Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

Необходимость в создании такого резерва возникает тогда, когда образуется просрочка платежа за оказанные услуги или товары.

Дебитор по какой-то причине не может или не хочет оплатить или поставить товар в прописанные в договоре сроки.

Чтобы снизить негативное влияние от убытков такого рода хотя бы частично, предприятиям разрешено создавать резервы. Это дает возможность не платить налоги за неполученную прибыль.

Какие бывают долги

Сомнительные долги в бухгалтерском учете – это долги, возникшие из-за временной задержки платежей. По нему еще не истек срок давности и есть вероятность (неуверенность) что его вернут.

Существуют также долги, по которым уже невозможно получить деньги обратно. Это происходит, потому что по ним либо прошел срок давности, либо должник обанкротился. Такие долги списывают на специальный забалансовый счет.

До этого он учитывается на счете прочих расходов. Остаток переводится на следующий учетный период.

На каких счетах учитываются

В бухучете для формирования резерва сомнительных долгов различные счета, в том числе забалансовые.

От принятой учетной политики фирмы и особенностей ее деятельности зависит то, как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

При обнаружении в процессе торговой или хозяйственной деятельности просрочки по платежам или поставкам, бухгалтер фиксирует факт задержки в учете, делая следующие проводки: Дт 91 – Кт 63.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

Для того чтобы списать долги, признанные сомнительными, он делает в журнале следующие записи: Дт 63 – Кт 62 и Дт 63 – Кт 76. Списанные со счета долги учитываются на забалансовом счете 007 не менее 5 лет.

Если резервы не были использованы, например, должник испытывал временные трудности, и поэтому произошла задержка, то долг списывается на счет прибыли отчетного периода. Бухгалтер должен составить следующую проводку: Дт 63 – Кт 91.

Просроченные платежи, на основании которых и были в учете сформированы резервы сомнительных долгов, отражаются в балансе в сумме с вычетом той части, для погашения которой он и был сформирован. Поэтому в балансе сумма сомнительного долга не выписывается в отдельную строку.

На основе какой информации создаются резервы

Первым делом предприниматель должен провести инвентаризацию всех дебиторских счетов. А не только тех, по которым выявлены невыплаченные в срок долги.

Такая проверка включает в себя как проверку сумм, так и изучение всей имеющейся информации о должниках фирмы.

Ее проводят для того, чтобы не только найти просроченные платежи, но и успеть принять меры для их уплаты до того, как исчезнет возможность их взыскать.

Проверяются не только покупатели, но и поставщики, которые получили оплату за неотгруженный товар. Только после такой проверки возможно создание в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам. Так как после его создания уменьшается объем налогооблагаемой прибыли. Если не провести тщательной проверки, образуется ошибка. Сокрытие налогов, даже не намеренное, сурово наказывается.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

В учет резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не входят долги, которые образовались из-за невыплат по процентам. Это правило действует для всех организаций, кроме банков. Формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам обязательно для банков. Это связано с особенностями банковской деятельности.

Суммы резерва добавляют в состав прочих расходов в последний день учетного периода (статья 266 НК). Расчеты производят ежемесячно до конца учетного периода, вписываются в отчетность, которая сдается в конце каждого квартала.

От чего зависит размер сумма отчислений

После проведенного переучета, необходимо определить является ли так или иная задолженность сомнительной. С какого дня уже можно будет формировать резерв и как рассчитывается сумма, для покрытия долга.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы можно было произвести отчисления и уменьшить, таким образом, налогооблагаемую базу? Сумма резерва по каждому должнику рассчитывается отдельно.

Размер отчислений зависит от следующих условий:

  • если срок непогашения долга 90 суток и более, то в резерв записывается полная сумма;
  • если деньги не поступили в течение 45–90 суток после даты указанной в договоре, то переводят только половину;
  • если просрочка платежа длится не более 45 суток с оговоренной даты, указанной в договоре, то в резерв ничего не отправляют.

При этом следует учитывать принятые законом условия, согласно которым отчисления не могут превышать определенной доли от  выручки, полученной в течение учетного периода. Согласно принятой в бухучете терминологии, под выручкой от реализации являются поступления от продажи товаров и услуг, без вычета себестоимости и налогов.

Как рассчитывается сумма

Налоговые органы всегда интересуют операции, проведение которых может снизить сумму налогов. Российские законы позволяют совершать такие операции, но в разрешенных законами случаях.

Налоговиков интересует, каким образом происходит создание резервов и как расходуются средства, которые в них входят.

Какие способы учета сомнительных долгов в бухгалтерском учете для этого применяются? Это во много определяется принятыми в стране законами и нормативными актами.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерваРегистр расчета резерва сомнительных долгов

Сумма резерва формируется на основе той информации, которая была получена  в результате перерасчета. Для этого используются все выявленные в процессе переучета суммы, независимо от того, имеют ли они подтверждение со стороны должников или нет. Во многом порядок учета определяется принятой организацией учетной политикой и Уставом предприятия.

Как создать

Создание резерва производится в несколько этапов. Придется просмотреть и изучить большое количество документов. Но в будущем это поможет избежать снизить риск роста невыплаченных долгов. Весь процесс создания состоит из следующих шагов:

  1. После завершения учетного периода, проводится переучет всех долгов дебиторов. Это нужно для того, чтобы выявить наличие их всех, а не только сомнительных.
  2. На основании полученной в ходе перерасчета информации рассчитывается сумма резерва, который был уже использован в этом периоде и неиспользованный остаток (в случае, когда были все-таки погашены долги со стороны дебиторов).
  3. Рассчитывается сумма резерва, который будет создан в следующем отчетном периоде. Рассчитывается она не только исходя из общей суммы просрочек, но и от размера всей выручки. По закону сумма отчислений не должна быть выше 10% от ее суммы.
  4. Рассчитанная сумма сравнивается с оставшимися за прошлый период средствами и делается перерасчет.

Если сумма превышает остаток, то к нему доначисляются средства, и эти доначисления списываются в состав прочих расходов. Если же она меньше, то ему придется уменьшить размер резерва, а разницу перенести на счет прочих доходов.

В итоге информацию, полученную в ходе проведенной инвентаризации, используют для создания базы данных о дебиторах, о наличии у них долгов перед предприятием, и как они их погашают. При формировании резерва, просроченные платежи учитываются полностью, вместе учетом НДС.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва — все о налогах

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

Любое предприятие может столкнуться с образованием долга. Требования его погашения далеко не всегда приносят успех. Судебные же тяжбы могут не принести успеха, если контрагент не имеет средств на погашение или если срок для возврата их через подачу иска давно прошел.

Учитывая это, специалисты в области юриспруденции советуют защищаться от таких случаев. Настоящей страховкой становится резерв сомнительных долгов. Все самое важное о таком процессе сегодня раскрывает далее наша статья.

Понятие термина

Итак, под сомнительным долгом стоит понимать дебиторскую задолженность любого предприятия, которая не была оплачена в определенные контрактом сроки, а также не была защищена с помощью разного рода гарантий. К числу последних относится:

  • Договор о залоге;
  • Поручительские обязательства;
  • Гарантия банка.

Для того чтобы бухгалтерия смогла сформировать резерв таких обязательств  проводится инвентаризация.

Если подобные долги были обнаружены, тогда организация должна принять меры по формированию резерва. Основанием для этого становится п. 70 положения, регулирующего ведение бухгалтерского учета. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то такая мера крайне необходима, чтобы остаться «на плаву». Указанная норма не содержит в этом плане исключений для таких лиц.

Что такое резервы по сомнительным долгам?

Особенности расчета резервов сомнительных долгов в бухгалтерии

Детальный порядок такого процесса все же формируется у каждой компании индивидуально и закрепляется в учетной политике. Резерв  должен отражаться  в числе расходов или прибыли (согласно п. 4 ПБУ). Каждое же отчисление в резерв указывается в графе расходов.

Читайте также:  Парфюмерия и бытовая химия могут стать подакцизными товарами

Резерв учитывается на специальном счете, под номером 63 название «Резервы сомнительных долгов». Аналитика же будет отображена в счете 62. Ее рекомендовано организовать так, чтобы обеспечить получение полезной информации о состоянии долгов, которые не оплачивались в установленные договорами периоды.

В активах баланса «дебиторка» из которой формировались резервы, отражается с вычетом резервов, в пассиве без указания сумм. Списание сумм задолженности переходит во внебалансовый счет 007. Наблюдение за таким долгом осуществляется в течение нескольких лет.

Условия для формирования резерва в бухгалтерии

Действующие нормы закона, а ст. 266 НК РФ указывают на то, что налогоплательщик имеет полное право формировать резерв сомнительных долгов. В этом учете данные суммы, попавшие в резерв, будут переданы к числу внереализационных расходов состоянием на последнюю дату отчетного периода.

Учитывая то, что резерв, который может определяться нормами действующего документа, ограничен признанием, появляется разница между такими видами учета.

В специальных документах исчисление резерва делают с учетом следующих  показателей:

  1. Для сомнительных долгов, термин которых превышает девяносто дней, в резерв попадет вся сумма  задолженности;
  2. Если термин превышен, сорок пять или девяносто дней здесь уже резерв возрастет до 50% суммы долга.
  3. Если термин держится в пределах 45 дней – сумма в резерве не прибавится.Резерв сомнительных долгов  по документам  применяется только на покрытие утрат от безнадежной задолженности.

Практика показывает, что действующее законодательство не уделило достаточно внимания оценке вероятности выплаты долга. Более того, такая процедура полностью отсутствует в нормативных документах, что создает немало хлопот руководству предприятий и организаций.

Так, допустим, если фирма применяет только условия полной предварительной оплаты для своих покупателей, то здесь нет оснований для создания резерва долгов. Человек получил товар только после того, как его оплатил. Нет денег – нет покупки и проблем.

Отражение резерва в бухгалтерском учете.

Если, по сонетам  специалистов в учетной политике предусмотреть, что такие резервы создаются в размерах величин возможных потерь от отсутствия оплаты долгов на дату отчета. Такой подход покажет, что  сумма резерва будет равной сумме, которая не была полученной к завершению отчетного периода.

Таким образом, данные вопросы очень важны, но отсутствие их регулирования заставляет организации уповать на бдительность и компетентность бухгалтеров.

Различия формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

Специалисты в области бухгалтерии напоминают о необходимости различать бухгалтерский и налоговый учет резервов. И вот в чем дело.

  Первый вариант — это обеспечение формирования документов, содержащих систематизированную информацию.

Целью его является  составление бухгалтерской отчетности, которая позволит получить результаты работы компании. В отличие от него налоговый учет не дает такого эффекта.

Например, руководство компании приняло решение о предоставлении контрагенту организации кредита и для этого понадобится анализ бухгалтерских отчетов. Это же понадобится для участия в тендерах. Отчетность по финансам помогает заинтересованным лицам понять то, насколько их контрагент способен функционировать и отвечать по взятым на себя обязательствам.

Таким образом, налоговый учет дает возможность государственным органам осуществлять контроль полноты и своевременности оплаты налогов.  Бухгалтерский же учет позволяет вести финансовую отчетность. Это и покажет все результаты именно этой сферы деятельности предприятия.

Налоговый учет и варианты отражения сомнительных долгов

В бухгалтерский учет попадают исключительно резервы сомнительных долгов по расчетам за продукцию, работу и услугу. Если появление сомнительного долга произошло из имущественных прав или вещей, что не являются продукцией или товаром, то его сумму необходимо взять  во внимание при создании резерва в налоговом учете, но в бухгалтерском учете она учитываться не будет.

Какие нормативные акты используются для их формирования

В процессе составления таких резервов специалистам необходимо использовать целый ряд нормативных актов, в числе которых:

  • Налоговый кодекс в редакции от 03.07.2016 с последними изменениями;
  • Положение о бухгалтерском учете с последними изменениями;

Источник:

Резерв по сомнительной дебиторской задолженности

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Минфин об определении сомнительного долга для целей налогообложения

 Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, удовлетворяющая трем условиям:

С 01.01.

2017 были внесены изменения[1]в определение сомнительного долга, согласно которым «дебиторка», возникшая в связи с реализацией товаров, работ, услуг, в расчет резерва должна включаться не в «чистом» виде, а за вычетом кредиторской задолженности перед тем же контрагентом[2].

Например, если у организации имеется просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность в размере 1 000 руб. и при этом по другому договору с тем же контрагентом существует кредиторская задолженность в размере 800 руб., сомнительным долгом будет считаться сумма в 200 руб.

Новое определение породило на практике массу вопросов у налогоплательщиков. Какая «кредиторка» должна участвовать в расчете сомнительного долга: любая или только просроченная? Что делать, если у контрагента перед организацией имеется несколько задолженностей с различными сроками возникновения? Ответы на эти вопросы недавно дал в письмах Минфин.

Немного истории

Еще до внесения дополнений в определение сомнительной задолженности Минфин считал, что в расчет резерва по сомнительным долгам следует включать «дебиторку» за минусом «кредиторки» перед тем же контрагентом.

Вот, к примеру, что писало финансовое ведомство еще в 2010 – 2011 годах.

В главе 25 НК РФ сомнительный долг рассматривается как любая просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность.

Вместе с тем в соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом (см. письма Минфина РФ от 21.09.2011 № 03‑03‑06/1/579, от 06.08.2010 № 03‑03‑06/1/528).

Получается, финансисты слишком широко трактовали положения п. 1 ст. 266 НК РФ, действовавшие до 2017 года.

Позднее Президиум ВАС в Постановлении от 19.03.2013 № 13598/12 опроверг подобный подход и указал, что в гл.

25 НК РФ сомнительный долг рассматривается как любая просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность и не установлено каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником.

Кроме того, прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования является правом стороны, в связи с чем наличие такой возможности не должно влечь автоматическую корректировку резерва.

Итак, до внесения дополнений в п. 1 ст. 266 НК РФ эта норма не предполагала уменьшения суммы «дебиторки» на «кредиторку» при расчете размера сомнительного долга, а ее расширенное толкование не встречало поддержки в судах.

С этого года норма изменилась и, казалось бы, не должна была вызывать вопросов. Но вопросы все же возникли, и Минфин ответил на них в письмах.

Минфин разъясняет…

Разъяснение первое.

Обращаем ваше внимание, что ранее финансовое ведомство (письма № 03‑03‑06/1/579, № 03‑03‑06/1/528) вело речь о включении в резерв по сомнительным долгам той части дебиторской задолженности, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность.

В редакции п. 1 ст. 266 НК РФ, которая действует с этого года, ничего не говорится о просроченной «кредиторке». В связи с этим Минфин в Письме от 17.04.2017 № 03‑03‑06/1/22608 уточнил следующее.

Налогоплательщик вправе сформировать РСД в отношении дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает любую кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом, независимо от даты ее возникновения.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

Разъяснение второе.

Еще одно (весьма любопытное, на наш взгляд) разъяснение Минфин дал в Письме от 20.04.2017 № 03‑03‑06/1/23835.

Поскольку указанная кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в отношении каких операций она возникла, он считает, что в целях применения ст.

 266 НК РФ для определения показателя кредиторской задолженности следует суммировать задолженности налогоплательщика перед соответствующим контрагентом по любым операциям.

Полагаем, здесь имеется в виду, что «кредиторка» может возникнуть не только по договору реализации товаров, работ, услуг, но и, например, вследствие договора займа.

Поясним. Предположим, организация А 15 июня отгрузила организации Б товар на сумму 118 руб. (с учетом НДС). Организация Б готова была оплатить товар сразу. Однако организация А предложила оформить договор займа (где она выступала заемщиком) на сумму 118 руб. сроком с 15 июня по 15 октября того же года. 15 октября стороны провели зачет взаимных требований на сумму 118 руб.

  •                                            Отгружен товар на сумму 118 руб.
  • Организация А                                          →                                                Организация Б
  •                                                                    ←
  •                                            Предоставлен заем на сумму 118 руб.
  • Таким образом, в указанный период де-факто организации ничего не должны друг другу. А де-юре у организации А имелись:
  • дебиторская задолженность организации Б за реализованный товар;
  • кредиторская задолженность перед организацией Б по договору займа.
Читайте также:  Новое в нк рф, штрафы за ерсв… и другие интересные новости за неделю (11.11.2017–17.11.2017)

Если указанные операции проводились бы до 2017 года, то, как видим, на 30.09 у организации «А» имелся бы налицо сомнительный долг в размере 118 руб. сроком возникновения более 90 дней, то есть всю сумму она была бы вправе включить в расчет резерва по сомнительным долгам.

С этого года такой номер не пройдет. Организация А должна уменьшить «дебиторку» на сумму кредиторской задолженности перед соответствующим контрагентом по любым операциям. В том числе, как в нашем примере, по договору займа.

Можем только предположить, что изменения в определение сомнительного долга были внесены с целью пресечь подобные искусственные отчисления в резерв.

Разъяснение третье.

В вышеупомянутом Письме от 20.04.2017 № 03‑03‑06/1/23835 Минфин также отметил, что, по его мнению, в целях определения сомнительного долга при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения.

Как это понимать? Напомним, что согласно п. 4 ст. 266 НК РФ суммы дебиторской задолженности:

  1. а) включаются в расчет резерва в полном объеме (100%), если задолженность просрочена более чем на 90 календарных дней;
  2. б) включаются в объеме 50%, если задолженность просрочена от 45 до 90 календарных дней включительно;
  3. в) не включаются (0%), если задолженность просрочена менее чем на 45 календарных дней.
  4. Предположим, у организации А имеется:
  • дебиторская задолженность организации Б за реализованный товар со сроком возникновения более 90 дней в размере 600 руб. и сроком возникновения менее 45 дней в размере 500 руб.;
  • кредиторская задолженность перед организацией Б в размере 400 руб.

По «методике» Минфина в расчет РСД сомнительная задолженность включается так: (600 — 400) х 100% + 500 х 0% = 200 руб. Эта сумма будет учтена в составе внереализационных расходов на конец отчетного периода.

То есть «кредиторка» вычиталась из наиболее старой «дебиторки». Так считает Минфин. Вместе с тем нормы ст. 266 НК РФ на этот счет (из какой «по возрасту» дебиторской задолженности следует делать вычеты) таких положений не содержат и не запрещают сделать расчет по-другому.

Например, так: (500 — 400) х 0% + 600 х 100% = 600 руб. И в состав внереализационных расходов на конец отчетного периода будет включена уже другая сумма.

Получается, что вопрос остается спорным, и разрешать его налогоплательщику, выбравшему второй, наиболее выгодный для себя вариант, возможно, придется в судебном порядке.

[1] Изменения внесены в соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

[2] На страницах нашего журнала эта тема была освещена в статьях «Создание РСД с этого года стало более привлекательным!», № 3, 2017; «И еще об изменениях в исчислении налога на прибыль», № 12, 2016.

Е. Л. Ермошина , эксперт журнала

«Налог на прибыль» № 6 июнь, 2017 год.

Рубрика ВОПРОС-ОТВЕТ. Резерв по сомнительным долгам: бухгалтерский и налоговый учет в 2019 году

  • ОТВЕТ:
  • Сомнительным долгом признается долг перед Организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.
  • Об этом свидетельствуют, в частности:
  • либо нарушение должником срока оплаты;
  • либо информация о финансовых проблемах должника.

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДОЛГ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, соответствующая следующим критериям (п.42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее — Инструкция № 102):

  • возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности);
  • не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервы по сомнительным долгам создаются на конец отчетного периода, периодичность и способ их создания закрепляется в учетной политике организации.

Создание резервов по сомнительным долгам на конец отчетного года обязательно при условии наличия у организации сомнительной дебиторской задолженности, для определения которой используются результаты проводимой организацией обязательной инвентаризации активов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п.43 Инструкции № 102).

  1. В Инструкции № 102 предусмотрены следующие способы создания резервов по сомнительным долгам:
  2. 1-й способ — по каждому дебитору на основе анализа платежеспособности дебитора, возможности погашения им задолженности полностью или частично и других факторов;
  3. 2-й способ — по группам дебиторской задолженности на основе ее распределения по срокам непогашения;
  4. 3-й способ — по всей сумме дебиторской задолженности на основе показателя выручки от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг за отчетный период и коэффициента сомнительной задолженности.

Минфин рассказал, какие долги списывают за счет «сомнительного» резерва

Внимание! Вышеуказанный подход применяется для целей бухгалтерского учета!

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ СОМНИТЕЛЬНОГО ДОЛГА В 2019 ГОДУ

Для целей налогового учета в состав внереализационных расходов в 2019г.

могут включаться резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности, не погашенной в установленный срок, возникшей в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, но не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС (подп. 3.48. п. 3 ст. 175 НК), с учетом налога на добавленную стоимость, и исчисленные следующим образом:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней — сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Однако необходимо принимать во внимание некоторые сложности практического применения п.3.48 ст. 175:

  • определения типов обязательств, на которые распространяются п.3.48 ст. 175 НК;
  • подтверждение сумм обязательств (проведение инвентаризации расчетов),
  • перерасчет размера включенного в состав внереализационных расходов резерва по сомнительным долгам в каждом налоговом периоде.

В случае снижения или аннулирования отчислений в резерв по сомнительным долгам, расходы на формирование которых были в предшествующих отчетных периодах учтены в составе внереализационных расходов, соответствующие суммы уменьшения указанных отчислений подлежат включению в состав внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором указанное аннулирование или снижение подлежит отражению в бухгалтерском учете (подп. 3.22 ст. 174 НК).

Пунктом 1 ст. 186 НК установлено, что сумма налога на прибыль по итогам отчетного периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Соответственно, при расчете налога по итогам каждого отчетного и налогового периода размер включенного в состав внереализационных расходов резерва по сомнительным долгам должен пересчитываться и соответствовать предельному размеру, установленному подп. 3.48 п. 3 ст. 175 НК.

В рамках действующего законодательства, по долгам, возникшим по внереализационным доходам, не представляется возможным учитывать созданный резерв в составе внереализационных расходов в размере установленного норматива, например:

  • просроченный долг по лизинговому вознаграждению;
  • долг, связанный- с приобретением товаров (работ, услуг) (не поступил товар по предоплате);
  • долг со сдачей имущества в аренду.

Напомним!

Кроме того, в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек (подп.3.22 и п. 3.23 п.3 ст.175 НК):

  • срок исковой давности;
  • срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению;

Эти расходы отражаем на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности, а также на дату составления документов о невозможности взыскания задолженности в соответствии с законодательством.

  • убытки от списания дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания (подп.3.23 п.3 ст.175 НК).
  • Такие расходы отражаем на дату исключения дебитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • СОЗДАНИЕ ЛНПА ОРГАНИЗАЦИИ
  • Необходимость регламентации работы с дебиторской задолженностью каждая Организация определяем самостоятельно.
  • В целях организации работы с дебиторской задолженностью, определения уполномоченных и ответственных лиц предлагаем разработать и закрепить приказом Руководителя «Порядок организации работы с дебиторской задолженностью», в котором предусмотреть:
  • Единые подходы к принятию мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
  • Формулировки понятий:1. текущая дебиторская задолженность;2. просроченная дебиторская задолженность.3. безнадежная к взысканию дебиторская задолженность.
  • Определить ответственных лиц, уполномоченных руководителем на осуществление работы с дебиторской задолженностью по каждому этапу, предусмотренные Положением;
  • Порядок администрирования дебиторской задолженности;
  • Порядок взыскания дебиторской задолженности;
  • Порядок мониторинга, инвентаризаций расчетов;
  • Порядок определения ранжирования задолженности, в зависимости от срока возникновения и сроков погашения;
  • Порядок признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
  • Порядок списания безнадежной ко взысканию задолженности.
  • Порядок использования информации о состоянии расчетов для целей бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями законодательства РБ.
  • Контроль за исполнением данного Порядка.
Читайте также:  Вырастут больничные, декретные и взносы ИП… и другие интересные новости за неделю (11.11.2019–15.11.2019)
С уважением, консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

17.06.2019

Корректировка дебиторской задолженности и списание сомнительных долгов

Осуществляя производственно-финансовую деятельность, компания вступает в договорные отношения с покупателями, поставщиками и подрядчиками, в результате чего образуются дебиторская и кредиторская задолженности. В связи с недобросовестностью контрагентов на практике часто возникают ситуации, когда часть сумм по счетам к получению остается невзысканной.

Основанием для признания задолженности безнадежной является банкротство должника или ликвидация компании-должника, повторные неудачные попытки взыскать долг, а также невозможность его взыскания в связи с истечением срока исковой давности.

Согласно статье 178 Гражданского кодекса, общий срок исковой давности – 3 года. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

При этом следует учитывать, что течение срока исковой давности прерывается при совершении должником любых действий, свидетельствующих о признании долга.

Письменные ответы и заявления дебитора, признание им выставленной претензии, подписание акта сверки задолженности, частичная оплата долга – все эти обстоятельства служат новой точкой отсчета срока исковой давности.

Кроме того, срок исковой давности прерывается, если кредитор обращается с иском в суд. После принятия положительного судебного решения по возврату должником суммы долга отсчет срока исковой давности начинается вновь. Если же иск, поданный кредитором, оставлен судом без рассмотрения, срок исковой давности считают непрерванным.

ПРИМЕР

1 ноября 2016 года ТОО реализовало ИП товар в кредит на сумму 500 000 тенге. Покупатель должен был погасить задолженность в срок до 30 ноября 2016 года, но не погасил. Таким образом у ТОО образовалась просроченная дебиторская задолженность.

  • В феврале 2017 года ТОО обратилось в суд с иском о принудительном возврате суммы долга.
  • 3 апреля 2017 года было получено положительное судебное решение, но, несмотря на предпринятые шаги, вернуть задолженность так и не удалось.
  • Анализ
  • В рассматриваемом случае дебиторскую задолженность можно списать как сомнительное требование по истечении срока исковой давности (3 года).
  • Отсчет срока следует вести с 3 апреля 2017 года.
  • Таким образом, дебиторская задолженность ИП будет списана в апреле 2020 года.
  • Для оформления операции списания дебиторской задолженности, срок исковой давности по которой не истек, требуется документальное подтверждение того, что задолженность является безнадежной. Таким подтверждением могут являться:
  • – определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника;
  • – выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о том, что компания-должник ликвидирована;
  • – решение суда или уведомление ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего) о том, что требования кредитора не будут удовлетворены из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации;
  • – акт судебного исполнителя о невозможности взыскания долга с компании-должника;
  • – прочее.
  • Не имея в наличии документов, подтверждающих безнадежность дебиторской задолженности, списывать задолженность, у которой срок исковой давности не истек, нельзя.

Возникновение безнадежной дебиторской задолженности – достаточно распространенная ситуация, так как у любой компании имеются покупатели, своевременно не заплатившие за товары и услуги, проданные в кредит. Суммы, не уплаченные покупателями в срок, установленный договором, называют сомнительными требованиями.

  1. Для списания сомнительных требований в бухгалтерском учете существует два метода:
  2. – метод прямого списания – это когда сумма сомнительного требования напрямую относится на расходы, а затем включается в отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании;
  3. – метод начисления резерва.
  4. Метод, применяемый для списания сомнительных требований, а также его особенности следует подробно описать и закрепить в учетной политике компании.

Прямое списание суммы сомнительных требований применяется тогда, когда достоверно известно, что дебиторская задолженность не будет погашена.

Основной недостаток этого метода заключается в том, что сложно определить момент времени, когда задолженность можно считать безнадежной, а это может повлечь за собой нарушение принципа соответствия доходов и расходов отчетного периода.

Поэтому данный метод следует использовать только в тех случаях, когда размер списываемой безнадежной задолженности не является существенным. Как правило, метод прямого списания используют те компании, которые ведут бухгалтерский учет на основе Национального стандарта финансовой отчетности.

Компании, работающие на основе МСФО, в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» для списания сумм сомнительных требований используют методы начисления резерва.

Существуют два метода начисления резервов для списания сумм сомнительных долгов и оценки их стоимости:

– метод процента от объема предыдущей реализации. Основывается на расчете процента суммы неоплаченных счетов в общем объеме реализации за последние несколько лет. При использовании данного метода резерв формируется на конец отчетного периода на величину процента суммы неоплаченных счетов к объему реализации за текущий отчетный год;

– метод учета счетов по срокам оплаты. Заключается в классификации всей дебиторской задолженности компании по срокам оплаты и расчету прогнозируемого процента сомнительных …

Списание безнадежного долга

Комментарий к Письму ФНС России от 20.01.2014 N ГД-4-3/526@ «Об определении в целях налога на прибыль момента признания расходов в виде списанного безнадежного долга, по которому истек срок исковой давности, если налогоплательщик создает резервы по сомнительным долгам»

Налоговики, находя при проверках налога на прибыль списание налогоплательщиками безнадежных долгов, особое внимание обращают на причины такого списания.

И если таковой является истечение срока исковой давности, то проверяется, совпадает ли время истечения с налоговым периодом, когда происходит рассматриваемое списание.

И при разнесении данных моментов по разным годам, да еще если списание долга приходится на первый проверяемый год проверки, фискалы однозначно признают занижение облагаемой базы по налогу с соответствующим начислением недоимки, пеней и штрафа.

Момент признания расходов

Описанный выше случай и рассматривается в комментируемом Письме ФНС России от 20.01.2014 N ГД-4-3/526″.

Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки вменил налогоплательщику нарушение в виде неправомерного завышения расходов, участвующих в формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в периодах проверки, на суммы дебиторской задолженности, сроки исковой давности по которым истекли в более ранних налоговых периодах. Руководство налоговой службы в комментируемом Письме признало, что в действующем налоговом законодательстве, в частности в ст. 272 НК РФ, устанавливающей порядок признания расходов при методе начисления, отсутствуют четкие нормы, регулирующие порядок определения момента признания внереализационных расходов в виде безнадежного долга. Напомним, что имеющийся долг можно квалифицировать как безнадежный (нереальный к взысканию), если выполняется одно из перечисленных условий (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 ГК РФ);
  • обязательство должника прекращено:
  • из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • признание долга безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата исполнительного документа взыскателю по следующим основаниям:

невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях (пп. 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными (пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *