Как отказаться от освобождения от НДС

  • 1. Период отказа
  • 2. Заявление об отказе

Право на отказ

По некоторым операциям, освобожденным от обложения НДС, организация может платить этот налог (т. е. отказаться от освобождения). Перечень таких операций установлен в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • безвозмездная передача товаров в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. за одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

Организация самостоятельно решает, использовать или не использовать освобождение по таким операциям. Если организация применяет освобождение, то НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении таких операций, принять к вычету нельзя. Суммы входного налога включите в стоимость таких товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Внимание: освобождение отдельных операций от обложения НДС не всегда является льготой.

В обиходе освобождение от уплаты НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ часто называют льготой. Однако между двумя этими понятиями есть существенная разница.

Налоговый кодекс определяет понятие «льгота» как преимущество, которое предоставляется отдельным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Как правило, использование льготы обусловлено принадлежностью плательщика к определенной отраслевой или социальной группе (например, медицинские или образовательные организации) либо его статусом (например, некоммерческая организация).

Некоторые положения статьи 149 Налогового кодекса РФ предусматривают освобождение от НДС без каких-либо ограничений.

Они устанавливают круг операций, которые не подлежат налогообложению просто по факту их совершения. Независимо от того, кто именно их совершает.

К ним относятся, например, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ). Льготными такие операции не являются.

В то же время ряд положений статьи 149 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают освобождение от НДС для конкретных категорий плательщиков, носят характер налоговых льгот. К таким, например, относятся:

  • столовые образовательных и медицинских организаций (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • религиозные организации (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • общественные организации инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

В чем практическая разница между льготой и освобождением от НДС? В частности, в процедуре проведения камеральной проверки налоговой декларации. Если организация применяет льготу, при проверке инспекция вправе затребовать у нее документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ). Если же организация пользуется освобождением, требовать у нее такие документы неправомерно.

Такой вывод изложен в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Иногда организации выгоднее не использовать освобождение по НДС. В таком случае откажитесь от него (приостановите использование). Такое право организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от освобождения, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Совет: организации выгодно отказаться от освобождения от НДС в следующих случаях:

  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0%);
  • при отказе покупателей заключать договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от освобождения от НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входного налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Отказаться от использования освобождения можно только в отношении всех операций, предусмотренных тем или иным подпунктом пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Причем отказ в рамках одного подпункта, в котором перечислено несколько операций, допускается только в отношении всех их сразу.

Например, подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение в отношении реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (т. е перечислены три операции).

Если организация решила отказаться от освобождения по этому основанию, то отказаться можно только в отношении сразу всех перечисленных операций (реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей), а не в отношении какой-то одной (например, только по реализации жилых домов).

При этом по операциям, предусмотренным другими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от освобождения можно не отказываться (письмо ФНС России от 8 августа 2006 г. № ШТ-6-03/784).

Пример отказа от освобождения по одному основанию, но сохранение его по другому основанию

ООО «Альфа», занимаясь реализацией изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, имеет право на освобождение от обложения НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, во время рекламных кампаний организация дарит подарки покупателям, приобретающим крупные партии товаров. Освобождение от обложения НДС операций по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или изготовление которых не превышают 100 руб. за единицу, предусмотрено подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

29 декабря 2015 года «Альфа» представила в свою налоговую инспекцию заявление с намерением приостановить на год действие освобождения по операциям, указанным в подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Таким образом, организация имеет право приостановить действие освобождения по операциям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В то же время при выполнении всех необходимых условий с 1 января по 31 декабря 2016 года сможет применять освобождение по операциям, связанным с передачей товаров (работ, услуг) в рекламных целях (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Отказаться от освобождения в отношении каких-либо конкретных покупателей нельзя. Если организация отказалась от освобождения, НДС предъявляйте всем покупателям (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: нужно ли закреплять отказ от освобождения по уплате НДС в учетной политике для целей налогообложения?

Нет, не нужно. Налоговый кодекс такого требования не содержит.

Кроме того, отказаться от освобождения организация сможет только в том случае, если уведомит об этом налоговую инспекцию. Причем сделать это надо до начала налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения (п. 5 ст. 149 НК РФ). Поэтому отражать в учетной политике для целей налогообложения тот факт, что организация решила отказаться от освобождения, не нужно.

Период отказа

Отказаться от освобождения можно как минимум на год (абз. 3 п. 5 ст. 149 НК РФ). Например, если организация откажется от освобождения с I квартала 2016 года, то вновь начать его использование она сможет только с I квартала 2017 года.

После того как срок отказа от освобождения истечет, НДС по операциям, предусмотренным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не начисляйте и счета-фактуры покупателям не выставляйте (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

При этом придется восстановить входной НДС, принятый к вычету в период отказа от освобождения, по товарам (работам, услугам), которые будут использованы в операциях, освобожденных от налогообложения (т. е. после истечения срока отказа от освобождения) (п. 3 ст. 170 НК РФ).

О том, что организация возобновляет применение освобождения, следует известить налоговую инспекцию. Сделать это можно с помощью заявления в произвольной форме.

Подать такое заявление необходимо не позднее 1-го числа первого месяца квартала, начиная с которого организация снова будет применять освобождение по НДС.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-07-РЗ/39083.

Ситуация: что будет, если организация прекратит использование освобождения по уплате НДС, предварительно не отказавшись от него? При реализации освобожденных от налога товаров (работ, услуг) организация будет выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и передавать их покупателям.

В отношении операций, по которым организация прекратила применять освобождение, она будет признана плательщиком НДС. Сумму налога, выделенную в счетах-фактурах при реализации товаров (работ, услуг) без освобождения, нужно перечислить в бюджет (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом входной НДС по товарам (работам, услугам), которые были приобретены для данных операций, организация сможет принять к вычету на общих основаниях.

Если же ранее организация включила входной НДС в стоимость товаров (работ, услуг), ей следует скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную декларацию.

Такая позиция отражена в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33. Несмотря на то что этот документ обязателен только для арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г.

№ 8-ФКЗ), им могут руководствоваться и налогоплательщики. Разъяснения контролирующих ведомств, в которых отражена другая точка зрения, на практике не применяются (письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 и ФНС России от 26 ноября 2013 г.

№ ГД-4-3/21097).

Заявление об отказе

Для отказа от освобождения подайте или отправьте в инспекцию заявление в произвольной форме (п. 5 ст. 149 НК РФ). В заявлении укажите:

  • срок, в течение которого организация не будет использовать освобождение;
  • операции, предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, в отношении которых не будет использоваться освобождение (абз. 2 п. 5 ст. 149 НК РФ).

Пример подачи заявления об отказе от освобождения по НДС

ООО «Альфа» безвозмездно передает товары в рамках благотворительной деятельности. Такие операции освобождены от обложения НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Другие операции, освобожденные от налогообложения, организация не осуществляет.

Поэтому, чтобы не вести раздельный учет операций для расчета НДС, с I квартала 2016 года организация решила отказаться от освобождения по данному виду деятельности. 1-е число первого месяца квартала (т. е.

1 января 2016 года) приходится на праздничный день. Поэтому заявление об отказе от освобождения было представлено в налоговую инспекцию 11 января 2016 года.

Совет: копии заявления об отказе от освобождения выдавайте всем покупателям, которые приобретают у вашей организации товары, упомянутые в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это избавит их от проблем с вычетом НДС. Иначе инспекторы могут не согласиться с тем, что покупатель принял к вычету налог по товарам, которые по умолчанию освобождены от НДС.

Заявление об отказе от освобождения подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Например, чтобы не применять освобождение со II квартала, заявление следует подать не позднее 1 апреля. Если этого не сделать, то во II квартале освобождение нужно будет применять. Отказаться от него организация сможет только со следующего квартала (т. е. с 1 июля).

Читайте также:  Сроки уплаты УСН за 2021 год

В этом случае заявление должно быть представлено в налоговую инспекцию не позднее 1 июля.

Если 1-е число первого месяца квартала, с которого организация решила отказаться от освобождения, приходится на выходной день или праздник, заявление подайте в первый же рабочий день, следующий за выходным (праздником). Это следует из положений пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-37-3/10064.

Ситуация: может ли организация отказаться от освобождения в середине квартала – непосредственно до того, как будут реализованы освобожденные от налога товары (работы, услуги)?

Нет, не может.

Заявление об отказе от освобождения нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 1-го числа того налогового периода, с которого организация решила не пользоваться освобождением (п. 5 ст. 149 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому отказаться от освобождения в течение налогового периода нельзя.

Как отказаться от НДС на общей системе налогообложения в 2021 году

Общая система налогообложения предполагает начисление и уплату НДС. Однако предприниматели и юридические лица могут отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость на целый год. Для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Рассмотрим, кто и при каких условиях может воспользоваться правом на освобождение от НДС в 2021 году.

Бизнес требует внимания? Возьмем учёт на аутсорс, снизим налоги и учтём льготы

от 1666 рублей

Оставить заявку

Условия для освобождения прописаны в п. 1 статьи 145 НК РФ. Получить его могут юридические лица и индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения.

Главное для таких налогоплательщиков – не реализовывать подакцизные товары и иметь не более 2 млн руб. выручки без НДС за три предыдущих месяца. При этом учитывается только та выручка, которая подлежит налогообложению НДС.

С 1-го числа месяца, который последует за трёхмесячным периодом, организация или ИП на ОСНО вправе применить освобождение.

Подать уведомление может и вновь созданный ИП, а также юридические лица на ОСНО в течение первых трёх месяцев работы.

Воспользоваться льготой можно лишь по операциям, которые осуществляются на территории РФ. При ввозе импортных товаров нужно будет заплатить НДС.

Если налогоплательщики на общей системе налогообложения получили право на освобождение, они:

  • не начисляют и не платят налог на добавленную стоимость от реализации внутри РФ;
  • не сдают декларацию по НДС;
  • не ведут книгу покупок, продаж и не применяют вычеты;
  • не выделяют сумму налога в документах и проставляют отметку «Без НДС»;
  • включают входной налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Если освобожденный от НДС налогоплательщик на ОСНО выделит налог в счёте-фактуре, он обязан будет заплатить его в бюджет и сдать декларацию по НДС.

Отказ от НДС на общей системе налогообложения для ИП возможен с 1-го числа любого месяца в году. Для этого нужно уведомить налоговую инспекцию. На это отводится 20 дней с 1-го числа месяца, в котором предприниматель принял решение воспользоваться правом на освобождение.

В инспекцию нужно предоставить:

  • уведомление о начале использования права на освобождение по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н;
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учёта доходов и расходов.

Специальной формы, как и отдельных требований, для выписок нет, поэтому предприниматели оформляют их в произвольном виде. Но документы должны быть составить таким образом, чтобы можно было чётко выделить сумму выручки за последние 3 месяца.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Пакет документов можно сдать как лично в ИФНС, так и отправить по почте заказным письмом с описью вложений.

Но следует помнить, что при втором способе датой получения будет считаться шестой день с момента отправки документов.

Поэтому воспользоваться «почтовым» вариантом нужно не позднее, чем за шесть дней до истечения установленного срока (п. 6 и 7 ст. 145 НК РФ).

Например, если ИП на ОСНО решил получить льготу с 1 апреля, то уведомление с приложениями должно поступить в ИФНС до 20 апреля. Поэтому следует отнести документы на почту не позднее 14 апреля и обязательно сохранить квитанцию, которая подтверждает дату отправки.

Такой порядок предусмотрен и для организаций, но в отличие от ИП юридические лица на ОСНО должны предоставить в налоговую инспекцию ещё и выписку из бухгалтерского баланса.

Хотя никаких санкций за несвоевременную подачу уведомления не предусмотрено – налоговая инспекция не может лишить налогоплательщика права воспользоваться освобождением по этой причине. Это подтверждает письмо ФНС России от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@.

Право не платить налог на добавленную стоимость действует 12 месяцев. Отказаться от него в течение этого срока не получится. Однако налогоплательщик может утратить это право. Такое может случиться, если в течение года произойдёт хотя бы одно из этих событий:

  • налогоплательщик станет реализовывать подакцизные товары;
  • выручка за вычетом налога за любые 3 последовательные месяца составит более 2 млн руб.

С 1-го числа месяца, когда случился любой из перечисленных фактов, предприниматель или организация на ОСНО утрачивают право на льготу и начинают начислять и уплачивать налог на добавленную стоимость, а также сдавать декларацию.

Как увеличить прибыль сократив налоги?

Узнайте 45 способов снижения налогов — бесплатно!

Снизить налоги

Право не платить НДС нужно подтверждать. Когда годичный срок подойдет к концу, в течение 20-ти дней нужно направить в налоговую пакет документов: выписки из бухгалтерской отчётности или книги доходов и расходов, подтверждающие, что в периоде, когда применялось освобождение, не были превышены лимиты по выручке.

Если не предоставить такие документы, с начала периода предприниматель или организация утратят право на льготу и будут считаться плательщиками НДС. Это повлечёт за собой доначисление НДС за весь период, в течение которого фирма или ИП не платили этот налог, а также пени и штрафы.

При желании ИП или организация на ОСНО могут продлить освобождение еще на 12 месяцев. Для этого вместе с документами нужно предоставить уведомление на следующий налоговый период.

Если пользоваться этой привилегией предприниматель или организация на ОСНО больше не хотят, нужно отправить уведомление об отказе.

Статья 149 НК РФ определяет отдельные случаи, когда можно не платить НДС. В ней содержится порядок освобождения не по всей деятельности, а лишь по некоторым хозяйственным операциям. Это, в частности:

  • продажа определённых медицинских товаров;
  • предоставление медицинских услуг;
  • предоставление услуг по перевозке пассажиров;
  • продажа долей в уставном капитале.

Если индивидуальный предприниматель или организация на ОСНО удовлетворяют условиям этой статьи, то уведомлять инспекцию об использовании права не платить налог не нужно.

Но следует помнить, что если проводить и облагаемые, и необлагаемые операции, нужно вести раздельный учёт.

Однако налогоплательщик может и отказаться от льготы по тем операциям, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Дело в том, что в некоторых случаях для бизнесмена выгоднее платить НДС, чем не платить.

Например, если большинство покупателей работают на ОСНО, им будет выгоднее сотрудничать с поставщиком, который выпишет счёт-фактуру и даст возможность взять налог к вычету.

Кроме того, в таком случае не придется вести раздельный учёт.

Для того, чтобы платить налог на добавленную стоимость на общих основаниях, нужно не позднее 1-го числа периода, в котором предприниматель или юридическое лицо не планирует применять право на освобождение, направить в налоговую заявление об отказе.

Отказаться можно от налогообложения как всех, так и отдельных операций, которые перечислены в п. 3 ст. 149. Отказ действует не менее 12 календарных месяцев.

В налоговом кодексе предусмотрен отказ от НДС на общей системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в 2021 году. Получить освобождение можно в рамках 145 и 149 статей Кодекса.

145 статья предполагает полное освобождение от уплаты налога. Воспользоваться им можно при соблюдении условий по сумме выручки и продаже безакцизных товаров. В этом случае нужно уведомлять налоговую инспекцию.

В рамках 149 статьи от НДС освобождены некоторые виды операций, при этом направлять уведомление в ИФНС не нужно. Но перед использованием права стоит тщательно рассчитать – выгодно ли это для бизнеса, так как отказаться от освобождения можно лишь по истечении 12 месяцев.

Рассчитать налоги и сдать отчётность по ОСНО

По всем налогам и сборам сервис формирует платёжки автоматически

Отказаться от права на освобождение от НДС — Правовед.RU

456 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

  • я- глава КФХ Индивидуальный предприниматель, нахожусь на ЕСХН , в январе 2019 воспользовался правом на освобождение от НДС по 145 статье НК РФ, в результате расчетов и анализа пришел к выводу о невыгодности использования данного освобождения, согласно той же статьи вернуться на НДС я могу толь при обороте более 90млн, пока эта цифра не достижима, либо утратив это право продавая акцизные товары, но из практики последний вариант с подакцизными товарами не работает потому как конституционный суд решил что продажа подакцизных товаров требует отдельного бухучета и не ведет к утере права на освобождение от ндс по 145ст.
  • При этом у меня планируется покупка основных средств, конечно я хотел и с/х продукцию продать с НДС(чтобы потом иметь право на налоговый вычет),но инспектор из налоговой при консультации по телефону сказала что начав продавать подакцизные товары я искусственно создам «благоприятную атмосферу» что приведет скорее всего к расценке моих действий как мошенничеству
  • ВОПРОС, как мне вернуться на НДС

Уточнение клиента

А как же  ситуация в которой ктото может на ЕСХН  работать с ндс, а ктото например я не может, я понимаю что сам отказался от этого права но разве людям не свойственно ошибаться? не придет ли на помощь конституционный суд например

Читайте также:  Учет расходов при УСН с объектом «доходы минус расходы»

Клиент оставил отзыв о сервисе показать Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (4)

Добрый день, Сергей!

По общему правилу плательщики ЕСХН, которые воспользовались освобождением, в дальнейшем не вправе отказаться от этой льготы. Поэтому вам остается только использовать превышение лимита доходов в течение года. В 2019 году такой лимит составляет 90 млн руб.

С 1-го числа месяца, в котором доходы превысили установленное ограничение, плательщик ЕСХН навсегда лишается права на освобождение. При этом ежегодно подтверждать свое право на освобождение от плательщиков ЕСХН налоговое законодательство не требует. (п.4, п.5. ст.

145 НК.)

В данном случае можете получить большой доход продав и выкупив какое-нибудь дорогостоящее оборудование. Но имейте в виду, что специалист в налоговом органе вам разъяснил правильно.

Все это может рассматриваться как фиктивные операции для получения налоговой выгоды.

Правда сначала налоговым инспекторам придется доказать, что выгода имеет место быть, но в любом случае нужно учитывать, что риск имеется. 

  • 9,6рейтинг
  • 8543отзыва
  • эксперт

Сергей, добрый день! Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

пункт 5 указанной статьи, в свою очередь, говорит о том, что

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предпринимательначиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Т.е. применительно к 2019 году выручка от деятельности облагаемой ЕСХН должна превысить 90 млн., в этом случае начиная с месяца в котором такое превышение имело место освобождение от НДС прекращается. Соответственно как вариант осуществить операции по реализации имущества в результате которых предельный размер выручки будет превышен что приведет к утрате права на освобождение от НДС

Здравствуйте, Сергей.

Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О реализация подакцизных товаров не влечет утрату права на освобождение от уплаты НДС.

запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом.

Право на освобождение может быть утрачено только если будет превышен допустимый размер выручки. При этом доходы от операций с подакцизными товарами  для определения этого размера учитываться не будут.

   Здравствуйте Сергей. В данной ситуации я считаю, что Вам следует закрыть деятельность ИП, следом открыть ИП, написать заявление о переходе на ЕСХН.

НК РФ Статья 346.3. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

   В этом случае Вы автоматически будете являться кроме плательщика ЕСХН, плательщиком НДС.

Отказ от освобождения от налогообложения НДС. Право на вычет

(Письмо Минфина РФ от 10.12.2015 г. № 03-07-14/72142)

П. 5 ст. 149 НК РФ установлено право налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.

 3 данной статьи НК РФ, отказаться от освобождения таких операций от налогообложения при условии представления соответствующего заявления в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В письме от 19.09.2013 г. № 03-07-07/38909 Минфин РФ разъяснял, что в случае если налогоплательщик представил в налоговый орган заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ, то реализация товаров (работ, услуг) этим налогоплательщиком производится по ставкам НДС в размере 18 (10) % или 0%.

При этом суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления таких операций, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ.

Однако в случае если налогоплательщик в налоговый орган указанное заявление не представил, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат освобождению от налогообложения НДС.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления счета-фактуры с выделением суммы НДС сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма НДС, указанная в счете-фактуре, переданном покупателю.

При этом, указывали чиновники, налог, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимается.

В п. 6 постановления от 30.05.2014 г. № 33 Пленум ВАС РФ сообщил, что в силу п.п. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

  • При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком.
  • В связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций.
  • Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (НДФЛ), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

После года раздумий Минфин все же согласился с позицией суда и в комментируемом письме указал, что при решении вопроса о налоговых последствиях для налогоплательщика, если он своевременно не уведомил налоговый орган об отказе от льготы согласно п. 5 ст.

 149 НК РФ, но при этом не применяет льготу, начисляя НДС по ставке 18% с операций по реализации, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, и принимает «входной» НДС по соответствующим данной реализации затратам к вычету, возможно руководствоваться п.

 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. № 33.

То есть в рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет право на вычет.

Претензий со стороны контролирующих органов быть не должно.

Чем чреват для компании отказ от применения льгот по НДС

Комментарии специалиста GSL Law & Consulting

Налоговые льготы — инструмент налоговой политики государства, позволяющий стимулировать социальные или экономические процессы в обществе путем облегчения налоговой нагрузки на ту или иную категорию налогоплательщиков.

Однако налогоплательщику далеко не всегда выгодно пользоваться льготами, предоставленными законодательством. Зачастую выгоднее отказаться от их применения. Причиной отказа может стать как незначительность получаемой выгоды (при значительно возрастающем документообороте), так и прямые убытки, вызванные применением льготы (например, необходимость восстановить ранее принятый к вычету налог).

ДЕТАЛЬНО

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ОТКАЗ ОТ НИХ

Льготы по налогам и сборам — предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Причем такие преимущества не могут носить индивидуальный характер.

Плательщик может воспользоваться налоговой льготой при наличии определенных оснований, установленных законодательством (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Также налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (п.

2 ст. 56 НК РФ).

В определенных случаях плательщик не вправе отказаться от использования льготы ранее определенного срока.

Так, льготой, полученной по статье 145 НК РФ (освобождение от НДС налогоплательщиков, выручка которых не превышает 2 млн. руб. в год) компания должна пользоваться не менее 12 последовательных календарных месяцев (п. 4 ст.

145 НК РФ). Однако это ограничение снимается, если плательщик превысил лимит по выручке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

А вот от освобождения от уплаты НДС по пунктам 1 и 2 статьи 149 НК РФ отказаться в принципе нельзя, так как в этой статье прописана специальная норма, позволяющая налогоплательщику отказаться лишь от льгот, установленных пунктом 3 этой статьи.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Георгий АГАДЖАНЯН, начальник отдела бухучета и налогового консультирования «АКГ АРНИ Polaris International»: — Компании вовсе не обязательно окончательно расставаться с положенной льготой, можно попросту приостановить ее действие на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Кроме того, отказавшись официально от своих преимуществ, вернуть переплаченную сумму налога будет невозможно.

Но если документально оформленный отказ отсутствует, а компания не применяла льготу, то есть шанс все переиграть: можно заявить, что льгота не учтена ошибочно, без намерения отказаться от нее и произвести перерасчет налога в уточненных декларациях (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ п. 16 от 11.06.99 № 41/9).

«ОТКАЗНИКАМ» — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

Чиновники ФНС России неоднократно обращали внимание региональных инспекторов на то, что за отказом компании от льготы по НДС может стоять схема уклонения от уплаты налога.

Так, отказ поставщика компании-экспортера от льгот по статьям 145, 149 НК РФ считается одним из признаков недобросовестности самого экспортера (внутренняя методичка ФНС по проверкам экспортеров).

А отказ от льготы организацией, продающей металлолом, прямо назван ФНС «признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС».

Причем опасения инспекторов зачастую небезосновательны. Так, один из сотрудников налоговых органов Приволжского федерального округа поделился с «ПНП» следующей экзотической схемой минимизации НДС, выявленной при проверке (см. схему «Проценты с НДС»).

Читайте также:  Пониженные ставки акцизов — только для российских вин

Проценты с НДС

Проверяемая «белая» компания постоянно привлекала заемные средства у различных организаций на возмездной основе. Процентная ставка находилась в разумных пределах, однако, помимо процентов, компания платила своим кредиторам еще и НДС.

Оказалось, что все заимодавцы проверяемой компании (обладающие признаками «однодневок») написали заявление в налоговый орган об отказе от льготы, предоставленной подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ (операции по предоставлению займов в денежной форме).

После чего на законном основании выставляли счета-фактуры на сумму процентов по займу с выделением НДС. Заемщик уплачивал НДС, после чего ставил его к вычету, а заимодавцы налогов не платили и исчезали.

По словам налоговика, компанию обвинили в недобросовестности и организации схемы незаконного возмещения НДС. Ей был доначислен НДС и налог на прибыль. Так как налоги, штраф и пени были уплачены компанией в добровольном порядке, никаких иных последствий дело не имело.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ Сергей ТАРАКАНОВ, заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России: — Анализ причин отказа от отдельных налоговых льгот позволяет сформулировать две ситуации, когда отказ от налоговых льгот преследует противоправные интересы: — трудность доказывания правомерности применения льготы и реальный риск уплаты налога за счет собственных средств. Такие трудности могут возникать при введении товара в легальный оборот из сферы «теневой» экономики, где возмещение НДС на практике не представляется возможным (статья 149 НК РФ); — отказник фактически является не самостоятельным налогоплательщиком, а лицом, который заведомо не исполнит свои налоговые обязательства и используется с целью уклонения от налогообложения и (или) мошенничества с целью незаконного получения денежных средств из бюджета (статьи 145 и 149 НК РФ).

Именно поэтому отказ от налоговых льгот представляет интерес для налоговых органов как сигнал о возможном нарушении законодательства.

Однако и те компании, которые пользуются некоторыми из льгот (например, «инвалидными»), также находятся под пристальным вниманием налоговиков.

Получается, что ни использование льгот, ни отказ от них фактически не снижают налоговый риск, который возникает уже по факту ведения льготируемой деятельности.

Поэтому, раз уж от налогового риска уйти не удается, рассмотрим ситуации, когда отказ от льгот может принести компании налоговую выгоду. И как в таком случае можно снизить риск предъявления налоговых претензий.

ЛЬГОТЫ, ОТ КОТОРЫХ ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТКАЗАТЬСЯ

Наиболее спорными в плане целесообразности их применения являются льготы по НДС, предоставляемые по пункту 3 статьи 149 НК РФ. Например, освобождение от НДС реализации изделий художественных промыслов, сельскохозяйственной продукции, лома и отходов цветных и черных металлов или продукции, изготовленной инвалидами, а также раздача товаров в рекламных целях.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Елена БРЕЙГИНА, аудитор ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ-АУДИТ»:

— Компании не обязательно отказываться одновременно от всех льгот по НДС, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Отказ может быть заявлен лишь по одному из подпунктов (письмо Минфина России от 08.08.06 № ШТ-6-03/784@).

Применение таких льгот либо дает весьма незначительный эффект (например, при освобождении от НДС передачи товаров в рекламных целях), либо невыгодно из-за перспективы потери контрагента-плательщика НДС (как в случае с металлоломом или сельхозпродукцией) или перспективы восстановления НДС. Кроме того, применение льгот влечет обязанность вести раздельный учет по льготируемым и нельготируемым операциям, что зачастую увеличивает управленческие расходы компании и повышает риск совершения ошибки в налоговом учете.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ Сергей ТАРАКАНОВ, заместитель начальника отдела управления контрольной работы ФНС России: — Существует проблема адекватной оценки и сравнения различных режимов налогообложения. Например, оценим выгоды отношений с поставщиками, освобожденными от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ). Действительно, при равных суммах, предъявленных к оплате за поставляемый товар, в том случае, если поставщик — плательщик НДС, часть цены принимается к вычету по НДС, а остаток ставится в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Если поставщик — неплательщик НДС, то при равных уплаченных суммах к вычету по НДС предъявлять нечего, но возрастает сумма расходов по налогу на прибыль. Этот рост не может скомпенсировать отсутствие сумм НДС к вычету. Отсюда делается вывод о невыгодности при равных условиях отношений с неплательщиком НДС.

Однако уровень цен у различных категорий поставщиков не может рассматриваться с бытовой точки зрения — цена при поставке товара неплательщиком НДС обычно равна цене товара без НДС у поставщика – плательщика НДС.

Таким образом, достигается равная налоговая нагрузка — база по налогу на прибыль у неплательщика такая же, как и у плательщика.

Следовательно, плательщик НДС будет согласен приобрести товар у неплательщика только если цена товара будет ниже на сумму НДС по сравнению с ценой у плательщика НДС.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Екатерина ЮЗЧИШИНА, главный бухгалтер ООО «ТС Комус»:

— Если организация на общем режиме налогообложения и платит НДС без использования льгот, ей невыгодно работать с поставщиками-«льготниками», в том числе с «упрощенцами». Если, конечно, нет договоренности о снижении цены поставщика на товар (работы, услуги) на сумму НДС, что далеко не всегда возможно.

  • Рассмотрим конкретные случаи, когда отказ от льготы по НДС выгоден компании.
  • НЕОБХОДИМОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НДС

Одна из наиболее весомых причин отказаться от применения льготы — необходимость восстановить НДС по товарам (работам, услугам), используемым в не облагаемых НДС операциях (подп. 3 п. 2 статьи 170 НК РФ).

То есть если компания воспользовалась какой-либо из льгот по НДС, установленных статьей 149 НК РФ, принятый ранее к вычету НДС по товарам, материалам, основным средствам и нематериальным активам, которые используются в этой деятельности, подлежит восстановлению и уплате в бюджет.

Но только если доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, составляет более 5 процентов общей величины расходов на производство реализуемой продукции (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Впрочем, это не такой уж и редкий случай. Ведь, к примеру, к операциям, освобожденным от обложения НДС, относятся услуги по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ — проценты по займам НДС не облагаются) и реализация прав требования (подп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ). А подобные расходы (особенно у компаний, входящих в холдинг) могут существенно превышать 5 процентов.

ДЕТАЛЬНО

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЛЬГОТЫ ПО МЕТАЛЛОЛОМУ НЕВОЗМОЖНО

Отказ от льготы по реализации отходов и лома цветных и черных металлов (до 2008 года — подп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 2008 года — подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) в 2006-2007 годах был наиболее рискованным в плане налоговых претензий.

Введением этой льготы законодатели попытались прикрыть схему, при которой металлургические компании покупали лом у фирм-«однодневок» с выделением сумм НДС и ставили эти суммы к вычету, а уплаченный налог в бюджет так и не поступал.

Кроме того, льгота соответствовала интересам многочисленных фирм, занимающихся сбором металлолома у населения с последующей перепродажей. Ведь таким компаниям очень невыгодно быть плательщиками НДС — суммы входного налога у них минимальны.

А вот металлургическим компаниям оказалось невыгодно работать с поставщиками, применяющими эту льготу. Ведь для металлургов металлолом — это сырье, используемое в производстве.

Таким образом, входной НДС с этого сырья будет потерян. Недовольны оказались и экспортеры — они не могут возместить НДС, полученный от поставщиков лома из бюджета.

Поэтому многие компании отказывались от применения льготы.

И вот Федеральным законом от 17.05.07 № 85-ФЗ была внесена поправка в Налоговый кодекс, переносящая льготу по лому цветных и черных металлов из пункта 3 в пункт 2 статьи 149. Так как налогоплательщик может отказаться лишь от льгот, перечисленных в пункте 3, отказ от льготы по металлолому с 2008 года стал невозможен.

КОНТРАГЕНТ САМ ПОЛЬЗУЕТСЯ ЛЬГОТОЙ

Очевидно, что не имеет смысла применять любые виды освобождений от НДС (ст. 145, 149 НК РФ), когда основные покупатели компании имеют возможность применять льготную ставку НДС (10 или 0%). Ведь в таком случае для компании-покупателя значительно снижается эффект от применения этой льготной ставки — он не сможет возместить уплаченный поставщикам НДС из бюджета.

Так, производителю товаров детского ассортимента (реализация которых облагается по ставке 10%) невыгодно работать с поставщиками сырья, освобожденными от НДС. А экспортер не сможет в полной мере получить выгоду от ставки 0 процентов, если его поставщики не платят НДС.

Наиболее остро стоит эта проблема при экспорте изделий художественных промыслов (подп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), приобретении (и последующем использовании в производстве или экспорте) товаров, произведенных организациями инвалидов (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ) или сельхозпредприятиями (подп. 20 п. 3 ст.

149 НК РФ). От таких льгот выгоднее отказаться.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Павел КОВАЛЕВ, менеджер группы по разрешению налоговых споров Делойт и Туш СНГ:

— Считаю, что реальная выгода отказа от льгот по НДС в описанном случае может быть получена экспортером только в случае сговора с поставщиком-«однодневкой» с целью незаконного возмещения из бюджета НДС, когда экспортер знает, что уплаченный им НДС в бюджет не попадет. А случай, когда поставщик-льготник завышает цену на сумму своего освобождения от НДС, это вопрос ценообразования, а не налогообложения.

Однако существует опасность, что если компания откажется от невыгодных для нее льгот, налоговики всерьез заинтересуются ее деятельностью. Такие указания прямо даны во внутренней методичке ФНС по проверкам экспортеров. Там даже приведена схема лжеэкспорта, основанная на отказе от льготы (см. схему «Лжеэкспорт»):

  1. Фирма, чтобы получить НДС из бюджета, организует схему фиктивного экспорта товара, реализация которого льготируется, например, лома цветных металлов.
  2. «Лжеэкспорт»

При этом участники схемы заявляют налоговым органам об отказе от применения льготы по НДС. В результате экспортер требует из бюджета НДС за фиктивно полученный им товар, у фирмы-«прокладки» НДС к уплате не образуется, так как наценки на товар нет (или она минимальна), а фирма-«однодневка» налог в бюджет не уплачивает и исчезает.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *