Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами

Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами — одно из направлений взаимодействия с контролирующими органами. Рассмотрим порядок расчета сумм страхвзносов, алгоритм их учета, а также нюансы учета взаиморасчетов с ФСС.

Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников.

Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и соиальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей.

В 2021 году контролирующими органами — фондами для нас являются ФНС и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.

Напомним, что в 2017 году Фонды передали администрирование взносов в ФНС. Что делать, если Фонды передали налоговикам неверное сальдо расчетов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам.

Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля.

Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.

Есть несколько видов начислений:

  • пенсионные;
  • медицинские (взносы в ФФОМС);
  • взносы на обязательное соцстрахование на случай больничного и в связи с материнством;
  • взносы по страхованию от несчастных случаев.

Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).

ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!

Какие выплаты облагаются взносами:

  1. Выплаты сотрудникам по заключенным трудовым договорам (зарплата, премии, отпускные и т. д.)
  2. Выплаты по гражданско-правовым договорам. Это могут быть заключенные договора на выполнение каких-либо работ, оказание услуг и т. д.

Подробнее об обложении взносами расчетов по договорам ГПХ читайте в нашей статье «Договор подряда и страховые взносы — нюансы обложения».

Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.

Подробнее о таких выплатах читайте в нашей статье «Что не подлежит обложению страховыми взносами».

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2021 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

На данный момент действуют следующие ставки:

Облагаемая база ПФР ФСС ФФОМС Итого
Не превышает установленную предельную величину, % 22 2,9 5,1 30
Больше установленного предела, % 10 0 5,1 15,1

Остальные тарифы см. в материале «Тарифы страховых взносов в таблице».

ВНИМАНИЕ! С 01.04.2020 Президент РФ В.В. Путин снизл вдове ставки по страховым взносам для субъектов малого предпринимательства. Подробности см. здесь.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.

Об этих тарифах подробно рассказано в этом материале.

Бухучет расчетов с внебюджетными фондами

Для бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению». К нему открываются субсчета для каждого вида расчетов.

Рассмотрим типовые проводки по начислению взносов в фонды:

Счет Дт Наименование счета Кт Содержание операции
20,25,26 «Основное производство»
  • 69.01 «Расчеты с ФСС по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства»
  • 69.02 «ОПС»
  • 69.03 «Расчеты с федеральным ФОМС»
  • 69.11 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Начисление взносов в зависимости от вида на производственном предприятии
44 «Расходы на продажу» Начисление взносов в торговой организации
08 «Внеоборотные активы» Начисление взносов при строительстве, когда зарплата работников формирует первоначальную стоимость объекта
69 51 «Расчетный счет» Уплата взносов (по субчетам)
69 «Пени» 51 «Расчетный счет» Уплата пени
69 70 «Зарплата работников» Пособие, возмещаемое из ФСС

Как правило, ежемесячно мы уплачиваем все начисленные по указанной выше формуле взносы. Но если у вас были начислены больничные или сотрудница ушла в декретный отпуск — ситуация изменится.

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению отображается проводкой Дт 69 «Взносы» Кт 70 «Расчеты по оплате труда». Такой проводкой вы начислите больничный (за те дни, которые оплачивает ФСС) — соответственно, к уплате по итогам месяца сформируется не рассчитанный с зарплаты страховой взнос, а сальдо счета 69 на конец месяца. Здесь у вас два варианта действий:

  1. Вы оплачиваете полностью рассчитанные взносы, подаете документы в ФСС и после поступления денег на расчетный счет оформляете это проводкой Дт 51 Кт 69.
  2. Либо вы сразу, в пределах одного календарного года, уменьшаете сумму начисленных страховых взносов на сумму рассчитанного больничного.

Как провести зачет и возврат страховых взносов, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов бесплатно.

Как выплачиваются пособия с 01.01.2021 в рамках всеобщего пилотного проекта ФСС, читайте здесь.

Пример бухгалтерских проводок по расчетам с внебюджетными фондами

Рассмотрим учет страховых взносов в бухгалтерии на примере.

ООО «Книги» продает печатную продукцию. Заработная плата за февраль составила 120 000 руб. Сотрудница предоставила больничный лист на сумму 5 600 руб. (из них за счет работодателя 2 300, за счет ФСС — 3 300). Отразим все операции бухгалтерскими проводками:

Дт 44 Кт 70 — 120 000 руб. — начислена заработная плата.

Дт 70 Кт 68.01 «НДФЛ» — 15 600 руб. — удержан НДФЛ с зарплаты.

Дт 44 Кт 69.01 — 3 480 руб. (120 000 × 2,9%) — начислен страховой взнос в ФСС.

Дт 44 Кт 69.02 — 26 400 руб. (120 000 × 22%) — начислен страховой взнос в ПФР.

Дт 44 Кт 69.03 — 6 120 руб. (120 000 × 5,1%) — отражен страховой взнос в ФФОМС.

Дт 44 Кт 69.11 — 240 руб. (120 000 × 0,2%) — начислен взнос на «травматизм».

Дт 44 Кт 70 — 2 300 руб. — отражено начисление по больничному листу.

Дт 69 Кт 70 — 3 300 руб. — начислен расчет по больничному листу в части, возмещаемой ФСС.

Дт 69.01 Кт 51 — 180 руб. (3480 – 3300) — уплачены взносы в ФСС.

Дт 69.02 Кт 51 — 26 400 руб. — уплачены взносы в ПФР.

Дт 69.03 Кт 51 — 6 120 руб. — уплачены взносы в ФФОМС.

Дт 69.11 Кт 51 — 240 руб. — уплачен взнос «на травматизм».

Итоги

Внебюджетные фонды РФ созданы для накопления и целевого использования денежных средств в соответствии с государственными проектами социально-экономического развития государства. Фонды пополняются за счет средств работодателей.

Для корректного учета бухгалтеру необходимо быть в курсе актуальных на данный момент налоговых ставок, тарифов и лимитов доходов.

Правильный учет страховых взносов, как и любых других обязательных платежей, позволит избежать начислений штрафов и пени. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Учет расчетов с внебюджетными фондами. Бухгалтерский и налоговый

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Как исправить ошибки в расчетах с бюджетом и внебюджетными фондами?

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС.

Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму.

Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Как организации получить справку об отсутствии задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды?

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.
Читайте также:  Если зарплата не выплачена - правильное заполнение 6-НДФЛ

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов.

Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы.

Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения.

Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке.

Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244.

Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов.

При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета.

В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год.

Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров.

Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ.

Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам

Определение 1

Внебюджетные расчеты (расчеты с бюджетом) – это нетоварные расчеты. К такого рода расчетам относят весь перечень расчетов экономического субъекта, которые не связаны с покупкой или реализацией товаров либо готовой продукции, а также с выполнением работ, оказанием услуг и т. д.

Таким образом, к внебюджетным расчетам и расчетам с бюджетом относят:

  • расчеты по налогам и сборам (платежи по налогу на прибыль организацией, земельные и транспортные налоги, плата за негативное воздействие на окружающую среду);
  • акцизы по соответствующим группам продукции (например, табачные изделия и алкогольные напитки);
  • пени, неустойки, штрафы за искажение отражения и исчислений налоговых платежей экономическим субъектом и т.д.

Замечание 1

Как правило, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами осуществляются на основании платёжных поручений, сформированных хозяйствующим субъектом для банковской организации.

Бухучет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Для отражения сведений по операциям с бюджетом и внебюджетными фондами предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Аналитический учет по данному бухгалтерскому учету реализуется в детализации по каждому из видов платежей.

Замечание 2

Стоит отметить, что по различным платежам обороты могут быть как дебетовыми, так и кредитовыми.

Однако, при отражении операция по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» очень важно отражать сведения не только по видам платежей, но и источники их возмещения, т.е. источник денежных средств для оплаты того или иного платежей, осуществляемого экономическим субъектом. Среди источников финансирования возмещения налогов выделяют следующие:

  • относимые на счета реализации – например, НДС, акцизы на некоторые виды реализованных товаров в отчетном периоде;
  • включаемые в себестоимость продукции, товаров, услуг, вложений – например, вложения во внеоборотные активы хозяйствующей единицы, 20 «Основное производство», 29 «Обслуживающие производства»;
  • уплачиваемые за счет полученной хозяйствующей единицей прибыли до налогообложения – например, налог на имущество организаций, налог на рекламу (расходы на продвижение);
  • уплачиваемые за счет полученной хозяйствующей единицей чистой прибыли – например, налог на прибыль организаций за отчетной период, плата за право осуществлять торговую деятельность.

Начисленные платежи и сборы могут быть отражены следующей проводкой:

Дт 20 «Основное производство» / 26 «Общехозяйственные расходы» / 29 «Обслуживающие производства» и т.д. Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»

  • Оплата таких налоговых задолженностей отражается следующей проводкой:
  • Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 51 Расчетные счета».
  • Согласно действующих нормативных и правовых актов все юридические лица, а также индивидуальные предприниматели осуществляют платежи во внебюджетные фонды, а именно:
  • Фонд социального страхования (ФСС РФ);
  • Пенсионный фонд (ПФ РФ);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Например, платеж в ФСС в бухгалтерском учете хозяйствующей единицы может быть отражен с помощью бухгалтерской проводки:

Дт 20 «Основное производство» / 26 «Общехозяйственные расходы» / 29 «Обслуживающие производства» и т.д. Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Суммы, уплаченные в ФСС могут быть расходованы для удовлетворения различных потребностей, регламентированных действующим законодательством. Так, например, из таких сумм могут быть оплачены пособия по временной нетрудоспособности. Данная операция отразиться такой бухгалтерской проводкой:

Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Учет расчетов с внебюджетными фондами

  • Для учета расчетов с внебюджетными фондами используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
  • К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
  • · 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»;
  • · 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
  • · 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
  • На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
  • На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
  • На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
  • При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.
  • Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
  • · счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, — в части отчислений, производимых за счет организации;
  • · счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — в части отчислений, производимых за счет работников организации.
  • Кроме того, по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» — суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
Читайте также:  Курортный сбор в Краснодарском крае-2018 — берут или нет?

По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Расчеты с Пенсионным Фондом. Отчисления в Пенсионный Фонд производятся за счет издержек производства и обращения и прочих источников.

  1. Страховые взносы начисляются на виды оплаты труда, из расчета которых начисляется пенсия, в том числе вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.
  2. Учет расчетов с пенсионным фондом ведут на пассивном счете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».
  3. К нему открываются субсчета:

69.2.1 — отчисления на накопительную часть трудовой пенсии.

69.2.2 — отчисления на страховую часть трудовой пенсии.

Расчеты с Фондом Социального страхования. Отчисления в Фонд социального страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников.

Отчисления в фонд социального страхования, сформированного на предприятии, используются для выплаты пособий по государственному страхованию работникам предприятия, а неиспользованный остаток отчислений перечисляется в фонд социального страхования.

Учет отчислений в ФСС ведется на пассивном счете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование осуществляется с целью гарантии гражданам при возникновении страхового случая оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств, накапливаемых в фондах обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает медицинский полис.

Отчисления с фонда обязательного медицинского страхования производятся за счет издержек производства и обращения и других источников.

Операции по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами: отражение в бухгалтерском учете

В системе расчетных отношений денежные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами занимают особое место. Основным нормативным документом, в соответствии с которым устанавливаются перечень налогоплательщиков, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налогов и сборов, является НК РФ (части первая и вторая).

Объектами налогообложения являются доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество и другие объекты, установленные законодательством.

Организация их аналитического учета должна обеспечить получение информации по каждому виду налога в бюджет и сборов во внебюджетные фонды. С этой целью организации открывают к соответствующим синтетическим счетам субсчета по направлениям платежей. Предприятия как работодатели обязаны производить отчисления в фонды социального страхования и обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.

2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» организации исчисляют страховые взносы в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФФОМС и ТФОМС. Ставки страховых взносов установлены законодательно по отношению к выплатам и иным вознаграждениям, начисленным в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. При выплате вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из цен, указанных сторонами договора. Расчеты по страховым взносам приурочены по времени к периоду начисления и выплате зарплаты.

Таблица 1

Ставки страховых взносов (%)

Виды социального страхования 2010 г. 2011 г.
ПФР 20 26
ФСС 2,9 2,9
ФФОМС 1,1 2,1
ТФОМС 2 3

Организации обязаны уплачивать в ФСС РФ дополнительные страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.

1999 N 975 «Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска» утвержден перечень организаций, относимых к тому или иному классу профессионального риска. Тариф устанавливается в зависимости от класса профессионального риска ОКВЭД страхователя. До 15 апреля каждого года необходимо подтверждать основной вид экономической деятельности.

Каждому классу (22 класса) установлен свой тариф страховых взносов (от 0,2 до 8,5). Часть сумм, отчисляемых на социальное страхование, используется при начислении пособий по оплате больничных листов, а также по беременности и родам.

Средства обязательного социального страхования направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Для отражения расчетов по социальному страхованию предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты субсчета:

— 69-1 «Расчеты по социальному страхованию»; — 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»; — 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Учет расчетов по оплате труда предполагает решение двуединой задачи. С одной стороны, исчисление суммы оплаты труда по всем основаниям, причитающимся каждому работнику, и определение на этой основе задолженности предприятия перед персоналом; с другой стороны, отнесение затрат на издержки производства. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством (ст. 135 ТК РФ). Организации самостоятельно устанавливают штатное расписание, формы и системы оплаты труда.

Аналитический учет расчетов с работниками по оплате труда ведется по каждому работнику организации. В качестве регистра аналитического учета может использоваться лицевой счет (ф. N Т-54).

Подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие операционные, административные и командировочные расходы.

Организации выдают денежные авансы под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определенные руководителями организаций.

Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций. Выдача наличных денежных средств под отчет оформляется расходным кассовым ордером на основании приказа руководителя, заявления работника. Сумма аванса определяется по предварительному расчету. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, представить в бухгалтерию авансовый отчет (ф. N АО-1). В нем фиксируются все фактические расходы по командировке или произведенные хозяйственные расходы. К авансовому отчету прилагаются первичные документы, подтверждающие суммы фактических расходов. Бухгалтер проверяет авансовый отчет и производит бухгалтерские записи, отражающие произведенные расходы. Руководитель организации утверждает авансовый отчет. Новый аванс работникам выдается только после расчета по предыдущему. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещено. Возврат неиспользованных сумм аванса оформляется приходным кассовым ордером, перерасход выдается из кассы по расходному кассовому ордеру. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, могут быть удержаны из заработной платы работника. Если данные средства не могут быть удержаны из заработной платы (сумма превышает 20% начисленной заработной платы), то они списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а затем относятся на субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Расчеты с персоналом по прочим операциям включают расчеты по выданным работникам займам на индивидуальное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков, обзаведение домашним хозяйством, по взысканию материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач, хищений денежных, материальных и других видов ценностей.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Согласно ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. В случае недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, на него возлагается полная материальная ответственность (п. 2 ст. 243 ТК РФ). Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются с работниками, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество (ст. 244 ТК РФ). Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Расчеты с учредителями

Расчеты с учредителями осуществляются по: — вкладам в уставный капитал; — выплате доходов и другим операциям организации с акционерами акционерного общества, участниками хозяйственного товарищества, участниками простого товарищества, членами кооператива; — вкладам в уставный фонд государственных или муниципальных органов; — выплате доходов государственным и муниципальным органам. Унитарные предприятия для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, открывают к счету 75 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу». Учет ведут аналогично учету расчетов по вкладам в уставный капитал.

Дивиденды в акционерном обществе начисляются на основании протокола и решения собрания акционеров, по справке бухгалтерии, в которой отражаются суммы удержанных налогов.

Читайте также:  Отчет о предпенсионерах в 2019 году

Курсовая работа (теория): Учёт расчётов с внебюджетными фондами

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение
  • . Теоретически основы исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
  • 1.1 Теоретико-методические аспекты функционирования внебюджетных фондов
  • .2 Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов
  • .3 Организационно-экономическая характеристика
  • 2. Бухгалтерский учёт страховых взносов и страховых выплат
  • 2.1 Система страховых взносов на обязательное социальное страхование и пенсионное обеспечение
  • .2 Синтетический и аналитический учет страховых взносов
  • .3 Порядок составления отчетности во внебюджетные фонды
  • 3. Анализ расчётов с внебюджетными фондами
  • 3.1 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды
  • .2 Анализ расчетов с внебюджетными фондами
  • .3 Подходы к минимизации страховых взносов
  • Заключение
  • Список используемых источников
  • ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта.

Доходы и расходы бюджета — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во всех новых расходах, требовавших средств для своего покрытия.

Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование.

В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

  1. Цель выпускной квалификационной работы — изучить сущность и бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами.
  2. Задачи выпускной квалификационной работы:
  3. ·Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов.
  4. ·Рассмотреть правовой статус и классификацию внебюджетных фондов.
  5. ·Проанализировать правовую основу функционирования государственных внебюджетных фондов.

·Ознакомиться и провести анализ методики бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами в организации — Филиал ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» г. Светлоград.

Объект исследования — страховые взносы в организации Филиал ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» г. Светлоград.

Предмет исследования — государственные внебюджетные фонды.

В процессе исследования вопросов теории и практики порядка учета расчетов с внебюджетными фондами использовались труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам экономики.

В ходе исследования использовались работы ученых, посвященные экономике, учету, анализу деятельности предприятий: Г.Ю. Касьяновой,

Петров А.М, В.В. Бармина, С.В. Барулина, В.С. Боголюбова, Л.Н. Гольцмана, Е.Н. Жильцова, Л.К. Зайцева, Также были изучены труды отечественных ученых, посвященные проблемам бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по НДС Ю.А. Бабаева, А.С. Бакаева, П.С.

Безруких, М.А. Вахрушиной, Л.Т. Гиляровской, Ю.А. Данилевского, В.Б. Ивашкевича, Н.П. Кондракова, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, В.А. Пипко, Л.В. Сотниковой. Кроме того, использовались работы зарубежных ученых: Х. Андерсона, Й. Бетге, Д. Ирвина, Р. Энтони.

  • Общей методологической основой выпускной квалификационной работы является экономический анализ, сравнительный метод и комплексный подход к исследованию.
  • Структура выпускной квалификационной работы — введение, три главы, заключение, список используемых источников, приложения.
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
  • .1 Теоретико-методические аспекты функционирования внебюджетных фондов

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

·Пенсионный фонд Российской Федерации Внебюджетные средства — это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды — это способ организации государственных финансовых ресурсов.

Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с расширением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей.

Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялось. С формированием капитализма происходит унификация специальных фондов.

Сегодня в отдельных развитых странах насчитывается от 30 до 80 специальных фондов, которые формируются, в основном, двумя способами:

·Выделяются из государственных или местных бюджетов.

·Создаются по особому решению законодательного органа.

Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определяется задачами, для реализации которых создаются фонды.

По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными (в соответствии с уровнями государственного управления). В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.

  1. Что касается социальных фондов, то они подразделяются на три группы, как было сказано раннее, это:
  2. Рисунок 1 — Структура внебюджетных фондов
  3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — вид обязательного социального страхования В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
  4. ·Осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
  5. ·Разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование.
  6. ·Осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС.
  7. ·Выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
  8. ·Осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования.
  9. ·Осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
  10. ·Осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования.
  11. ·Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
  12. ·Участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан.
  13. ·Осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации.
  14. ·Организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования.
  15. ·Изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
  16. ·Обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования.
  17. ·Участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования.
  18. ·Ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
  19. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
  20. Функции фонда социального страхования:
  21. Рисунок 2 — Функции фонда социального страхования
  22. Пенсионный фонд (ПФР) — фонд .2 Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов
  23. Работодатели (как организации, так и индивидуальные предприниматели) обязаны уплачивать следующие страховые взносы:
  24. ·Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование.
  25. ·Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  26. ·Страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *