Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

Правильность исчисления НДС, его размер и своевременность уплаты в бюджет государства регулируется налоговыми органами. Благодаря переходу на электронные отчетности контролировать достоверность данных, представленных организациями, стало гораздо проще. В случае выявления несоответствий проводится камеральная проверка.

Камеральная проверка: определение и предмет

Камеральная проверка – это один из способов налогового контроля, который предполагает сверку данных, представленных в декларации с первичной документацией и проведение особых мероприятий.

К мероприятиям налогового контроля относятся: требование предъявления дополнительной документации, допрос свидетелей, проведение экспертизы с привлечением специалистов (в том числе переводчиков), осмотр территории отчитывающейся организации, выемка документов.

Предметом камеральной проверки по пункту 1 статьи 88 НК РФ являются декларации и другая документация, на основании которых произведены расчеты по налоговым выплатам в бюджет.

Декларации по НДС тщательно изучаются сначала на соответствие представленных данных с книги покупок со счетами-фактурами контрагента.

При выявлении несоответствий проводится детальное изучение с применением мер налогового контроля.

Как производится?

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

  • Нарушений не выявлено, документы и пояснения не потребовались;
  • В ходе проверки были потребованы пояснения и предоставление уточненной декларации;
  • Запрошены дополнительные документы.

В первом случае никаких действий от организации не требуется. Пояснения требуются в соответствии с п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибочных сведений и должны быть предоставлены в пятидневный срок в электронном виде.

Предусмотрена ответственность за их отсутствие по ст. 129.1 НК РФ – 5 000 рублей в первый раз и 20 000 рублей за повторное нереагирование в течение календарного года.

Третий сценарий чаще всего возникает в случаях, когда предоставлены:

  • Декларация на возмещение налога. Облегчить данную ситуацию можно, раскидав сумму на возмещение по разным периодам, не предоставляя отчетности на получения возмещения от государства. Если все же данные суммы указаны, необходимо заранее подготовить копии счетов-фактур, книг покупок и продаж, первичную документацию, подтверждающие право на возмещение.
  • Уточненная декларация за отчетный период, прошедший более двух лет назад. При этом могут потребоваться документы, соответствующие не только указанному периоду, но и другие, на основании которых составлена новая отчетность.
  • Применяются льготы. Необходимо заранее подготовить документацию, подтверждающую права на заниженные ставки расчета НДС.
  • По данным, представленным контрагентами, организация занижает сумму налога. Выявлены несоответствия, вследствие чего требуется предъявить копии счетов-фактур и других бумаг, на основании которых произведены расчеты. Как правило, рассматривают только несоответствия, занижающие сумму налога к уплате.

Возмещение можно упростить, раскидав суммы по разным периодам. Допустимо заявлять право на вычет в течение трех лет со дня получения. При этом не следует раскидывать сумму из одного счета-фактуры на разные периоды. При возврате товаров ограничение в сроках составляет один год.

В какие сроки производится?

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

На бумажном носителе подавать декларацию имеют право только налоговые агенты — лица, не имеющие обязанности платить НДС по НК РФ. При аренде муниципальных зданий или проведении других сделок с получением счетов-фактур с выделенной суммой НДС они обязаны сдать декларацию и выплатить налог в бюджет до двадцатого числа месяца, следующим за календарным кварталом. В данном случае подача отчетности в подобном форме не считается нарушением.

Срок вынесения решения по камеральной проверке

В случаях, когда нарушения не обнаружены, проверка прекращается. При этом законодательством не предусмотрено обязательство извещения налоговым инспектором проверяемой компании.

Если нарушения были обнаружены, налоговый инспектор:

  • Составляет акт (не позднее десяти дней после окончания проверки);
  • Вручает его налогоплательщику (не позднее пяти дней после составления).

Налогоплательщик имеет право предоставить возражения в течение календарного месяца со дня получения акта. Решение по проверке принимается в течение десяти дней после истечения этого месяца, независимо от наличия возражений со стороны налогоплательщика или их отсутствия.

Если во время проверки подана уточненная декларация

Если во время проведения проверки была подана уточненная декларация, ранее начатая проверка прекращается и на основании полученных данных начинается другая.

В случае если инспекторы нашли занижение налога раньше, проверка производится до конца, а поданная уточненная декларация проверяется отдельно. Срок на сверку данных в ней — три месяца со дня подачи.

В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

  • Несоответствие данных, содержащимся в документах контрагентов организации;
  • Подана декларация на возмещение;
  • Подана уточненная декларация за период двухгодичной давности.

Для этого составляется письменное требование, которое содержит:

  • Статью НК, на основании которой составлено требование;
  • Срок предоставления документов;
  • Перечень документов с указанием реквизитов, налогового периода;
  • Реквизиты проверяемой организации;
  • Мероприятие налогового контроля, к которому относится данное требование (Например, Камеральная проверка за II квартал 2017 года).

Требование вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом, если передать первым способом нет возможности. В этом случае по истечении шести дней оно считается принятым, независимо от того, получил адресат его или нет (пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ).

В список предоставляемых документов входят:

  • Счета-фактуры;
  • Книги покупок и продаж;
  • Первичная документация.

Возникают также ситуации, когда инспекция в списке указывает множество дополнительных уточняющих документов – анализ счетов, относящиеся к учетной политике и другие.

Перечень может быть довольно значительным, при этом на предоставление документов выделяется 10 дней. За непредоставление одного или нескольких назначается штраф в размере двухсот рублей за единицу. Можно написать письмо с просьбой продления указанного срока в день получения требования. Ответ налоговая инспекция должна предоставить в течение двух дней.

Вся требуемая документация должна относиться к проверяемому периоду, в противном случае излишне запрошенные можно не предоставлять – ответственность за это законодательством не предусмотрена.

Чтобы обезопасить себя от судебного разбирательства и проигрыша в нем лучше сразу отправить в инспекцию пояснение, опираясь на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.

2013 № АС-4-2/12705 об ограничении на запрашиваемую документацию.

При уплате НДС документов запрашивается гораздо меньше, чем при подаче декларации на возмещение.

На каком этапе производится осмотр территории?

На основании пунктов 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ при выявлении несоответствий в представленных документах может быть принято решение об осмотре складских и производственных помещений компании. Уведомление об этом не отправляется. Для этого инспектор должен предъявить свое удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное руководителем налоговой службы.

Осмотр производится в присутствии двух понятых, которыми выступают незаинтересованные лица.

Отказ в предоставлении доступа оформляется актом, который подписывают обе стороны. При этом налоговая инспекция будет вправе установить размер налога к выплате на основании имеющихся у нее данных по этой организации и аналогичных в схожей компании.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка

Налоговый мониторинг – вид контроля, при котором сама компания предоставляет доступ налоговой инспекции к бухгалтерской отчетности и необходимой документации в режиме реального времени. Это позволяет существенно сэкономить время на решении спорных вопросов.

Организация может обратиться в налоговую инспекцию для проведения налогового мониторинга в следующих случаях:Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

  • Когда суммарный НДС за отчетный период превышает 300 000 000 рублей;
  • Объем доходов за предыдущий отчетный год или стоимость активов составляет более 3 миллиардов рублей.

Камеральная проверка при налоговом мониторинге может проводиться:

  • Если представлена сумма к возмещению;
  • При прекращении налогового мониторинга раньше первоначального срока;
  • Представлена декларация с заниженной суммой налога;
  • Проверка производится вышестоящим над отделением налоговой инспекцией органом.

Налоговый мониторинг упрощает взаимодействие организации с государством и может служить достойной альтернативой камеральным проверкам для своевременного контроля верности исчисления НДС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Камеральная проверка в 2021 году: требования инспекторов и как на них реагировать

ФНС инициирует камеральную проверку после сдачи декларации по ряду налогов. Сам налогоплательщик может и не подозревать о ее начале, однако если у фискалов возникнут вопросы, то они обязательно уведомят.

Что делать, если инспекторы нашли ошибку? Какие требования из ФНС можно проигнорировать? Как отвечать на запросы в рамках камеральной проверки? Ответами на эти вопросы делится Марат Самитов, руководитель компании «Авирта», автор популярного телеграм-канала «Налоги, законы, бизнес».

Камеральная налоговая проверка происходит по умолчанию после сдачи декларации, она проводится на территории ФНС, при этом информирование о ее начале налогоплательщиков не предусмотрено.

Проверка начинается автоматически со следующего дня после отправки декларации либо расчета авансовых платежей по следующим налогам: НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, НДФЛ, единому налогу на упрощенке, транспортному, земельному налогам и отчетов по страховым взносам (пункт 1 статьи 80, пункт 10 статьи 88 НК РФ). Кроме того поводом для начала «камералки» служит сдача уточненного расчета по перечисленным налогам (пункт 1, 7 статьи 81 НК РФ).

В общем случае камеральная проверка длится 3 месяца с момента сдачи отчета. Для проверки по НДС срок сокращен до 2-х месяцев, с недавнего времени в особых случаях до 1-го месяца.

Однако на усмотрение инспекторов проверка по НДС может быть продлена до 3-х месяцев, это происходит при выявлении нестыковок в декларации и обнаружении ошибок.

О продлении сроков камеральной проверки инспекторы вам сообщать тоже не обязаны (статья 88 НК РФ, письмо Минфина № 03-02-07/1/70615 от 2 октября 2018 года).

В ходе камеральной проверки фискалы имеют право проводить осмотр помещения и территории, если компания сдала декларацию по НДС к возмещению или, по мнению ФНС, в декларации есть расхождения, которые ведут к занижению налога или завышенной сумме возмещения (пункты 8, 8.1 статьи 88, пункт 1 статьи 91 НК РФ).

Читайте также:  Нас ждет новый налоговый режим?

Изменения в отношении проведения камеральных проверок по НДС в 2020 году

Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога.

Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года).

Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.

Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки.

Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%.

Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.

Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году

Не вправе рассчитывать на укороченную проверку те, кто подавали заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ). Это вызвано тем, что две льготы одновременно применяться не могут.

Нельзя не сказать о том, что у этой льготы есть и оборотная сторона медали. Компании, которые получат право на возмещение НДС из бюджета в укороченный срок, будут находиться под особым контролем у налоговиков.

Если в ходе наблюдения фискалы обнаружат, что налогоплательщику напрасно было оказано высокое доверие, то он попадет в список кандидатов на выездную налоговую проверку со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями (рекомендации ФНС № ЕД-5-2/307дсп@ от 12 февраля 2018 года).

Что делать, если в сданной декларации инспекторы действительно нашли ошибку?

Если вы получили требование из ФНС, ознакомились с ним, после чего поняли, что в сданной декларации действительно есть ошибка, то не дожидайтесь окончания «камералки». В этом случае нужно быстро отправить уточненный расчет, что позволит вам избежать штрафа и дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговой инспекции.

После получения от вас «уточненки» инспекторы прекратят проверку первоначальной, содержащей ошибки декларации и переключатся на проверку «уточненки» (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).

Важный нюанс, если ошибка привела к тому, что база по налогу или страховым взносам в первом отчете занижена, то вначале доплатите в бюджет недоимку с пенями, а потом отправляйте «уточненку» (подпункт 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, письма Минфина № 03-02-07/1/53498 от 13 сентября 2016 года, ФНС № ЕД-4-15/21472 от 14 ноября 2016 года).

Когда требование из ФНС можно проигнорировать?

Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

  • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
  • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
  • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
  • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.

В перечисленных случаях не игнорируйте требование, на него все равно нужно обязательно отреагировать. Для этого заполните уведомление на бланке, утвержденном приказом ФНС № ММВ-7-2/204 от 24 апреля 2019 года, и отошлите в налоговую инспекцию в общие сроки.

Как отвечать на запросы, полученные в рамках камеральной налоговой проверки

Ситуация № 1: Налоговики требуют пояснить отсутствие выручки в декларации.

Отсутствие выручки в декларации не является ни нарушением, ни ошибкой. Готовя ответ на требование, укажите реальные причины, по которым выручка временно отсутствовала.

Например, причинами мог стать режим самоизоляции и отсутствие клиентов физлиц или к вам не поступило сырье, необходимое для выпуска готовой продукции, и так далее. В ответе также можно указать предполагаемые сроки выхода компании из критической ситуации и принимаемые для этого управленческие решения.

Запрашивая информацию об отсутствии вашей выручки, инспектор пытается разобраться, не являетесь ли вы фирмой-однодневкой, оперативный ответ на требование отведет от вашей компании фокус внимания контролеров.

Ситуация № 2: вы сдали декларацию, в которой при отсутствии доходов имеются расходы, которые компания покрывает, инспектор просит дать пояснения.

Такая ситуация тоже не является нарушением. Кроме того вы не обязаны отчитываться, откуда вы взяли деньги на выплату зарплаты или покрытия иных расходов предприятия, при полном отсутствии выручки.

В письменном ответе на требование укажите, что расходы были оплачены за счет заемных средств, помощи учредителя, оборотных запасов или иных источников финансирования, которые фактически были вами использованы. Обычно этого бывает достаточно и инспекторы, получив такой ответ, будут удовлетворены полученной информацией.

Ситуация № 3: в декларации по НДС заявлен вычет, который выше среднеотраслевого в регионе, поступило требование обосновать вычет НДС.

Вычет, превышающий средний показатель, тоже не является нарушением, но его необходимо обосновать на цифрах в письменных пояснениях, чтобы у инспекторов снялись подозрения в необоснованной налоговой выгоде или в использовании незаконных способов оптимизации НДС.

В ответе на требование укажите, что получали товары с отсрочкой оплаты или что сделали предзаказ у поставщиков, а реализовать его сразу покупателям не удалось. В подобной ситуации налоговики могут настаивать на переносе вычетов, но вы это делать не обязаны. Однако если декларация была подана на возмещение НДС из бюджета, будьте готовы к углубленной налоговой проверке.

Ситуация № 4: от налоговиков получен запрос на предоставление бизнес-плана организации или ИП.

Этот тот случай, когда предоставлять информацию вы не обязаны. Поэтому предоставить бизнес-план вы можете только по своему желанию. Чтобы не навредить себе, учитывайте, что у фискалов появится дополнительная информация для анализа вашей будущей налоговой базы. Что, в свою очередь, может повлечь дополнительные вопросы, если прогнозы бизнес-плана не оправдаются.

На такой запрос следует ответить, что нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, а также НК РФ не предусматривают составление бизнес-плана. Поэтому компания его не составляет и прислать в инспекцию не имеет возможности.

Чтобы успокоить инспекторов, можете сослаться на имеющуюся сезонность бизнеса.

Например, указать, что выручка в IV квартале обычно максимальная за год, а в I квартале ожидается самый большой спад продаж, конкретные цифры при этом указывать совсем необязательно.

Ситуация № 5: после окончания камеральной налоговой проверки директора вызвали для дачи пояснений, после чего у него запросили документы.

Инспекторы явно хитрят и хотят дополучить документы, которые вы предоставлять уже не обязаны, потому что срок проведения камеральной уже проверки вышел. Не поддавайтесь на уловки контролеров.

Сам вызов директора, например, для дачи устных пояснений по вычетам, является законным (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ). Такой вызов не имеет временных ограничений в рамках проверки. В то же время запрашивать документы при вызове для дачи пояснений налоговая не вправе, устные пояснения — это только беседа на словах и ничего более.

Ситуация № 6: фирма исключена из ЕГРЮЛ, но директор получил требование о даче пояснений в рамках камеральной налоговой проверки.

Например, в сентябре ООО ликвидировано, а в октябре пришло требование из ФНС.

Такое требование по ликвидированному ООО директор может смело выкинуть в мусорное ведро.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 49 ГК). Следовательно, после завершения процедуры ликвидации и исключения компании из ЕГРЮЛ камеральные и выездные проверки организации проводиться не могут.

Никакие запросы, в том числе и по встречным проверкам, ликвидированная организация и бывший директор исполнять не обязаны, так же, как и вообще на них как-то реагировать.

Ситуация № 7: в рамках камеральной проверки УСН сотрудники ФНС запросили копию «Книги учета доходов и расходов» (КУДиР), в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации по единому налогу.

Налогоплательщик не обязан предоставлять КУДиР по такому требованию. В рамках камерального контроля декларации по УСН налоговая вправе истребовать все расходные документы (на основании пункта 7 статьи 88 НК РФ), но КУДиР в этот список не входит.

А когда в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации, то на такое требование можно не отвечать. Оно считается незаконным. Требовать представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе.

  • Организация может лишь сама принять решение представить к своим письменным пояснениям дополнительные подтверждающие документы (пункт 4 статьи 88 НК РФ), в том числе КУДИР.
  • Ситуация № 8: налоговая инспекция запросила документы в рамках проверки 6-НДФЛ.
  • Налоговики не вправе требовать у вас документы при камеральной проверке расчета 6-НДФЛ (статья 88 НК РФ).
  • Все случаи, когда инспекторы вправе требовать документы при камеральной проверке расчетов и деклараций, перечислены в статье 88 НК РФ.

Например, налоговики вправе требовать у вас подтверждающие документы, если вы подали уточненную декларацию или расчет через два года после исходной и указали в ней меньшую сумму налога, чем в исходной (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ). Этот случай не относится к вашему, если вы подали исходную форму 6-НДФЛ.

  1. При проведении камеральной проверки отчета 6-НДФЛ инспекторы не вправе требовать у вас подтверждающие документы, они могут проверять только контрольные соотношения показателей отчетности (пункт 7 статьи 88 НК РФ, письмо ФНС России № БС-4-11/3852@ от 10 марта 2016 года).
  2. На такой запрос можно предоставить письменные пояснения без предоставления запрашиваемой первички, а также указать, что инспекция не вправе требовать подтверждающие документы и дополнительные сведения и документы, если это не предусмотрено НК РФ (пункт 7 статьи 88 НК РФ).
  3. Ситуация № 9: в требовании в рамках камеральной проверки налоговики запросили оборотно-сальдовые ведомости (ОСВ) из бухгалтерской программы, главбух компании на больничном их некому сформировать.
Читайте также:  Приказ о переходе на электронные трудовые книжки: образец

Организация не обязана предоставлять ОСВ из бухгалтерской программы, неважно, на месте бухгалтер компании или отсутствует.

В ходе камеральной проверки инспекторы вправе выслать запрос, если обнаружили расхождения по операциям с конкретным контрагентом.

Налоговики могут истребовать счета-фактуры, первичку и иные документы, которые относятся к операциям именно с этим контрагентом (пункт 8.1 статьи 88 НК РФ).

ОСВ или карточки не относятся к конкретному контрагенту, не считаются ни первичными документами, ни налоговыми регистрами. В ответ на требование можно предоставить счета-фактуры, накладные, а также копии книг покупок и продаж.

Ситуация № 10: налоговики прислали по ТС информационное письмо с требованием уточнить сведения в декларации. В сообщении не отразили исходящий номер и дату составления, контакты исполнителя.

Требования из информационных писем компания вправе не исполнять.

Всегда обращайте внимание на то, какой документ пришел из инспекции. Информационное письмо не имеет той же силы, что и требование, оно лишь содержит информацию для налогоплательщика, на которую вы не обязаны как-то реагировать (приказ ФНС № ММВ-7-6/196@ от 13 июня 2013 года).

Инспекторы не вправе штрафовать, если налогоплательщик не отреагирует на информационное письмо. Но на информацию в письме все-таки имеет смысл обратить внимание, инспектор мог ошибиться и выбрать не тот бланк для отправки, но если ошибки или противоречия в декларации все-таки имеются, лучше самостоятельно сдать «уточненку» и исправить ошибку.

Как будут проверять налог на добавленную стоимость в 2021 году

С 2020 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний; отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства; обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени.

Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС.

Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

расхождения по журналам; нарушение контрольных соотношений; сомнительные начисления; несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

Проверка движения денежных средств

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур.

Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц.

С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС.

При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию.

А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проверка налоговых деклараций по НДС

Проверка налоговых деклараций по НДС является одним из видов налоговых проверок — видом камеральной проверки. Проверка декларации осуществляется в автоматическом режиме путем проверки контрольных соотношений. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

Первое, на что обращают внимание контролирующие органы, — дата представления декларации.

Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст.

174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС. Соответственно, несвоевременная сдача декларации влечет налоговые штрафы.

  • Второе, на что проверяется налоговая декларация, — это применение заявительного порядка для НДС. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС осуществляется оценка на соответствие условиям:
  • а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
  • — налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска;
  • — возмещение НДС из бюджета РФ заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении подтверждения суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;
  • — более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
  • б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.
  • Третье — налоговым органом оценивается соблюдение следующих условий:
  • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств; отсутствие противоречий или несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее — расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ; отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ.
  • Налоговики откажут в применении налогового вычета по НДС, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, установлены обстоятельства, свидетельствующие о:

наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни; выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухучете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.

1 НК РФ); несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в п. 2 ст. 54.

1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок; наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ, налоговым органам в соответствии с положениями рекомендаций ФНС РФ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 № ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

Применение нового регламента проверок НДС

Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур». Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств. Сомнительные начисления.

Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога. Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых — избежать автоматизированного контроля.

Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

несоответствиями и противоречиями «технического характера»; признаками «схемных» нарушений.

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте.

Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

Применение оперативного контроля

Кассы передают в налоговую следующую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги. А также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д. Соответственно, по кассе виден объем ваших продаж и НДС, который соответствует реализуемой продукции.

Читайте также:  Возврат налогов, пеней, штрафов

Оперативный контроль является видом контроля при применении контрольно-кассовой техники. Однако одновременно оперативный контроль позволяет выявить случаи неначисления НДС. НК РФ дополняется новым разделом — «Оперативный контроль». Оперативный контроль планируют осуществлять как в форме мониторинга, так и оперативных проверок:

Мониторинг расчетов будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы.

В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки. При проведении оперативной проверки налоговые органы смогут привлекать органы ФСБ.

Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.

То есть фактически ФСБ будет проводить дополнительную проверку НДС посредством проверки кассовой дисциплины. Также при проверке контрольно-кассовой техники и НДС налоговый орган получит дополнительный способ приостановления деятельности компании.

Если организация за год неоднократно нарушит обязанности фиксации расчетов и сумма незафиксированных расчетов превысит 1 млн рублей, ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток, а также ограничить доступ к ее сайтам, мобильным приложениям, страницам в соцсетях, аккаунтам мессенджеров, которые используются для предоставления информации о товарах и услугах в сети, а также их приобретения.

Оперативный контроль станет быстрее других форм налогового контроля. Организации обязаны предоставлять истребованные документы в ходе оперативной проверки в течение трех дней со дня получения соответствующего требования.

Предусмотрено всего пять дней для представления необходимых пояснений или десять дней для внесения соответствующих исправлений после сообщения, поступившего от налогового органа о том, что при проведении мониторинга выявлены противоречия или несоответствия при фиксации расчетов.

Проверка НДС в сделках со взаимозависимыми лицами

Взаимозависимые лица подвергаются особому контролю, что неудивительно, поскольку в этом случае рисков необоснованной налоговой выгоды больше. Однако в рамках семейного бизнеса, бизнеса, построенного на развитии предпринимательских инициатив у персонала, варианты взаимозависимости встречаются достаточно часто.

Проверка осуществляется на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную либо камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ одним из налогов, по которому в данной ситуации проверяется полнота исчисления и уплаты, считается НДС при условии, что одной из сторон сделки признается организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.

К претензиям налоговиков можно отнести необходимость корректировки налоговой базы, которая может быть выявлена налоговым органом и при проверке полноты исчисления и уплаты налога на прибыль или НДФЛ (для ИП).

В этом случае не имеет значения, признается ли другая сторона сделки плательщиком НДС (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 11АП-5243/2015 по делу № А72-1222/2014).

Поэтому лучше не злоупотреблять сделками со взаимозависимостью, так как это будет автоматически критерием налогового риска.

Проведение осмотра помещений

Представим себе ситуацию: вы заявили НДС к вычету, но товар находится в пути или вы его не забрали со склада продавца, а может быть, ваш товар уникален и еще не произведен, но НДС вы уже заявили к вычету. Проведя осмотр, представители налогового органа не увидят товар, следовательно, могут сделать вывод о фиктивности сделки и, как результат, откажут в вычете в НДС.

Осмотр проводится только после уведомления налогоплательщика. Осматриваются только предметы и территории, которые принадлежат проверяемому, а не третьим лицам.

  1. Осмотр может проводиться:
  2. 1) в рамках проверки:
  3. а) выездной — во всяком случае;
  4. б) камеральной — если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):
  5. — заявлено право на возмещение налога;
  6. — имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента;
  7. 2) вне рамок проверки — могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):
  8. — они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;
  9. — при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, где сказано, что в порядке ст.

92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Дополнительно налоговый орган может осуществлять выемку документов и предметов. Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

В заключение необходимо отметить, что налоговый орган имеет достаточно много оснований для проверки уплаты НДС.

Нужно отметить, что налогоплательщики находятся в более невыгодном положении, поскольку налогоплательщик не может проверить всю цепочку контрагентов, гарантировать поставку товара на склад в срок, отсутствие задолженности.

Но все нестандартные ситуации могут являться основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении налога.

В январе 2021 г может ифнс в рамках налогового контроля проверять период свыше 3 лет? — правовед.ru

412 юристов сейчас на сайте

Мы — ваш онлайн-юрист

Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький. Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Проконсультироваться

Добрый день! сдана уточненка по НДС и прибыли за 2017г на увеличение налога (по протоколу ИФНС, установлены сделки, попадающие под признак «сомнительных). Может ли налоговая еще раз прислать такой протокол, но уже по другому контрагенту, если сделка попадет под «сомнительную» ? В январе 2021 г может ИФНС в рамках налогового контроля проверять период свыше 3 лет?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

  • 9,6рейтинг
  • 8543отзыва
  • эксперт

Марина, добрый день! Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.при этом в случае подачи уточненной декларации данное правило не применяется. Как разъяснил Верховный суд РФ в

 Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2018 N 305-КГ17-19973

не применение трехлетнего срока ограничения выездной проверки  не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время — без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.

В силу принципа правовой определенности налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего, в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов.Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки лежит на налоговом органе.

В Вашем случае надо смотреть когда инициирована проверка в рамках которой будет выявлено то или иное нарушение, в случае если это будет в 2021 году период ранее трех лет предшествующих году принятия решения о проверке проверятся не может ( т.е. 2017 год сюда уже не попадает)

Как подготовиться к нововведениям по НДС в 2021 году и отстоять право на спорные вычеты?

В статье ведущий экономист-консультант Татьяна Чапаева рассмотрела значимые налоговые изменения по НДС в 2021 году и рассказала о применении пониженных ставок налога. Особое внимание уделено вопросу о правомерности отказа в вычете НДС налоговыми органами в спорных ситуациях.

Что ожидает плательщиков НДС в 2021 году?

Компании и ИП с 2021 года по-другому будут учитывать ряд операций. А именно:

  • С 2021 не облагаются НДС операции по реализации и передаче на территории РФ:
  • — исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включённые в ЕРРП и баз данных. Исключение: случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу;
  • — исключительных прав на изобретения и полезные модели (образцы);
  • — неисключительных прав иностранному лицензиату, если место реализации услуг — территория иностранных государств.
  • С 2021 года операции, совершаемые организациями-банкротами по реализации товаров (работ, услуг), также будут освобождаться от НДС.
  • До 31 декабря 2021 года включительно[1] применяется ставка НДС 10 % при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. 4.1 — 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ)[2].
  • С 2021 года чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде[3].
  • Налоговую декларацию по НДС за четвёртый квартал необходимо сдавать по обновлённой форме[4].

Расскажем обо всём подробнее.

Льгота для IT-компаний

  1. С 1 января 2021 года IT-компании смогут применять освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[5].

    Эта льгота по НДС распространяется:

  2. — на программы для ЭВМ и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, права на использование таких программ и баз данных.

     

  3. Исключение: случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки[6];
  4. — на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно пояснениям Минфина, если услуги по передаче прав на использование программного обеспечения не включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и реализуются по длящемуся договору с переходом на 2021 и последующие годы, то начиная с 01.01.2021 к таким услугам применяется ставка НДС 20 %. Дата и условия заключения договора на это не влияют[7].

Как работать с банкротами?

С 1 января нельзя принимать НДС к вычету по счетам-фактурам от банкротов[8]

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *