хранения. Пользователь соглашается с тем, что АО «Аналитический центр» передает персональные данные Пользователя уполномоченным организациям для создания и выдачи электронной подписи, выполнения требуемых услуг и операций.

АО «Аналитический центр» предоставляем третьим лицам объем персональных данных, необходимый для оказания требуемой услуги или транзакции. При необходимости АО «Аналитический центр» можем использовать персональные данные Пользователя для ответа на претензии, исковые заявления.

АО «Аналитический центр» можем собирать и, при необходимости, передавать уполномоченным органам имеющуюся в нашем распоряжении информацию для расследования, предотвращения и пресечения любых незаконных действий. АО «Аналитический центр» вправе раскрывать любые персональные данные по запросам правоохранительных органов, решению суда и в прочих случаях, предусмотренных законодательством РФ.

С целью предоставления дополнительной информации, оказания услуг, Пользователь можете быть направлен на другие ресурсы, содержащие информационные или функциональные ресурсы, предоставляемые третьими лицами.

Только в тех случаях, когда информация собирается от лица АО «Аналитический центр», использование данных Пользователя будет определяться политикой АО «Аналитический центр» в отношении конфиденциальности персональных данных. При предоставлении информации на других ресурсах будут использоваться политики в отношении конфиденциальности персональных данных, проводимые их владельцами.

  • АО «Аналитический центр» требует от своих партнеров использования политики в отношении конфиденциальности персональных данных, согласующихся с политикой АО «Аналитический центр».
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
  • АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения.
  • АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.

АО «Аналитический центр» рекомендует принимать все меры по защите ваших персональных данных при работе в Интернете. Часто меняйте пароли, используйте сочетание букв и цифр при создании паролей и используйте защищенный браузер.

ХРАНЕНИЕ ДАННЫХ

АО «Аналитический центр» не хранит персональные данные Пользователя дольше, чем необходимо для целей их сбора, или чем требуется в соответствии с действующими законами или правилами.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *