Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?

ТЗР — это все затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ (товаров, сырья, материалов, инструментов), в частности (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01, п. 70 Методических указаний по учету МПЗ):

  • стоимость доставки;
  • стоимость страхования;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждение посреднику.

Вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике (п. 83 Методических указаний по учету МПЗ).

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по учету МПЗ).

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ. Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Пример. Распределение ТЗР между разными МПЗ

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании. Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС). Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));
  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка Операция
Д 10 (41) — К 60 (76) ТЗР включены в стоимость МПЗ

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца (пп. «а» п. 83 Методических указаний по учету МПЗ). Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными). Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.
  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?

Проводки будут такие:

Проводка Операция
Д 15 (44-ТЗР) — К 60 (76) Отражены ТЗР
Д 20 (90) — К 15 (44-ТЗР) Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет (п. 13 ПБУ 5/01);
  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».

В отчете о финансовых результатах ТЗР:

  • если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;
  • если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».

Учет транспортно-заготовительных расходов

Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?

№ и наименование статьи расхода Содержание расхода

1. Расходы по транспортировке
Расходы по транспортировке материалов и погрузке их в транспортные средства, подлежащие оплате покупателем сверх продажной цены этих материалов согласно договору купли — продажи поставки и другим подобным договорам, в том числе связанные с оплатой:

  • а) железнодорожных, водных, авиационных и других видов перевозок, включая дополнительные сборы (оплату дополнительных услуг), кроме штрафов;
  • б) доставки материалов от станции, порта, пристани назначения до складов организации и разгрузки их силами и средствами специализированных автотранспортных предприятий и других организаций;
  • в) автомобильных перевозок до склада организации, осуществляемых поставщиком или специализированными автотранспортными предприятиями либо другими организациями, включая плату за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования

2. Наценки снабженческих организаций
Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям
3. Таможенные платежи
Таможенные пошлины и иные платежи, связанные с импортом материальных ценностей. Оплата за хранение материалов в местах приобретения на железнодорожных станциях, портах, пристанях
4. Оплата за хранение
Расходы по содержанию специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных предприятием в местах заготовления (закупки) материалов: аренда, ремонт, отопление и освещение зданий (помещений)
5. Командировки по заготовлению материалов
Оплата работникам организации командировочных расходов, связанных непосредственно с заготовкой (закупкой) материалов и доставкой (сопровождением их в организацию)
6. Расходы по таре
1. Стоимость тары, поступившей от поставщиков вместе с поставленной продукцией и оплаченной отдельно сверх стоимости поставленной продукции (кроме сумм предъявленных поставщикам претензий и исков).

2. Суммы, удержанные (взысканные) с отправителя тары тарополучателем при оплате стоимости возвращенной тары в возмещение расходов тарополучателя по очистке, промывке и ремонту тары.

4. Стоимость доставки тары, возвращаемой поставщику или тароремонтной (тарособирающей) организации, если договором (условиями поставки) предусмотрено, что доставка возвратной тары производится за счет таросдатчика, а также в случаях, когда соглашением сторон расходы по доставке возвратной тары распределяются между таросдатчиком и тарополучателем

7. Недостача и порча материалов в пути
Недостачи и потери от порчи материалов в пути, исчисленные в договорных ценах, в пределах норм естественной убыли, при доставке материальных ценностей транспортом (силами) организации
8. Содержание заготовительно -складского аппарата
Расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов:

  • работников заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов;
  • работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и доставкой (сопровождением) их в организацию;
  • работников складов организации, непосредственно занятых приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов.

Суммы отчислений в единый социальный налог (взнос)

9. Прочие расходы
Другие расходы, включаемые в фактическую себестоимость материалов (кроме поименованных выше в статьях 1 — 8)

Примечание к статье расхода 8.

Если работники организации, указанные в статье расхода 8, занимаются не только заготовкой, приемкой и отпуском материалов, но и имущества, относящегося к внеоборотным активам, а также полуфабрикатов, комплектующих изделий собственного изготовления, готовой продукции и товаров, то допустимо отнесение затрат по содержанию заготовительно-складского аппарата непосредственно на затраты на производство (расходы на продажу) по соответствующим калькуляционным статьям расходов.

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2008, N 10

При приобретении товарно-материальных ценностей организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Рассмотрим, каким образом в бухгалтерском учете должны отражаться транспортно-заготовительные расходы.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Указания) фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает, в том числе:

  • стоимость материалов по договорным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы (ТЗР);
  • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утверждено Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. Утверждены Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н.

Перечень ТЗР установлен п. 70 Указаний. Между тем организация вправе установить более подробный перечень расходов и утвердить его в учетной политике. Примерная номенклатура ТЗР указана в Приложении 2 к Указаниям.

На основании п. 80 Указаний в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применять учетные цены. В качестве учетных цен на материалы могут применяться, в частности, договорные цены.

В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе ТЗР.

Выбранный организацией метод принятия к бухгалтерскому учету приобретенных материалов (по фактической себестоимости приобретения либо по учетным ценам) закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Движение материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражается с использованием счета 10 «Материалы» .

При методе учета по фактической себестоимости предполагается, что на этом счете отражаются все затраты, включаемые в стоимость материалов.

При использовании метода учетных цен, в частности при учете по договорным ценам, предполагается, что на счете 10 отражается только сумма оплаты, установленная договором поставки материалов.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

При применении учетных цен необходимо определиться с порядком учета ТЗР. Так, в силу п.

83 Указаний транспортно-заготовительные расходы согласно расчетным документам поставщика могут быть отнесены на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» или на отдельный субсчет счета 10 либо непосредственно включены в фактическую себестоимость материалов (присоединение к договорной цене), что целесообразно в организациях, имеющих небольшую номенклатуру МПЗ. В соответствии с п. 84 Указаний транспортно-заготовительные расходы учитываются по отдельным видам и (или) материалам, т.е. группе ТЗР для каждого вида (группы) материалов присваивается аналитический признак, который может быть определен предприятием самостоятельно.

Читайте так же:  Совместные проверки пфр и фсс

Если приобретение материалов для организации — единичная операция, то, по нашему мнению, наиболее удобным вариантом отражения ТЗР является либо отражение на отдельном субсчете счета 10 по видам материалов, либо присоединение к договорной цене материалов (при соблюдении условий о возможности применения такого вида учета). Конкретный способ учета устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Что касается списания ТЗР при применении учетных цен, то на основании п. 87 Указаний расходы, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов.

Читайте также:  Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

Механизм списания определен в упомянутом пункте: отклонения в стоимости материалов или ТЗР по отдельным видам или группам материалов списываются пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших в течение месяца (отчетного периода) материалов по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.

  • Типовые проводки при применении учетных цен:
  • Д 10, субсчет «МПЗ группы A» — К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — оприходованы материалы группы A по учетной (договорной) цене;
  • Д 10, субсчет «МПЗ группы B» — К 60 — оприходованы материалы группы B по учетной (договорной) цене;
  • Д 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы A» — К 60 — учтены ТЗР, относящиеся к материалам группы A;
  • Д 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы B» — К 60 — учтены ТЗР, относящиеся к материалам группы B;
  • Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) — К 10, субсчет «МПЗ группы A» — списаны на расходы будущих периодов материалы группы A;

Д 08 (20, 23 и др.) — К 10, субсчет «ТЗР по МПЗ группы A» — списаны ТЗР по материалам группы A на расходы будущих периодов в соответствии с рассчитанным процентом.

Для облегчения распределения ТЗР в стоимости материалов п. 88 Указаний допускает применение следующих упрощенных вариантов.

2.3. Учет транспортно-заготовительных расходов

  1. Транспортно-заготовительные расходы — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

  2. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
  3. расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  4. Расходы на хранение материалов
  5. Расходы на содержание заготовительно-складского аппарата
  6. Вознаграждения, уплаченные посредническим организациям, через которые приобретены материалы.
  7. Недостачи и потери от порчи материалов пути в пределах нормы естественной убыли.
  8. Прочие расходы, связанные с приобретением материалов

Способы учета ТЗР определены п. 83-89 методических указаний по МПЗ.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Отражения на отдельных субсчетах счета 10 (10 – учет ТЗР) При отпуске в производство надо делать запись Д 20 К 10-ТЗР. Расчет записи – аналогично расчету отклонений. Сначала рассчитывается коэффициент = (Cн10-«ТЗР»+ОбД10-«ТЗР»)/(Сн10+ОбД10).

Учета на счете 15.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

2.4. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок

Если по условиям договора право собственности на приобретенные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ не поступили, они должны приниматься организацией к учету независимо от их местонахождения, то есть независимо от факта поступления на склад.

П. 26 ПБУ 5 – МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, учитываются в БУ в оценке, предусмотренной в договоре с последующим уточнением фактической себестоимости. Выделять НДС по таким материалам можно только при наличии счета-фактуры.

По общему правилу, установленному статье 224 ГК РФ, передачей признаётся вручение вещи приобретателю либо сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей.

При импортных операциях порядок перехода права собственности определяется контрактом. В мировой практике передача права собственности обычно увязывается с переходом риска случайной гибели или утраты товаров от продавца к покупателю. Т.о.

, если право собственности на материалы уже перешло к организации, необходимо отражать эти материалы на балансе покупателя записью Д 10 К 60, при этом в аналитическом учете необходимо открыть субсчета для отдельного учета таких материалов: 10-«Материалы в пути».

Неотфактурованными поставками считаются материалы, поступившие в организацию, но на которые нет документов. При этом, неотфактурованные поставки возможны только при наличии договора между продавцом и покупателем, в соответствии с которым был отгружен товар.

Ст. 484, 513 ГК РФ предусматривают обязанность покупателя принять товар вне зависимости от поступления документов.

Если МПЗ поступили в организацию ошибочно, и с поставщиком этих МПЗ договорных отношений нет, то оснований для учета таких МПЗ на балансе нет. Такие ценности принимаются на забалансовый учет до момента их возврата поставщику.

Нельзя учесть в качестве неотфактурованных поставок и те ценности, которые поступили в соответствии с договором, но право собственности на которые ещё не перешло к покупателю. Правила БУ неотфактурованных поставок регламентируются пунктами 36-41 методических указаний.

Читайте так же:  Личный кабинет в системе «платон»

Поступление на склад неотфактурованных поставок оформляется актом о приемке. Для торговых организаций утверждена унифицированная форма ТОРГ-4 – акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика.

Неотфактурованые поставки материалов приходуются на счета учета материалов: либо на счет 10, либо на другие, в зависимости от принятой учетной политики в области учета МПЗ.

После получения расчетных документов по неотфактурованым поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком. Обычно старая сумма сторнируется, а новая отражается по документам.

  • При получении расчетных документов поставщика бухгалтер обязан:
  • 1. Проверить, не списывались ли неотфактурованые МПЗ на себестоимость в текущем периоде;
  • 2. В случае списания части неотфактурованых МПЗ определить процентную долю материалов, списанных по себестоимости в производство и оставшихся на складе;
  • 3. Скорректировать оценку МПЗ, оставшихся на складе;

4. Отнести на счет 91 сумму дооценки МПЗ, списанных на себестоимость производства.

Если расчетные документы поступили в след.

отчетном году после составления отчетности, то учетная стоимость МПЗ не меняется, уточняются расчеты с поставщиком, при этом разница между учетной стоимостью оприходованных МПЗ и их фактической себестоимостью списывается в том месяце, в котором поступили расчетные документы. Уменьшение стоимости МПЗ отражается по дебету счета расчетов и кредиту счета финансовых результатов. Увеличение стоимости МПЗ отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов.

Транспортно-заготовительные расходы — расходы, связанные с приобретением МПЗ, — доставка, страховка, таможенные пошлины, вознаграждение посреднику п. 70 Методических указаний по учету МПЗ, п. 2 ст. 254, ст. 320 НК РФ .

ТЗР по сырью и материалам в налоговом учете включают в их стоимость. В бухучете обычно применяют этот же способ, хотя есть и другие варианты.

Расходы, которые относятся к нескольким видам материалов, распределяют пропорционально их стоимости или количеству.

Организация закупила шурупы на 9 000 руб. и гвозди на 5 000 руб. Стоимость перевозки на одном автомобиле — 3 000 руб.

Распределяем ее между видами материалов пропорционально сумме покупки. В стоимость шурупов включаем 1 929 руб. (3 000 руб. x 9 000 руб. / (9 000 руб. + 5 000 руб.)). В стоимость гвоздей — 1 071 руб. (3 000 руб. — 1 929 руб.).

Д 10 — К 60 Расходы на доставку включены в стоимость шурупов 1 929 руб.
Д 10 — К 60 Расходы на доставку включены в стоимость гвоздей 1 071 руб.

Для ТЗР по товарам есть два основных способа учета. Первый — их включают в стоимость товаров, то есть учитывают так же, как ТЗР по материалам.

Учет и расчет транспортно-заготовительных расходов

К группе транспортно-заготовительных затрат (ТЗР) относятся издержки, которые направлены на заготовку материалов, сырьевой базы, инструментария и доставку материальных ценностей. Законодательная регламентация состава этих расходов осуществляется через Приказ Минфина от 28.12.2001 г. №119н и нормы ПБУ 5/01.

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Норма расходов

Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации.

Читайте также:  Каков штраф за непредоставление отпуска работнику?

При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально.

Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:

Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.

Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:

  1. Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
  2. Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.

В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.

При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:

  • применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
  • путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
  • отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).

Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).

ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике.

В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:

  • при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
  • при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.

Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.

Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:

  • прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
  • обособленное отражение операций по доставке.

В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:

ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).

Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада).

Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.

Счета, типовые корреспонденции

Если транспортно-заготовительный тип издержек распределяется на материальные ценности, приходуемые в размере фактической стоимости, то учетные операции будут проводиться с участием дебета 10 и кредита 60 счета.

В ситуациях, когда материалы ставятся на учет по плановым или учетным показателям затрат, ТЗР с приобретенными ресурсами аккумулируются на 15 счете. Следующим шагом будет перенесение их стоимости на 10 счет (сумма выражается в размере плановой цены).

Завершающим этапом станет списание ТЗР на 20 счет с последующим выведением плановой себестоимости и отклонения ее от факта.

ВАЖНО!
Все сформированные отклонения должны быть показаны обособленно на 16 счете.

Списание транспортно-заготовительных издержек может происходить автоматически без проведения дополнительных бухгалтерских операций.

Этот способ актуален для случаев, когда величина ТЗР была включена в состав себестоимости приобретаемых материалов. Процесс списания будет отражаться записью Д20 (или 23, 26, 91) – К10.

При использовании других методов принятия к учету ТЗР их списание будет оформляться отдельной корреспонденцией.

Типовые проводки, которыми отражается приобретение материальных ценностей и величина ТЗР у предпринимателей на УСН:

  • Д10 – К60 – обозначение факта покупки определенных изделий;
  • Д20 – К60 – фиксация суммы ТЗР;
  • Д20 – К70 – учтен заработок сотрудника, который участвовал в транспортировке;
  • Д20 – К69 – показаны страховые взносы, начисленные на заработную плату водителя или экспедитора.

Примеры корреспонденций по операциям компаний, практикующих применение метода учета материалов по плановым расценкам:

  • Д15 – К60 – в учете обозначена величина покупной стоимости материальных ценностей;
  • Д19 – К60 – принят к учету НДС;
  • Д15 – К60 – показан размер ТЗР;
  • Д10 – К15 – при помощи этой записи осуществляется оприходование ценностей с применением учетной цены;
  • Д16 – К15 – при выявлении отклонений между плановыми расценками и фактическими их объем должен быть зафиксирован этой проводкой.

При отказе от внедрения системы плановых цен и отражении в учете показателей в размере фактической стоимости первой записью будет обозначение покупной стоимости активов через дебетование 10.1 и кредитование 60 счета. На дополнительном аналитическом субсчете 10.1.1 обозначается цена доставки, проводка имеет вид Д10.1.1 – К60.

Транспортно заготовительные расходы. Что включают. Формула расчета

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) составляют значительную часть себестоимости большинства продуктов. Вот почему так важен их правильный учет и анализ. В этой статье скрыты значительные резервы снижения производственных издержек и, соответственно, увеличения прибыли.

Понятие транспортно-заготовительных расходов (что такое ТЗР)

ТЗР – это совокупность издержек, имеющих отношение к заготовке, приобретению и транспортировке ресурсов (товаров, сырья, материалов и других ресурсов в овеществленной форме). Обычно к таким тратам причисляются:

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

  • Доставка ресурсов.
  • Оплата страховки грузов.
  • Плата в виде пошлин на таможне.
  • Оплата по договорам с посредническими компаниями и снабженцами.
  • Финансирование погрузочно-разгрузочных услуг.
  • Содержание складских помещений и трудящегося на складских территориях персонала.
  • Трудовое вознаграждение сотрудников, заготавливающих, принимающих, обеспечивающих сохранность и отпуск овеществленных ценностей.
  • Такса за передержку ценностей в камерах хранения вокзалов, портов, аэропортов.
  • Командировочные затраты, имеющие отношение к приобретению ценностей.
  • Размер потерь, понесенных в рамках норм естественной убыли.

Перечень ТЗР представлен в Приказе Минфина России от 28.12.2001 N 119н. Каждая компания имеет право самостоятельно выделять статьи затрат, относящихся к доставке и заготовке, наиболее полно соответствующие роду ее деятельности. Эти издержки обязательно перечисляются в Учетной политике.

Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов

Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто. 

Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями. 

  • Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:
  • (ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где
  • ТЗРнач – величина расходов на начало периода;
  • ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;
  • МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;
  • РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) в бухгалтерском учете

Рассмотрим, как учитываются ТЗР в бухгалтерии. 

Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, имеют возможность относить ТЗР к издержкам того временного отрезка, в котором они были осуществлены. Остальные же субъекты хозяйствования должны учитывать такого рода траты по одному из имеющихся способов.

Существует несколько вариантов «обращения» с ТЗР. Выбор конкретного из них определяется индивидуальными характеристиками предприятия: его размерами, масштабами хозяйственной деятельности, особенностями выпускаемой продукции и т.д.

Включение ТЗР непосредственно в стоимость МПЗ

Некрупные организации, выпуск которых характеризуется ограниченной номенклатурой, обычно включают транспортные издержки в цену материальных ценностей.

Пример

Лучше понять сущность вышеописанного способа можно с помощью примера. 

Пример. ООО «Сказка» получила счет на сумму 4 000 рублей от компании-перевозчика за транспортировку товара. Груз представляет собой 3 вида шоколада. Данные по этой ситуации приведены в таблице.

Наименование шоколада Количество, шт Цена, руб. Определение стоимости товара с учетом ТЗР Стоимость с учетом ТЗР
Стоимость  ТЗР
А 300 100 30 000 1 122 31 122
В 400 80 32 000 1 196 33 196
С 500 90 45 000 1 682 46 682
107 000 4 000 111 000
  1. В бухгалтерии производится распределение ТЗР (в сумме 4000 рублей) по видам шоколада.
  2. Для шоколада А: 4 000*30 000/107 000 = 1 122 рубль.
  3. Для шоколада В: 4 000*32 000/107 000 = 1 196 рублей.
  4. Для шоколада С: 4 000*45 000/107 000 = 1 682 рубля. 
Читайте также:  При выплате материальной помощи сотруднице, находящейся в «декретном» отпуске, предоставляется вычет по НДФЛ

ТЗР разделены между партиями шоколада разного вида пропорционально их стоимостям. Несложно подсчитать теперь цену каждой партии с учетом доставки. 

Учет ТЗР на отдельном счете и списание на затраты пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство в течение месяца

Компании, производство которых характеризуется достаточно широкой номенклатурой (каких большинство на современном рынке), учитывают ТЗР по-другому.

В течение определённого принятого за отчетный отрезка времени такого рода издержки аккумулируются на отдельном счете.

Обычно это счет 15 или соответствующий субсчет к счету 44 для торговых компаний (обычно этот субсчет так и именуют – «ТЗР»).

По окончании периода накопившуюся на этом счете сумму относят на овеществлённые ценности, находящиеся в производстве и в складских помещениях. Процент распределения считается по формуле, которая была рассмотрена выше. 

Пример

Проще и нагляднее понять эту схему на примере.

Пример. В ООО «ФОРВАРД» остаток овеществленных ценностей на начало апреля составлял 50 000 рублей. На 15-м счете на этот момент оказалась сумма ТЗР, равная 9 000 рублей. За апрель в организацию поступили ценности на сумму 150 000 рублей. Величина ТЗР за эти дни составила 30 000 рублей. Со склада в апреле отгрузили ценности на общую сумму 130 000 рублей. 

Расчет процента ТЗР и распределение этих трат описано ниже.

Наименование операции Суммы, накопившиеся на бухсчетах (руб.)
10 15
Дт Кт Дт Кт
Остаток на начало апреля 50 000 9 000
Поступление ценностей 150 000 30 000
ВСЕГО 200 000 39 000
Отпуск ценностей за месяц 130 000 25 350
Остаток на конец 70 000 13 650
  • Процент распределения ТЗР считается так:
  • 39 000/ (130 000 + 70 000) = 0,195
  • Далее находится подлежащая списанию величина издержек транспортно-заготовительного характера. Для этого сумма реализованных ценностей умножается на рассчитанный выше процент:
  • 130 000*0,195 = 25 350 рублей.
  • Следующий шаг – вычисление остатка затрат транспортно-заготовительного характера на конец апреля:
  • 39 000 – 25 350 = 13 650 рублей. 
  • Проводки, сделанные бухгалтером при учете этого типа издержек в апреле, следующие:
  • Дт 15 Кт 60 30 000 рублей 
  • Дт 20 (либо другие производственные счета) Кт 15 25 350 рублей.

Дополнительный вариант учета ТЗР (только для товаров)

В организациях из сферы торговли и исключительно для товаров используется несколько иной способ учета затрат, имеющих отношение к заготовке и доставке. Сущность его можно описать в двух пунктах.

  1. Все расходы по транспортировке продукции относится к издержкам текущего периода. При этом не имеет значения тот факт, были ли в течение данного временного отрезка реализованы продукты или нет.
  2. Иные ТЗР, относящиеся к товарам (помимо цены доставки), учитываются по одному из представленных в предыдущих пунктах варианту. 

Особенности учета ТЗР на отдельных счетах

Как уже упоминалось, ТЗР могут учитываться различными способами. Выбор определяется тем, какой вариант оприходования мат.ценностей принят в организации:

  • Учет овеществлённых ресурсов по фактическим издержкам;
  • Учет овеществленных ресурсов по плановым расходам.

Избранный метод прописывается в Учетной политике. 

С первым вариантом проще, но его применение оправдано далеко не во всех случаях (только на предприятиях с малыми оборотами и ограниченной номенклатурой). При приобретении ценностей делается запись: Дт 10 Кт 60. 

При втором способе в оформлении операций фигурирует счет 15.

Суммы с него затем переносятся на счет 10 по плановому прейскуранту (откуда они переходят на счет 20 и другие производственные счета, информация с которых используется для подсчета плановой себестоимости).

Получается, что на 15-м счете формируется отклонение (разница между фактическими затратами и их плановыми аналогами). Его величина переносится на 16-й счет. 

  1. Для этой схемы характерны такие бухгалтерские заметки:
  2. Дт 10 Кт 15 – списание ТЗР по плановым показателям;
  3. Дт 16 Кт 15 – отражение отклонения;
  4. Дт 20 Кт 16 – отклонение переходит в производство. 

ТЗР и бухгалтерская отчетность

  • Затраты, относящиеся к заготовке и транспортировке, можно проследить и по бухотчетности. 
  • Так, в форме №1 (в годовом балансе) этот вид издержек отражается в составе запасов по строке 1210.
  • Отражение в форме №2 (в отчете о прибылях и убытках) зависит от того, каким образом на предприятии принято учитывать издержки транспортно-заготовительного содержания:
  • Если они относятся сразу на цену овеществленных ценностей, то их указывают по 2120-й строке «Себестоимость продаж»;
  • Если же в Учетной политике закреплен способ их учета на обособленном счете, то данные издержки указываются либо в той же 2120-й строке, либо по строке 2210 «Коммерческие затраты». 

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Налоговый учет затрат, относящихся к заготовке и транспортировке ресурсов, может несколько отличаться от способа, принятого в бухучете. Вследствие чего возникают требующие особого контроля разницы. Рассмотрим основные варианты налогового контроля таких издержек. 

Включение ТЗР в стоимость товаров

В некоторых случаях целесообразно относить затраты транспортно-заготовительного характера напрямую на стоимость продукции. Это самый простой способ, который возможен к применению далеко не всегда. Ведь для использования такого варианта необходимо, чтобы вся величина ТЗР относилась к одному и тому же типу изделий.

  1. К примеру, если один грузовик доставил в организацию партию одноименной продукции, то вся стоимость перевозки будет отнесена на эту партию. 
  2. Если же на том же самом грузовике были привезены продукты иного наименования, то издержки по доставке распределяются между партиями пропорционально базе – стоимости партий. 
  3. Очевидно, что такой способ целесообразно применять лишь если имеет место ограниченное число товарных позиций. 

 Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров

Этот вариант предполагает обособленный учет затрат, относящихся к заготовке и доставке. В течении принятого за отчетный временного отрезка они собираются отдельно. А затем по истечении периода в определённой пропорции относятся на находящиеся в производстве либо реализованные ценности, а также на ресурсы, остающиеся в складских помещениях. 

Важно! На налоговые издержки переносится именно та часть относящихся к заготовке и транспортировке трат, которая имеет отношение к проданным либо переданным в производство ценностям. 

  • Сумма расходов по доставке и заготовке считается по отдельности для каждого вида продукта. Для этого используется такая формула:
  • СтОтпМЦотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/СтОтпМЦотч + СтМЦкон), где
  • СтОтпМЦотч – цена овеществленных ценностей, выданных в производство или покупателям в течение временного отрезка, принятого за отчетный период;
  • ТЗРнач – величина затрат на заготовку и доставку, относящаяся к ресурсам, которые находятся в складских помещениях на начало периода;
  • ТЗРотч – величина издержек на заготовку и доставку по поступившим в течение отчетного периода овеществленным ресурсам;
  • СтМЦкон – стоимость овеществленных ресурсов, оставшихся в складских помещениях к концу временного отрезка, принятого за отчетный период. 

Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)

Следующий метод оформления издержек на заготовку и доставку в налоговом учете применим только для торговых предприятий в отношении товаров. Он предполагает единовременный учет всех понесенных ТЗР в структуре иных издержек. Однако это не касается стоимости именно доставки. Транспортные траты здесь оформляются иным способом. 

В том числе, срочному списанию на иные затраты подлежат следующие статьи ТЗР:

  • Цена страховки (списывается по дате выплаты вознаграждения страховщику);
  • Сборы на таможне (списываются по дате оплаты);
  • Оплата посреднических услуг (списываются в момент проставления подписей на оформляющих сделку документах).
  1. Величина же расходов, связанных с транспортировкой грузов, относится на расходы лишь в части проданных в течение месяца продуктов. Для расчета их величины применяется следующая формула:
  2. СтРТовотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/ СтРТовотч + СтТовкон), где
  3. СтРТовотч – цена товаров, которые удалось реализовать в отчетном периоде;
  4. ТЗРнач – величина расходов по доставке, относящаяся к товарам, находящимся в складских помещениях к началу месяца;
  5. ТЗРотч – величина расходов по доставке, имеющая отношения к товарам, поступившим в организацию в ходе отчетного периода;
  6. СтТовкон – стоимость товаров, которые остаются в складских помещениях к концу месяца (нереализованные продукты). 

Избранный способ «обращения» с ТЗР стоит закрепить в Учетной политике (в разделе, предусмотренном для налогового учета). Причем для организаций, имеющих дело с товарами, выбранный вариант должен использоваться не менее двух лет. 

Заключение

Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции.

К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться.

Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.

В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения). 

Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.

Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.

Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *