Ст. 219 ТК РФ: вопросы и ответы

Законы и кодексы » Трудовой кодекс Российской Федерации » Часть III » Раздел X. Охрана труда » Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда » Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда » Дело N1851-О.

  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • от 29 сентября 2016 г. N 1851-О
  • ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА
  • ЧУВАШЕВА АЛЕКСАНДРА ЛЕОНИДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
  • КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО
  • ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
  • ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОГО
  • ЗАКОНА «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
  • В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
  • «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ
  • НАСЕЛЕНИЯ», А ТАКЖЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ
  • ПРАВИЛАМИ И НОРМАТИВАМИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Л. Чувашева вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Л. Чувашев просит признать не соответствующими статьям 1 , 2 , 7 , 15 , 17 — 19 , 37 , 41 , 45 , 46 , 55 , 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации следующие положения Трудового кодекса Российской Федерации:

  1. абзацы первый — четвертый (ошибочно названные заявителем пунктами) части второй статьи 22, закрепляющие обязанности работодателя;
  2. пункт 5 части первой статьи 81 , содержащий такое основание увольнения по инициативе работодателя, как неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  3. статью 189 , определяющую понятия «дисциплина труда», «трудовой распорядок» и «правила внутреннего трудового распорядка», а также закрепляющую обязанность работодателя создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда;
  4. статью 192 , устанавливающую виды дисциплинарных взысканий и содержащую правило о том, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен;
  5. статью 193 , закрепляющую порядок применения дисциплинарных взысканий;
  6. статью 219 и, в частности, абзац пятый (ошибочно названный заявителем пунктом 5) части первой данной статьи, предоставляющей работнику право отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
  7. часть седьмую статьи 220 , согласно которой отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности;
  8. статью 379 , устанавливающую формы самозащиты работником своих трудовых прав.
  9. Заявитель также считает не соответствующими тем же статьям Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
  10. пункты 1 , 2 и 5 — 8 статьи 4 , закрепляющие такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  11. статью 5 , посвященную вопросам соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;
  12. статью 6 , закрепляющую приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  13. часть 1 статьи 73 , согласно которой медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии, а также пункт 1 части 2 данной статьи , обязывающей медицинских работников оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями.

Заявитель также просит проверить на соответствие указанным выше статьям Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 25 и пункты 1 и 3 статьи 39 (ошибочно названные в жалобе частями) Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека; требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и нормативами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также пункты 15.2 и 15.17 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58) и Приложение 3 «Класс чистоты, рекомендуемый воздухообмен, допустимая и расчетная температура» к ним.

  • Кроме того, заявитель оспаривает конституционность отдельных положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно:
  • часть вторую статьи 20 , предусматривающую порядок разрешения заявления об отводе судьи, рассматривающего дело как единолично, так и коллегиально, прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика;
  • часть вторую статьи 61 , закрепляющую правило о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица;
  • части третью и пятую статьи 158 , согласно которым судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников процесса; участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании;
  • части первую и вторую статьи 159 , содержащие меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании: лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение; при повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его; в последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие; граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

Как следует из представленных материалов, А.Л. Чувашев работал врачом в государственном учреждении здравоохранения и 9 октября 2014 года отказался вести прием пациентов, поскольку температура воздуха в кабинете была 17 C о вместо допустимых согласно СанПиН 2.1.3.

2630-10 20 C о , в связи с чем он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Заявитель обратился в суд с иском об отмене дисциплинарного взыскания, в удовлетворении которого ему было отказано.

Суд мотивировал свое решение в том числе тем, что исходя из принципов медицинской этики и деонтологии, а также приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи истец не мог отказаться от исполнения своих обязанностей; кроме того, суд признал незначительным понижение температуры воздуха по сравнению с допустимой и сделал вывод о том, что жизни и здоровью А.Л. Чувашева такая температура не угрожала.

Приказом от 2 марта 2015 года заявитель был уволен по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поводом к чему послужил его отказ от приема пациентов по причине предоставления ему плохо выстиранного медицинского халата. Суд отказал А.Л.

Чувашеву в удовлетворении его требований о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, поскольку не нашел оснований признать отказ заявителя от исполнения трудовых обязанностей законным, отвергнув доводы истца о том, что он мог воспользоваться в данном случае своими правами, предусмотренными, в частности, статьями 219 и 379 Трудового кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют признавать незначительным нарушение температурного режима на рабочем месте и, как следствие, расценивать отказ врача — инвалида 2 группы работать в таких условиях, как нарушение трудовой дисциплины и принципов медицинской этики и деонтологии. Кроме того, заявитель указывает на нарушение своих прав оспариваемыми нормами, поскольку в правоприменительной практике они используются как ограничения (не являющиеся адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей) прав работника на охрану труда и здоровья, на защиту своих прав всеми не запрещенными законом способами, в том числе на самозащиту, на индивидуальные трудовые споры и позволяют уволить за обоснованный отказ от приема пациентов исходя из приоритета интересов пациентов при оказании медицинской помощи.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Л. Чувашевым материалы, не находит оснований для принятия его жалоб к рассмотрению.

2.1.

В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, применение которого в конкретном деле заявителя подтверждено официальным документом или его копией. Конкретным делом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации и названного Федерального конституционного закона , является то дело, в котором судом в установленной юрисдикционной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства.

Читайте также:  Как составить отчетность и посчитать ндфл за год?

Между тем представленными А.Л.

Чувашевым документами не подтверждается применение судом в его деле абзацев первого — третьего части второй статьи 22 , частей третьей — пятой статьи 189 , частей второй и четвертой статьи 192 , абзацев второго — четвертого и шестого — тринадцатого части первой и частей второй — четвертой статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 5 — 8 статьи 4 и части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также пункта 1 статьи 25 и пунктов 1 и 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Следовательно, по смыслу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в этой части жалобы не отвечают критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

2.2. Часть вторая статьи 22 , абзац пятый части первой статьи 219 и часть седьмая статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ( статья 37, часть 3 , Конституции Российской Федерации), и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.

2.3.

Пункт 5 части первой статьи 81 , части первая и вторая статьи 189 , части первая и третья статьи 192 и статья 193 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляют возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения при соблюдении работодателем порядка применения дисциплинарных взысканий. Решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в государственную инспекцию труда и органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суд, который устанавливает факт совершения дисциплинарного проступка, соблюдение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности, соразмерность наложенного на работника дисциплинарного взыскания, оценивая всю совокупность конкретных обстоятельств дела, предшествующее поведение работника, его отношение к труду и др. ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2014 года N 738-О).

Таким образом, оспариваемые нормы направлены на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права работников.

2.4. Статья 379 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение соблюдения работодателем трудовых прав работника и также не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Оценка же действий заявителя и возможности отнесения их к самозащите трудовых прав, равно как и проверка обоснованности привлечения заявителя к дисциплинарной ответственности, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2.5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и, в частности, оспариваемые заявителем положения его статей 4 — 6 и 73 направлены на создание правового механизма реализации права граждан на медицинскую помощь, ограничений прав медицинских работников не содержат и не могут расцениваться как нарушающие права заявителя.

2.6.

Оспариваемые заявителем часть вторая статьи 20 , часть вторая статьи 61 , части третья и пятая статьи 158 , части первая и вторая статьи 159 ГПК Российской Федерации не предполагают их произвольного применения и во взаимосвязи с другими предписаниями данного Кодекса направлены на достижение задач гражданского судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел ( статья 2 ГПК Российской Федерации), а потому не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права, указанные в жалобе.

Как следует из жалобы, заявитель связывает нарушение своих конституционных прав не с содержанием оспариваемых законоположений, а с судебными постановлениями и отдельными процессуальными действиями суда, в том числе связанными с удалением представителя А.Л.

Чувашева из зала судебного заседания, тем самым, по сути, предлагая оценить их законность и обоснованность, что к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

Что касается вопроса о проверке конституционности Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, то его разрешение не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Чувашева Александра Леонидовича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

  1. Председатель
  2. Конституционного Суда
  3. Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Статья 219 ТК РФ. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права ;
обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

(Часть дополнительно включена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 219 ТК РФ

Реализация конституционного права на труд в условиях, отвечающих правилам безопасности и гигиены, заключается в том, что, конкретизируя данное право в ст. 219 ТК, государство одновременно определяет его гарантии и возлагает на работодателя в соответствии со ст.

212 ТК обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает согласно ст.

419 ТК необходимость государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда.

Многие права работника в сфере охраны труда, закрепленные в комментируемой статье, конкретизированы в других статьях разд. X «Охрана труда» ТК. Так, многим правам работника (на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на информацию об условиях труда на рабочем месте и др.

) соответствуют обязанности работодателя, закрепленные в ст. 212 ТК. Отдельные права работника рассматриваются одновременно с гарантиями, закрепленными в ст. 220 ТК.

Читайте также:  Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?

Очень важным является право работника на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Это право работников обеспечивается гарантиями государства на защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 220 ТК).

В связи с этим важно, что комментируемая статья предусматривает возможность отказа работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда. При этом следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст.

220 ТК такой отказ, а также отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Если в подобных ситуациях предоставление работнику другой работы невозможно, то представляется, что время простоя работника должно оплачиваться в соответствии со ст. 157 ТК как простой не по его вине.

Работник имеет право на обеспечение бесплатно за счет работодателя средствами индивидуальной и коллективной защиты по нормам и срокам использования, предусмотренным трудовым законодательством, причем эти средства должны быть надлежащего качества (см. коммент. к ст. 221 и коммент. к ст. 212).

Работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя начиная с момента приема его на работу. Такое обучение проводится посредством проведения предварительного, текущего и других видов инструктажа, а также организации группового или индивидуального технического обучения в различных формах (см. коммент. к ст. 225).

В соответствии с абз. 14 ст. 356 ТК праву работника на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного контроля (надзора) корреспондируют соответствующие полномочия этих органов.

Работник вправе лично или через своих представителей участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на рабочем месте, а также в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания.

В соответствии с медицинскими рекомендациями работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) с сохранением на это время места работы и среднего заработка. Подобное медицинское обследование на таких же условиях может проводиться и в стационаре (см. коммент. к ст. 185).

Работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные законом, коллективным или трудовым договором (соглашением).

Другой комментарий к статье 219 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет и детализирует право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Согласно ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Она закрепляет ряд прав работника, которые корреспондируют, в частности, обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда:
— право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Для оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда производится специальная оценка условий труда (подробнее см. комментарий к ст.

212 ТК РФ);
— право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о риске повреждения здоровья и о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Такую информацию должны предоставлять не только работодатель, но и соответствующие государственные органы и общественные организации;
— право на отказ от выполнения работ в случае опасности для жизни и здоровья работника. Данное право является одной из форм самозащиты работником своих трудовых прав (см. ст.370 ТК РФ и комментарий к ней).

Такая опасность должна быть обусловлена нарушением требований охраны труда. Федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из данного правила (например, в отношении ликвидаторов последствий чрезвычайных ситуаций). Право на отказ от выполнения работ действует до устранения такой опасности. Согласно ст.

220 ТК РФ при отказе работника от выполнения работ в данном случае работодатель обязан предоставить ему другую работу на время устранения такой опасности. Если это невозможно, имеет место простой по вине работодателя, время которого оплачивается работнику (см. комментарий к ст.

220 ТК РФ);
— право на бесплатное обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты (см. ст.221 и комментарий к ней). В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель также не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ст.

220 ТК РФ);
— право на бесплатное обучение безопасным методам и приемам труда, дополнительное профессиональное образование в случае ликвидации рабочего места по причине нарушения требований охраны труда (см. ст.225 и комментарий к ней). Прохождение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ является одновременно и обязанностью работника согласно ст.214 ТК РФ;

— право на подачу запроса в уполномоченные органы о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте работника. Данное правомочие работника может быть реализовано путем направления запроса: в уполномоченные органы исполнительной власти; в органы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Об органах, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) в трудовой сфере, см. комментарий к статьям главы 57 ТК РФ. Об органах, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда, см. комментарий к ст.216.

1;
— право на обращение в органы власти, к работодателю, а также к представителям сторон социального партнерства по вопросам охраны труда.

Вопросы рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
— право на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (см. ч.1 ст.213 и комментарий к ней). Данное право является одновременно и обязанностью работника согласно ст.214 ТК РФ;

— право на компенсации в случае занятия работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ТК РФ предусматривает для данной категории работников следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст.92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней (ст.

117 ТК РФ); повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст.147 ТК РФ).

Комментируемая статья предусматривает, что при обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждаемом результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам выплачиваться не будут.

Статья 219 ТК РФ. (Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда) — вопрос №6196546. 9111.ru

Ликвидация организации — это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Основанием увольнения работников по п.1 ст.81 ТК РФ является принятое решение о прекращении юридического лица.

Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, установленном ст.ст.63 — 65 Гражданского кодекса РФ.

После принятия соответствующим органом решения о ликвидации юридического лица или судом решения о признании должника банкротом работники организации должны быть персонально и под расписку предупреждены за два месяца о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (ст.180 ТК РФ).

Очевидно, что если при сокращении численности (штата) работников трудовые договоры расторгаются не со всеми работниками организации, то при ликвидации организации прекращаются трудовые отношения этой организации со всеми ее работниками.

При увольнении по п.1 ст.81 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие (см. с. 35).

Днем увольнения работника считается день прекращения трудового договора, а не день фактической ликвидации организации. Действительно, ни в п.1 ст.81, ни в ст.180 ТК РФ нет указаний на то, что трудовые договоры с работниками в случае ликвидации организации должны прекратиться именно в момент фактической ликвидации организации.

Достаточным основанием для расторжения трудовых договоров является принятие решения о ликвидации. Процесс же увольнения работников может продолжаться некоторое время. Невозможность продолжения трудовых отношений сама по себе не означает, что дата увольнения работника устанавливается со времени прекращения деятельности организации.

  • Более подробнее
  • Порядок увольнения персонала ликвидируемой организации
  • Увольнение персонала ликвидируемой организации осуществляется на основании приказа ее руководителя.

В соответствии со ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Читайте также:  Налоговые ставки транспортного налога на 2021 годы

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Записи об увольнении в трудовые книжки работников вносятся ликвидационной комиссией на основании приказов об увольнении. Уволенный в связи с ликвидацией организации работник получает выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Среднемесячный заработок сохраняется за работником на период трудоустройства, но не более чем на два месяца с момента увольнения (с зачетом выходного пособия).

Данный порядок увольнения распространяется на всех работников ликвидируемой организации, в том числе на руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии со ст.140 ТК РФ установлены сроки расчета работников при увольнении.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

  1. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения работника выплатить не оспариваемую им сумму.
  2. При увольнении работника в связи с ликвидацией организации, помимо заработной платы, работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.
  3. Компенсация за неиспользованный отпуск

На основании ст.127 ТК РФ при ликвидации организации работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск определяется средний заработок увольняемого работника согласно ст.139 ТК РФ.

  • Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
  • Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца посредством деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
  • Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется посредством деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
  • В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

С компенсации за неиспользованный отпуск удерживается налог на доходы физических лиц, но на сумму компенсации не нужно начислять единый социальный налог (ст.238 НК РФ) и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) (ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Выходное пособие

В соответствии со ст.178 ТК РФ, кроме компенсации за неиспользованный отпуск, работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В некоторых случаях выплачивается средний заработок за третий месяц, но это возможно, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и не был трудоустроен.

Для расчета среднемесячного заработка сотрудника организации необходимо руководствоваться ст.139 ТК РФ.

Согласно ст.ст.217 и 238 НК РФ выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, на него не начисляются страховые взносы в ПФР.

Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда

§ 1. Глава 36 Кодекса содержит нормы об обеспечении права работников на охрану труда. Она предусматривает в ст. 219 право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; в ст. 220 закреплены общие гарантии права работников на охрану труда, а в ст.

224 — дополнительные гарантии этого права для некоторых категорий работников.  В главу включен также ряд статей о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (ст.

227 — 231 Кодекса), что, по нашему мнению, относится к предупредительному надзору и контролю за охраной труда и следовало поместить в другую главу.

§ 2. Название ст. 219 аналогично названию ст. 37 Конституции РФ «Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены».

§ 3. В ст. 219 перечисляются компоненты содержания права работника на охрану труда. Это право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда (см. ст.

211 Кодекса и комментарий к ней), обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом и т.д.

Последнее означает, что при трудовом увечье и профессиональном заболевании застрахованный работодателем работник (его семья при его гибели) может получить возмещение материального вреда со страховщика, а с работодателя — компенсацию за моральный вред от такого увечья (травмы) в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

§ 4.

 Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, органов надзора и контроля за охраной труда и других соответствующих государственных и профсоюзных органов о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов как при приеме его на данный вид труда, так и в процессе его трудовой деятельности, если возникают новые риски и опасности повреждения здоровья. Работодатель обязан обеспечить техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие требованиям охраны труда, а работник имеет право на них.

§ 5. Работник может отказаться от выполнения работ, если возникает опасность для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения опасности. Такой отказ не является нарушением трудовой дисциплины.

§ 6. Работник имеет право на обеспечение бесплатно за счет работодателя средствами индивидуальной и коллективной защиты по нормам и срокам использования, предусмотренным трудовым законодательством. Эти средства должны быть надлежащего качества.

  Проведение же работ по обязательной сертификации средств производства, оборудования на соответствие требованиям государственных стандартов согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

§ 7. Работник имеет право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя уже при приеме его на работу. Такое обучение проводится путем предварительного (при приеме на работу), текущего и других видов инструктажа, а также организации группового или индивидуального технического обучения в разных его формах.

§ 8. Работник имеет право на бесплатную профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации его рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда. При реализации этого права работнику часто необходима поддержка профсоюзного органа, поскольку практика показывает, что работников в таких случаях просто увольняют по сокращению численности.

§ 9.

 Работник вправе делать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охраной труда, органами экспертизы условий труда и органами профсоюзного контроля за охраной труда. В первую очередь он обращается для этого в профсоюзный комитет организации и местный орган Гострудинспекции. Работодатель должен постараться сам устранить все недостатки по охране труда данного работника на его рабочем месте.

§ 10. По вопросам охраны труда работник имеет право обращаться не только к работодателю, но и в органы государственной власти, местного самоуправления, представительные органы работодателей и работников.

§ 11. Работник имеет право на личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов обеспечения безопасности его рабочего места и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Он может сделать свои замечания по протоколу расследования такого случая.

§ 12. Работник в соответствии с медицинскими рекомендациями имеет право на внеочередной медицинский осмотр с сохранением на это время места работы и среднего заработка. Такое медицинское обследование с теми же условиями может проводиться и не один день в условиях стационара (см. также ст. 185 Кодекса и комментарий к ней).

§ 13. Работники, занятые на тяжелых работах и с вредными или опасными условиями труда, имеют право на компенсации, установленные законом, коллективным или трудовым договором, соглашением (см. ст. 147 Кодекса и комментарий к ней).

  Размеры компенсаций таким работникам устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  Повышенные (или дополнительные) компенсации (по сравнению с федеральным законодательством) могут устанавливаться локальными нормативными актами организации, принятыми в порядке ст. 372 ТК.

  Новая редакция комментируемой статьи закрепляет право работодателя не устанавливать указанные выше компенсации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда (если они подтверждены результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *