Движимое имущество могут освободить от налога на имущество

Эксперты предлагают создать отдельные тарифы для малого, среднего и крупного бизнеса

Движимое имущество могут освободить от налога на имущество

В 2019 году государство отменило налог на движимое имущество для организаций, теперь в Правительстве РФ задумались о его возвращении. Министр экономического развития Максим Решетников созовет рабочую группу, которая до марта 2021 года должна решить, целесообразно ли вновь обременять бизнес уплатой сборов с движимого имущества или налог будет продолжать взиматься только с недвижимости.

Вопрос о возвращении налога возник в связи с тем, что после его отмены региональные бюджеты лишились части дохода. В Совете Федерации выступают за отмену этой льготы.

В Министерстве финансов осторожно заявили, что ведомство нуждается в консультации со стороны бизнес-сообщества.

В частности, был предложен компромиссный вариант: налог на движимое имущество возвращают, но общая ставка снижается на 50 %.

Одной из причин исключения налога на движимое имущество стало увеличение ставки НДС с 2019 года и, как следствие, возросшая налоговая нагрузка на бизнес, напомнил Иван Бычков, руководитель тюменского офиса Бюро адвокатов «Де-юре».

В данном случае отмена налога сыграла роль своеобразного компенсационного буфера от негодования предпринимателей. Но, по словам юриста, сейчас, спустя почти 2 года, можно подытожить, что не все получилось так, как планировалось.

«Немного, но участились споры, в том числе судебные, о том, какое имущество относится к движимому, а какое — нет. Налоговые органы иногда стали причислять к недвижимости различное технологическое оборудование. Отмена обсуждаемого налога повлекла недовольство крупного бизнеса в основном из-за ответного повышения в ряде регионов ставки налога на недвижимость до максимально возможной. Фактически бизнес, обладающий крупной недвижимостью, потерял прежнюю льготу», — подчеркнул Иван Бычков.

При этом малый и средний бизнес, как правило, не обладающий столь крупными вложениями в недвижимость, доволен отменой налога на движимое имущество.

Юрист указал, что споры, связанные с налогом на имущество организаций, ведутся постоянно. Так, с 2014 года действовала льгота по этому налогу, предусмотренная п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

В 2016 году поправками к закону установлено, что такая льгота не будет применяться для взаимозависимых лиц, в том числе при получении имущества от таких лиц (взаимозависимость определена п. 1 ст. 105.1 НК РФ). В 2018 году налог был возвращен с понижением максимальной ставки до 1,1 %, окончательный размер которой был отдан на откуп регионам.

Внутри регионов происходила неразбериха: одни бизнесмены оплачивали такой налог в полном размере, а другие не оплачивали его вовсе. Все зависело от отнесения бизнеса и имущества к определенной категории.

Представитель Бюро адвокатов «Де-юре» считает, что было бы неплохим решением применение вариативного тарифа для налога на имущество организаций.

Например, предприниматели, которые хотят продолжать пользоваться льготой в отношении движимого имущества, могли бы платить максимальные 2,2 % с недвижимости.

А те, кого это не устраивает, могли бы оплачивать налог по усредненному льготному тарифу со всего имущества.

Подробнее >>>

Движимое имущество могут освободить от налога на имуществоДвижимое имущество могут освободить от налога на имуществоhttps://www.youtube.com/embed/T5HMUB6mSjk

Правительство планирует вернуть налог на движимое имущество

Движимое имущество могут освободить от налога на имущество

Отмена налога на движимое имущество привела к постоянным спорам бизнеса и налоговиков /АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ / ВЕДОМОСТИ

Правительство планирует восстановить налог на движимое имущество, который был отменен с 1 января 2019 г.

Об этом сообщил замминистра финансов Алексей Лавров на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями.

Он напомнил, что задача проработать вопрос отказа от льготы содержится в одобренных правительством основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021–2023 гг.

Эксперты называют возрождение налога на движимое имущество вполне оправданным: ожидаемого эффекта в виде обновления основных фондов компаний достичь за эти два года так и не удалось. Зато региональные бюджеты из-за этого налогового послабления потеряли ощутимую долю доходов.

«Получился такой своеобразный дуэт негативных факторов – выпадение доходов и недостижимость цели льготирования, поскольку ввиду сложной экономической ситуации в стране предприятия воздерживаются от вложения свободных средств в технику без крайней необходимости», – поясняет председатель центра правовой защиты «Дело жизни» Иван Соловьев.

«Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло, – заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Освободить от налога стоило только новое оборудование, приобретаемое компаниями, но нас не послушали, все освободили».

Выпадающие доходы регионов в 2019 г. оценивались Минфином в 183 млрд руб. Компенсировать их предлагалось повышением норматива перечислений от акцизов на крепкий алкоголь с 50 до 80%. «Нас заверяло Министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, – напомнила Матвиенко.

– Но расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза. И даже выпадающие доходы, рассчитанные Минфином, так и не были компенсированы».

В условиях дефицитного федерального бюджета и повсеместного уменьшения доходов региональных бюджетов идея о пересмотре этой льготы кажется ожидаемой, констатирует член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.

Кроме того, отмена налога на движимое имущество привела к постоянным спорам бизнеса и налоговиков о том, что относится к этой категории, а что нет. «Начиная с 2019 г.

налоговая признавала недвижимостью даже то, что никакого отношения к недвижимости не имеет, – рассказывает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

– По сути дела, сложился подход, что любое оборудование, которое имело хоть какое-то отношение к зданию, является частью этого здания и, соответственно, недвижимостью». «Мы настаивали, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество, – отмечает Матвиенко. – Но этого сделано не было, потому что это крайне сложно сделать».

Однако простое возвращение движимого имущества в налоговую базу имущественного налога стало бы серьезным ударом для многих предприятий. «Отмена этой льготы может понизить конкурентоспособность и без того не самого устойчивого малого и среднего бизнеса, – говорит Бибаров-Государев.

– А с точки зрения региональных бюджетов – думаю, не во всех регионах его возвращение сможет заметно исправить ситуацию». Свой вариант решения проблемы предложил глава Минфина: снизить вдвое ставку налога как на движимое, так и на недвижимое имущество.

«Возврат к идее налогообложения всех основных средств с одновременным понижением ставки налога является правильным», – уверен Федюкин. Правительство должно определиться со своим решением к марту 2021 г., сообщил Лавров.

Льгота по движимому имуществу принята «задним числом». Советы бухгалтеру

С 1 января 2018 года каждый регион сам решает вопрос о применении льготы по движимому имуществу. Ввести льготу могут в течение года «задним числом». Бухгалтеру надо быть начеку и правильно отразить льготу в отчетности.

До 2018 года вопрос о применении льготы в отношении движимого имущества решали федеральные власти. Сравним механизм налогообложения движимого имущества до 1 января 2018 года и после.

Льгота по движимому имуществу: до и после 2018 года

В 2017 году С 1 января 2018 года
У всех организаций есть льгота по движимым основным средствам 3 — 10 амортизационных групп, принятым на учет после 1 января 2013 года. Они облагались налогом, только если получены в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ). По общим правилам, облагаются все движимые ОС, которые относятся к 3 — 10 амортизационным группам. Это, например, автомобили, мебель медицинская, парикмахерские кресла. Не облагаются движимые ОС только, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий соответствующую льготу. Регионы, которые решили не продлевать освобождение от обложения налогом на имущество движимых ОС, вправе установить ставку налога, не превышающую этот максимум.

Что относить к движимому имуществу? – ФНС России рекомендует руководствоваться письмом Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12

С 2018 года регионы действуют по одному из следующих вариантов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

  • освобождают от налога на имущество движимое имущество (при наличии определенных условий);
  • для всего движимого имущества вводят льготную ставку (максимум — 1,1%);
  • вводят сочетание этих двух правил (как в примере, приведенном далее в статье).

Регионы могут оказаться в числе «молчунов» — тогда для компании действует общий порядок: движимые ОС входящие в 3 — 10 амортизационные группы, принятые на учет после 1 января 2013 года, облагают по ставке 1,1%. Исключение одно — для Крыма и Севастополя действует ставка 1%.

Что делать, если регион неожиданно ввел льготу по движимому имуществу с 2018 года

Сдавайте налоговую отчетность правильно

Будьте в курсе изменений и актуальных вопросов учета по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам

Экспресс-курс

Если ваш регион принял льготу по движимому имуществу в течение 2018 года, то, по сути, она принята «задним числом». Если вы узнали об этом в середине года, то не надо переделывать расчет авансового платежа по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды. Можно будет учесть льготу за налоговый период при сдаче декларации.

Если решите не переделывать расчеты с учетом льготы, то при проверках это ничем не грозит. Переплата по авансовому платежу примется в зачет по итогам за налоговый период.

Пример, как правильно считать авансовый платеж при льготе и ставке 1,1%

Условие: средняя стоимость ОС 3 -10 амортизационных групп за полугодие — 50 000 000 руб., в т.ч. движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013, — 10 000 000 руб.

По региональному закону льготируется имущество с даты выпуска которого прошло не больше 3 лет. Средняя стоимость такого имущества — 2 000 000 руб. Остальное движимое имущество облагается по ставке 1,1%.

Общая ставка налога — 2,2%.

Решение: 

  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 1,1% — 8 000 000 руб. (10 000 000 руб. – 2 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 1,1% — 22 000 руб. (8 000 000 руб. x 1,1% / 4);
  • средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 2,2%, — 40 000 000 руб. (50 000 000 руб. – 2 000 000 руб. – 8 000 000 руб.);
  • авансовый платеж по ставке 2,2% — 220 000 руб. (40 000 000 руб. x 2,2% /4);
  • общая сумма платежа за полугодие — 242 000 руб. (220 000 руб. + 22 000 руб.). 
Читайте также:  Образец приказа о вступлении в должность директора

Коды льгот по налогу на имущество: порядок отражения в Расчете и декларации

Код льготы в Расчете Код льготы в декларации Комментарий эксперта
Строка 130 «Код налоговой льготы» Строка 160 «Код налоговой льготы» В первой части укажите код льготы в соответствии с Приложением № 6 к Порядку заполнения расчета. Например:

  • код льготы 2014000 указывают, если применяют льготу на основании международного договора;
  • 2012000, если льгота установлена на региональном уровне, за исключением льгот в виде понижения ставки налога (код льготы 2012400) и в виде уменьшения суммы налога (код льготы 2012500).

Только при указании льготы 2012000 заполняйте вторую часть строки 130 (160) — номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которыми установлена льгота. По льготам с кодами 2012400 и 2012500 строку 130 (160) не заполняйте.

Строка 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) Строка 200 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) Заполняйте по региональному законодательству.

  • в первой части — код налоговой льготы 2012400;
  • во второй части — статья, пункт и подпункт в законе субъекта РФ, в соответствии с которым предоставлена льгота.

Если ваша организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота в виде понижения ставки, в этой строке ставьте прочерк.

Строка 190 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» Строка 240 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» Заполняйте только, если закон субъекта РФ установил для отдельной категории налогоплательщиков налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

  • в первой части показателя укажите код налоговой льготы 2012500;
  • во второй части — номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота.

Куда делся код льготы 2010257 с 2018 года?

Обращаем внимание, что код льготы 2010257 применялся для федеральной льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Федеральная льгота действовала до 1 января 2018 года.

С 2018 года движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождено от налога на имущество только в том случае, если региональное законодательство предусматривает эту льготу.

Таким образом, код льготы 2010257 больше не используется (письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@).

Вместо этого для льготы по движимому имуществу, принятому к учету после 1 января 2013 года, используется код 2012000.

Также в связи с передачей из федеральной в регионы льгот и по п. 21 ст. 381 НК РФ нельзя в 2018 году применять коды:

  • 2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;
  • 2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222.

Рекомендации бухгалтерам по сдаче отчетности по налогу на имущество

Движимое имущество могут освободить от налога на имущество

Помним, что в ряде регионов льгота по движимому имуществу имеет ограниченный срок действия. Пока законодатели обсуждают отменить или нет взимание налога на имущество с движимого имущества, бухгалтеру надо хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. А в условиях быстро меняющегося механизма налогообложения имущества, надо также знать законодательство за прошлые годы, дабы дать грамотное пояснение своих действий налоговикам при налоговой проверке.

Дополнительно по теме: письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786 «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов в Контур.Школе. Обновите знания и получите документ об обучении.

Кабмин проработает отказ от освобождения движимого имущества компаний от налогов

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/.

Правительство проработает вопрос об отмене освобождения движимого имущества компаний от налогообложения не позднее марта 2021 года, отмена налога начала действовать с 1 января 2019 года.

Об этом сообщил замминистра финансов РФ Алексей Лавров на «Ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями — заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти».

«В одобренных правительством основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы содержатся положения о рассмотрении вопроса об отказе исключения движимого имущества из объектов налогообложения при снижении предельной ставки налогообложения имущества в целом. Таким образом, вопрос будет проработан об отказе от этой льготы в принципе», — сказал Лавров.

Он заявил о создании рабочей группы под председательством министра экономического развития РФ Максима Решетникова, которая разработает конкретные предложения по данному вопросу не позднее марта следующего года. «И если будет сочтено нецелесообразным сохранение этой льготы, будут подготовлены соответствующие изменения в налоговый кодекс», — добавил Лавров.

Позиция Совфеда

По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, Совфед предупреждал правительство, что в результате принятия закона об освобождении движимого имущества от налогообложения могут возникнуть выпадающие налоговые доходы в региональных бюджетах.

«Совет Федерации возражал против принятия подобного закона об освобождении движимого имущества от налогообложения. Было поручение президента, но оно исполнено было неточно.

Мы говорили о том, что новое приобретаемое оборудование для повышения производительности труда, для улучшения условий труда, мы двумя руками за то, чтобы это новое оборудование не облагалось налогами, но не послушали, все освободили.

В итоге мы настаивали на том, чтобы был сделан четкий перечень, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество. Ничего сделано не было, потому что это крайне сложно сделать. Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло», — подчеркнула Матвиенко.

Она добавила, что Совет Федерации ожидает принятия решения об отмене данной льготы.

«Нас заверяло министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, так вот расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза, но даже эти выпадающие доходы так и не были компенсированы. Закон неправильный, плохо работающий, мы ждем, наконец, принятия соответствующего решения», — сказала Матвиенко.

Ранее министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), заявил, что Минфин готов рассмотреть предложение бизнеса облагать налогом и движимое, и недвижимое имущество, но снизить ставку наполовину.

Решением правительства налог на движимое имущество был отменен, однако отмена вызвала много споров у бизнес-сообщества о разграничении понятия движимого и недвижимого имущества.

Отмена налога на движимое имущество компаний начала действовать с 1 января 2019 года. Предполагается, что эта мера должна способствовать ускоренному обновлению основных фондов и создавать стимулы для развития промышленности.

Налог на имущество организаций является региональным. Субъекты РФ, устанавливая собственные ставки налога, вправе дифференцировать их в зависимости от категорий налогоплательщиков и вида имущества.

В отношении отдельных объектов недвижимости (торговых и административно-деловых центров, офисов, точек общепита и др.

) при расчете налога применяется их кадастровая стоимость, если субъект РФ принял соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень.

Отмена налога на движимое имущество

В 2021 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п.25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года. В статье рассмотрим когда планируется отмена налога на движимое имущество.

Налог на движимое имущество в 2021 году

Министерство уже не впервые обсуждает тему отмена налога на движимое имущества, к которому относят: транспортные средства, оборудование и станки, а также иные средства. В настоящее время решение о том, будет ли отменен налог на движимое имущество принимают на уровне субъектов РФ.

Под отмену налога должно попасть имущество, купленное после 2012 года. Исключение составит движимое имущество, полученное при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Также данной льготой нельзя будет воспользоваться, если покупка движимого объекта происходила между взаимозависимыми лицами, отнести которых можно к п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Также указанные нормы не коснуться подвижного ж/д состава , которое было произведено после 2012 года. Дата, по которой определяется дата производства указаны в техническом паспорте состава.

Также подобной льготой воспользоваться можно только в случае соблюдения определенных условий. В этом случае можно будет получить следующую льготу:

  • полностью будет отменен налог на движимое имущество (за исключением объектов, освободить от налогообложения которые нельзя);
  • право на льготы по налогу для группы лиц или определенных объектов;
  • по отношению к определенному движимому объекту.

Воспользоваться льготной ставкой можно в том случае, к вышеперечисленным условиям объект не относится. При этом размер льготной ставки не должен быть выше 1,1%.

Условия для отмены налога на движимое имущество

Не оплачивать налог на движимое имущество возможно только при соблюдении определенных условий. Основным условием является то, что решение об отмене налога принимают на законодательном уровне самостоятельно с каждом субъекте РФ. Иначе рассчитывать на подобную льготу нельзя.

Отмена налога относится ко всем объектам, относящимся к льготе, а также отдельным из них. Каждый регион вправе самостоятельно установить льготников, то есть собственников движимых объектов, имеющих право на льготу.

Льготную ставку по налогу можно использовать в том случае, если объект не старше 3 лет, либо если он относится к инновационному оборудованию, обладающему высокой эффективности.

В настоящее время ставка налога не должна превышать 1,1%, если иное значение показателя не предусматривается в отдельно взятом регионе.

Изменения в законодательстве относительно налога на движимое имущество уже происходили неоднократно. К примеру, в 2013 году все объекты, которые были куплены после 2012 года не облагались налогом. С 2015 года этот вид имущества был уже признан льготным, а не необлагаемым ( статью ⇒ Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества).

Отмена налога на движимое имущество с 2021 года

21 июня 2021 года Правительством РФ было принято решение о том, чтобы полностью отменить налог на движимое имущество. Правительство предлагает исключить движимое имущество из налогооблагаемой базы.

Оплата такого налога происходит уже довольно давно. И до 2021 года на движимое имущество распространяла льгота по освобождению от его уплаты. Однако с начала 2021 года ситуация поменялась. То есть освобождение могли получить только юридические лица и только в том случае, если это предусматривается региональным законодательством. В противном случае ставка по налогу равна 1,1%.

С 2021 года планируется полностью отменить налог на движимое имущество организаций, поэтому остается только ждать, что законопроект Госдумой будет одобрен.

Отмена налога на движимое имущество: оптимизация налогов и риски?

Авторы: Партнеры ООО «Корн-Аудит»Шестакова Е. В., к.ю.н. Жиркова А. А.

В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п. 25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года.

История вопроса

Налог на движимое имущество взимается не во всех странах. Кроме того, за рубежом и в России существует разное понимание, что относить к движимому, а что к недвижимому имуществу.

Например, самолеты в России относятся к недвижимому имуществу, а за рубежом, несмотря на стоимость самолетов их относят к движимому имуществу, и соответственно они не облагаются налогом.

В некоторых странах, таких как Хорватия, Каймановы острова, Острова Кука, Сейшельские острова, Бахрейн, Лихтенштейн, Доминикана, Фиджи, Шри-Ланка, Оман, Мальта, Острова Теркс и Кайкос, Катар, Монако и Израиль вообще отсутствуют имущественные налоги, что позволило привлечь инвестиции именно в данные страны. В Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре и Никарагуа взимается налог на недвижимость, но налоговые обязательства, по большей части, ничтожны.

Зарубежная практика была внедрена в части отмены налога на движимое имущество, фактически была введена в 2013 году льгота по вышеуказанному налогу.

Однако в дальнейшем были внесены поправки в 2015 году, которые предусматривали, что льгота не применяется для взаимозависимых лиц. Предусмотренная п. 25 ст.

381 НК РФ льгота в отношении движимого имущества не применяется и при получении, включая приобретение, имущества от взаимозависимого лица.

Лица считаются взаимозависимыми, как поясняет п. 1 ст. 105.1 НК РФ, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

  • В частности, взаимозависимыми лицами признаются:
  • 1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • 2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • 3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • 4) организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации; иные лица, установленные законодательно.

В 2018 году был возвращен налог на движимое имущество. Его ставка по умолчанию составляет 1,1%, при этом регионы вправе как угодно менять ставку, не превышая указанный процент. Где-то от налога отказались, где-то ставка снижена для всех, но чаще всего местный бизнес разделен на определенные категории.

В результате одни категории оплачивают налог, другие от него полностью освобождены, а для третьих действует льготная пониженная ставка. Таким образом, видно, что в различных регионах налог взимается не единообразно.

К негативным последствиям возвращения налога на движимое имущество можно отнести устаревание основных фондов предприятий, отсутствие инвестиций. Аналогичный экономический эффект связан с ограничением в переносе убытков на будущее в размере 50%.

Планировалось, что в 2019 году ставка этого налога станет выше ровно вдвое. Увеличение суммы налога еще больше бы негативно повлияло на налогообложение.

В этой связи налог на движимое имущество перестает существовать с 2019 года, что значительно упрощает жизнь бухгалтерам крупных российских компаний. Главная проблема с налогом на движимое имущество — его очень тяжело считать, соответственно, эта проблема будет исключена в 2019 году.

Неравноценная замена

Большинство наблюдателей объясняет отмену налога повышением НДС с 1 января 2019 года.

Вероятно, в этом есть правда. Повышение НДС увеличивает нагрузку на бизнес, и отмена нелюбимого большинством налога слегка подсластит пилюлю.

Проблема, впрочем, в том, что о полной компенсации роста НДС за счет отмены такого специфического вида налога, как “налог на инвестиции”, речи идти не может.

Налог, который исчезает из Налогового кодекса РФ с будущего года, уплачивается лишь крупным бизнесом. Для малого бизнеса применяются различные спецрежимы, и налог на движимое имущество ими не уплачивается.

А вот НДС оплачивают все, поэтому удар по бизнесу (а, в конечном счете, по потребителям товаров и услуг) если и смягчится, то не слишком значительно.

Движимое имущество юрлиц перестает быть объектом налогообложения

Госдума приняла во втором чтении ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, среди которых изменение порядка возмещения налогов при экспорте, ограничение возможности применять пониженную ставку налога на прибыль регионами, отмена налога на движимое имущество.

Норма об исключении движимого имущества юрлиц из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций была оформлена в качестве поправки Правительства РФ к законопроекту «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», уточняющему порядок налогообложения контролируемых сделок. Сам документ был внесен группой депутатов Госдумы во главе с Председателем Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

«Мы проводили совсем недавно, в понедельник, парламентские слушания, и весь бизнес говорил о необходимости отмены налога на движимое имущество. Вот поправками в данном законе налог на движимое имущество отменяется. Движимое имущество перестает быть объектом налогообложения»,

заявил Андрей Макаров.

Он подчеркнул, что все нормы законопроекта были согласованы с представителями бизнеса, они необходимы для «донастройки налоговой системы».

«Речь идет не только о снижении административной нагрузки на бизнес, но и поправками создаем дополнительные гарантии по защите интересов бизнеса во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Это и вопросы, связанные с оформлением результатов дополнительных проверок, и то, что теперь нельзя требовать у бизнеса представления документов, которые уже представлялись в налоговые органы.

Нельзя использовать доказательства, которые не были предъявлены налогоплательщику в ходе проверок»,

пояснил автор инициативы.

Документом ко второму чтению уточняется перечень товаров и услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС — нулевая ставка НДС устанавливается в отношении товаров, вывезенных с территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС в случаях, предусмотренных договором о Евразийском экономическом союзе. Устанавливается госпошлина за лицензирование энергосбытовой деятельности: предоставление лицензии — 50 тыс. руб., переоформление лицензии — 5 тыс. руб., предоставление (выдача) дубликата лицензии — 5 тыс. руб.

Поправками к законопроекту также был продлен до 2023 года мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и присоединение новых участников к уже существующим группам.

Кроме того, поправками ограничивается применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, который зачисляется в бюджеты субъектов РФ (12,5% вместо 13,5%).

Пониженные ставки могут применяться до 1 января 2022 года, при этом они могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019—2021 годов.

Кроме того, поправками снижается порог для заявительного возмещения НДС без банковской гарантии.

В настоящее время право на возмещение НДС в заявительном порядке и без представления банковской гарантии имеют организации, которые за три календарных года уплатили НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ на сумму от 7 млрд рублей — без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента. Поправками этот порог снижается с 7 млрд до 2 млрд рублей, одновременно с этим увеличивается предельный объем обязательств поручителя по действующим договорам поручительства с 20% до 50% стоимости чистых активов поручителя.

Аналогичным образом снижается порог для освобождения от уплаты акциза при совершении экспортных операций — сейчас право на такое освобождение без представления банковской гарантии имеют организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд рублей. Поправками такой порог снижается до 2 млрд рублей, одновременно с этим увеличивается предельный объем обязательств поручителя по действующим договорам поручительства с 20% до 50% стоимости чистых активов поручителя.

Документ также предусматривает установление суммарного порога по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок — этот порог составит 60 млн рублей. Сейчас такой порог не установлен.

Законопроект сокращает сроки проведения камеральной проверки до 2 месяцев (при этом в случае возникновения вопросов проверка может быть продлена до 3 месяцев) и устанавливает правило, согласно которому предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в декларации сведений. По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля будет составляться отдельный акт, в котором проверяющие будут фиксировать суть самих контрольных мероприятий, а также свои выводы, сделанные по итогам мероприятий налогового контроля. Налогоплательщик получит возможность ознакомиться с таким актом и подготовить возражения по содержащимся в нем доводам.

Какое имущество признается движимым и освобождается от налога на имущество

Разница между движимым и недвижимым имуществом обозначена в статье 130 Гражданского кодекса. Там говорится, что недвижимость — это участки недр и земли, а также все, что прочно связано с землей.

Здесь же дано разъяснение: прочно связанными с землей считаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, незавершенное строительство).

Кроме того, к недвижимости относятся подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, космические объекты и суда внутреннего плавания.

Движимое имущество — это вещи, которые не признаются недвижимыми. Движимым имуществом являются, в частности, деньги и ценные бумаги. В общем случае регистрация прав на движимое имущество не требуется.

К сожалению, определение движимого имущества весьма расплывчато. Поэтому нет полной ясности, какие именно движимые вещи освобождены от налога на имущество согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Рассмотрим в отдельности объекты, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров (здесь и далее речь идет об имуществе, поставленном на баланс с 1 января 2013 года).

Водопровод, канализация, электросеть и кабельные линии связи

Пожалуй, самыми спорными объектами являются коммуникационные сети, проложенные в зданиях.

На первый взгляд может показаться, что они относятся к движимому имуществу, и, как следствие, подпадают под льготу.

Действительно, канализация, а также сети водо- и электроснабжения, хотя и находятся в помещении, но являются лишь его частью. К тому же государственная регистрация коммуникационных сетей не требуется.

Тем не менее, подобные объекты — это недвижимость. Дело в том, что по определению, приведенному в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ*, здание представляет собой единую объемную систему, в которую, в числе прочего, входят системы инженерно-технического обеспечения.

Получается, что сети водо-, газо- и электроснабжения, канализация, отопительные батареи и лифты функционально связаны со зданием, и их перемещение причинило бы ему несоразмерный ущерб. Значит, данные объекты — недвижимые, и они облагаются налогом на имущество. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 15.08.13 № 03-04-06/33238 (см.

«Минфин напомнил, какие основные средства относятся к недвижимому имуществу в целях уплаты налога на имущество»).

А вот кабельные линии связи относятся к движимым объектам. Такой вывод следует из пункта 5 постановления Правительства РФ от 11.02.

05 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи».

В нем говорится, что госрегистрации подлежат объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Это кабельные канализации, наземные и подземные сооружения, а также кабельные переходы.

Что касается самих кабельных линий, то их регистрировать не нужно. Следовательно, они являются движимыми объектами, и в отношении них применяется льгота. Об этом говорится в письме Минфина России от 27.03.13 № 03-05-05-01/9648 (см. «Организации вправе не платить налог на имущество в отношении кабельных линий связи, принятых на учет с 1 января 2013 года»).

Сигнализация, кондиционеры, рекламные конструкции, банкоматы и платежные терминалы

Применение льготы по кондиционерам и сигнализации (как пожарной, так и охранной) зависит от того, являются ли они составной частью системы инженерно-технического обеспечения. Проще говоря, вмонтированы ли они в здание при его постройке, или установлены позже как отдельные объекты.

Если кондиционеры встроены в стены и представляют собой единую вентиляционную систему здания, то они относятся к недвижимости и подпадают под налог.

То же самое относится и к сигнализации, которая входит в единую инженерно-техническую систему здания.

Но если указанные выше объекты — самостоятельные, и их можно демонтировать без ущерба для здания, то это движимые основные средства. Их можно исключить из облагаемой базы по налогу на имущество.

С банкоматами, платежными терминалами и рекламными конструкциями дело обстоит еще проще. Они априори являются самостоятельными объектами, и в отношении них можно применять льготу без каких-либо оговорок.

К таким выводам пришли специалисты Минфина России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960 (см.

«Стоимость отделимых улучшений в арендованном помещении, принятых на учет после 1 января 2013 года, налогом на имущество не облагается»).

Транспортные средства

С автомобилями и другим транспортом все предельно ясно. Они полностью удовлетворяют определению движимого имущества, приведенному в статье 130 Гражданского кодекса. Исключение составляют лишь самолеты, космические ракеты и водные суда, подлежащие государственной регистрации. Но у большинства компаний подобных объектов на балансе нет, и никогда не будет.

Все прочие транспортные средства под налог на имущество не подпадают. Это подтвердила ФНС России в письме от 18.02.13 № БС-4-11/2677@ (см. «Транспортные средства, принятые на баланс в качестве основных средств до 1 января 2013 года, облагаются налогом на имущество»).

Улучшения в арендованном помещении

Многие арендаторы за свой счет улучшают помещение, которое они снимают у арендодателя. В некоторых случаях такие усовершенствования попадают в базу по налогу на имущество арендатора, в других случаях не попадают. Все зависит от того, какими являются улучшения — отделимыми или неотделимыми.

Если улучшения отделимые, то их можно переместить или разобрать, не причинив ущерба зданию. В такой ситуации улучшения признаются движимыми объектами ОС, и налогом на имущество не облагаются. Это подчеркнул Минфин России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960.

Неотделимые улучшения — это капитальные вложения в арендованное помещение. Деньги, потраченные на такие вложения, учитываются в первоначальной стоимости помещения. Это следует из положений ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Значит, неотделимые улучшения неразрывно связаны со зданием, и их следует относить к недвижимым объектам. Как следствие, арендатор обязан платить налог на имущество в отношении таких объектов в течение всего срока аренды.

Правда, налогоплательщики не всегда соглашаются с данным подходом. Можно услышать мнение, что неотделимые улучшения, наравне с отделимыми, исключаются из облагаемой базы. В качестве подтверждения приводится такой аргумент — арендатор не является собственником улучшений.

По этой причине он лишен возможности встать на учет в ИФНС по местонахождению арендованного объекта и сдать декларацию по налогу на имущество. Но Минфин России в письме от 14.03.13 № 03-05-05-01/7760 заявил, что подобная точка зрения ошибочна, и руководствоваться ей не нужно (см.

«Стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество, как и прежде, облагается налогом на имущество»).

Предметы лизинга и объекты, предназначенные для сдачи в аренду

Освобождение от налога на имущество, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, распространяется на движимые объекты, переданные в лизинг. Воспользоваться льготой вправе либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе учтено основное средство.

Напомним, что вопрос о том, кто поставит предмет лизинга на свой баланс, решают лизингодатель и лизингополучатель. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

И если движимое ОС окажется на балансе лизингодателя, то он не должен будет платить налог на имущество. То же относится и к лизингополучателю. С таким подходом согласился Минфин России в письме от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418 (см.

«Движимое имущество, учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество»).

Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01).

А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см.

«Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).

Имущество, полученное при реорганизации или в качестве вклада в уставный капитал

После реорганизации в форме присоединения компания-правопреемник наследует имущество, ранее принадлежавшее предшественнику. И если данное имущество — движимое, то правопреемник получает в отношении этого объекта освобождение от налога.

Такие комментарии содержатся в письме Минфина России от 05.08.13 № 03-05-05-01/31412 (см. «Движимое имущество, полученное после 1 января 2013 года в результате реорганизации компании в форме присоединения, налогом на имущество не облагается»).

Аналогичным образом обстоит дело и с движимыми объектами, которые получены компанией, образованной в результате выделения (письмо Минфина России от 25.09.13 № 03-05-05-01/39723, см.

«Движимое имущество выделившейся в результате реорганизации компании, учтенное на балансе в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Помимо этого, право на льготу получает коммерческая компания, созданная путем преобразования из унитарного предприятия.

Если вновь созданная организация получила от ГУПа или МУПа движимые объекты, то она вправе исключить их из облагаемой базы по налогу на имущество. Это разъяснили специалисты Минфина России в письме от 03.04.13 № 03-05-05-01/10876 (см.

«ООО, созданное в 2013 году в результате приватизации госпредприятия, может воспользоваться освобождением от налога на имущество в отношении движимого имущества»).

Кроме того, от налога на имущество освобождаются движимые основные средства, которые учредитель внес как вклад в уставный капитал. Такой вывод следует из письма Минфина России от 29.05.13 № 03-05-05-01/19527 (см. «Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и принятое на учет в 2013 году, не облагается налогом на имущество»).

Объекты, бывшие в употреблении

Нередко организации приобретают движимое имущество, которое уже эксплуатировалось бывшим владельцем. Соответственно, такие объекты уже были учтены в качестве основных средств на балансе продавца. Означает ли это, что покупатель лишается права на применение льготы?

Специалисты финансового ведомства ответили отрицательно. Чиновники растолковали, что никаких ограничений для имущества, бывшего в употреблении, в Налоговом кодексе нет.

Другими словами, подержанные движимые объекты подпадают под освобождение от налога на имущество точно так же, как новые. Данную точку зрения Минфин России изложил в письме от 07.02.13 № 03-05-05-01/2766 (см.

«Бывшее в употреблении движимое имущество, поставленное на учет в качестве основных средств в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Модернизированное имущество

Для многих компаний актуальна следующая ситуация. Движимые основные средства, поставленные на баланс до 1 января 2013 года, после этой даты подверглись модернизации или реконструкции.

Чиновники из Минфина полагают, что в отношении таких объектов льгота не действует. Данная позиция основана на положениях ПБУ 6/01, согласно которым основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости. А модернизация и реконструкция лишь корректируют ранее сформированную стоимость.

Выходит, что ни модернизация, ни реконструкция не изменяют дату постановки объекта на баланс. И если эта дата относится к 2012 году и более ранним периодам, то имущество облагается налогом на общих основаниях. Именно так говорится в письме Минфина России от 01.03.13 № 03-05-05-01/6096 (см.

«Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года и модернизированное после этой даты, облагается налогом на имущество в общем порядке»).

* Название документа — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

  • Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.
  • Список доступных аудиосеминаров
  • Инструкция по оплате

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *