Декларация по земельному налогу опять изменится

Уплата земельного налога является законодательной обязанностью для физических и юридических лиц, которые владеют таким видом недвижимости, как земельный участок.

Причем для последней категории плательщиков обязательным условием является не только внесение денежных средств, но также заполнение и сдача специального документа — налоговой декларации. Об особенностях правильного оформления и заполнения данного документа — далее в статье.

Кто должен заполнять?

Общий перечень субъектов, на которых возлагается законодательная обязанность по уплате земельного налога, перечислен в ст. 398 НК РФ. В соответствии с данной статьей, плательщиками в этом случае являются владельцы земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования или городов федерального значения.

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • юридические лица (государственной, муниципальной или частной формы собственности);
  • физические лица-граждане;
  • физические лица, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (ИП);

При этом они должны владеть землей на следующих правах:

Кроме этого, значение имеет и категория земли — некоторые виды участков также не подлежат налогообложению.

Декларация по земельному налогу опять изменитсяВсе субъекты, владеющие земельными наделами на одном из трех перечисленных выше прав и не обладающие никакими льготами, обязаны уплачивать данный налог. Однако на юридических лиц возлагается еще одно дополнительное обязательство — заполнение и сдача специального налогового документа, то есть декларации.

Что касается индивидуальных предпринимателей, которые до 2015 года также должны были сдавать декларацию, то для них данная обязанность была отменена после внесения в НК РФ определенных поправок.

Сроки заполнения и сдачи

Декларация по земельному налогу опять изменится

Небольшое продление срока возможно только в том случае, если крайняя дата сдачи выпадает на нерабочий день (выходной или праздничный).

В случае нарушения сроков сдачи документа (или при полном игнорировании этой обязанности) для плательщика установлена определенная ответственность, а именно штраф в размере:Декларация по земельному налогу опять изменится

  • 5% от суммы неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб. и не более 30% от этой величины — в отношении организации (в соответствии со ст. 119 НК РФ);
  • от 300 до 500 руб. — для должностного лица, который несет ответственность за сдачу данного документа (это установлено ст. 15.5 КоАП РФ).

Что касается органа для обращения, то им является территориальное подразделение ФНС того региона, в котором расположен конкретный земельный участок. Стоит учесть, что если объектов недвижимости несколько и они расположены в разных субъектах РФ, то и документов будет заполняться и сдаваться несколько, по каждому из них.

Помимо соблюдения сроков сдачи, важным условием также является и правильное заполнение документа.

Ведь при наличии в нем ошибок или неточностей он не будет принят сотрудниками ФНС, а вернется плательщику для исправления недоработок. Это, в свою очередь, может привести к нарушению сроков и наложению штрафа.

Содержание

Бланк декларации имеет установленную форму и утвержден законодательно, посредством приказа ФНС России от 28.10.11 № ММВ-7-11/696@ (далее — Приказ). Его объем довольно небольшой, документ состоит из таких частей:Декларация по земельному налогу опять изменится

  1. Титульный лист. Здесь приводится подробная информация о компании, которая является плательщиком налога.
  2. Первый раздел «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет». В этом разделе содержатся суммы авансовых платежей по налогу, которые были уплачены за отчетный период, а также его общая сумма.
  3. Второй раздел «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Здесь более подробно расписывается алгоритм определения этой величины и отображаются необходимые для расчетов показатели.

Более подробно правила и особенности заполнения каждого из данных разделов будут приведены далее.

В сам документ за последние несколько лет никакие изменения не вносились, однако корректировки могли коснуться различных кодов и справочников, которые пользуются при его подготовке. Поэтому все эти моменты стоит учитывать перед заполнением декларации и, при необходимости, перепроверять отображаемые там данные.

Общие правила заполнения

Все разделы декларации должны быть заполнены в соответствии с требованиями, которые содержатся в Приказе.

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • Значения всех стоимостных показателей должны быть внесены в полных рублях. Если после расчетов показатель получился с копейками, то он округляется в соответствии с общими арифметическими правилами: если копеек меньше 50, то в меньшую сторону, в противном случае — в большую сторону.
  • Все страницы документа имеют сквозную нумерацию. Начинается она с Титульного листа и не зависит от количества заполняемых разделов, а также их наличия или отсутствия. Номер страницы записывается в специальном поле слева направо в таком виде: 005 — для третьей страницы, 015 — для пятнадцатой, 105 — для сто пятой.
  • Исправление ошибок при помощи корректирующих средств не допускается. Также под запретом подчистки, опечатки или описки в тексте, жирные зачеркивания, использование ластика или корректора. При необходимости внесения изменений ошибочные сведения должны быть зачеркнуты одной тонкой линией, после чего рядом с ними должны быть указаны верные данные, а также подпись и фамилия лица, который сделал запись.
  • При заполнении декларации могут быть использованы чернила следующих цветов: черного, синего, фиолетового. Текст может быть выполнен от руки или набран на компьютере. Все буквы текстовых полей обязательно должны быть печатными.
  • Двусторонняя печать бланка не допускается. Каждая страница должна быть распечатана на отдельном листе. Также запрещается скреплять листы способами, которые могут нанести вред бумажному носителю (например, сшивать или скреплять степлером).
  • Заполнение всех полей осуществляется слева направо, начиная с первого знакоместа. Каждое поле предназначено для внесения в него только одного показателя (кроме дробей, которые могут занимать несколько полей). Если какой-то из показателей отсутствует, то в соответствующем поле проставляется прочерк.

В принципе, данные требования не являются уникальными — они установлены для большинства деклараций и официальных документов, которые сдаются в государственные органы.

Однако их соблюдение обязательно, ведь в противном случае в принятии документа может быть отказано.

При сдаче документа в бумажном виде необходимо подготовить два его экземпляра, поскольку один будет сдан в налоговый орган, а второй, с соответствующей отметкой — возвращен плательщику. Сделать это можно как лично, так и при помощи почты или через законного представителя.

Внесение данных по разделам

Каждый раздел декларации предназначен для отображения определенной информации, которая вносится в соответствии с законодательными требованиями. Поэтому стоит рассмотреть содержание каждого раздела более подробно:

Титульный лист

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • ИНН и КПП (в соответствии с документацией компании);
  • номер корректировки (в случае первичной сдачи ставится ноль, при уточненной — 1, 2, 3 и т. д.);
  • налоговый период (его код);
  • отчетный год;
  • код подразделения ФНС, куда подается документ;
  • код вида экономической деятельности по ОКВЭД;
  • полное название компании;
  • контактный номер телефона;
  • количество страниц документа.

Внизу представитель плательщика ставит полностью свои ФИО и подпись, а также печать предприятия.

Первый раздел

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • код бюджетной классификации;
  • код ОКТМО;
  • установленная сумма налога как за весь период, так и за каждый квартал.

Достоверность данной информации также подтверждается подписью уполномоченного лица.

Второй раздел

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • кадастровый номер надела;
  • снова код бюджетной классификации;
  • и код ОКТМО;
  • период строительства (если на участке ведутся работы подобного вида);
  • кадастровая стоимость земельного участка;
  • код льготы и величина суммы, которая не облагается налогом (при наличии льгот);
  • размер налоговой базы;
  • величина ставки;
  • длительность владения участком (указывается в количестве полных месяцев);
  • рассчитанная сумма к оплате.

В случае же появления каких-то трудностей стоит воспользоваться данными из Приказа, в которых содержится достаточно подробная инструкция по заполнению каждого раздела и поля документа.

Необходимые приложения

В Приказе приведены не только общие правила заполнения и оформления декларации, но также и перечень определенных приложений, которые могут понадобиться ответственному лицу при ее заполнении.

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • Приложение №1. Коды, определяющие налоговый период. В общих случаях данным периодом является календарный год, однако предусмотрен еще и вариант, когда компания ликвидируется.
  • Приложение №2. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации. Для каждой из этих форм (слияния, разделения и т. п.) предусмотрено свое цифровое значение.
  • Приложение №3. Коды предоставления налоговой декларации по земельному налогу. При помощи этого приложения определяется код, отображающий, куда именно подается декларация (по месту расположения участка, учета плательщика и т. п.).
  • Приложение №4. Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган. Это может быть бумажный или электронный носитель, личное предоставление или почтовая отправка и т. п.
  • Приложение №5. Справочник категорий земли. Для каждой из предусмотренных в законодательстве категорий (промышленных, водного или лесного фонда и т. п.) также существует свой код.
  • №6. Коды налоговых льгот. При наличии определенных льгот это отображается в декларации соответствующим цифровым значением, в зависимости от их характера и вида.

Данных кодов не очень много, поэтому выбор правильного и уместного для конкретной ситуации значения не составит для плательщика особого труда.

Особенности уточненной декларации

В том случае, если предоставленная в налоговый орган декларация содержала какие-то ошибки или неточности при расчете налога, обнаруженные только после ее сдачи, плательщик обязан подготовить и предоставить новый образец документа.

Обязательным ее предоставление является в том случае, если ошибка привела к недоплате налога в бюджет. Если ситуация противоположная (то есть денег было заплачено больше), право выбора остается за плательщиком (это значит, что он может и не подавать ее).

Читайте также:  Банковская выписка по расчетному счету, образец, как получить

Если документ был сдан до истечения срока подачи основной декларации или до того момента, как ошибка в расчетах была обнаружена сотрудниками ФНС, никакая ответственность к плательщику применяться не будет. В остальных случаях ему необходимо будет внести штраф и пеню за каждый день просрочки, предусмотренные за несвоевременную подачу декларации.

  • Кроме этого, подача «уточненки» обычно грозит для предприятия повышенным вниманием со стороны налоговых органов и может привести даже к проведению внеплановой проверки (в случае ее сдачи после окончания сроков).
  • Поэтому основной экземпляр документа лучше сдавать в органы ФНС заранее, сразу после окончания налогового периода.
  • Это позволит в случае обнаружения ошибок сдать уточненную декларацию вовремя.

Со стороны налоговых органов организации и предприятия всегда вызывают наибольший интерес и контроль, который касается не только своевременной уплаты налогов, но и предоставления необходимой документации. При заполнении декларации по земельному налогу необходимо обязательно использовать форму, утвержденную Приказом ФНС, и учитывать правила и требования, установленные в данном документе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Земельный налог

Декларация по земельному налогу опять изменится

  • Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.
  • Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.
  • Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы.
  • Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 1,5% в отношении прочих участков.

Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

Как узнать кадастровую стоимость земли?

Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

Кадастровую стоимость земли можно узнать, направив запрос в Росреестр через сайт (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_2). Можно сделать запрос в территориальном отделении ведомства. Тогда чиновники выдадут кадастровую справку.

Если кадастровая стоимость участка не установлена, но земельный налог платить не нужно

Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

  • изменения вида разрешенного использования;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади земельного участка.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год

=

Кадастровая стоимость земельного участка

X

Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога за неполный год

=

Сумма земельного налога за год

  1. Х
  2. Количество полных месяцев владения участком в году
  3. 12

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

Льготы по земельному налогу

В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по земельному налогу

=

Кадастровая стоимость земельного участка

  • Х
  • Ставка налога
  • 4

По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

  1. Сумма земельного налога к уплате за год
  2. =
  3. Сумма земельного налога за год
  4. Сумма авансовых платежей

Срок уплаты авансовых платежей и налога за год устанавливает местными органами власти.

Срок уплаты налога за год — не ранее 1 февраля следующего года

Декларация по земельному налогу

Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

Формы налоговой декларации по земельному налогу:

  • за 2019 год,
  • за 2018 год,
  • за 2017 год,
  • за другие года.

Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

Чиновники обязаны рассчитать налог и направить землевладельцу налоговое уведомление. В уведомлении указывается размер налога, кадастровый номер и местонахождение участка, срок оплаты и т.д.

Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2019 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2020 года.

За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

Можно ли уменьшить земельный налог?

Советуем попытаться!

  1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
  2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
  3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

Уточняем плату за землю: теоретические аспекты

Чтобы понять правила корректировки платы на землю, следует помнить, что плательщики этого местного налога могут выбрать один из способов подачи отчетности (ст. 286 НКУ):

1) подать одну годовую декларацию (п. 286.2 НКУ);

2) вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать отчетную месячную декларацию (п. 286.3 НКУ).

Вспомнить правила отчетности можно в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 12, с. 10, 20.

Большинство плательщиков платы за землю подают одну годовую налоговую декларацию. Подача месячной декларации — это экзотика. Поэтому и акцент в материале будем делать на уточнении именно годовых деклараций.

  • Учитывая это, плательщики платы за землю
  • должны уточнить размер начисленного налога в годовой декларации не только при допущении ошибок при расчете налога, но и в случае изменения информации об объектах налогообложения в течение года
  • В частности, приходится:
  • — доначислять налог за вновь приобретенные земли или по вновь заключенным договорам аренды, а также в случае изменения (обычно увеличения) НДО этих земель или ставок налога в случае, если изменения произошли в середине года.
Читайте также:  Как заполняется строка 220 листа 02 декларации по налогу на прибыль?

Внимание! Изменение НДО посреди года может произойти только в том случае, когда органы местного самоуправления предусмотрят это в решении, которое принято в соответствии с требованиями п. 271.2 НКУ. То есть принято до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение новой НДО, с указанием конкретной даты начала действия новой оценки;

— снимать начисленный в начале года налог из-за продажи земли или в связи с расторжением договора аренды.

Правила уточнения

Чтобы отразить правильные данные в декларации по плате за землю, если владелец или землепользователь уже подавал такую декларацию (месячную или годовую), придется использовать общий механизм исправления ошибок, прописанный в ст. 50 НКУ.

Согласно ему, исправить ошибки, допущенные в декларации:

1) предельный срок подачи которой истек, можно двумя способами:

а) подать уточняющий расчет и отразить в нем результат ошибки: завышение или занижение обязательств.

Если по результатам уточнения было выявлено занижение обязательств, придется оплатить сумму недоплаты, а если оно касается периодов, за которые истек срок уплаты — то и штраф в размере 3 % от такой суммы. Уплачивать сумму недоплаты и штраф следует до подачи такого уточняющего расчета;

б) отразить сумму переплаты или недоплаты, возникшей в результате исправления в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения или завышения налогового обязательства.

Если в результате исправления ошибки был доначислен налог, то на эту сумму следует увеличить общую сумму денежного обязательства и заплатить в бюджет за соответствующий период.

Кроме того, если занижение касается периодов, за которые истек срок уплаты, то придется начислить и уплатить вместе с налоговым обязательством штраф в размере 5 % от такой суммы.

  1. Исправлять ошибки таким способом следует:
  2. — с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ (1095 дней);
  3. — до начала проверки контролирующим органом уточняемого периода.

Кроме того, в случае самостоятельного выявления налогоплательщиком занижения налогового обязательства необходимо начислить пеню согласно п.п. 129.1.3 НКУ.

В соответствии с этими требованиями начисляется пеня после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства на сумму занижения за периоды, срок уплаты за которые истек (п.п. 129.1.3 НКУ).

Размер пени определяется из расчета 100 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый день занижения (абз. 2 п. 129.4 НКУ).

Внимание! Когда речь идет об исправлении ошибок по плате за землю, допущенных в годовых декларациях по плате за землю, то из двух вышеупомянутых вариантов исправления можно воспользоваться только первым — подать уточняющую декларацию.

Исправлять ошибку через отчетную декларацию плательщик при декларировании обязательств в годовой декларации не может

Сама форма декларации для этого не приспособлена. С этим соглашаются и фискалы в категории 112.05 БЗ.

В то же время, если отчитываетесь ежемесячно, то есть право выбора: исправить данные через уточняющий расчет или в отчетной декларации. На это с начала 2017 года указывают фискалы в категории 112.05 БЗ.

Но они убеждены, что исправить ошибку при расчете платы за землю в отчетной ежемесячной декларации можно только за прошлые налоговые периоды текущего года. Именно для этих случаев в стр.

7 раздела ІІІ декларации и содержится упоминание о начислении самоштрафа в размере 5 %.

Исправлять ошибки, допущенные в ежемесячных декларациях прошлых лет, через отчетную декларацию нельзя. В данном случае подойдет только вариант с уточняющей декларацией;

2) предельный срок подачи которой еще не истек. Чтобы исправить ошибку в такой декларации, налогоплательщик должен подать новую отчетную декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой отчетный период. При исправлении ошибок этим способом к субъектам хозяйствования никакие штрафные санкции не применяются.

Разобравшись с тем, как именно можно исправлять допущенные погрешности в декларации по плате за землю, перейдем к правилам их использования.

Особенности уточнения платы за землю

Исправить допущенные ошибки в годовой отчетности по плате за землю можно только путем подачи уточняющей декларации. Подают такую декларацию по форме, которая действует на момент исправления ошибки (п. 50.1 НКУ).

При этом, если вы подаете уточняющую декларацию из-за приобретения (новоотведения) земельного участка или по вновь заключенным договорам аренды, а также в случае изменения на протяжении года объекта и/или базы налогообложения, то делать это следует в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения (п. 286.4 НКУ).

  • При исправлении ошибки делать уточнение следует в том периоде, когда она выявлена.
  • В одной уточняющей декларации можно
  • исправить ошибку, допущенную только в одной ранее поданной декларации, то есть за каждый отчетный год, в котором допущена ошибка, следует подавать отдельную уточняющую декларацию (категория 112.05 БЗ)

При этом в одной уточняющей декларации можно уточнить ошибки, которые повлияли как на прошлые, так и на будущие периоды соответствующего года (категория 112.05 БЗ).

К сведению! От того, на какие периоды повлияла ошибка, которая привела к занижению налоговых обязательств, будет зависеть необходимость начисления самоштрафа и пени. Так, если занижение произошло в прошлых периодах, то самоштрафа, а иногда и пени, не избежать.

  1. Напомним, разграничение на прошлые и будущие периоды происходит по такому принципу:
  2. — если предельный срок для уплаты налоговых обязательств за определенный месяц истек (30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца), то считаем такой период прошлым;
  3. — если срок уплаты платы за землю за такой месяц еще не закончился, то считаем, что этобудущий отчетный период.
  4. Дело в том, что при подаче годовой декларации по плате за землю
  5. налоговые обязательства становятся согласованными в месячные сроки (после предельной даты уплаты месячной суммы налога), а не после окончания предельного срока подачи годовой декларации (категория 112.05 БЗ)
  6. То есть из декларации, поданной в начале года, суммы рассчитанного налога переносятся на лицевой счет налогоплательщика не сразу в полном объеме, а ежемесячно после истечения сроков уплаты налога за соответствующий месяц года.

К ошибкам, которые влияют и на прошлые, и на будущие периоды, можно отнести ошибки, допущенные из-за невнимательности в текущем году, то есть вызванные человеческим фактором, которые выявлены в середине года (например, указали неправильные размер НДО или ставку налога о расчете налога в начале года). В этом случае при доначислении налога за прошлые периоды начисляется самоштраф и, когда нужно (истекло 90 дней), пеня, а за будущие — нет.

К ошибкам, которые влияют на расчет налога за будущие периоды, относят изменение информации об объекте налогообложения в середине года (например, приобретение новой земли, изменение посреди года данных о НДО и ставках и тому подобное). В этом случае ни о штрафе, ни о пене говорить не приходится.

К ошибкам, которые повлияли только на прошлые периоды, относят все ошибки, допущенные в прошлых годах. И вот тут, когда исправляют ошибку, которая привела к доначислению налога, придется начислить и самоштраф, и если нужно — пеню.

Все эти ошибки можно исправить единственным способом — подать уточняющий расчет.

Алгоритм заполнения уточняющей декларации

Чтобы сегодня исправить ошибки, допущенные в годовой декларации, следует взять декларацию, утвержденную приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560 (

Земельный налог-2021: комментарий МНС

В 2021 г. изменился порядок исчислении и уплаты организациями земельного налога. Многочисленные новации касаются определения налоговой базы земельного налога, льгот и объектов налогообложения земельным налогом.

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (в части исчисления и уплаты земельного налога организациями)

Законом Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога – кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (ст. 2 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2021 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2021 г. определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2018 и 2019 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы;
  • для общественно-деловой и производственной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2020 и 2021 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2021 г.

для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (а именно на 5,5 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503 «О налогообложении» (далее – Указ № 503) на 2020 год.

Так, в 2021 г. площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 608 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 738 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в предыдущих двух абзацах, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 31 298 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 15 648 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 17 213 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 45 905 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 953 белорусских рублей за гектар.
Читайте также:  Порядок и образец заполнения формы № 2-МП инновация

Также проиндексированы на прогнозный уровень инфляции (на 5,5 %) и установлены Законом ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в пунктах 2–5 статьи 241 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), а именно:

  • для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – в размере 172,13 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой многоквартирной зоны – в размере 11,49 белорусского рубля за гектар;
  • для жилой усадебной зоны – в размере 22,96 белорусского рубля за гектар.

Ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (приложения 3 и 4 к НК соответственно) также проиндексированы. На 2020 г. такие ставки были установлены приложениями 2 и 3 к Указу № 503.

Кроме того, в части применения организациями ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли), по которым отсутствует кадастровая оценка, предусмотрена корректировка пункта 4 статьи 241 НК, согласно которой с 1 января 2021 г.

будет предоставлена возможность организациям до получения сведений о кадастровой оценке сельскохозяйственных земель применять для целей исчисления земельного налога балл кадастровой оценки сельскохозяйственных земель в значении, соответствующем среднему баллу кадастровой оценки земель по району, в административных границах которого расположены такие земли (приложение 3 к НК).

До 2021 г.

пунктом 4 статьи 241 НК было установлено, что ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, по которым отсутствует кадастровая оценка, устанавливаются только в соответствии со средней ставкой земельного налога по районам Республики Беларусь согласно приложению 4 к НК. С учетом этой нормы сельскохозяйственные организации, перераспределившие земельные участки для ведения сельского хозяйства после 1 апреля года, в котором проводится корректировка кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, должны были для исчисления земельного налога на следующий год пользоваться приложением 4 к НК, поскольку в отношении их земельных участков сведения о кадастровой оценке будут отсутствовать до декабря года, следующего за годом, в котором произошли изменения в площадях земельных участков.

Льготы по земельному налогу

С 1 января 2021 г. отменены следующие налоговые льготы:

  • освобождение опытных полей, используемых для научной деятельности (подп. 1.2 п. 1 ст. 239 НК);
  • освобождение земельных участков, предоставляемых для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, а также земельных участков, занятых объектами придорожного сервиса (подп. 1.23 п. 1 ст. 239 НК);
  • уменьшение подлежащей уплате суммы земельного налога на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 239 НК).

Внесены изменения в подпункт 1.19 пункта 1 статьи 239 НК в части предоставления льготным категориям граждан освобождения от возмещения земельного налога за земельные участки, приходящиеся на изолированные помещения автомобильного транспорта (гаражи-стоянки) или машино-места в многоквартирных жилых домах.

Исключено ограничение по периоду использования таких льгот, как освобождение от земельного налога у плательщиков-организаций земельных участков научных организаций и научно-технологических парков, а также земельных участков (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам (подп. 1.22 и 1.31 п. 1 ст. 239 НК).

Предусмотрена Законом новая льгота в отношении земельных участков, предоставленных дачным кооперативам, садоводческим товариществам, а также иным некоммерческим организациям для целей, связанных с коллективным садоводством и (или) огородничеством, в части площадей земельных участков, находящихся в фактическом пользовании льготной категории граждан (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и т.д.). При этом указанная льгота распространяется на отношения, возникшие и до 1 января 2021 г.

Объекты налогообложения земельным налогом

С 1 января 2021 г. по земельному налогу установлен новый объект налогообложения – земельные участки, ранее предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, на которых расположены переданные в безвозмездное пользование культовые капитальные строения (здания, сооружения), их части религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в соответствии с законодательством;
  • земельные участки общего пользования, а также свободные (незанятые, не распределенные среди членов организации) земельные участки дачных кооперативов, садоводческих товариществ, а также иных некоммерческих организаций, созданных для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющих свою деятельность на основе членства граждан (данные положения распространяются на отношения, возникшие и до 1 января 2021 г.).

Кроме того, с 1 января 2021 г. предоставлено плательщикам право (а не обязанность) самостоятельно решать вопрос о целесообразности применения понижающих коэффициентов (0,2–0,8) к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, занятых возведенными после 1 января 2019 г. капитальными строениями (их частями), в течение второго – пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию.

  • Статья 243 НК дополнена пунктом 21, в соответствии с которым определен порядок неприменения (применения) решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, являющихся основаниями для нераспространения указанных решений, а именно: при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, являющихся основаниями для нераспространения принятых в соответствии с пунктом 10 статьи 241 НК решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога на организации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 11 статьи 241 НК, исчисление земельного налога по увеличенным ставкам прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли соответствующие основания, а при утрате в течение налогового периода таких оснований исчисление и уплата земельного налога по увеличенным ставкам производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие основания утрачены.
  • Также пунктом 6 статьи 243 НК определен период исчисления земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и (или) в аренду и своевременно не возвращенные, а именно: земельный налог за находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные во временное пользование или в аренду и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого такие земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца включительно, в котором указанное нарушение устранено.
  • Статья 245 НК дополнена пунктом 4, которым установлен порядок определения суммы земельного налога, подлежащей в соответствии с законодательством включению в стоимость объектов незавершенного строительства.
  • Так, суммы земельного налога, подлежащие в соответствии с законодательством включению в стоимость объектов незавершенного строительства, определяются:
  • по вновь предоставленному земельному участку для строительства нового объекта (объектов) – исходя из его площади, указанной в решении уполномоченного государственного органа, являющемся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
  • по ранее предоставленному земельному участку в случае возведения на нем нового объекта (объектов) – исходя из площади земельного участка под застройкой в соответствии с подтверждающими документами.

Кроме того, Законом на период с 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г.

установлено, что земельный налог (арендная плата) за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры, торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается по ставке земельного налога 1,5 % (до 2021 г.

ставки земельного налога 0,7 % и 0,55 % соответственно) (в части арендной платы – в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015).

При этом арендная плата исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок (внесены изменения в приложение 6 к НК – в части земельного налога; п. 7 ст. 3 Закона – в части арендной платы). В настоящее время приложением 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» в отношении земельных участков, предоставленных для размещения указанных объектов, применяются коэффициенты к кадастровой стоимости в размере 0,007 и 0,0055 соответственно.

Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь»  опубликован на интернет-портале МНС.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *