Какие сведения составляют налоговую тайну?

  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика; 
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; 
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Какие сведения составляют налоговую тайну? Какие сведения составляют налоговую тайну?

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ).

Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В соответствии с п. 9 ст. 84 нк рф сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 нк рф.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Какие сведения составляют налоговую тайну? Какие сведения составляют налоговую тайну?

Приказом МНС РФ от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» определен порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Предоставление информации, составляющей налоговую тайну происходит на основании запроса о предоставлении конфиденциальной информации.

Запрос необходимо оформить в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Если запрос направляется по телекоммуникационным каналам связи, то подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием рассмотрения запроса является обязательное указание на нормативный правовой акт, который устанавливает право пользователя к налоговой тайне.

Также необходимо указать конкретную цель, связанную с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, например находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Интересующая пользователя информация может быть предоставлена на бумажном носителе, с использованием технических средств, с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну? 

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 

Это может быть:

Что является налоговой тайной

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Астрал

Какие сведения составляют налоговую тайну? Налоги

Налоговый кодекс определяет понятие налоговой тайны в ст. 102. Разберем на примерах, что является налоговой тайной, а какие данные относятся к коммерческой тайне.

Какие сведения относятся к налоговой тайне

Налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике и плательщике страховых взносов, которые получены налоговым органом или другими государственными органами.

Чтобы четко понимать границы, в которых соблюдается налоговая тайна, нужно знать перечень исключений. Так, налоговой тайной не являются:

  • ИНН;
  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах;
  • общедоступные данные, сведения из реестров ЕГРИП/ЕГРЮЛ;
  • данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения информации на сайте ФНС;
  • другая информация, перечисленная в пп. 1 — 13 п. 1 ст. 102 НК РФ.

Доступ к информации о налогоплательщиках, которая не относится к исключениям, налоговый кодекс защищает как налоговую тайну.

Налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, таможенные органы, их должностные лица и привлеченные эксперты не должны разглашать тайные сведения. Напротив, в отношении тайных сведений должен соблюдаться специальный режим хранения и доступа.

Важно: разглашение тайны или утрата документов, содержащих сведения, которые являются налоговой тайной, влечет ответственность.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривает ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ. Наказанием для виновного должностного лица может являться штраф, запрет занимать определенную должность или лишение свободы.

Какие сведения относятся к коммерческой тайне

Следует помнить, что также относится к разглашению налоговой тайны использование или передача третьему лицу данных, для которых налогоплательщик установил режим коммерческой тайны. Такая информация будет составлять налоговую тайну, когда о ней узнают должностное лицо налогового органа, фонда или эксперт при исполнении обязанностей.

Коммерческой тайной может являться любая информация, которая не известна третьим лицам и имеет коммерческую ценность. Если следовать положениям закона № 98-ФЗ, компания может отказать сторонним лицам в выдаче информации, которая относиться к коммерческой тайне.

Но для этого правообладатель должен установить меры по охране конфиденциальности тайны, которые указаны в ч. 1 ст. 10 закона № 98-ФЗ. Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нужно определить перечень информации, в отношении которой введен режим конфиденциальности. Также следует регламентировать возможность доступа к ней сотрудников и других лиц.

Нельзя отнести к коммерческой тайне:

  • информацию из учредительных документов юрлица;
  • сведения из реестров ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • данные о составе имущества ГУП, МУП и госучреждения, об использовании ими бюджетных средств;
  • информацию о состоянии противопожарной безопасности, безопасности пищевых продуктов и других факторах, которые влияют на обеспечение безопасности;
  • данные о численности, составе работников и о наличии свободных рабочих мест;
  • сведения о задолженности работодателей по выплате зарплаты;
  • информацию о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

Другие данные, которые не относятся к коммерческой тайне, перечислены в ст. 5 закона № 98-ФЗ.

Тайна или нет: разбор кейсов

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Читайте также:  Книга складского учета материалов по форме М-17 - образец

Является ли акт налоговой проверки налоговой тайной?

Материалы налоговой проверки являются тайными для третьих лиц. Однако самому налогоплательщику инспектор обязан предоставить эти данные. Кроме того, налогоплательщик имеет право ознакомиться со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам по итогам налоговой проверки.

Является ли налоговая декларация налоговой тайной?

Инспекторы могут предоставлять потенциальным контрагентам компании:

  • информация о задолженности контрагента перед бюджетом;
  • сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов.

Является ли бухгалтерский баланс налоговой тайной?

Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.

Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.

Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Астрал

Налоговая тайна компаний – перечень сведений

Какие сведения составляют налоговую тайну?

1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.

Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.

Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:

  1. Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
  2. Сведения об ИНН.
  3. Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
  4. Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.

Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:

  • о среднесписочном количестве работников организации;
  • о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
  • о величине уплаченных налогов и сборов;
  • о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
  • о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.

Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:

Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.

Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:

  • сведения об основных показателях деятельности (за исключением сведений о величине доходов и расходов, сведений о среднесписочной численности работников);
  • отражённая в первичных бухгалтерских документах информация (информация из кассовых документов, товарных накладных, актов оказанных услуг или выполненных работ, информация из платежных поручений, счетов-фактур, таможенных деклараций);
  • сведения, связанные с налогообложением организации, за исключением сведений о величине налоговых платежей, постановке иностранных компаний на налоговый учёт, применяемых организацией специализированных налоговых режимах и допущенных организацией налоговых нарушений;
  • сведения из документов бухгалтерского учёта и отчётности, не опубликованные в открытом доступе;
  • информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, а также сведения, относящиеся к научно-техническим разработкам, патентам, товарным знакам, ранее не опубликованная организацией;
  • все другие сведения о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов, относящиеся к созданию и деятельности организации, могущие представлять интерес для третьих лиц и ранее организацией не опубликованные, запрошенные и полученные налоговыми, следственными и указанными в законе контролирующими органами, за исключением сведений, которые согласно действующему законодательству к налоговой тайне не относятся.

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д.

Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.

По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:

  1. Собирание сведений путем похищения документации, подкупа, угроз и иным нелегальным образом. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, независимо от его должностного положения, а наказание за совершение преступления варьируется от штрафа в размере до 500 000 рублей до максимально возможного лишения свободы сроком до двух лет; возможно также назначение исправительных или принудительных работ.
  2. Противозаконное обнародование или использование составляющих налоговую тайну сведений без согласия их обладателя. Субъект в данном случае – это лицо, которому составляющие тайну сведения были доверены либо стали известны по службе или работе: сотрудники налоговых инспекций, руководители, бухгалтера коммерческих организаций, аудиторы и др. Данное деяние относится к преступлениям небольшой тяжести: максимальное наказание за его совершение не может превышать 3 лет лишения свободы. При назначении штрафа предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком до трёх лет. Указанные выше деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности . Крупным признаётся ущерб превышающий 2 миллиона 250 тысяч рублей. Предельное наказание по данной части ст. 183 УК РФ – до 5 лет лишения свободы.
  3. Деяния, указанные в частях 2 и 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 7 лет. Минимальное наказание – принудительные работы сроком до пяти лет. Данное преступление является тяжким, в связи с чем ни штраф, ни исправительные работы законодатель в качестве альтернативного наказания за его совершение не предусмотрел.

Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:

  • факт наступления вреда и его масштабы;
  • противозаконность поведения;
  • вина причинителя вреда;
  • причинно-следственная связь между действиями сотрудников уполномоченных органов и негативными последствиями.

Иск компания может предъявить в арбитражный суд.

Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны

Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:

  • проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
  • выяснит, кто именно допустил утечку информации;
  • поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
  • окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.

Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда.

В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями.

В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.

Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.

Налоговая тайна — какие сведения включают? Последние изменения в 2018-2019 годах

Какие сведения составляют налоговую тайну?

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ, согласно которому данные об уплате налогов и сборов, численности работников и сумме доходов и расходов налогоплательщиков были исключены из категории налоговой тайны. Что такое налоговая тайна и как поправки к Налоговому кодексу отразятся на деятельности предприятий, раскрывается в этой статье.

Категория налоговой тайны – относительно новая для российского законодательства и была впервые введена в 1999 году со вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ. Положения налоговой тайны раскрыты в статье 102 документа. (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция)

Читайте также:  КБК поменяли, аудиторов обязали «стучать» … и другие важные и интересные новости за неделю (21.04.2018–28.04.2018)

Кодекс определяет налоговую тайну как любые данные, полученные соответствующими государственными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов. Эти данные не могут быть разглашены, они имеют ограниченный доступ. Налоговая тайна распространяется на всех налогоплательщиков – физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

  • Целью того, что данные о налогоплательщиках содержатся в тайне, является необходимость сохранить конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, персональных данных предпринимателя и наемных работников.
  • Налоговый кодекс не раскрывает перечень данных, относимых к категории налоговой тайны, но исходя из других норм кодекса, можно составить примерный перечень.
  • Данные, относящиеся к налоговой тайне, включают в себя:
  • данные первичной документации (кассовые ордеры, накладные, квитанции);
  • документы о движении фондов, денежных средств и других активов;
  • финансовые документы, которые не подлежат раскрытию и опубликованию;
  • личная информация работников;
  • объекты интеллектуальной собственности (разработки, ноу-хау, патенты);
  • данные о налогах и сборах, которые оплачены за товар, ввозимый на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • прочая информация, включаемая в состав коммерческой тайны.

Таким образом, к налоговой тайне относится достаточно широкий круг информации, которая передается налоговым и другим государственным органам, но не должна быть общедоступна.

Статья 102 Налогового кодекса РФ (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция) отдельно оговаривает принципы налоговой тайны для специальных деклараций.

Специальная декларация подается физическими лицами, которые желают в рамках очередного этапа «амнистии капиталов» задекларировать имущество в других странах – недвижимость, средства на счетах, ценные бумаги, корпоративные права.

Для специальных деклараций действуют более жесткие требования – закрытой является значительная часть информации из таких деклараций, включая данные о декларируемом имуществе, идентификационных кодах, о постановке на налоговый учет и т.д.

Какие данные не являются налоговой тайной?

Российское налоговое законодательство не определяет данные, причисляемые к налоговой тайне, однако достаточно четко указывает, что тайной не является. Это закрепляется в подпунктах 1.1-1.13 статьи 102 Налогового кодекса РФ.

Исходя из норм кодекса, не являются налоговой тайной такие данные:

  1. данные, которые являются общедоступными, или которые сам налогоплательщик определил, как общедоступные – название организации (ФИО физического лица или ИП), контактные данные, номера телефонов, вид деятельности и аналогичные данные;
  2. данные об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
  3. данные о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками;
  4. данные, полученные от соответствующих органов иностранных государств;
  5. данные о доходах кандидатов на выборные должности, подаваемые в избирательные комиссии;
  6. данные, передаваемые в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) – информация об оплате госпошлины, административных штрафов и т.д.;
  7. информация о специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и аналогичные);
  8. информация о постановке на налоговый учет физических лиц и иностранных организаций.

Данный перечень действовал до 2016 года и представлял собой данные, которые не представляли собой конфиденциальную информацию и были общедоступными.

Однако начиная с 2016 года из разряда налоговой тайны были выведены также важные данные о налогоплательщиках:

  1. данные о среднесписочной численности работников;
  2. данные о суммах уплаченных налогов и сборов;
  3. данные о доходах и расходах организаций.

Как видно, понятие налоговой тайны после 2016 года в значительной степени потеряло свою актуальность, ведь огромный массив данных теперь может быть свободно опубликован в общедоступных источниках.

Доступ к налоговой тайне

Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.

Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:

  • органы государственной власти, их сотрудники;
  • правоохранительные и следственные органы;
  • суды;
  • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:

  1. запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
  2. в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
  3. информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
  4. запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.

С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.

Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.

По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:

  • материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
  • дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
  • административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.

В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.

Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.

Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах

В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.

2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна.

Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.

Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:

  • среднесписочная численность работников;
  • сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
  • сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.

Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.

Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.

Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:

Сроки публикации
Ежемесячно 25 числа
Ежегодно 25 июля
Ежегодно 25 февраля
  • данные по недоимкам и задолженностям по пеням и штрафам;
  • данные о налоговых правонарушениях и мерах ответственности;
  • данные о применяемых спецрежимах;
  • данные об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков
  • данные о среднесписочной численности работников организации;
  • данные сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности организации.
  • данные о сумме уплаты по каждому налогу, сбору и страховым взносам

Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.

В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.

Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.

Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.

Последствия принятых изменений

Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.

Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.

Читайте также:  Налоговики объяснили, почему не стоит тянуть с переходом на онлайн-ККТ

Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.

Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам.

При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный.

Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.

Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.

Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом.

Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса.

Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.

Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.

Налоговая тайна

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Содержание

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.
  • В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.
  • Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.
  • Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Нужна консультация налогового юриста?

Проведем анализ перспектив бесплатно!

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *