Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции

Договор может быть подписан как двумя, так и более сторонами, каждая из которых в обязательном порядке должна придерживаться своих обязанностей.

Последствия и ответственность невыполнения условий договора согласно законодательству

В том случае, если одна из сторон договора не выполняет свои обязательства, это может привести к различным последствиям.

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкцииСуществует несколько разновидностей ответственности, а именно:

  • долговая (по согласованию сторон);
  • долевая (на стороне, которая не выполнила обязательства, имеется несколько лиц).

В свою очередь эти разновидности ответственности могут быть в виде:

  • штрафной пени;
  • в виде начисление определенных процентов за каждый день не выполнения обязательств;
  • исполнение невыполненных обязательств третьей стороной за счет должника;
  • взыскание средств, которые должник обязан был передать согласно договору;
  • возмещение всех убытков согласно ГК Российской Федерации.

На самом деле, это далеко не все, что предусматривает действующее законодательство, поскольку последствия могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь это напрямую зависит от того, какой ущерб был нанесен в результате не выполнения всех обязательств по договору. Чем больше ущерб, тем суровее будет наказание и как следствие, существенная сумма штрафной пени.

Понятие штрафных санкций

Статья 330 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие штрафных санкций (неустойки).

Неустойка – прописанная законодательством либо соглашением фиксированная сумма, которая должна быть в обязательном порядке выплачена должником , в том случае, если с его стороны были нарушены обязательства, указанные в договоре либо не выполнены в полном объеме.

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции

Однако статья 331 Гражданского Кодекса гласит, что акт неустойки должен быть в обязательном порядке оформлен письменно. В том случае, если он составлен иным способом, данный акт будет признан недействительным.

Статья 332 ГК Российской Федерации четко регламентирует понятие “законные штрафные санкции (неустойка)”. Согласно статье, кредитор вправе потребовать возмещение неустойки даже в том случае, если она не предусмотрена действующим соглашением между сторонами. Более тог, кредитор самостоятельно определяет сумму неустойки и подтверждает ее составленным актом.

Статья 395 Гражданского Кодекса предусматривает определенную ответственность за нарушение денежных обязательств, а именно:

  • за попытку использования чужого капитала;
  • за попытку уклонения от денежных выплат;
  • другие денежные махинации.

За какое-либо нарушение из вышеперечисленных статья предусматривает наказание в виде выплат определенных процентов по той сумме, которая фигурировала при махинациях.

Проценты, которые будут начисляться в качестве штрафных санкций, напрямую зависят от места пребывания либо жительства кредитора (юридического лица) учетной ставки банковских процентов на момент исполнения денежного обязательства.

В том случае, если денежное взыскание происходит через суд, то последний может назначить ту процентную ставку, которая была на момент подачи искового заявления. Данное решение может быть возможным, если действующим соглашением не предусмотрены проценты за нарушение обязательств, прописанных в договоре.

Стоит отметить, что законодательная база РФ предусматривает смягчение неустойки, в частности статья 333 Гражданского Кодекса.

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

  • для регистрации ИП
  • регистрации ООО

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.

  • Ведение бухгалтерии для ИП
  • Ведение бухгалтерии для ООО

Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН, ЕНВД, ПСН, ТС, ОСНО.

Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь, как это стало просто!

За что могут применить наказания

В процессе подписания договора о сотрудничестве между сторонами, оговариваются все обязательства с обеих сторон. В случае, если одни из них не выполнили свои обязательстве им будут начислены штрафные санкции, в размере, который указан в документе сотрудничества.

При этом Гражданский Кодекс РФ предусматривает возможность снижения суммы штрафа в нескольких случаях, если:

  • судом было вынесено решения о том, что в сложившейся ситуации виноваты обе стороны;
  • все меры для устранения этого конфликта были приняты;

Размер взыскания штрафной пени всегда должен оговариваться при составлении договора о сотрудничестве, в противном случае, данная сумма ущерба выноситься на рассмотрение в суд.

Порядок взыскания

Весь порядок выплаты штрафных санкций прописаны в действующем договоре между сторонами.

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкцииКак правило, он всегда стандартный, то есть, юридическое либо физическое лиц, имеющее определенные претензии по нарушению действующего соглашения ко второй стороне, обязано направить по его юридическому адресу письмо, в котором обязательно должно быть указано:

  • подробное описание претензии;
  • информацию о штрафных санкциях, которые предусмотрены;
  • установленные сроки, за которые должна быть выплачена неустойка.
  • Стоит отметить то факт, что сторона, которая выдвигает определенные претензии, в том числе требует выплатить задолженность, в обязательном порядке должна приложить к нему сопутствующий расчетный лист.
  • Именно это приложение содержит в себе все необходимые расчеты, согласно которым рассчитывается общая сумма штрафных санкций.
  • Зачастую подобные неустойки имеют одну неприятную особенность – штрафная пеня насчитывается за каждый день просрочки, в том числе во внимания берутся выходные и праздничные.
  • В ситуации, в которой должник полностью игнорирует все требования о выплате задолженности (уведомления, устные предупреждения и так далее), сторона, которая понесла определенные убытки, подает заявление в суд.
  • Только через суд можно не только взыскать действующую задолженность и потребовать компенсацию морального и материального ущерба, которые возникли в результате задержки выплат неустойки.

Правила учета

Согласно действующему законодательству, вся прибыль, вне зависимости от того, каким образом она была получена компанией (получение неустойки, либо прибыль от определенных услуг либо реализации своего товара), должна быть занесена в налоговый и бухгалтерский учет.

Если же, этого не будет, законодательством предусмотрено наказание в виде административного штрафа, либо же, если сумма более чем 250 000 предусмотрена уголовная ответственность.

В бухгалтерском учете

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции

Согласно Приказу Министерства Финансов РФ, абсолютно все разновидности штрафных санкций, которые предусмотрены денежным взысканием, должны быть включены в бухгалтерский учет. При этом должна быть включена вся сумма в полном объеме.

То есть, при наличии документа либо судебного вердикта, запись в бухгалтерском учете заноситься в следующем виде: Д-т 76 К-т 91.

В налоговом учете

Что касается налогового учета, то в нем записываются также все штрафные санкции, которые подразумевают за собой взыскание с должника определенной суммы.

Закон четко регламентирует это главой 25 Налогового Кодекса РФ. Причем для каждого случая, рассматриваются свои особенности.

Нюансы выплаты НДС в различных ситуациях

Выплата НДС регламентируется Налоговым Кодексом РФ, и в разных случаях немного отличается между собой.

НДС с суммы штрафных санкций

Для формирования НДС с сумму штрафных санкций необходимо брать во внимание главу 21 Налогового Кодекса РФ.

Таким образом, для расчета НДС данного вида, следует учитывать тот факт, что штрафные санкции взаимосвязаны с прибылью реализованного товара.

Порядок начисления

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкцииОбщая сумма штрафов за нарушение действующего законодательства, которые были оплачены продавцом, не увеличивают НДС.

Министерство Финансов четко регламентирует этот момент. Если определенные финансовые средства были получены не в результате реализации каких-либо товаров либо услуг, при расчете НДС они не учитываются.

Что касается штрафов, которые были получены продавцом каких-либо товаров,  то такие финансовые средства необходимо в обязательном порядке привязывать к суммам, которые были получены в результате продаже товаров либо услуг, и включать их в состав НДС.

Стоит обратить внимание на тот факт, что подобные штрафные санкции могут увеличить размер НДС только в том случае, если процесс реализации состоялся в полной мере.

Отражение в учете

Решение о начисление, в том числе и оплате НДС по полученным денежным средствам в виде штрафных санкций решаются в индивидуальном порядке. Законом это никак не предусмотрено.

Однако любое решение должно быть отображено в учетной политике.

В  программе “1С: Бухгалтерия” общая сумма начисленного НДС следует отображать документом “Операция (бухгалтерский и налоговый учет)”. Для того чтобы сформировать счет-фактуру по начисленному НДС, включая штрафную пеню, достаточно создать документ “Отображение начисления НДС”.

О применении данных видов наказаний рассказано в следующем видеосюжете:

Отражаем в учёте и отчётности пени и штрафы по налогам

Пеня и штраф – не одно и то же Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными.

Читайте также:  Пояснения по НДС принимают только в электронном виде

Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации. Ошибка в исчислении налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком.

В этом случае при выявлении заниженной суммы налога он самостоятельно платит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем представляет в налоговую инспекцию уточнённую декларацию. Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган.

В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.

Независимо от варианта обнаружения ошибок механизм начисления пеней един. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты.

Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Расчёт пеней производится отдельно за каждый период действия конкретного значения ставки в период задолженности, а полученные результаты затем складываются.

И если пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов1, то штраф — это уже налоговая санкция в виде денежного взыскания, которая является мерой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения2. Штраф за неуплату или неполную уплату налога может составить 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора), а при наличии умысла – 40 %3.

И штрафы, и пени, подлежащие перечислению в бюджет, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций4.

Способы отражения в учёте пени и штрафов

Так как законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия «пени» и «штраф», то и способы их отражения в бухгалтерском учёте могут быть разными.

Штрафы за нарушение налогового законодательства в бухгалтерском учёте отражаются по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». Это прямо предусмотрено п.

83 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности5 и Инструкцией по применению Плана счетов, в которой чётко прописано, что на счёте 99 «Прибыли и убытки» в течение отчётного года отражаются «также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам»». Аналогичные разъяснения дает и Минфин России6.

По отражению в бухгалтерском учёте пеней, подлежащих перечислению в бюджет, существует две позиции. В первом случае эксперты идут по пути упрощения учёта. Объединяют пени и штрафы термином «санкции за несоблюдение правил налогообложения» и предлагают их учитывать так же, как и штрафы, т. е. по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». При данном способе учёта аналитику предлагается вести по субсчетам счёта 68 в разрезе налогов, по которым начислены пени и штрафы.

Другая позиция экспертов заключается в том, что суммы пени на недоимку по налогам удовлетворяют определению расхода. Ведь начисление пеней приводит к возникновению у организации обязательства и уменьшению её капитала7.

Данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, поэтому его квалифицируют как «прочий»8.

И предлагают отражать суммы начисленных пеней по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

В связи с наличием нескольких допустимых способов отражения пеней в бухгалтерском учёте один из них необходимо закрепить в учётной политике организации9.

Пени – прочий расход

Рассмотрим алгоритмы действий налогоплательщика при отражении пени и штрафов, когда ошибка, приведшая к неуплате налога, обнаружена им самостоятельно или она выявлена в результате налоговой проверки. В примерах мы исходим из того, что организация отражает пени в составе прочих расходов.

Вариант 1. Налогоплательщик сам обнаружил ошибку, приведшую к неуплате налога.

Шаг 1.

Выявляем ошибку в уплате налога. Определяем недостающую сумму налога. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учёте регламентируется Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности»10, утверждённым Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н11.

Рассчитываем пени за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. #ATTENTION# Оформляем расчёт бухгалтерской справкой. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому компании необходимо самой разработать такой бланк и указать его в учётной политике по бухгалтерскому учёту. Отражаем операции по доначислению налога и сумму пени за несвоевременную его уплату в бухгалтерском учёте (проводки по доначислению налогов и исправлению ошибок в бухгалтерском учёте в статье не приводятся). Пени в бухгалтерском учёте признаём прочим расходом.

  • Поскольку они не учитываются в расходах в целях налогообложения прибыли, то организации, применяющей ПБУ 18/02, необходимо признать постоянную разницу в размере суммы пени и одновременно отразить постоянное налоговое обязательство как произведение данной постоянной разницы на установленную ставку налога на прибыль12.
  • Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкцииШаг 2.
  • Шаг 3.
  • Организация освобождается от ответственности в случае подачи уточнённой декларации после истечения срока для её подачи и уплаты налога, если до предоставления уточнённой налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени13.

Уплачиваем недоимку по налогу и сумму пени. Подаём уточненную декларацию по налогу в налоговую инспекцию. К «уточнёнке» следует приложить пояснительное письмо и копии платёжных поручений об уплате налога и пеней.

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ
Отражена сумма пени 91-2 68, субсчёт «Пени по налогу» Бухгалтерская справка-расчёт
  1. Отражено постоянное налоговое обязательство
  2. (сумма пени x 20 %)
99 68, субсчёт «Налог на прибыль» Бухгалтерская справка-расчёт
Уплачены пени в бюджет 68, субсчёт «Пени по налогу» 51 Выписка банка по расчётному счёту

Вариант 2. Налоговый орган обнаружил факт неполной уплаты налога по результатам налоговой проверки

В бухгалтерском учёте основанием для отражения суммы недоимки, пени и штрафа по результатам налоговой проверки является Решение налогового органа. Оно уже содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней и штрафных санкций.

Пени, указанные в Решении налогового органа, рассчитаны на момент его принятия.

В дальнейшем при направлении налогоплательщику Требования об уплате налога, пени и штрафа сумма пени будет пересчитана на день направления требования14 или на день уплаты недоимки.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц с даты его вручения15. При этом у налогоплательщика есть право добровольно исполнить данное решение до вступления его в силу. Основание: абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ. Причём это решение может быть исполнено полностью или частично.

Если налогоплательщик не собирается обжаловать данное решение вообще или будет обжаловать его в какой-то части, то ему лучше уплатить недоимку (соответствующую часть недоимки) как можно раньше в целях снижения суммы пени.

Правда, в этом случае в лицевом счёте налогоплательщика будет числиться переплата, которая закроется после вступления в силу Решения налогового органа.

Рассмотрим ситуацию, когда налогоплательщик не будет обжаловать решение налогового органа.

  • Шаг 1.
  • Шаг 2.
  • Шаг 3.
  • Шаг 4.

Отражаем в бухгалтерском учёте сумму недоимки и штрафа на момент получения решения налогового органа. Сумму штрафа в бухгалтерском учёте признаём убытком. Уплачиваем недоимку по налогу на основании решения налогового органа. Отражаем в бухгалтерском учёте сумму пеней на дату погашения недоимки. «Доначисляем» себе пени за период с даты Решения по акту проверки по дату уплаты недоимки и прибавляем эту сумму к сумме пени, указанной в Решении. Расчёт «дополнительных» пени производим в справке бухгалтера. Пени в бухгалтерском учёте признаём прочим расходом. Уплачиваем пени и штраф. С их уплатой можно не торопиться. Чтобы не изымать денежные средства из оборота раньше времени, пени и штраф можно уплатить после вступления в силу Решения по акту проверки в сроки, установленные в Требовании об уплате пени и штрафов.

Содержание операций Дебет Кредит Первичный документ
Отражена сумма штрафа 99 «Прибыли и убытки», субсчёт «Штрафы по налогам» 68 Решение налогового органа
Отражена сумма пени на недоимку по налогу 91-2, субсчёт «Пени по налогу» 68 Решение налогового органа Бухгалтерская справка-расчёт
  1. Отражено постоянное налоговое обязательство
  2. (сумма пени x 20 %)
99 68, субсчёт «Налог на прибыль» Бухгалтерская справка-расчёт
Уплачены пени и штраф в бюджет 68 51 Выписка банка по расчётному счёту
Читайте также:  Налог на прибыль в 1 квартале 2021 года - строки 210 и 290

Обращаем внимание, что в случае выявления ошибок налоговым органом организации не нужно на основании решения, принятого по результатам проверки, предоставлять уточнённые декларации за прошедшие периоды16.

  • Отражаем суммы пени и штрафов в финансовой отчётности
  • Фрагмент формы Отчёт о финансовых результатах
  • #FOOTNOTE#

При варианте учёта, когда начисленные пени признаются организацией прочим расходом и отражаются на субсчёте 91-2, в Отчёте о финансовых результатах (форма утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н), сумма пеней будет включаться в показатель строки 2350 «Прочие расходы» и уменьшать показатели строк 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения». При этом постоянное налоговое обязательство, начисленное на сумму пеней и отраженное по строке 2421, будет влиять на размер текущего налога на прибыль и показатель строки 2400 «Чистая прибыль».

Пояснения Наименование показателя    Код    За ______ 20__ г. За ______ 20__ г.
1 2 3 4 5
Прочие расходы 2350 (    ) (    )
Прибыль (убыток) до налогообложения 2300
Текущий налог на прибыль 2410 (    ) (     )
т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) 2421
Изменение отложенных налоговых обязательств 2430
Изменение отложенных налоговых активов 2450
Прочее 2460
Чистая прибыль (убыток) 2400

При варианте учёта, когда сумма пени и штрафов, подлежащая уплате в бюджет, отражается по дебету счёта 99, в Отчёте о финансовых результатах данная сумма будет указываться по строке 2460 «Прочее» и уменьшать показатель строки 2400 «Чистая прибыль». Плюсом данного способа отражения пени является то, что заинтересованный пользователь, анализирующий отчётность, получит информацию о сформировавшемся показателе прибыли (убытка) до налогообложения без их учёта. Однако в каждом из рассмотренных вариантов величина показателя «Чистая прибыль (убыток)» не изменится. Какому варианту учета пени и штрафов следовать бухгалтеру, зависит от постановки учёта в организации, от вида используемых бухгалтерских программ, от требований внутреннего аудита и прочего. Однако важно другое. Наличие у организации налоговых санкций ведёт к ухудшению её финансового состояния, и поэтому необходимо принимать все меры к их недопущению.

Минфин опубликовал предложения по либерализации валютного контроля :: Экономика :: РБК

Минфин сказал по-новому учитывать штрафные санкции

Владимир Астапкович / РИА Новости

Мотивировка Минфина

Теперь Минфин предлагает штрафовать, только если просрочка превышает 30 календарных дней, а штрафы за невозврат выручки (предоплаты) уменьшить до уровня «от одной третьей до одной второй размера суммы денежных средств». Новые нормы предполагается ввести с 2019 года, следует из материалов ведомства.

«В настоящее время российские компании-экспортеры попадают под штрафные санкции за любые, даже незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки на счет, которые в значительном количестве случаев происходят по вине контрагента-нерезидента и на которые резидент-экспортер повлиять в большинстве случаев не может.

В итоге российские компании вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговорные процессы с иностранными контрагентами, оформлять большое количество дополнительных соглашений к контрактам на «мелкие просрочки» (менее 30 дней), предоставлять дополнительные соглашения в уполномоченные банки для учета», — объясняет Минфин в пояснительной записке.

Предложенная мера, по замыслу Минфина, «позволит снизить избыточное административное давление на российских экспортеров при возникновении технических просрочек выполнения покупателями условий экспортных контрактов, а также при возникновении претензий со стороны иностранных контрагентов по условиям поставки».

Поправки Минфина не трогают ту часть «валютной» статьи КоАП, которая устанавливает штрафы для граждан в размере от 75 до 100% от суммы незаконной валютной операции, к которым, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. «Снижение штрафов в отношении физлиц за незаконные валютные операции в рамках данного законопроекта не обсуждалось», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Либерализация недостаточна

«С одной стороны, есть смягчение: раньше санкция наступала даже за просрочку в один день [при неполучении выручки от иностранных резидентов], а теперь — 30 дней от срока. Но дальше, по сути, все равно остается карательный штраф.

Уменьшается его размер, с 75–100% до 33–50%. Но все равно забрать 50% от валютной выручки — это карательный штраф», — говорит партнер юридической компании TaxAdvisor Дмитрий Костальгин. Можно было бы смягчить санкции еще больше, считает он.

Судебная практика в спорах о штрафах по ст. 15.25 КоАП, как правило, исходит из того, принял ли экспортер (импортер) «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.

Поэтому, по словам Костальгина, 30-дневный срок для освобождения от административной ответственности поможет не всем. «Просрочка бывает совершенно разная по срокам. При этом проблема в том, сделали ли вы все от вас зависящее, чтобы получить оплату.

Но если у вас большой контракт и важный покупатель, вы же не будете на него в суд подавать. Он вам каждый вечер обещает заплатить, иногда эти переговоры трудно подтвердить документально.

Эти аспекты часто игнорируются, особенно в последнее время, из-за того что у нас такой бюджетный подход к штрафам: они становятся источником пополнения бюджета», — рассуждает Костальгин.

В 2017 году Федеральная налоговая служба (орган валютного контроля наряду с ФТС и Банком России) собрала в бюджет 405 млн руб. штрафов за нарушение валютного законодательства и экспортного контроля, следует из данных Минфина.

«По итогам 2017 года в бюджет поступило почти 70% от суммы начисленных штрафных санкций за нарушения валютного законодательства, оставшиеся суммы находятся в процедуре обжалования или взыскиваются в установленном законодательством порядке», — сообщила РБК пресс-служба ФНС.

Ведомство участвовало в рассмотрении законопроекта Минфина и представило на него положительное заключение.

Штрафные санкции: о чем должен знать бухгалтер

Практически ни один договор не обходится без установления штрафных санкций, поэтому так важно еще на стадии его заключения обезопасить компанию от возможных рисков со стороны контрагента и проверяющих. Разберемся с отражением штрафных санкций в договоре, процедурой их взыскания, а также бухгалтерским и налоговым учетом пеней и штрафов.

Оформляя договорные отношения с контрагентом, каждая из сторон в целях минимизации своих рисков старается обезопасить себя от недобросовестных действий партнера.

Как грамотно прописать ответственность сторон в договоре на случай нарушения его условий и как отразить в учете неустойку при ненадлежащем исполнении обязательств по договору с учетом последних законодательных изменений, и пойдет речь в нашей статье.

Отражение штрафных санкций в договоре

Статьей 330 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) введено понятие неустойка (штраф, пени). В частности, указано, что это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, в том числе за несоблюдение сроков ­исполнения.

Штрафом является однократно взыскиваемая денежная сумма, установленная в фиксированном размере или в процентах пропорционально какой-либо величине (суммы недоплаты, стоимости невыполненных работ, цене договора), определяемой в контракте.

Пеня – это сумма денежных средств, определяемая как процент от какой-либо величины за период (месяц, день, час или иной период) просрочки обязательств.

Причем в отличие от штрафа пени начисляются непрерывно и могут взыскиваться многократно до полного исполнения обязательств.

Соглашение о штрафных санкциях за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора должно быть заключено в письменной форме, независимо от формы заключения самого договора. Иначе оно будет считаться недействительным (ст.

331 ГК РФ). Как правило, сведения о неустойке прописываются непосредственно в договоре.

Однако они могут отражаться и в дополнительном соглашении, которое должно быть подписано всеми сторонами договора и являться неотъемлемой его частью.

В сведениях о неустойке следует прописать следующее:

  1. случаи, при которых взимаются пени и штрафы;
  2. размер пени и штрафов;
  3. период, а также начальная и конечная даты начисления пеней;

Судебная практика

Если в договоре указан размер пени, но не установлен период ее взимания, такая неустойка может быть расценена как штраф, который подлежит взысканию единожды (постановление ФАС Центрального округа от 04.05.2007 по делу № ­А62-4475/2005).

class=''

  • порядок уплаты неустойки при частичном неисполнении обязательств.
  • Обратите внимание: если договор не содержит информацию о штрафных санкциях, это вовсе не означает, что с должника, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства по договору, нельзя взыскать неустойку. Кредитор вправе потребовать уплату неустойки, определенной законом. Примерами законной неустойки служат:

    • неустойка по договору долевого участия (ч. 6 ст. 5, ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);
    Читайте также:  Возврат бракованного экспортного товара — это импорт?

    Минфин РФ о форс-мажоре в госзакупках: все, что смогли, мы сделали

    Отменяются гигантские штрафы за срыв поставок по госконтрактам

    Федеральные власти урегулировали конфликтные ситуации при задержках исполнения государственных и муниципальных контрактов.

    Минфин РФ, МЧС и ФАС направили в регионы совместную директиву, признав, что распространение коронавирусной инфекции является для закупок «обстоятельством непреодолимой силы». Штрафные пени за перенос сроков аннулируются, а начисленные ранее — подлежат списанию.

    При этом заказчики могут увеличивать на 30% стоимость контрактов в связи повышением цен на материалы. Подробнее — в материале «Реального времени».

    COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Утром он выступил по дистанционным каналам связи с развернутым комментарием к изменившимся, в связи с пандемией, правилам исполнения государственных и муниципальных контрактов по настоянию ТПП РФ.

    Вице-президент ТПП Елена Дыбова, провела традиционно вебинар, где отметила, что во многих регионах страны самоизоляция является мерой рекомендательной и не все губернаторы издали указы о введении ограничений на работу и передвижение по территории.

    «Где-то уже сейчас начинают возникать проблемы: губернаторы рекомендовали выйти в режим самоизоляции, но акта нет, а есть кордоны.

    У бизнеса нет жесткого запрета, а есть просто рекомендация», — сказала она, давая понять, что это создает серьезные риски для бизнеса, занятого исполнением госконтрактов.

    Минфин признал в госзакупках вирусный форс-мажор

    — 3 апреля вышло совместное письмо Минфина РФ, МЧС и ФАС РФ о том, что распространение коронавирусной инфекции нового типа носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.

    Теперь взимание штрафов невозможно, — объявил Готовцев.

    По его словам, с введением этой нормы поставщики освобождаются от уплаты неустойки, штрафов и пеней по текущим контрактам, если докажут, что задержка произошла вследствие «вирусного форс-мажора».

    COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Фото council.gov.ru

    Кроме того, сегодня же могут быть приняты поправки в постановление правительства РФ №783, которые предусматривают списание пеней и штрафов в рамках всех госконтрактов, выполняемых по 44-ФЗ. «Проект находится на подписании у министра финансов РФ. Скорее всего, сегодня примут», — сообщил он. В этом случае от гигантских штрафов могут быть освобождены все исполнители контрактов.

    На момент публикации сообщений о принятии поправок не поступило.

    Цену можно увеличить до 30%

    Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он.

    При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой.

    Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

    Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников.

    Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина. По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой.

    Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

    Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.

    Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru

    Расторгнуты госконтракты на детский отдых и выставки

    Еще одной новеллой стало освобождение бизнеса от необходимости вносить на депозит обеспечение по госконтракту. Правда, только в том случае, если не требуется внесение аванса.

    По словам Дмитрия Готовцева, отказаться от обеспечения по остальным госконтрактам не представляется возможным, но он допустил возможность уменьшения размера обеспечения (сейчас 30% от стоимости контракта).

    Так что бизнесу придется все равно хранить деньги на депозите, отвлекая их от оборота. Зато Минфин разрешил во время пандемии проводить закупки без предварительного отбора поставщика.

    Какие госконтракты прекращены? По словам Готовцева, их расторжение произошло в двух сферах — это организация отдыха детей в санаториях и проведение выставочных мероприятий. Во всех остальных областях контракты приостановлены.

    Обобщая сказанное, Елена Дыбова высказала благодарность Минфину за оперативные решения. «Вы предотвратили коллапс в системе госзакупок. Бизнес мог бы утонуть в судебных разбирательствах» , — резюмировала она.

    Напомним, что еще 20 марта, на совещании президиума координационного совета по коронавирусу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил «решение, которое позволит смягчить негативные последствия от эпидемии», а именно прекратить штрафовать исполнителей по госконтрактам, если они нарушили свои обязательства.

    ЭкономикаБюджетФинансы Татарстан

    Учитываются ли штрафы и пеня, в составе расходов при определении финансового результата?

    Специалистов ГФСУ спросили: учитываются ли штрафы и пеня, определенные органом ГФС, за нарушение налогового законодательства в составе расходов при определении финансового результата до налогообложения?

    В ответе налоговики отметили, что согласно п.п. 134.1.1 п. 134.1 ст.

    134 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее — НКУ) объектом налогообложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличение или уменьшение) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ.

    Таким образом, базой для расчета объекта налогообложения налогом на прибыль является финансовый результат до налогообложения, определенный в соответствии с положениями бухгалтерского учета.

    Подпунктом 140.5.11 п. 140.5 ст.

    140 НКУ установлено, что финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается плательщиком налога на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовым договором в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физических лиц) и в пользу налогоплательщиков, облагаемых по ставке 0 процентов в соответствии с п. 44 подраздела. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ.

    Гражданско-правовая ответственность является одной из форм (видов) юридической ответственности, суть которой заключается в принудительном воздействии на нарушителя гражданских прав и обязанностей путем применения к нему санкций, которые влекут за собой дополнительные невыгодные имущественные последствия, предусмотренной нормами Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 № 435-IV (далее — ГКУ) и других актов гражданского законодательства.

    С учетом ст 546, 549 ГКУ, ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года № 436-IV неустойкой (штрафом, пеней) признается сумма санкций, которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

    При этом НКУ имеет собственное определение штрафной санкции (финансовой санкции, штрафа), которой в налоговых отношениях считается плата в виде фиксированной суммы и / или процентов, взимаемых с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (п.п. 14.1.265 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

    Таким образом, суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленные по результатам проверок органов ГФС, признаются расходами в соответствии с правилами бухгалтерского учета при определении финансового результата до налогообложения. При этом на сумму таких штрафных (финансовых) санкций и пени разница для увеличения финансового результата до налогообложения не возникает.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *