Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

Транспортный налог уплачивается как с легковых, так и с грузовых автомобилей. Владельцы грузовиков не понаслышке знают о системе Платон, через которую осуществляются переводы средств за большегрузные ТС.

С 2016 по 2018 годы использование указанного сервиса предполагало наличие определенных выгод для собственников грузовых транспортных средств. Однако с января 2019 года ситуация изменилась.

Ознакомиться с нововведениями автомобилисты могут в этой статье.

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

До 1 января текущего года действовали иные правила, связанные с учетом автомобильного налога для владельцев большегрузных автомобилей. Собственники такого транспорта должны были уплачивать два вида взносов:

  1. Перевод средств в систему «Платон», которые перенаправлялись на проведение ремонтных работ дорожного покрытия.
  2. Внесение платежей по региональному ТН, за счет которых дорожное покрытие содержится.

Кроме этого до принятия изменений в законодательство водители, чьи транспортные средства имеют показатель разрешенной максимальной массы «Более 12 тонн», вполне могли экономить на ТН. Причем экономия средств была на законных основаниях: транспортный налог уменьшался на размер суммы, которую налогоплательщик ранее перевел в Платон.

Стоит указать, что к этому методу могли прибегать только водители большегрузов, которые прошли процесс регистрации в системе как официальные налогоплательщики ТН по конкретному авто. Данное требование было зафиксировано в письме НС, принятом 11.07.2018.

До нововведений расчет налога проводился в соответствии со следующими нормами:

  • Транспортный налог начислялся за каждый автомобиль индивидуально. Снизить размер взносов за конкретное грузовое ТС было невозможно за счет размера средств, внесенных за другие грузовые авто.
  • Снижение размера бюджетных взносов было возможно только при условии, что автомобилист в течение отчетного года полностью откатал все внесенные авансы.
  • В случаях, если автомобилист внес недостаточную сумму по налогу за причинение вреда дорожному покрытия, необходимые дополнительные средства поступали из неиспользованных взносов в систему «Платон».
  • Если перевод средств в Платон превышал норму, автомобилист числился освобожденным от обязательств. Также образовавшееся несоответствие между размером внесенных средств и ТН было можно вносить в налоговую базу по прибыли.

Однако с начала 2019 года все облегчающие процесс уплаты налога правила были отменены. В текущем году снизить размер взноса по налогу за транспорт уже не получится. Также новые правила усложнили процесс учета расходов в системе «Платон». Для того, чтобы автомобилист смог внести указанные расходы в перечень затрат, необходимо учитывать переводы в Платон отдельно.

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

В 2019 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами,  которые были действительны до 31 декабря 2018 года.

Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.

Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.

Однако теперь устаревшие правила аннулированы:

  • Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2019 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
  • Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.

До 1 января 2019 года водители большегрузов могли пройти регистрацию в Платоне и потребовать в установленном порядке предоставления льгот. Пройти процесс регистрации автомобилисты могли в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом необходимо было учитывать, что налогоплательщик является физическим лицом.

После авторизации на сайте необходимо было грамотно оформить текст заявления и собрать установленный пакет документов.

Частные предприниматели и физические лица должны были документацией подтвердить свое право на получение льготных условий.

Зачастую хватало лишь расчетной записи, которую можно было взять в личном кабинете сервиса «Платон». С 1 января 2019 года система льгот по Платону более не подлежит применению.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила новую форму деклараций по взносам за владение транспортными средствами. Поправки были внесены в действующий приказ государственной налоговой службы, принятый 5 декабря 2016 года. Согласно нововведениям будет проведено обновление штрих-кодов.

Владельцы большегрузного транспорта также должны ознакомиться с новым порядком заполнения данного документа. Изменения нельзя назвать глобальными, однако брать их в расчет необходимо. С 1 января 2019 года автомобилисты должны ставить прочерк в строках, в которых должны содержаться информация о внесении платежей в систему «Платон» (графы 280 и 290).

Это объясняется тем, что на законодательном уровне был отменен вычет по налогу за большегрузы. До 1 января 2019 года платежи, осуществленные через систему «Платон» учитывались в декларации и подлежали фиксации в документе. Данная информация учитывалась за отчетные периоды, в течение которых был применен налоговый вычет.

Этот регламент имеет следующую законодательную базу:

  • второй пункт статьи 362 Налогового кодекса;
  • подпункты 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации по ТН.

Автомобилисты должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать.

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

Разобраться в новой системе можно с помощью конкретного примера. Стоит смоделировать ситуацию: в собственности фирмы находится 6 транспортных средств с разрешенной максимальной массой 12 тонн.

Все большегрузные автомобили используются организацией с целью получения прибыли. По истечению налогового периода фирма должна уплатить 250 тысяч рублей за езду по дорогам общего пользования и ТН в размере 50 тысяч.

Далее для выявления явных различий стоит рассмотреть процесс внесения средств по старым и новым правилам.

Так как транспортные средства используются владельцем в коммерческих целях, организация числится среди участников системы «Платон». Следовательно, отчисления за пользование государственными трассами (большегрузные авто наносят дорожной покрытию существенные повреждения) переводятся в указанную систему.

Если все необходимые платежи за пользование федеральными трассами внесены вовремя и в полном размере, лицо будет освобождено от уплаты средств по транспортному налогу.  Однако при данной системе вести учет необходимо по каждому автомобилю отдельно. Это означает, что платежи в «Платон» по каждому авто должны быть больше, чем размер налога за владение транспортным средством по этому же ТС.

С учетом нововведений фирма не может рассчитывать на льготы при оплате. По этой причине вне зависимости от сопутствующих факторов организация будет обязана в полном размере уплатить налог на транспорт, а также в полном объеме внести средства за пользование федеральными трассами. Таким образом, рассматриваемая организация будет обязана в общей сложности внести 300 тысяч рублей.

Система «Платон» обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия.

Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам.

Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.

«Платон» создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.

Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.

Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также «Платон» обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.

Значение «Платона» заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания «Платона» и регуляция его работы является заслугой РТИТС.

Читайте также:  Отозвана лицензия у «Росэнергобанка»

«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.

После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн.

Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.

Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

К числу таких большегрузов относятся:

  • Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
  • Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
  • ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.

Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.

Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте «Платон».

Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.

Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.

В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы «Платон». При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.

Принципы снятия средств автомобилиста в системе «Платон»:

  • платеж производится только за пройденный путь;
  • средства взимаются непрерывно;
  • мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
  • контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.

Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.

С начала 2019 года владельцы транспортных средств, оказывающих разрушительное воздействие на дорожное покрытие, лишены возможности получения скидок при наличии регистрации в системе «Платон». С 1 января 2019 собственники ТС с массой более 12 тонн обязаны вносить все установленные законом платежи: автомобильный налог и взносы за передвижение по федеральным трассам.

Новое правило нк рф: плата в систему «платон» учитывается в расходах — все о налогах

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

  • Владельцы грузовых автомобилей более 12 тонн массой могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму начисленной платы «Платон» в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
  • Систему запустили в эксплуатацию в 2015 году.
  • Узнаем, при каких обстоятельствах и в каких случаях доступно уменьшение транспортного налога на сумму платежей «Платон».
  • Более 50% от общего ущерба федеральным дорогам наносит тяжеловесный транспорт массой более 12 тонн: проезд одного большегруза сопоставляется с передвижением 25 000 легковых автомобилей.

Систему взимания платы «Платон» создали и используют для обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, который был причинен автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Это компенсация за разрушение трасс грузовиками.

Полученные средства поступают в Федеральный бюджет РФ, затем их направляют на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

Система призвана улучшить транспортно-эксплуатационное состояние федеральных дорог.

«Платон» обеспечивает сбор данных о движении ТС массой более 12 тонн, обрабатывает их, хранит и передает в автоматическом режиме.

Распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Полный цикл создания и эксплуатации системы обеспечивается ее оператором, РТИТС.

Принципы работы системы

Пользователи «Платона» проводят большинство операций через Личный кабинет (https://lk.platon.ru/sign_in).

Возможности данного сервиса позволяют в режиме онлайн следить за происходящим и управлять профилем без потери времени на дорогу и очереди.

Регистрируясь в системе, владелец большегруза, за который нужно внести плату, получает данные о банковских реквизитах. По ним вносятся платежи.

Схема платежей — авансовая. Сначала вносятся деньги, затем оператор постепенно списывает с расчетной записи соответствующую сумму.

Плата не вносится в отношении транспортных средств, если они:

  • предназначаются для перевозки людей (исключение: грузопассажирские автомобили-фургоны);
  • оборудованы устройствами, подающими световые и звуковые сигналы для работы полиции, медицинской скорой помощи, пожарной охраны, аварийно-спасательных служб;
  • предназначаются для перевозки военного вооружения и техники.

Т.е. «Платон» собирает плату за прохождение большегрузных и грузовых транспортных средств по федеральным трассам на территории РФ.

Оплата должна производиться за каждый пройденный километр пути.

Информацию о движении ТС собирают специальным оборудованием спутниковой навигации. Обрабатывается автоматически.

Бортовое устройство, предоставляемое Центром информационной поддержки, определяет географические координаты движущегося грузовика. Координаты передаются в Центр обработки данных.

Размер платежа за пройденное расстояние по федеральным трассам списывается в автоматическом режиме. Если отсутствуют рамки стационарного контроля, производится мобильный контроль.

Принципы работы системы взимания платы:

  • уплата средств производится за фактически пройденное расстояние;
  • взимается безостановочно;
  • используются спутниковые системы ГЛОНАСС, GPS;
  • производится регулярный мониторинг движения ТС массой более 12 тонн с помощью систем стационарного и мобильного контроля.

Маршрутная карта

Маршрутная карта «Платон» — документ, который формируется на основании данных о планируемом маршруте. Эти данные предоставляет владелец ТС.

Оформить ее можно также в Личном кабинете системы. Если маршрутная карта отсутствует, взимается штраф.

Документ содержит следующие данные:

  • номер карты;
  • государственный регистрационный знак ТС;
  • срок действия, дата и время выдачи;
  • общая протяженность участков дорог, которые включены в маршрут;
  • описание маршрута;
  • размер платы.

Оформляется карта:

  • в Центрах информационной поддержки;
  • через терминалы самообслуживания;
  • в Личном кабинете официального сайта системы;
  • в соответствующем мобильном приложении.

Штрафные санкции

В 2018 году административная ответственность предусматривается за следующие действия:

  • езда без «Платона» и оформления маршрутной карты;
  • движение с неработающим или сломанным бортовым устройством;
  • езда в другое время и дату, по маршруту, который не был заявлен в маршрутной карте;
  • недостаточно авансовых средств на балансе «Платона».

Если нарушение зафиксировали в течение суток два раза и более, владелец оплачивает штраф только за одно правонарушение.

Штрафов можно избежать, если:

  • большегруз зарегистрировали в системе более двух месяцев назад;
  • у собственника не имеется штрафов за неуплату или задолженностей по внесению платы.

В 2016 году был подписан закон о возможности уменьшения платы. Узнаем, можно ли уменьшить транспортный налог на суммы, уплаченные по системе «Платон».

Почему ввели право на вычет?

До середины 2016 года в стране действовала два платежа:

  • транспортный налог;
  • плата за проезд по трассам федерального значения.

Автовладельцам приходилось дважды платить за наносимый ущерб дорогам. С новой платой боролись и юридически, и акциями протеста.

Позже Конституционный суд пришел к выводу, что плату в систему «Платон» нельзя сравнять с налоговым сбором. Но жизнь владельцам большегрузов облегчили с вводом налогового послабления.

С 3 июля 2016 года на плату в систему «Платон» можно уменьшать транспортный налог. Плата уменьшает сумму транспортного налога только по конкретному грузовому автомобилю массой свыше 12 тонн.

Компания может учитывать в расходах только одну сумму из двух возможных:

  • транспортный налог, который был уменьшен на дорожный сбор, если сбор вышел меньше налога;
  • часть дорожного сбора, превышающего налог.
Читайте также:  3-ндфл: форма за 2018 год

Если у компании получилась переплата авансов по транспортному налогу за грузовое автотранспортное средство, их можно будет вернуть по итогам года.

Часто возникает вопрос: нужно ли платить транспортный налог, если платишь «Платон»?

Если сумма к оплате в систему равна или больше суммы транспортного налога, платить налог не нужно. Если сумма платы меньше, владелец уменьшает налог на уплаченную им сумму.

Как уменьшить транспортный налог на «Платон»?

Порядок оформления льготы по уменьшению налога, документы

Юридические и физические лица находятся в равном положении, когда речь идет об исчислении и уплате транспортного налога. Налог платится на основании уведомления из ФНС.

Для применения льготы в ФНС предоставляют следующие документы:

  • заявление;
  • данные о владельце транспорта (документы, подтверждающие право собственности);
  • паспорт ТС (с указанием разрешенной массы свыше 12 тонн);
  • информация о внесении платежей за пользование трассами.

Рекомендуется использовать выписки из Личного кабинета системы.

Заявление на «платоновскую» льготу направляют в ФНС до того, как налоговая инспекция начнет формировать уведомления за истекший налоговый период.

Заявление составляется в двух экземплярах. Первый отдается в инспекцию, второй остается у заявителя. Требуйте от инспектора проставления отметки-штампа о принятии заявления и документов с текущей даты.

Сумму транспортного налога, которая подлежит перечислению в бюджет владельцами автомобилей, исчисляют налоговые органы. Основания — сведения, которые предоставляются налоговикам органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС.

Если налогоплательщик опоздает с предоставлением заявления, право на льготу у него остается. Сумма излишне уплаченного налога из-за перерасчета возвращается за период перерасчета.

Заявление о возврате переплаченных средств подается в течение трех лет со дня уплаты данной суммы. Это значит, что физические лица могут предоставить документы, которые подтверждают их право на вычет по системе «Платон», в течение трех лет от даты возникновения права на льготу.

Узнаем, как зачесть «Платон» в транспортный налог:

  1. По итогам года заплатите разницу между налогом и платой за год. Сумма берется из операторского отчета. Если размер платы больше налога, его можно не оплачивать.
  2. В строке 280 Налоговой Декларации ставят код 40200. В строке 290 — плату за год. Строка 300 — налог, который был уменьшен на плату. Если размер платы составил больше, ставьте 0.
  3. В налоговом учете учитывается в расходах разница между «Платоном» и налогом. Пример: налог за год составил 14 000 рублей, плата в систему — 11 000 рублей. Учитывайте только 3 000 рублей налога.
  4. Авансовые платежи по налогу по большегрузам можно рассчитать, но не надо платить. В декларации их не отражают. Исчисленные авансовые платежи в расходах также не учитываются.

Узнаем, как подтвердить льготу по транспортному налогу по системе «Платон».

Порядок подтверждения

Автовладельцы имеют право подтвердить вычет, если ими соблюдаются условия:

  • масса автомобиля превышает 12 тонн;
  • ТС внесено в специальный реестр;
  • система представила отчет о внесении платы.

Отчет формируется раз в год. Его заказывают через официальный сайт или в мобильном приложении. Сначала заводят учетную запись, вносят требуемые сведения о транспортном средстве.

Если Вам удобнее получать документы в бумажном виде, а не в электронном, отправляйтесь в представительство «Платон».

Также пользуются личным кабинетом:

  1. Заходят в раздел транспортные средства, находят нужный автомобиль, который дает право на вычет.
  2. В разделе «Запросить справку ФНС» указывайте период и подтверждайте введенные данные.
  3. Последует автоматическое скачивание документа.
  4. Файл защищен электронной подписью. Его подают, не распечатывая.

Этот документ и другие сведения о владельце ТС помогут получить налоговое послабление. Если Вы являетесь собственником нескольких большегрузов, вышеперечисленные действия повторяют для каждого из них.

Когда нельзя уменьшить транспортный налог?

Если плательщики транспортного налога и системы — разные лица, вычет не применяется. Такой порядок справедлив в том случае, если автомобиль взят в лизинг.

Большегруз регистрируется на лизингодателя, но за использование трасс платит получатель услуги (тот, кто перемещает грузы на транспортном средстве).

Суммы платежей вносит не владелец, а лизингополучатель. Такое решение проблемы весьма справедливо, так как расходы несут разные лица или компании.

Государственную систему «Платон» создали для привлечения внебюджетных средств в развитие дорожного хозяйства. Все полученные средства направляют на ремонт и развитие дорог.

В Дорожный фонд собрано уже больше 25 миллиардов рублей (http://www.rtits.ru/ru/press_centr/press_relizi/1/102).

В системе более 50 000 федеральных дорог. Уменьшить транспортный налог с помощью системы «Платон» можно. Необходимо только подтвердить свое право на льготу, а также представить необходимые документы в налоговую инспекцию.

Видео: Платон уменьшает транспортный налог

Вас заинтересует:

Источник:

Система «Платон»: как вести бухгалтерский и налоговый учет

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

15 ноября 2015 года начала свою работу система «Платон», с помощью которой государство взимает плату с грузовиков разрешенной массой более 12 тонн за то, что они причиняют вред автомобильным дорогам общего пользования.

Про справедливость такого «налога» и про адекватность стоимости проезда не успел порассуждать разве что ленивый. Однако до сих пор мало кто знает, что делать после того, как заплатил «за проезд».

Например, как отражать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Об этом в своей статье расскажет финансовый консультант компании «Фингуру» Елена Крохмаль.

Бухгалтерский учет

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

— Маршрутная карта. Оформление разовой Маршрутной карты осуществляется в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей.

— Бортовое устройство. Использование бортового устройства для расчета платы в осуществляется в автоматическом режиме -внутри находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, а также навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS.

Если с маршрутной картой все относительно просто, то с бортовым устройством придется повозиться, перед тем, как первый раз использовать – для начала его необходимо оприходовать, отразив его на забалансовом счете и назначив материально-ответственное лицо.

После того, как вы осуществили проезд и внесли плату, расходы необходимо зафиксировать в своей бухгалтерии. Получить достоверные данные о расходах за заданный период можно с помощью распечатки Отчета-детализации из личного кабинета оператора. Этот документ будет подтверждением факта маршрута конкретного грузовика.

Причем, эта детализация в обязательном порядке нужна налогоплательщикам которые применяют Общую систему налогообложения, т.к. данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Для налогоплательщиков на УСН (доходы минус расходы) данная распечатка также необходима. Хотя они и не могут учитывать в расходах данные затраты, но детализация позволит подтвердить правомерность списания денежных средств с расчетного счета на оплату услуг «Платона».

  1. Отразить устройство на забалансовом счете можно следующим образом:
  2. 015 «Бортовое устройство системы Платон»:
  3. — или по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования;

— или в условной оценке (например, 1 руб.).

Бухгалтерский учет расходов системы Платон ведется с использованием отдельного субсчета, например «Расчеты по плате за проезд грузовика по федеральным трассам», открытого к счету:

  • — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  • Перечисленный оператору аванс отражается по дебету указанного субсчета.
  • После списания оператором системы «Платон» платы с лицевого счета организации нужно отразить расход по дебету счета:
  • — или 20 «Основное производство» — для транспортных компаний;
  • — или 44 «Расходы на продажу» — для торговых фирм, доставляющих товар покупателю самостоятельно.
  • Налоговый учет
  • Налоговый учет расходов за проезд в составе расходов отличается для налогоплательщиков использующих Общую систему налогообложения (ОСНО), от налогоплательщиков использующих УСН (доходы минус расходы).
Вид системы налогообложения Порядок учета в расходах Основание
ОСНО Учитываются в расходах подп.49 п.1.ст.264 НК РФ
УСН (доходы минус расходы) Не учитываются в расходах Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 №03—11-11/57133

Подтвердить расходы при Общей системе налогообложения необходимо распечаткой из личного кабинета системы.

Источник:

Затраты по аренде в систему Платон: вправе ли арендодатель учесть расходы?

Система "Платон": как вести бухгалтерский и налоговый учет

Новое правило НК РФ: плата в систему «Платон» учитывается в расходах

15 ноября 2015 года начала свою работу система «Платон», с помощью которой государство взимает плату с грузовиков разрешенной массой более 12 тонн за то, что они причиняют вред автомобильным дорогам общего пользования. Про справедливость такого «налога» и про адекватность стоимости проезда не успел порассуждать разве что ленивый. Однако до сих пор мало кто знает, что делать после того, как заплатил «за проезд». Например, как отражать данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Об этом в своей статье расскажет финансовый консультант компании «Фингуру» Елена Крохмаль.

Читайте также:  Суд признал работы выполненными, но счетов-фактур по ним нет. Возможен ли вычет НДС?

Бухгалтерский учет

Система взимания платы предусматривает два способа расчета платы:

— Маршрутная карта. Оформление разовой Маршрутной карты осуществляется в Личном кабинете, Мобильном приложении или Центре информационной поддержки пользователей.

— Бортовое устройство. Использование бортового устройства для расчета платы в осуществляется в автоматическом режиме -внутри находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, а также навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS.

Если с маршрутной картой все относительно просто, то с бортовым устройством придется повозиться, перед тем, как первый раз использовать – для начала его необходимо оприходовать, отразив его на забалансовом счете и назначив материально-ответственное лицо.

После того, как вы осуществили проезд и внесли плату, расходы необходимо зафиксировать в своей бухгалтерии. Получить достоверные данные о расходах за заданный период можно с помощью распечатки Отчета-детализации из личного кабинета оператора. Этот документ будет подтверждением факта маршрута конкретного грузовика.

Причем, эта детализация в обязательном порядке нужна налогоплательщикам которые применяют Общую систему налогообложения, т.к. данные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Для налогоплательщиков на УСН (доходы минус расходы) данная распечатка также необходима. Хотя они и не могут учитывать в расходах данные затраты, но детализация позволит подтвердить правомерность списания денежных средств с расчетного счета на оплату услуг «Платона».

  • Отразить устройство на забалансовом счете можно следующим образом:
  • 015 «Бортовое устройство системы Платон»:
  • — или по стоимости, указанной в договоре безвозмездного пользования;

— или в условной оценке (например, 1 руб.).

  1. Бухгалтерский учет расходов системы Платон ведется с использованием отдельного субсчета, например «Расчеты по плате за проезд грузовика по федеральным трассам», открытого к счету:
  2. — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  3. Перечисленный оператору аванс отражается по дебету указанного субсчета.
  4. После списания оператором системы «Платон» платы с лицевого счета организации нужно отразить расход по дебету счета:
  5. — или 20 «Основное производство» — для транспортных компаний;
  6. — или 44 «Расходы на продажу» — для торговых фирм, доставляющих товар покупателю самостоятельно.
  7. Налоговый учет
  8. Налоговый учет расходов за проезд в составе расходов отличается для налогоплательщиков использующих Общую систему налогообложения (ОСНО), от налогоплательщиков использующих УСН (доходы минус расходы).
Вид системы налогообложения Порядок учета в расходах Основание
ОСНО Учитываются в расходах подп.49 п.1.ст.264 НК РФ
УСН (доходы минус расходы) Не учитываются в расходах Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 №03—11-11/57133

Подтвердить расходы при Общей системе налогообложения необходимо распечаткой из личного кабинета системы.

Как новые правила учета платы "Платону" повлияют на расчет налога на прибыль (Елина Л.А.)

Дата размещения статьи: 20.09.2016

Считаем расходы по-новому 

Как определять сумму транспортного налога по крупнотоннажным грузовикам, которую можно учесть в расходах (рассматриваем случай, когда доходы и расходы организация считает по методу начисления)? Новые правила НК допускают несколько вариантов прочтения. Разберем два основных.

Вариант 1. В качестве налогового расхода учитываем начисленный транспортный налог без его уменьшения на плату «Платону», поскольку пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ говорит именно о начисленных суммах налога. На ту же сумму транспортного налога уменьшаем плату «Платону» для того, чтобы определить ту ее часть, которую можно учесть в качестве самостоятельного «прибыльного» расхода .

Вариант 2. Транспортный налог учитываем в качестве налогового расхода только в той части, в которой он превышает плату «Платону» . Ведь сумма этой платы является налоговым вычетом по транспортному налогу.

И в то же время плата «Платону» будет учтена в качестве самостоятельного расхода только в части, превышающей начисленный транспортный налог (без уменьшения его на плату «Платону») .

Посмотрим на числовых примерах, в чем разница в подходах.

Ситуация 1. Сумма платы «Платону» составляет 30 руб., а начисленный транспортный налог (до его уменьшения на плату) — 100 руб. 

Расходы, признаваемые в налоговом учете Вариант 1 Вариант 2
Транспортный налог 100 руб. 70 руб. (100 руб. — 30 руб.)
Плата «Платону» 0 руб. (так как 30 руб. < 100 руб.) 0 руб. (так как 30 руб. < 100 руб.)
Общая сумма расходов 100 руб. (100 руб. + 0 руб.) 70 руб. (70 руб. + 0 руб.)

Ситуация 2. Сумма платы «Платону» составляет 130 руб., сумма начисленного транспортного налога — 100 руб. 

Расходы, признаваемые в налоговом учете Вариант 1 Вариант 2
Транспортный налог 100 руб. (без уменьшения на плату «Платону») 0 руб. (так как 100 руб. < 130 руб.)
Плата «Платону» 30 руб. (130 руб. — 100 руб.) 30 руб. (130 руб. — 100 руб.)
Общая сумма расходов 130 руб. (100 руб. + 30 руб.) 30 руб. (0 руб. + 30 руб.)

При первом варианте учета все, что уплачено в бюджет в виде транспортного налога либо в систему «Платон», будет учтено в налоговых расходах.

А вот второй вариант выгоден бюджету. И именно его поддерживают специалисты налоговой службы. 

Из авторитетных источников

Новоселов Константин Викторович, государственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

«К прочим расходам в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесены суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Учитывая, что уменьшение транспортного налога на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, признается налоговым вычетом , то у налогоплательщика сумма исчисленного налога (то есть подлежащего уплате в бюджет) должна определяться с учетом этого налогового вычета.

Так, если сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет (то есть за вычетом платы «Платону»), составляет, к примеру, 70 руб., то именно ее и нужно учитывать в расходах при расчете базы по налогу на прибыль.

При расчете суммы платы «Платону», которую можно учесть в качестве расхода по налогу на прибыль, надо учитывать сумму превышения данной платы над начисленным транспортным налогом (без его уменьшения на сумму платы «Платону») .

Так, если сумма платы, перечисленная в систему «Платон» и признаваемая расходом (то есть по состоявшимся поездкам в отчетном периоде), превышает сумму начисленного транспортного налога — к примеру, сумма платы «Платону» составляет 130 руб.

, а транспортный налог (без его уменьшения на данную плату) — 100 руб., то:

— транспортный налог признается равным 0 и не учитывается в качестве самостоятельного расхода по налогу на прибыль;

— в составе прочих расходов будет учитываться плата в систему «Платон» в сумме 30 руб. (130 руб. — 100 руб.)». 

Далее будем придерживаться второго подхода как более безопасного. Наверняка в скором времени он будет закреплен в официальных письмах. Если же вы решите считать сумму «прибыльных» расходов иначе, готовьтесь к спору с инспекторами.

(!) По итогам отчетных периодов в расходах может учитываться плата «Платону», превышающая авансовые платежи по транспортному налогу. Но если по итогам года сумма этого налога окажется больше «отъезженной» суммы платы «Платону», то нужно:

— исключить из расходов признанную ранее плату «Платону»;

— учесть в годовой декларации только разницу между годовым транспортным налогом и суммой платы за поездки, совершенные в течение года.

(!) При расчете базы по налогу на прибыль нельзя учитывать суммы авансовых платежей, внесенных в систему «Платон». 

Из авторитетных источников

Новоселов К.В., государственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *