Транспортно-экспедиционные услуги для нулевого НДС расшифровываются по ГОСТу

Катерина Марьянкова Партнер, адвокатАдвокатское бюро «Лигал арт»

1.    Общие правила начисления НДС при оказании ТЭУ в рамках международных перевозок.

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что транспортно-экспедиционные услуги (далее – ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по нулевой ставке (за исключением услуг, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте)1.
  • Практика показала, что указанные услуги будут облагаться по ставке 0% при одновременном соблюдении следующих условий:
  •     1) Услуги должны оказываться именно на основании договора транспортной экспедиции, который должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»2.

Минфин РФ отдельно подчеркивает, что применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по оформлению товаров, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, законом не предусмотрено3. Поэтому здесь важно как соблюдение формального признака – названия договора, так и сущностного – вид услуги, поименованной в договоре. 

  1.     2) Услуги должны относиться к транспортно-экспедиционным услугам.
  2. Для целей налогообложения к ТЭУ относятся: — участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; — оформление документов; — прием и выдача грузов; — завоз-вывоз грузов; — погрузочно-разгрузочные и складские услуги; — информационные услуги; — подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; — услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг; — услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств; — разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов; — розыск груза после истечения срока доставки; — контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования; — перемаркировка грузов; — обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  3. — обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Содержание перечисленных услуг подробно раскрывается в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования»4, на необходимость использования которого регулярно обращает внимание Минфин РФ5.

   3) Услуги должны оказываться при организации международной перевозки.

Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом важно помнить, что пунктами отправления и назначения признаются пункты, указанные в договоре на оказание ТЭУ6.

2. Как экспедитору организовать международную перевозку с привлечением нескольких лиц и правильно исчислить НДС?

Поскольку международная перевозка представляет собой сложный многофазовый процесс, к ее организации зачастую привлекаются третьи лица, оказывающие услуги по перевозке товаров на разных этапах (в пределах территории Российской Федерации)7. Налоговым кодексом до сих пор четко не урегулировано, вправе ли такие лица применять нулевую ставку НДС или нет

Долгое время в судебной практике не было единого подхода к решению данного вопроса.

Одни суды указывали, что применение нулевой ставки в отношении услуг по перевозке товаров между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, невозможно8.

Другие же полагали, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или назначения товаров, один из которых должен быть расположен за пределами Российской Федерации9.

В последнее время судебные и налоговые органы в большей степени руководствуются разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ, согласно которым оказание ТЭУ несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами10. В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных ТЭУ.

Иными словами, нулевую ставку НДС при международной перевозке товаров могут применять все лица, задействованные в такой перевозке.

Суды в своих решениях отмечают, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами Российской Федерации.

Пункты отправления и пункты назначения при этом определяются, исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельными контрагентами.

Налогоплательщик вправе для организации международной перевозки и оказания ТЭУ при организации международной перевозки привлекать третьих лиц, которые в отношении оказанных ими в рамках международной перевозки услуг также применяют ставку 0%11.

Такой же позиции придерживается и Минфин РФ. В своем письме от 04.07.

2016 N СД-4-3/11936@ он разъяснил, что ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0% независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров, и ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке.

3. Проблемы, с которым сталкиваются участники ВЭД на практике.

Несмотря на то, что суды и налоговые органы признали возможность применения нулевой ставки НДС по отношению к третьим лицам, участвующим в международной перевозке товаров, участники ВЭД на практике продолжают сталкиваться с множеством проблем. Особенно это касается экспедиторов.

Так, привлеченные перевозчики, которые могут и не догадываться о международном характере перевозки, часто выставляют экспедитору счета-фактуры с применением ставки НДС 18%. Однако такие документы рассматриваются как противоречащие НК РФ, в результате чего экспедитор лишается возможности применить на их основании налоговые вычеты.

Такая же проблема возникает и у клиента в том случае, если экспедитор перевыставляет ему счета-фактуры. Интересно, что порядок перевыставления экспедитором счетов-фактур по ТЭУ нормативно не закреплен.

В связи с этим Минфин РФ, принимая во внимание, что условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, рекомендует экспедиторам перевыставлять счета-фактуры в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов)12.

Актуальная практика рассмотрения подобных споров показывает, что обоснования у судов и налоговых органов единообразны и формальны.

Поскольку налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей подп. 2.1 п. 1 ст.

164 НК РФ, не отвечают требованиям НК РФ, в связи с чем не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету13.

В такой ситуации экспедитору ничего не остается делать, кроме как обращаться к своим контрагентам с просьбой об исправлении счетов-фактур. Такие обращения редко бывают успешны, перевозчики отказываются переделывать документы.

В результате экспедитор «загнан», и здесь, хотя не все об этом знают, остается только один эффективный способ защиты – иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной суммы НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами14.

Практика подобных исков в последнее время участилась, и положительные решения по подобным схемам взаимоотношений уже существуют.

4. Особенности оформления документов в отношении НДС.

Если же говорить о превентивных мерах, чтобы не доводить дело до суда, здесь экспедитору нужно заранее позаботиться о правильном оформлении всех необходимых документов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении ТЭУ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогоплательщики должны предоставить в налоговые органы документы, установленные п. 3.1 ст. 165 НК РФ. К таким документам относятся:     1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание ТЭУ;

  •     2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
  • В случае отсутствия документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%.
  • Важно, что представленные экспедитором документы должны содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций15.
  • При этом при привлечении третьих лиц, оказывающих услуги по перевозке товаров из пункта «А» в пункт «Б» в пределах территории Российской Федерации, экспедитор должен будет доказать, что перевозка товаров по российской территории произведена в рамках общего договора об осуществлении международной перевозки
  • Так, суды принимают в качестве таких доказательств декларации на товары, международные товарно-транспортные накладные (CMR), грузовые накладные, разрешения на международные перевозки, счета и акты об оказанных услугах перевозчика16.
  • При этом отсутствие отдельного договора перевозки не будет являться основанием для отказа в применении заявителем ставки 0% по НДС, если экспедитор сформирует единый непротиворечивый пакет документов, позволяющих идентифицировать оказанные ТЭУ как часть международной перевозки17.
Читайте также:  ФНС разъясняет, как рассчитать НДФЛ при продаже квартиры с рассрочкой

5. Практические рекомендации.

  1. Исходя из п. 1-4 настоящей статьи, экспедиторам можно порекомендовать придерживаться следующих рекомендаций при оформлении своих взаимоотношений с контрагентами:
  2.   1) оказывать свои услуги только на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего требованиям действующего законодательства;    2) определять в договоре перечень оказываемых ТЭУ с учетом положений ГОСТа;    3) отражать в договорах с перевозчиками, что услуги перевозки оказываются в рамках международной перевозки, с указанием конкретных пунктов отправления и назначения товара;    4) выставлять счета-фактуры в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ;
  3.    5) собирать все документы, касающиеся деятельности по международной перевозке товаров в единый непротиворечивый пакет.

Ндс при перевозке грузов

Прежде чем рассчитать НДС с услуг грузоперевозки, определите место их реализации. Налогом облагайте только те из них, местом реализации которых является РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Сумму НДС с услуг грузоперевозки рассчитывайте как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговая база — это стоимость перевозки без учета налога (п. 1 ст. 157, п. 1 ст. 166 НК РФ).

При расчете налога используйте ставку 0% или 18% в зависимости от характера перевозки и вида транспорта (п. п. 1, 3 ст. 164 НК РФ). Применение ставки 0% нужно подтвердить документально (ст. 165 НК РФ).

Если перевозка облагается по ставке 18%, то рассчитайте НДС в общем порядке — на день оказания услуг грузоперевозки. Если вы получили аванс в счет будущей перевозки, то вам нужно исчислить НДС с аванса, а затем рассчитать налог на дату оказания услуг (п. п. 1, 14 ст. 167 НК РФ).

Если перевозка облагается по ставке 0%, то НДС с аванса в счет такой перевозки не начисляйте (п. 1 ст. 154 НК РФ), а налог по оказанным услугам рассчитывайте так:

  • если вы собрали все подтверждающие нулевую ставку документы в отведенный для этого срок, начислите НДС по ставке 0% на последнее число квартала, в котором собрали документы (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • если вы не собрали документы, подтверждающие ставку 0%, в течение установленного срока, начислите налог по ставке 18%. Сделайте это на день оказания услуг по грузоперевозке (п. 3 ст. 164, п. 9 ст. 165, пп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ).

Для этого составьте счет-фактуру с НДС по ставке 18% в одном экземпляре, зарегистрируйте его в дополнительном листе книги продаж за период оказания услуг и подайте в инспекцию уточненную декларацию за этот квартал. Налог заплатите за счет собственных средств, поскольку покупателю этот НДС вы не предъявили (п. 1 ст. 81 НК РФ, п. п. 2, 3, 22(1) Правил ведения книги продаж);

  • если впоследствии вы соберете подтверждающие документы, то пересчитайте налог по ставке 0% и отразите это в декларации за квартал, в котором соберете документы. При этом НДС, который вы ранее уплатили по ставке 18%, можно принять к вычету (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167, п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ).

От документального подтверждения ставки 0% зависит также порядок вычета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), которые вы используете для оказания услуг перевозки (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).

 Ставки НДС при грузоперевозках

НДС при грузоперевозках нужно рассчитать по ставке 0% или 18%. Применение той или иной ставки зависит от того, какой груз вы перевозите, откуда, куда и каким видом транспорта.

Ставку НДС 0% применяйте в следующих случаях:

  • международная перевозка грузов (кроме перевозки российскими железнодорожными перевозчиками) (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозка грузов воздушными судами между пунктами отправления и назначения за пределами РФ с посадкой в России, если место прибытия груза в РФ совпадает с местом его убытия из РФ (пп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • перевозка российскими железнодорожными перевозчиками:

— экспортируемых (реэкспортируемых) товаров (пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ);

— товаров из РФ в страны ЕАЭС (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

— товаров через РФ из одного иностранного государства в другое (пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

05.04.2011 — Рћ применении нулевой ставки НДС РІ отношении транспортно-экспедиционных услуг

До 1 января 2011 года перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагалась в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.

164 НК РФ по нулевой ставке НДС.

Аналогичный порядок применялся к организации перевозки, погрузке, перегрузке этих товаров, а также к иным подобным работам и услугам.

Перечень услуг и работ, содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, был открытым.

Федеральным законом от 27.11.2010 N 309-ФЗ были внесены существенные изменения в ст.164 НК РФ-165 НК РФ.

Указанный закон установил закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, а также определил комплекты документов, необходимых для подтверждения этой ставки в каждом случае.

Следует иметь в виду, что в силу ст.

3 Федерального закона N 309-ФЗ вышеуказанные изменения и дополнения, вступившие в силу с 1 января 2011 г.

, применяются только к работам (услугам), выполненным (оказанным) после 1 января 2011 г.

В этой связи по работам (услугам), связанным с экспортом, выполненным (оказанным) до 31 декабря 2010 г. включительно, применяются нормы ст. ст. 164, 165 НК РФ в старой редакции.

Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ утратил силу и был заменен восемью новыми подпунктами, в каждом из которых перечислены услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.

Начиная с 01.01.2011, нулевой ставкой, в частности, облагаются:

  1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

    Международной перевозкой товаров признается перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ.

    В данную группу также входят следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

    • предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
    • транспортно-экспедиционные услуги.
  2. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

    При этом в товаросопроводительных документах должен быть указан пункт отправления или назначения, находящийся за пределами территории РФ.

  3. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ). Если же по территории РФ перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.

    Данные услуги РјРѕРіСѓС‚ оказывать СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ налогоплательщики — собственники Рё арендаторы подвижного состава.

    Нулевая ставка применяется, если пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России.

  4. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего РІРѕРґРЅРѕРіРѕ транспорта, РІ отношении товаров, вывозимых РІ таможенной процедуре экспорта РїСЂРё перевозке (транспортировке) товаров РІ пределах территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РёР· пункта отправления РґРѕ пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) РЅР° РјРѕСЂСЃРєРёРµ СЃСѓРґР°, СЃСѓРґР° смешанного (река — РјРѕСЂРµ) плавания или иные РІРёРґС‹ транспорта.

Указанная выше редакция пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2011 г., позволяет сделать следующие выводы:

  1. РїСЂРё оказании СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ организацией РІ порту услуг РїРѕ перевалке Рё хранению товаров, ввозимых РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (вывозимых Р·Р° пределы территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) РјРѕСЂСЃРєРёРјРё или речными судами, судами смешанного (река — РјРѕСЂРµ) плавания, нулевая ставка налога РЅР° добавленную стоимость применяется организациями, непосредственно оказывающими услуги РїРѕ перевалке Рё хранению товаров, независимо РѕС‚ даты РёС… помещения РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕРґ соответствующие таможенные процедуры, РІ том числе РїРѕРґ процедуры выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита.
  2. услуги по обслуживанию экспортно-импортных грузов (включая подготовку, доставку и оформление документов, составление электронных отчетов и предоставление информации клиенту, прием и транспортировку грузов к месту погрузки (выгрузки), оформление грузов в таможенных органах, обслуживание контейнеров и т.д.), оказываемых в порту на основании договора перевалки экспортно-импортных грузов и договора по затарке (вытарке, перетарке) грузов согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2011 г., облагаются нулевой ставкой НДС, если они оказываются в рамках договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

    Те же самые услуги, оказываемые на основании иных договоров и не связанные с международной перевозкой, в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса, подлежат налогообложению этим налогом по ставке в размере 18 процентов.

    Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги (их исчерпывающий перечень), оказываемые после 01.01.

    2011 на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по нулевой ставке (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

    Для ее подтверждения экспедитор должен представить в налоговый орган пакет документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

    РЎСѓРјРјС‹ «РІС…РѕРґРЅРѕРіРѕ» НДС РїРѕ товарам (работам, услугам), приобретенным для организации международной перевозки РіСЂСѓР·РѕРІ, принимаются Рє вычету РЅР° последнее число квартала, РІ котором собран полный пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, Р° если документы РЅРµ собраны вовремя — РЅР° дату оказания услуг (Рї. 3 СЃС‚. 172, Рї. 9 СЃС‚. 167 РќРљ Р Р¤).

  3. услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров облагаются нулевой ставкой, если пункт отправления или пункт назначения перевозки находятся за пределами территории России (международная перевозка).

Специфика налогообложения транспортно-экспедиционных услуг

Анализ вышеназванной нормы позволяет выделить четыре признака, соответствие которым обусловливает применение ставки 0 процентов к налогообложению услуг:

  1. данные услуги носят характер транспортно-экспедиционных;
  2. они должны быть оказаны на основании договора транспортной экспедиции;
  3. эти услуги следует оказывать при организации международной перевозки;
  4. они должны быть прямо поименованы в перечне услуг, предусмотренном в п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

К таким транспортно-экспедиционным услугам законом отнесены следующие:

  • участие РІ переговорах РїРѕ заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием Рё выдача РіСЂСѓР·РѕРІ;
  • завоз-вывоз РіСЂСѓР·РѕРІ;
  • погрузочно-разгрузочные Рё складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка Рё дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги РїРѕ организации страхования РіСЂСѓР·РѕРІ;
  • платежно-финансовые услуги;
  • услуги таможенного оформления РіСЂСѓР·РѕРІ Рё транспортных средств;
  • разработка Рё согласование технических условий РїРѕРіСЂСѓР·РєРё Рё крепления РіСЂСѓР·РѕРІ;
  • розыск РіСЂСѓР·Р° после истечения СЃСЂРѕРєР° доставки;
  • контроль Р·Р° соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка РіСЂСѓР·РѕРІ;
  • обслуживание Рё ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  • хранение РіСЂСѓР·РѕРІ РІ складских помещениях экспедитора.

Главный квалифицирующий признак услуг, позволяющий отнести РёС… Рє транспортно-экспедиционным услугам, — непосредственная СЃРІСЏР·СЊ СЃ перевозкой РіСЂСѓР·Р°.

�х оказание обусловлено целями обеспечения и организации перевозочного процесса и доставкой груза до конечной точки назначения.

�наче говоря, к транспортно-экспедиционным услугам, облагаемым нулевой ставкой, должны относиться услуги, связанные с международной перевозкой в указанном выше значении, оказываемые при организации и (или) в рамках перевозочного процесса и прямо поименованные в ст. 164 НК РФ. При этом под перевозочным процессом необходимо понимать совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок товара.

Проблемы применения новой редакции пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ

Закон N 309-ФЗ породил новые проблемы применения пп.2.1 -2.8 п.1 ст.164 НК РФ.

Сомнение вызывает сама необходимость установления закрытого перечня работ (услуг), предусмотренных Рї. Рї. 2.1 — 2.8 СЃС‚. 164 РќРљ Р Р¤, налогообложение которых производится СЃ применением налоговой ставки 0 процентов.

Зависимость ставки НДС от вида транспортных услуг 2021

  • В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз «в целости и сохранности», но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.
  • Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы «повышенной сложности» возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:
  • Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций — заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:* В статье И.А. Баймаковой «Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения» рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз «в целости и сохранности», но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы «повышенной сложности» возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций — заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.

1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:* Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой «Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения».

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

  1. При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров».
  2. Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что «положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)».

Международные перевозки товаров – перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России (абз. 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Транспортно-экспедиционные услуги включают в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • платежно-финансовые услуги;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  • хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Об этом сказано в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

За исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта, нефти и нефтепродуктов (абз. 8 подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ставка НДС 0 процентов применяется в правоотношениях, возникших с 1 января 2011 года (п. 3 ст. 5 Закона от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ).

Организация транспортировки природного газа трубопроводным транспортом – услуги, оказываемые собственником магистральных газопроводов на основании отдельного договора, предусматривающего организацию транспортировки природного газа (абз. 2 подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

К организациям внутреннего водного транспорта относятся российские организации, осуществляющие судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях России, а также вход во внутренние воды и выход в территориальное море России (абз. 2 подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Новое в исчислении и уплате НДС в 2015-2016 годах экспедиторами и перевозчиками при осуществлении международной перевозки

Аннотация

Споры о правомерности применения перевозчиками и экспедиторами ставки НДС 0% при осуществлении (организации оказания) услуг, связанных с международной перевозкой шли довольно давно.

В 2014 году вышло Постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» с толкованием, в том числе, и подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ.

  • И все же для перевозчиков и экспедиторов, оказывающих услуги на отдельных этапах международной перевозки, ситуацию улучшилась только в 2015 году.
  • В своей статье я остановлюсь на вопросах, касающихся в первую очередь экспедиторов, так как именно они выступают связующим звеном большинства международных перевозок.
  • Поскольку экспедирование неразрывно связано с перевозкой, то многие рассматриваемые вопросы касаются также перевозчиков и лиц, оказывающих сопутствующие услуги.

Напомню, что практически во всех своих Письмах, посвященных подпункту 2.1.

пункта 1 статьи 164 НК РФ Минфин РФ, говоря об услугах экспедитора, подчеркивает: налогообложению по нулевой ставке подлежат транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров [1].

Таким образом, экспедитору гораздо проще подтвердить правомерность применения ставки 0%, если его договор будет называться договором транспортной экспедиции, и в описании услуг экспедитора будет указано, что они выполняются (организуется их оказание) при осуществлении международной перевозки.

Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 148-ст [2].

Это интересно:  При краже паспорта что делать

Данный ГОСТ действует с 1 марта 2005 года и в пункте 3 классифицирует транспортно-экспедиторские услуги. Рекомендую при описании оказываемых вашей компанией услуг пользоваться этой классификацией.

Следующий момент, на который всегда обращает внимание налоговый орган, это правильное оформление экспедиторских документов. Здесь следует обратиться к Приказу Минтранса РФ от 11.02.2008г.

  1. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» [3].
  2. Он установил форму Поручения экспедитору, Экспедиторской расписки и Складской расписки, а также определил в каких случаях эти документы оформляются и как должны быть заполнены.
  3. Но, даже соблюдая все основные правила, экспедиторы сталкивались со сложностями: например, когда вопрос вставал об обложении НДС по ставке 0% отдельных услуг, оказываемых исключительно на территории РФ, пусть и при организации международной перевозки или при оказании услуг, связанных с международной перевозкой, но не названных транспортно-экспедиторскими.

В 2014 году вышло Постановление Пленума ВАС № 33 от 30.05.2014г.

«О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Вопросам налоговых ставок в данном Пленуме посвящены пункты 18-21, непосредственно о применении НДС при международных перевозках говорится в 18 пункте [4].

Высший Арбитражный Суд разъяснил порядок толкования подпункта 2.1.

  • пункта 1 статьи 164 НК РФ указав, что «оказание услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами» [4].
  • Тем не менее, как я уже сказала, для перевозчиков и экспедиторов, оказывающих услуги на отдельных этапах международной перевозки, ситуация улучшилась только в 2015 году.
  • Итак, в 2015 году вышло несколько писем Министерства Финансов Российской Федерации, со ссылкой на 18 пункт Пленума ВАС. Подробнее остановлюсь на трех из них:

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?

НДС транспортные услуги облагаются в зависимости от того, кем они оказываются и где осуществляются. Налоговое законодательство предусматривает обложение НДС транспортных услуг по всем возможным ставкам, а некоторые нормы позволяют вообще не начислять этот налог.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *