Минфин намерен увеличить пени за просрочку налоговых платежей

Минфин намерен увеличить пени за просрочку налоговых платежей

С 1 января неплательщикам налогов и сборов индивидуальных предпринимателей (ИП) и организациям будет насчитываться пени, в два раза превышающие сегодняшний размер данной штрафной санкции.

Минфин намерен увеличить пени за просрочку налоговых платежей

Налоги на недвижимость могут вырасти

Депутаты Госдумы пришли к выводу, что штрафы для недобросовестных налогоплательщиков — физических лиц пока меняться не должны. В нижней палате парламента депутаты приняли в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, которые повышают размер пени за неуплату налогов и сборов. Для бизнес-предприятий и компаний штрафы за просрочку вырастут сразу в 2 раза.

Так, для юрлиц и ИП размер платы за просрочку составит 1/300 действующей ключевой ставки Центрального банка, если просрочка по уплате не превысила 30 дней.

Если просрочка больше, то пеня будет считаться по 1/150 действующей ключевой ставки ЦБ.

В разъяснениях к документу говорится, что в стране следует повысить собираемость налогов и сборов, уменьшить задолженность по ним и в тот же час повысить эффективность применения пени как средства компенсации убытков государства.

По мнению представителей Минфина, на сегодняшний день пеня не носит карательного характера. Бизнес распоряжается неуплаченными налогами и сборами как кредитными деньгами, так как занимать средства в банке обходится организациям намного дороже.

В прошлом месяце, в правительстве говорили, что в ближайшие 2 года размер пени может увеличиться с 1/300 до 1/180 действующей ключевой ставки ЦБ.

Однако исходя из представленного парламентариями проекта закона значится другая цифра, которая значительно ужесточит условия работы для бизнеса.

Пеня для физлиц пока меняться не будет

Согласно документу, штрафные санкции в случае неуплаты налогов и сборов налогоплательщиками-физическими лицами останется на прежнем уровне (1/300 ключевой ставки ЦБ). До окончательного принятия закона осталось еще два чтения в Госдуме, поэтому не факт, что для физических лиц штрафы за несвоевременную уплату налогов и сборов не вырастут.

Уплата налогов третьими лицами

Также в законопроекте значится немаловажная поправка в Налоговй кодекс, разрешающая уплачивать налоги и сборы за третьих лиц. Так, изменения могут быть внесены в статью 45 Налогового кодекса РФ.

По слова авторов инициативы, порядок уплаты будет таким же, как и для самих налогоплательщиков.

Правда, не исключено, что после принятия закона в налоговом ведомстве разработают дополнительные регламенты, описывающие эту процедуру.

Пеня за неуплату налогов для бизнеса вырастет в 2 раза

В Минфине решили пересмотреть подход к пене. Ее планируется увеличить, чтобы заставить бизнес платить налоги вовремя. Одновременно это сократит сумму недоимок и сроки просрочки, а еще поможет прекратить практику «кредитования» предпринимателей за счет госбюджета.

Чиновники предлагают повысить размер пени за неуплату налогов почти в 2 раза. Такая инициатива представлена в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы».

Пеню превратят в штраф

В Минфине обсуждают, как сделать уплату налогов не только обязательным, но и выгодным делом. Они хотят увеличить пеню за просрочку платежей, чтобы заставить бизнес регулярно перечислять платежи в бюджет. Сейчас размер пени составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а в ближайшие два года он может увеличиться до 1/180 ставки ЦБ.

Чиновники напоминают, что по закону пеня – это компенсация государству за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов. Но в таком варианте она невыгодна, поскольку не носит карательного характера. Более того, бизнесу выгоднее не платить пеню и пользоваться этими деньгами как кредитными. Тем более и условия более выгодные, чем в банке.

Чиновников волнует и проблема задолженности.

Как выяснили «Ведомости», на 1 августа 2016 года долг предпринимателей по пене составляет 258,2 млрд рублей, причем 1,8  млрд рублей из этой суммы придется списать.

По статистике, на сумму задолженности по пене приходится около 85% всего долга предпринимателей перед бюджетом, и эта доля практически не сокращается на протяжении последних нескольких лет. 

Минфин намерен увеличить пени за просрочку налоговых платежей

Пример расчета новой пени за просрочку уплаты налогов

Эксперты подсчитали, что пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ позволяет неплательщикам кредитоваться у госбюджета по ставке 12,17% годовых. Если предложение Минфина поддержат, и пеня увеличится до 1/180 ставки рефинансирования ЦБ, за налоговую просрочку придется платить уже 20,3% годовых. Разница очевидна.

Пример. Насколько увеличится обслуживание долга по налогу за 10 дней? Допустим, сумма недоимки составляет 1 тысячу рублей, а длительность просрочки составляет 10 дней. Сегодня, при таких условиях ежедневная пеня для налогоплательщика составит:

  • 1000 х 10% х 1/300 х 10 = 3,33 рубля.

Пеня за неуплату транспортного налога

Минфин намерен увеличить пени за просрочку налоговых платежей

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый автовладелец должен ежегодно уплачивать транспортный налог за автомобили, которыми он владеет. При этом заплатить налоги нужно в срок, предусмотренный законодательством. Например, налог за 2017 год нужно оплатить до 1 декабря 2018 года.

Если не уложиться в этот срок, то налоговая инспекция начислит штраф (пеню) за каждый день просрочки. В этой статье Вы узнаете:

Что такое пеня?

Рассмотрим часть 1 статьи 75 налогового кодекса:

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, пеня — это штраф за несвоевременную уплату налога.

За какой период начисляется пеня?

Часть 3 статьи 75 налогового кодекса:

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 261 настоящего Кодекса.

Пеня начисляется за каждый день просрочки.

Например, если транспортный налог за 2016 год оплачен 5 декабря 2017 год, то пеня будет начислена за 4 дня, т.к. срок уплаты — 1 декабря.

Размер пени по транспортному налогу для физических лиц

4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

  • для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

Разберем детали данного пункта:

  1. Размер пени зависит от суммы налога. Т.е. если не оплачена большая сумма, то пеня будет больше, если маленькая, то меньше.
  2. Размер пени зависит от ключевой ставки рефинансирования Центрального банка. Этот пункт усложняет расчет, т.к. ключевая ставка регулярно изменяется. А для расчета нужно использовать именно ту ставку, которая действовала в текущий день.
  3. За каждый день просрочки начисляется пени в размере 1/300 от ключевой ставки.
Читайте также:  Компенсация за досрочное увольнение: НДФЛ, взносы

Для начала несколько слов о ключевой ставке. Выяснить текущее значение этой величины можно на сайте Центрального банка.

История изменения ключевой ставки приведена в следующей таблице:

Дата изменения Новая ставка
27.07.2020 4,25

Минфин намерен почти удвоить налоговые пени

Сейчас выгоднее быть должником бюджета, а не банков

Увеличить пени за неуплату налогов и сборов с 1/300 до 1/180 ставки рефинансирования предлагается в проекте основных направлений налоговой политики. Это должно сделать более эффективным сам инструмент пеней, пишет Минфин в документе, с которым ознакомились «Ведомости».

Низкий уровень пеней превратил неуплату налогов в своеобразный вид кредитования за счет бюджета, жаловался еще в 2015 г. министр финансов Антон Силуанов, когда ставка рефинансирования была 8,25%. С 2016 г. ставка рефинансирования была приравнена к ключевой (сейчас – 10%).

При текущей ключевой ставке пени все еще дешевле кредита банков, подсчитал управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, – 12,17% против 15,8% по рублевым кредитам до года с учетом малого и среднего бизнеса (данные ЦБ на июль без учета Сбербанка). Если пени повысят, то за налоговую просрочку придется платить 20,3% годовых, продолжает он.

Поправки предложены Минфином, чтобы кредитом за государственный счет было невыгодно пользоваться, рассуждает Костальгин. Сейчас ситуация меняется и вслед за ключевой будут снижаться ставки банков, поэтому повышение пеней действительно может прекратить практику кредитования за счет бюджета, считает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов.

Сложно спрогнозировать дополнительные доходы бюджета от увеличения пеней, есть безнадежная задолженность, взыскать которую уже не получится, рассуждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Из 258,2 млрд руб. долга по налоговым пеням невозможно взыскать 1,8 млрд руб., по данным ФНС на 1 августа (см. график).

В целом на долги компаний приходится около 85% налоговой задолженности, рассказывал ранее «Ведомостям» сотрудник налоговых органов, но часть из них – фирмы-однодневки и банкроты. Задолженность, с которой можно работать, – около 350–400 млрд руб., 10% приходится на особо крупных должников, по данным сотрудника налоговой службы.

Мера будет стимулировать только платежеспособные компании, подчеркивает Парфенов. В первую очередь это ударит по компаниям, которые опоздали с уплатой налогов – может быть, впервые из-за тяжелой экономической ситуации, предупреждает Суслина. Но вряд рост ставки пеней заставит заплатить тех, у кого нет денег или кто пошел на налоговое преступление, замечает она.

Такое серьезное повышение превращает пени в наказание, хотя их изначальная функция только компенсировать потери, замечает Костальгин.

Налоговая проверяет три последних года, если брать с них пени по 20,3% годовых и прибавить к 20% штрафа, суммы долга будут удваиваться, предупреждает Костальгин.

Повышенные пени действительно приблизятся к штрафным санкциям, соглашается руководитель практики по разрешению налоговых споров «ФБК Право» Галина Акчурина, в этом случае к ним должны применяться другие требования, надо предусмотреть возможность уменьшения по решению суда.

Справедливо было бы аналогично поднять пени для случаев, когда государство задерживается с возвратом переплаченных налогов, замечает Костальгин. Нужно принимать зеркальные повышения, в противном случае будет нарушен принцип равной защиты государственной и частной собственности, считает и Акчурина.

Минфин хочет резко увеличить пени за неуплату налогов и сборов

Российский Минфин предложил увеличить размер пени за неуплату налогов на 66% — с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ до 1/180 ставки. Такое предложение обнаружилось в проекте основных направлений налоговой политики, пишет газета «Ведомости».

Данная мера, по задумке чиновников, должна повысить эффективность пеней как инструмента своевременного сбора налогов и снижения задолженности по ним, так как при нынешней ставке уплата пени получается выгоднее банковских кредитов, а бизнесмены нередко используют неуплаченные налоги как дешевые займы.

Минфин предлагает обложить налогом «недооформленную» недвижимость
В Госдуме обсудят отмену транспортного налога за счет акцизов на бензин

85% налоговой задолженности в настоящее время — долги компаний, в том числе фирм-однодневок и банкротов. 10% этой суммы приходится на особо крупных должников.

Пени за неуплату налогов кредита банков в годовом исчислении составляет 12,17% против 15,8% в среднем по рублевым кредитам до года для малого и среднего бизнеса. В случае принятия предложения Минфина за налоговую просрочку придется платить 20,3% годовых.

На данную проблему, напоминает издание, жаловался еще в 2015 году министр финансов Антон Силуанов, тогда ставка рефинансирования была 8,25%. С 2016 года ставка рефинансирования была приравнена к ключевой, сейчас она составляет 10%.

Источники газеты, правда, не смогли назвать предполагаемый финансовый результат от увеличения ставки пени, так как существует проблема безнадежной задолженности, взыскать которую уже не удастся.

Рост ставки пеней вряд ли заставит заплатить тех, у кого нет денег, или тех, кто осознанно пошел на налоговое преступление. Отметим, по данным Счетной палаты, на начало 2016 года объем задолженности по налогам и сборам в РФ составлял 1,2 трлн рублей. Порядка 1 трлн из них — безнадежная задолженность.

Ранее, напомним, Минфин предложил с 2017 года начать взимать страховые взносы со всего зарплатного фонда по единой ставке 29% и к 2019 году довести ее до 26%.

Кроме того, по словам ряда чиновников, министерство разработало и альтернативный вариант: в 2017 году повысить НДС до 20%, десятипроцентную льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 года начать увеличивать ее на два процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что вопросы налоговых маневров затрагиваются на совещаниях у главы государства, однако их обсуждение является прерогативой правительства.

В итоге, однако, Минфин высказался за сохранение нынешней конфигурации налоговой системы России на ближайшие три года. Предложения по повышению ставок налога на прибыль и на доходы физлиц останутся нереализованными как минимум еще год. В 2017 году, по мнению аналитиков, ставка будет сделана на рост госдолга и на увеличение табачных, винных и топливных акцизов.

Как предсказала на этой неделе газета «Коммерсант», финальная конструкция бюджета, которая должна попасть на заседание правительства 13 октября, станет компромиссом между вариантом «рост госдолга» и бюджетными проектировками, намеченными Минфином еще в июле 2016 года, пишет издание.

Предполагается, что часть сокращения федеральных расходов будет реализована как чистым сокращением расходов, так и за счет снижения денежных объемов госзакупок из-за быстрого падения темпов роста цен. В остальном ведомство сосредоточится на точечном решении наиболее чувствительных проблем налоговой оптимизации и повышении платежной дисциплины.

Так, для крупных компаний и консолидированных групп налогоплательщиков должна вырасти эффективная ставка налога на прибыль.

Читайте также:  Подаем уведомление о переходе на УСН в 2021 годах

Минфин при этом запретит компаниям сокращать убытками прошлых лет базу для уплаты налога более чем на 30% прибыли текущего года, пишет издание, напоминая, что поручение решить вопрос с возвратом излишне уплаченного налога на прибыль было дано премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по проблемам региональных бюджетов в середине августа.

Минфин РФ о форс-мажоре в госзакупках: все, что смогли, мы сделали

Отменяются гигантские штрафы за срыв поставок по госконтрактам

Федеральные власти урегулировали конфликтные ситуации при задержках исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Минфин РФ, МЧС и ФАС направили в регионы совместную директиву, признав, что распространение коронавирусной инфекции является для закупок «обстоятельством непреодолимой силы». Штрафные пени за перенос сроков аннулируются, а начисленные ранее — подлежат списанию.

При этом заказчики могут увеличивать на 30% стоимость контрактов в связи повышением цен на материалы. Подробнее — в материале «Реального времени».

COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Утром он выступил по дистанционным каналам связи с развернутым комментарием к изменившимся, в связи с пандемией, правилам исполнения государственных и муниципальных контрактов по настоянию ТПП РФ.

Вице-президент ТПП Елена Дыбова, провела традиционно вебинар, где отметила, что во многих регионах страны самоизоляция является мерой рекомендательной и не все губернаторы издали указы о введении ограничений на работу и передвижение по территории.

«Где-то уже сейчас начинают возникать проблемы: губернаторы рекомендовали выйти в режим самоизоляции, но акта нет, а есть кордоны.

У бизнеса нет жесткого запрета, а есть просто рекомендация», — сказала она, давая понять, что это создает серьезные риски для бизнеса, занятого исполнением госконтрактов.

Минфин признал в госзакупках вирусный форс-мажор

— 3 апреля вышло совместное письмо Минфина РФ, МЧС и ФАС РФ о том, что распространение коронавирусной инфекции нового типа носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

Теперь взимание штрафов невозможно, — объявил Готовцев.

По его словам, с введением этой нормы поставщики освобождаются от уплаты неустойки, штрафов и пеней по текущим контрактам, если докажут, что задержка произошла вследствие «вирусного форс-мажора».

COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Фото council.gov.ru

Кроме того, сегодня же могут быть приняты поправки в постановление правительства РФ №783, которые предусматривают списание пеней и штрафов в рамках всех госконтрактов, выполняемых по 44-ФЗ. «Проект находится на подписании у министра финансов РФ. Скорее всего, сегодня примут», — сообщил он. В этом случае от гигантских штрафов могут быть освобождены все исполнители контрактов.

На момент публикации сообщений о принятии поправок не поступило.

Цену можно увеличить до 30%

Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он.

При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой.

Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников.

Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина. По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой.

Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.

Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru

Расторгнуты госконтракты на детский отдых и выставки

Еще одной новеллой стало освобождение бизнеса от необходимости вносить на депозит обеспечение по госконтракту. Правда, только в том случае, если не требуется внесение аванса.

По словам Дмитрия Готовцева, отказаться от обеспечения по остальным госконтрактам не представляется возможным, но он допустил возможность уменьшения размера обеспечения (сейчас 30% от стоимости контракта).

Так что бизнесу придется все равно хранить деньги на депозите, отвлекая их от оборота. Зато Минфин разрешил во время пандемии проводить закупки без предварительного отбора поставщика.

Какие госконтракты прекращены? По словам Готовцева, их расторжение произошло в двух сферах — это организация отдыха детей в санаториях и проведение выставочных мероприятий. Во всех остальных областях контракты приостановлены.

Обобщая сказанное, Елена Дыбова высказала благодарность Минфину за оперативные решения. «Вы предотвратили коллапс в системе госзакупок. Бизнес мог бы утонуть в судебных разбирательствах» , — резюмировала она.

Напомним, что еще 20 марта, на совещании президиума координационного совета по коронавирусу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил «решение, которое позволит смягчить негативные последствия от эпидемии», а именно прекратить штрафовать исполнителей по госконтрактам, если они нарушили свои обязательства.

Читайте также:  Электронная отчетность через интернет - что лучше?

ЭкономикаБюджетФинансы Татарстан

Пени за ЖКХ нельзя взыскивать до 01.01.2021 г. Но можно начислять. Правовой изъян в ПП № 424?

6 апреля 2020 года Председатель Правительства Михаил Мишустин на заседании Президиума Координационного совета при Правительстве по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации сообщил о том, какие дополнительные меры поддержки населения приняты Правительством.

https://www.youtube.com/watch?v=myRrRhthWbc

В частности он сообщил:

… для всех жителей нашей страны независимо от их доходов мы введём временный мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные коммунальные услуги – газ, электроэнергию, тепло, воду, канализацию, вывоз бытовых отходов. Коммунальные услуги за долги отключать не будут.

При этом не будут начисляться пени и за просрочку взносов за капремонт и платы за жильё. Такой льготный период продлится с момента опубликования постановления и до 1 января 2021 года. Кроме того, эти месяцы будут исключены и из расчёта межповерочного интервала для приборов учёта.

Проанализируем Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Пункт 5 Постановления № 424 гласит:

Приостановить до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, озвученное М. Мишустиным обещание не находит подтверждение, поскольку в Постановлении используется термин «взыскание», а термин «начисление» в тексте Постановления отсутствует.

Из буквального текста Постановления можно сделать следующие выводы:

-пени начислять можно, но нельзя взыскивать до 01.01.2021 г.

-пени начисленные за период с дня опубликования Постановления можно взыскать только после 01.01.2021 г.

До тех пор пока не будет устранено противоречие между обещанием М. Мишустина и текстом Постановления, не рекомендую накапливать долги, т. к. пени может вылиться в кругленькую сумму.

Размер пени за просрочку оплаты в сфере ЖКХ установлен ст. 155 ЖК РФ:

14.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Как управляющей организации рассчитать пени за неоплату жилищно-коммунальных услуг после отмены моратория-2020

1 января 2021 года истёк срок моратория на взыскание пеней за неоплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим у поставщиков ЖКУ возникает много вопросов: на главные из них ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец в новом видео онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются».

УО может взыскать с местных властей повышающий коэффициент за КУ

Уо и тсж вправе начислять и взыскивать с потребителей пени за неоплату жку со 2 января 2021 года

Мораторий на начисление и взыскание пеней, штрафов и неустоек с потребителей, которые с апреля 2020 года не оплачивали жилищно-коммунальные услуги, прекратил действовать 1 января 2021 года. Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала рассказала о том, с какой даты можно начислять пени, как рассчитывать период просрочки и распространяется ли мораторий на нежилые помещения в МКД:

Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️

Нельзя предъявить сумму пеней за период действия моратория, введённого ПП РФ № 424

Запрет на взыскание пеней и штрафов при просрочке платежей за ЖКУ действовал с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года. Он был введён постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424. Мораторий распространялся на потребителей и на лиц, управляющих домами: УО, ТСЖ и кооперативы.

30 апреля 2020 года появился обзор ВС РФ № 2 по вопросам применения нормативно-правовых актов, касающихся борьбы с коронавирусом, в том числе по мораторию на пени из-за неоплаты гражданами счетов за ЖКУ:

  1. Запрет на пени действует по 1 января 2021 года включительно, следовательно, расчёт пени начинается со 2 января.
  2. На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку.

Как отметила Елена Шерешовец, не имеет значения, что период запрета ПП РФ № 424 на пени за долги уже завершился: за просрочку платежей с 6 апреля по 1 января 2021 никогда нельзя будет предъявить должникам сумму пеней.

Эксперт составила рейтинг креативных мер по борьбе с долгами за ЖКУ

Период действия моратория на пени не включается в дни просрочки платежей, указанные в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

Второй вопрос, на который ответила Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» в выпуске онлайн-журнала, – как рассчитывать период просрочки платежа в соответствии с условиями ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. Эта норма устанавливает зависимость размера пени от количества дней просрочки:

  • 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, начиная с 31-го дня по фактический день оплаты, произведённой в течение 90 дней;
  • 1/130 ставки, начиная с 91-го дня.

Период с 6 апреля 2020 по 1 января 2021 года нельзя включать в расчёт дней просрочки, даже если отсчёт таких дней начался до появления ПП РФ № 424. Если задолженность возникла уже после вступления в силу моратория на пени, то отсчёт периода, когда возникла задолженность, ведётся со 2 января 2021 года. Эксперт подробно разобрала этот вопрос на примере:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *