Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

1 Егорова М.И. 1 Гордеев К.С. 1 Жидков А.А. 1 Кокарева М.Е. 1 Пасечник А.С. 1 1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
В статье отмечена роль социального партнерства в развитии системы профессионального образования, как одного из главных факторов стабилизации рынка труда.

Рассмотрена сущность понятия «социальное партнерство», какие научные деятели занимались изучением данного вопроса.

В статье также отмечена важность участия государства в социальном партнерстве в области образования, указаны функции, выполняемые государством в этом сотрудничестве, а также говорится о важности взаимодействия с иными субъектами рынка образовательных услуг, то есть использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, выступающих, как регулирующие субъекты и помогающие находить приемлемый вариант отношений для обеих сторон. Отмечена специфика моделей социального партнерства, проведен анализ трех основных моделей, их различия между собой, заключающиеся в степени участия государства в системе профессионального образования и обучения, а также в потребностях, которые выдвигаются социальными партнерами и в их способностях объединять усилия. Указаны примеры европейских стран, в которых реализуется та или иная модель социального партнерства. Также в качестве вывода в статье отмечено, что социальное партнерство является одним из важных условий предоставления качественного профессионального образования и обучения, которое бы отвечало всем потребностям практики.

профессиональное образованиемодели социального партнерствароль государства в социальном партнерстве в сфере образования
1. Дагбаев Э.Д. Социальное партнёрство в образовательном пространстве местного сообщества/ Э.Д. Дагбаев, Н.Ж. Дагбаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007.
2. Комаровский B.C. Становление системы социального партнёрства как социального института в России // Социальное партнёрство в переходном обществе: опыт России. – Выпуск X. ред. кол. Л.А. Гордон, В.Е. Гимпельсон, Э.В. Клопов, В.И. Кабалина. – М, 1998.
3. Кормакова В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом / В.Н. Кормакова // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – №5.
4. Новикова О.Н., Тюкалова Н.В., Социальное партнерство как ключевой фактор достижения современного качества начального профессионального образования//Вестник развития науки и образования.-2007.-№6.-С. 108-112
5. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева // Высшее образование в России. – 2006. – №6.
6. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. — Ростов н/Д, 2006.
7. Романова О.В. Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования / О.В. Романова // Траектория науки. – 2016 – №3 [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-model-organizatsii-sotsialnogo-partnerstva-v-munitsipalnoy-sfere-obrazovaniya (дата обращения 02.03.2018).

В настоящее время в интересы любого государства, которое ориентируется на развитие, входит заинтересованность в такой системе образования, которая могла бы способствовать быть человеку конкурентоспособным и востребованным кадром на внутреннем и мировом рынках труда, а самое главное, давала бы возможность для этого. В области образования государство выполняет такие функции, которые, в общем-то, недоступны иным субъектам. К данным функциям можно отнести, к примеру, определение порядка финансирования образования, установка налоговых льгот и ввод других форм влияния на рынок, оказывающий услуги образования для того, чтобы стимулировать подготовку специалистов по востребованным специальностям путем лицензирования, аттестации, а также влияние на качество оказываемых образовательных услуг.

Но не всегда государству по силам выполнение тех или иных задач, поэтому в условиях формирования рынка образовательных услуг появляются специальные контрагенты, которые выступают как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Оказываемые услуги являются предметом сделки между учебными заведениями и отдельными людьми, организациями и предприятиями.

На данную сделку имеют влияние некоторые факторы, такие как большое количество посредников, которое включает в себя органы, занимающиеся вопросами в сфере занятости, регистрации и лицензирования образовательных организаций, общественные институты и структуры, которые осуществляют движение данных услуг, их информационное сопровождение.

 Из всего этого вытекает тот факт, что государству большинство проблем стоило бы решать не в одиночку, а совместно с иными субъектами рынка образовательных услуг.

Здесь имеется в виду использование системы партнерских отношений между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками, которые выступают в качестве регулирующих субъектов, то есть через них можно находить приемлемый, удовлетворяющий обе стороны вариант отношений, которые основаны на таких принципах как равноправие и справедливость.

Вопросами социального партнерства в области образования занимались такие научные деятели как О. Олейникова, А. Муравьева, А. Осипов, В. Кормакова, О. Романова и многие другие.

Концепция модернизации российского образования ставит перед собой задачу предвидеть развитие начального профессионального образования.

Важнейшим условием повышения качества подготовки работников и специалистов в учреждениях начального профессионального образования является социальное партнерство, прежде всего с работодателями.

Его эффективность определяется спросом на выпускников на рынке труда и их фиксацией в производстве.

Под социальным партнерством  понимается цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, позволяющая учитывать, согласовывать и защищать интересы трех сторон: граждан, бизнеса и органов власти, в том  числе и местного самоуправления через систему договоров и принятия компромиссных решений по важнейшим направлениям социально – экономического и политического развития [1, С. 116].

В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, что приводит к позитивному и совместному воздействию всех участников.

Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от других форм взаимодействия: попечительство, спонсорство, шефство. Его основная идея — взаимовыгодное сотрудничество, в котором образовательное учреждение является полноправным партнером.

Это означает прямой, непосредственный обмен ресурсов, привлеченных от социальных партнеров, к конкретным результатам деятельности учебного заведения. Социальное партнерство не ограничивается одноразовыми акциями, оно основано на взаимном доверии и долгосрочной основе [7].

Это позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, для эффективной координации совместных действий с четким пониманием их обязанностей. Такие мероприятия являются наиболее эффективными и экономичными для партнеров, в том числе в системе образования.

Социальное партнерство представляет собой мощное средство для повышения уровня эффективности профессионального образования и его развития. По этой причине работодатели на сегодняшний день выступают одними из основных заказчиков необходимых им квалифицированных кадров, а также являются основными  экспертами подготовки кадров.

Социальное партнерство предполагает собой следующие цели:

  1. Совместная деятельность на взаимовыгодных условиях образовательной организации и социальных партнеров, которая направлена на эффективное развитие и усовершенствование профессионального образования, прибегая к использованию механизмов совместного взаимодействия;
  2. Совместная организация нормативно-правового обеспечения социального партнерства, как одного из инструментов формирования рынка труда и ранка профессионально образовательных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Для того, чтобы эти цели были достигнуты, необходимо решить следующие задачи:

  1. Корректировка содержания обучения, учитывая новые производственные и информационно-коммуникационные технологии, а также содержание учебных планов, рабочих учебных программ, учитывая рекомендации работодателей;
  2. Заключение договоров на подготовку кадров;
  3. Включение представителей в комиссию итоговой аттестации выпускников.

Говоря о модели партнерских отношений в образовательной сфере, стоит отметить, что она имеет отличие от тех моделей, которые используются, к примеру, в области промышленности.

Специфика данных моделей социального партнерства в сфере образования заключается в том, что потребность в знаниях, а также и спрос на образовательные услуги определяются изменением уровня и структуры занятости населения [6, С. 56].

На сегодняшний день происходит развитие производства, поэтому сфере образования необходимо обеспечить его высококвалифицированной рабочей силой.

Как мы знаем, процесс перестройки экономики Западной Европы на новом технологическом базисе в 70-х годах 20 века повлек за собой рост показателей структурной безработицы.

Конкретно в тот период были проведены реформы в области образования, которые облегчили процесс согласования интересов государства, предпринимателей и работников [2, С. 7].

В настоящее время мы имеем три основные модели социального партнерства в сфере образования, которые имеют между собой такие различия:

  1. степень участия государства в системе профессионального образования и обучения;
  2. потребности, которые выдвигаются социальными партнерами, а также способности этих партнеров в объединении усилий.

Рассмотрим более подробно данные модели.

  1. В социальном партнерстве государство не играет особой роли, либо его роль весьма незначительна. Примером такой модели может послужить Великобритания, в которой политика в области профессионального обучения ведется на местном уровне, а главная роль приходится в этом случае на работодателей, поскольку, напрямую воздействую с производством, они как никто другой знают, что необходимо для той или иной отрасли, какими профессиональными навыками должен быть наделен работник. Эта модель отражает линию на децентрализацию государственного управления, в тот момент, когда правительство страны передает свои полномочия в области организации образования местным органам и предприятиям. В данной ситуации государство не проводит формальное регулирование профессионального обучения путем принятия различного рода законодательных актов. Инициатива в добровольном участии предприятия основывается на осознании механизмов развитых рыночных отношений. По этой причине в сфере образования в социальное партнерство включаются в первую очередь местные органы управления, организации, которые предоставляют образовательные услуги населению, и объединения работодателей. Профсоюзы, в данном случае, имеют незначительную роль.
  2. Государство осуществляет планирование и управление главными процессами, которые направлены на подготовку кадров. Такая модель долгое время находила свое применение во Франции. Но за последние годы в этой модели происходит возрастание роли формального и неформального участия иных социальных партнеров в процессе осуществления политики государства в области профессионального образования. В том случае, если возникают новые потребности в области профессионального обучения или переобучения кадров, то правительство вместе с социальными партнерами совершают планирование, реализацию, контроль, возможно даже и финансирование образовательных организаций и необходимых курсов. Здесь в качестве примера могут выступать эксперименты по разработке и опробованию схем, которые предполагают чередование обучения (на базе учебного заведения) и трудовой деятельности (на предприятии). Такие схемы широко распространяются в большинстве стран Западной Европы. Вопросы, связанные с внутрифирменным профессиональным обучением и обучением на рабочем месте решают, как правило, профсоюзы и работодатели в рамках коллективных договоров.
  3. Государством устанавливаются общие рамки в работе частных компаний и организаций в области профессионального образования и обучения. Данная модель распространена в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды.
Читайте также:  Работник уехал трудиться в другую местность: расходы и налоги

Закрепленная на государственном уровне система профессионального обучения в Германии, реализуется на основе группового согласия  по вопросам ее содержания и итоговой аттестации.

Неокооперативная модель распределения ролей между государством, компаниями, профсоюзами действует в Нидерландах и Дании в том случае, когда ассоциации работодателей и профсоюзы проявляют наибольшую активность. В данной ситуации государство только лишь делает законными решения, которые были приняты на договоренной основе [3, С. 12].

Таким образом, опираясь на опыт стран Европы, можно отметить, что сотрудничество социальных партнеров, которые представляют интересы, как работников, так и работодателей, является одним из важнейших условий предоставления качественного профобразования и обучения, отвечающее всем потребностям практики. Но и долю участия государства в данном процессе не стоит преуменьшать [5, С. 14].

Впервые эта позиция нашла свое подтверждение на 32 саммите глав государств и правительств «Большой восьмерки» в 2006 году.

 Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в партнерстве в области образования и обязались “учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся”.

Важно оказывать поддержку таких форм социального партнерства, которые бы охватывали как можно больше людей, давали стимул им самим действовать более активно. Ведь именно человек является конечным потребителем образовательных услуг, поэтому нельзя игнорировать его интересы в этой области.

Библиографическая ссылка

Егорова М.И., Гордеев К.С., Жидков А.А., Кокарева М.Е., Пасечник А.С. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18150 (дата обращения: 10.02.2021). Социальное партнерство в сфере образования - виды, задачи

Виды и формы социального партнерства в сфере образования

Хусаинова, С. В. Виды и формы социального партнерства в сфере образования / С. В. Хусаинова, А. А. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 570-572. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70979/ (дата обращения: 10.02.2021).



Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что сегодня деятельность профессиональной образовательной организации все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, поэтому особо значимым становится система взаимодействия с социальными партнерами, не только с целью получения материальной поддержки, но и, прежде всего, с целью развития профориентационной работы со студентами.

Проблема исследования заключается в том, что вопросы социального партнерства в образовании, как правило, выступают предметом изучения педагогической и экономической отрасли знания, оставляя за рамками исследования социолого-управленческий аспект организации гармоничного социального взаимодействия в процессе развития профессионального образования.

Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество [2, с.147].

Кооперация — в переводе с латыни означает сотрудничество, предполагает объединение и осуществление совместной деятельности ради достижения общих задач. Включаясь в сотрудничество по обоюдному согласию стороны самостоятельно определяют возможность и меру участия в деятельности.

Степень включенности определяется мерой заинтересованности и, как правило, закреплено устным соглашением. Чаще всего такое взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция — это финансовая помощь, состоящая из вкладов физических или юридических лиц. В основе инвестирования — договор или контракт, обязательная составляющая, отражающая личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации.

Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Спонсорство так же включает ресурсную поддержку, но отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность.

Спонсор оказывает помощь со своей определенной целью. Благотворитель же это «делает просто так». При этом благотворительность носит чаще разовый характер, а спонсорство может стать постоянным или систематическим.

Социальное партнёрство в образовании — это путь его демократизации и обновления [1, с.25].

В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем.

Партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Основные виды совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров представлены в таблице 1. [4, с.57].

Таблица 1

Основные виды совместной деятельности образовательной организации исоциальных партнеров

Деятельность Результат
Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства Составление и подписание договоров
Проектирование совместной деятельности Составление планов совместной работы
Реализация совместной деятельности Проведение совместных мероприятий
Взаимоподдержка Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнеров о качестве и результатах этой деятельности.

Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнеров.

Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие.

  • Социальный диалог предполагает разработку регламента переговоров, механизмов взаимодействия, как в ходе переговоров, так и при реализации принятых решений.
  • Если партнеры в значительной степени осведомлены о предпочтениях и интересах других переговаривающихся сторон и изначально нацелены на максимизацию общей полезности, это исключит заранее неприемлемые требования и сделает само партнерство наиболее продуктивным.
  • Формами социального партнерства являются [3, с.119]:
  •  коллективно-договорная кампания — организационно-правовая процедура, состоящая из коллективных переговоров, направленная на подготовку, заключение и контроль за коллективным договором;
  •  взаимные консультации и переговоры — система взаимодействия между представителем работников (являющегося членом профсоюза) и представителем работодателя по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений, направленная на обеспечения прав и гарантий работников;
  •  участие работников в управлении организацией через своих представителей — процедура согласования или учета мнения представителя работников (первичной профсоюзной организации) по вопросам жизнедеятельности образовательной организации, затрагивающей трудовые и социально-экономические права работников;
  •  участие в разрешении трудовых споров — действия представителя работников (первичной профсоюзной организации) и представителей работодателя, направленные на урегулирование разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, трудового договора, локальных нормативных актов.
  • Партнерство в образовании может принимать самые различные формы.
  • Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.
  • Социальное партнерство — это договорный процесс.
  • Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования.
  • Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.
  • В практике разработаны и реализуются преимущественно следующие организационно — координационные формы социального партнерства в сфере образования:
  •  попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица и действующий на основе Устава образовательной организации;
  •  попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо — в виде некоммерческого партнерства, фонда;
  •  совет партнеров образовательной организации;
  •  ресурсный центр социального партнерства на базе образовательной организации;
  •  территориальный межведомственный координационный совет, управляющий разработкой и реализацией совместных воспитательных программ.
  • Таким образом, видами социального партнерства в сфере образования являются: кооперация; инвестиции; благотворительность; спонсорство; сотрудничество.
  • Основные виды совместной деятельности образовательной организации и социальных партнеров: обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства; проектирование совместной деятельности; реализация совместной деятельности; взаимоподдержка.
  • Основные организационно — координационные формы социального партнерства в сфере образования: попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица; попечительский совет как самостоятельное юридическое лицо; совет партнеров образовательной организации; ресурсный центр социального партнерства на базе образовательной организации; территориальный межведомственный координационный совет.
  • Литература:
  1. Аквазба Е. О., Ухабина Т. Е., Черемисина Е. В. Качество образования в современной образовательной организации: Проблемы и перспективы// Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — С. 23–28.
  2. Днепров Э. Инновационное движение в российском образовании — М.: Педагогика-Пресс — 2016. — 297 с.
  3. Полуянов В. Б. Организация и управление в сфере образования: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2017. — 138 с.
  4. Пискунова Е. В., Кондракова И. Э., Соловейкина М. П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. — 438 с.
Читайте также:  Как платить «зарплатные» налоги с надбавок вахтовикам?

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, совместная деятельность, социальное партнерство, попечительский совет, партнер, сфера образования, образовательное учреждение, первичная профсоюзная организация, ресурсный центр, самостоятельное юридическое лицо.

Социальное партнерство: школа – местное сообщество

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества.

Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности.

Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры.

Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры.

Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром.

При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития:

внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

Основные задачами программы:

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.

Миссия школы:

  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.

Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей школе обучается 426 учащихся, разной национальности, разного материального достатка. Кроме того, из них 90 учащихся являются воспитанниками детского дома, которые после окончания основного общего образования покидают школу.

Определений социального интеллекта несколько.

Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в управлении образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования; что в свою очередь способствует:

  • Повышению качества образования;
  • Обеспечению доступности качественного общего образования;
  • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Мы понимаем, что успех партнерства во многом определяется общественными ориентирами общественного развития:

  • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
  • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
  • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
  • Реформа власти (создают новые модели управления).

При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата.

Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия: «Школа – местное сообщество».

Социальными партнерами школы являются власть, органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения, общественные организации, бизнес – структуры:

  • Детские сады № 26, 27; детский дом, МУК, педагогический колледж №3, ВГУЭС;
  • Школы № 3, 7, 12, 4; учреждения дополнительного образования: ДДТ, МКС, ДЮКПФ;
  • Власть – администрация городского округа Спасск – Дальний, городская дума; родители; коммерческие организации: магазин «Спектр», ОАО «Влад – Экспо»; учреждения культуры – музыкальная школа; телевизионная студия «Орбита».

Механизмы взаимодействия:

  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • Моделирование рыночных отношений;
  • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.

Планирование всей деятельности на учебный год осуществляется по направлениям: «Демократизация», «Сотрудничество и сотворчество», «Партнерство школы и местного сообщества».

Основные направления работы:

  • Реализация непрерывности образования;
  • Совместная (коллективная) деятельность;
  • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования.

Этому в школе на разных этапах деятельности способствовали такие социальные партнеры, как детские сады №26, 27, детский дом, МУК, педагогический колледж №3, ВГУЭС, которые на основе совместных программ и договоров участвовали в реализации концепции непрерывного педагогического образования, по направлениям: «Адаптация первоклассников», «Решение проблем воспитанников», «Переход на предпрофильное и профильное обучение», «Развитие партнерских отношений», «Реализация коллективно-творческих дел».

Совместная деятельность:

Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

Читайте также:  Бланк положения об охране труда

Взаимовыгодные условия сотрудничества школы и социума

обеспечиваются такими социальными партнерами, как музыкальная школа (совместные праздники – музыкальные номера для мероприятий «День рождения школы», «День Победы» — реклама среди учащихся и родителей, освещение в прессе); коммерческое предприятие «Влад- Экспо» — участие в диспуте «Форма: за и против», показ образцов моделей формы, совместная разработка моделей формы, экономические расчеты, пошив формы для учащихся школы.

Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта

способствуют такие партнеры, как представители магазина «Спектр» (диспут «Форма: за и против»), они же стали нашими партнерами — единомышленниками в достижении цели; совет ветеранов — «День рождения школы», «День победы», «День науки», ролевая игра «Я обращаюсь к власти»; городской музей – экскурсии, посвященные памятным датам, памяти ученика школы Подкосова С., знакомство с народными традициями; налоговая инспекция- проведение экскурсий старшеклассников.

В тесном сотрудничестве живут учащиеся школы с коллективами других школ (№ 7, 12, 3, 4, гимназии, клуб «Лидер»), которые активно включаются в процесс организации и проведения ролевых игр: «Мы строим город», «Я обращаюсь к власти», в диспуте «Форма: за и против», мероприятии «День науки». Это способствует обмену практическим опытом, повышению эффективности за счет освоения нового.

Школа расширяет круг социальных партнеров, занимаясь исследовательской деятельностью и реализуя программу «Одаренные дети». В течение 3- х лет учащиеся, учителя и родители работают над темой «Мой город».

В исследованиях представлены материалы о предприятиях города: Цементном заводе, Шиферном заводе, фирме «Арго», ОАО «Примавтотранс», банке 4141, пожарной части; учреждениях: отдел статистики, СЭС, городская библиотека, отдел архитектуры.

За три года было представлено 52 работы.

Сотрудничество с телевидением позволяет школе быть конкурентоспособной и расширить круг социокультурного взаимодействия.

Особым партнером является власть: законодательная и исполнительная. Ежегодные экскурсии в городскую думу, посещение школы депутатами городской думы, участие депутатов в ролевых играх: «Самоуправление школьников», «Я обращаюсь к власти».

В процессе игры учащиеся выдвигают проблемы молодежи, предлагают свою помощь власти для решения этих проблем. Ученики участвуют в акциях: «Помоги собраться в школу», «Мы за чистый город». «Сделаем город красивым» — уход за клумбами, озеленение города.

В свою очередь власть опирается на мнение молодежи при планировании целевых программ.

Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками диспутов: «Причины неуспешности и пути их преодоления», «Форма: за и против», совместных мероприятий: «День рождения школы», «День науки», «Новый год», туристический слёт.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:

  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня доступности качественного общего образования.

Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:

  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования (реализация совместно с малым и средним бизнесом, властью и т. д. социальных проектов: «Строительство спортплощадки в районе АТП», «Молодежная политика», «Трудоустройство подростков в летнее время»);
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее изучение английского языка, подготовка детей к школе, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы – пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
  • проектирование «Школы подросткового периода»;
  • создание городского фонда поддержки детских инициатив;
  • создание модели эффективного взаимодействия «Школа – местное сообщество».

В результате совместной деятельности

мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

  • Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.
  • Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.
  • Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.
  • Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.
  • Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,
  • Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

Литература:

1. Сухорукова А.С. Управление сотворческими процессами. Библиотека журнала «Директор школы» № 8 2000г. 2. Савенков А. Секреты жизненного успеха. Журнал «Директор школы» №10 2004г. стр. 48 3. Фомина Е. Общественно – ориентированное образование и общественно – активные школы в России. Журнал «Народное образование» № 8 2005 г.

ст. 32 – 36. 4. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство – условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6 2004 г.стр. 38 – 41. 5. Камалиев Н.З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 2 2005 г.стр. 42 – 46.

6.Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Журнал «Народное образование» № 2 2006 г. ст. 43.

21.02.2007

Социальное партнерство в сфере образования

На сегодняшний день понятие социальных партнерств применительно не только по отношению к непосредственной организации трудового процесса, но и к образовательной деятельности.

Организация социальных партнерств в сфере образования ориентирована на те же цели, что и партнерства между представителями работников и объединениями работодателей.

В первую очередь, это возможность сотрудничать, учитывая при этом интересы и потребности каждой заинтересованной стороны.

Тем не менее, несмотря на значимость, социальное партнерство в сфере образования не имеет под собой собственной нормативно-правовой базы. Вследствие этого, опираться при заключении договоров следует на предложенные разделом вторым Трудового кодекса положения.

  • Принципы социального партнерства в образовании

Принципы социального партнерства в образовании

В связи с тем, что по своей сути соцпартнерства в сфере образовательной деятельности не имеют индивидуальной разработанной законодательной базы, при определении принципов взаимодействия сторон и их организации следует обратиться к ст. 24 ТК РФ.

В отношении образовательной деятельности применимы следующие принципы:

  • Предоставление равных прав каждому участнику соцпартнерства, а также взаимное уважение сторон договора;
  • Общая заинтересованность в результатах, полученных по итогам деятельности социальных партнерств;
  • Возможность каждой стороны обсуждать интересующие вопросы. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в возможности обратиться к другой стороне партнерства для обсуждения той или ной проблемы и поиска решений;
  • Принятие всех решений осуществляется на добровольной основе и не предусматривает никакого давления для получения одной из сторон нужного результата;
  • Каждая сторона несет индивидуальную ответственность за свои действия, связанные с исполнением требований действующих коллективных соглашений соцпартнерств. В том случае, если одна сторона нарушила установленные требования, в отношении нее допускается применение воздействия.

Договор социального партнерства

В связи с тем, что организация социальных партнерств в сфере образовательной деятельности имеет свою специфику, возможность четко определить и регламентировать вероятные стороны взаимоотношений отсутствует.

Однако некоторая особенность все же существует —  в качестве одной из сторон всегда будет выступать образовательная организация. Какого уровня? Зависит от целей и направлений создания социального партнерства.

Какие задачи и цели преследует организация социальных партнерств в образовательной сфере? Какие бы образовательные учреждения не подписывали договор, самой важной задачей соцпартнерства будет являться повышение эффективности процесса получения знаний, а также качества образования в целом.

На практике соцпартнерства в области образования представляют собой не что иное, как один из видов сотрудничества на договорной основе. Соответственно, для того чтобы отношения между образовательным учреждением и коммерческой организацией были правомерны, необходимо составить и подписать договор.

Немаловажную роль при партнерстве оказывают органы госвласти.

Именно на этот институт возлагаются обязанности по сбору информации, обобщению данных по конкретному региону, проведению аналитических мероприятий, а также построению прогноза развития экономики, востребованности той или иной категории специалистов, возможности самостоятельного поиска работы или выявления необходимости поддержки молодых выпускников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *