Изменен перечень необлагаемого НДС технологического оборудования

Налог на добавленную стоимость, или НДС, относится к категории косвенных налогов. Это значит, что его сумма закладывается продавцом в стоимость реализуемого товара. Таким образом, покупатель, оплачивая покупку, автоматически оплачивает и НДС, при этом точная сумма ему неизвестна. НДС является федеральным налогом.

Кто заплатит НДС?

В ст. 146 Налогового кодекса РФ закреплен перечень работ, облагаемых НДС.

К ним относятся:

  • сбыт товаров, предоставление услуг, выполнение работ на территории Российской Федерации, в том числе и передача товаров в качестве «отступного» или «новации», передача прав на имущество, реализация предметов залога;
  • оказание услуг, передача результатов работ, а также права собственности на безвозмездной основе;
  • выполнение работ, оказание услуг, передача товаров для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы, выполняемые для собственного потребления;
  • импорт товаров на территорию Российской Федерации и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Деятельность, которая не облагается НДС

Изменен перечень необлагаемого НДС технологического оборудованияК таким видам деятельности относятся как реализация, так и выполнение, передача, оказание работ и услуг следующих категорий:

  • товары медицинского назначения, утвержденные перечнем Правительства Российской Федерации;
  • медицинские услуги, оказываемые специализированными учреждениями и врачами частной практики, кроме косметологии, ветеринарии и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуги по уходу за инвалидами, престарелыми, больными (необходимость ухода должна быть подтверждена заключениями соответствующих органов);
  • услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также по проведению занятий в кружках, секциях, студиях с несовершеннолетними детьми;
  • реализация продуктов питания, произведенных столовыми общественного питания, если они реализуются в самих столовых;
  • услуги, предоставляемые архивными учреждениями;
  • услуги по перевозке пассажиров любым городским и пригородным общественным транспортом (за исключением такси и маршрутного такси), если перевозки осуществляются по единым тарифам и с предоставлением льгот;
  • ритуальные услуги и продажа похоронных принадлежностей;
  • реализация почтовых марок (кроме коллекционных), открыток, конвертов;
  • услуги по предоставлению в пользование жилых помещений любых форм собственности;
  • реализация монет из драгметаллов, являющихся средством платежа Российской Федерации или других государств;
  • передача и реализация долей в уставном капитале организаций, паев паевых фондов, ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, кроме базисного актива финансовых инструментов, подлежащего налогообложению НДС;
  • услуги, относящиеся к депозитарным, которые оказываются депозитарием средств МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Международной ассоциацией развития в рамках статей Соглашений этих организаций;
  • ремонт и техобслуживание товаров и бытовых приборов (в том числе медицинских), в период гарантиийного срока эксплуатации;
  • услуги некоммерческих организаций, лицензированные в сфере образования, воспитательного процесса;
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, пожилых и лиц в трудной жизненной ситуации; услуги по выявлению таких граждан; услуги по подбору и подготовке опекунов таких граждан;
  • услуги населению по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • услуги по профессиональной подготовке и переподготовке, оказываемые по направлению службы занятости;
  • проведение ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ на памятниках истории и архитектуры;
  • проведение работ в рамках реализации целевых проектов жилищного строительства для военнослужащих;
  • услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимается госпошлина;
  • реализация товаров в магазинах, прошедших таможенную процедуру беспошлинной торговли;
  • реализация товаров, проведение работ, предоставление услуг, производимых в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации;
  • услуги некоммерческих организаций культуры и искусства, в том числе организациями кинематографии;
  • обслуживание аэропортов и воздушных судов на территории и в воздушном пространстве Российской Федерации;
  • ремонт и обслуживание морских судов в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
  • услуги аптечных организаций по изготовлению лекарств, изготовлению или ремонту оптики, слуховых аппаратов, протезно-ортопедических изделий, оказание протезно-ортопедической помощи;
  • передача исключительных прав на изобретения, ноу-хау, результаты интеллектуальной деятельности;
  • реализация религиозных предметов религиозными организациями;
  • банковские операции, за исключением инкассации;
  • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • услуги по страхованию и пенсионному обеспечению;
  • реализация руды и других промышленных продуктов, содержащих драгметаллы, лома и отходов этих металлов, драгоценных металлов и камней, к том числе необработанных;
  • внутрисистемная реализация самопроизведенных товаров учреждений ФСИН;
  • безвозмездная передача товаров и оказания услуг в рамках благотворительной деятельности;
  • реализация входных билетов утвержденной формы спортивными организациями на проводимые ими мероприятия, услуги аренды спортивных сооружений для подготовки и проведения таких мероприятий;
  • услуги адвокатской палаты, бюро, коллегии своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • операции займа в денежной форме или в форме ценных бумаг;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов;
  • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций;
  • услуги по тушению лесных пожаров;
  • реализация своей продукции сельскохозяйственными предприятиями;
  • реализация жилых помещений и долей в них, в том числе передача доли в общем праве на общее имущество в многоквартирном доме;
  • услуги застройщика долевого строительства;
  • передача образцов товаров, создание единицы которых не превышает 100 рублей;
  • операции по переуступке прав требований кредитора;
  • проведение работ резидентами в особой экономической зоне;
  • услуги по предоставлению эфирного времени или печатных площадей, оказанные на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах;
  • услуги, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере;
  • услуги по производству и распространению социальной рекламы, оказанные на безвозмездной основе.

Изменен перечень необлагаемого НДС технологического оборудованияВозмещаем НДС

Налоговый Кодекс РФ предусматривает и возможность возмещения этого налога. Существует несколько условий, при которых плательщик НДС может воспользоваться этим правом.

Так, он может подтвердить право на такое возмещение при применении ставки НДС 0%, если он занимался реализацией товаров, работ и услуг, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Еще одна причина возмещения этого налога — если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысила сумму НДС, то эта разница должна быть возвращена плательщику НДС на основании поданной им декларации. При этом следует учитывать, что зачет НДС осуществляется с федеральными налогами.

Также НДС может быть возвращен по банковской гарантии (так называемый заявительный порядок).

Право на применение этого возмещения имеют те налогоплательщики, которые предоставили не только налоговую декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, но и действующую банковскую гарантию. Это право закреплено ст. 176.1 НК РФ.

Наконец, в заявительном же порядке возмещается НДС крупным налогоплательщикам. К ним относятся те организации, у которых совокупная сумма уплаченных налогов и акцизов (без учета сумм налогов за перемещение товара через границу РФ и в качестве налогового агента) составила не менее 10 млрд. руб. за 3 календарных года.

Однако следует помнить, что возмещение НДС в любом случае не является простой процедурой. Налоговые органы тщательно рассматривают все документы, относящиеся к его исчислению и уплате.

Один из первичных документов для плательщиков НДС—это акт выполненных работ. Рассмотрим правила его составления.

Составляем акт без ошибок!

Акт приемки выполненных работ—это документ, заключающийся между заказчиком и исполнителем. В нем отображаются виды выполненных работ, их стоимость и сроки выполнения. Составление документа обязательно, если нужно подтвердить факт выполненных исполнителем работ. Организация обычно самостоятельно разрабатывает удобную для себя форму акта. Образец можно скачать здесь.

В любом случае, в этом документе обязательно указать следующую информацию:

  • номер документа и дата его составления;
  • номер договора, на основании которого проводились работы;
  • сроки выполнения работ и объемы их выполнения;
  • общая стоимость работ с учетом НДС;
  • номер счета заказчика для оплаты произведенных работ;
  • полное название контрагентов согласно учредительным документам;
  • печати и подписи обеих сторон.

Такой акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой—у исполнителя. По нему заказчик производит оплату, а исполнитель получает подтверждение происхождения денежных средств на своем счете, в том числе и сумму НДС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года

Изменен перечень необлагаемого НДС технологического оборудования

Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

  • С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.
  • В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.
Читайте также:  Как и когда проводить реформацию бухгалтерского баланса?

Готовое решение для вашего бизнесаПолный набор документов для безопасной разработки ПО. Защитит вас в отношениях с разработчиками, заказчиками, фрилансерами и штатными программистами.Готовое решение для вашего бизнесаКомплект документации для легального распространения ПО. Защитит вас от претензий налоговой, правообладателей и конечных пользователей.

Кто платит НДС при реализации прав на ПО

Во всех случаях отчуждения исключительного права, а также предоставления права использования зарубежного программного обеспечения неавтоматизированным способом (импорт на материальных носителях, передача сетевым способом с участием человека), ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме не применяется.

С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

Если в описанном случае покупатель – физическое лицо (отношения b2c), НДС не уплачивается, т.к. гражданин без статуса ИП не признается налоговым агентом. При покупке лицензии на ПО у иностранного гражданина (независимо от статуса) НДС также не возникает.

В случае предоставления иностранной организацией прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), автоматизированно с использованием информационных технологий через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, такая иностранная организация обязана уплачивать НДС самостоятельно (п.3 ст.174.2 НК РФ). Для уплаты НДС иностранная организация должна встать в России на налоговый учет дистанционным способом (п.4.6. ст.83 НК РФ).

В каких случаях права на по реализуются без ндс

Продажа прав на программное обеспечение физическими лицами, либо организациями и ИП, не применяющими НДС (УСН, резидент Сколково и т.д.) освобождается от НДС.

Реализация прав на ПО без НДС организациями и ИП на ОСНО выполняется при условии включения такого ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО).

Однако регистрация ПО в данном Реестре имеет ряд сложностей и ограничений. Например, частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин РФ или российская организация, с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия, более 50%, а также российское НКО без преобладающего иностранного участия.

Таким образом, при импорте иностранного программного обеспечения и сервисов на базе такого ПО «льгота» по НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ предоставляться не будет независимо от вида договора.

Российские правообладатели ПО также испытывают трудности с включением своих программных продуктов в Реестр, поскольку имеется ряд ограничений по использованию в отечественном ПО иностранных программных компонентов. Помимо этого есть ряд проблем с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 по составу технической документации, предоставляемой в пакете на регистрацию ПО в Реестре.

Подробную информацию о порядке регистрации в Реестре отечественного ПО можно найти здесь.

Что еще изменилось в НДС на программное обеспечение

Из положительных поправок по НДС нужно отметить решение в пользу налогоплательщика ряда спорных моментов по реализации программного обеспечения.

1. Для применения «льготы» по НДС теперь не обязательно заключать строго договор отчуждения или лицензионный договор. Теперь договор может быть любой, главное, чтобы по нему у покупателя возникало исключительное право или право использования ПО.

2. Исключены риски реализации обновлений и дополнительных функциональных возможностей вместе с продажей прав на ПО, поэтому можно свободно продавать техподдержку ПО без НДС.

3. Освобождение от НДС распространено на операции по предоставлению удаленного доступа к ПО через Интернет. Таким образом, ранее описанные нами налоговые риски реализации лицензии на SaaS c 2021 года исчезнут.

Однако данные положения не затрагивают рекламные сервисы и приложения, доски объявлений, а также агрегаторов (маркетплейсы) и поисковые системы. Здесь российскому правообладателю ПО на ОСНО придется платить НДС независимо от включения его в Реестр и вида договора на реализацию.

  1. Виталий Селиванов, 2020
  2. Смотрите также Переходный период по НДС на программное обеспечение
  3. Налоги в ИТ

Используем льготу по НДС при ввозе технологического оборудования

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154 расширен перечень технологического оборудования, аналоги которого в стране не производятся и ввоз которого на территорию России не облагается НДС. О том, как воспользоваться льготой, – в статье.

В общем случае ввоз товаров на территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Однако налоговым законодательством предусмотрены некоторые льготы. Они перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ.

К примеру, не облагается НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ). Но это касается только оборудования, перечисленного в закрытом перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.

Время от времени данный перечень пополняется новыми видами оборудования. В частности, благодаря последним поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г.

№ 154, в него добавлены: – печи пиролиза типа SRT-VI; – газовые турбины модели PG 6111FA; – сборочный станок VAST-4 Compact для сборки радиальных цельнометаллокордных шин диаметром от 17,5 до 22,5. Заметьте, если предприятие захочет в дальнейшем реализовать такое оборудование, то НДС при последующей продаже начисляется в общеустановленном порядке.

Поскольку глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») для данного случая каких-либо особенностей не устанавливает. Напомним, что до 2009 года данная льгота применялась в отношении ввоза оборудования, которое использовалось в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Поэтому контролирующие органы требовали, чтобы предприятия представляли копии учредительных документов для подтверждения того, что оборудование ввозится с целью внесения вклада в уставный капитал (письмо ФНС России от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450). С 2009 года данная норма значительно смягчена. Теперь представления учредительных документов контролеры не требуют.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. С этого момента применяется Единый таможенный тариф (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130).

В нем приведена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Согласно примечанию к перечню, виды технологического оборудования, в отношении которых применяется льгота, определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.

А наименование оборудования приведено в перечне только для удобства пользования (за исключением некоторых видов, особо выделенных в этом документе). Соответственно, принимая решения об освобождении предприятия от уплаты НДС, специалисты таможни будут руководствоваться в первую очередь кодами ТН ВЭД ТС, которые закреплены в перечне.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, код ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в обязательном порядке указывается в таможенной декларации. Таким образом, для применения льготы нужно указать соответствующий код данного товара по ТН ВЭД ТС в таможенной декларации.

И приложить к ней подтверждающие документы, на основании которых она была заполнена, включая те, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ТС. Об этом сказано в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза. Как правило, это: – договор поставки соответствующего оборудования; – техническая документация; – спецификации; – сертификаты, а также иные товаросопроводительные документы и коммерческая документация предприятия. Если специалисты таможни обнаружат ошибки в применении классификации, то они будут самостоятельно применять коды (п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 3 ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», далее – Закон № 311-ФЗ).

Читайте также:  Бланк приказа о создании комиссии по охране труда

Бывают ситуации, когда принятое таможенниками решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. В этом случае они имеют право доначислить таможенные платежи и не разрешить выпуск товара до их полной уплаты. Основание – пункт 6 статьи 106 Закона № 311-ФЗ.

Если же у таможенного органа появится сомнение в том, что товары классифицированы правильно, то он вправе провести экспертизу. Тогда у предприятия запрашиваются дополнительные сведения о ввозимом товаре. Перечень необходимых документов доводится до сведения декларанта в письменной форме.

Однако предприятие вправе представить и другие имеющиеся у него документы, которые содержат необходимую информацию по данному вопросу. Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 106 Закона № 311-ФЗ.

>|Напоминаем, что с 2009 года предоставления учредительных документов или получения подтверждения от таможенного органа о том, что оборудование является технологическим, не требуется.|

Изменен перечень необлагаемого НДС технологического оборудования

Есть некоторые особенности обложения медицинских товаров. Если соблюдены условия согласно статье 164 НК РФ, можно облагать продукцию тарифом в 10%. Если происходит реализация медикаментов и изделий, которые не облагаются НДС, а также продукции, облагаемой тарифами, необходимо вести раздельный учет по операциям.

Входной сбор по подобным товарам также нужно учитывать по отдельности. Если продукт облагается сбором, нужно на стоимость начислить НДС, оформить фактуру с отображением ставки налога и итогового размера сбора, выдать документ покупателю. Выставленный счет должен быть зарегистрирован. По результатам периода следует рассчитать сбор к уплате в бюджет.

Ставка 10% при продаже действует, если выставляются некоторые лекарственные средства по утвержденному списку, лекарства входят в перечень объектов, облагаемых по тарифу 10%.

Налогообложение и реализация медицинского оборудования

Если медицинское оборудование освобождено от НДС, при продаже товар не подлежит налогообложению. Если освобождение на технику для медицинских целей не используется, то продажа организуется по стандартному тарифу в 20% или льготной процентной ставке.

Не обязательна подача удостоверения вместе с декларацией в фискальный орган. Копия может быть представлена при запросе инспектором во время анализа декларации. Счет-фактура при продаже оборудования, освобожденного от сбора, не выставляется.

При продаже этих товаров нельзя подать отказ от льготы. Если же планируется реализация комплектующих или запасных частей в виде самостоятельной продукции, то размер обложения зависит от того, включается ли наименование в перечень освобожденных от платежа. Если запасные части не освобождаются от платежа, их продажа подлежит обложению по льготной или обычной ставке.

Особенности осуществления мероприятий, связанных с внесением наименования технологического оборудования в Перечень

  1. С учетом времени подготовки соответствующих пакетов документов по всем этапам внесения наименования приобретаемого технологического оборудования в Перечень, соответствующие работы, как правило, следует начинать более чем за год до предполагаемой даты ввоза приобретаемого технологического оборудования.

  2. Должен быть заключен прямой контракт между покупателем и продавцом (иностранная компания) технологического оборудования.

  3. Несмотря на то, что согласно статье 20 Таможенного кодекса ЕАЭС товары подлежат классификации при таможенном декларировании и обязанность по определению кода ТН ВЭД ЕАЭС на уровне всех десяти знаков возлагается на декларанта (то есть импортера или экспортера), таможенные органы зачастую не соглашаются с кодом, выбранным декларантом, и принимают свое решение по классификации. Ввиду этого, при осуществлении мероприятий, связанных с внесением наименования технологического оборудования в Перечень необходимо осуществлять третьим этапом, несмотря на то, что предварительное классификационное решение требуется только на шестом этапе.
  4. Код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование технологического оборудования, планируемого к внесению в Перечень должны быть гармонизированы (идентичны) на всех этапах плана мероприятий. 

Описание проекта, в рамках которого данных механизм был успешно применен Инвестиционно-аналитической группой “ПКР”.

О внесении изменений в перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в россии и ввоз которого не подлежит обложению ндс

24 июня 2015 06:00

Постановление от 24 июня 2015 года №617. Будет способствовать созданию новых высокотехнологичных производств, повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции.

  • Справка
  • Внесено Минпромторгом России.
  • Перечень технологического
    оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги
    которого не производятся в России, ввоз которого не подлежит обложению налогом
    на добавленную стоимость (далее – Перечень), утверждён постановлением
    Правительства от 30 апреля 2009 года №372.

Ввоз технологического
оборудования подлежит обложению НДС, что приводит к увеличению объёма
финансовых средств, направляемых предприятиями на проведение технического
перевооружения. Освобождение от взимания налога на добавленную стоимость
позволяет сократить отвлечение оборотных средств предприятий, реализующих инвестиционные
проекты, направленные на создание новых производств.

  1. Уплаченный при импорте
    оборудования НДС возмещается плательщику после постановки оборудования на учёт
    в качестве основных средств.
  2. Подписанным постановлением в Перечень,
    в частности, включены:
  3.  – оборудование по производству и очистке
    акриловой кислоты (проект реализуется ООО «Газпром нефтехим Салават»);
  4.  – оборудование по переработке отходов тепловых
    электростанций и металлургического производства, оборудование по производству
    полипропилена, технологических линий и стальных ёмкостей, предназначенных для
    использования в химической, фармацевтической промышленности (проект реализуется
    ОАО «КЗСК–Силикон»);
  5. – оборудование по производству
    гранулированного полиэтилена, узлов охлаждения и очистки возвратного газа
    (проект реализуется ПАО «СИБУР Холдинг»);
  6. – двухвалковая правильная машина
    для круглого металлопроката, обточного станка и системы вакуумирования (проект
    реализуется ЗАО «ВМК КО»).

В целях повышения эффективности
работы по периодической корректировке Перечня и недопущения необоснованного
предоставления льгот по уплате НДС Минпромторгу поручено утвердить порядок
подготовки предложений по внесению изменений в Перечень. Это позволит
систематизировать работу по внесению изменений в Перечень на основе единых
критериев.

Принятые решения будут
способствовать созданию новых высокотехнологичных производств, повышению уровня
конкурентоспособности производимой продукции.

Ндс на медицинские товары ???? ндс на медицинское оборудование, изделия: ставка, возврат — контур.бухгалтерия

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг. 

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019. 

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию. 

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты.

Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.

2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Читайте также:  Учет убытков от хищений, если виновный не установлен

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).  

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно. 

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование.

Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.

01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). 

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений.

Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку.

При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Основные средства облагаются НДС. Компании покупают их, уплачивая входной налог, и продают, добавляя его к стоимости. Если вы продаете товары с НДС и платите этот налог, то можете заявить вычет. Рассмотрим правила работы с НДС по основным средствам.

, Елизавета Кобрина

НДС условно делят на входящий и исходящий. Бухгалтеру и руководителю важно ориентироваться в этих понятиях, чтобы знать, какую сумму придется перечислить в бюджет и как планировать движение средств внутри предприятия. 

, Елена Космакова

Про НДС слышал, пожалуй, каждый. Даже дети могут задавать вопросы: “А что такое НДС?” — ведь он указан во всех кассовых чеках из магазина. Давайте разберемся, что это за загадочные три буквы и почему поднялась  волна неодобрения, когда НДС повысили.

, Елена Космакова

Освобождение технологического оборудования, при отсутствии производимых в РФ аналогов, от уплаты таможенного НДС

Смежные статьи: Получение предварительного решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС

В целях реализации подпункта 7 статьи 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее – Перечень). Перечень данных товаров приведён в Постановлении Правительства №372 от 30 апреля 2009 г.

Механизм правоприменения Постановления Правительства №372 от 30 апреля 2009 г

В Перечне наименования оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, соотнесены с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии № 54 от 16 июля 2012 г. (далее — ТН ВЭД ЕАЭС).

Механизм правоприменения Постановления Правительства №372 от 30 апреля 2009 г. представлен на нижеследующих схемах.

В случае, если необходимость внесения наименования приобретаемого технологического оборудования в Перечень отсутствует, то агенту ВЭД достаточно получить лишь предварительное классификационное решение (ПКР)/классификационное решение (КР) на приобретаемое оборудование для утверждения/подтверждения кода ТН ВЭД ЕАЕС и снижения возможных рисков при пересечении таможенной границы.

В случае, если необходимость внесения наименования приобретаемого технологического оборудования в Перечень присутствует, то агент ВЭД должен осуществить мероприятия, предусмотренные:

  • Приказом Министерства промышленности и торговли РФ №1424 от 4 мая 2016 года. «Об утверждении порядка подготовки предложений о внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»
  • Постановлением Правительства РФ №1135 от 20 сентября 2017 года. «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ №1424 от 4 мая 2016 года

Настоящий Приказ устанавливает правила подготовки предложений о внесении изменений в Перечень.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее – заявители) направляют в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Министерство) копию плана закупочной деятельности технологического оборудования, планируемого к включению в Перечень, не позднее чем за 8 месяцев до предполагаемой даты ввоза указанного оборудования.

Не позднее 4 месяцев до планируемой даты ввоза технологического оборудования, планируемого к включению в Перечень, заявителями в письменной форме подаются заявления. Заявления должны быть представлены на русском языке, подписаны руководителем (уполномоченным лицом) и заверены печатью заявителя (при наличии), а также не должны иметь грифа секретности.

В заявлениях указываются:

  • наименование заявителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя) заявителя;
  • адрес местонахождения (для юридического лица) или адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства (для индивидуального предпринимателя);
  • наименование технологического оборудования, в отношении которого подается заявление о включении или исключении его из Перечня, и его коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

К заявлению о включении технологического оборудования в Перечень прикладываются следующие документы:

  • копия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, выданного таможенным органом государства — члена Евразийского экономического союза;
  • копия заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, выданного Министерством в соответствии с Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1135 от 20 сентября 2017 г. «Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ №1135 от 20 сентября 2017 года

  • Настоящее Постановление устанавливают порядок отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в соответствии с критериями отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с учетом результатов экспертизы осуществляет отнесение продукции к продукции, не имеющей аналогов, и выдает заключение об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов (далее — заключение).
  • Заключение выдается в течение 30 рабочих дней со дня представления заявителем в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации соответствующего заявления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *