Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения

В российском законодательстве предусмотрены квалификационные требования к сотрудникам разных организаций и ведомств. Закон о профессиональных стандартах в 2021 году определяет, как должны выполняться служебные обязанности.

Федеральный закон о профессиональных стандартах: официальный текст и изменения

Служебные обязанности и профессиональную этику регламентирует Трудовой Кодекс РФ. В документе содержится следующая информация:

  • порядок действия профстандартов;
  • условия для применения норм;
  • квалификационные требования к служащим;
  • прочие сведения, относящиеся к рабочим моментам.

Непосредственно профессиональные стандарты регламентирует ФЗ 122, который предусматривает внесение изменений в некоторые законодательные акты, в том числе в Трудовой Кодекс. Правовой документ был одобрен федеральными парламентариями в 2015 г., а вступил в силу с 2016 г.

Официальный текст законопроекта состоит из 5 статей:

  • в первом разделе определены поправки, которые были внесены в ТК РФ;
  • во 2 статье приведены одобренные в законе «Об образовании в РФ» изменения;
  • 3 статья регламентировала правки в документ «О техническом регулировании», но утратила силу;
  • 4 раздел касается полномочий федеральных органов по установлению действующих стандартов;
  • в 5 статье указана дата вступления закона в силу.

Изменения в законодательных актах

После принятия и вступления в силу нового законопроекта начали действовать предусмотренные в нем изменения. Предлагаем ознакомиться с основными правками, внесенными в Трудовой Кодекс и в закон об образовании.

Поправки в Трудовой Кодекс

Согласно действующему законодательству, с 2016 года предусмотрена новая редакция ТК РФ. Изменения коснулись нескольких статей и подразделов документа.

Статья № 195.1

В разделе собрана информация о квалификации служащих и о действующих профессиональных стандартах. Закон определяет квалификацию как совокупность знаний, опыта и умений работника. Профстандарты представляют собой оценку знаний. Подтверждение квалификации необходимо, чтобы сотрудник надлежащим образом исполнял свои обязанности.

Статья № 195.2

Следующая статья определяет процедуру установления профессиональных норм. Полномочия возложены на федеральное правительство, однако утверждение должно осуществляться трехсторонней комиссией по социально-трудовым отношениям.

Статья № 195.3

В действующей редакции указан порядок применения квалификационных норм. Эти полномочия также возложены на правительство и трехстороннюю комиссию. Согласно законодательному акту, определяются требования к следующим организациям:

  • российским негосударственным фондам;
  • государственным учреждениям и корпорациям;
  • муниципальным ведомствам.

Читать так же:  Закон об оружии 2021 года

Поправки в закон «Об образовании в РФ»

Некоторые нововведения коснулись закона об образовании. Изменилась формулировка двух статей документа.

Статья № 11

В данном разделе содержится информация о некоторых федеральных требованиях. Принятые нормы предназначены для реализации следующих целей:

  • добиться единства образовательного пространства на территории всей России;
  • повторение программ образования;
  • формирование программ обучения для разных категорий учащихся;
  • появление гарантии от государства на получение качественного образования.

В действующем законе указаны требования по отношению к:

  • комплектованию и делению на разные уровни сложности программ обучения;
  • результатам, которые должны продемонстрировать учащиеся после освоения темы.

Статья № 73

В следующей статье дополнены некоторые положения, относящиеся к организации обучения специалистов. В ней содержатся следующие понятия:

  • получение профессии имеет главную цель – приобретение квалификационных умений в определенной сфере, получение практических знаний по использованию технического оборудования;
  • профессиональное обучение должно быть бесплатным, если человек ранее получил аттестат о среднем общем образовании. В случаях, предусмотренных в законодательстве, учеба также является бесплатной;
  • образовательные учреждения могут быть учреждены в удобной форме, однако при этом не должны быть нарушены положения действующего законодательства;
  • срок, в течение которого проводится обучение, устанавливается в зависимости от выбранной профессии. Для каждого вида деятельности законом предусмотрен определенный период.

Повышение профессиональной квалификации

Законопроект устанавливает требование об обязательном прохождении курсов повышения квалификации. Это необходимо для того, чтобы поддерживать профессиональный опыт и следовать за изменяющими тенденциями.

Документ предписывает работодателям проведение периодических квалификационных тестов для установления истинных знаний служащих. Полученная на основании тестирования информация даст представление о том, каких навыков не хватает сотрудникам, и что можно предпринять для повышения их знаний.

Все работники должны соответствовать действующим профессиональным стандартам. Для соблюдения законодательства необходимо:

  • разработать программу, позволяющую служащим получить необходимый опыт;
  • определиться с методами достижения целей;
  • установить временной отрезок, в течение которого сотрудники должны повысить свою квалификацию;
  • провести финальное тестирование после завершения образовательной программы.

Работники будут стремиться усвоить новые знания, если при этом будут чувствовать мотивацию. Нанимателям рекомендуют разработать систему поощрений. Чаще всего применяется одна из следующих схем:

  • денежная премия, которая начисляется по итогам месяца. Ее размер может зависеть от выполнения трудового плана;
  • прочие поощрительные выплаты;
  • назначается дополнительный отгул;
  • мотивацией для коллектива часто является проведение корпоратива. Это стимулирует служащих выполнять установленный руководством план;
  • могут использоваться прочие поощрительные методы на усмотрение начальства.

Читать так же:  ​​ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации

Практика показывает эффективность бонусных систем в улучшении трудовой статистики.

Штрафы за нарушение ФЗ 122

Все правила, касающиеся установления и действия квалификационных норм, определяют несколько законодательных актов: Трудовой Кодекс, постановление Правительства, закон Министерства труда.

Согласно действующей редакции документа, полномочия по соблюдению принятых требований возложены на государственную трудовую инспекцию.

Ведомство может инициировать внеплановую проверку, а при выявлении нарушений действующего законодательства виновные лица будут привлечены к ответственности.

Правовой акт предусматривает административную ответственность. Суммы штрафов прописаны в Кодексе об административных правонарушениях. Они составляют:

  • от 1 до 5 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. руб. для организаций.

Если ГИТ выявит повторное несоблюдение требований закона, денежные санкции будут увеличены:

  • от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц;
  • от 50 до 70 тыс. руб. для организаций.

Скачать текст закона о профстандартах

Закон о профстандартах с 2016 года - последние изменения

Вы можете скачать закон о профстандартах по следующей ссылке. В действующей редакции законопроекта собрана информация обо всех изменениях в правовых документах, которые связаны с установлением квалификационных норм.

Также предлагаем скачать Трудовой Кодекс, поскольку именно в нем отражены основные сведения о процедуре установления профессиональных стандартов. Кроме того, в действующей редакции содержится информация о вопросах трудоустройства, правах и обязанностях служащих и работодателей, нюансах оформления больничного листа и оплачиваемого отпуска и проч.

ФЗ 122 также предусматривает внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации». Потому специалистам следует изучить и этот юридический документ.

В нем указаны аспекты, касающиеся получения профессионального образования.

Отдельно стоит отметить Кодекс об административных правонарушениях РФ, в котором описаны случаи несоблюдения законодательных норм и ответственность, предусмотренная за различные нарушения.

Профессиональная деятельность в России определяется не только должностными обязанностями сотрудников, но и их квалификационными знаниями. Закон о профстандартах устанавливает разные критерии оценки умений служащих и предусматривает административные взыскания за несоблюдение норм.

Профстандарты. Новые правила применения с 1 июля 2016 года

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «КонсультантПлюс».

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

  • Обзор: Обязателен ли профстандарт «Бухгалтер» с 1 июля 2016 года?
  • Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно >>>
  • Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф >>>
  • Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту >>>
  • Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется >>>
  • Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>
  • Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно
  • С 1 июля работодатели обязаны применять профстандарты в части тех требований к квалификации работников, которые установлены в ТК РФ, иных нормативных правовых актах.
  • Особенности использования профстандартов предусмотрены, например, для ГУП и МУП, госкорпораций, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит государству.

Принимая на работу по отдельным должностям (профессиям, специальностям), работодатели, как и раньше, обязаны применять профстандарты.

Читайте также:  Увольнение по соглашению сторон на больничном

Это необходимо, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным федеральным законом.

В такой ситуации наименование должности и требования к квалификации определяются в соответствии с профстандартом или квалификационным справочником (ЕКС, ЕТКС). Если должность есть и в справочнике, и в профстандарте, работодатель вправе выбрать, какой акт использовать.

В случае когда применять профстандарты необязательно, можно использовать их в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы.

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Работодателя ждет административная ответственность за нарушение трудового законодательства. Штраф, в частности, для юрлиц по общему правилу составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Специальная ответственность грозит, если трудовой договор оформлен ненадлежащим образом. Работодателя могут привлечь к ней, например, когда должность, предполагающая льготы, указана в трудовом договоре без учета профстандарта либо квалификационного справочника. В частности, юрлица заплатят за такое нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Планируется создать особую процедуру независимой оценки.

Независимую оценку квалификации будут проводить специальные центры. Работодатель с письменного согласия сотрудника сможет направить его на такую оценку. Пока сотрудник проходит ее с отрывом от работы, нужно будет сохранять за ним, в частности, должность и среднюю зарплату.

Чтобы получить свидетельство о квалификации, работник должен успешно сдать профессиональный экзамен.

Если результат окажется неудовлетворительным, вместо свидетельства будет выдаваться заключение о прохождении экзамена с рекомендацией соискателю. С изменениями можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029618-6, http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1029893-6).

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как указал Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

  1. При необходимости компания может направить сотрудников, например, на профессиональное обучение, чтобы привести их квалификацию в соответствие с профстандартами.
  2. Если работодатель все же решит уволить сотрудников с недостаточной квалификацией, ему придется провести аттестацию.
  3. Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Профстандарт для бухгалтера принят еще в 2014 году. Как отмечалось выше, с 1 июля профстандарты обязательны в той части требований к квалификации, которые предусмотрены, например, законами.

Согласно Закону о бухучете главный бухгалтер и иное лицо, которое ведет бухучет, должны иметь (за отдельными исключениями) высшее образование и определенный стаж. Эти требования применимы, в частности, к главным бухгалтерам публичных акционерных обществ, кроме кредитных организаций.

В профстандарте перечислены требования не только к уровню образования и опыту, но и к умениям и знаниям главного бухгалтера. Однако в Законе о бухучете требований к умениям и знаниям таких работников нет. Соответственно, профстандарт в части правил об определенных умениях и знаниях главных бухгалтеров применять необязательно.

Для бухгалтеров (в том числе и главных), на которых не распространяются требования этого Закона к образованию и стажу и положения других законов, профстандарт остается рекомендательным и после 1 июля.

Cм. также:

Кому на Руси профстандарты обязательны?

С 01.07.2016 вступила в силу норма ст. 195.

3 ТК РФ, согласно которой в случаях, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты (далее — профстандарты) в части указанных требований обязательны для применения работодателями.  В связи с этим для кадровиков представляет практический интерес вопрос о том, в отношении каких категорий работников и какими нормативными актами установлены требования к квалификации.

Абзацем 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием либо по профессии; также может быть указана специальность и/или квалификация; либо трудовая функция указывается как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Далее здесь содержится норма, устанавливающая зависимость между наименованием должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним и наименованиями и требованиями, указанными в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профстандартов.

Эта зависимость возникает в случаях, когда — в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами — с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям (далее — позиции) связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В таких случаях наименование позиций и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профстандартов.

В связи с этим кадровики сталкиваются с проблемой определения, установлены ли для той или иной позиции:

  • компенсации;
  • льготы;
  • ограничения.
  • И если да — то в какой мере следует применять в таком случае профстандарты: полностью или частично?
  • Ответ на вторую часть вопроса (о пределах применения профстандартов) имеется как в законодательстве:
  • Извлечение из Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

  1. Если[1] настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
  2. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
  3. […]
  4. так и в официальных разъяснениях:
  5. Извлечение

Профессиональные стандарты: изменения, вступившие в силу | Официальный портал

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). В статье предлагаются ответы на вопросы для чего введены профстандарты, для кого они стали обязательными.

1. В чем смысл профстандартов и в чем их отличие от квалификационных требований, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике ?

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В свою очередь, профессиональные стандарты– это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Такое определение дает ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса.

Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. И при этом они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности соответствующих специалистов. То есть получается, что профстандарт стоит ближе к реальности.

2. Каковы цели и задачи введения профстандартов?

Основной целью принятия профстандартов является более детальное урегулирование трудовых правоотношений и актуализация устаревшей нормативной базы. Действующие квалификационные справочники должностей не отвечают современным требованиям, поскольку многие перечисленные в них профессии не применяются, а многие востребованные профессии в них и вовсе не закреплены.

При этом приведение квалификационных справочников должностей в соответствие с современными требованиями нецелесообразно. Таким образом, профессиональные стандарты — это более удобный и детализированный инструмент, определяющий минимальные требования к квалификации работников для занимаемой должности. Новые профессиональные стандарты призваны полностью заменить имеющуюся нормативную базу.

В связи с этим возникают вполне резонные вопросы: обязательно ли применять профстандарты? Каковы нюансы их применения? Как учитываются профессиональные стандарты при разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда? Правила разработки, утверждения и применения профстандартов утверждены постановлением Правительства России от 22 января 2013 г. № 23.

Читайте также:  Договор аренды помещения под магазин: образец, как составить

3. В каких случаях применяются профстандарты?

Понятие профстандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, было введено в ТК РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ. При этом Правительство РФ своим постановлением от 22 января 2013 г. № 23 утвердило правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

В частности, документом предусмотрено три ключевых направления применения профстандартов: при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; при разработке профессиональных образовательных программ; при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профстандарты обязательны в случае, когда к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены требования Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

К примеру, Закон о бухучете устанавливает ряд требований, в частности, к бухгалтеру страховой организации.

Он должен иметь высшее образование, стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухотчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех и т.д.

Следовательно, страховые компании с 1 июля 2016 года обязаны применять профстандарт «Бухгалтер» в отношении тех, работников, которые ведут бухучет. При этом профстандарт применяется только в части требований Закона о бухучете.

4. Для кого профстандарты стали обязательными в 2016 году?

с 1 июля 2016 года в Трудовом кодексе (ТК) появилась ст. 195.3 «О порядке применения профстандартов».

Министерство труда РФ утвердило 800 профессиональных стандартов, до конца года их число доведут до 1000, а в течение двух лет разработчики планируют утвердить около 2000 профессиональных стандартов.

Под действие закона попадают все — исключений для коммерческих организаций, о которых говорилось на стадии обсуждения законопроекта, не будет. Соблюдать профессиональные стандарты обязаны и госучреждения, и коммерческие, и некоммерческие структуры и индивидуальные предприниматели.

5. Где можно найти информацию о профессиональных стандартах?

Профстандарты утверждает Минтруд России. Затем они проходят обязательную регистрацию в Минюсте России. Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России (profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov).

Новые правила применения профстандартов с 1 июля 2016 года

С 01 июля 2016 профессиональные стандарты в государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях и организациях с государственным участием должны применяться поэтапно, согласно планам, утвержденным ими с учетом мнений представительных органов работников.

Указанные планы должны включать:

  • список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава указанных организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • этапы применения профессиональных стандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
  • Реализация вышеуказанных мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
  • Рассмотрим подробнее все мероприятия, осуществляемые в рамках каждого этапа.
  •   В первую очередь, работодателю необходимо утвердить «План поэтапного применения профессиональных стандартов», в котором кроме самих мероприятий должны быть указаны сроки выполнения и ответственный исполнитель.
  • В Плане в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 584 указываются следующие этапы применения профессиональных стандартов:

  Создание рабочей группы, в состав которую, как правило, входят члены комиссии – руководитель организации (учреждения) и его заместители, руководители структурных подразделений, специалист по персоналу (кадрам), представитель первичной профсоюзной организации. Это позволит объективно разрешить всевозможные спорные вопросы при внедрении профессиональных стандартов. Необходимо будет назначить ответственного руководителя рабочей группы, на которого возлагается обязанность координации участников и контроля установленных сроков проведения мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы и порядок ее работы целесообразно закрепить в приказе, подписанном руководителем организации (учреждения).

   1. Составление списка всех профессиональных стандартов, которые «при первом приближении» могут относиться к тем видам деятельности, по которым есть работники в организации (учреждении). Данный перечень необходимо обновлять не реже, чем раз в квартал.

В любом случае, необходимо будет проанализировать весь реестр профессиональных стандартов во избежание пропуска или дублирования стандартов в организации (учреждении).

Основная сложность заключается в том, что выборку профессиональных стандартов придется производить, не опираясь на наименование должности, а на трудовые функции, описанные в профессиональном стандарте.

   2. Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г.

N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.

  Следует помнить, что нет ничего постоянного, и изменения в профессиональные стандарты будут вноситься, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

  Ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение осуществляется на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.

    3. Следующим пунктом плана поэтапного применения профессиональных стандартов следует анализ соответствия должностных обязанностей, установленных работникам в трудовых договорах, должностных инструкциях и иных документах, обобщенной трудовой функции (ОТФ) и трудовым функциям, установленными профессиональными стандартами.

В случае выявления отклонения должностных обязанностей, выполняемых работником, от обобщенной трудовой функции и трудовых функций, установленных в профессиональном стандарте, работодателю необходимо будет решить вопрос об оформлении дополнительной работы или исключить «непрофильную» трудовую функцию из перечня должностных обязанностей работника.

  Поручаемая работнику дополнительная работа по другому профессиональному стандарту может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

Поручаемая работнику дополнительная работа по тому же профессиональному стандарту может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другому, так и по тому же профессиональному стандарту.

  Поручение дополнительной работы актуально, в частности, когда в организации не укомплектован штат работников или невозможно приостановить работу на время отсутствия работника из-за болезни, командировки, ежегодного отпуска, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком и других причин.

  Законодателем не определена форма поручения дополнительной работы работнику, это может быть приказ о поручении дополнительной работы, дополнительное соглашение к трудовому договору или просто соглашение о дополнительной работе, главное, чтобы в данном документе были указаны следующие условия (ч. 1 — 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ):

  • о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия;
  • должности (профессии), по которой работнику поручается дополнительная работа;
  • содержании работы;
  • ее объеме;
  • сроке, в течение которого будет выполняться такая работа
  • размере доплаты.
Читайте также:  Бланк представления на премию

    4. Следующим этапом является анализ соответствия наименований должностей согласно штатному расписанию с наименованиями должностей в профессиональных стандартах. Согласно ч. 2 ст.

57 Трудового кодекса Российской Федерации наименования должностей, профессий или специальностей в трудовых договорах и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).

  Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами. В профессиональных стандартах в разделе «Характеристика обобщенных трудовых функций» часто указано несколько вариантов наименования должностей на выбор работодателя.

То есть, в случае выявленных расхождений работодателю необходимо пересмотреть штатное расписание и внести изменения в трудовой договор и трудовую книжку работника.

    5.

После выявления «родных» профессиональных стандартов, определения и оформления дополнительной работы, решения вопроса о переименовании должности, работодателю уже будет виден квалификационный уровень работника и соответственно квалификационные требования к данной должности. Следующим этапом будет проведение проверки работников на соответствие «базовым» требованиям профессионального стандарта (опыт и образование) для конкретной обобщенной трудовой функции.

  В дополнительных характеристиках профессионального стандарта устанавливаются вид профессионального образования и направление подготовки в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), которые будут являться для данного вида деятельности профильным. В случае отсутствия профильного образования — наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам, которые уточняются в разделе «Трудовые функции» профессионального стандарта.

  По мнению Минтруда России от 05.04.

2016 «По вопросам применения профессиональных стандартов», если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако следует помнить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 установлен срок окончания этапов внедрения профессиональных стандартов, таким образом, после 01 января 2020 года требования к квалификации работников должны соответствовать именно профессиональному стандарту.

   6. Следующий пункт Плана поэтапного применения профессиональных стандартов следует внесение изменений в локальные нормативные акты.

  В связи с необходимостью пересмотра штатного расписания в случае выявления расхождений наименований должностей, изменения или уточнения функционала работников, установлении доплаты при выявлении дополнительной работы, работодателю придется вносить много изменений в локальные нормативные акты организации (учреждения).

В перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, войдут коллективный договор (при наличии), Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о премировании и других стимулирующих выплатах, локальные акты по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, должностные инструкции, трудовые договора и другие нормативные документы организации.

  Необходимо помнить, что изменения в локальные нормативные акты вносятся с учетом мнения представительного органа работников с соблюдением процедуры согласно ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации.

   7.

Последним пунктом Плана поэтапного применения профессиональных стандартов является составление сведений о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке. Можно сказать, что это на сегодня самый болезненный вопрос при внедрении профессиональных стандартов. Получение дополнительного профессионального образования требует существенных денежных затрат, вопрос стоит ребром – кто будет платить?

  Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

  Работодателю необходимо будет составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год, но с учетом, что все работники по своим квалификационным требованиям к 01.01.

2020 года должны соответствовать профессиональным стандартам. Правительство Российской Федерации закрепило обязанность дополнительного профессионального образования на работодателей-организации, которые финансируются из бюджета.

Коммерческие организации самостоятельно решают вопрос об обучении своих работников.

  Необходимо помнить, что План поэтапного применения профессиональных стандартов утверждается с учетом мнения представительного органа работников. В соответствии со ст.

29 Трудового Кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

  1.   Следует также учитывать, что если в организации действует первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, то она становится представителем всех работников данного работодателя. Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено в том случае, если две и более первичных профсоюзных организаций не объединяют более половины работников данного работодателя, то
  2. — две и более первичные профсоюзные организации могут создать единый представительный орган;
  3. — на общем собрании (конференции) работников может быть избрана первичная профсоюзная организация, которой будет поручено представлять интересы всех работников.

  При принятии утверждении «Плана поэтапного применения профессиональных стандартов», работодатель должен соблюсти порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, который определен в ст.

372 Трудового кодекса Российской Федерации.

Немало вопросов возникает при согласовании утверждении локальных нормативных актов и других распорядительных документов в организации с первичным профсоюзным органом.

  Согласно ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказа, распоряжения, локального нормативного акта и др.

) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Профсоюзу отводится пять рабочих дней со дня получения проекта документа для направления работодателю мотивированного мнения.

  Проект локального акта, приказа и документов, обосновывающих необходимость принятия решения, следует направлять с сопроводительным письмом, в котором нужно указать наименование документов, количество листов и экземпляров каждого документа.

  Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть обоснованным. То есть если профсоюз не согласен с решением работодателя, он должен письменно разъяснить, с чем конкретно он не согласен. При этом Работодатель вправе не учитывать мнение профсоюза, если оно получено по истечении пяти рабочих дней со дня направления проекта документа.

  Если работодатель не согласен с мнением профсоюза, он обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации). Если после проведения таких консультаций согласия по принимаемому решению не будет достигнуто, то разногласия оформляются протоколом.

  После совершения всех указанных выше действий работодатель вправе принять локальный акт, издать приказ или другое распорядительное решение без согласия профсоюза. Однако при этом последний может обжаловать решение работодателя в соответствующей государственной инспекции труда или в суде (ч. 4 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *