ИФНС не вправе штрафовать за непредставление аудиторского заключения

  • на гражданское лицо будет возложена штрафная санкция, сумма которой варьируется в пределах от 2 до 4 тысяч рублей;
  • для должностных особ предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Также должностные лица могут быть дисквалифицированы на двенадцать месяцев;
  • юридическим лицам грозит штрафная санкция в размере 700 тысяч рублей.

Как уже говорилось ранее, компании, которые не провели проверку или несвоевременно сдали для отчетности подготовленную документацию, будут оштрафованы на определенную сумму. Ее размер зависит от типа должников, занимаемой должности и сферы деятельности.

Но такие компании не только должны оплатить денежные средства в бюджет страны, с них не снимается полная ответственность за непроведение обязательного аудита. То есть штрафникам придется в обязательном порядке понести наказание административного значения, а также в кратчайшие сроки представить заключение после аудита в органы контроля и статистики.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение. Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит.

Его проведение должно соответствовать действующему законодательству.

Если юридические лица не организуют такую проверку своевременно или сроки подачи документации будут упущены, компании понесут ответственность за непроведение обязательного аудита.

Проводя поэтапный процесс, который может протекать на протяжении всего года, довольно просто устранить все недочеты, выявленные аудитом в налоговом или бухгалтерском отчете. Выбрав такой вид проверки, ожидать контролеров следует только к четвертому кварталу, а сама процедура займет несколько календарных дней с учетом проверки, подготовки и вынесения заключения органами контроля.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке.

В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

Обязательный аудит: ответственность, штрафы за непроведение

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Что грозит за непроведение обязательного аудита

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает.

Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней.

Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

Штраф за непроведение обязательного аудита в 2020

Напоминаем, если организация является акционерным обществом (закрытого или открытого типа), ее годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Для проведения обязательного аудита ЗАО, ОАО действующими в РФ нормативными правовыми актами особенностей не предусмотрено.

Таким образом, обязательный аудит ЗАО и аудит ОАО осуществляется в соответствии с теми же законодательными нормами и правилами, что и при аудите, например ООО.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2020 году это должно было произойти до 03 апреля включительно. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Обязательный аудит 2020 и его альтернатива

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

Также важно отметить, что обязательный аудит — это аудит только по итогу года. Следовательно, при таком варианте нет возможности своевременно предотвращать ошибки и находить финансовые резервы компании.

При этом во многих случаях «постфактум» уже ничего изменить нельзя. Так, 32 млн рублей сэкономил анализ налоговых последствий предстоящей сделки.

Если бы за помощью к экспертам обратились после сделки, такого эффекта достичь бы не получилось.

Обязательный аудит для ООО в 2020 году: критерии

Изменения в правила составления учетной политики вступили в силу 6 августа 2020 года. При этом не прописали специальных сроков для применения новой редакции ПБУ 1/2008. В таком случае учетную политику надо скорректировать. А изменения способов учета отразить ретроспективно (п. 14, 15 ПБУ 1/2008).

  1. Организация аудита. Проверяющие изучают финансовую и хозяйственную деятельность ООО. Составляется и согласовывается общий план и программа проверки. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки.
  2. Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
  3. Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение

Читать еще:  Продажа доли в уставном капитале ндфл

За непроведение обязательного аудита введут штраф в размере 700 000 рублей

В статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ прописан перечень случаев, когда проведение аудита обязательно. В частности, это касается всех ОАО, кредитных и некоторых видов финансовых организаций, а также компаний, чья выручка за предшествующий год превышает 400 млн. руб. или сумма активов превышает 60 млн. руб.

Законопроект призван устранить данный пробел в законодательстве.

Планируется, что новые нормы вступят в силу с 1 января 2013 года и будут применяться начиная с проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2012 год.

Минфин ожидает, что законопроект обеспечит защиту прав и законных интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и повысит инвестиционную привлекательность российских компаний.

Штраф За Непроведение Аудита В 2020 Году

Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны (п.4 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

И это не единственные последствия непроведения обязательного аудита (отсутствия аудиторского заключения).

Кроме того, будет административная ответственность за неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта акционерного общества в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка.

Здесь штрафы гораздо серьезнее: от 30 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или даже дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. На юридическое лицо штрафы могут достигать 1 млн рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП).

Обязательный аудит 2020 года ответственность и штрафы

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2020 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году: критерии

Не все общества с ограниченной ответственностью обязаны проводить аудит отчетности по итогам года. Смотрите в таблице полный перечень организаций, которые должны проводить аудит в 2019 году и общие критерии обязательного аудита для ООО.

ИФНС не вправе штрафовать за непредставление аудиторского заключенияИФНС не вправе штрафовать за непредставление аудиторского заключения

Критерии, которые обязывают общества проводить аудит установлены Федеральным законом от 30.08.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Если по результатам 2018 года хотя бы один из этих критериев выполнен, аудит для ООО в 2019 году обязателен.

Критерии обязательного аудита для ООО в 2019 году

Отдельных требований именно для аудита ООО законом не предусмотрено. Необходимо учитывать общие критерии (п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ).

Суммовые и организационно-правовые критерии обязательного аудита в 2019 году для ООО

  1. Сумма выручки за год, предшествующий отчетному >400 млн руб.;
  2. Сумма активов по бухбалансу на конец года, предшествующий отчетному >60 млн руб.;
  3. Ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  4. Организация является кредитной/страховой/клиринговой, бюро кредитных историй, профучастником рынка ценных бумаг, обществом взаимного страхования, организатором торговли, НПФ, АИФ, управляющей компанией АИФ, ПИФ или НПФ (исключение — внебюджетные фонды);
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.

Если организация в форме ООО соответствует хотя бы одному из данных критериев, необходимо проведение аудита.

Чиновники планируют изменить в 2019 году критерии проведения аудита. Проект закона подготовлен ко второму чтению (№ 273179-7). Планируется:

  • увеличитьобъем выручки за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 600 млн руб.
  • поднять суммуактивов бухбаланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет — до 200 млн руб.
  • Ввести критерий по численности работников — не более 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.
Читайте также:  Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

При принятии решения о проведении проверки отчетности обществу надо не только учитывать требования, перечисленные выше, но и законы, регулирующие сферу деятельности.

Несмотря на то что критерии обязательного аудита изложены в отдельной статье закона (мы перечислили их выше), последний подпункт п. 1 ст.

5 закона № 307-ФЗ говорит о наличии дополнительных критериев, устанавливаемых отдельными законами (см. таблицу).

Какие ООО обязаны проводить аудит

Обратите также внимание, что Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО не содержит критерии, когда нужен обязательный аудит. В нем указано, что общее собрание участников общества может принять решение о проверке, а также прописать обязанность проводить аудит в уставе. Это уже инициатива ООО.

Обязательный аудит для ООО в 2019 году: изменения

Ответственность за непроведение аудита

Обязательный аудит 2017 года призван максимально открыто и прозрачно раскрыть информацию об экономических субъектах.

Вместе с тем он позволяет повысить эффективность компании, снизить давление на добросовестные организации, выявить риски и ошибки, устранить их с минимальными потерями.

Обязательный аудит в 2017 году, как и раньше, регулируется законом и его непроведение может привести к неприятным последствиям.

Ответственность за обязательную проверку в 2017 году

На самом деле непроведение обязательного аудита в 2017 году не наказывается законом. Но это не значит, что его можно не проводить. Если предприятие должно по закону выполнить проверку годовой отчётности и не сделает этого, то понесёт административную ответственность.

Ответственность за непроведение обязательного аудита 2017 года наступает, когда нужно сдать в органы государственной статистики финансовый отчёт, так как он представляется вместе с аудиторским заключением.

Обязательный аудит 2017 года ответственность и штрафы

А этот документ можно получить только после проведения обязательного аудита. При отсутствии заключения ответственность регламентирует Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Следовательно, за непрохождение проверки ответственность не предусмотрена. Но чтобы получить аудиторское заключение нужно пройти проверку финансовой отчётности сторонними специалистами.

(495) 917-27-78(495) 621-59-77

Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение.

И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом.

Иначе по ст. 19.7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

По ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, если аудиторское заключение не представлено вместе с годовой отчётностью, а по закону проверку нужно было провести, то это является грубым нарушением финансовой отчётности.

Штраф за непроведение обязательного аудита в 2017 году в этом случае от 5 000 до 10 000 руб. Если нарушение повторяется, то штраф вырастает в два раза.

А также возможно лишение права на вид деятельности на 1-2 года.

По п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ для АО предусмотрен большой штраф ещё и за нарушение раскрытия аудиторского заключения. Для предприятия – это 700-1000 тысяч рублей, для физических лиц – 30-50 тысяч рублей или дисквалификация от профессии на 1-2 года.

  • Позвоните нам прямо сейчас!
  • E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
  • Телефон/факс:  +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.

Быстрая навигация:Каталог статейОтдельные виды предпринимательской деятельностиАудиторская деятельность Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Законодательством не установлена ответственность именно за непроведение обязательного аудита, если компания под таковой подпадает. В то же время штрафных санкций избежать все равно не удастся. Причем «круг» контролирующих органов, которые вправе их выписать, с некоторых пор даже расширился. 

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — достаточно дорогое удовольствие. Поэтому небольшие компании, которые в силу закона обязаны его провести, но вроде как им он ни к чему, в первую очередь интересуются, а что будет, если его не проводить вовсе (может, проще заплатить штраф и, как говорится, спать спокойно?).

На самом же деле все далеко не просто. А не так давно в этой части все стало еще более «интересно».

Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, «открыть» информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.

Санкции от Росстата 

До недавнего времени считалось, что самыми «страшными» являются штрафы за непредставление аудиторского заключения в органы Росстата.

Напомним, что организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухотчетности в орган государственной статистики по месту госрегистрации не позднее трех месяцев по окончании отчетного периода.

Причем в том случае, когда годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, в Росстат требуется сдать и аудиторское заключение.

Оно должно быть представлено либо одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 1, 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В свою очередь, за непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном объеме или в искаженном виде в орган госстатистики сведений или информации, предусмотренной законом, компания и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.7 КоАП. Данной нормой предусмотрены следующие санкции:

— для организаций — от 3000 до 5000 руб.;

— для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Однако и это еще не все. Как разъяснил Росстат в Письме от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, за нарушение ст. 19.7 КоАП рассматриваются отдельно дела:

  1. — за непредставление в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  2. — за непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  3. Иными словами, компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы дважды — и за непредставление бухотчетности, и отдельно — за непредставление аудиторского заключения (мы говорим о случаях, когда отчетность организации подлежит обязательному аудиту).
  4. «Грубая» ответственность 

Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года организации должны представить годовую бухотчетность и в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ.

Однако в данной норме не упомянуто аудиторское заключение. Данный факт констатировал Минфин в Письме от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1724.

То есть Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

К сведению!

В п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н) сказано, что в состав бухгалтерской отчетности включается обязательное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Тем не менее данное требование не соответствует Закону N 402-ФЗ, а потому не применяется.

С другой стороны, Законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП. Теперь в ней устанавливается ответственность за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Причем законодатель не ограничился лишь увеличением штрафных санкций — помимо всего прочего расширено понятие «грубое нарушение требований к бухучету»).

В результате грубым считается и нарушение, которое состоит в отсутствии у экономического субъекта в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Таким образом, за отсутствие аудиторского заключения (если наличие такового обязательно) должностные лица будут оштрафованы на 5 — 10 тыс. руб. При совершении повторного аналогичного правонарушения штраф возрастет до 10 — 20 тыс. руб. либо должностное лицо дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.

К сведению! Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП).

Дела давно минувших… лет, месяцев и т.д.

В некоторых ситуациях нарушителям удается избежать ответственности за совершение того или иного правонарушения на таком основании, как истечение срока исковой давности.

Если говорить о штрафных санкциях от Росстата, то тут действительно можно уйти от ответственности, ведь срок исковой давности составляет всего три месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП).

А когда нарушение в виде непредставления отчетности было допущено? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким числом датировано аудиторское заключение и проводился ли обязательный аудит вообще.

Ведь если аудиторская проверка завершена до срока представления бухотчетности, то заключение надлежит представить в Росстат одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью. В случае когда на момент представления бухотчетности за отчетный год аудиторского заключения еще нет, его надлежит сдать в Росстат не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения.

И в любом случае аудиторское заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря года. Таким образом, трехмесячный срок давности отсчитывается в зависимости от обстоятельств, либо с даты представления годовой бухгалтерской отчетности, либо по истечении 10 рабочих дней, отсчитанных от даты аудиторского заключения, либо с 1 января следующего года.

В свою очередь, ответственность по ст. 15.11 КоАП за отсутствие аудиторского заключения избежать по факту нереально. Дело в том, что согласно примечанию 1 к ст. 15.

11 КоАП под грубым нарушением понимается «отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов».

Читайте также:  Как вести учет денег при использовании онлайн-кассы?

Между тем аудиторские заключения подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после завершения отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ). А согласно Приказу Минкультуры от 25 августа 2010 г.

N 558 (в ред. от 16 февраля 2016 г.) аудиторские заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хранить надлежит… постоянно (ст. 408).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Последние новости27 марта 2018 г.Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)ИФНС не вправе штрафовать за непредставление аудиторского заключения

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Указанные меры ответственности предполагается ввести в действие с 1 января 2021 года. При этом на сегодняшний день размер штрафных санкций для организаций, подлежащих обязательному аудиту, не изменился.

Серьезные штрафные санкции предусмотрены для акционерных обществ, а именно — публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества в связи с публичным размещением облигаций или иных ценных бумаг и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50 (ст. 92 Федерального закона от 26.12.

1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Они обязаны опубликовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением на странице в сети интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П). То есть сроки достаточно жесткие, их нужно знать, и их нужно контролировать. В 2019 году этот срок истекает 4 апреля.

Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

– А другие предприятия – не акционерные общества – могут попасть под штрафные санкции?

Предприятия формы ООО, если они подлежат обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики по ст.19.

7 КоАП РФ (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).

В случае непредставления в указанный срок аудиторского заключения штраф составит для организации — от 3 000 до 5 000 руб., для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Таким образом, если ООО подлежит обязательному аудиту, проводить аудиторскую проверку оно имеет возможность практически до декабря года, следующего за отчетным. Это важная ремарка, поскольку стоимость аудиторской проверки «в сезон», с января по март, обычно значительно дороже, чем летом. И мы активно призываем наших клиентов пользоваться такой возможностью сэкономить.

– Что будет, если не проводить обязательный аудит из года в год?

– Здесь следует иметь ввиду, что должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. по ст.15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. И это не освобождает от проведения аудиторской проверки.

И в заключение хотелось бы отметить, что принимать решение, проводить ли аудит организации, следует все-таки не по принципу сравнения затрат (что дешевле – аудиторская проверка или штрафные санкции), а с пониманием полезности аудиторской проверки как таковой.

Ведь в результате ваш бухгалтер сможет проверить себя, исправить ошибки до проверки контролирующими органами, аудитор подскажет, где организация может оптимизировать затраты, улучшить систему внутреннего контроля, что в итоге повысит безопасность Вашего бизнеса.

Такая ситуация сложилась, в том числе, из-за того, что собственники бизнеса и управляющие директора аудит приравнивают красходам. Предлагаю изменить подход к аудиту и расценивать его как инвестицию,которая приноситпользу.Какую пользу приносит аудит, читайте в этой статье.

Какие компании обязаны проводить аудит

Перечень компаний, которые подпадают под обязательный аудит, установлен федеральным законодательством (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.). Аудит проводят в обязательном порядке:

  • — акционерные общества;
  • — компании, у которых объем выручки за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн. рублей;
  • — компании, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей;
  • — госкорпорации и государственные организации;
  • — страховые организации, клиринговые компании, организаторы торговли и депозитарии, негосударственные пенсионные фонды и пр.
  • Последствия НЕпроведения обязательного аудита
  • С середины 2016 года для должностных лиц перечисленных выше компаний (любой формы — ПАО, АО или ООО) введена административная ответственность за отсутствие аудиторского заключения — в виде дисквалификации сроком до двух лет.

Для компаний, которые не являются публичными акционерными обществами, штрафы за НЕпроведение обязательного аудита не превышают МРОТ. Максимум, такие компании заплатят за отсутствие аудиторского заключения- штраф на должностных лиц в сумме от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — в сумме от 3000 до 5 000 рублей.

  1. Акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах, при отсутствии аудиторского заключения будет оштрафовано Банком России на сумму от 700 000 до 1 000 000 рублей, при этом должностныелица будут оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Кроме административных штрафов, непроаудированная отчётность существенно ограничивает возможности развития бизнеса, в частности:
  3. — компания не получит кредит в банке, так как банки из ТОП-10 предлагают кредиты по сниженным ставкам клиентам только после предоставления клиентами подтвержденной аудиторами бухгалтерской отчетности;

Например, московская компания, которая с 2000 годазанимается торговлей и обслуживанием высокотехнологичного оборудования,решила выйти на внешние рынки. Ей был нужен кредит для закупки партии оборудования.

Банк, входящий в ТОП-10, предложил условия кредитования компании по ставке 12% годовых без дополнительных залогов и поручительств от третьих лиц, при условии, что компания предоставит аудиторское заключение бухгалтерской отчетности за три последних года.

У компании не было аудиторского заключения, и банк ей не одобрил кредит;

  • — НЕпроведение аудита бухгалтерской отчетности является для потенциальных стратегических партнеров и инвесторов ключевым моментом для отказа в сотрудничестве;
  • Например, при проведении тендеров компании категорий А и А+требуют от участников наличие аудиторского заключения, которое подтверждает достоверность показателей бухгалтерской отчетности;
  • — отсутствие аудиторского заключения у компании, которая обязана проводить аудит, может негативно повлиять на деловую репутацию фирмы;
  • Компании, у которых бухгалтерская отчетность подтверждена независимыми аудиторскими компаниями, входящими в 20-ку крупнейших в России, размещают аудиторское заключение в общем доступе на своем сайте – это подтверждает статус компании, увеличивает доверие партнеров.
  • Как выбирать аудиторские компании

Что такое качественный аудит? Это выполнение задания, полученного от заказчика с учетом федеральных правил (стандартов) аудита.В России есть своя специфика: по опыту аудиторов КСК групп, клиенты уверены, что аудиторы должны быть не просто независимыми экспертами, а помощниками, которые сложную и рисковую ситуацию разбирают на составляющие и дают решение.

Читайте также:  Подтвердить экспорт возможно будет без сбора документов?

Понятие «качество аудита», которое установлено международной практикой, — это выполнение задания, полученного от заказчика аудита, с учетом федеральных правил (стандартов) аудита.

Исходя из 15-ти летнего опыта работы аудитором, я вывела формулу «качества аудита», которую для себя определили заказчики аудита — российские компании (и я не говорю о налоговом аудите или выполнении работ по специальному заданию).

Для заказчиков понятие «качество аудита» связано с тем, чтоаудиторы должны быть не просто независимыми экспертами, а помощниками, которые сложную и рисковую ситуацию разбирают на составляющие и дают решение.

В России аудитор должен быть, в первую очередь, консультантом, который выявляет все узкие моменты и дает корректные, применимые на практике рекомендации по их устранению. Аудитор является для клиента путеводителем по «дебрям»бухгалтерского и налогового законодательства. Клиент должен быть уверен в том, что при необходимости может в любой момент позвонить аудитору и получить консультацию.

Например, у клиента-крупной производственной компании заключен контракт на поставку оборудования с особым переходом права собственности, стоимость товара выражена в иностранной валюте.

В моменте расчета с контрагентом возник вопрос о корректности составления поставщиком счета-фактуры, а именно — суммы, указанной в документе.

Она была существенной для клиента, и клиент обратился к Консультанту с вопросами, так как нужно было заявлять вычет по этому оборудованию. Консультант успокоил клиента, разъяснив, что все составлено корректно.

Главное отличие аудита, осуществляемого российскими компаниями, — охват не только вопросов, касающихся бухгалтерского учета, но и вопросов, связанных с налоговыми рисками (в рамках проверки аудиторы выявляют налоговые риски, связанные с ведением хозяйственной деятельности компаний: это и риски исключения части расходов из налоговой базы по налогу на прибыль, и доначисления сумм НДС, в том числе ранее принятого к вычету).

Для выбора не формального аудитора, а Консультанта, я предлагаю следующее:

1. Изучить рейтинги и выбирать из компаний, которые занимают ведущие позиции среди консалтинговых компаний. Консалтинговые компании дают комплексное решение вопросов бизнеса и не проводятформальный аудит только ради выдачи аудиторского заключения.

2. Ознакомиться с имеющимися рекомендациями. Только исходя из рекомендаций партнеров, и даже конкурентов, можно выбрать высококлассных специалистов.

3. Назначить встречу с экспертами выбранной компании. При личной встрече с будущим Консультантом задать интересующие вопросы, ответы на которые позволят понять, подходит ли формат работы Консультанта для дальнейшего сотрудничества.

4. Согласовать условия аудита по срокам проведения и этапам, порядок предоставления результата.

  1. Польза от аудита, проводимого российскими компаниями-аудиторами
  2. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — это инвестиция в бизнес. Проаудированная бухгалтерская отчетность имеет преимущества:
  3. — у собственника бизнеса в распоряжении — актуальная информация о состоянии учета и карта текущих и будущих рисков;
  4. По итогу работ аудиторы представляют краткий отчет собственнику, в котором перечисляют установленные риски с указанием оценки вероятности наступления риска, его суммовой оценки и штрафных санкций, которые этот риск при его сохранении принесет компании (например, риски потери активов в виде дебиторской задолженности, непогашенной в срок, или риски доначисления налогов по причине неправильного оформления документов);
  5. — для бухгалтерской службы заключение Договора на аудит с Консультантом –возможность узнать «в моменте» обо всех нововведениях и изменениях законодательства, касающихся именно Вашей отрасли. Сотрудничество с консультантами в части интересующих вопросов увеличивает эффект от проводимого аудита: зная график выходов аудиторов, клиентымогут готовиться, задавать вопросы и получать на них ответы с практическим применением;

Например, опыт работы с моими клиентами привел к следующему алгоритму работы, который является эффективным и взаимовыгодным и для аудитора, и для клиента: в первый день выхода аудитора на проверку главный бухгалтер озвучивает вопросы, которые его интересуют, являются проблемными или неоднозначно трактуются законодательством. Аудитор корректирует план работы и включает данные вопросы в проверку. В итоговом отчете главный бухгалтер видит ответы на свои вопросы с конкретными рекомендациями. Собственнику нет необходимости дополнительно обращаться к консалтинговым компаниям, так как аудитор уже все проработал (например, главного бухгалтера интересуют налоговые риски по конкретной сделке — аудитор эту сделку включает в план проверки, анализирует возможные налоговые риски, и, в рамках аудита, клиент получает решение);

— Аудит является диагностикой, которая позволяет выявить узкие и слабые места, не ограничивающиеся бухгалтерским учетом, т.к. одним из обязательных инструментов, использующимся аудиторами,является тестирование средств внутреннего контроля;

  • Например, в рамках проведения аудита выявляются проблемы с отсутствием договоров о материальной ответственности, а у компании на ежегодной основе при инвентаризации выявляются недостачи, приводящие к убыткам;
  • — проведение своевременного аудита является средством контроля за действиями топ-менеджмента компании, которые ответственны за финансовый результат бизнеса;
  • При аудите крупной девелоперской компании, которая застраивала север Подмосковья, аудитором было выявлено и доведено до собственника следующее:
  • — управляющий директор для экономии на налогах не отражал доходы от переоценки -указанное обстоятельство не позволило собственнику получить дивиденды от бизнеса;
  • — не осуществлялся контроль за ограничениями по кредитным обязательствам (ковенанты), что в последствии могло привести к тому, что банк мог обратить взыскание на заложенные объекты недвижимости, составляющие 95% активов компании).
  • Не ограничивайте пути развития бизнеса, привлекайте квалифицированных консультантов для проведения аудита компании и подтверждения бухгалтерской отчетности.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Обязательному аудиту подлежат следующие юридические лица ст.5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • Любые акционерные общества;
  • Общественно-значимые организации (страховые компании, кредитные организации, пенсионные и иные фонды)
  • Организации, выручка которых за прошлый финансовый год составила более 400 млн. руб. или сумма активов баланса превысила 60 млн.руб.
  • В иных случаях, предусмотренных законом.

Органы статистики уже не первый год ведут активную работу по напоминанию организациям об обязательности проведения аудита. Уже сейчас многие организации получили информационные письма о необходимости предоставления аудиторского заключения за 2016 год до 31.12.2017.

Напрямую ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена. Однако законодательством установлен ряд мер ответственности за непредоставление аудиторского заключения.

Отсутствие аудиторского заключения у организации, подлежащей обязательному аудиту, признается грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.15.11 КоАП). Данное нарушение карается штрафом на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. при повторном нарушении штраф составляет от 10 до 20 тыс. руб. (п.2 ст.15.11 КоАП РФ).

Данное нарушение вправе фиксировать налоговые органы (п. 5 ч.2 ст.28.3 КоАП).

Аудиторское заключение входит в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, который предоставляется в органы статистики ( п.2 ст.18 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Дата представления – 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31.12 года, следующего за отчетным (за 2016 год – до 31.12.2017).

Могут ли оштрафовать ОАО за непредставление аудиторского заключения?

С 2013 г. у организаций больше нет обязанности представлять в ИФНС вместе с годовой отчетностью аудиторское заключение, ведь оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 06.12.

2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была скорректирована ч. 10 ст.

13 Закона о бухучете, устанавливающая общие требования к бухгалтерской отчетности.

Открытые акционерные общества обязаны публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность путем ее размещения на своей странице в Интернете в любом случае. У закрытых обществ такая обязанность возникает только при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг.

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.

2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности должно производиться в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Если обязанность по опубликованию установлена, отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется вместе с аудиторским заключением (п. 10 указанной статьи).

На основании ст. 92 Федерального закона N 208-ФЗ открытые акционерные общества обязаны раскрывать:

  • годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность;
  • проспект ценных бумаг в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;
  • сообщение о проведении общего собрания акционеров;
  • иные сведения, определяемые Банком России.

Здесь же сказано: обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Из представленных норм понятно, что закрытые общества обязаны раскрывать перечисленные сведения только в случае публичного размещения облигаций и иных ценных бумаг.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом прописаны в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11–46/пз-н.

Согласно этому документу открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать среди прочего годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества. Обязанность по раскрытию информации возникает:

  • у ОАО — с даты государственной регистрации такого общества;
  • у ЗАО — с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения). Обязанность ЗАО по раскрытию информации прекращается одновременно с прекращением обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

Таким образом,

ОАО обязаны раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в любом случае, а ЗАО — только при публичном размещении облигаций и иных ценных бумаг.

Нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации карается административным штрафом от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Кроме того, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Должностные лица также могут быть подвергнуты дисквалификации.

О том, что организации привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 09.12.2013 N Ф05-16487/2012, от 26.11.2013 N Ф05-14240/2013, Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А11-4182/2013 и др.).

Таким образом, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, то в случае неопубликования аудиторского заключения оно может быть привлечено к административной ответственности.

Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ также был уточнен порядок представления аудиторского заключения в органы государственной статистики (ч. 2 ст. 18 Закона о бухучете).

И при представлении бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется либо вместе с такой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря (включительно) года, следующего за отчетным.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *