Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

Грузоперевозки – одно из перспективных направлений, которое активно развивается в России.

При регистрации юридического лица или ИП правильный выбор системы налогообложения позволяет сэкономить деньги на развитие бизнеса, работать в рамках закона.

В сфере грузоперевозок активно используется схема налогообложения ЕНВД. В этой статье вы познакомитесь с основами указанной системы, узнаете, как рассчитывать налоги для ИП.

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

При осуществлении деятельности в сфере грузоперевозок индивидуальные предприниматели сталкиваются с необходимостью расчета единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Это касается субъектов хозяйствования, которые используют собственную или арендованную технику.

Данную систему налогообложения разрешено применять в том случае, если число транспортных средств для оказания услуг в распоряжении ИП не превышает 20 единиц. Условие распространяется на автомобили, полученные по договору лизинга или аренды.

Применять налог ЕНВД при грузоперевозках для юридических лиц и ИП запрещено в случаях:

  • ведения хозяйственной деятельности посредствам договора о доверительном управлении, а также в рамках простого товарищества;
  • количество официальных сотрудников фирмы не более 100 человек;
  • доля других юридических лиц в управлении организацией превышает 25%;
  • компания относится числу наиболее крупных налогоплательщиков.

Начисление и уплата налога не зависит от суммы дохода, полученного при осуществлении деятельности. Плательщики ориентируются на величину вмененного для них дохода, который регламентирован текущим налоговым законодательством.

Чтобы правильно рассчитать количество единиц техники при осуществлении предпринимательской деятельности в направлении грузоперевозок используется физический показатель. Это значит, что учитываются только те автомобили, которые используются в облагаемой ЕНВД работе фирмы и приносят доход.

Для расчета физических показателей ЕНВД при находящихся в эксплуатации транспортных средствах не относятся переданные в ремонт автомобили. Можно сделать вывод, что оплачивать ЕНВД следует, исходя из числа только реально используемой техники. Регламентировано такое утверждение положениями пункта 20 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

Также не подпадают под уплату ЕНВД транспортные средства, которые налогоплательщик использует в личных целях, не извлекая дохода.

При сдаче техники в аренду или передаче по договору лизинга третьим лицам уплачивать налог также не требуется. Информацию подтверждает Минфин России, а также Налоговые органы.

Расчет физических показателей при ведении хозяйственной деятельности транспортных средств осуществляется один раз в квартал, а итоговые сведения подаются в ФНС.

Чтобы высчитать физический показатель итогового «количества автотранспортных средств» необходимо принять в расчет всю технику, которая имеется на балансе организации, а также взята в аренду у третьих лиц. Показатель учитывает каждую единицу техники. Это касается автомобилей для оказания услуг, находящихся на ремонте, консервации, техническом осмотре, простое транспортных средств.

Чтобы не учитывать находящуюся на ремонте технику в налоговой отчетности необходимо подтвердить факт того, что автомобиль не участвует в грузоперевозках.

Соответственно, доход от использования транспортного средства не поступает. Для этого оформляется первичный документ, который предусмотрен 9 статьей Федерального закона.

К перечню первичных документов могут относиться дефектная ведомость или акт о выявленных при техническом осмотре неисправностях.

  • Принятая формула расчета ЕНВД при перевозке грузов выглядит следующим образом:
  • ЕНВД = БД*ФП*К1*К2*НС
  • Давайте разбираться с определениями:
  • Базовая доходность (БД) – это регламентированный Налоговым кодексом показатель условной доходности за один месяц.
  • Физический показатель (ФП) – единицы техники, имеющиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, в том числе, балансовая и арендованная.
  • Инфляция (К1) – установленный Минэкономразвития коэффициент на текущий год.
  • Особенности деятельности (К2) – коэффициент устанавливается местными органами государственной власти для разных сфер деятельности.
  • Налоговая ставка (НС) – текущая ставка налогообложения составляет 15%.

В результате решения указанного выше уравнения можно определить сумму расчета ЕНВД при перевозке грузов, которую следует внести к уплате. Для разных организаций показатели могут варьироваться в зависимости от региона осуществления деятельности, имеющихся в распоряжении транспортных средств, решений правительства в системе налогообложения.

Применение на практике формулы позволяет точно рассчитать необходимую для уплаты сумму налога ЕНВД при грузоперевозках. Разбираемся на примере. Предположим, что ИП Иванов И.И. работает в сфере грузоперевозок.

У него на балансе числятся 10 автомобилей, среди которых 1 находится в ремонте. Это подтверждает дефектная ведомость. Предпринимателю необходимо отталкиваться от физического показателя в 10 транспортных средств.

Закладываем значение в формулу.

В настоящий момент установленная сумма базовой доходности составляет 6000 рублей. Теперь известны две переменные в уравнении. Показатель «К1» в 2017 году аналогичен значению 2016 года и составил 1.798. Значение «К2» устанавливается отдельно для каждого региона.

Максимальный показатель может быть равен – 1. Допустим, что Иванов И.И. осуществляет деятельность в регионе с минимальным коэффициентом «К2» – 0.005. Налоговая ставка уже описывалась выше. Теперь у нас известны все переменные в формуле.

Остается подставить их и получить сумму ЕНВД:

6000*10*1.798*0.005*15 = 8091

Можно сделать вывод, что Иванов И.И. должен будет заплатить налог ЕНВД при грузоперевозках – 8091 рубль. Итоговая сумма может изменяться в зависимости от корректировки показателей Правительством или местными органами власти. Каждый год издаются новые официальные документы, которые отражают значения коэффициентов для внесения в уравнение при расчете налогов в будущем году.

При расчете дохода организации не учитываются транспортные средства, которые не использовались для грузоперевозок. Автомобили могли быть в эксплуатации, однако выполняли другие функции: нужды организации, личные вопросы налогоплательщика. Техника не приносила прибыль, поэтому исключается из расчета доходов.

При определении налога необходимо учитывать все имеющиеся транспортные средства, независимо от применения по целевому назначению.

Приказом от руководителя оформляется юридическое разделение автопарка на технику, которая используется и резервные машины, не принимавшая участия в грузоперевозках.

В случае осуществления продажи транспортного средства ЕНВД уплачивается за все месяцы, когда техника использовалась, кроме месяца продажи.

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

При правильной организации работы организация должна располагать необходимыми для осуществления деятельности по грузоперевозкам документами. Это поможет избежать проблем с налоговыми органами и проверками при коммерческой эксплуатации транспортного средства. Рассматриваем документы на ЕНВД по грузоперевозкам, которые обязательно должны присутствовать.

Документы на груз. Необходимый пакет бумаг составляет и оформляет заказчик услуг. В данном случае – грузоотправитель.

  • Договор или доверенность на водителя. Документально фиксируются права и ответственность каждой из сторон, условия грузоперевозок, стоимость оказания услуг и другие важные моменты. Альтернативой может стать договор-доверенность, который оформляется на водителя с использованием оригинальных печатей.
  • Транспортная накладная. Документ, подтверждающий факт грузоперевозки. Указываются все транспортные расходы на выполнение задачи.
  • Товарно-транспортная накладная. Бумагу оформляет отправитель груза. Здесь фиксируются данные о грузе, информация о транспортном средстве, водителе, масса и количество единиц для транспортировки. Делается в 4 экземплярах и заверяется оригинальными печатями.

Перечень документов на водителя и автомобиль. Весь пакет документов готовит компания-перевозчик, а бумаги должны присутствовать во время каждого рейса транспортного средства.

  • Удостоверение водителя или заменяющий его документ, подтверждающий право на управление автомобилем.
  • Талон о прохождении технического осмотра.
  • Путевой лист, при помощи которого осуществляется учет рабочего времени водителя.
  • Бумага с подтверждением о дезинфекции. Необходима при перевозке продуктов питания.
  • Страховой полис ОСАГО.

Дополнительно оформляются документы между перевозчиком и заказчиком, которые описывают права и обязанности сторон, подтверждают факт оказания услуг.

Дополнительно некоторые организации пользуются возможностью страхования груза на случай аварийных или чрезвычайных ситуаций. Заключить договор может заказчик или перевозчик.

Страховке также подлежит ответственность перевозчика за доставку грузов.

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

Отмена ЕНВД для грузоперевозок с 2021, какую систему налогообложения лучше выбрать

Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц?

Режим ЕНВД перестанет действовать с начала 2021 года, поэтому сейчас самое время задуматься о том, что применять вместо него. Одна из сфер малого бизнеса, которая вела деятельность на вменёнке – грузоперевозки. Давайте разберёмся, какие налоговые системы стоит рассматривать компаниям и предпринимателям в качестве альтернативы.

Пример для расчёта

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.

Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.

Читайте также:  Как рассчитать премию сотрудника от оклада?

Упрощённая система налогообложения

После отмены ЕНВД для всех видов деятельности может подойти упрощённая налоговая система. Однако не всегда она является оптимальным выбором. Кроме того, УСН может применяться в одном из двух вариантов – с учётом расходов или без этого. Поэтому решая, чем заменить вменёнку, нужно рассчитать налоговую нагрузку на каждом из них.

На упрощёнку в 2021 году смогут перейти организации и ИП, подходящие под определённые требования. Применять этот режим можно до тех пор, пока:

  • доход в год не превышает 200 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников – не более 130 человек.

Для организаций есть дополнительные условия, в том числе остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн рублей.

УСН с объектом «Доходы»

Если выбрать в качестве объекта налогообложения доход без учёта расходов, то ставка налога составит:

  • 6% – при сумме выручки с начала года до 150 млн рублей и/или количестве работников – до 100 человек включительно;
  • 8% – при сумме выручки 150-200 млн рублей и/или количестве работников 101-130 человек.

Расчёт налога при УСН Доходы производится в следующем порядке.

Первичный налог равен: сумма дохода * 6% = 18 000 000 * 6% = 1 080 000 рублей. Далее исчисление делается отдельно для ООО и ИП, поскольку вычет будет разный.

  1. Вычет для ООО составляет 1 080 000 / 2 = 540 000 рублей. Нельзя вычесть все взносы (550 000 рублей), поскольку они больше половины налога. Поэтому налог к уплате будет равен: 1 080 000 – 540 000 = 540 000 рублей. С учётом взносов, сумма к уплате в бюджет составит 1 090 000 рублей (540 000 + 550 000).
  2. Вычет для ИП будет состоять из двух частей: взносов за работников и за самого предпринимателя. В нашем примере собственные взносы составят (18 000 000 – 300 000) * 1% + 40 874 = 217 874 рубля. Общий размер взносов – 217 874 + 550 000 = 767 874 рубля. Это больше 50% от налога, следовательно, вычет составит 540 000 рублей. Соответственно, налог также будет равен 540 000 рублей, а общая сумма налога и взносов составит 540 000 + 767 874 = 1 307 874 рубля.

УСН с объектом «Доходы минус расходы»

Ставки налога при упрощёнке с учётом затрат таковы:

  • 15% – при сумме дохода с начала года до 150 млн рублей и/или численности сотрудников – до 100 человек включительно;
  • 20% – при сумме дохода 150-200 млн рублей и/или численности сотрудников 101-130 человек.

Правила расчёта налога здесь такие:

  • исчисляется налог обычным способом;
  • исчисляется минимальный налог – это 1% от дохода;
  • перечисляется та сумма, которая больше из этих двух.

Вычет страховых взносов на этой системе не осуществляется, ведь они уже уменьшили налоговую базу в составе расходов.

Налог ООО при применении УСН 15% составит (18 000 000 – 11 500 000) * 15% = 975 000 рублей. Для сравнения посчитаем минимальный налог: 18 000 000 * 1% = 180 000 рублей, что меньше рассчитанного по ставке 15%. Всего ООО заплатит с учётом взносов 975 000 + 550 000 = 1 525 000 рублей.

Налог предпринимателя при ставке УСН 15% будет такой же. Взносы ИП посчитаем так: 40 874 + (18 000 000 – 11 500 000 – 300 000) * 1% = 102 874 рубля. Итого предпринимателю придётся уплатить с учётом отчислений за себя и работников: 975 000 + 550 000 + 102 874 = 1 627 874 рублей.

Покупка патента (ПСН)

После того как произойдёт отмена ЕНВД в 2021 году, для ИП будет доступна покупка патента на оказание услуг грузоперевозки. Организациям этот режим применять запрещено.

Для применения патентной системы действуют определённые ограничения. Так, ИП с начала года должен заработать не более 60 млн рублей дохода по всем купленным патентам. Другое правило – количество работающих у него в рамках патентной деятельности лиц не может быть более 15.

Налог при ПСН – это его стоимость. Она считается как 6% от суммы потенциально возможного дохода ИП по виду конкретной патентной деятельности. Из полученной суммы в 2021 году можно будет вычесть страховые взносы.

https://www.youtube.com/watch?v=Ar9qVWr8y3s

Стоит добавить, что вскоре ПСН ждут и другие улучшения. Например, можно будет применять эту систему в рознице и общепите при площади зала до 150 кв. метров (ранее – только до 50 кв. метров). Но главное – будет существенно расширен список видов патентной деятельности.

Но не обошлось и без сложностей. Пока существует предельный федеральный размер потенциального дохода ИП, от которого считается налог. Однако в 2021 году его отменят, то есть регионы смогут устанавливать границу дохода на своё усмотрение. Также они смогут устанавливать дополнительные ограничения для применения ПСН.

Рассчитаем стоимость патента для бизнеса из примера – это можно сделать на сайте ФНС. Пока, правда, придётся ориентироваться на данные 2020 года, так как налоговая служба не обновила свой сервис. Для Санкт-Петербурга при количестве машин 5 единиц стоимость патента на перевозку грузов за полный год составит 240 000 рублей.

Теперь рассчитаем взносы ИП за себя. Базой является сумма потенциального дохода, уменьшенная на 300 000 рублей. Нужное нам значение содержится в законе Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-98.

Потенциально возможный доход на одно транспортное средство для ИП (грузоперевозки) составляет 800 000 рублей.

Значит, он заплатит взносы за себя в таком размере: (800 000 * 5 – 300 000) * 1% + 40 874 = 77 874 рубля.

Суммарный размер взносов за работников и предпринимателя составит: 550 000 + 77 874 = 627 874 рубля. За счёт этой суммы можно снизить стоимость патента на 50%. То есть за него придётся уплатить 240 000 / 2 = 120 000 рублей. Всего фискальная нагрузка на ИП будет равна 627 874 + 120 000 = 747 874 рубля.

Прочие режимы

Кроме рассмотренных налоговых систем, существует основная. Однако она предполагает уплату налогов, ставки по которым выше, чем при спецрежимах, и в большинстве случаев невыгодна при грузоперевозках.

Предприниматели дополнительно вправе применять НПД – режим на основе уплаты налога на профессиональный доход. Платить страховые взносы при этом не нужно. Однако этот режим предполагает массу ограничений. Для нашего примера важны такие:

  • доход ИП должен укладываться в лимит 2,4 млн рублей в год;
  • запрещено нанимать работников.

Так что к данному примеру этот режим применить нельзя. Хотя если ИП занимается перевозками грузов самостоятельно и имеет небольшой доход, он вполне может рассмотреть НПД как подходящую систему после отмены ЕНВД с 2021 года. В таком случае он будет платить налог по ставке 6% с доходов, полученных от организаций и ИП, и 4% – от граждан.

Выводы

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

 НалогВзносыВсего
Организация
УСН Доходы 540 000 550 000 1 090 000
УСН Доходы-расходы 975 000 550 000 1 525 000
ИП
УСН Доходы 540 000 655 874 1 307 874
УСН Доходы-расходы 975 000 652 874 1 627 874
Патент 120 000 627 874 747 874

Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.

Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным.

Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат.

Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.

  • Как изменятся системы налогообложения в 2021 году для ИП

Переход с ЕНВД для автоперевозчиков

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

2. Нужно ли покупать несколько патентов, если оказывать услуги перевозки пассажиров и грузов между регионами? 

Предприниматели на патенте могут осуществлять перевозки между регионами и не покупать патенты в каждом регионе. Достаточно купить один патент в регионе, в котором вы «базируетесь» и преимущественно осуществляете деятельность.

Для налоговой имеет решающее значение, в каком регионе заключен договор на перевозку.

Например, если в качестве ИП вы зарегистрированы в Пермском крае, патент приобретен там же и вы осуществляете перевозку груза из Перми в Московскую область, то достаточно, чтобы в договоре на оказание услуг по перевозке местом заключения договора был прописан г. Пермь. Приобретать патент в Московской области и во всех регионах, по которым будет проезжать автомобиль во время перевозки, не требуется.

3. На что переходить, если помимо перевозок оказываем услуги по размещению наружной рекламы на транспорте? 

Организации могут перейти только на упрощенку.

С предпринимателями ситуация не однозначна. Перевозки выгодно перевести на ПСН (при соблюдении лимитов по численности сотрудников и размеру доходов для патента), а куда переводить размещение наружной рекламы на транспорте, будет зависеть от вашего регионального законодательства.

По новому закону, регионы могут расширять перечень видов деятельности на ПСН.  То есть вы сможете применять этот спецрежим при размещении «рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств», если это разрешено вашим региональным законодательством.

Однако если в вашем регионе в отношении наружной рекламы на ТС патент не разрешат, то в 2021 вам подойдет вариант совмещения двух режимов УСН (по рекламе) и ПСН (по перевозкам).

4. Может ли перевозчик грузов быть самозанятым и платить НПД?

Да, такой вариант возможен. Если вы открыли ИП и работаете сами на себя, то вариант с НПД (налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых») для вас допустим, но есть три ограничения:

  • лимит по выручке: до 2,4 млн рублей;
  • нельзя нанимать сотрудников;
  • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

Для контроля движения денег, выставления счетов, приема онлайн-платежей можно использовать 1С:БизнесСтарт для самозанятых. Программа сама рассчитает налоги и передаст данные в ФНС.

5. Как эффективнее организовать документооборот при перевозках пассажиров и грузов? 

Здесь есть своя специфика. Например, нужно выписывать путевые листы на каждую поездку (вне зависимости от категории водителя). Когда за рулем сам предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами.

Читайте также:  Бланк общего журнала работ по форме кс-6а

Особенно внимательным к составлению оправдательных документов нужно быть при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» или ОСН — для уменьшения налоговых платежей.

Документооборот при транспортных перевозках имеет значение, поэтому обратите внимание на программные продукты 1С, разработанные для этой отрасли: https://solutions.1c.ru/transport.

6. Как рассчитать, какой вариант перехода с ЕНВД выгоден моему бизнесу? 

Вы можете посчитать сами или воспользуйтесь автоматизированным «Сравнением режимов налогообложения» в программе 1С:БизнесСтарт. Введите данные по вашей деятельности, и программа посчитает сумму налогов для разных режимов. В этом видео можно посмотреть, как это происходит.

Зарегистрироваться в 1С:БизнесСтарт можно здесь (это займет несколько минут). Программой можно бесплатно пользоваться в течение 30 дней. Регистрация вас ни к чему не обязывает.

7. Как быть перевозчикам, которые сейчас совмещают ЕНВД с УСН? 

Если вы планируете всю свою деятельность перевести на упрощенку с 2021 года, то уведомлять о «полном» переходе на УСН налоговую не нужно: вас переведут автоматически.

Если вы хотите сменить объект налогообложения при УСН (например, сейчас у вас «доходы», а вы хотите уплачивать налог с разницы «доходы минус расходы»), то вы должны не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-6. Уведомление можно подать в бумажном виде или электронном, например, через сервис 1С-Отчетность.

8. Что ждет перевозчиков, которые сейчас совмещают ЕНВД с ОСНО? 

Если ничего не делать, всю деятельность в 2021 году переведут на ОСНО. Если вы с 2021 года хотите перевести свой бизнес на УСН, то потребуется уведомить об этом налоговую.

Совмещать ОСНО и УСН нельзя, на спецрежим можно перевести бизнес целиком (при условии, что вы укладываетесь в установленные лимиты для применения УСН). При переходе на УСН до 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-1 в бумажном виде или в электронном (например, через 1С-Отчетность).

9. Какую отчетность потребуется сдавать после смены режима?

После перехода с «вмененки» отчетность будет зависеть от выбранного вами режима налогообложения.

Например, счастливчики-самозанятые освобождены от налогового учета и отчетности, а ИП-шники на патенте обязаны вести специальную «Книгу учета доходов» и предоставлять ее в налоговую, только если та ее запросит (при этом какие-либо декларации дополнительно сдавать не нужно). Упрощенка потребует и ведения учета и представления декларации по итогам года. На общей системе налогообложения вас ждут все «прелести» периодической сдачи отчетности и регулярного ведения учета.

Можно самому вести учет и сдавать отчетность например, в 1С:БизнесСтарте — он сделан специально для предпринимателя, там нет «страшных бухгалтерских слов». Можно доверить свой учет специалистам 1С:БухОбслуживания — это выгоднее, чем нанимать штатного бухгалтера.

10. Нужно ли перепрошивать контрольно-кассовую технику после перехода с ЕНВД?

Закон обязывает перевозчиков при оказании услуг населению использовать онлайн-кассы вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

При переходе с ЕНВД на другую систему налогообложения нужно проверить и при необходимости обновить обязательные реквизиты кассового чека. Нужный реквизит проходит по тегу 1055 и отражает применяемую систему налогообложения: ОСН, УСН доход, УСН «доход-расход», ПСН (ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Подавать в ФНС заявление на перерегистрацию кассы не нужно.

На канале Справочное бюро предпринимателя есть видеоролик о том, как быть с кассами после отмены ЕНВД. Посмотрите, оно не только содержательное, но и веселое.

ЕНВД

  • Апрель, 2018г.
  • Ситуация: Организация занимается грузоперевозками и применяет ЕНВД. Автопарк организации состоит из 22 автомобилей, из которых
  • — 19 участвуют в автоперевозках,
  • — остальные используются для нужд Организации.
  • Вопрос: Вправе ли Организация применять единый налог на вмененный доход.
  • Краткий ответ: При наличии 22 автомобилей применение ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг является необоснованным.

По мнению большинства судов и Минфина РФ, в расчет предельного показателя количества автомобилей  включаются все транспортные средства, предназначенные для оказания автотранспортных услуг, и принадлежащие налогоплательщику на праве собственности и ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).

Исключение составляют только автомобили, переданные налогоплательщиком иному лицу по договору аренды или безвозмездного пользования.

Правовое обоснование:

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 346.

26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в т.ч., в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп.5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

При этом ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

В ст. 346.27 НК РФ указано, что  в целях  пп. 5 п. 2 ст. 346.26  НК РФ транспортные средства — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ также установлено, количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов, является физическим показателем, характеризующим такой вид предпринимательской деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов.  Данный показатель участвует  в формировании налоговой базы по ЕНВД.

Из вышеприведенных норм следует, что организация, оказывающая автотранспортные услуги по перевозке грузов вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

При этом установлено ограничение по количеству автомобилей, предназначенных для оказания таких услуг – 20 (далее – предельное количество транспортных средств).

При превышении данного показателя организация утрачивает право на применение специального налогового режима ЕНВД.

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.02.2010 N 295-О-О указал, что применение названного специального режима налогообложения связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.

Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.

Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.

С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит. 

Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц.

Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей.

Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона.

В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование.

Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков. 

Читайте также:  Когда можно безнаказанно обидеть начальника?

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний).

Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент. 

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью.

Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН.

А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс.

рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы.

Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха.

В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.

) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому 

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

  • В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
  • Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *