Кто является сторонами социального партнерства по ТК РФ?

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

  • Основными принципами социального партнерства являются:
  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  1. полномочность представителей сторон;
  2. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  3. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  4. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  5. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  6. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  7. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  • Социальное партнерство осуществляется на:
  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 25 ТК РФ. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством .

Комментарий к статье 25 ТК РФ

Комментируемая статья дополнена ч. 2, определяющей условия признания органов государственной власти и органов местного самоуправления сторонами социального партнерства.

В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные трудовые отношения, которые возникают между разными субъектами.

Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства — работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Правовой статус работника и работодателя как сторон трудового отношения определен в ст. 20 ТК (см. коммент. к ней).

Работники как сторона социального партнерства — это коллектив физических лиц, состоящий в трудовых отношениях с данным работодателем (работодателями).

Работодатели — это физические либо юридические лица (организации), вступившие в коллективные трудовые (организационно-управленческие) отношения с коллективом работников данной организации.

В качестве стороны социального партнерства признаются также органы государственной власти и органы местного самоуправления, но тогда, когда они выступают в качестве работодателей (ч. 2 ст. 25 ТК), а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны социального партнерства — работники и работодатели — могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей, круг которых и их правовой статус определены в гл. 4 (ст. ст. 29 — 34 ТК).

Взаимодействие сторон социального партнерства и их представителей складывается в зависимости от их формы (ст. 27 ТК) и количества заключающих — на двусторонней или трехсторонней основе. При заключении коллективного договора возникают двусторонние отношения, а при заключении соглашения могут быть двусторонние или трехсторонние отношения.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 25 ТК в качестве третьей стороны могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, если они являются работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Это может быть связано с необходимостью координировать коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений на различных его уровнях.

Например, в качестве третьей стороны в отношениях по социальному партнерству следует рассматривать участие Правительства РФ в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая является постоянно действующим органом (см. ст. 35 ТК).

Другой комментарий к статье 25 ТК РФ

  • Согласно комментируемой статье сторонами социального партнерства являются:
    — работники;
    — работодатели;
    — органы государственной власти;
  • — органы местного самоуправления.
  • Указанные стороны участвуют в социальном партнерстве в лице своих представителей, уполномоченных в установленном порядке.
  • Представителями работников в социальном партнерстве являются:
    — профессиональные союзы и их объединения;
    — иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
  • — иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Стороны социального партнерства

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Содержание

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Работником, как одной из сторон социального партнерства, может быть физическое лицо, достигшее 16 лет.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Более того, органы самоуправления и органы государственной власти в сфере труда также выступают участниками этих отношений.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Читайте также:  Как уменьшить ЕНВД на взносы при наличии нескольких торговых точек

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Стороны социального партнерства, то есть работники и работодатели, выполняют свою функцию.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Трудовой Кодекс РФ. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда | Моспрофспорттур

(наименование в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(наименование дополнено с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Часть утратила силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (часть дополнительно включена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абзац дополнен с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию);
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Читайте также:  Синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
(Статья дополнена с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

(наименование дополнено с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 31. Иные представители работников

ст. 23 Трудового Кодекса РФ с ми

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений .

Часть утратила силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.

Комментарий к статье 23 ТК РФ

1. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

Данный термин условный, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей присутствует общность интересов — обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

2. Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства» (см. ст. 27 ТК и комментарий к ней).

3. Универсальными сторонами отношений социального партнерства являются работники и работодатели.

Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участие работники (их представители) либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку не происходит согласование интересов работников и работодателей. К регулированию данных отношений нормы комментируемого раздела ТК не применяются. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести, во-первых, соглашение между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, а во-вторых, соглашение между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

4. О понятии трудовых отношений см. ст. 15 ТК и комментарий к ней. Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, перечислены в ст. 1 ТК. Однако отметим, что не все отношения, непосредственно связанные с трудовыми, могут быть предметом регулирования в социально-партнерском порядке.

В силу публично-правового характера не могут регулироваться в договорном порядке отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; отношения по разрешению трудовых споров в суде; отношения по обязательному социальному страхованию, участниками которых являются государственные финансово-кредитные учреждения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.п.). Это не исключает права сторон социального партнерства в договорном порядке подготовить проекты законодательных актов, регулирующих указанные отношения.

В социально-партнерском порядке могут регулироваться также отношения по добровольному социальному страхованию; профсоюзному контролю за соблюдением прав работников; внесудебным процедурам урегулирования трудовых споров.

Другой комментарий к статье 23 Трудового Кодекса РФ

В современной социально-экономической литературе социальное партнерство определяется как «особый тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе» . Оно выступает как важнейший демократический институт управления в различных сферах деятельности, способствующий выявлению и учету общественного мнения участников партнерских отношений по наиболее важным проблемам труда в жизни общества.

———————————
Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: социологический аспект. М.: АТиСО, 2007. С. 144.

Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов наемных работников и работодателей в сфере труда, добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самим предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения. Известно, что в сфере труда интересы работников и работодателей часто не совпадают. Наемные работники как наименее экономически защищенная сторона социально-трудовых отношений заинтересованы прежде всего в получении более высокого вознаграждения за продажу своей рабочей силы и обеспечении безопасных и благоприятных условий для своей трудовой деятельности.

Читайте также:  Соотношение понятий валютного и налогового резидента

Главный интерес работодателя — постоянное увеличение прибыли, которое достигается не только техническим усовершенствованием производственной базы, созданной на основе собственности работодателя, но и путем установления размеров оплаты труда работников ниже уровня, обеспечивающего достойные условия существования работника и членов его семьи. Кроме того, работодатель стремится увеличить свою прибыль за счет экономии материальных затрат на осуществление мер по улучшению условий охраны труда работников.

Понятие «партнерство» возникло на Западе как антипод классовой борьбе между трудом и капиталом, получившей отражение в многочисленных забастовках и других формах трудовых конфликтов, определявших высокий уровень социальной напряженности в сфере трудовых отношений.

Основным способом ее снижения в начальный период развития капиталистических трудовых отношений стало создание комиссий из представителей работодателя и работников для ведения совместных переговоров и достижения компромисса по важнейшим условиям труда.

Их решения обязывали работодателя обеспечивать работникам соответствующие условия труда, установленные в договоре, а работников — не участвовать в забастовках.

Но такой первоначально сложившийся механизм коллективно-договорного достижения компромисса в последующие годы под влиянием существенных изменений в сфере социально-экономических условий жизни, а также в содержании коллективных договоров, в которые начали включаться условия повышения заинтересованности работников в развитии предприятия, оказал влияние на оценку роли коллективного договора. Он стал рассматриваться прежде всего как способ предупреждения силового противоборства работодателей и работников, содействующий улаживанию конфликтов в сфере труда. Тем самым были созданы идеологические предпосылки для отказа от традиционной характеристики коллективных договоров как договоров тред-юнионистского (соглашательского) типа и преобразования их в существенно новые — договоры социально-партнерского характера. Таким образом, западная система гибко приспособилась к изменяющимся условиям в сфере трудовых отношений с помощью различных форм и механизмов их регулирования и нового идеологического обоснования роли и значения коллективных договоров.

Исследователи трудового права на Западе отмечают, что в странах с развитой рыночной экономикой термин «социальное партнерство» в настоящее время практически не используется. Отсутствует он и в официальных документах МОТ.

Ему предпочитают термины «социальный диалог», «двух- или трехдоговорные консультации».

Вместе с тем в западных публикациях на тему трудовых отношений наряду с «социальным диалогом» стал использоваться термин «механизм социального партнерства», под которым Международное бюро труда понимает совокупность мероприятий, связанных:

  • — с согласованием на национальном уровне социально-экономической политики, касающейся распределения доходов, разработки критериев социальной справедливости и мер по защите интересов заинтересованных сторон;
  • — коллективно-договорным регулированием условий труда;
  • — участием работников и их представителей на постоянной основе в управлении предприятием и корпорациями.

В России первым нормативным правовым актом, направленным на создание системы социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, был Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» .

В нем предусматривалось ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. Было также признано целесообразным начиная с 1992 г.

заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями работодателей, предусмотрев в них взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации оплаты труда, установления социальных гарантий, порядка найма и увольнения работников. Предусматривалось также включение в них обязательств, обеспечивающих повышение эффективности производства, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а также соблюдение интересов трудящихся при проведении приватизации. В настоящее время этот Указ признан утратившим силу.

———————————
ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1611.

Сформулированные в названном Указе Президента РСФСР организационно-правовые меры по обеспечению социального партнерства в сфере труда получили значительное развитие в федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов власти, а также в законодательстве субъектов РФ. В их числе Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Законы о социальном партнерстве, коллективных договорах и соглашениях, о разрешении коллективных трудовых споров были приняты также во многих субъектах РФ (например, Закон города Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» ). Аналогичные законы имеются в Республике Татарстан, в Свердловской области, Алтайском крае и др.

———————————
Вестник мэра и правительства Москвы. 2009. N 67.

После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) ранее изданные законы и иные нормативные акты в области социального партнерства могут применяться постольку, поскольку они не противоречат ТК (см. ст. 423 ТК).

Включение в ТК разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», содержащего более 30 статей, существенно расширило правовую базу науки трудового права для более глубокого теоретического исследования многих вопросов: об основных принципах и методах правового регулирования трудовых отношений, о сторонах социального партнерства, его уровнях и формах.

В неразрывной связи с организационно-теоретическими положениями в разд. II ТК сформулированы также нормы, имеющие важное практическое значение для правоприменительной деятельности: о представительстве сторон социального партнерства, его органах, порядке ведения коллективных переговоров при заключении коллективных договоров и соглашений, структуре и содержании и др.

Таким образом, установленный в ТК комплекс норм, всесторонне раскрывающих понятие, содержание и значение социального партнерства как важнейшей правовой базы регулирования трудовых отношений в договорном порядке (ст.

9 ТК), является достаточным обоснованием для признания его в науке трудового права в качестве самостоятельного правового института.

Его становление и развитие происходят в непосредственной взаимосвязи с особенностями социально-экономического развития общества и задачами государства в тот или иной исторический период, а также организацией хозяйственно-управленческой деятельности в сфере экономики и организации труда.

В условиях глобализации экономики социальное партнерство получает все более широкое распространение, выступая как взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Специфика развития социально-экономических отношений в современной России выдвинула необходимость более эффективного использования возможностей социального партнерства в сфере дальнейшего совершенствования регулирования социально-трудовых отношений и дальнейшего развития соответствующих правовых актов. Среди них, принятых в последние годы, важно обратить внимание на письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 05.05.2009 N П27-14932-РТК «О направлении Рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса».

Они рассчитаны прежде всего на повышение роли социального диалога между работодателями и профсоюзами, представляющими интересы работников в организации на локальном уровне. В ст.

4 Рекомендации подчеркнуто, что реализация комплекса антикризисных мер должна идти при участии широкого круга работников и их представителей.

При этом для предупреждения социальных конфликтов следует максимально учитывать социальные интересы работников.

В этом документе сформулированы 11 принципов оказания содействия экономическому подъему и развитию, определяющих содержание практических мер по их реализации. Среди них особо обращается внимание на участие в социальном диалоге на основе принципов трипартизма и ведения коллективных переговоров между работодателями и работниками.

В числе сравнительно новых законодательных актов по вопросам социального партнерства следует иметь в виду Закон города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», принятый Московской городской Думой 11 ноября 2009 г. Закон опирается на установленные в федеральных законах основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

В нем большое внимание уделено совершенствованию системы социального партнерства, конкретизации его основных принципов, которые способствуют эффективной реализации предусмотренных в нем различных мероприятий и особенно расширению и укреплению практики договорного установления социально-трудовых стандартов и социально-трудовых нормативов в коллективных договорах и соглашениях.

Таким образом, суть правового понятия социального партнерства заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает достижение согласия и сотрудничества между сторонами социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений. Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон в достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности в обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *