Порядок проведения камеральной таможенной проверки

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.

В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России.

ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

  В чем суть валютного контроля в таможенных органах?

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.

Законодательством запрещено проведение повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же товаров, принадлежащих юридическому лицу.

Практические аспекты проведения таможенного контроля в форме проверки

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ.
  • На современном этапе развития взаимоотношений между государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на реализацию принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров, в том числе в целях профилактики правонарушений.
  • Таможенная проверка как форма таможенного контроля направлена на выявление и пресечение нарушений законодательства в различных направлениях в области таможенного регулирования, например в части недостоверного декларирования, определения таможенной стоимости, кода декларируемого товара и исчисления таможенных платежей, определения страны происхождения товаров.
  • Как мы уже отмечали ранее, часть 7 статьи 331 ТК ЕАЭС выделяет 2 вида таможенных проверок, проводимых должностными лицами таможенного контроля после выпуска товаров: камеральные и выездные.
  • Исходя из текста вышеуказанной правой нормы важно отметить, что таможенная проверка является основным инструментарием должностных лиц структурных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров.
  • Таможенный институт таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации начал формироваться в 1993 году, когда был принят Таможенный кодекс РФ, соответственно, в данный период также появляется таможенная проверка как форма таможенного контроля.

Важно отметить, что за последние десятилетия практика проведения таможенных проверок усовершенствовалась и сформировалась в качестве отдельного института таможенного законодательства в целом. На мой взгляд, изучение практических аспектов проведения таможенных проверок является важным моментом для подготовки квалифицированных специалистов в области таможенного дела, поэтому в данной главе своей работы я хотел бы отразить данные практические моменты, с которыми должностным лицам таможенного контроля после выпуска товаров приходится сталкиваться в своей деятельности.

Начнем с того, что должностные лица структурных подразделений таможенного контроля после выпуска товаров помимо ТК ЕАЭС осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об отделах.

Так, отдел таможенного контроля после выпуска товаров на сегодняшний день осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об отделе таможенного контроля. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности отдела осуществляет служба таможенного контроля после выпуска товаров таможенного управления.

  1. В Положении отражены основные вопросы, по которым могут проводиться таможенные проверки в соответствии с частью 6 статьи 331 ТК ЕАЭС:
  2. 1) проверка соблюдения факта помещения товаров под таможенную процедуру;
  3. 2) проверка достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
  4. 3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
  5. 4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
  6. 5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр;
  7. 6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;
  8. 7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
  9. Сложившаяся практика работы отдела таможенного контроля после выпуска товаров таможен показывает, что наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проведения как камеральных, так и выездных таможенных проверок являются:
  10. 1) не соблюдение декларантом условий помещения товара под конкретную таможенную процедуру;
  11. 2) нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами при их ввозе;
  12. 3) заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости ввозимого товара;
  13. 4) заявление недостоверных сведений о коде ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

При подготовке к проведению таможенных проверок у должностных лиц таможенных органов возникает ряд организационных вопросов. Во-первых, необходимо определить объект проверки.

Разумеется, что таможенные органы не в силах проверить всех участников ВЭД, к тому же это влечет большие временные затраты.

Выбирая объекты таможенного контроля, должностные лица проводят обширную аналитическую работу, в результате которой составляются информационно-аналитические справки, содержащие полное обоснование целесообразности проведения проверочных мероприятий в отношении тех или иных лиц.

  • На этапе аналитической работы к проведению камеральной таможенной проверки должностное лицо таможенного контроля после выпуска товаров может лишь предположить, что в конкретной ситуации имеются признаки нарушения таможенного законодательства до момента начала таможенной проверки.
  • Результатом аналитической работы является докладная записка о результатах аналитической работы на имя начальника таможни, в которой должностное лицо указывает следующие сведения:
  • -период проведения аналитической работы – временные затраты на анализ информации по декларируемому товару;
  • -предполагаемый вопрос проверки – данный пункт напрямую связан с частью 6 статьи 331 ТК ЕАЭС, где указан перечень направлений, по которым проводятся таможенные проверки;
  • -результаты сбора и анализа информации о деятельности проверяемого лица: наименование лица; фактический и юридический адрес; лица, имеющие право действовать без доверенности, учредители лица, директор;

  Можно ли провозить с собой янтарь из Калининграда?

  1. -информация, поступившая из других структурных подразделений таможни – в случае, если другое структурное подразделение провело анализ по своему направлению работы в отношении проверяемого лица и результаты данного анализа были закреплены в информационно – аналитической справке;
  2. -нормативно — правовые акты таможенного законодательства, на которые ссылается должностное лицо при проведении анализа;
  3. -номер декларации на товары, товар, его количественные, весовые, технические характеристики, включая идентификационные номера, артикулы;
  4. -таможенная процедура, в которой задекларирован товар;
  5. -код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
  6. -таможенная стоимость, условия поставки;
  7. -ставка ввозной таможенной пошлины декларируемого товара;
  8. -условия внешнеэкономического контракта, заключенного с иностранным лицом;
  9. -суть предполагаемого нарушения со ссылкой на нормативно – правовые акты таможенного законодательства;
  10. -предполагаемый результат проверочных мероприятий (корректировка таможенной стоимости, смена классификационного кода товара, доначисление таможенных платежей);
  11. -перечень должностных лиц, которым необходимо поручить проведение проверки – в данном случае помимо себя должностное лицо может указать должностных лиц как своего структурного подразделения, так и иных подразделений таможни, совместно с которыми возможно проведение таможенной проверки.
Читайте также:  Можно ли перечислять зарплату на карту другого человека?

Признание целесообразности является предпосылкой к началу камеральной таможенной проверки.

Должностное лицо отдела таможенного контроля после выпуска товаров направляет требование о предоставлении документов и уведомление о проведении камеральной таможенной проверки в адрес проверяемого лица, формирует все необходимые запросы и информирует начальника отдела докладной запиской об окончании подготовительной работы.

  • После того, как завершены подготовительные мероприятия к проведению камеральной таможенной проверки и получены ответы на все необходимые запросы и проверяемым лицом был предоставлен перечень необходимых для проверки документов, должностное лицо отдела таможенного контроля после выпуска товаров проводит проверку сведений, заявленных в ходе таможенного декларирования на соответствие документам и информации, предоставленной в процессе проверки.
  • Результаты камеральной таможенной проверки находят свое отражение в акте камеральной таможенной проверки в виде описания выявленного нарушения и применения дальнейших мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства участником внешнеэкономической деятельности.
  • Далее я приведу примеры из практической деятельности отдела таможенного контроля после выпуска товаров одной из таможен по конкретным проверяемым направлениям.

1.

Отделом таможенного контроля после выпуска товаров была проведена камеральная таможенная проверка в отношении публичного акционерного общества по вопросу проверки соблюдения установленных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий и требований применения таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС, контроля соблюдения условий процедуры временного ввоза.

Так, ПАО ввезен и помещен под таможенную процедуру временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей товар «анализатор лазерный конвейерный химического состава».

Код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза — 9027500000 (приборы и аппаратура, основанные на действии оптического излучения ультрафиолетового, видимой части спектра, инфракрасного, прочие), таможенная стоимость товара составила 24 073 717,00 руб.

Вес брутто товара — 550 кг, вес нетто — 400 кг. Страна происхождения – США.

Срок временного ввоза разрешен таможенным органом до 30.08.2016.

Срок временного ввоза продлевался следующим образом:

Камеральная таможенная проверка: что нужно знать?

Одной из форм таможенного контроля является проведение камеральной таможенной проверки.

Действующим законодательством установлено, что камеральная таможенная проверка проводится в соответствии со ст. 332 Таможенного кодекса ЕАЭС и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании» №289-ФЗ.

Цель камеральной таможенной проверки

Как правило, проверка проводится с целью корректировки таможенной стоимости или контроля классификационного кода ТН ВЭД на товар.

Ранее на нашем сайте был опубликован материал о массовом принятии таможней решений о классификации товара по результатам камеральных таможенных проверок — «Таможня ударно меняет коды ТН ВЭД на товар».

Очевидно, что ключевой целью таможни при проведении камеральной проверки является доначисление таможенных платежей.

Поскольку срок таможенного контроля составляет 3 года, то и при проведении проверка таможня обращается ко всем выпущенным за этот период времени декларациям.

Если по итогу камеральной проверки таможня принимает решение, например, о классификации товара, то платежи начисляются по всем декларациям с этим товаром за последние 3 года, соответственно, сумма таможенных платежей вырастает многократно.

Проведение камеральной таможенной проверки

При проведении камеральной таможенной проверки таможней осуществляется анализ всех сведений о товаре и документов, представленных при его декларировании, включая техническое описание товара, товаросопроводительные документы (инвойсы, коносаменты и проч.). Также в рамках проверки таможня может обратиться с международным запросом, например, за экспортной декларацией страны вывоза.

В связи с тем, что камеральная проверка касается документов и сведений, имеющихся в распоряжении таможни, она производится без выезда по месту нахождения проверяемого лица. В случае если участник ВЭД в ответ на запрос таможни о предоставлении документов и сведений в ходе камеральной таможенной проверки, такие данные не направит, то может быть назначена выездная таможенная проверка.

Отметим, что после получения декларантом уведомления о начале камеральной таможенной проверки, ему необходимо внимательно ознакомиться с запросом таможни и максимально ответственно подготовить и представить в таможню запрашиваемые документы и сведения.

В ряде случаях именно грамотная работа участника ВЭД при сопровождении таможенной проверки позволяет в дальнейшем успешно обжаловать начисление платежей.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании» ФЗ-289 у проверяемого лица после получения акта есть право ознакомиться с материалами проверки и представить свои возражения на него при их наличии. Данной возможностью также не стоит пренебрегать. Подробнее об этом идет речь в ст. 235 ФЗ-289.

Срок проведения камеральной таможенной проверки

Определены следующие сроки камеральной таможенной проверки:

  • 90 календарных дней составляет стандартный срок проведения камеральной проверки;
  • 120 календарных дней составляет максимально возможный срок продления проведения проверки.

Продление срока в рамках одной проверки возможно лишь единожды.

Обжалование результатов проверки

Юристы нашей компании подробно консультируют по всем вопросам проведения камеральных таможенных проверок, а также занимаются подготовкой мотивированных ответов на запросы, письма и требования таможни, готовят возражения на акты камеральной проверки и обжалуют незаконные решения таможни по итогам проверки. 

Предварительную оценку перспектив обжалования результатов камеральной проверки наши юристы проводят бесплатно.

Камеральная таможенная проверка в 2021 году

Бизнес, который в своей деятельности имеет дело с закупкой или продажей товаров, сырья, комплектующих за границей сталкивается с определенным родом документов и проверок в части контроля экспортно-импортного товарооборота.

Любого рода проверка со стороны исполнительных органов власти всегда направлена на контроль над надлежащим исполнением существующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрено основные аспекты и понятия камеральной таможенной проверки.

Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы

Товарооборот между странами жестко регламентируется и контролируется таможенными службами. статью ⇒ “Особенности бухгалтерского учета внешне-экономической деятельности ( ВЭД)“.

Существует целый ряд мер, которые позволяют исполнительным органам власти контролировать процесс передвижения товаров, следить за правомерностью данного процесса, а также ограничивать ввоз запрещенных товаров на территорию нашей страны.

При пересечении границы товары подпадают под таможенный контроль, которые представляют собой набор обязательных действий со стороны исполнительных органов власти:

  • Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
  • Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
  • Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
  • Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.

статью ⇒ “Приходный таможенный ордер (заполнение, образец и бланк)“.

Особенности таможенной проверки и ее виды

В целом таможенный контроль является рядовой процедурой, которая распространяется на все возимые и вывозимые из страны товары и транспортные средства. статью ⇒ “Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты“.

Данная процедура знакома всем организациям, занимающимися экспортно-импортными операциями, без исключений.

После завершения основной процедуры контроля, когда товар может быть выпущен в обращение, исполнительные органы власти имеют права организовать плановую либо неплановую проверку, которая может быть в виде:

  • Выездной таможенной проверки, которая проходит на территории нахождения самого юридического лица. Прежде чем организовать данный вид проверки таможенная служба готовит ряд вопросов, на которые необходимо получить разъяснения со стороны самой организации.
  • Камеральной таможенной проверки проходит удаленно посредством изучения уже имеющихся документов и материалов, в некоторых случаях таможенные службы могут запросить недостающую информацию.

Описанные выше мероприятия также относят к разновидностям таможенного контроля, но они не являются обязательной мерой. Их скорее можно отнести к вынужденным мерам по обеспечению соблюдения законодательства при выявлении или предотвращении возможных нарушений.

Читайте также:  Отчетность по отходам: новая форма

Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.

Законодательством запрещено проведение повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же товаров, принадлежащих юридическому лицу.

По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором.

 Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе.

Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.

  • Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
  • В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
  • Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
  • Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.

Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Таможенный кодекс Статья 111 Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации
Статья 131 Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы
Статья 134 В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки
Статья 135 Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой
Статья 136 Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором

Распространенные вопросы и ответы

Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?

Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.

Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?

При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации.

Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист.

Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.

Акт камеральной таможенной проверки: бланк, образец 2020

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Взятие проб и образцов

Чаще всего инспекторы отбирают образцы товаров, когда проводят инвентаризацию или досмотр, чтобы определить место происхождения, марку, сорт, качество, состав, свойства товара, его принадлежность к наркотическим или психотропным веществам и т. п. Пробы и образцы берутся в минимальном количестве, достаточном, чтобы провести их анализ.

Предприниматель или представитель фирмы вправе присутствовать при отборе. Однако таможенники могут провести это мероприятие и без них, но пригласив двух понятых (ст. 144 ТК ТС). Отбор образцов оформляется актом.

Процесс проведения камеральной таможенной поверки

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Наименование этапа Описание
Подготовительный этап Это этап, на котором собираются все необходимые сведения и данные для принятия решения о необходимости проведения камеральной проверки. По факту проведения подготовительного этапа составляется акт с обоснованием данной необходимости и отдается на подпись руководителю, который в свою очередь и принимает окончательное решение.
Основной этап На данном этапе происходит непосредственно проверка имеющихся в таможенной службе документов и деклараций. Уполномоченные лица собирают и изучают всю информацию и документы, которыми располагают, параллельно составляя список данных, который им не хватает для запроса непосредственно у юридического лица, либо иных государственных служб.
Запрос информации и документов Непосредственно запрос производится после формирования акта о необходимости каких-либо данных. Уполномоченное лицо составляет официальное письмо с требованием, которое направляются юридическому лицу. В данном письме указывается крайний срок, до которого должны быть предоставлены все запрашиваемые сведение в письменном либо электронном виде.
Заключительный этап На данном этапе составляется акт о совершенной камеральной проверке с результатами и описанием всех полученных сведений. На акте должна стоять дата завершения проверки и подпись уполномоченного лица проводившего проверку и непосредственно руководителя таможенной службы.

Законодательством запрещено проведение повторной камеральной таможенной проверки в отношении одних и тех же товаров, принадлежащих юридическому лицу.

Изъятие и арест товаров

Арестовать продукцию таможенники могут, если обнаружат:

  • что на товарах отсутствуют специальные марки или другие способы обозначения, подтверждающие, что они ввезены в Россию легально;
  • что в документах фирмы нет сведений о выпуске товаров или эти сведения недостоверны;
  • что фирма использует условно выпущенные товары не в тех целях, в связи с которыми ее освободили от уплаты таможенных платежей.

Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.

Читайте также:  Работник попал в больницу после работы. За первый день болезни платить пособие или зарплату?

Арестованное имущество передается на хранение их владельцу. Он может ими пользоваться, если получит разрешение начальника таможни. Инспекторы вправе изъять арестованные товары, если будут сомневаться в их сохранности (ч. 4 ст. 183 Закона о таможенном регулировании в РФ). Товары, запрещенные к ввозу или обороту в России, ревизоры обязаны изъять в любом случае.

Имейте в виду: перед тем как арестовать или изъять товары, таможенники обязаны предъявить постановления об этом и пригласить двух понятых, а после – составить протокол. Процедура проводится в присутствии представителя фирмы или предпринимателя.

Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке

По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором.

Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе.

Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.

  • Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
  • В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
  • Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
  • Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.

Осмотр помещений

Таможенники осматривают помещения, если получат информацию об утрате товара или о его использовании с нарушением таможенного законодательства (ст. 119 ТК ТС). Цель у такого мероприятия одна – подтвердить, что товар в наличии. Ревизоры вправе инспектировать любые помещения фирмы или предпринимателя, за исключением жилых (ст.

119 ТК ТС). Это мероприятие не может продолжаться более одного дня. Таможенники проводят осмотр и в ночное время, но только в исключительных, не требующих отлагательства, случаях.

Например, при получении оперативной информации о том, что на складе временного хранения находятся контрабандные товары, которые планируется вывезти в ближайшие сутки.

Решение об осмотре в ходе выездного контроля руководитель проверяющей группы принимает в устной форме (п. 5 ст. 119 ТК ТС).

А вот если таможенники собираются изучать помещения не в рамках проверки, то они обязаны предъявить представителю фирмы служебные удостоверения и предписание, подписанные теми же лицами, что и решение о проведении ревизии (п. 5 ст. 119 ТК ТС).

В этом документе должно быть сказано, разрешено ли инспектору пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения. Эти действия контролеры могут проводить только в присутствии понятых (не менее двух).

По окончании ревизоры обязаны составить акт и в течение 24 часов уведомить прокурора. В ходе осмотра таможенники могут проводить фото-, кино- и видеосъемку, прибегать к помощи различных специалистов, например, если нужно получить информацию, содержащуюся в компьютере.

Результаты осмотра фиксируют в акте, который составляется в двух экземплярах: первый вручают представителю фирмы или предпринимателю, а второй приобщают к материалам проверки. Вы имеете возможность отразить в акте любые замечания к процедуре осмотра, действиям таможенников. Если в момент составления бумаги сформулировать свои замечания вы не готовы, не подписывайте его.

Таможенники проводят осмотр помещений и в ночное время, но только в исключительных случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что в ближайшие сутки со склада временного хранения планируется вывоз контрабандных товаров.

В ходе проверки одно и то же помещение может быть осмотрено несколько раз: ограничений закон не устанавливает. Повторное изучение может быть начато уже на следующий день после первоначального.

Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Таможенный кодекс Статья 111 Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации
Статья 131 Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы
Статья 134 В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки
Статья 135 Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой
Статья 136 Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором

Как проходит проверка

В процессе выездной проверки таможенники могут: осматривать товары, помещения и территорию фирмы, проводить инвентаризацию товаров по правилам, аналогичным для налоговых инспекций, арестовывать и изымать товары, получать пояснения, проверять маркировку, назначать экспертизу товаров, привлекать специалистов, брать образцы и пробы, а так же использовать средства для идентификации товаров.

Имейте в виду: каждое из этих действий таможенники вправе провести не только в рамках проверки, но и отдельно. Мероприятия, планируемые инспекторами, должны быть перечислены в решении о проведении выездной проверки. Правильно оформленные результаты ревизии суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам (ст. 134 Таможенного кодекса ТС).

Распространенные вопросы и ответы

Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?

Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.

Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?

При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации.

Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист.

Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.

Идентификация

Таможенники могут наносить на товары и транспортные средства цифровую, буквенную или другую маркировку, знаки, штампы. Это называется идентификацией (ст. 109 ТК ТС). К ней также относят подробное описание товаров, их фотографирование, составление чертежей и т.п.

Уничтожить, заменить или изменить нанесенные знаки вправе только сами таможенники, за исключением ситуаций, когда товары могут быть утрачены или испорчены. Если вам пришлось уничтожить маркировку, обязательно сообщите таможенникам об этом.

В ходе проверки идентификация применяется в исключительных случаях, когда ревизоры подозревают, что товар будет уничтожен или утрачен. Идентификация проводится в присутствии предпринимателя или представителя фирмы.

Промежуточный акт

Обнаружив в ходе проверки признаки преступления, инспекторы обязаны передать материалы в полицию или правоохранительный блок таможни для возбуждения уголовного дела. Если найдено административное нарушение, инспекторы должны оформить протокол или возбудить (и провести) административное расследование.

Кроме того, ревизоры обязаны незамедлительно составить промежуточный акт (на момент выявления нарушения или преступления), в котором предварительно рассчитать суммы таможенных платежей, подлежащие уплате. Отправив этот документ начальнику таможни, инспекторы продолжают проверку.

Решение по итогам

Рассмотрев акты проверок, начальник таможни вправе принять решение о доначислении и взыскании с фирмы или предпринимателя таможенных платежей и пеней.

Не позднее 10 дней с момента обнаружения недоимки контролеры должны направить фирме или предпринимателю требование об ее уплате. Срок исполнения требования устанавливают инспекторы в пределах от 10 рабочих до 20 календарных дней (ч. 11 ст. 152 Закона о таможенном регулировании в РФ).

Если в указанный срок компания не уложились, начальник таможни вправе в течение 60 календарных дней принять решение о бесспорном списании недоплаченных платежей и пеней со счетов фирмы в банках. Имейте в виду: пропустив 60-дневный срок, таможенники имеют возможность взыскать недоимку и пени только через арбитражный суд.

С предпринимателя эти суммы в любом случае взыскиваются в судебном порядке.

Если на счетах фирмы денег недостаточно, ревизоры вправе взыскать таможенные платежи за счет товаров, в отношении которых деньги не уплачены. Правда, речь идет об имуществе, еще не выпущенном для свободного обращения (ст.

157 Закона о таможенном регулировании в РФ). В случае когда первый и второй вариант не подходят, начальник таможни может обратить взыскание на другое имущество фирмы (ч. 4 ст. 158 Закона о таможенном регулировании в РФ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *