Реализацию макулатуры освободили от НДС — на время

Реализацию макулатуры освободили от НДС — на время

Астрал

Налоги

Давно не новость, что с 2019 года ставка НДС увеличена на 2%, а в некоторых случаях обязанность исчислять и выплачивать этот налог отныне возложена на покупателей.

Изменения коснулись также купли/продажи макулатуры. Ранее ее реализация освобождалась от обложения НДС. Однако с 1 января 2019 года при сделке с макулатурой применяется особый порядок налогообложения. В статье мы рассмотрим нововведения подробнее.

НДС с макулатуры – последние новости

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС. Согласно п.

8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  • отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  • бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
  • деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

В случаях, когда макулатура приобретается не для себя, а для третьих лиц, покупатель (то есть посредник) не признается налоговым агентом.

Будет ли сделка с макулатурой облагаться налогом на добавленную стоимость, зависит главным образом от того, является ли продавец плательщиком НДС или нет.

  • покупатель выступает в качестве налогового агента;
  • начисление и уплата налога в бюджет выполняется покупателем;
  • родавцом составляется счет-фактура, в котором указывается, что НДС начисляется налоговым агентом.

Налоговый агент, являющийся плательщиком НДС, может принять к вычету сумму налога при реализации макулатуры (п.

3 ст. 171 НК РФ).

  • в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  • в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель.

Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

  • в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
  • покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

Помимо исчисления налога на добавленную стоимость покупатель должен отразить его сумму в декларации по НДС.

Декларационную форму обязаны подавать все налоговые агенты. Даже в случае, когда применяется налоговый спецрежим, освобождающий от уплаты данного налога, а также от составления отчетности по нему.

Сроки подачи декларации для налоговых агентов такие же, как и у всех плательщиков НДС.

Реализацию макулатуры освободили от НДС — на время

Астрал

Ндс с макулатуры с 2019 года

Положения НК РФ рассматривают макулатуру как картонные и бумажные отходы производства, отбракованные, вышедшие из употребления бумажные изделия, в том числе документы с истекшим сроком годности.

Операции по реализации макулатуры от НДС освобождались в период с 2016 по 2018 год. Покупатели вторсырья признаются налоговыми агентами вне зависимости от того, являются ли плательщиками НДС или нет.

Начиная с 2019 года, у них появляется необходимость по уплате налога, но лишь в том случае, если продавец сам имеет статус плательщика НДС.

 Поступление макулатуры от продавца, признанного плательщиком НДС, сопровождается счетом-фактурой. Заполнение документа осуществляется на особых условиях:

  • в графе 7 проставляется надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»;
  • в графе 8 сумма налога не указывается;
  • по графе 9 отсутствует итоговая сумма с налогом.

Получение подобного документа обязывает покупателя уплатить НДС в качестве налогового агента. При этом появляется право на вычет входного налога, если плательщик исчисляет НДС на общих основаниях.

Операции по поступлению сырья должны быть отражены в налоговой декларации, обязанность по составлению которых возлагается на всех налоговых агентов, в том числе находящихся на льготных системах налогового обложения.

Если продавец освобожден от уплаты НДС

В случае, когда продавец не признается плательщиком НДС, не возникает обязанности по перечислению налога и у покупателя сырья. Выставлять счет-фактуру не требуется, в первичных документах будет проставлена отметка «без НДС».

Определение налоговой базы 

Налоговая база по бумажным отходам определяется покупателями самостоятельно. При расчете за основу берется в 2019 году стоимость макулатуры с учетом НДС. Сумма налога определяется расчетным методом в том случае, если присутствует отметка «НДС исчисляется налоговым агентом». 

Расчет НДС

Покупатели определяют НДС при поступлении сырья исходя из расчетной ставки 20/120. В качестве налоговой базы учитывается полученная сумма.

При получении макулатуры налог на добавленную стоимость рассчитывается покупателем самостоятельно. В формуле используется расчетная ставка НДС:

Реализацию макулатуры освободили от НДС — на время

Пример

Организация получила партию бумажных отходов на общую сумму 20 000 рублей от поставщика – плательщика НДС. Необходимо самостоятельно выделить налог и перечислить его в бюджет. Исчисленный НДС равен:

20 000 руб.*20/120 = 3 333,33 рубля.

Восстановление налога

Некоторое время (с 2016 по 2018 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.

После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.

Налоговый вычет

При получении макулатуры у налоговых агентов появляется право на использование вычета по НДС. Однако воспользоваться им можно лишь том случае, если сырье планируется использовать в налогооблагаемой деятельности.

Оформление документов

Операции по поступлению макулатуры необходимо фиксировать в учете. Продавцы сырья вместе с отгрузкой передают первичные документы, сведения из которых могут быть отражены в книге продаж и книге покупок.

Счет-фактура, книга продаж без аванса

Реализация сырья с НДС отражается в книге продаж продавца. Условия записи следующие:

  • в графе 2 указывается код вида операции 34;
  • в графе 14 стоимость продажи указывается без налога.

Покупатель фиксирует операцию также в книге продаж. Проставляется код вида операции – 42. Сумма указывается с НДС.

Счет-фактура, книга продаж без аванса

При выставлении счета-фактуры на аванс продавец-плательщик НДС регистрирует операцию в книге продаж с кодом 33. Стоимость реализованного сырья также указывается без налога в графе 14.

Операции по реализации макулатуры в бухучете

Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:

  • Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
  • Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.

Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:

  • Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
  • Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).

Декларация по НДС

При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.

Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.

Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

Когда продавец уплачивает НДС самостоятельно

Не всегда покупатели макулатуры могут рассматриваться как налоговые агенты. В таких случаях обязанность по начислению налога и его уплате остается за продавцом сырья.

В каких случаях

Несмотря на вступившие с начала 2019 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:

  • сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
  • реализация макулатуры на экспорт;
  • продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.

Отражение в документах

Если продавец лишился права на освобождение от уплаты налога, ему придется начислить НДС сырья самостоятельно. При этом операцию по реализации следует отразить в книге продаж как и для прочих отгрузки. Сведения об отгрузке будут учтены в декларации НДС по разделу 3 и 9.

В 2019 году операции по продаже макулатуры вновь стали налогооблагаемыми. При этом обязанность по уплате и начислению возлагается на скупщиков сырья, но только в тех случаях, если продавцы признаны плательщиками НДС.

Бухгалтерский учет реализации макулатуры на предприятии в 2021 году

Чтобы понять, как оформить сдачу макулатуры в бухгалтерском учете, необходимо уточнить, что собой представляет данный актив. И наиболее исчерпывающее ему определение дано в Налоговом Кодексе РФ, в п.2 пп.31 его статьи 149.

Так, для целей налогообложения НДС к макулатуре относят бумажные и картонные производственные отходы и отходы потребления, а также забракованные и не подлежащие переработке картон, бумагу, деловые бумаги (включая документы, у которых истек срок хранения) и разнообразную типографскую продукцию.

Исходя из этого определения, главным критерием отнесения бумажно-картонных изделий к макулатуре считается невозможность дальнейшего их применения по прямому назначению в силу:

  • наличия брака, обнаруженного в ходе выпуска продукции и не подлежащего исправлению;
  • потери потребительских качеств в процессе хранения или применения;
  • истечения срока, в течение которого бумаги имеют учетную и иную ценность.
Читайте также:  Как уплатить личные налоги онлайн

Любой из этих критериев позволяет предприятию перевести бумажно-картонную продукцию в разряд макулатуры и сдать ее в пункт приема. Однако тут возникает сразу же множество вопросов, один из которых – нужна ли лицензия предприятию для сдачи его собственной макулатуры?

Нужна ли предприятию лицензия, чтобы продавать макулатуру?

Все зависит от целей этого предприятия. Так, если реализация макулатуры является основным или дополнительным видом деятельности предприятия, то проводки в учете данной операции будут строиться на основании того, что изначально макулатура является товаром. Т.е.

если реализуемая предприятием макулатура ранее приобреталась у других предприятий, населения и предпринимателей с целью ее дальнейшей перепродажи, или с целью переработки для последующей перепродажи, или просто даже принималась на хранение, но не для собственных производственных целей, то в этом случае лицензия необходима! Но при условии, что такая макулатура относится к отходам I-IV класса опасности (п.1 пп.30 статьи 12 федерального закона No 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

При этом лицензировать необходимо деятельность, которая связана со сбором, перевозкой, переработкой, с утилизацией, обезвреживанием и хранением указанных отходов.

Лицензия получается на конкретный класс опасности отходов и на конкретный вид деятельности. Например, на обработку, или на сбор и обработку, и т.д.

Это означает, что тот вид деятельности или тот вид отходов, который не зафиксирован в лицензии, не может быть без нее реализован.

Однако вернемся к макулатуре. Другой закон Российской Федерации No 89-ФЗ от 24.06.98г. «Об отходах производства и потребления» в статье 4.1 перечисляет виды классов опасности для отходов и уточняет, какие именно могут быть причислены к определенному классу:

  • к 1-му классу относятся отходы – чрезвычайно опасные;
  • ко 2-му классу – отходы – опасные;
  • к 3-му классу – отходы, характеризуемые, как умеренно опасные;
  • к 4-му классу относят отходы, степень влияния которых на окружающую среду не велика. Поэтому они признаются малоопасными;
  • к 5-му классу опасности причисляют те виды отходов, которые практически безопасны.

Обычно макулатуру относят к отходам либо IV-го, либо V-го класса опасности, поскольку она не вся обладает токсичными свойствами. А это означает, что для обращения макулатуры, если у нее будет признан IV-й класс опасности, лицензия обязательно потребуется (на основании п.1 пп.30 ст.12 закона No99-ФЗ).

Однако, разрешение необходимо только в том случае, если организация приобретает макулатуру для дальнейшей ее перепродажи, или принимает ее для хранения и т.д. Тогда бухгалтерский учет макулатуры у такого предприятия будет организован:

  • с позиции приобретения товара (т.е. через счет 41 «Товары»), если планируется ее последующая перепродажа переработчику. Причем, если закупка макулатуры в данном случае производится у обычного населения (не у предпринимателей!), то такие операции следует оформить с помощью товарно-закупочного акта, разработанного самим предприятием. От организаций и предпринимателей, которые продают свою макулатуру, достаточно будет получить, например, накладную ТОРГ-12;
  • либо с позиции предоставлению услуг по хранению, захоронению, утилизации, и т.п. (то есть через счет 20 «Основное производство», или через счет 91 «Прочие доходы и расходы» – если деятельность не носит основного характера). В этом случае, если речь идет только о хранении макулатуры, как правило, оформляется акт по форме МХ-1 (утвержден Госкомстатом РФ в Постановлении No 66 от 09.08.99г.). Этот акт оформляется на основании заключенного договора хранения.

А вот если предприятие продает макулатуру, которая появилась у него в ходе производственного процесса или в процессе потребления (например, в виде документов, у которых срок хранения истек), то в этом случае лицензии не требуется. Более того, учет макулатуры в бухгалтерском учете фирмы в данной ситуации будет строиться по принципу возвратных отходов.

Можно ли просто вывезти бумаги на свалку

Можно все это просто выбросить. Но пополнение свалок — совсем не то, к чему стремится человечество, а как раз наоборот. Бумага — материал, легко поддающийся многократной переработке, поэтому ее следует сдавать предприятиям по утилизации.

Выбрасывая документы на свалку, вы рискуете:

  • разгласить информацию о вашем предприятии посторонним;
  • получить штраф, так как данное действие незаконно.

Сдача макулатуры на переработку имеет массу плюсов:

  1. Освобождение пространства. Место, где прежде хранились значительные объемы использованной бумажной продукции, можно будет использовать рациональным способом.
  2. Пополнение бюджета. Макулатура – то сырье, за освобождение от которого вам заплатят деньги – небольшие, но для этого не придется делать почти ничего.
  3. Улучшение имиджа предприятия. Участие вашей компании в заботе об окружающей среде можно использовать для повышения ее статуса как соответствующей тенденциям современности и берегущей экологию.

Две трети макулатуры создаются юридическими лицами — как частными, так и бюджетными учреждениями.

https://www.youtube.com/watch?v=c_rBg8MbJJw

Как правило, это:

  • компании, имеющие большой документооборот;
  • учебные заведения, в которых накапливаются тетради и учебники, вышедшие из эксплуатации;
  • магазины, склады или производства, имеющие дело с немалыми объемами упаковочной тары.

Детально разберемся, как наиболее быстро и выгодно для организации:

  • найти компанию-утилизатора,
  • оприходовать макулатуру,
  • вывезти ненужную бумагу или картон,
  • внести полученные средства в бюджет предприятия.

Как оформить списание имущества и принятие к учету макулатуры ?

Имущество государственного (муниципального) учреждения, непригодное для дальнейшего использования из-за утраты своих потребительских свойств, в том числе физического и морального износа, подлежит списанию с баланса учреждения. По результатам такого списания могут появиться металлолом и макулатура. Высвободившиеся после списания имущества материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, принимаются к бухгалтерскому учету.

Для списания материальных ценностей применяются:

  • акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
  • акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В каждом из этих документов есть раздел «Результаты выбытия». В нем следует сделать отметку о результатах проведенных мероприятий, в том числе отразить перечень имущества, подлежащего постановке на учет, с целью дальнейшего использования.

Для оприходования металлолома и макулатуры, полученных от списания нефинансовых активов, следует оформить:

  • приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
  • акт приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) (п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом от 30.03.

2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Следует обратить внимание, что необходимость и порядок применения таких документов должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Специфика сдачи макулатуры для организаций

Если вы решили утилизировать макулатуру предприятия, то, помимо доставки до пункта приема, стоит учитывать два фактора:

  • объемы сдачи;
  • качественный состав вторсырья.

Предсказуемый объем

Как показывает практика, в компании среднего размера за неделю может набираться 10, 20 или 30 кг использованной бумаги. И как правило, скорость образования макулатуры предсказуема заранее. В итоге на образование тонны макулатуры уходит полгода или год.

В любом случае можно вычислить период времени, через который набирается критический объем:

  • ненужной бумаги,
  • картона,
  • документации,
  • рекламных проспектов,
  • журналов,
  • прочих бумажно-картонных изделий.

Фирмы-утилизаторы нижней планкой приема макулатуры с самовывозом от юридических лиц называют 300 или 500 кг – это позволяет вам и не отвлекаться по мелочам, и не накапливать чрезмерное количество предназначенной к утилизации бумаги, регулярно избавляясь от завалов.

Виды макулатуры

Получаемые за макулатуру деньги зависят от ее качества. Цена плотной белой бумаги может в разы превосходить стоимость картона или стареньких заляпанных пособий с серыми страницами.

Для наглядности приведем таблицу с типами макулатуры:

Группа макулатуры Тип А Тип Б Тип В
Что в себя включает Высококачественная бумага белого цвета, отходы бумажного производства (обрезки), бумажные сумки Книги, тетради, блокноты (без корешков и переплетов), картон разных типов Газетная бумага, изделия на основе бумажной массы, бумага с пропиткой (ламинированная или просто грязная), черные и коричневые изделия из бумаги и картона

Сдавать бумагу можно как отсортировав по типам, так и не тратя на это время. Однако во втором случае она будет учтена как низкокачественная макулатура и принесет меньше денег.

Идеальное сырье для сдачи в утилизацию должно быть:

  • разделенным на типы (не только в зависимости от вида изделий, но и в соответствии с наличием цветных или только черных красящих пигментов);
  • сухим;
  • чистым (не заляпанным жиром, например);
  • без включений посторонних материалов и деталей (скоб, скрепок, корешков, проволочных блокнотных держателей);
  • отсортированным;
  • компактно упакованным (сложенным в стопки, свернутым рулонами или связанным в кипы, также допустимы использование коробок и прессование).
Читайте также:  Движимое имущество могут освободить от налога на имущество

Последний пункт (упаковку) часто выполняют сами сотрудники фирмы-утилизатора.

Порядок действий

Пошаговая инструкция для избавления предприятия от гор использованной бумаги обратит ваше внимание на все этапы процесса:

  1. Найти фирму-утилизатора. В настоящее время они имеются в каждом районе крупнейших городов, так что можно выбрать для сотрудничества ту компанию, условия которой наиболее для вас удобны. Поможет в этом интерактивная карта, созданная Гринписом (см. ниже). Она включает все занимающиеся переработкой вторсырья предприятия и содержит информацию о них.
  2. Позвонить либо оставить заявку на сайте. Обычно вывоз возможен уже в день обращения.
  3. По желанию отсортировать и упаковать макулатуру.
  4. Позволить грузчикам забрать и увезти бумагу либо самостоятельно транспортировать ее в пункт приема.
  5. В месте приема с помощью автомобильных или электронных весов будет определена точная масса макулатуры, а после — в зависимости от качества бумаги произведена оценка.
  6. Деньги можно получить наличными либо банковским переводом.
  7. Итоговым шагом будет внесение полученных средств в бухгалтерскую отчетность.

Чтобы перейти к поиску предприятия на интерактивной карте, кликните на ее изображение. После этого выберете свой город.

Как определяется цена макулатуры?

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (например, демонтаж) (п. 106 Инструкции № 157н).

Полученные материалы оцениваются по справедливой стоимости в соответствии с п. 52 – 53 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

Справедливая стоимость материалов или металлолома, полученных при списании ОС, определяется методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).

При определении справедливой стоимости данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные самостоятельно путем изучения цен в открытом доступе, должны быть документально подтверждены (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

Продажа макулатуры с НДС или без в 2021 году

Минфин уничтожает переработку макулатуры в России

Введение Минфином агентского НДС в 2019 году для переработчиков макулатуры в рамках закона № 424-ФЗ стало настоящей катастрофой для отрасли. При этом пострадали от изменений не только сборщики и переработчики макулатуры, но и бюджет, и налоговики. Отменив без расчетов и достаточного экономического обоснования так называемый НДС Фокина, министерство практически убивает отрасль.

И простой, и сложный

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.

В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.

В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС.

Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца.

При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.

С четвертого квартала 2016 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС.

Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.

Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.

Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В.

Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него.

Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.

Освобождение реализации макулатуры от НДС привело к тому, что заводы, перерабатывающие макулатуру, лишились возможности принимать к зачету суммы НДС, выплаченные при ее закупках.

Фактически перерабатывающие предприятия стали платить НДС и за себя, и за всех участников сегмента заготовки. Льгота, предоставленная заготовителям макулатуры, компенсировалась ростом поступлений налога с переработчиков. И не просто компенсировалась.

В первый же год действия НДС Фокина Федеральная налоговая служба зафиксировала рост поступлений НДС из отрасли с 3,78 млрд до 9 млрд рублей.

Конъюнктура макулатурного рынка в 2017 году по сравнению с 2016-м не могла обеспечить более чем двукратного роста сгенерированной в отрасли добавленной стоимости. Динамика сбора макулатуры в 2017 году показывает, что 5 млрд рублей налога в год попросту растворялись в среде недобросовестных отраслевых игроков. НДС Фокина вернул выпадающие суммы налога в бюджет.

Как устроена отрасль

Российская отрасль переработки макулатуры — это 84 предприятия совокупной мощностью переработки 4,5 млн тонн в год. Порядка 40% всей бумажно-картонной продукции в стране производится из макулатуры. В переработку поступает более 50% пригодной для переработки макулатуры

Для полного понимания ситуации следует привести анализ структуры отрасли переработки макулатуры. На верхнем уровне находится завод, на котором макулатура превращается в различные виды бумажной продукции (тарные картоны, бумажные санитарно-гигиенические изделия, упаковка из формованного бумажного волокна, строительные материалы на картонно-бумажной основе и т. д.).

Основной поставщик макулатуры для заводов — производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), на которых производится сортировка макулатуры и формирование товарных партий.

Каждый из заводов обычно работает с несколькими десятками ПЗП, рассказывает председатель Российского союза налогоплательщиков, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артем Кирьянов.

ПЗП и места образования макулатуры связывает, без преувеличения, огромное количество первичных заготовителей — индивидуальных предпринимателей, субъектов микро- и малого бизнеса, попросту говоря — водителей с одной «Газелью». С одним ПЗП могут сотрудничать и десятки, и сотни первичных заготовителей.

Как можно видеть, один завод замыкает цепочку, состоящую из сотен, а в отдельных случаях и тысяч участников. Проконтролировать уплату налогов перерабатывающими предприятиями — сейчас их в стране 84 — легко.

Отследить всех заготовителей — практически невозможно. Но с НДС Фокина число участников цепочки уже не имеет значения: за всех налог платит завод.

Достаточно для каждого из 84 заводов назначить по одному инспектору ФНС для эффективного контроля начисления и уплаты налогов.

Важное обстоятельство: сегмент заготовки макулатуры, включая первичных заготовителей и ПЗП, — это полностью малый бизнес, имеющий право использовать упрощенную систему налогообложения.

Ндс по фокину

Результатом применения НДС Фокина стал рост числа участников отрасли, инвестиции, указывает Артем Кирьянов.

По оценкам экспертов, в 2018 году объем заготовки макулатуры увеличился до 4 млн тонн, на 800 тыс. тонн больше, чем в 2016-м.

Рост обеспечен увеличением количества первичных заготовителей — ИП, микро- и малых предприятий — пропорционально росту объемов сбора, то есть по меньшей мере на 25%.

Ожидая роста входящего потока сырья, заводы запланировали массированный ввод мощностей.

Только в сегменте производства тарных картонов (основного сырья для выпуска гофрированного картона, материала для наиболее популярной транспортной тары и упаковки) на период до 2023 года был запланирован ввод в строй новых и модернизация действующих производств совокупной мощностью более 2,5 млн тонн в год (по переработке). С учетом действующих мощностей вводимого объема будет достаточно для переработки всей пригодной для переработки макулатуры.

  • Итог применения НДС Фокина:
  • — кратный рост поступлений в бюджет;
  • — привлечение в сегмент заготовки макулатуры существенного количества новых участников;
  • — рост объемов заготовки и переработки макулатуры;
  • — повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
  • — многократное сокращение объемов налогового администрирования, взрывной рост эффективности налоговой службы.

Странное решение

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Читайте также:  Прошло очередное заседание центробанка по ключевой ставке

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего.

В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Особенно странным выглядят действия Минфина на фоне современных сервисов, уже сейчас предлагаемых его подразделением — Федеральной налоговой службой.

На II Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком» ФНС представила сервис для плательщиков налога на профессиональный доход — простой, максимально дружественный к пользователю, полностью автоматизированный.

Но если самозанятый пользователь сервиса рискнет связаться с заготовкой макулатуры и приобретет хотя бы килограмм у юридического лица, он приобретет все обязанности налогового агента по НДС.

Ведомство ожидало роста поступлений в бюджет? Но на чем основывались эти ожидания? Увеличить уплату налога, при прочих равных условиях, возможно исключительно за счет роста налогооблагаемой базы, то есть, объемов заготовки и переработки макулатуры. Перераспределение обязанностей по уплате налога, учету и отчетности к требуемому результату не приведет.

НДС Фокина предусматривал взимание налога с максимального объема образованной добавленной стоимости в конечных точках ее образования — на заводах.

Агентская схема никак не может способствовать росту добавленной стоимости, а только увеличивает число налогоплательщиков, каждый из которых выплачивает налог с ничтожной части образуемой отраслью добавленной стоимости.

Минфин склонен полагать, что если сто раз взять 20% с каждого рубля из ста, то в результате получится больше, чем если бы один раз взяли 20% со ста рублей?

Минфин убивает отрасль

Таким образом, 2019 год поставил отрасль в крайне тяжелые условия. Из простой и понятной системы сделали сложную и запутанную.

«Сейчас мы наращиваем количество плательщиков, что увеличивает нагрузку на органы власти по администрированию, а ожидать увеличения поступлений нельзя, поскольку то, что раньше собиралось в одном месте, будет распределено по длинной цепочке.

То, что делали 80 компаниями, теперь размажется по миллионам. Зачем это было сделано? Непонятно. А НДС — это такой налог, решения по которому следует принимать только после глубокого анализа», — говорит Владимир Саськов.

Основная ошибка Минфина именно в отношении макулатуры заключается в том, что макулатура рассматривалась ведомством так же, как и другие предметы регулирования, в частности металлолом. В заготовке металлолома существует период возникновения полуфабриката, который можно просто «нарисовать» на бумаге, хотя в реальности его не будет существовать.

Это, с одной стороны, еще металлолом, а с другой — полуфабрикат, не готовая продукция. И в ряде случаев участники отрасли злоупотребляли этим. Искусственно встраивали в цепочки компании, которые как бы продавали им полуфабрикат и получали налоговый вычет.

В случае с макулатурой министерство, пытаясь найти в цепочке поставок аналогичный полуфабрикат, имело в виду сортированную и кипованную макулатуру, то есть сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС.

Но у участников отрасли возникает закономерный вопрос: зачем нужны манипуляции с макулатурой, если это сырье и так освобождено от НДС? Ответа на него так и нет.

Участники отрасли бьют тревогу. «Мы еще не получали требований из налоговой инспекции, — говорит бухгалтер одного из ПЗП, — но только потому, что сама ФНС пока не поняла, что происходит». По ее словам, уже известны случаи, когда заготовители заявили НДС к вычету по приобретенным услугам.

Если раньше это было невозможно, потому что деятельность мелких реализаторов макулатуры не облагалась НДС, то теперь у них появилась такая возможность. И, естественно, объясняет бухгалтер, бюджет эти деньги потеряет.

Крупные заводы уже почувствовали изменения — их работа усложнилась: входящие счета-фактуры без НДС могут не соответствовать действительности. Приходится постоянно звонить заготовителям и уточнять, по какой системе налогообложения они работают.

Есть и чисто технические трудности с учетом. Программа 1С сейчас поддерживает только одну версию — КОРП. И если компании-отходообразователю требуется учесть даже одноразово работу с макулатурой, она должна приобрести новую программу, которая стоит порядка 35 тыс. рублей.

Кроме расходов на программу, отходообразователь также должен оплатить обучение сотрудника.

И все это для того, чтобы проделать одну операцию, потому что об НДС необходимо отчитываться в электронном виде, а реализация макулатуры для подавляющего большинства отходообразователей — работа непрофильная.

Но, пожалуй, самый сложный момент — то, что заготовитель как налоговый агент должен исчислить НДС на момент отгрузки, во время получения макулатуры. И исчислить его надо по счету-фактуре, который предоставляет отходообразователь.

Соответственно, при отсутствии такого документа налог исчислить невозможно. Что с этим делать? Непонятно. А поскольку для большинства отходообразователей макулатура — это непрофильный бизнес, то ясно, что никто вопрос решать не спешит.

Результат налицо: объемы заготовки макулатуры снижаются.

Эксперты за НДС Фокина

Федеральный закон № 424-ФЗ уже раскритиковали все, кто только с ним ознакомился или кого он так или иначе коснулся: Лига переработчиков макулатуры, заготовители, Министерство промышленности и торговли, Министерство природных ресурсов и экологии, Московский университет имени С. Ю. Витте, Московский государственный университет, РАНХиГС, Российский экономический университет, Общественная палата РФ, «Деловая Россия», «Общероссийский народный фронт», «Опора России».

Например, Наталья Беляева,независимый эксперт, уполномоченный на проведение анализа законопроекта для комитета Госдумы по бюджетам и налогам, отмечает в своей экспертизе, что в № 424-ФЗ выявлен ряд коррупциогенных факторов. Она уверена, что в результате принятия этого закона выигрывает только одна группа лиц, и сама его разработка могла быть следствием давления этой группы — лесозаготовительной отрасли.

Против нового закона выступили эксперты Высшей школы экономики, в числе негативных последствий для отрасли отмечающие усложнение учета и отчетности по НДС, сокращение числа участников отрасли и объемов заготовки макулатуры, падение налоговых поступлений и ухудшение финансовых показателей предприятий.

Свое мнение в отношении закона высказали также представители Минпромторга и Минприроды.

На заседании Общественной палаты ведущий специалист-эксперт отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга Елена Клеванова подтвердила: заготовители испытывают стресс от агентского НДС, загрузка производственных мощностей снижается.

Поэтому профильный департамент Минпромторга поддерживает возвращение НДС Фокина.

Что же касается Минприроды, то сложившаяся ситуация — его прямой интерес, так как переход к модели экологически устойчивого развития объявил еще в 2016 году Владимир Путин, потребовавший от всех заинтересованных сторон активных действий в этом направлении. Хаос же в отрасли, которая занимается вторичной переработкой сырья, противоречит этим целям. Кроме того, действия Минфина подрывают исполнения поручений президента по циклической экономике и устойчивому развитию и блокируют исполнение национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Отрасль бьется за свое спасение

Уже понятно, что вступление в силу новых поправок к Налоговому кодексу серьезно сказывается на всей отрасли и несет значительные риски и для экономики, и для экологии, так как именно на макулатуре завязано до 50% бумажной промышленности.

И если говорить о последствиях, наиболее очевидным из них представляется снижение объемов заготовки макулатуры вследствие уменьшения количества заготовителей, говорит Артем Кирьянов.

За этим последуют уменьшение объемов выпуска и реализации продуктов переработки макулатуры; снижение доходности и падение инвестиционной привлекательности отрасли.

Наиболее очевидное решение в сложившейся ситуации, уверен Артем Кирьянов, — вернуться к НДС Фокина, отлично зарекомендовавшему себя в 2016–2018 годах. Это позволит отрасли развиваться, а бюджету — получать НДС в полном объеме, при этом как минимум не ухудшая экологическую ситуацию в стране.

Не исключено, что поправки будут пересмотрены, возможно, все это даже может перерасти в новый отдельный законопроект, но уже с более детальным анализом от всех имеющих отношение к этому правительственных ведомств.

Но мгновенно этого не произойдет, а значит, в 2019 году время уже упущено и бюджет недополучит существенные средства, тогда как сама отрасль серьезно пострадает.

Ясно одно: отрасли необходим НДС Фокина и его следует вернуть как можно быстрее.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *